ТРУДЯЩИХСЯ СССР ; ВТОРНИК, 1 НОЯБРЯ 1343 г. № 25258 (1397997
они еабыей
		Юбилейные торжества
	на Украине и
	КИЕВ, 31 октября. (По телеф, от cob.
корр,). ТоржестРенно и радостно праздно-
вал вчера украиновий народ десятилетие
своето воссоединения в вдином Украинском
Советском государстве.

Вылался наредкость солнечный, ясный

день. 6 раннего утра сотни тысяч людей за-
полнили улицы и площади празднично укра-
шенной столицы Украины — Киева. Под
яркими ‘лучами солнца развеваются сотни
алых знамен, гремя? оркестры; льются н6с-
ни. С именем великого Сталина на устах,
в мыслями о могуществе своей родины вы-
шли киевляне на праздничиую“ демонстра-
ЦИЮ,
_ В 10 часов утра, встреченные громкими
аплодисментами присутетвующих, на. пра-
рительетвенную трибуну поднялись Н. С.
Хрущев, Д. С. Коротченко, члены прави-
тельетва УССР.

По Крешатику мощным потоком двину-
лись колонны демонетрантов. Возглавляют
шествие трудящиеся Ленинского и Сталин
сного районов: Над рядами демонстрантов —
портреты великих основоположников Совет-
екого государства В. И. Ленина, И. В:
Сталина и славных ‘сталинских соратни-
kon — членов Политбюро ЦВ ВВПСб).
	Возглавляемые 400 ‘знаменосцами, дви-
жутся трудящиеся Печерского и Молотов-
свого районов. Далеко разносится льющая-
ся из сотен уст пееня «Про батька народ-
ного про Сталма рИдного».

Более четырех чаебв продолжалось празд-
ничное народное шествие.

После демонстрации свыше 30 тысяч
трудяшихся Киева собралось на празднич-
но уврашенной Галицкой плошали. Здеь,
	на месте, где сходятся основные магистра-
ли етолицы Украины, состоялась торже-
ственная заклалка монумента в честь BOC-
гоединения украичевотге народа в едином
Украинском Советском государстве. Такие
же монументы заложены были вчера во
Львове и в Ужгороде.

В 18 часов 30 минут над ярко иллюми-
нированным, полным радостного оживле-

ния городом прогремели залпы празднич-
5юго салюта. ф
	ВИЕВ, 31 оклября. (ТАСС). Вчера вече-
ром состоялея прием, организованный пра-
вительством Украянской ССР в честь 10-ле-
тия воссоединения украинского народа в
едином Украинском Советском государстве.

Ha приеме присутствовали депутаты
	в Белоруссии
	Верховного Совета COCP’ u Bepxossoro Oo-
вета УССР, делегации от всех областей
УССР, прибывшие в Калев на празднование
10-летия воссоединения, министры, Герои
Советского Союза и Герой Социзлястиче-
ского Труда, выдающиеся деятели науки,
литературы и искусства. столицы Украины.

*
	_ МИНСК, 31 октября. (По телеф. от 596.
‘Норр,). , Десятки тысяч Человок заполнили
	a Ч ЗЧ, ва а в

8 воспоевенье площадь имени Ленина’ и ©9-
	ветокую улицу в Минске. одесь состоялся
большой митинг. ‘посвященный славному
	юбилею.
Митинг открыл секретарь Минекого 06-
	кома и горкома партии тов. Чернышев.
‘Cexperapp ЦВ КП(б) Белоруссии тов.

Гусаров от имени белорусекого прави-

тельства и ПА KRUG) Белоруссии m03xpa-
	вил собравльихея с праздником белорусско-
го народа. В своей речи тов. Гусаров обри-
совал славный путь, пройденный воссоеди-
ненным белорусским народом в великой
семье народов СССР за истекшие 10 лет.
	В заключение тов. Гусаров произнес
здравицы в честь могучей социалистиче-
ской родины, белоруеского народа, неру-
иимой лружбы народов СССР, Реесоюзной
коммунистической партии большевиков, в
честь великого вождя и учителя советоко-
ro нарола товарища Сталина.

Собравшиеся восторженное встречают
здравицы, над площадью прокатывается
мощное «Ура!», раздаютея воэгласы: «Сла-
ва великому Сталину!»

