11 ОКТЯБРЯ 1349 г. № 240 (10080)
	ВТОРНИК.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Премьеры в театрах
Азербайджана
	BARY, 10 октября. (По телеф. от cob.
Hopp.).  Столичные театры Азербайджан-
ской CCP начали новый‘ сезон. Театр оне-
ры и балета имени Ахунлова поставил
оперу Гаджибекова «Кер-Оглы». В ‘репер-
туаре театра в нынешнем году новые по-
становки — опера «Севиль» Амирова по
одноименной пьёсе Джабарлы; балет «Семь
красавиц» В. Вараева по мотивам поэмы
Низами и опера «Гюльшан» Галжибекова,
	‚поерященная новому: городу ‹реепублики —
	Мингечауру:

В день 32-й годовщины Onrabpacnoi
PEBONIONHA  COCTOHTCa премьера оперы
	Глинки «Иван Сусанин».
		Заявление Главноначальствующего Советской
военной администрации в Германии
	генерала армии
	Чуйкова В. И.
	’ Советской Туве пять лет
			eae и другие получили в среднем по
8—20 центнеров, & на отдельных участ-
ках — по 32 центнера пшеницы с гектара.
Звеньевой колхоза имени Кочетова Маады
Барынмаа собрал по 30,5 центнера пшени-
пы 6 гектара на площади 30 гектаров и
удостоилея высокого звания Герея Социали-
стического Труда. Члены его звена Байгары
Таракай Талыр - Солович, Маскыр-0бол Па-
рынмаа_и Вениамин Беленков. награждены
орденами Трудового Красного Знамени. Сей-
час среди тружеников тувинских полей
шесть Героев Социалистического Труда. 163
	человека, награждены орденами и медалями
	CCCP.

В нынешнем году тувинские колхозы
вырастили неплохой урожай. В таких райо-
нах, как Сут-Хольский, Барун-Хемчикский,
Бай-Тайгинский, добились ‹ высокого  уро-
жая. Сейчас колхозники, используя богатую
технику, с болышим нод’емом ведут уборку
урожая и хлебозаготовки, принимают все
меры к тому, чтобы досрочно выполнить
первую заповедь.

Серъезных успехов добились животново-
ды Советской Тувы. На просторных горных
пастбищах пасутся ‘тучные колхозные и
совхозные стада. В текущем году план вы-
ращивания лошадей, крупного рогатого
cKOTa, овец и коз, а также свиней значи-
тельно перевыполнен. В животноводстве,
кав и в. полеводетве, имеются десятки знат-
ных людей, показывающих образцы сокиа-
листического отношения к труду. Чабан кол-
хоза «Пламя революции» Тандинского рай-
она тов. Зарубин от 374 овцематок, получил
394 ятненка и полностью сохранил их. Ча-
бан колхоза «14 лет Оклября» Ваа-Хемекото
района тов. Листков от 190 овнематок вы-
растил 208 ягнят.

Выполняя постановление Совета Мини-
etpos Союза ССР. и. Центрального Комитето
ВЕП(б) о трехлетнем плане развития обще-
ственного животноводства, колхозы и COB-
хозы Тувы сумеют добиться еше более вы-
соких результатов. В этом году в наших
колхозах строится 134 животноводческих
помещения. В ближайшие годы колхозы
полностью обеспечат... себя. необходимыми
помещениями ITA скота.
	В нашей области создана и успептно раз-
вивается промышленность. Работают пред-
приятия по лесообработке, выпуеку. мебели,
мехов, обуви и других видов продукции.
Есть авторемонтный. рементно-механиче-
ский, кирпичный заволы.
	Наши города и села меняют свой облик,
Полностью ‘перестраивается быт аратов. В
этом году советское: правительство отпусти-
л6 тувинеким колхозам на отроительетво
1,5 миллиона рублей ссуды, в том числе для
осуществления. перевода. аратов на оседлый
0браз жизни 2,5 миллиона рублей без-
возвратной ссуды. Сейчае в колхозах ши-
роко развернулось строительство жилых
домов, производетвенных и культурно-бы-
товых помещений. Сотни семей колхозни-
ков навсегда покинули кочевые юрты и
перешити в деревянные ‘дома; В будущем
тоду в сельской местности будут работать
16 электростанций, & . ;

Советское правительство выделяет боль-
шие средства на развитие экономики и
культуры Тувинекой автономной. области.
За пять лет мы получили на нужды народ-
ного хозяйства около 56 миллионов рублей,
на народное: просвещение -— 216. миллио-
нов, на здравоохранение — более 50 мил-
лионов рублей.

