ПОНЕДЕЛЬНИК, 7 НОЯБРЯ 1949 г. № 264 (10104)
	ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
	Доклад Г. М. МАЛЕН КОВА на торжественном заседании АЛосковского Совета 6 ноября 1949 года
	Товарищи!
Сегодня народы Советского Союза и наши друзья
	за рубежом празднуют тридцать вторую годовщину
Великой Октябрьской социалистической революции,
	Советский народ с законной гордостью смотрит на
результаты своей борьбы и работы. Время, в которое
	мы живем с вами, товарищи, войдет в историю нашей
	Родины, как великая Сталинская эпоха.
	Никогда в истории нашей Родины не были столь
сплоченными между собой народы, населяющие ее
необ’ятные просторы. Царившие до революции раздор
и ненависть между нациями уже давно сменились в
нашей стране дружбой и братским сотрудничеством
	всех народов. В великом содружестве наций в Совет-
	ском Союзе нашли выход творческие силы больших и
малых народов.
	Никогда на протяжении всей своей истории наша
Родина не имела столь справедливо и хорошо устро-
енных государственных границ. Взгляните на карту.
На Западе — Украина собрала в одну семью весь
свой украинский народ. Устранена историческая не-
справедливость в отношении границ Белоруссии и
Молдавии. На Западе нет больше Восточной Прус-
сии — этого многовекового плацдарма для нападения
на нашу Родину. Несколько севернее вполне прочно
обозначились новые границы в интересах укрепления
обороны Ленинграда. На Дальнем Востоке по-новому,
	в интересах безопасности нашей Родины, выступает
	гряда Курильских островов, а Сахалин, восстановлен-
ный полностью, как целое, играет большую роль в за-
щите Советского Союза, чем его половина.
	Никогда на протяжении всей своей истории . наша
Родина не была окружена столь дружественными к
нашему государству соседними странами. С Совет-
ским Союзом теперь граничат: вместо враждебно от-
носившегося к России Польского государства — дру-
жественная народно-демократическая Польша; вме-
сто расчлененной гитлеровцами Чехословакии, еще
нелавно изнывавшей под игом фашистских захватчи-
	KOB,— дружественная народно-демократическая Чехо-
словакия: вместо бывшего вассала гитлеровской: Гер-
		Мы стоим на верном пути к новым победам.
	Тридцать вторую годовщину Октября советский
народ встречает значительными успехами во всех 06-
ластях сониалистического народного хозяйства и
	культуры
	мании — Венгрии — дружественная Венгерская народ-
ная республика; вместо враждебной Советскому Со-
юзу Румынии — дружественная Румынская народная
республика; вместо старой Болгарии, являвшейся при-
	датком гитлеровской военной машины; Советский Co-
	юз имеет верного друга в лице Болгарской народной
республики; польский, чехословацкий, венгерский,
румынский, болгарский народы спаяны вечной дружбой
с народами Советского Союза; на Востоке с Со-
ветским Союзом. граничит связанная с нами много-
летней дружбой Монгольская народная республика;
нашим. дружественным соседом является молодая Ко-
рейская народно-демократическая республика; и, на-
конец, вместо закабаленного хищниками иностранно-
го капитала Китая, мы имеем теперь на Востоке ве-
ликого соседа — дружественную нам, свободную Ки-
тайскую народную республику. Бурные апло-
дисменты).
	Встречая тридцать вторую годовщину Великой Ок-
тябрьской социалистической революции, советские
люди полны непоколебимой уверенности в: успехах
дальнейшего движения нашей страны вперед по пути
к коммунизму. В величайшем соревновании двух си-
стем — системы социализма и системы капитализма
ясно видно превосходство социалистической системы.