С приветственными речами выступили
предеедатель колхоза имени Сталина Ва-
рановичекой области тов. Вендыш, Ma-
шинист Минского паровозного депо тов. Ра-
сторгуев, Герой Советского Союза тов. Си-
доров, белоруеекий писатель К. Ёрапивз,
секретарь Минокото горкома комсомола тов.
Язвинская_
	Восторженно ротретили УЧаолники ми-
тинга приветствие Белорусской ССР от
Президиума Верховного Совета СССР.
	С огромным воодушевлением участники
митинга ‘приняли приветствие товарищу
И. В. Сталлну.
	До поздней ночи на’ озаренных иллюми-
национными огнями улицах Минска про-
холжаловь народное гулянье.

Праздничные вечера состоялись В этот
день в Могилеве, Бобруйске, Бресте и xpy-
гих городах и селах Белоруеени.
	от белорусского народа

Правительство и’ лично Вы, товарищ   тельствуют о могучей преобразующей силе
Сталин, е первых же ‘дней’ освобождения   советского общественного строя, принесше-
same! aewra op фаттистеких. захватчиков.   го. трудяшемуся человеку подлинную. св0-

отец и учитель!

лоллосвий азы был -06’явлен вне закона.

нашей земли `от фашистових захватчиков.
Родина щедро помогла белорусскому народу
В восстановлении И дальнейшем развитии
прометиленноети, сельского ‘хозяйства и
культуры, в под’6ме благосостояния трудя-
шихея:
	На стройки послевоенной сталинской
пятилетки белорусский народ вышел пол-
ный энергии, сил и творческого вдохнове-
ния, преиснолненный  непоколебимой веры
в успешную и быструю ликвидацию тяже-
лых последствий войны.

Пять лет, прошедших после изгнаняя
неменко-фашиетских оккупантов, ознамено-
	ваны крупнейшими успехами в BOCCTAHOB-
лении и зазвитии назодного хозяйства на-
	лении и развитии народного хозяйства, на-
шей республики. В короткий срок. были
восстановлены и введены в действие ты-
вячи промышленных предприятий. Еще 70-
лее возросла индустриальная мощь Совет-
‘ской Белоруссии. Создаютея новые отравля
	промышленности — тракторная и aBToMo-
	бильная. Промышленноеть республики план
	первых трех лет послевоенной пятилётки
выполнила на 109.9 прон. Успешно вы-
полняется план промьшиленного производ-
ства и в 1949 году.
	Мы. обешаем Вам. дорогой товарищ
	Сталин, и впредь всемерно развивать напгу
сопиалистическую промышленность, упор-
но и настойчиво боротьея за досрочное вы-
	полнение послевоенной пятилетки, за далБ-
	нейшее повышение  производительности
труда, за высокое качество продукции, вы-
сокорентабельную работу всех наших пред-
приятий, за широкое внедрение в производ-
ство новейших достижений науки и тех-
НИКИ.

Серьезные успехи достигнуты белорус-
ским народом в возрождении и под’еме со-
циалистическото сельского хозяйства рес-
публики. Колхозное крестьянетво, движи-
мов благородным патриотическим чувством,
неустанно укрепляет общественное хозяй-
ство колхозов. множит богатство социали-
стической Родины. Из года в тод раеши-
ряютея посевные площади, повышается
урожайность сониалистических полей. Рес-
публика досрочно выполнила нлан хлебоза-
TOTOBOE. :
	Работники сельского хозяйства Белорус-
сии самоотверженно работают над дальней-
шим организационно-хозяйственным укреп-
пением колхозов, борются за внедрение
правильных травопольных севооборотов, за
осушку и освоение плодородных болотных
земель, за широкое. продвижение на поля
технических культур. Волхозы и совхозы
республики настойчиво борются за успеш-
ное развитие общественного продуктивного
животноводства. Вместе с ростом общеет-
венного хозяйства колхозов всё выше под-
нимаетея благосостоание колхозняков.
	С каждым днем растет культура колхоз-
ной деревни. Благоустраиваются колхозные
села. строятся новые жилые дома, школы.
	  клубы, Проводится работа по электрифика-
	пии и радиофивацпии деревни.
	лорусекий язык был-06 явлен вне закона:
Белорусские школы были повсеместно за-
крыты. Нищета, темнота, кандалы и тю-
ремные - решеттви =— вот чем был отмечея
путь сынов и дочерей многострадальной
западно-белорусекой земли,

Но трудящихся Западной Белоруссия ни
на минуту не оставляла вера в свое осво-
бождение. Они с надежлой устремляли
свои взоры на Восток, к рубиновым зве-
здам Кремля. Победоноеное строительство
социализма в СССР вдохновляло рабочих и
крестьян Западной Белоруебии на repoti-
ческую борьбу против бвойх угнетателей,
вызывало стремление быстрее освободиться
из-под ига польских помещиков и капита-
листов и воосоединиться со своими братья“
ми в единой семье советоких народов,