При помощи советского правительства и
большевистской ‚партии. у нае построены
сотни ‘Школ, клубов, изб-читален, больниц,
уедицинеких пунктов. Сейчас в области
выпускается пять газет. Создан областной
театр. Неть отделение Союза советских пи-
сателей, издательство, кинотеатры, музей.
Счастливый тувинский. народ   пользуетея
всеми благами культуры. -

Трулящиеся ‚Советской Тувы активно
участвовали в выборах в Верховные Сове-
ты СССР и РСФСР, в местные Советы. Они
послали в органы советекой власти 107 ра-
бочих, 9906. колхозников и трудовых ара-
тов, 949 служащих, интеллигентов. Среди
депутатов-——572 женщины. Женщины рабо-
тают наравне с мужчинами BO BCEX отрас-
лях народного хозяйства. Депутаты мест-
ных Советов под руководетвом. партийных
организаций успешно борются за дальней-
ний под”ем народного хозяйства и культуры.

Всеми своими успехами тувинсвий народ
обязан большевистокой партии, советскому
правительству, братской помощи народов
СССР. Трудящиеся Советской Тувы горячо
благодарят: мудрого ‘вождя ‘и учителя
товарища Сталина за постоянную помощь
и заботу. Они не пожалеют сил в: труде на
благо социалистической отчизны.
	А, М. YAMBA,
председатель. исполкома. .областного
Совета Тувинской автономной области,
депутат Верховного Совета СССР.
	Пять лет назад тувинский народ стал
равноправным членом  многомиллионной
дружной семьи великого Советского Союза.
Трулящиеся Тувинской автономной области
торжественно отмечают этот исторический
юбилей.

Под солнцем Сталинской Конетитуции
быстро развиваются хозяйство и культура
Советской Тувы. Тувинский народ законно
гордитея своими успехами, достигнутыми
при советской власти, под руководетвом
партии Ленина — Сталина. .

Вогда смотришь на великие преобразо-
вания, которые произошли в нашей обла-
сти, невольно вспоминаешь мрачное прош-
лое тувинского народа. Тува была отеталой
страной. Она не имела своей письменноети.
Отсутствовали школы и больницы. Земля
обрабатывалась деревянной сохой.

После национально-освободительной рево-
люции 1921 тода, которая сверптилаеь у нае
в результате победы Великой Октябрьской
социалистической революции, благоларя по-
‘мощи русского народа тувинский народ
получил ©вободу и стал хозяином своей
страны. В`Тувинекой народной республике
были созланы первые промышленные пред-
приятия. Стали развиваться народное обра-
зование и здравоохранение. Началея Тост
тувинской национальной культуры, лите-
ратуры, искусства. В- 1930 году, при не-
посредственном участии Академии наук
CCCP, в Туве создается письменность на
‘родном языке. После вхождения в’ Совет-
ский Союз Тува быстро пошла по пути
расцвета. Началась перестройка хозяйства
на социалистических началах.

‚ Испокон веков тувинский народ вел
кочевой образ жизни. Теперь трудящиеся
араты переходят на обедлость, вступают в
олхозы, строят себе хобротные деревянные
дома. В области организованы 100 сельско-
хозяйственных артелей и 51 товарищество
во общественному развитию животновод-
ства и земледелия. Молодые колхозники
упорно трудятся на полях и нё животно-
зодческих фермах. В области создано шееть
маптинно-траклорных станций, вооружен-
ных переловой сельскохозяйственной тех-
BAKO. -

В прошлом году колхозники Тувы выра-
стили высокий урожай, выполнили план
хлебозатотовок на 127,6 процента. Так, на-
пример, колхозы имени Молотова Тандин-
ското района, «Свобола труда» Улуг-Хем-
окото района, имени Кочетова Пий-Хемекого
	в связи с решениями Немецкого народного совета`о взедении
в действие конституции Германской демократической
республики и об образовании в Берлине Временного
правительства Германской демократической республики
		Советское правительство поручило мне
сделать следующее заявление в связи с ре-
шениями, которые приняты 7 октября
1949 года Немецким народным советом о
введении в действие конституции. Герман-
ской демократической республики и 06 0б-
разовании в Берлине Временного прави-
тельства Германской демократической рес-
публики.