	Достаточно вспомнить, что Советский Союз’ на про-
тяжении тридцати двух лёт своего существования
выдержал две тяжелых войны — войну   1918—1920
годов против внутренних и внешних врагов и Великую
Отсчественную войну 1941—1945- годов против гитле-
ровских захватчиков. В то же время известно, что Со-
единенные Штаты Америки, являющиеся самой сильной
страной капитализма, ‘более 80 лет развивались по
существу в мирных условиях, когда им никто не мешал
строить свое хозяйство. Кто хочет добросовестно и
об’ективно оценивать успехи социалистической систе-
мы хозяйства, тот не должен забывать этого немало-
важного обстоятельства.
	Паш народ глубоко верит в правоту своего дела.
Марксистско-ленинское учение, овладев массами, стало
величайшей силой в борьбе за победу нового над
старым, за победу социализма над капитализмом.
	няется план снижения себестоимости. За 9 месяцев
1949 года себестоимость промышленной продукции в
сопоставимых ценах снизилась на 7,2 процента,
	Пачатое в прошлом году по почину передовых ра-
бочих народное патриотическое движение за создание
сверхплановых накоплений дало большие результаты.
За счет полученной экономии промышленность выра-

ботала более чем на двадцать миллиардов рублей до-
полнительной продукции.
	Больших успехов добилось также и наше социзли-
стическое земледелие. Еще в 1948 году валовой уро-
жай зерновых культур без малого достиг уровня
1940 года, Урожай же текущего года: превысил уро-
вень 1940 года. Зерновая проблема в нашей стране
уже решена и дальнейшие успехи в этой области стоят
на прочной основе, Наше социалистическое сельское
хозяйство имеет все необходимые условия для того,
чтобы из года в год увеличивать урожайность зерно-
вых, технических и других культур.
	Принятое год тому назад постановление Партии и
Правительства — о плане полезащитных лесонасажде-
ний, внедрения травопольных севооборотов, строи-
тельства прудов и водоемов для обеспечения вы-
соких и устойчивых урожаев, осуществляется успеш-
но. Уже произведены посадки защитных лесонасаж-
дений на площади более 500 тысяч. гектаров. Еще
большая площадь подготовлена для лесопосадок в
1950 году. :
	Быстрыми темпами растет техническая вооружен-
	ность сельского хозяйства, Социалистическая про-
	мышленность с каждым годом поставляет сельскому
хозяйству всё. больше. и. больше разнообразных сель-
скохозяйственных машин. В. 1949 году сельское хо-
зяйство получает 150`тысяч тракторов. в переводе на
пятнадцатисильные тракторы, 29 тысяч комбайнов,
свыше одного миллиона шестисот тысяч прицепных
орудий и других сельскохозяйственных машин. Иначе
говоря, сельское хозяйство получит тракторов и сель-
скохозяйственных машин в 3—4 раза больше, чем в
довоенном, 1940 году.
	Под’ем зернового хозяйства обеспечил возмож-
ность приступить к ликвидации отставания животно-
водства — важнейшей отрасли сельского хозяйства.
	Задача под’ема и всемерного развития животновод-
	ства стала центральной задачей партии и государства
в сельском хозяйстве.
		ский народ любит и ценит искусство и художествен-
	ную литературу, правдиво отражающие на основе
метода социалистического реализма богатую, полно-
кровную жизнь нашей страны, напряженный и самоот-
верженный труд советских людей — строителей ком-
мунизма. Партия и Правительство проявляют повсе-
дневную заботу об идейно-художественном росте ис-
кусства и литературы. В Советском Союзе искусство
и литература служат народу, кровно связаны с ним.
	Советский народ ведет большую созидательную
работу. Замечательно при этом то, что на всех фрон-
тах нашего великого социалистического строительства,
во всех отраслях народного хозяйства, техники, науки
ведущим началом является передовое, новое, прогрес-
сивное. В этом сказывается огромное преимущество
нашего строя. Наша обязанность состоит в том, чтобы
и впредь опираться на передовое, всеми силами под-
держивать его, всемерно приумножать и распростра-
нять прогрессивные начинания и положительные при-
меры нашей работы, вести дело так, чтобы все мы
равнялись на достижения новаторов, передовых совет-
ских людей,
	В Советском Союзе честный труд высоко оцени-
вается и охотно поощряется. Иначе и быть не может
в обществе, где производственные отношения основа-
ны не на принципах эксплоатации и конкуренции, а
на принципах творческого содружества и социалисти-
ческого соревнования.