И радостный чае освобождения пробил!
Вечно будет жить в памяти ‘всего белорус-
ского народа незабываемый день 17 сентяб-
‘ря 1939 тода. В этот день Врасная Армия,
выполняя волю советского народа, по’ при-
‘казу Советского правительства перешла гра
	нипу и протянула могучую руву помощи
своим единокровным братьям —— трудящим-
ся Западной Белоруссии ‘и Западной Украи-
ны. Так была ликвилирована историческая
несправедливость. Нал освобожденной землей
	взошло солние свободы.

С огромной радостью трудящиеся Запад-
ной Белоруссия влились в родную сталип-
скую семью советских народов; Сбылась
священная мечта белорусского народа 9
своем воссоединении в единой Велорусской
Советской Социалистической Республике.
Это стало возможным в результате, победы
социализма в нашей стране, рота её сил и
могущества, нерушимой ленинеко-сталин-
свой дружбы народов нашей Родины, мудрой
внешней политики’ СССР, направляемой
Вами, наш великий вождь и учитель.
	Трудящиеся западных областей Белорус-
сии, бесконечно благодарные Вам, товарищ
Сталин, за свое освобождение, с первых же
дней приобщились вк активной эбщеетвенно-
политической и государственной хдеятельно-
сти, в огромным энтузиазмом принялись 38
строительство новой социалистической жиз-
ни, Могучая Родина, весь советский парод
окружили новых советских граждан — тру-
дящихся западных областей Белоруссии -——
братекой заботой и серлечным вниманием.
	Первые же дни жизни по-новому были
ознаменованы величайшими по своему зна-
чению преобразованиями. Советская власть
безвозмездно передала батракам и крестья-
нам-беднякам свыше одного миллиона гек-
таров земли, принадлежавшей ранее поме-
щикам, осалникам и кулакам, & также де-
сятки тысяч голов скота и большое коли-
чество сельскоховяйственного инвентаря, В
запащных областях Белоруссии было co-
здано свыше ета, машинно-тракторных стан-
ций с большим парком тракторов, автома-
шин, сложных молотилок. Трудовое кре-
стьянетво, убеждаяеь в преизуиествах кол-
лективного ведения хозяйства, уверенно
становилось на путь коллективизации.

Бурными темпами пошло индустриальное
развитие западных областей Белоруссии.
Только за один год пролукция’ промьтилен-
ных предприятий запалных областей выро-
сла по сравнению с 1938 голом более чем
в 2 раза. Советовая власть сразу же 09ес-
печила работой 400 тысяч безработных
бывтей Западной Белоруссии.
	В небывалых тазмерах развернулось в
западных облаютях ъультурное строитель-
ство. Были открыты тысячи школ, _виер-
вые были созданы тезлры, во всех област-
ных и районных центрах стали выходить
газеты на полном белорусском языке. За-
	била ключом творческая инициатива OCBO-
божденного народа, в полной мере начали
проявляться и развиваться его способно-
сти и таланты.
	Воссоединенный белорусский народ в еа-