1 октября Советское правительство на-
правило правительствам США, Великобри-
тании и Франции ноту, в которой изложе-
на позиция Советекого Союза в отношений
положения в Германии, создавшегося ныне
в связи е образованием 20 сентября с. г.
сепаратного правительства в городе Бонне
(западная часть Германии). При этом Co-
ветское правительство заявило, что создание
боннского сепаратного правительства яв-
ляется грубым нарушением Потедамеких
решений, соглаено которым правительства
СССР, США, Великобритании и Франции
взяли на себя обязательство рассматривать
Германию как единое целое и содействовать
ве преобразованию в демократическое и
миролюбивое государство, а также обяза-
тельство по заключению мирного договора
с Германией.
	В соответотвии с Потедамекими и дру-
гими совместными решениями четырех де-
жав Советское правительство неизменно
стремилось предотвратить раскол Германии,
направляя свои усилия на выполнение этих
релений, на осуществление демократиза-
ции и демилитаризации Германии и на
обеспечение выполнения Германией обяза-
тельств, возложенных на нее Потедамеким
соглашением четырех. держав.
	Для всех должно быть ясным, что 0еу-
ществление демократизации и демилитари-
зации Германии, опирающееся на активное
участие всех демократических сил герман-
ского народа, является нообхолимым, что-
бы не допустить восстановления Германии,
как агрессивного государства, в чем заин-
тересованы все миролюбивые народы Евро-
пы и что отвечает интересам самого гер-
манского народа. Разумеется, се залачами
демократизации и демилитаризации Герма-
нии несовместимо такое положение, при
котором хотя бы часть Германии попала в
руки вчерашних вдохновителей гитлеров-
ского режима. Все вилят, что эти люди не
скрывают своего враждебного отношения к
соседним государствам и к самой демокра-
тической Термании и что они проникну-
	Тород Вилково -— самый крайний насо-
ленный пункт юго-запала нашей родины.
_ Часто весной, котла Дунай выходит из
берегов, город заливается водой. Большиии-
ство улиц является в сущности каналами.
По ним снуют сотни лодок.

Вилково — город рыбаков. Вее взрослое
ваесление его занлто ловом или переработ-
кой рыбы. У причалов рыбзавода, располо-
жившегоея по обоим берегам канала, —
десятки шаланд и лодок. Они доставляют
из моря камбалу, скумбрию, бычков. В
Дунае ловятся сельдь, красная и частико-
вая рыба.
	Вилково создана моторно-рыболовепкая
станция, располагающая большим количе-
	ством моторных судов, шаланл, кКиявов.
	могун, лодок. Бе рыбаки города об’елине-
	  В течение прошлогодней «Недели сада»
в колхозах РСФСР на большой площади
были заложены новые сады и виноградни-
ки. Особено успешно она прошла в Брян-
ской, Псковской, Великолукской и Омской
областях, в Татарской АССР. которые зна-
чительно перевыполнили государственный
план закладки садов. Свыше 90 тысяч жн-
телей городов и сел Московской области
активно участвовали в работах по раеши-
рению плодово-ятодных насаждений. Они
заложили много новых колхозных садов.
высадили более 50 тысяч фруктовых дё-
ревьев и ягодных вустов на своих приуса-
дебных участках. В Ленинграде в дни «Не-
дели сада» десятки тысяч трудящихся 0зе-
леняли город. В Башкирии молодые нефтя-
ники Ишимбаево разбили большой сад. На
Кубани колхозные виноградаря заложили
158 гектаров, а в Грозненской облаети —
123 гектара виноградников.

