` ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Много перемен произошло в коммуналь-
но-бытовом хозяйстве наших городов. По-
строены, а также реконструированы и рас-
ширены электростанции в ряде горохов,
	Ныненний год был годом дальнейшего
расцвета литовской культуры, националь-
ной по форме и социалистической по солер-
жанию. Открыты 422 новых семилетних
школы и 41 средняя школа, Чиело обще-
образовательных школ в республике вырое-.
ло до 3.615. В них учится свыше 408
тысяч человек. Более 100 новых школ
строится и восстанавливается по инициа-
тиве населения. Инициаторами этого пат-
риотического движения выступили трудя-
mueca Иретинтекого уезда. .
	. В одиннадцати вузах и 41 техникуме
обучается около 18 тысяч человек. Ака-
демия наук Литовской ССР ведет большую
научно-исследовательскую работу, оказы-
вая помощь народному хозяйству и содей-
ствуя дальнейшему культурному расцвету
республики, Расширяется сеть культурно-
просветительных учреждений. За девять ме-
сяцев открыто 70 новых клубов, 36 биб-
лиотек, 20 домов культуры, 4 музея й
9 радиоузлов.

Недавно проводился смотр литовекой со-
ветской музыки. Он показал, что налши
композиторы создали несколько значитель-
ных произведений — кантат, концертов и
симфоний, много новых песен. Концерт для
скринки с оркестром Б. Дварионаса был
‘удостоен Сталинской премии. Новые боль-
Whe произведения из жизни литовского
народа написали поэт Т. Тильвитие и
прозаик А. Гузявичюе.
	`В эти дни в культурно-просветительных
учреждениях, в школах идет подготовка к
большому певческому празднику, которым
будет отмечена в 1950 году славная да-
т& — десятилетие Советской Литвы. Хоро-
вые коллективы разучивают новые песни.
Й лучшие из них литовский  натол © лю-
	бовью посвящает великому вождю и учите-
лю товарищу И. В. Сталину.
	рядом с ним по указке Лироша Тот встают
жандармы.

Фильм кончается арестом Иошки. ох
лежит освобождению в 1945 году», — та-
кой надписью на камере Иошки кончалась
его судьба в довоенной Венгрии, где все —
H земля, и вода, и сама жизнь — принад-
лежало помешикам и кулакам. Но Иожеф
Гоз был освобожден раньше срока, когда
под ударами могучей Советской Армии рух-
нула буржуазно-помещичья Венгрия.

Ныне в новой, демократической Венгер-
ской республике земля принадлежит всему
народу. Сотни тысяч бедняков стали ее хо-
зяевами, обрели, наконец, свое счастье. На-
шли его теперь; конечно, и Иошка, и Мари-
ка, и Андрош Юхош, строящие ныне свою
жизнь -по великому примеру. советских
людей. °

Венгерской кинематографии ‘еще пред-
CTORT создать нужный и важнейший
фильм 06 этом историческом переломе в
‘истории своей страны и жизни своего на-
рода. Но следует отметить, что’ уже со-
‘зданный фильм «НМадь земли» — явление
незаурядное в искусстве демократической
Венгрии. Это вполне зрелое в илейном и
художественном отношении, вполне искус-
ное по режиссерскому и актерскому испол-
нению произведение.
	Артисты А. Месарош, А. Сиртеш, В. Op-
бан, Ф. Вилор, М. Визвари, Л. Банхиди,
9. Бало, И. Эгри, 1. Гардан создали яркие,
запоминающиеся образы.
	Успех фильма «Пяль земли»-—это успех
	искусства, неразрывно связанного с пере-
довыми идеями демократической Венгрии,
служащего великим’ задачам борьбы вен-.
	герского народа за победу социализма.
Вас. КУРИЛЕНКОВ.
	ные фотоэлектрические приборы, создаются

и широко используются электронные мик-

росконы различных конструкиий,
Прекрасные образцы работы, в которых
	теоретическая новизна соединяется с боль-
	шими практическими перспективами, пова-
зали наши кристаллографы.

Химики дали стране ряд новых важных
продуктов и их технологию, разработали
новые пенные катализаторы, в успехом
продолжали развитие тонких аналитиче-
ских методов. .

