БОСНРЕСЕНЬЕ, 6 НОЯБРЯ 1949 г. № 263 (10103)
	Не так давно комсомольцы нашей шко-
лы обратились к бывшим ее ученикам с
просьбой рассказать о жизненном пути
своем и своих товарищей, 0 том, что им
дал комсомол, как работала в их школь-
ные годы комсомольская организация.

Письма были посланы в различные го-
рода и районы Советекого Союза, где сей-
час живут и трудятся выпускники нашей
сельской школы. Пришли ответы. Невоз-
можно. читать без волнения эти простые
человеческие документы. Они рассказыва-
ют 0 тех временах, когла крестьяне села
Анненково почти сплошь были неграмот-
ными и школьники под руководством учи-
телей работали по ликвидации неграмотно-
сти, © боевых делах тех лет, когда сельские
комсомольцы помогали раскулачивать дере-
венских богатеев, горячо агитировали 33
коллективизацию, были  добровольными
сторожами колхозного добра...

Кажется, еще так недавно мы, учителя,
называли их «наши ребята». А ведь огля-
нешься — двалцать, двадцать пять лет
прошло, и «наши ребята» давно уже ста-
ли взрослыми людьми, работают, руково-
дят работой других. Их по-дружески теп-
лые Письма проникнуты огромной заботой
о воспитании нынешнего поколения. Так
старший брат печется о том, чтобы млад-
Inte росли и мужали, становились на вер-
ный путь отцов, путь, по которому 32 го-
да ведет советский народ наша коммуни-
стическая нартия.

Писъма бывитих учеников сельской шко-
лы ярко свидетельствуют о росте человека
в нашей стране.

— Можно утверждать, что, если не бы-
ло бы Великой Октябрьской сопиалистиче-
ской революции, я жил бы неграмотным
пастухом или батраком,— пишет П. Сак-
COHOB.

Он прав. Выходел из семьи бедняка,
сын солдата, убитого на войне в 1914 го-
ду, конечно, он до советской власти даже
в AByxenaccnoh школе не училея бы.
&А теперь нам пишет научный работник,
преподаватель высшей школы, автор более
двух десятков научных работ, за участие
в Отечественной войне отмеченный шестью
правительственными наградами.

Й этот пример не исключителен. Дети
колхозников получают высшее образова-
ние. Теперь это — заурядное дело, обычное
явление, норма. В нашем селе Анненково
все больше становится семей, в которых
сыновья, дочери, а то и несколько членов
семьи имеют высшее образование или
учатся в университетах и инетитутах
	страны. Из 198 выпускников нашей сред-
	ней школы 139 человек окончили выешие
учебные заведения. Не только учителя,
врачи, агрономы, инженеры различных
специальностей, но уже и доценты, канди-
даты наук числятся среди наших бывитих
учеников. Й каждую осень мы, учителя,
провожаем в вузы новых выпускников и
вместе с родителями волнуемся: выдержат
TH OHH приемные испытания, пройлут ди
Ho KOHEYDCY...

Е слову пришлось — о проводах, при-
веду. штрих небольшой, но характерный.
«Проволы» — это название песни. В те
	времена, 0 которых рассказывают нынеи-
Ним Школьникам письма статых  комео-
мольцев, это была песня о пареньке  кото-
рый ухолил защишать советскую власть.
	Вчерашний, тринадцатый тур несколько
сократил дистанцию между лидером турнира
Котовым и другими претендентами ва пер-
вое место. Противник Котова молодой ма-
стер Холмов уверенно разыграл’ черными
ферзевый гамбит и, проведя разменную ком-
бинацию, полностью уравнял позицию, пос-
ле чего на 19-м ходу была зафиксирована

НИЧЬЯ.
	Смыслов, игравший белыми с Люблин-
ским, быстро добился превосходства и на-
чал фигурную атаку на королевском флан-
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Планомерность,  систематичноеть всей
деятельности  учительского коллектива
позволяет каждому учителю работать в
полную силу. Я не помню случая, чтобы
ЕТО-ЛИбо из учителей пришел на урок не-
подготовленным: с равной тщательностью
готовятся и молодые педагоги, и ветераны
педагогического труда.

Все наши педагоги учатся в системе
‘партийного просвещения.  Семинаром по
изучению истории ВЁП(б) с привлечением
первоисточников руководит преподаватель-
ница истории и секретарь школьной пар-
тийной организации Вера Павловна Вурга-
`шова. Учителя часто выступают с лекди-
ями для колхозников. Недавно, например,
прочитали лекции: молодой педагог
тов. Мельникова—00 учении великого рус-
ского  физиолога Павлова, учитель тов.
Бычков — о воспитании детей в семье.