моотверженном созидательном труде твер-
дым и уверенным шатом шел от успеха к
успеху, от победы к победе. Вдохновлен-
ный животворными идеями советокого’ па-
триотизма, он вместе со вееми народами
нашей великой страны грудью встал на
защиту своей социалистической Родины,
котда на ее священную землю напали орды
немецко-фатлииетеких захватчиков.
_ Трудящиеся Советской Белорусии по
Вашему призыву, наш родной товарищ
Сталин, единодушно похнялись на священ-
ную войну против чужеземных поработя-
телей, посягавитих на нашу свободу и не-
зависимость.
	Белорусский народ остался ло конца вер-
ным великому делу партии Ленина —
Сталина, верным Вам, дорогой и родной
наш учитель и вождь. Сотни тысяч его
сынов и дочерей мужественно и самоотвер-
женно боролись в рядах славной Советской
Армии ин партизанских отрядах.
	Тяжелые испытания вынали на долю Ge-
лоруеского народа в годы Великой Отече-
ственной войны. Он выдержал эти испыта-
HHA © честью и внес серьезный вклад в
дело победы над врагом.
	В суровые годы войны еще более оврен=
ла и закалилаеь дружба белорусского на-
рода во ввеми народами Советского Союза
во главе с великим русским народом. Этой
дружбе и братской помощи, подвигам ге-
роической Советской Армии, ‘руководству
большевистской партии: Вам, дорогой товз-
pam Сталин, ‘белорусский народ обязан
своим избавлением от кровавого ярма не-
мецко-фашистеких оккупантов. Это помнят
й никогла неё забудет белорусский нарот.
	Ве забухет он и той огромной номоши ни
отеческой заботы, которой окружили наш
	народ большевистекая нартия, Советекое
	TRE TESTA
	боду и счастье. Советский строй открыл
перед трудящимися путь в разносторонней
	общественно-политической деятельности,
поднял на вершину трудовой славы тыея-
чи новых людей. Из ереды трудящихся за-
падных облаетей выдвинулись сотни и ты-
сячи талантливых партийных, говудар-
ственных и хозяйственных ‘руководителей,
деятелей науки, культуры и искусства,
тпратотор производства стахановпев ‘ кол-
	 новаторов производства, стахановцев кол-
 хозных й совхозных. полей. Вывшие бат-
	раки и  бедняви-крестьяве сегодня в
колхозах и совхозах стали выдающимися
мастерами земледелия, и ZKUBOTHOBOACTBA;
cpenm них Герои Социалистического Труда
-Л. Волола, Н. Й, Веленько, В. В. Дуби-
на, В. М. Качерга, В. П. Матейко, В. Е

Новик. И. Л; Светлив и ‘многие ‘другие.
	34 короткий послевоенный период в 3а-
	палных областях восстановлены сотни
фабрик и заводов. На обнове пятилетнего
плана развернуто строительство новых
	промышленных предприятий, а действую-
щие значительно расптирены, реконетруй-
рованы, оснащены новейшей советской
техникой и выпускают продукции во мно-
го раз больше, чем выпускали ло войны.
	Успехи колхозного строя все больше
убеждают крестьян-единоличников, что кол-
хозный путь-— единственно правильный
путь к зажиточной и культурной жизни.
В западных областях республики ‚уже ©о-
здано четыре тысячи колхозов, об’единяю-
ших около 200 тысяч крестьянских хо-
зяйств. Трудящиеся креетьяне и кресть-
янки, убедившись в преимуществах круп-
ного коллективного социалистичеекого х9-
зяйства перед единоличным раздробленным
и отеталым хозяйетвом, ветупили в друж-
ную колхозную семью. Они полны благо-
харности партии большевиков и Вам, доро-
гой товарищ Сталин, за то, что Вы вывели
их на путь счастливой колхозной жизни.
	Одним из самых знаменательных итогов,
демонстрирующих торжество ленинеко-ста-
линской национальной политики, является
роет культуры в западных областях нашей
республики. В послевоенные годы там. по-
строено свыше 4.200 школ, в которых
обучается более 500 тыеяч детей; открыты
педагогический, 4 ‘учительских института
й много ередних специальных учебных з8-
ведений. Тысячи детей трудящихся запад-
ных областей БССР учатся в высших учеб-
ных заведениях Москвы, Ленинграда, Мин-,
ска и других городов страны,

Мы обещаем Вам, доротой товарищ
Сталин, приложить все усилия к TOMY,
чтобы еще быстрее двинуть вперед дело
индустриализации западных областей, ус-
корить социалистическое преобразование
сельского хозяйства, неустанно укреплять
молодые колхозы, развивать советскую с9-
пиалистическую культуру,
	Дорогой нали вождь, отец и учитель!

Десять лет, прошедшие со дня восбоеди-
нения белорусского народа в едином Бело-
рубском Советском государстве, — это де-
сять лет борьбы, труда и побед под еолн-
пем Сталинской Конетитуции.
	В суровой борьбе советские люди от-
стояли честь, свободу и независимость
своей сопиалистической Родины, покрыв
неувядаемой славой ее ‘боевые знамена. В
упорном ‘труде советские люди добились
величайших побед в хозяйственном и вуль-
турном строительстве, в укреплении могу-
шества нашего Отечества,
	Великие успехи советского народа в
строительстве коммунизма вызывают беше-
ную злобу англо-американских империали-
стичесвих хищников. В их воспаленных
умах снова ‘зреют агрессивные планы но-
вой войны. \^