‚ Преодоление морганизма-менделизма В
области биологии и торжество мичурин-
ской биологии чрезвычайно плодотворно
	  казались на развитии работ советских био-
	JON в различных направлениях, в деле по-
вышения урожайности, в проблеме государ-
ственных лесных полос, в новых течениях
генетики. В Академии наук СССР развер-
нута работа большой экспедиции по вопро-
су полезащитных лесных насаждений, От-
ряды этой экспедиции работают в районе
трасс государственных лесных полос,

Неисчиелимы результаты, полученные в
области техники по всему ее фронту. Очень
продвинулось дело автоматизации производ-
ственных пронессов. Существенные успехи
получены в области энергетики. Имеют-
ся очень большие сдвиги по интенсифика-
ции добычи нефти. Удалось уменьшить
глубину закладки газопроводов. Многое ло-
CTHTHYTO по различным задачам радиотех-
НИКИ.

Многозначительные результаты получены
и в области общественных наук. С очень
большим успехом продолжалась работа
археологической Хорезмекой экспедиции.
Обнаружены новая серия древних докумен-
тов и многие важные ‘памятники. Важные
археологические находки сделаны на древ-
ней Ладоге, в Армении и других местах.

Ярким выражением под’ема советской
культуры. и науки к трихцать второй го-.
довщине Великого Октября служат два
широких юбилейных празднования: 150-
летия со дня рождения А. С. Пушкина и
100-летия со дня рождения‘ И. П: Павлова,
Юбилей Пушкина праздновала буквально
вся Советская страна — от колхозников до
академиков. Никогда еще наша родина rie
широко и глубоко не отмечала память CBIe-
To величайшего поэта.
	К юбилею Пушкина Академия наук СССР.
	закончила Фундаментальное издание двЗ-.
	ЧЕТВЕРГ, 3 НОЯБРЯ 1949 г. № 260
	Ь предпраздничные
дни
	ЛЕНИНГРАД, 2 ноября. (По телеф. от
506. корр.). Оживденно и торжественно про-
ходят предпразлничные ноябрьские вечера
в клубах и дворпах культуры города
Ленина, посвященные 32-й годовщине Ве-
хикого Октября.
	В заново восстановленном Доме культу-
pH работников резиновой промыпеленнаети
состоялись предпраздничные собрания pa-
бочих, инженеров, техников и служащих
заводов: «Красного треугольника», шинно-
_ г и резино-техническях излелий.
	Bo дворцах культуры имени ©. М. Виро-
ва, А. М. Горько, Выборгском доме куль-
туры и других клубах также проходят тор-
жественные вечера трудящихея, организу-
ются встречи рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служаших с участника-
ми октябрьских боев, готовятся выставки.
	Неред праздником будет открыт поеле
капитального ремонта клуб токстяльшиков
имени 1 мая. В этом здании, где нахо-
длится клуб, в 1917 году заседал шестой
	сезх РОДРИ(б).
	(10100)
		Подготовка к
	Год новых успехов
		празднованию
	32-й TOMOBILMHEL Октября
за рубежом
		лия
		Тридцать втофую годовщину Великой Ок-
тябрьской  социзлистической революции
трудящиеся Jaren встречают труювыми
успехами. Активно участвуя во всенарод-
ном социалистическом соревновании, кол-
лективы предприятий стремятся выйти в
число переловиков пятилетки.
	Чем же наиболее знаменателен тля нас
	нынешний nor!
	М. ГЕДВИЛАС,
	Председатель Совета Министров
Литовской ССР.
		Сейчас в Литве проводится месячник по
развитию общественного животноводства.
Это дело находится в центре внимания на-
ших советских и партийных организаций.
Вопроезм развития животноводства была
посвящена выездная сессия Академии наук,
которая проводилась недавно в Радви-
лишкском уезде. В Вильнюсе на-днях со-
стоялоеь республиканское совещание пере-
довиков животноводства.

`В этом году проводилась реконструкция
устаревших предприятий и строились но-
вые заводы и фабрики. Пройдет немного
времени, и новые, оснашенные передовой
техникой предприятия полностью заменят
и вытеенят мелкую, полукустарную про-
мышленность старой Литвы. Новейшими
машинами оборудованы построенные цехи
текстильных фабрик «Триничяй» и «Гуль-
бе», а также спичечная фабрика. Начала
выпускать первосортную бумагу Каунаеская
фабрика. имени Янониса. Сейчае она выпол-
няет заказ на бумагу для нового издания
Большой советской энциклопедии,

В текущем году промытиленность респуб-
лики успешно справляется с позтавленны-
уи перед ней задачами. Десятимесячный
план выполнен на 101,7 ‘процента. За де-
вять месяцев выпуск валовой продукции,
против соответствующего периода прошлого
года, увеличился нз 30,9 процента.