Помимо большого коллектива атитато-
  ров, В селе организована лекторекая груп-
‚па, которой руководит заведующий учеб-
‚ной частью школы, преподаватель физики
Tos. Дошилин. роме педагогов, лекторами
являются представители других отрядов
интеллигенции села — агрономы, медицин-
ские работники, инженеры здешнего енир-
то-водочного завода.

Множество интересных опытов по выра-

щиванию огородных, бахчевых и плодово-
ягодных кульгур проводят на своем участке
юннаты. Школьники под руководством
Н. НП. Гарвиной вырастили 1.400 дубков
для полезащитных полос, выращивают
клены, ясени, акапии, собрали и сдали
много семян деревьев.
_ КБолыную работу анненковский коллек-
‚тив ведет в кустовом методическом об’еди-
нении. Я руковожу этим об’единением и
должна отметить, что в последние годы
сельское учительство проявляет огромный
интерес к методической работе. Люди охот-
но берутся за разработку педагогических
проблем, выступают с докладами, стара-
ются передать лучшее из своего опыта и
поучиться на опыме других.

Кюотда в анненковокую школу с’езжают-
ся на занятия об’единения учителя из
школ нашей округи, — просто гордость
испытываешь. Вот они, наши сельские
‚учителя: образованные, творчески работаю-
щие люди, жизнералостные, нарялно оде-
тые, у многих на груди ордена и медали
за педатогический труд. Вак неизмеримо
выросло сельское  учительство, как ярко
сказывается на всём его облике непрерыв-
ная забота партии и правительства об учи-
теле, его культурном росте, его материаль-
ном благосостоянии!

Вспоминаю сочинение одной из учениц
нашей школы. Школьница закончила
его так: 3

— Какое счастье, что была Октябрь-
ская революция, и мы сейчас живем при
советекой власти!
	Действительно, это — великое счастье.
Советское государство стоит, как маяк,
указывая путь к счастливой жизни наро-
	дам всего мира.

А. ЧЕКАЛИНА,
	заслуженная учительница школы
РСФСР, депутат Верховного Совета
ССЕО.
	Село АННЕНКОВО Кузнецкого района
Пензенской области,
	Молодой армянский мастер Нетросян в
партии против Болеславского эффектно
пожертвовал ферзя и добился вечного
шаха. Вничью также сыграли Лилиенталь
с Сокольским, Аронин с Фурманом ‘и Флор
с Рагозиным.
	Геллер — Тайманов,
Бронштейн — Гольд-
	Отложены партии:
Микенас—Левенфиш,

берг.

гоя жизнь
	Бто постарше, не забыл слов Демьяна Бед-
ного:

Как родная меня мать провожала...

Попросите сейчас спеть о проводах! Дере-
венская молодежь знает песню:

На деревне расставание поют:

Провожают гармониста в институт...

Вот уж подлинно: новые времена — но-
вые песни. А как верно звучит в новой
песне обещание гармониста непременно
вернуться в деревню, потому что, когда он
окончит институт, —

Инженеру много дела будет тут.
Тут, у нас в селе, большие дела Bep-
	шатея, еще большие планируются. Многое.
	задержала война. Еели бы не война, да-
леко бы мы уже продвинулись в благо-
устройстве села. В празднику будет у нас
в Анненкове электричество. А ведь столбы
для электропроводки еще до войны постав-
лены. Село радиофицируется,— это тоже
еше перед войной намечено было сделать.
Строится здание больницы. Восстанавлива-
ем сельский клуб, сгоревший в военные
годы. Это будет прекрасное большое здание
с театральным залом на 500 мест. Вокруг
клуба школьники начали разбивку парка:
посадили пятьсот тополей, столько же ку-
стов сирени. Это — начало, скоро будет в
селе Анненкове прекрасный  тенистый
парк. До сих пор в селе болышой сад,
правда, молодой, был только при школе,

0 школе нашей хочется рассказать под-
робнее: это—дело всей моей жизни, да и не
только моей, а всех учителей нашего кол-
лектива. У нас в селе двадцать шесть пе-
дагогов. Сама я — уроженка села Аннен-
кова и с 1918 года работаю здесь.