Ho лагерю ради й реакпий
противостоит могучий лагерь Мира, про-
rpecta и хемокралии, возглавляемый Совет-
ским Союзом. Занатые мирным созилатель-
	Дорогой наш вождь, отец и учитель!
	В радостные дни празднования десяти-
летия восеоединения белорусского народа
в едином Белорусском Советском социали-
стическом государстве- шлем Вам, вдохно-
вителю и организатору великих побед KOM-
мунизма, от всего сердна самый горячий
привет и выражение своей беспредельной
пюбви и преданности.
	В результате Великой Октябрьской co-
циалистической революции белорусский на-
род впервые за многовековую историю по-
лучил свою государственность.
	С именем Ленина и Сталина неразрывно
связана история возникновения и развития
Белорусской Советеной социалистической
республики. Под водительством великой
партии большевиков, под Вашим, товариш
Сталин, мудрым ‚руководством, © помошью
великого русского народа и всех народов
Советской страны, Белоруссия из отсталой
окраины парекой Росии превратилась в
передовую социалистическую индубтриаль-
но-колхозную республику. Благодаря Вам,
дорогой Иосиф Виссарионович, ` белорусекий
народ осуществил свои мечты и чаяния—
собрал вее белорусские земли в едином ео-
циалистическом государстве. Под Ваших
тениальным руководством белорусский на-
род в дружной, братской семье народов
нашей великой Родины вышел на светлый
и радостный путь строительства комму-
HAMA.
	Свой знаменательный праздник безлорус-
ский народ отмечает в канун 32-й roxoB-
щины Великой Октябрьской сопиалиетиче-
ской революции, открывшей новую эру в
истории человечества — эру социализма.
Советская власть освободила белорусевий
народ, кав и вее народы нашей’ страны,
OT национального и социального гнета,
обеспечила им действительное равноправие
и свободное развитие в братской семье на-
родов СОСР. И мы вечно будем помнить,
чо у колыбели нашей. Белорусской Совете
ской сопиалистической республики стояли
великие кормчие коммунизма, вожди пар-
тии и народа — Ленин и Сталин.
	Великая Октябрьская социалистическая
революция открыла перед белорусским на-
родом огромные перспективы политическо-
тс, экономического и культурного развития.
Из мира нищеты, бесправия и мрака мы
вышли на широкую дорогу света, радости,
ечастья и процветания. Партия большеви-
ков закалила нашу волю, вдохновила ве-
ликой целью и подняла нас на героическую
борьбу и самоотверженный труд во има тор-
жеетва ленинско-сталинских идей, во имя
NOjeXH КОММУНИЗМА.
	Дорогой товарищ Сталин!
	Десятилетие воссоединения белорусского
нарола в едином Белорусском
	CORCTCKOM
	государстве
	Доклад тов. А. Е. КЛЕШЕВА на юбилейной сессии Верховного Совета
	Белорусской ССР
	29 октября 1949 г,
	3а годы мирного строительства Совет-
ская Белоруссия достигла подлинного рас-
цвета экономики, науки и культуры. Cra-
линсвие пятилетки в корне преобразили
облик нашей родной республики. Некогда
отсталые провинциальные города превра-
тились в крупные индустриальные и куль-
турные центры. На белорусской земле вы-
росли первоклассные заводы, фабрики,
электростанции. Продукция белорусских
предприятий приобрела широкую  изве-
стноеть во веем Советском Союзе.
	Победа колхозного строя принесла по-
длинное счастье миллионам сельских тру-
жеников. Сопиалистическое государетво во-
оружило колхозную деревню мопеной сель-
скохозяйственной техникой, которая облег-
чила крестьянский труд, сделала его вы-
сокопроизводительным.  Колхозное ‘вресть-
янство твердо стало нз светлый путь
зажиточной и культурной жизни,
	Вместе с подемом экономики в реепуб-
лике произошла глубокая и разносторонняя
культурная революция, ярко свидетель-
ствующая о торжестве ленинеко- -сталинской
национальной политики — политики равно-
правия и дружбы народов. Невиданного рас-
цвета достигла культура белорусского, на-
рода, национальная ‘по форме, социалистиче-
ская по содержанию. Белоруссия, где в
прошлом большая часть нахеления была
неграмотной, за годы советской власти по-
крылась густой сетью школ, средних и
высших учебных заведений, научно-иселе-
довательских институтов, тезтров, библио-
тек, клубов. Весобщую известность полу-
чили белорусская литература и искусство.
Выросла многочисленнзя национальная ин-
теллигенпия, которая верой и правдой
служит советскому народу, великому делу
партии Ленина — Сталина.
` Совсем по-иному складывалась судьба
трудящихся Западной Белоруссии, наеиль-
ственно отторгнутой империалистами от ее
матери-родины-— Великой Советской страны.
	Двадцать лет проклятая межа разрезала
на две части живое Teno Белоруссии.
Двалпать лег трудящиеся Запалной Бело-
	руссии. нполвергалиеь тяжелому еоциально-.
	му и напиональному угнетению. Польские
помещики и капиталисты. поопряемые . им-
периалистами Америки и Европы, превра-
Tain Западную Белоруссию в свою коло-
нию, презрительно наименовае ее «Воесточ-
ными кресали». А народ, который испокон
воков населял этот край, не имел даже
права называться белорусским и по бредо-
вым планам империалиетов должен был
вечно влачить . ярмо капиталиетического

рабства.