Повсеместно в дни «Недели сада» прово-
дилась широкая пропаганда садоводства.
Плодово-ягодную выставку, организованную
в Свердловеке, посетили 14 тысяч человек,
Такие же выставки были огкрыты в Ново-
сибирске. Ленинграде и других городах.
Изданная к «Неделе сала» популярная ли-
тература по садоводетву разошлась среди
населения в небывало короткий срок. Вею-
ДУ состоялись лекции и доклалы. побвя-
щенные жизни и научному творчеству ве-
ликого русского учепого И. В. Мичурина,
& также достижениям его последователей.
	Всенародный характер движения за
дальнейшее развитие садоводства, так ярко
проявившийся в дни «Недели сала» 1948
года, свидетельствует о большой маееово-
политической работе, проделанной местны-
ми партийными и советскими организа-
циями в колхозах, МТС и совхозах, В пе-
риод нынешней «Недели сада» они должны
еще более усилить свою организаторскую
роль, поднимая тружеников колхозной де-
ревни на борьбу за веестороннее развитие
общественного хозяйства, за изобилие про-
довольствия в нашей стране. Это тем более
необходимо, что нынче об’ем осенних ра-
бот по садоводетву и виноградаретву в не-
еколько раз превышает прошлогодний.

Успешное проведение начавшейся «Не-
дели сада» — важное государственное .дело.
Оно требует от местных Советов и сель-
скохозяйственных органов подлинной опе-
ративности, правильной расстановки сил ий
наиболее полного использования” резервов,
	‘Чтобы выполнить намеченный план работ,
	ты откровенными стремлениями № реван-
шу, являясь в настоящее время в западной
части Германии прямым орудием атрессив-
ных иностранных кругов.

. Советекое правительство уверено в том,
что германский народ найдет пути к в0с-
становлению нарушенного в настоящее
время единства Германии м осуществит
единство германского государства на демо-
вратических и мирных основах. Раскол
Германии не может долго продолжаться, так
Бак такое положение нахолитея в проти-
воречии © самыми глубокими стремлениями
германекого народа.

На пути восстановления единства Гер-
мании создан теперь целый ряд препон. Во
му, например, не ясно, ‘что созданное в
Боняе марионеточное «правительство» He
может служить делу восстановления единой
демократической миролюбивой . Германии?
Образование боннского правительства на-
правлено, напротив, на углубление раскола
Германии.

В этих условиях нельзя не признать за-
конным стремление германских демократи-
ческих кругов взять в свои руки весста-
новление единства Германии и ‘ве возрож-
дение на демократических и миролюбивых
началах. Именно в этом Советское прави-
тельство видит смыел решений Немецкого
народного совета о введении в действие кон-
ституции Германской демократической рес-

публики и об образовании в Берлине Bpe-
менного правительства Германской демокра-
тической республики.
	При этом Советекое правительство при-
нимает в сведению, что Временное прави-
тельство будет стоять на позициях реше-
ний Потедамской конференции и будет вы-
полнять обязательетва, вытекающие из со-
вместно принятых решений четырех дер-
Hay,

В связи с указанными решениями He-
мецкого народного совета Советское прави-
тельство решило передать Временному пра-
вительству Германской демократической
республики функции управления, принад-
лежавшие до сего времени Советекой воен-
ной администрации.

Вместо Советской военной администра-
ции в Германии будет создана Советская
Контрольная комиссия, которая будет иметь
своей задачей контроль за выполнением
Потедамеких и других <овместных решений
четырех держав в отношении Германии,
	(ТАСС)...
	Театр. ‚русской драмы открыл свой сезон
комедией Г. Мдивани «Ёто’ виноват? ». Зри-
тели увидят «Чужую тень» №. Симонова,
«Можайское шоссе» Н. Погодина и его же
пьесу «Миссурийский вальс», «За вторым
фронтом» украинского драматурга В. Соб-
ко. В классический репертуар будет вклю-
чена постановка «Горе от ума» Грибоедова.
	Азербайджанекий театр имени Азизбеко-
ва покажет пьесы Самеда Вургуна «Хн-
	  ap» (в новой постановке), «Голос Азера».
	Мамедханлы, в которой рассказываетея о
борьбе ‘народа Южного Азербайджана за
свое ‘напиональное ‘освобождение. «Иеточ-
ник счастья» Халила и. «Грядущие дни»
пе одноименному роману Ибрагимова.