Мы издавна, © первых лет советской
власти, трудимся для тото, чтобы слелать
школу действительно очалом культуры в
селе. Внешний вид школы, строгий порядок
в ней, лаже скажу: красота школы —
первое, элементарное условие этого.

Еели поглядеть с улицы,— наша шко-
ла не дворен. Это — нростое бревенчатое
здание, которое отличается от изб колхоз-
ников ТОлько Тем, что оно двухэтажное и
большое. Но внутри... Просторные, светлые
классы, широкие коридоры и гардеробная,
библиотека, в которой до девяти тыеяч
хороших книг, богатейший биологический
кабинет, ле почти все экспонаты созданы
школьниками за голы работы биолога Нины
Петровны Гаркиной. На лестнице скульт-
туры, панели из стекла, украшенного рос-
писью. Колонны в коридорах тоже из етек-
лянных изразцов, расписанных ярким, на-
рядным узором в старорусском стиле. Такая
же роспись на стеклянной перегородке ко-
ридора. Это делали сами Школьники под
руководством учителя истории В. А. Вак-
люхина, погибшего в дни Отечественной
войны. Картины на стенах писаны членами
кружка рисования.

В традициях школы — хранить все луч-
шее, что сделано детьми п учителями, вдум-
чиво использовать самое ценное из опыта
школы. В биологическом кабинете, нанри-
мер, собраны таблицы и наглядные 1п969-
бия, рисованные много лет назад. С ними
HO сих пор работают на уроках, и каждый
Tol прибавляются весе новые материалы.
Благодаря многолетним стараниям коллек-
тива школа стала такой, что мы можем
гордиться ею: стала подлинным очагом
КУЛЬТУРЫ В сле.
		3 странах народной демократии
	БОЛГАРИ
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	надежной дорогой
	<‹ИЗВЕСТИЙ»)
	(ОТ СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА
	Б Чехословажий илут дни, посвященные
дальнейшему укреплению  чехословацко-
советской дружбы. На улицах Праги в
осеннем воздухе, спущенные е самых крыш
до первых этажей, мерно колышутся огром-
ные государственные стяги Чехословакии и
Советекого Союза.

В окнах, в витринах магазинов, на сте-
нах домов вывешены портреты товарища
Сталина и президента Чехословакии Гот-
вальда. В самой Праге, а также в любом
уголке страны можно прочесть популярные
лозунги, звучащие как пароль, как меткая
народная фраза: «Без помощи СССР не бы-
ло бы ЧСР» (ЧСР — Чехословацкая респуб-
лика), «С Советским Союзом на’ вечные
времена».

Самое сушествование Чехословакии как
государства, его суверенитет и незавиеи-
мость, спасение от ига фашизма, возрожде-
ние и обновление демократической реепуб-
лики, создающей основы социалистического
общества, — все это, как правильно пони-
мают широкие круги трудящихся Чехуело-
вакии, было бы невозможно без СССР, без
его братской, великодушной и бескорыет-
HOH помоши, без опыта социалистического
строительства в Советском Союзе.

В этом году начало кампании по укрен-
лению тесных братских взаимных отноше-
ний чехословацкого и советского народов
совпало со знаменательными датами: народ
Чехословакии только-что отметил 31-ю го-
довщину возникновения своего государства
H готовится отметить, как родной, близкий
его сердцу праздник, 32-ю годовщину Ве-
ликой Октябрьской социалистической рево-
люции.
	«Окончательно пала лживая историче-
ская фикция, будто западные державы по-
сле мировой войны добровольно, так ска-
зать, ради прекрасных глаз чехов и ©2-
ваков, создали Чехословацкое государство.
Наоборот, победила историческая правда,
что под влиянием Октябрьской революции,
под влиянием всепобеждающего ленинского
лозунга — лозунга об освобождении и само-
определении народов — революционное дви-
жение широких масе трудящихея Чехосло-
вакии родило Чехословапкую  республи-
Ку», — заявил на-днях в свой речи по ра-
дио, обращенной к народу, президент Гот-
Bab]. .

Во всей многогранной созидательной ра-
боте по строительству нового общества че-
хословацкий народ берет пример © совет-
ского народа, использует ето богатейший
опыт.