Польские помещики и капиталисты, уг-
нетая свой народ, е жестокой свирепостью
огуществляли колонизаторекую политику.
Заводчики и фабриканты полвергали чудо-
вищной эксплоатации рабочих города. Маг-
наты-помепики, осахники и кулаки вы-
жимали последние соки из безземельной,
голодной деревни. На полное уничтожение
была осуждена белоруеекая культура, Бе-
	Рекордный пробег
NOKOMOTHBa
	ОРША, 31 октября. (По телефону). Ма-
шиниет депо Орша Константин Василенко
достиг рекорлного пробега локомотива. За
сут его паровоз «1-407» пробежал 951
километр. Таких высоких результатов не
тостигал еще ни один машиниет Советского
Союза.
	В начале своего доклала тов. Влешев го- построены заново 400 тысяч домов, в KO-
	торые переселено свыше 2 миллионов че-
повек. Серьезные успехи достигнуты в вос-
становлении и благоустройстве ‘городов,
дальнейшем улучшении материально-быто-
вых Условий трудящихся.
	Велики успехи в развитии националь-
ной по форме, социалистической по годёр-
жанию вультуры белорусского народа. В
республике работают 28 высших учебных
заведений, 110 средних специальных учеб-
ных заведений, 11.789 школ, в которых
обучается 1,5 миллиона детей. Творчество
17 деятелей: белорусской литературы и ис-
кусства отмечено Оталинскими премиями.

Меняется облик западных областей Бе-
лоруссии. Если 0б’ем промышленного про-
изводства в пелом по БССР превзойдет к
концу пятилетки довоенный уровень про-
изводетва на 16 процентов; то в западных
областях Белорусеии он. будет презышен
более; чем в два раза, В этом году в запад-
ных областях БОСР производится промыш-
ленной продукции в полтора раза больше,
чем в 1940. году.

. Трудящееся крестьянство. западных об-
ластей, убедившись в преимуществах кол-
лективного хозяйства, прочно становится
на путь новой колхозной социалистической
жизни. Организовано 4 тысячи колхозов,
которые. об’единяют около 200 тысяч бед-
няцко-середняцких крестьянских хозяйств.

Союзное. правительство приняло реше-
ние, предусматривающее большие меры по-
мощи сельскому хозяйству западных обла-
стей. Организуется дополнительно 45 Ma-
шинно-тракторных станций. Завозятся ты-
сячи тракторов, сотни автомашин и вамо-
ходных комбайнов, десятки тысяч других
сельхозмашин, много инвентаря, оборудо-
вания и материалов.
	Широко развернулось культурное етроп-
тельство в западных областях БССР. Там,
тде 10 лет назад не было ни одной бело-
русской школы, теперь работают 4.230
неполных средних и средних пгкол, 5 выс-
ших учебных заведений. Еще в 1938 геду
половина населения Западной Белоруссии
была неграмотной. В текущем году негра-
мотность в основном ликвидирована. В 82-
палных областях республики работают 108
кинотедтров, 344 кинопередвижки, 3 дрА-
матических Театра, открыто 6 музеев,
1.527 библиотек, 1,193 избы-читальни и
сельских клуба. 274 больницы на 8.400
ROCK обслуживают население западных об-
лаётей БОСР бесплатной медицинской ло-
МОЩЬЮ.

Из ерёды рабочих и крестьян западных
областей Белоруссии за 10 лег советской
власти выросли тысячи учителей, врачей,
инженеров, агрономов. Неизмеримо возрос-
ла политическая активность трудящихся
В. востав местных Советов избраны 28.874
депутата, в том числе 7.798 женшин.
	‚Белорусский народ, говорит в заключе-
ние тов. Клещев, как и все народы велн-
кого Советского Союза, уверенно смотрит в
будущее; Он знает, что для победы комму-
низма в нашей стране партия Ленина —
Сталина создала все необходимые условия.
Советский Союз стал самой сильной в
мире державой, .