	Партия и Советское правительство широко применя-
ют систему награждений и премирования за достиже-
ния и успехи в работе во всех областях хозяйства и
	культуры.
	Встреченное с большим одобрением тружениками
колхозов и совхозов это постановление успешно пре-
творяется в жизнь. За последний год колхозы и совхо-
зы увеличили поголовье крупного рогатого скота на
20 процентов, поголовье овец — на 13 процентов и
поголовье свиней — на 72 проц.
	В настоящее время успешно заканчиваются хлебо-
заготовки и заготовки других сельскохозяйственных
продуктов. В текущем году колхозы и совхозы сдали
государству хлеба на 128 миллионов пудов больше,
чем в прошлом году. (Аплодисменты). Значи-
	тельно больше заготовлено также маслосемян, сахар-
ной свеклы, мяса, молока и других сельскохозяйствен-
	ных продуктов.
Таким образом, мы вправе сказать, что наша про-
	r мышленность и наше сельское хозяйство вступили в
	полосу нового мощного под’ема. Бсе это создает но-
вые возможности для дальнейшего повышения мате-
риального и культурного уровня жизни советского на-
	рода.
	В отличие от капиталистической системы хозяйства
социализм немыслим,— и в этом состоит закон его раз-
вития,— без повседневной заботы государства о по-
вышении материального благосостояния ‘и культурно-
го уровня трудящихся.
	Заботясь о поднятии жизненного уровня трудящих-
ся, Правительство провело в конце 1947 года после
денежной реформы и отмены карточной системы сни-
жение цен на товары массового потребления. В ре-
зультате этого снижения цен население выиграло в

течение года около 86 миллиардов рублей.
	Дальнейший под’ем народного хозяйства СССР,
рост производства товаров массового потребления и
новые достижения в области снижения себестоимости
промышленной продукции создали возможность про-
вести второе снижение цен, которое и было завершено
к 1 марта текущего года; Население дополнительно
выиграло от снижения цен по всем секторам рознич-
ной торговли в течение года около 71 миллиарда
рублей.
	В результате первого и второго этапов снижения
цен повысилась. покупательная способность рубля и
улучшился курс советского рубля по сравнению с
курсом иностранных валют. Повысилась реальная за-
работная плата рабочих и интеллигенции, снизились
расходы крестьян по закупке промышленных товаров.
	Советскому народу не грозит никакая «маршалли-
зация»; ему не грозит постоянный бич снижения жиз-
ненного уровня, снижения реальной заработной платы,
как это происходит в странах капитализма. Над
советским народом не висит, как дамоклов меч, уг-
роза нищеты и безработицы. Напротив, в Стране Со-
ветов каждый трудящийся, получая по своим способ-
ностям за свой труд, имеет все возможности для по-

вышения своего жизненного уровня. _
	больших размерах ведется жилищное строитель-
ство. За три года и девять месяцев послевоенной
пятилетки государственными предприятиями, учреж-
дениями и местными Советами, а также населением
с помощью государства построено и восстановлено в
городах и рабочих поселках жилищ общей площадью
свыше 61 миллиона квадратных метров. В сельских
местностях за это же время восстановлено и по-
строено свыше 2-х миллионов жилых домов.
	Значительные успехи достигнуты в области науки,
культуры и искусства.