К 30-летнему юбилею советской власти
в Азербайджане театр Юного зрителя пока-
жет премьеру «Манифест молодого челове-
ка» — инеценировку повести Мир Джалала
Патпаева —
	А. ОЗЕРСКИИ.
	Магнитофоны «Днепр»
в копхозах
	КИЕВ, 10 октября. (По телеф. от соб.
корр.). Звукозаписываюнше аппараты —
магнитофоны «Днепр», изготовляющиеся в
Киеве, находят все большее применение в
сельских домах культуры и колхозных клу-
бах. Аппарат записывает на пленку и затем
воспроизводит лекции, доклады, выетупле-
ния участников художественной самодея-
тельности. :

Ве многих колхозах. Украины магнито-
‘фоны используются как средство пропаган-
ды политических, научных, агрономиче-
ских знаний. На  Киевщине в домах куль-
туры  Корсунь-Шевченковского, Пполян-
ского, Дымерского и других районов при
помощи магнитофонов ‘ распространяется
опыт передовиков сельского хозяйства. :

Сейчас в районных домах культуры и
колхозных клубах на Украине работает
свыше 300 магнитофонов; В ближайшее
время на село направляетея еше около 500
	аппаратов.
ПН. ФИЛИМОНОВ.
	Omoecwoy
	»* <День сельского врача» проведен в го-
роде Шуя (Ивановская` область). С’ехав-
шиеся со всей области в город, медицин-
ские работники прослушали лекцию о ве-
	ликом русском физиологе И. П.  Павлове и
	в торжественной обстановке чествовали ста-
рейшую акушерку района Е: П. Тихоми-
рову, проработавшую здесь 40 лет.

* Новые’ кинотеатры открыты в Столб-
цах, Лиде, Вилейке, Поставах -и многих
других районных центрах Белоруссии.
Большие красивые театральные здания по-
строены в Барановичах, Молодечно и Бре-
сте. В` районах западных областей -респуб-
лики сейчас. насчитывается свьнне 400. ки-
нотеатров. . ри не

*Ж Экспериментально-опытная станция Ура-
ло-Эмбинской базы Академии наук Ка-
	захской ССР создана в окрестностях горо-
да Гурьева. Ученые производят здесь ис-
пытания. ветродвигателей и насосов раз-
личных конструкций. При станции прохо-
дят практику 50 сельских мелиораторов.
	ственным органам. Ha строительство жи-
ых и производственных   Зданий в Питом -
никах, оснащение разнообразными маши-

нами и инвентарем ассигновано свыше
15 миллионов рублей.
	Однако не везде эти средства правильно
используютел. Нередко большие материаль-
ные ценности, отпущенные государством,
остаются без движения. Это тормозит вне-
дрение высокой культуры земледелия в
плодово-ягодных питомниках. Во многих из
них неудовлетворительный уровень агро-
техники снижает урожайность сеянцев и
уменьшает выход стандартного посадочного
материала. Работники питомников все ее
остаются в большом долгу перед страной.
Понятно, что это сдерживает дальнейшее
развитие садоводства и виноградарства.
	Местные Советы, их депутаты и акти-
висты должны глубоко разобраться в ноло-
жении дел каждого плодово-ягодного и ви-
ноградного питомника, Надо принять дейет-
венные меры к тому, чтобы развернуть в
них работу в таких масштабах, которые
обеспечивали бы безусловное выполнение
государственных заданий по выращиванию
разнообразного и высококачественного 1по-
садочного материала. Боевая задача состоит
В Том, Чтобы быстрее устранить недостаток
в сзженцах ‚плодовых деревьев и ягодных
вустов. Расширение производства посадоч-
ного материала диктуется не только раету-
щей потребностью в нем для садоводства,
Огромное количество плодовых саженцев
	  Надо высадить в государственных. колхоз-
	вых ИП совхозных полезащитных лесных
полосах.
	Сейчас в ряде районов страны проходит
	осенняя «Неделя сада». Впервые «Неделя`
	сада» была проведена два года тому назад.
С тех пор в стране развернулось маесовое
движение трудящихся за быстрейшее вос-
становление и развитие садоводства, за 05е-
ленение городов и сел. «Неделя сада» при-
обретает силу традипии, прочно входит в
быт советских, людей. Ежегодно в проведе-
нию 68 деятельно готовятея не только кол-
X03H BIG И совхозные садоводы, но и широкие
слои городекого и сельского населения.
	В дни «Недели сада» обычно выполняет-
ся конкретный, заранее намеченный план
работ: Миллионы колхозников, рабочих и
служащих таким образом вносят свой цен-
ный вклад в общенародное дело  дальней-
шего развития садоводства и виноградар-
ства, поднимают на новую, более высокую
ступень благоустройство городов и сел.
	Указ Президиума Верховного Совета СССР