В годовщину своего воссоединения 6610-
русский парод шлет горячие слова любви
и преданности советокому правительству,
коммунистической партии, великому вож-
дю трудящихся, лучшему другу белорус-
ского. народа Иосифу Виссарноновичу
	Сталину. (Бурные, продолжительные апла-
дисменты).
	вопит 0 многовековой борьбе, которую вел
белорусский народ при неоценимой помо-
щи великого русекото народа против па-
ризма, помещиков. капиталистов, чужезем-
ных захватчиков. Только партия больнюви-
ROB, Teun человечества» Ленин и Сталин
указали трулящимея Белорусёли единетвен-
но верный путь национального и социаль-
ного освобождения — путь социалистиче-
ской революции и строительства коммуни-
стического общества,

революция освободила белорусский народ
от цепей каниталистического рабства и
национального гнета. Десять лет тому
назад — 17 сентября 1939 года доблестные
советские войска ‘принесли многострадаль-
ному народу Западной Белоруссии долго-
жданное освобождение от польско-поме-
щичьего гнета. Белорусский народ восеоеди-
нился в едином Белорусском Советском го-
сударетве,

Новой свободной, счастливой ЖИЗНЬЮ 38-
жили трудящиеся заладных областей,

Вероломное нападение фашистских орд
на Советский Союз прервало мирный, с0зи-
дательный трул советекого.. налола, Сотни
	тыеяч сынов белорусского нарола 6 Opy-
	жием в руках в рялах Ьрасной Армии, в
партизанеких отрядах, в тылу у врага ©з-
моотверженно защищали Советлекую Социз-
листическую Родину.

Белорусский народ, говорит далее тов,
Влещев, никогда не забудет, что своим
освобождением от фашиелеких захватчиков
он обязан героической Советокой Армии и
ее‘ гениальному полководцу—Генералиееи-
uyey Иосифу Виссарионовичу Сталину.
(Бурные продолжительные аплодисменты,
переходящие в овацию, в честь великой
партии Ленина — Сталина, в честь мудро-
го вождя и учителя И. В. Сталина).

Далее тов. Клещев говорит о значитель-
ных успехах в восстановлении и дальней-
шем развитии промышленности, сельского
хозяйства, культуры и науки республики,
которых достиг белорусекнй народ под ру-
KOBOACTBOM коммунистической партии, при
огромной помощи Союзного правительетва,
ЦЕ ВЕЦ(б) и лично товарища Оталина,

Промышленность Белорусени выполнила
план первых трех лет послевоенной сталин-
свой пятилетки на 109,9 процента. Пред-
приятия оснащаются новейшей первокласе-
ной отечественной техникой. Восстанов-
ленные электростанции республики превы-
внли довоенные мащности в полтора раза.
Успешно идет строительство гигантов co-
циалистической ° индустрии = автомобиль-
ного и тракторного заводов. В текущем го=
ду многие предприятия и отрасли промыш-
ленности завершают выполнение пятилет-
него плана; Многйе тысячи стахановцев—
новаторов производетва уже справились co
своими пятилетними заданиями,

Значительные успехи достигнуты в Но-
слевоеннем под’еме сельского хозяйства. В
течение всего послевоенного периода гобу-
даретвенные поставки выполняются до-
срочно.

В колхозах и совхозах республики ор-
танизовано 25 тысяч животноводческих
ферм. Увеличилось поголовье крупного ро-
гатого скота, свиней, овец и птицы. За
выдающиеся успехи, достигнутые в сель-
ском хозяйстве, 23 лучших мастера код-
	хозНыЫх и совхозных полеи удостоены зва-
ния Героя Соцналистического Труда.