	За последнее время содружество науки с производ-
ством, ученых с передовыми рабочими, инженерами,
техниками, агрономами, колхозниками несомненно
усилилось. Подлинная наука, связанная с жизнью,
безжалостно рвет со всеми устаревшими традициями,
не терпит косности, рутины, равнодушия к росткам
нового. Передовая наука в условиях социалистиче-
ского общества смело смотрит в будущее. Социали-
стическое государство создает самые благоприятные
условия для развития науки. Советская наука откры-
вает беспредельные возможности для использования
неисчислимых богатств нашей Родины, верно служит
укреплению ее сил и могущества,
	‚ Советская наука направлена на службу делу мира
и процветания нашей Родины. Если атомная энергия
в руках империалистов является источником производ-

ства смертоносных орудий, средством запугивания,
орудием шантажа и насилия, то в руках советских лю-

дей она может и должна служить могучим средством
невиданного еще до сих пор технического прогресса,
	дальнейшего быстрого роста производительных сил
нашей страны.
	Вместе с ростом производительных сил нашей стра-
ны развивается социалистическая по содержанию, на-
	циональная по форме культура народов СССР. Совет-
	Советский Союз стоит за
	Товарищи! Если
внешней политике,
выражается в том,
	иметь в виду главное в нашей
то, коротко говоря, это главное
	За время после окончания Отечественной войны с
1945 года по 1949 год награждено орденами и медаля-
ми СССР свыше 510 тысяч рабочих, колхозников, уче-
ных, инженерно-технических работников, служащих,
врачей, учителей и других работников за достигнутые
ими успехи в области промышленности, транспорта,
сельского хозяйства, науки, культуры и искусства, За
это же время 4.800 работников промышленности и пе-
редовиков сельского хозяйства получили звание Героя
Социалистического Труда и 2.540 работников науки,
техники, искусства, литературы получили высокое зва-
ние лауреата Сталинской премии.
	Под’ем народного хозяйства, расцвет социалисти-
ческой культуры вызывают и будут вызывать новый
прилив творческой энергии, инициативы и изобрета-
тельности среди рабочих, колхозников и интеллиген-
ции, Наше государство и впредь будет должным об-
разом отмечать заслуги новаторов в промышленности
и в сельском хозяйстве, заслуги деятелей науки и
искусства, вносящих крупный вклад в материальную
и духовную культуру нашей страны, приумножающих
ее славу.
	Паши успехи бесспорны. Но товарищ Сталин учит
нас, что нельзя зазнаваться и почивать на. лаврах.
Там, где зазнайство, благодушное самоуспокоение и
самолюбование, где отсутствует большевиетская тре-
бовательность и самокритика, там прекращается
	дальнеишее движение вперед, там неизбежно насту-
пает застой.
	Людям свойственно преувеличивать. И в нашей
среде есть товарищи, страдающие этим пороком. Эти
люди, если начинают чем-либо восторгаться, то обяза-
тельно делают это захлебываясь. Они не могут пра-
вильно оценивать успехи и в то же время подмечать
недостатки для того, чтобы их устранять. Между тем,
наши успехи, размах нашего движения вперед в ог-
ромной мере зависят от того, насколько решительно
мы ведем борьбу с недостатками в нашей работе.
	Партия учит нас быть непримиримыми в борьбе с
недостатками.
	Наша партия учит, что надо честно признавать свои
ошибки для того, чтобы быстрее исправлять их и
впредь не повторять их. Но имеются горе-работники,
которые усвоили только одну часть этого указания
партии. Они непрерывно допускают ошибки в своей
работе, признают их и затем со спокойной совестью
делают их вновь. Не пора ли для пользы дела при-
знать, что такие плодовитые на ошибки, незадачли-
	руководители являются тормозом для нашего
движения вперед?
	Во всяком деле искусство руководства состоит
прежде всего в том, чтобы предвидеть трудности. н
препятствия, способные помешать или затормозить
развитие, заблаговременно направить усилия на пре-
одоление этих трудностей и препятствий, чтобы тем са-
мым не допустить перебоев, устранить опасность за-
‘стоя, обеспечить движение вперед.
	Партия добилась успехов потому, между прочим,
что она умело проводила в своей работе метод крити-
	ки и самокритики, исправляла допущенные ошибки И
на этом воспитывала кадры.