Пюмышнтенные предприятия Литвы оена-
щаются новыми, более совершенными ма-
шинами. На заводах и фабриках приме-
няется передовая лехнология. Трудоемкие п
тяжелые работы  механизируются. Улуч-
шается использование оборудования и про-
изводственных плошалей. Значительно по-
	высилось качество промышленных товаров.
Себестоимость их снижена.
	sti AOb земли

бедняков. ‹...Вексель остался у меня!» —
кричит он, и в этом он весь, с его властью,
его деньгами, е его господством.
	Вексель, деньги царят в капиталисти-
ческом мире. Они определяют отношения
людей, господство одних и бесправие дру-
гих. Марика и Иошка еходятея по любви,
они хотят своего счастья. Но кажое может
быть счастье у них — белняков, котла
над всем стоят кулаки и помешики, ко-
гда им подчинена вся жизнь. Марика
ушла к Иошке, но она обручена е Ферке,
и пока Иошка не откупится, он не получит
у Ферке развода для Марики.
	éhupom Tor сгоняет отца и мать Мари-
КИ ‘с земли, с торгов покупает их JOM, вы-
	брасывает. стариков на улицу... Вак ни
	бъетея Иошка, он’ ие в силах повернуть
своей судьбы. Он берется за кюбую `ра-
боту, чтобы скопить денег и откупиться
‚от. Ферке, но всюду терпит неудачу. Иош-
ка принимается за последнее — он роет
колодец, хочет развести на своем клочке
земли овоши. Олнако и здесь ето пресле-
	дует Ферке. По его нзущению подкуплен-
	ный им бедняк ломает сосружение Иош-
ви,— и все надежды рушатся вместе с
этим сооружением. Засуха довершает все.
Иошка рыл колодец, чтобы достать «евое
будущее», оно было таш, «где’`вода». Но не
оказалось у Иошки ни воды. ни будущего.
	С волнением смотрится этот фильм. Ре-
жиссер Ф. Бан создал картину, в которой
убедительно показал, чо трагедия Иошки
была трагедией и бедняка Яни, и Андрюша
Юхош и Хедьи. «Я должен жить! У меня пя-
теро детей и больная мать... Надо жить! Надо

ЖиИТЬ!..>,— говорит Хедьи. Но нищета
давит его детей. лавит и его самого. Ан-
	дрош Юхош взывает к справедливости, но
	Десять Академий союзных республик
составляют новую большую исслелователь-
скую сллу, опирающуюся на громадный
научный потенциал на местах. Факт появ-
	ления, роста и всв возрастающего значения
	Академий наук республик — одно из знаме-
нательных проявлений могучей культуры
нашей страны:

„ Нет возможноети даже перечислить вон-
кретные лостижения нашей науки и тех-
ники в разнообразных областях к тридпать
второй годовщине Великого Октября. Наши
астрономы в различных местах Советского
Союза, в Армянской ССР, в Ерыму, в Ба-
захской ССР, в Ленинграде дали ряд заме-
чательных результатов, касающихся строе-
ния вселенной, внутренней структуры
звезд, необычайных соотношений изотопов
углерода в верхних елоях некоторых све-
тил. Разработаны новые метолы астрономи-
	ческих наблюдений в инфракрасных лучах,
	позволившие открыть неизвестные до сих
пор. небесные об’екты. Астрономы и гео-
физики успешно развивают науку о проис-
хождении солнечной системы.

Эта громадная работа мреисходит в усло-
виях еще строящихся обсерваторий. Гит-
леровекие хищники разрушили основные
пентры нашей астрономии в Пулкове и
Крыму, но сейчас на меете разрушенных
зданий один за другим ‚вырастают купола
новых астрономических башен.