О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА,
ПРОМЫШЛЕННОСТИ, НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
	В хвязи с пятой годовщиной Тувинской
автономной области и. достигнутыми уепеха-
ми в развитии народного хозяйства, науки,
КУЛЬТУРЫ и исклества наградить:
	ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
	Т. Базыр-Сата Ховалыга Воняевича —
секретаря обкома ВЕН).

2. Дьякова Николая Яковлевича, — вто-
рого секретаря обкома ВЁП(б).

3. Елисевва Михаила Савельевича —
председателя колхоза «14 лет Октября»
Каа-Хемекого тайона.
	Манганак Анну Акайооловну — те-
лятницу совхоз» «Элекест» Тандинекого
района.
	9. Мундукая Ховалыга Шокаровича —
старшего чабана совхоза «25 лет РЕКА»
Улуг-Хемското района.

6. Ондара Серее Кафаоловича — мотори-
ста Кызылекой автотранспортной конторы.

7. Оскал-вола Владимира: Базыролови-
Ча — художественного руководителя Тувин-
ской цирковой группы. .

8. Оюна Ноокая Аранчановича — чаба-
на колхоза «Красных партизан» Тандин-
Ското района.

за годы послевоенной сталинской пяти-
летки социалистическое сельское хозяйство
достигло огромных успехов. По оеновным,
решающим отраслям сельскохозяйственного
‚производства в нашей стране превзойден
довоенный уровень развития. Под руковод-
ством большевистской партии советское
крестьянство с небывалым воодушевлением
борется за изобилие продовольствия для
населения и сырья для промышленноети.
	Партия и правительство, неустанно за-
ботясь о дальнейшем повышении благосо-
стояния трудящихся, разработали конкрет-
ную программу восстановления садов, ви-
ноградников и питомников, которым во
время войны, как известно, фашистские
захватчики причинили огромный ущеоб.
	Местные Советы и их сельскохозяйствен-
ные ортаны многое сделали по возрож-
дению и развитию садоводства. Из года в
год распгиряютея площади плодово-ягодных
и виноградных насаждений. В колхозах
PCOCP 33 первые три года’ послевоенной
пятилетки заложено 44.483 гектара садов,
ятодников и виноградников. Большая ра-
бота проведена по ремонту старых и. по-
полнению изреженных Caton.
	Неуклонный рост материального благо-
состояния советского народа требует вее-
мерного. развития садоводства и виноградар-
ства. Трудящиеся пред’являют все больший
спрос на разнообразные свежие фрукты и
на продукцию из плодов, ягод и виногра-
да, выпускаемую пищевой, кондитерской
и винодельческой промышленностью.

Поднять садоводетво и виноградарство
на новый, более высокий уровень — неот-
ложная задача местных советских и сель-
скохозяйственных органов, руководителей
колхозов, МТС и совхозов. Эта важная за-
дача должна быть решена в кратчайший
врок.

Накопленный за годы колхозного строя
передовой опыт выращивания  плодово-
ятодных и виноградных культур на боль-
ших массивах в- различных климатических
Вонах нашей страны, овладение методами
мичуринской науки по переделке природы
	растений, продвижение садовой культуры
	9. Петрова Николая Николаевича — на-
чальника областного управления МГБ.

10. Тока Салчака . Кюлбакхорековича —
первого секретаря обкома ВВПО).
	11. Чавыдака Вара-оола Салдаковича—
	участкового механика Вызыл-Мажалыкской
МТС Барун-Хемчикского- райока.

12. Чимба Александра Манытеевича —
председателя ` исполкома областного Совета
депутатов тоудящихея:

13. Хорби Ryysap  Санчаевну — учи-
тельницу Вызыл-Мажалыкской семилетней
школы Барун-Хемчикского района.