Девятимесячный план первого года пя-
тилетки Чехословакией выполнен на 101,8
процента,

С особым удовлетворением здесь отме-
чается факт дальнейшего роста внешней
торговли страны, особенно с СССР и стра-
нами народной демократии. Мне довелось в
эти дни побывать на станции Черна над
Тиссой. Это конечная станция Чехословакии
по пути в СССР. До войны здесь не было
никакой станции. Да и вообще под’ездные
пути, ведущие в сторону Советского Союза,
держались в полном запустении, ибо бур-
жуазные власти старой Чехословакии в у10-
ду своим зарубежным хозяевам и не ду-
Main расширять товарообмен е Советеким
Союзом. Теперь же здесь парит большюе
оживление.

Веть в Чехословакии, у подножья Вар-
патоких гор, город Свит, что означает свет.
До войны весь он целиком со всеми
корпусами по вылелке искусственного во-
локна и трикотажа, с машинами, домами,
транспортом, водой, землей и левом и даже
с людьми принадлежал обувному капитали-
сту Бале. Поскольку город был филиалом
основной батевской вотчины Злына, и
	штамповки, уменьь верно рассчитать и
распределить каждое движение.

Богатенков в армии не был артиллери-
стом. Но в Цехе его бригаду часто назы-
вали «богатенковекий расчет». Точность
этого названия определяется не внепним
сходством, хотя подручный, стремительно
подающий раскаленные затотовки, действи-
тельно похож на заряжающего, а сам
штамповщик возле своей огромной, ухаю-
щей, стреляющей отнем машины  вы-
глядит командиром орудия. С артиллерий-
ским расчетом бригаду Богатенкова больше
всего сближает особая четкость работы.
	Олин из членов бригады, Дробышев,
обучившиеь у Боталенкова, сам стал штам-
повщиком, Его поставили бригадиром на
другой участок. В ту пору Богатенков co-
брался в отпуск, в мордовекую деревню, где
он родился. Павловка — обыкновенная не-
большая деревушка: как во всякой совет-
ской деревне, там есть свои знатные зем-
ляки, покинувшие Павловку, но изредка
навешаюшие ролные места.
	И вот приехал на побывку московский
кузнец. В Павловке бывали и летчики, и
инженеры, и Герои Советекого Союза, здесь
слыхали немало удивительных рассказов.
Богатенков рассказывал веего лишь 0 BY3-
нице. Но столько истинной страсти и ро-
мантики было в его рассказах, такая от-
врывалаеь величественная картина труда,
что молодой крестьянский паренек Павлу-
ша Маврушкин, слушая гостя, то краснел,
то блелнел и, наконец, набравшиеь храб-
рости, стал просить взять его в Москву, в
кузницу.

Была в этом пареньке и твердость, и
серьезная пыгливость, и веселая душа. Бо-
гатенков решил взять его в бригаду на ме-
сто Дробышева, ушедйето на самостоятель-
ную работу.

Так вошел в «богатенковекий раечет»
новый подручный, Павел Маврушкин.

...Четыре жестких удара ковочной ма-
шины, Kak четыре выстрела, и готовая
петаль уходит прочь. Важется. что люди
	`3196еъ ТОЛЬКО команлуют машиной, управ-
	Новый облик города Димитрово
	СОФИЯ, 5 ноября. (ТАСС). Димитрово—
бывший город Церник — центр коупней-
	шего каменноугольного бассейна Болга-

рии. До 9 сентября 1944 г. в перников-
ских рудниках шахтеры работали по
	часов в день. Рабочие ютилиеь в ла-
чугах, расположенных в 10—15 километ-
pax от шахт. Заработок был нищенский.

_ После 9 сентября 1944 г. жизнь, быт
и труд шахтеров в корне изменились.
В шахтах Димитрово появились новые ма-
шины и механизмы. Труд шахтера сейчас
ценится высоко, он. стал безопасным и
значительно облегчен,

Для шахтеров построены многоэтажные
комфортабельные жилые дома, школы,
больницы, амбулатории, детекие дома я
сады.

В городе имеются библиотека, распола-
	гающая 80 тыкячами томов политической
и художественной литературы, театр, два
кинотеатра и другие очали культуры.

Вокруг города разбиваются сады.