Очень’ многое сделано советскими физи-
ками. При помощи советского метода ша-
ров-радиозондов ‘установлена природа пер-
вичных Космических лучей, приходящих
из мировых пространств к земной атмо-
сфере. Изучены тонкие, остававшиеся досе-
ле неизвестными особенности излучения
атомных ядер, Исследуются новые части-
пы с разнообразными массами, появляю-
шиеся в атмосфере под действием космиче-
оких кучей.

Важные ‘результаты получены в области
акустики и оптики. С большим успехом
	‘развивается наша элевктреника, конструи-
	руются новые, чрезвычайно чувствитель-
	довшину Великого Октября и’ приветство-
вать представителей советекого народз —
находящиеся сейчае в Шотландии делегаз
	цию BOAC ww хелегацию советских гр
	няков. зал, THe проходил митинг, был ук-
рашен портретами И. В.  Сталина- я совет-
CRAMH плакатами.
	Открывший митинг председатель Вацио-
нального совета Общества потландеко-с0-
ветской дружбы Кэмпбелл посвятил свою
речь роли Советского Союза в борБбе за
мир. Он охарактеризовал советскую внеш-
HIOW политику как политику, отражающую
желания и стремления миллионов проетых
людей. Если, сказал  Вэмпбелл, спросить
любого человека, заинтересованного в мире,
согласен ли он © предложениями, внесен-
ными Вышинским на сессии Генеральной
Ассамблеи в Нью-Йорке, то он без колеба-
ния ответит утвердительно.
	Предетавительница Общества ирландеко-
советской дружбы Хильда Верлен, прини-
мавшая участие в работе конгресса Общее
ства пютландеко-советекой дружбы, сказа-
ла, что в результате реакционной полити-
ки, проводимой правительством Ирландии,
ирландский народ лишен : возможности
знать правду о Советском Союзе и изоли-
рован от самой передовой страны в мире.
«Для меня,— сказала она, —было ‘большой
радостью слушать здесь выступления деяте-
лей советской культуры. От них я узнала
‘очень мнотое © Советском Союзе, и, воз-
вратясь на родину, я расскажу 06 это
своему народу», ° : :
	Генеральный секретарь союза горняков
	Шотландии Пирсон, поделившиеь внечат-
дениями о ‘недавней поездке в Советский
Союз, на ярких примерах из жизни с9-
ветских горняков показал несравненные
преимущества советской социалистической
системы перед условиями жизни горняков
и других рабочих в каниталистической Ан-
	rife.

От вмени делегации ВОЁС на митинге
выступил А. Сурков, а от делегации совет-
ских горняков — Г. Нелин. Их зыступле-
ния часто прерывались бурными овациями
зеего. зала. =.
	В заключение митинга xXop. KOMCOMOJIE-
	ской организации Тлазго исполнил гамн
Советского: Союза. :
	тябрьской революций для всего человече-
ства. В своей речи он 05060 остановился
на успехах Советекого Союза в борьбе за
дело мира. Гоохкарепел потребовал, чтобы
голландекое правительство укрепило связи
с Советским Союзом.

С огромных погемом участники. собра-
ния послали приветствие. Генералиссимусу
И. В. Сталину.

Участникам собрания был показан совот-
ский Фильм «Последняя ночь».
	ЛОНДОН, 2 ноября. (ТАСС). Общество
шотландеко-советской дружбы организова-
ло в Эдинбурге митинг, посвященный
32-й годовщине Великой Октябрьской co-
циалиетичеекой революции, на котором
присутствовало 1.000 человек. Участники
митинга восторженно приветствовали де-
легапию ВОБС-
	Тенеральный секретарь общества Map-
‘рей в своем выступлении рассказал 6 толь-
Ео-что закончившемся конгрессе общества.
«Чествуя сегодня 32-ю годовщину Октяб-
ря,— сказал в заключение Mappeiii мы
шлем Сталину искреннее пожелание здо-
ровья и многих лет жизни на благо веего
человечества».

Участники митинга бурно приветствова-
ли эти слова Мэррея.-

` Представитель молодежной секции 06-
щества Фэррант посвятил свое выступае-
ние роли советской молодежи в борьбе за
мир. Он сказал, что народ Шотландии
хранит благодарность советскому народу
за Сталинграхл. Олнако поджигатели вой-
	  HEE стремятся вытравить это доброе чув-
	ство путем. клеветняческой пропаганды
против Советского Союза.
	Выступивший от ‘имени советской де-
легации ‘композитор: Вабалевекий призвал
присутствующих кренить дружбу © Совет-
еким Союзом. .