14. Цуканова Василия Карфповича-—ста-
хановца-каменщика, треста «Тувинетрой».
	‚ОРДЕНОМ. ТРУДОВОГО КРАСНОГО
ЗНАМЕНИ *
	1. Арланмая Андрея Монгеевича—пред-
седателя правления областного союза по-
требительских обществ,

2. Балчий-осла Кузьму Пальчироолови-
ча — заведующего областной поликанни-
кой. ВИ

3. Байкара Мончи-оола Хаямаевича —
чабана колхоза имени Кочетова Пий-Хем-
ского района. у

4. Беспалова Даниила Терентьевича —
бригадира тракторной бригады Бай-Хакской
МТС Тандинского. района. .
` 5. Горелова Патрикея Матвеевича — за-
ведующего отделом пропаганды и агита-
‘ции обкома ВЕП(б).

6. Даваа Александра „Бюрбюевича —
председателя областного еуда. ^.

7. Дукеек Хертек Авыдаевну — заведу-
ющую медпунктом Барун-Хемчивекого рай-
она.

8: Есьнова Герабима  Алёксеевича — за-
местителя начальника областного управяе-
ния МГБ. {

9. Иванову Ефросинью Михайловну —

телятницу колхоза «Ленинский путь» Каз-
Хемского района. :

10. Навай-сола Николая Лопсан-Серено-
вича — учителя неполной средней школы
Улут-Хемекого района.

11. Каязана. Оюна..Лотбановича — ка-
 менщика треста «Тувинетрой».

12. Нозление Арсения „Артемьевича —
заведующего сельскохозяйственным  отде-
	eee Фа

лом обкома ВКП(б).

(Продолжение следует).
		НР

вроб рыбаков

ны в четыре больших артели, снабженные
первоклассными орудиями лова. .

Вилковцы осваивают глубинный морской
лов. Виервые в этом голу они отправали
экепедицию в Керчь. Передовой рыболовец-
ku колхоз имени Сталина уже выполнил
годовой план.
	В городе построена судоремонтная верфь.
Строится большой холотильник.
	3a годы советской влаети в жизни горо-
да произошли большие перемены. Открыты
три новых школы, Дом культуры, квино-
	театр, оольница, поликлиника, родильный
дом.
	2 С. РУДЕНКО,
спец. корр. «Известий».
	г. BHJIKOBO Измаильской области.
	надо предусмотреть все до мелочей, свое-
временно устранить возможные помехи,
оказать действительную помощь колхозам
и вовхозам в расширении плодово-ягодных
насаждений. В частности надо снабдить
каждое хозяйство всем необходимым длЯ
высокопроизводительной работы в садах и
виноградниках. Предприятия местной про-
мышленноети и промысловой кооперация
каладили производетво лопат, граблей, мо-
THY, леек, секаторов и другого инвентаря.
Прямая обязанность торгующих организа-
ций — завезти в сельские магазины доста-
точное количество садового инвентаря.
Гораздо шире, чем прошлой осенью,
нужно развернуть пропаганду саловодства,
распространение передового опыта и ‘атро-
технических знаний среди населения. Лля
этого должны быть использованы все фор-
мы и методы массовой культурно-просве-
тительной ‘работы. Выставки по садовол-
ству, лекции и доклады о выдающихся до-
стижениях мичуринцев, выступления в пе-
чати и по радио лучших садовохов с рас-
сказами о своем опыте, издание плакатов,
листовок и популярной литературы, — все
это нало пустить в ход, чтобы добиться
новых успехов в развитии садоводства.
В эти осенние дни колхозам и совхозам
предетоят провести на большой площали
завладку садов, ягодников и питомников,
выполнить работы по осеннему уходу за нз-
саждениями, заботливо подготовить их к
зиме. Кроме того, надо высадить десятки
тысяч фруктовых деревьев и ягодных ку-
стов на приусадебных участках колхозни-
ков, рабочих и служащих, на усадьбах
МТС, в санаториях и домах отдыха, на
площадях и в парках городов, на террито-
рии фабрик и заводов, шахт и рудников.
Всемерное развитие садоводства и вино-
градаретва еще больше расширит” источни-
ки получения высовоценных продуктов пи-
тания для населения, увеличит сырьевые
ресурсы‘ пищевой промышленности. Сады и
декоративные насаждения преобразят .o6-
лик наших городов и сел, оздоровят быт
трудящихся, сделают их жизнь еще краше
и радостней.
«Украсим любимую родину цветущими
садами!» — под таким девизом прохохит
осенняя «Неделя сада» четвертого года
послевоенной пятилетки. Она является. од-
ним из ярких выражений пламенного па
риотизма советских людей, идущих под ру-
ководством великой партпи `енина—-
Сталина & полной победе коммунизма в
	нашей стране.
	садоводство и виноградарство!
		саженцами. Ве не все области, края п
республики располагают достатозно разви-
той сетью. плодовых и виноградных плтом-
ников, за счет которых они могли бы удов-
летворить свои потребности в побадочном
материале. Наиболее сильно ощущается
недостаток саженцев плодовых деревьев,
ягодных кустов, & также земляники в не-
которых центральных, северных и восточ-
ных районах, РСФСР. Нехватает виноград-
ных саженцев в Ростовской области. Сей-
час принимаются меры. к завозу в эти
Пайоны саженцев из государственных рес-
публиканских и честных, питомников. Ру-
ководители этих питомников. обязаны вы-
полнить задания по вывозке посалочного
материала в строго установленные сроки,
	8 также обеспечить сохранность его в
ПУТИ. ‘.
	B Tex районах, где нехватает посадоч-
ного материала, советские и сельскохозяй-
ственные органы должны восполнить этот
недостатох за счет местных ресурсов. В б0-
лее значительной мере, ‘Чем первоначально
предполагалось, надо использовать для’ рас-
	ширения посадок поросль вишни, сливы ий
ягодных кубов. ^
	Наряду с этим нужно обратить . особое
внимание на мероприятия, связанные в
выращиванием посадочного материала в бу-
дущем году. Речь идет о всемерном раз-
вертывании заготовок семян семечковых п
восточковых пород плодовых деревьев. Ус-
тановленный план’ сбора плоловых семян
необходимо выполнить в каждом районе, В
важлом хозяйстве!
	Бажной задачей местных Советов п
сельскохозяйственных органов является
создание прочной и устойчивой питомни-
ческой базы. Советские работники должны
помнить указание великого преобразователя
природы И. В. Мичурина о том, что «раз-
витие садоводства немыслимо без широкой,
	ee