По улицам города и пригородам курея-
руют многоместные автобусы. Раецвела 0б-
щественная и культурная жизнь в городе.
В Димитрово имеются 26 самодеятельных
рабочих хоров, десятки театральных круж-
коз, атитколлективы. Шахтеры Димитрово
получают большое количество газет и
	журналов, все жилые лома радиофициро-
ваны. Я
		5 первых коллективных
сельских хозяйствах
	ХАРЕСТ, 5 ноября. (ТАСС). В Румын-
ской народной республике создано 65 пер-
вых коллекливных сельских хозяйств, в
которьЕх 0б’единено 3.812 крестьян. Кол-
лективные хозяйства имеют в своем распо-
ряжении около 15 тысяч гектаров земли.
После уборки урожая, е наступлением осен-
него сева, об’единившиеся в коллективные
хозяйства крестьяне приступили к совмест-
ной обработке земли. Осенний сев уже за-
вершен. Некоторые коллективные хозяйет-
ва закончили ето раньше намеченного
срока. На высоком атротехническом уров-
не провели осеннюю вепашку машинно-
тракторные станции.

Государство обеспечило коллективные
хозяйства высокосортными семенами, очи-
ценными на селекционных станциях. Вол-
лективные хозяйства деятельно готовятся к

зиме.
гра
		советские стахановцы
передают свой опыт
	БУДАПМИТ, 5 ноября. (ТАСС). Совет-
ские стахановпы, члены советской делега-
ции, прибывшей в Будалешг на конгресс
новаторов произволетва, посетили несколько
заводов и фабрик, где продемонстрировали
свой методы работы.

Известный советский каменщик стаха-
новеп Ф. Шавлюгин на строительстве и!ко-
лы в городе Диошльер показал евой метод
скоростной кладки кирпича, применяемый
уже на венгерских стройках. Шавлюгин
вместе с бригадой, состоявшей из 5 чело-
век, за 42 минуты выполнил более чем
10-часовую норму, выложив 2,74 кубомет-
ра стены.

Токарь-стахановец, лауреат Сталинской
премии Быков посетил Чепельский комби-
нат «Вейсс-Манфред» и Дьерский вагоно-
строительный завод, где продемонстрировал
свой метол скоростного резания металла.
	тяжелые молоты, золото искр, рассыпанное,
как, звезлный путь... Веселая, гордая ра-
бота!

— Температуру в печи, повимаешь, хо-
роший кузнец может точно определить... —
рассказывал Богатенков неторопливо.— На-
гретая заготовка должна быть соломенного
нвета. Помнишь, лруже, ржантю солому?
	И тут вепоминали бойцы осеннее поле,
березки, что стоят, как сестры, у родного
лома, свистящее шуршание золотой соломы
й запах ее, сухой, теплый...
	Война окончилась, и вместе с Богатен-
ковым в кузницу пришли четыре бойца из
его взвода, теперь уже в штатеких костю-
мах. Это был маленький воинский отряд,
четкий, исполнительный, с армейской дис-
циплиной.

Двух товарищей — Степана Маликова ий
Ceprea Дробышева — Богаленков взял в 6е-
бе в бригаду.

Богатенков ушел в армию молодым ра-
бочим, по сути только едва прикоснувшись
Е подлинному мастерству. Он пробыл в ар-
мии несколько лет, — казалось, за это
время мастерство его могло зарлохнуть,
YBAHYTS...

Но именно из армии он вернулея под-
линным командиром производства. В том-то
и сила Советской Армии, что она органи-
зуёт человека, помогает вырасти ий укре-
пиТься всему хорошему, что заложено в
его душе, формирует в нем новые благород-
ные качества.
	Несколько лет Богатенков не входил в
кузницу, не прикасался к штампу. Вузнецу
по призванию трудно забыть настоящие про-
фессиональные навыки. Богатенков восста-
навливал в себе прежнюю рабочую повадку,
проверял силы и уменье. Так пловец, много
лет не входивший в-море, делает первый
взмах и вдруг ощущает, как привычно и
послушно повинуется ему тело, как шумит
и расступается перед ним плотная, упругая
синяя вода...

Богатенков почувствовал в себе не толь-
RO силу кузнеца, но и новую еилу органи-
затора. Он сам обучал своих фронтовых то-
	порядки здесь были злыновокие. Они ярко
описаны в книге чешекого писателя Овало-
плука Турека «Ботострой» (бота — сапог,
строй — мантина).

Сейчае Свит не только переживает хо-
зяйственный и культурный под’ем, но, что
самое главное, и люди в нем стали совсем
ИНЫМИ.

— Вы даже прелетавить себе не може-
те, что для нас означает существование
Советекого Союза,— сказал мне в задушев-
ной беселе мастер, он же бригадир ударного
цеха Майлат Юрай, 22-летний высокий
WHOM с чуть сутуловатыми плечами.