Нредетавители обществ дружбы е Co-
ветским Союзом Новой Зеландии, Австра-
лии и Ирландии. принимавитие участие в
работе конгресса Общества шотландеко-со-
ветской дружбы, передали участникам ми-
тинта приветствия от народов своих стран
и говорили о необходимости усилить борь-
бу за мир, против клеветы и измышие-
‘watt o Copetcreyu Союзе.
	Митинг е болыним вниманием выслу-
шал ‘выступления’ А. Суркова и проф.
Глущенко. Они товорили 06 успехах co-
ветского народа за 32 года, его роли в
борьбе за мир и призывали укреплять
мирное сотрудничество с СССР.

После митинга Обществе шютландеко-
советской дружбы устроило прлем в честь
советеких делегатов.
	ЛОНЛОН. 2 ноября. (ТАСО). Около ты-
	сячи трудящихся Глазго собралось 1 но-
ября на митинг, чтобы отметить 32-ю 10-
	ГААГА, 2 ноября. (ТАСС). Вчера в Ам-
стердаме в одном из крупнейших залов го-
рода состоялось ‘торжественное собранию,
посвященное 32-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической’ революции.
	Собрание было ортанизовано обществом.
«Нилерланлы — СОСР». Зал не мог вме-
	стить всех желающих.

С большой речью на собрании выступил
член голландского парламента Гоохкарепел,
рассказавший 0б отрюмном значении Ок-
	Нрежде всего массовой коллективиза-
цией, перестройкой сельского хозяйства,
большими успехами молодых колхозов.
В республике организовано 5.454 колхоза.
В них 0б’единилось более половины всех
крестьянеких хозяйств. Юрбыжекий. Ио-
НишЕский и. Шяуляйский уезды уже пол-
ностью завершили коллективизацию. Близ-
ки к завершению Ралдвилишкский, Пагег-
ский, Ретавекий, Иан и другие
Vyesunt,
	= a
В текущем году значительно расширены
посевные площади продовольственных и
технических культур. На полях ‘выращен
высокий. урожай. В ознаменование тои-
	дцать второй головщины Великой Октябрь-
ской социалистической революции колхозы,
совхозы ‘и крестьянские хозяйства Литвы
сдали государству сверх плана сотни ты-
сяч пудов хлеба. Государственный план
картофелепоставок выполнен лосточно.
	 Дополнительно к существующим 77 ма-
шинно-тракторным станциям будет бргани-
зовано еще 36 MTC. Создается несколько
машинно-мелиоративных станций, которые
оснащаются мощными трахторами, экскава-
торами, бульдозерами и другими машинами,
	Волхозы и совхозы республики добилиеь
первых успехов в выполнении трехлетнего
плана развития общественном продуктив-
ного животноводства. Годовой план по
крупному рогатому скоту в колхозах вы-
полнен на 122 процента. В сотнях колхо-
зов создано по четыре животноводческих
‘фериы. Для размещения колхозного скота
	построено и приспособлено более 14 тысяч
Животноволческих помещений.
	КИНО
	Ценный почин технолога
Улыбина
	ПЕНЗА, 2 ноября. (По телеф. от соб.
ворр.). На предприятиях Пензенской обла-
сли широко развернулось соревнование за
быстрейшее освоение  среднепрогрессив-
THX норм всеми тТабочими. Почин этому
движению сделал технолог второго поши-
power цеха ВБузнецкой обувной фабрики
Юрий Улыбин.
	Ветупая в предоктябрьское соревнование,
технолог Улыбин обязался добиться, чтобы
3 цехе не было отстающих участков, чтобы

каждый рабочий выполнял среднепрогрес-
сивные нормы.
	Ha швейно-попивочном ‘потоке мастера
‚ Ивановой Улыбин обнаружил серьезные не-
. остатки в организации труда. Он провел
мероприятия; улучшающие технологию, по-
новому расставил рабочих, об’яснил каждо-
му технологический процесс и помог o-
воить операдии,
	Результаты не замедлили сказаться. №
25 октября все рабочие перевыполняли’
‘срехнепрогрессивные нормы.