За последние четыре года в Белорусени
восстановлено более 10 тысяч деревень,
	Мы обещаем Вам, дорогой товарищ
Сталин, и впредь всемерно развивать наше
социалистическое сельское хозяйство, ук-
реплять колхозы, множить их обществен-
ное богатство. Мы усилим борьбу за вве-
дение и освоение правильных травоноль-
ных севооборотов, за внедрение в практику
богатейших достижений передовой мичу-
ринской агрономической науки. Сознавая,
что развитие общественного животноводет-
	ва является ныне центральной задачей в.
	сельском хозяйстве, колхозное крестьянст-
BO республики сделает все для того, что-
бы лоерочно` выполнить тоехлетний план
	развития общественного колхозного и 605-
хозного продуЕТИВНОГО ЖиИвОТНоволетва,
	Мы рады сообщить Вам, товариш
Сталин, о достигнутых успехах в развитии
белорусской советской культуры. В респуб-
лике восстановлены и работают 28 выс:
их и 110 средних специальных учебных
	HA м ALY UPUARHA UNUM aw DODIA узоныл BEIM трудом, copenck He люди неустанно OT-
заведений. В 11.789 начальных, семилет-   злато gem wana (am pryfnnn сланаЮ
	них и средних школах занимается более
1,5 миллиона детей. Развернута птирокая
сеть культурно-просветительных учрежде-
ний — библиотек, клубов, домов культуры,
изб-читален, театров и кинотеатров. Новые
ми творческими успехами ознаменовали по-
слевоенные годы белорусские ученые, пи-
сатели. художники. артисты.
	Мы обещаем Бам, дорогой товариш
Сталин, и впредь неустанно множить ду-
ховные богатства народа, развивать на-.
циональную по форме и социалистическую
по содержанию культуру. Под руковод-
ством большевистской партии белорусская
советская интеллигенция © еше большим
напряжением будет работать над развитием
науки и культуры, нести в массы полати-
ческие и научные знания, воспитывая тру-
дящихся в духе коммунистической созна-
тельности, пламенного советекого патрио-
тизма, дружбы и братства народов нашей
страны, безграничной преданности социа-
листической Родине, делу партии Ленина—
Сталина.
	° Дорогой товарищ Статин!
	стаивают дело мира. Они глубоко сознают,
что лучшая гарантия мира — это. веемер-
нов укрепление экономической и оборонной
мои wate великой социалистической
Родины.

Советокий народ, активно борющийся
вместе со всеми свобололюбивыми народа-
ми за хир и демократию, против полжига-
телей новой войны, будет и впредь не по-
кладая рук крепить мощь ‘своего великого
социалистического Отечества.

В свой радостный праздник мы заверяем
Вас, наш родной товарищ, Сталин, что еще
теснее сплютимся вокруг славной партии
большевиков, вокоуг непобедимого знамени
	енина -—— Сталина. Мы утроим свою aHep-
	ih, умножим свои усилия p Sopphe за
	построение коммунистического общества.
	Or всей души желаем Вам, дорогой
Иосиф Виссарионович, доброго здоровья,
многих лет жизни на радость и счастье
советского ‚нарола, на ралость и счастье
	трудящихся всего мира.
	Да здравствует Советекий Союз — наша
могучая социалистическая Родина!
	Да зхраветвует и крепнет нерупгимая
	‘дружоа между народами Советского Союза!
	Да здравствует великий русский народ—
старший брат, друг и освободитель бело-
русского народа!

Да здравствует Реесоюзная Коммунисти-
ческая Партия (большевиков) — вхохнови-
тель и.  ортанизатор вовх наших побед!
	Слава великому вождю, учителю и
другу — ролному и: любимому Сталину!
	Вместе со веем советским народом пол-
нокровной кипучей жизнью живут трудя-
щиеея западных областей республики. Co-
ветская новь преображает. облик городов и
вел. Неизмеримо вырос политический уро-
вень; социалистическая - сознательность
трудящихся западных областей. Величай-
гие сдвиги, происшедитие в экономике и в
культуре, в. еознании людей, ярко свиде-
	В
	Письмо обсуждено и принято на общих собраниях трудящихся на предприятиях,
в колхозах, совхозах, МТС, селах, в учреждениях и учебных завелениях
	Белорусской ССР.
	Плавки по единому
	графику
МАГНИТОГОРСК, 31 октября, (Пв телеф.

от с0б. ковр.); Коллективный стахановский
труд принес успехи первому мартеновскому
цеху. По единому графику работает более
	10 процентов. печей. Средняя продолжитель-
	Новая турбина
	ЧЕНИНГРАД, 31 октября. (Пз телеш. от
cob. норр.). Сегодня коллектяв металличе-
ского завода имени Сталина отметил крун-
НУЮ победу. Завод завершил годовую про-
грамму гидротурбостроения.

В громадный цех в обеденный перерыв на
общезаводское собрание пришли строите-
	  JH водяных и изровых турбин. Начальник
	для Днепрогэса
	пилротуроиннюто цеха тоз. Установ с00б-
щил, что коллектив на два месяца раньше
срока закончил изготовление водяной тур-
бины для Днепрогэса имени В. И. Ленина.
	Это — произволетвенный полалок 3aB0T-
	свого коллектива стране к 52-й годовщине
Великом Октября.