— Еще до войны, когда я был подрост-
ком, я уже знал, что есть на свете СССР,
есть для нас пример и, значит, Батю мы
все фавно сбросим. Не отец, так я это
сделаю. А когда началась эта война, кто
подал нам пример, как должны держаться
люди? СССР!

Восемнадцати лет будущий мастер ужз
участвовал в слованком восстании. Он п)-
мнит имена русских, воодушевлявитих гор-
ных партизан на борьбу. Потом парень
ушел в советекую танковую часть ис нею
вступил на родную землю.

— С тех пор, как товарищ Сталин пли-
казал своим войскам освободить и спасти
нашу Прагу, © тех пор как он дал
свободу чехословацкому народу, имя его
свяшенно для нас. -— сказал мастер —
Когла я вернулся с фронта, враги говори-
ли, что без Бати у нас на фабрике дело
не пойдет. Я только улыбнулся: есть на
свете СССР, подумал я в ответ на брехню
врагов. Там. в СССР, обошлись без Бати,

— Ну, — сказал actep,—o дальней-

шем вам расскажут мой девушки-удар-
ницы.
‚ А ударниц было много, молодых, залор-
ных, гордых евоим трудом и положением в
обществе. У станка Елизаветы Чечковой
висит красный вымпел ударницы, ее пор-
треты можно видеть при входе в цех. биз
дает самую высокую производительность
труда.

— Опыт советских рабочих — это—
продолжал наш знакомый мастер, — гоз-
дость, борьба, светлые корпуса, расширение
производетва, новые квартиры’ для рабочих
п инженеров, это значит жить без страха.
Я вам ясно 0б’яснил? Нет? Ну, тогда може-
те записать, что Советский Союз, Сталин —
это наша жизнь и свит, то-есть свет, по-
вашему...
	Опыт советских трудящихся все шире
применяется в чехословацкой промышлен-
HOCTH.

Недавно 147 лучших ударников страны
были вызваны в пражский Град (Кремль),
тде им были вручены высокие награды.
Среди награжденных была пожилая работ-
ница Мария Поливкова, знавшая ранее в
буржуазной Чехословакии, по ee словам,
только страх и дисциплину голода да заб0-
ту о черством хлебе для своих двух маль-
UHR.
	— Тенерь вокруг моего сына собираются
много детей и спрашивают, чем его мать
знаменита и за что она получила одзнае
(награду), и просят показать им эту награ-
ту.—— рассказывает Поливкова.
	Так меняются нонятия о чести и елав,
так рождается социалистическая мораль.
Вот почему на многих заводах, в фабричных
цехах и просто на улицах рабочих городов
Чехословакии я видел на плакатах золотом
писанные великие сталинские слова о тоу-
де, который в СССР стал делом чести, делом
славы, делом доблести и геройства, — сло-
ва, близкие и понятные миллионам людей
освобожденного труда.

А. БУЛГАКОВ.

ПРАГА, 5 ноября. (По телефону).
	автоматичны. Это тот автоматизм, который
не притупляет сознания, а наоборот, дает
возможность мыслям непрестанно, пытливо
проникать в сущность процесса и стремить-
ся к его улучшению. Бригаду окружает
MED прочных, грубых, суровых вещей—
огромная машина, штампы, тяжелые, ието-
чающие зной поковки. Тем чулеснее вы-
глядит любовная бережливость в обраще-
нии © этими вещали, умение за внешней
грубостью увидеть их сокровенные малень-
кие секреты.
	Цена штампу — высока, а срок его жиз-
ни очень короток. Богатенков дает штампу
большую нагрузку, выжимает из него мак-
симальную производительность. И вее же
штамп служит ему дольше, нежели друтим
кузнецам.
	Бот уже сняты во штампа четыре ты-
сячи деталей, полагающихся для него по
норме, а штамп продолжает служить верой
и правдой, и лишь в конце шестнадцатой
тысячи уходит на покой. Богатенков зна-
ет, что полезно штампу, а что для него
вредно. Так хороший артиллериет знает,
как нужно ухаживать за орудием...