Патриотический почин технолога Улы-.
бина одобрен Вузнецким горкомом и Пен-
зенсжким обкомом ВКП(б). В Кузнецке co-
стоялось совешание главных инженеров
	предприятий города, посвященное раснро-
‚странению замечательного начинания.
	Примеру Улыбина последовали инженеры
й техники многих промышленных предпри-
ятий Пензенской области.

Носадки леса,
_в_ Узбекистане
	ТАШЬЕНТ, 2 ноября. (По телеф. от 506,
корр.). Всюду в городах и кишлаках Узбе-
кистана производятся осенние посадки де-
ревьев и кустарника. Одновременно ‘начата
закладка лесозащитных полос. Веего B. pec-
публике в нынешнем году должно быть за-
ложено 17 тысяч гектаров леса.
	Весенний план лесопосадок был перв-
выполнен. Для того, чтобы выполнить го-
- довой план, необходимо в оставшиеся осен-
ние дни засадить лесом 4.100 гектаров и
заложить на 500 гектарах новые лебопи-
томники. Предусмотрено продолжение коль-
цевых лесонасажлений вокруг Ташкента,
Самарканда, Коканда, Ферганы, Беговата.
Ведутся лесопосадки с целью зашиты Бу-
харской и Хорезиской областей и Вара-
Балпакской АССР от песков пустыни Ёзыз-
Кум.
	С. ВАВИЛОВ,
	президент Академии наук СССР.
	_ Тридцать второй советский год нашей
‘страны был очень важным этаном в раз-
витии нангего сониалистического гозудар-
ства на пути вк коммунизму. Советский
Coms еше больше окреш, как оплот
подлинной. свободы и демократии Bo BCeM
упре. Прошедший год ознаменован новыми
победами международного демократического
фронта, возглазляемого Советским Союзом.
Близок & завершению громадный государ-
ственный план послевоенной реконструции
нашей родины. Под знаменем Ленина—
Сталина советский народ успешно решает
задачу постепенного перехода от социализ-
мак коммунизму.

В триднать вторую дОВЩИНУ Великого
Октября мы отмечаем также новые успехи
нашей культуры и науки. С каждым голом
практическая роль советекой науки в жиз-
ни государства становится все ощутимее и
все лейственнее. В этом отношений про-
шедший год особенно замечателен. Он стал
переломным в деле конкретного, делового
сближения науки © проязводетвом. Содру-
RECTRO ученых й производственников, . ин-
женеров и рабочих приобрело теперь очень
‘большой размах. Результаты работы  уче-
ных все шире внедряются в практику со-
циалистического ‘народного хозяйства. .

Наша наука все в большей мере приоб-
ретает характер основного,  нужнейшего
элемента в жизни государства. Советские
ученые научились” правильно планировать
свою деятельность, направляя ее либо на
решение больших принципиальных проб-
лем, либо тесно связываясь с конкретны-
ми запросами промышленноети, сельского
хозяйства, здравоохранения. Начинает ис-
чезать научная работа, замыкающаяся сама
В 6е5е, свидетельствующая 06 «учености»
ев авторов, но не влияющая на практику
и на культуру страны.

Другой характерной чертой развития
Halle науки за последнее время был вни-
мательный анализ ° идеологических основ
науки. Широко применяя могучее оружие
RPRTHRH и самокритики, наши ученые
	`На. международном: фестивале текущего
года в Марианских Лазнях (Чехословакия)
озну из первых премий получил венгерский
фильм «Пядь земли» — «за верное отра-
жение гнета капиталистов над трудящими-
ся и стремления последних к достижению
действительного права на труд».

Рассказывая о вчерашнем дне Венгрии,
когла в Ней господствовал звериный хор-
	тистекий режим кулажов и помещиков,
фильм глубоко и правдиво показывает на
судьбе его героев Иошки и Марики, Яни и
Андрюша Юхош вчерашнюю горькую и
тяжкую жизнь венгерских крестьян. Это
не трагедия одиночек, это судьба целого
класса тружеников, обреченных при капи-
тализме на бесправие, нищету и голод.
Новая, демократическая Венгрия навсегда
разбила несправедливый и  бесчеловеч-
ный правопорядок: Фильм, ‘рассказывая о
прошлом, как бы подчеркивает величие на-
  стоящего. — oo