	мир и отстаивает дело мира
	самых коренных, принципиальных основ социалисти-
ческого общественного строя и интересов советского
народа. Уничтожив до конца вековую эксплоатацию
человека человеком внутри нашей страны, мы тем
самым ликвидировали те причины и предпосылки, ко-
	торые в капиталистическом мире порождают полити-
	“у, направленную Ha эксплоатацию и порабощение
других народов.
	(Продолжение на 3-й стр.).
	I.

На верном пути к новым победам
	Прошло три года и десять месяцев, как советские
люди под руководством большевистской партии при-
ступили к осуществлению плана первой послевоенной
сталинской пятилетки. С радостным чувством испол-
ненного долга мы можем сейчас сказать: довоенный
уровень народного хозяйства не только достигнут, но
и превзойден. Мы имеем все основания считать, что
первая послевоенная пятилетка будет выполнена
	досрочно.
	Пятилетним планом было установлено, что об’ем
продукции всей промышленности СССР в 1950 году
должен на 48 проц. превысить производство довоенно-
го, 1940 года. В октябре текущего года продукция всей
промышленности превзошла более чем на 50 проц. сред-
немесячный выпуск 1940 года. (Аплодисменты).
Стало ‚быть, промышленность СССР работает ныне на
значительно более высоком уровне, чем до войны, и на
более высоком уровне, чем это намечалось по пятилет-
нему плану на 1950 год. Это огромный успех нашего
социалистического строительства. Важно подчеркнуть
при этом, что уже в сентябре 1949 года достигнут до-
военный уровень промышленного производства в рай-
онах страны, пострадавших от вражеской оккупации.
	Принятые Правительством меры в деле улучшения
использования производственных мощностей и моби-
лизации внутренних ресурсов предприятий дали воз-
можность увеличить первоначально установленные
планом 1949 года задания по выпуску промышленной
продукции, Эти увеличенные планы перевыполняются
из квартала в квартал. Валовая продукция всей про-
мышленности Советского Союза за десять месяцев
текущего года увеличилась по сравнению с тем же
периодом прошлого года на 20 процентов. При этом
	сверх плана добыто много угля и нефти, дополнитель-
но выработано значительное количество металла,
электроэнергии, химикатов, лесных и строительных

материалов, продукции машиностроения, товаров мас-
сового нотребления.
	Выполнение ‚послевоенного пятилетнего плана со-
провождается разворотом нового промышленного
строительства. За три года и девять месяцев послево-
енной пятилетки восстановлено, построено и введено
в действие свыше четырех тысяч шестисот государ-
ственных промышленных предприятий, не считая
кооперативных и других мелких предприятий.
	Пеиссякаемая творческая инициатива советских
тружеников, по-большевистски заботящихся о под’еме
народного хозяйства страны, раскрыла новые резер-
вы, таившиеся в социалистической промышленности.
Пооизводительность труда рабочих в промышленности
за 9 месяцев 1949 года возросла по сравнению с соот-
ветствующим периодом прошлого года на 14 процен-
	тов; свижен расход сырья, материалов, топлива и
электвоэнергии на единицу изделия; успешно выпол-
	Историческую роль в осуществлении этой задачи
призвано сыграть принятое в апреле 1949 года поста-
новление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР о
трехлетнем плане развития общественного колхозного
и совхозного продуктивного животноводства на
1949 — 1951 годы. Этот план предусматривает обес-
печение в кратчайшие сроки ‘такого под’ема животно-
водства, в результате которого производство мяса,
сала, масла, яиц, молока и других продуктов живот-
новодства для снабжения населения страны должно
увеличиться в 1951 году не менее, чем в 1,5 раза по
	сравнению с 1948 годом. В значительных масштабах
намечено увеличить производство шерсти, кожи и дру-
гого сырья для легкой промышленности.
	выражается в том, что Советский Союз стоит за мир
и отстаивает дело мира. (Продолжительные
	аплодисменты). Советский Союз неотступно
	проводит политику мира и дружбы народов. Мы
не хотим войны и сделаем все возможное, чтобы
предотвратить ее.
	Мирная политика Советского Союза вытекает из