образцово поставленной промышленной сети
ПИТОМНИКОВ» ~
	Правительство Российской Федерация в
нынешнем тоду оказало огромную мате-
риально-техническую помощь. питомникам,
принадлежащим местным  сельскохозай-
	А. МАКСИМОВ,
	министр сельского. хозяйства. РСФСР
		на север, непрерывный рост технической
оснащенноети сельского хозяйства, -— вев
это. позволяет уже в ближайшие годы  ло-
биться крутого под’ема садоводства и вино-
градарства, резко увеличить производство
плодов, ягод и винограда. 1
. Местные Советы и их сельскохозяйствен-
ные отделы должны обеспечить‘ успеш-
ное выполнение государственных . планов
по восстановлению и развитию садоводства
й виноградарства. Нельзя мириться с та-
ким положеннем, когда в ряде районов. за
кладка плодово-ягодных и виноградных на-
саждений производится только осенью. Де-
л0 В том, что невыполнение заданий по ве-
сенней закладке садов, ягодников и внно-
градников неизбежно увеличивает  0б’ем
работ, приходящийся на осенний перяод.
Именно поэтому в ряде областей и краев
сейчас предстоит провести посадки плодо-
во-ягодных и виноградных культур на пло-
щади, составляющей 75 процентов общего
массива, предусмотренного годовым пла-
ном. Понятно, что это сопряжено с извеет-
ными трудностями, особенно в таких. об-
ластях, как Тамбовская, Курская, Смолен-
ская и Ивановская, где весенние работы по
завладке садов и ягодников были выполне-
ны в незначительных размерах.

План развития садоводства и виногра-
Харства, нринятый на 1949 год, пре-
AYCMATPUBACT не только выполнение зада-
ний по новым посадкам плодовых деревьев
и ягодных кустов, но и проведение работ
по уходу за насаждениями. Надо навести
должный порядок в КАЖДОМ еаду и вино-
граднике, своевременно осуществить кам-
плекс агротехнических мероприятий, без
которого немыелимы культурное садовол-
ство и виноградаретво.

Исключительное значение для успешного
выполнения годового плана имеет обеспече
ние осенних посадок доброкачественными-