_ Сценарий фильма. написан по роману
Пал Сабо «Свадьба, крестины, колыбель».
Фильм «Пядь земли» — это эпический pac-
сказ о человеческих, судьбах, о судьбе мо-
лодых людей Иошки и Марики. Бедная кре-
стьянская девушка Марика была выдана
замуж за богатея Ферке, — «продана за
вексель». Но Марика уходит вк любимому
человеку, батраку Иошке, и тогда’ Жирош.
Тот, отец  Ферке, грубо прогоняет отца и
мать Марики; «Вон отеюда, грязные ни-
щие! Идите в свой хлев». Жироша Тот ма-
10 интересовали ‘человеческие чувства и
еше меньше — человеческое лостоинство
	«Пядь земли». Главкиноапрокат, 1949 г.
Производство Венгерской национальной ки-
нофабрики «Венгерский фильм». Режиссер
Фридеш Бан. Оператор А. Маккаи, музы-
ка Ш. Вереш, художник И. Пан, звуко-
оператор Д. Ронаи.
	{ oeen
	Голландия
		‚ Монгольская Народная Республика’.
	головой программы, работают в ечет ие
1950 года.

Коллектив рабочих самого крупном в
стране предприятия — промкомбината’ яме-
ни маршала Чойбалеана — успешно борет-
ся за выполнение годового плана ко`Дню
Сталинской Конституции. Рабочий пром-
комбината. ударник страны Пунцажендон и
ряд других встречают 32-ю годовщину Ок-
тября выполнением евоих пятилетних норм,
выработанных менее чем за два гола первой
пятилетки МНР. Прелпразлничные дни кол-
лективы всех предприятий отмечелот 060б9й
ударной работой, растущим трудовым‘ и по-
литическим пол’емом.
	мира в Париже в апреле нынентнего года
принял участие академик В. П: Волгин,
в Праге — академики А. В. Паллалин и
И. И. Мешанинов. В конференции сторон-
ников мира, происходившей в октябре в
Лондоне, участвовали академик В.П. Вэа-
гин и профессор И. Е. Глущенко. В Тури-
не на с’езле общества «Италия—ССОР» вы-
ступил академик А. Н. Несмеянов. В Чехо-
словакии сейчас находятся академик И. И.
Мешанинов, профессора Н. И. Нуждин и
И. Д. Удальцов, в Румынии — академики
А. И. Опарин и Н. Н. Аничков.