Потлядите на участов Богатенкова после
TOM, Kak бригала закончила работу.
	На участке особая, можно сказать, тще-
гольская чистота, и, проходя мимо, рабочие
уважительно обходят участок сторонкой,
чтобы, упаси боже, не нарушить богатен-
ковекого порядка.
	Бригаде Богатенкова после итогов крап-
тального соревнования присвоено званяе
лучшей бригады кузнецов автомобильной п
тракторной промышленности. Это большая
честь, настоятиая рабочая слава. Но смысл
и значение этого события не в одном чает-
ном успехе.
	Ha примере Богатенкова можно увидеть,
как растет культура труда советечого
предприятия, как сознателен и патриоти-
чен труд советского человека, проникнутый
подлинным  коллективизмом. На примере
Богатенкова можно явственно увидеть то
спокойное мастерство, которое свойственно
настоящей производственной зрелости, ма-
стерство, сбединенное с высоким чувством
общественного долга, мастербтво—творче-
ство, рожденное в народе Великим Октябрем.

Это — обычный рабочий нашего време-
ни. Это — то поколение, которое поднялось
после Октября в нашей стране, илущей
	в воммунизму.
Татьяна ТЭСС.
	Бсесоюзный шахматный чемпионат
	ге. Пассивная защита черных успеха не
имела. Красивой заключительной комбина-
цией Смыслов вскоре поставил противника
перед выбором: понести большие материаль-
ные потери или получить мат. На 33-м ходу
Люблинский слался.
	Керес изобретательно вел атаку против
энёргично защищавшегося Копылова, но в
последний момент не нашел форсированно
выигрывающего продолжения. Партия отло-
жена в эндшпиле с лишней пешкой у
гроссмейстера.
	шины; проплывают подвешенные за фла-
нец поковки, похожие на опненные туши;
молот ударяет по заготовке, уложенной в
штамп; взлетает вверх перевитый дымом,
шумный столб пламени от горящей смаз-
ки... В этом цехе, полном суровой поэзии,
© особенной рельефностью ощущаешь силу
энергичного и смелого рационализатора, за-
составляющего машины давать максимум TO-
го, на что они способны, силу современной
технической мысли, создавшей механизмы,
которым можно передоверить десятки слож-
ных операций, какие раньше выполнял

челорек.
	Возле одного участка я остановилась.
Злесь работает бригала Богатенкова.
	В нагревательной печи рядком, как дро-
ва, лежат толстые металлические прутки
цилиндрической формы. Часть их Уже он
ралена пылающей желтизной, другие толь-
ко нагреваютея, и на тусклой, синеватой
поверхности проступает жаркий пурпур.
Подручный передает раскаленные затотов-
ки штамповщикх.

Штамповщик работает на горизонтально-
ковочной машине. В отличие от молота,
те штамповщик может менять силу Удала,
У ковочной машины — жесткий удар по-
слоянного усилия. Четырьмя последователь-
ными ударами. штамповщик «высаживает
фланец» на полуоси заднего моста. Носле
каждого удара заготовка набирает форму;
на гладком прутке как бы венухает фла-
Hel, напоминающий громадный толстый
гриб. Металл покорно передвинулея по телу
залотовки; образовав на конце прутка гри-
бообразную фигуру. :

Охруженная огненными брызгами, жар-
кими отсветами пламени, бригада Богатен-
Кова ровно, дружно, увлеченно трудилась
под отлушающий грохот машин. Слажен-
ноеть действий этих Трех человек, какой-
То 060бый боевой азарт, которым овеяна
их работа, явственно напоминали что-то,
уже виденное и знакомое. Ho что?

И вдруг я поняла: бригада напоминала
брудийный расчет. Армейская четкость,
фронтовая удаль, какое-то грозное веселье
сквозили в Каждом движении кузнецов...

Богатенков отошел от машины, и тотчас
же на его место встал подручный. По всем
ухваткам подручного, по тому спокойст-
	Сегодня — день доигрывания.
Мастер В. ПАНОВ.
	вию, © каким он подошел к машине, было
видно, что для него работа штамповщика
тоже знакома. И снова невольно вепомни-
лась та фронтовая сноровка, что позволяет
бойцу заменить товарища у орудия...
	Пока Богатенков пил воду, я успела
рассмотреть ето, Он был в круглых очках,
лицо ето, поблескивавшее от пота, е рас-
тушовкой копоти, забившейся во все мор-
щинЕи, казалось строгим и четким, словно
отлитым из бронзы. Подмышкой он держал
рукавицы, массивные, будто снятые © ве-
ликана. Пил воду он нетерпеливо и жадно,
как пьют в бою, когда дорога каждая ми-
нута, и лицо его продолжало хранить 60-
средоточенность усилия,— видно, все мыс-
ли ero попрежнему были там, возле ма-
ШИНЫ.