С лруюй стороны, к нам приезжали
делегации ученых стран народной демокра-
тии и английские ученые. Весной mpean-
диум Академии наук принимал делегацию
китайских деятелей культуры во главе е
профессором Го Мо-жо, президентом Ажаде-
мии нате Народной республики Китая и
членом Центрального народного правитель-
ственного совета Китайской республики.
Побывали у нас деятели народного проеве-
щения Польши во главе с министром на-
родного образования Польской демократи-
ческой республики профессором Скеттев-
ским, немецкие ученые во главе с прези-
дентом немецкой Академии наук профеесэ-
pow Штрукс. Нашу Академию наук поее-
тил миниетр просвещения Чехословацкой
народной республики и президент Ажалемии
наук Чехословакии профессор  Зленек
Нееллы. ых
	По приглашению Академии наук СССР
президент Академии наук Румынской нарол-
ной республики профессор Т. Савулеску
прожил в СОСР около двух месяцев, зна-
комясь с постановкой  научно-исследова-
тельской работы и высшего образования.
	Тав растут деловая связь и евотрудниче-
ство советских и передовых зарубежных
ученых.
	Пример нашей родины поучителен дяя
веего мира. Это страна, me Ha основе
марксистско-ленинской науки внервые в
‘мире построено социалистическое - государ-
ство, это страна, где в новых условиях
совершенно изменился характер культуры
и науки, получив новые, невиданные ранев
стимулы для своего развития. Это страна,
которая неуклонно идет по дороте к комму-
низму под руководством тениальното -уче-
ного и великого государственного деятеля
Topanuma Оталина,
	УЛАН-БАТОР, 2  ноября. (ТАСС). Вол-
лекливы многих промышленных. предприя-
тий Монгольской Народной Республики под-
волят предварительные итоги выполнения
обязательств, взятых в трудовом соревно-
вании в честь 32-й годовщины Великой
Октябрьской сопиалистической революции.
	 ] На многих прелприятиях. эти обязалельства
	значительно перевыполнены. В’ частности,
рабочие валяльно-войлочной фабрики, пют-
но-седельной фабрики. хлебозавода № 2,
	ряда артелей кустарно-промысловой коопе-
ращии, завершив в честь великого празд-
ника выполнение своими предприятиями
	дцатитомного полного собрания сочинений
А. С. Пушкина со всем вариантами и чер-
новиками. Впервые, наконец, имеется точно
проверенный и внимательно изученный
кодекс творений А. С. Пушкина, на основе
которого в дальнейшем могуг чалаваться,
как на твердой базе, собрания зочинаний
поэта.
	№ юбилею в городе, носящем имя поэта,
в реставрированном Александровеком qBop-
це развернут громадный myse A. C. Iym-
	кина. В этом музее уже сейчас сосрелоточе-
	ны ценнейшие предметы, связанные с
А. С. Пушкиным, создан важнейший центр
для дальнейшего изучения Пушкина, й
советекие люди отныне могут глубоко по-
знакомиться с творчеством и личностью
поэта.
	Юбилей великого русского  физиолога
И. П. Павлова стал замечательным празд-
ником нашей науки. Научные сессии, от-
крытие памятника в городе Рязани, на ро-
дине И. П. Павлова, издание полного собра-
ния его сочинений, трех томов «Павловских
сред» и длинного ряда научных иееледо-
	  ваний, связанных е развитием учения Пав-
	лова, — вс68 это свидетельствует 0 том,
кую благодарную почву учение вы
физиолога нашло на его советекой родине,
	В 1949 году исполняется десять лет со
дня учреждения Сталинских премий. Истек-
шее десятилетие стало временем изуми-
тельного роста советской науки и техники,
За этот период почетного звания лауреата
Сталинской премии удостоены 3.524 чело-
века. Советская наука — народная не
только потому, что служит интересам наро-
да, но и потому, чт народ широко вошел
в советскую науку. Среди лауреатов
Сталинских премий рядом е именами вид-
ных ученых стоят имена рабочих — стаха-
новцев нашей промышленности и колхоз-
ников. Это свидетельствует о величайшем
социальном процессе, приближающем нас
к Устранению противоположности между
физическим и умственным трудом.
	53а истекший год советские ученые ре-
шительно включились в борьбу передового
человечества за прочный демократическяй
мир. Значительно возросли назпи научные
связи е передовыми учеными веего мира и
в особенности с учеными стран народной
демократии.
	На Всемирном конгрессе сторонников
	-# 10008 448412
	обнаружили многие ошибки и наметили
пути правильного дальнейшего развития на
основе великого учения Ленина— Сталина.

За тридцать два года, истекшие после
Великого Октября, в Советском Союзе в03-
никли и продолжают возникать новые оча-
ти научного исследования, приобретающие
© каждым голом все большее значение.
Мудрая сталинская национальная полити-
ка навсегла покончила © унизительным
угнетением одной национальностью других,
превратив Советекий (903: в тесно9 д0бро-
вольное содружество многочисленных наро-
дов.

Вокрылись новые богатейнтие источники

культуры народов Советского Союза, и
страна начала жить На Всем евоем протя-
жении совсем новой жизнью. Акалемия
наук СССР организовала на местах свои
филиалы комплексного характера, предна-
значенные прежде всего для изучения и
оёвоения приролных богалетв отдельных
республик и областей и содействия разви-
тию их национальной культуры.
‚‹ В настоящее время Академия наук ча-
считывает 16 филиалов и один стационар,
расположенные по всей территории СССР
от Архангельска до Сталинабала, от Якут-
ска до Кишинева, от Владивостока до Пет-
розаводска. Из филиалов Акалемии наук
по мере их роста и укрепления были <03-
даны самостоятельные  республиканекие
Академии наук в пяти союзных республи-
ках — Грузинекой, Армянской, Узбекской,
Азербайджанской и Казахокой.

Вместе ¢ тем, независимо от нашей
Акалемии, впервые жё. советские годы
была организована Академия наук в Увра-
инской ССР. выросшая в настоящез время
в широкую -и мошную научно-иселедова-
тельскую ассоциацию по всем областям
знания. В. 1929. году была создана Акаде-
мия’ наук Белорусской ССР. За последние
тоды республиканские Академии наук 01-
танизованы в Прибалтике — в Литовекой,
Латвийской и Эстонекой союзных респуб-
	Ke