Бак мало этот сосредоточенный человек
© закопченным лицом походил на того мо-
лолого, веселого шеголя в шляпе и сером
макинтоше, которого я встретила чае спус-
тя в конторе цеха! «Здравствуйте еще
раз!»,— сказал он и улыбнулся, сверкнув
золотой коронкой, а я глядела иа него с
недоумением, неё сразу сообразив, что это
и есть тот же Богаленков.

Что же он за человек, Кирилл Богатен-
ков?

Он пришел на завод имени Сталина ком-
сомольцем в 1936 году. Учителем его был
знаменитый Петр Александрович Оленев,
обучивший не одно поколение кузнецов. Он
приметил у Ботатенкова интересную 060-
бенность. Молодой крестьянский парень не
только обладал отличной хваткой и боль-
пой физической силой. Ему была присуща
вршиетая, упрямая пытливость. Он очень
быетро стал штамповщиком, но этого ему
было мало,— он хотел научитьея штамно-
вать и коленчатый вал, и балку передней
OCH, H другие детали, — хотел весе уметь.
	Богатенкова призвали в. армию. После
темобилизации он снова вернулся на завод.
	На фронте люди Часто рассказывалот
IDVT другу о родной семье, о доме, о да-
леких друзьях... Богатенков рассказывал
товарищам о кузнице. Во фронтовой землян-
ке перед глазами бойцов возникали проле-
ты кузнечного цеха в струящихся, багро*
	вых отолесках, пылающие жаром печи,
	Есть в русском языке слова, родившиеся
в наши дни, слова очень об’емные, с боль-
шим внутренним содержанием. Таково, &
примеру, слово «стахановец». Корни этого
слова, строго говоря, лежат в той благодат-
Ной почве, которую взрыхлил и подготовил
Великий Октябуь.
	Мы называем стахановцами людей, вели-
колепно овладевших техникой и двигаю-
щих ее вперед, обладающих высокой куль-
турой труда, впитавших в себя опыт, тра-
диции, богатство мастерства, накопленные
поволениями замечательных умельцев на-
ей страны.

Духовный облик советских людей меняет-
ея, и слово  «стахановец» приобретает все
большую глубину и широту. Но это слово,
рожденное нашей эпохой, попрежнему ярко
и живо, и попрежнему мы определяем им
все то передовое, что прокладывает новые
пути в различных областях труда.
	Придя на любой советский завод, мы не
ожидаем встретить в лице стахановца че-
зовека исключительного. Напротив, мы
уверены, что увидим человека вполне
обычного, одного из передовых советеких
рабочих, которых у нае сотни тысяч. И
вместе с тем мы твердо знаем. что в труде,
в поступках, в движениях души оэтого
обыкновенного советекого человека мы уви-
хим прекрасные черты нового, присущие
строителям коммунизма, увидим. глубокое
и благородное понимание своей работы,

своето долга.
	Не так давно довелось мне побывать в
кузнечном цехе автозавода имени Оталина.
Понетине ошеломляют монументальность ий
размах этой могучей индустрии. Величест-
венная панорама цеха окрашена резкими
красками. Черный цвет машин, то отливаю-
щий маслянистым блеском, то покрытый
смуглым пушком копоти; цвет ржаной со-
ломы, воторым окрашены заготовки, лежа-
щие в печи; пелая гамма красного цвета,
от пылающе-алого до затухающего багрян-
ца, и над всем этим золотые звезды искр,
веполохи пламени, бутующето в печи...

Багряные всполохи и звезды искр словно
подчеркивают праздничность, царящую в
эти дни на автозаводе, готовящемея к
празлновавию своего 25-летнего юбилея.
	Грохочут молоты, прессы, ковочные ма-
	варищей. Oa воспитывал в них знание pe- : HHIOL авоматиьди. 10, да БЕАлЛдиИшШЬСя,

орла — пиРирр № ихонраной таботе поути_   ВИЛИШЬ. Как глубоко проникзет командиь-
	месла, любовь к кузнечной работе, неуто-
монную пытливость, что присуща ему са-
мому. Никто из.них не облалал выдающей-
CH физической силой, но в современной
кузнице этого и не нужно. От кузнеца тре-
бовались прежде всего культура труда,
UVBCTBO ритуа, высокое овладение техникой
	ский взор человека в самую сущность ме-
ханического процесса, как умело человек
команлует техникой,
	Богатенков — полный  хбзяйн своего
участка. Вглядитесь в движения бригады.
Они прекрасно отработаны, радсчитаны й