ПОНЕДЕЛЬНИК, 7 НОЯБРЯ 1949 г. № 264 (10104)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.

2-я 1000GWUNA
	социалистической революции
Доклад Г. М. МАЛЕН КОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1949 года
	(Окончание. Начало на 2-й и 8-й стр.)
	привела к победе великого китайского народа. (Ап ло-

дисменты).

Могут ли быть какие-либо сомнения в том, что если
империалисты развяжут третью мировую войну, то
эта война явится могилой уже не для отдельных ка-
питалистических государств, а для всего мирового
капитализма. (Бурные продолжительные

зплодисменты).
	Надо помнить и о другом. Прошла пора, когда под-.
	жигателям войны удавалось одурачить. американский
	народ тем, что он не будет якобы нести. тяжелых
	жертв войны, что пушечного мяса для войны найдется.
	достаточно в Европе и Азии. Американский народ на-
чинает понимать, что наступило такое время, когда
империалисты не смогут воевать руками только дру-
	гих народов. Американский народ начинает понимать, _
что если поджигатели войны организуют новую бойню
	людей, то горе матерей, жен, сестер, детей посетит и
американский континент. А это страшное горе, В’нем
неизбежно захлебнутся и утонут поджигатели_войны.
	  (Аплодисменты).
	армию, которая разгромила гоминдановские полчища,
вооруженные. американской техникой и фактически
управлявшиеся американскими штабами. Народная ре-
волюция оказалась неизмеримо сильнее реакционного
агрессивного блока китайских феодалов и американ-
ских империалистов. -

С победой китайской демократии открылась новая
страница в истории не только китайского народа, но и
всех народов Азии, угнетаемых. империалистами. На-
ционально-освободительная борьба народов Азии,
бассейна Тихого океана, всего колониального мира
поднялась на новую, значительно более высокую сту-
пень. Торжество китайской демократии означает серь-
езное укрепление позиций мирового демократического
антиимпериалистического лагеря, борющегося за проч-

ный мир.
Таким образом, мы имеем право с уверенностью

сказать, что силы демократии и социализма растут, в
то время как силы капитализма и поджигателей вой-
	ны терпят урон.

Сравнивая положение дел в лагере социализма и в
лагере капитализма, мы не можем пройти мимо сле-
дующего крупнейшего фактора. В то время, как в Со-
ветском Союзе и в странах народной демократии хо-
зяйство непрерывно - развивается, экономика идет
неуклонно в гору, в Соединенных Штатах Америки
появляется все больше признаков надвигающегося
экономического кризиса. Правительственные инстан-
ции и некоторые официальные экономисты в Америке
прибегают ко всякого рода ухишрениям с целью
скрыть от американского народа и зарубежного мира.
‘действительное положение дела. Однако эта кампа-
ния наигранного оптимизма никого не убеждает. На-
оборот, она только усиливает тревогу американской
общественности, которая прекрасно помнит, что вслед
за такими же успокоительными заверениями президен-
та Гувера разразился небывалый кризис 1929 — 1933
годов.

Признаков экономического кризиса не утаить! Начи-
ная с осени прошлого года, промышленное производ-
ство в Соединенных Штатах Америки систематически
падает. В июле 1949 года оно составляло лишь:65 про-
центов OT наиболее высокого уровня, достигнутого в
годые войны, и было на 18 процентов ниже, чем в октяб-
pe 1948 года. За время с октября 1948 года по июль
‚1949. года производство стали снизилось на 28 процен-
тов, общего машиностроения — на 21 процент, цвет-
‚ных металлов — на 32 процента, текстильной промыш-
‹ленности—на 27 процентов. Незначительное сезонное
повышение индекса промышленной продукции в Со-
единенных Штатах Америки в августе и сентябре сме-
нилось еще более значительным падением промыш-
ленного производства в октябре. По официальным
	данным 06’ем промышленного производства Соеди-
	ненных Штатов Америки в октябре сократился более
чем на 11 процентов. Это означает, что уровень про-
мышленного производства в Соединенных Штатах
Америки с октября 1948 года по октябрь 1949 года
снизился на 22 процента.
	Если сравнить ход промышленного производства в
начале экономического кризиса 1929—1933 годов. с
ходом промышленного производства в 1948—1949 го-
дах, то окажется, что за первый год кризиса 1929—

1933 годов падение промышленной продукции соста-

вило 15 процентов, а за год, начиная с октября 1948
года, — 22 процента.

Несмотря на то, что многие монополисты предпочи-
тают скорее итти на свертывание производства, чем на
снижение цен, уже имеет место падение биржевых и
оптовых цен на продукцию как легкой, так и тяжелой
промышленности. Колеблются и падают курсы про-
мышленных акций. Розничный товарооборот сокра-
	- щается. Растут товарные запасы. Американский экс-
	порт упал по сравнению с первым полугодием 1947
	года, когда он достигал наивысшего уровня, на
19 процентов.
	По официальным данным число полностью безработ-
ных в Соединенных Штатах Америки за последний год
‘удвоилось, а вместе с полубезработными, работающи-
ми неполную неделю, составляет свыше 14 миллионов
человек. На самом деле, как это утверждают амери-
канские профсоюзы, количество безработных в Соеди-
ненных Штатах Америки значительно больше, чем
	показывает официальная статистика.
	в целом за эти 20 лет осталось на одном и том же
уровне.

Международные экономические связи в капитали-
стическом мире пребывают в состоянии глубокого рас-
стройства. Мировая торговля находится на более низ-
ком уровне, чем тот, который был достигнут свыше
20 лет тому назад. Денежное обращение характери-
зуется инфляцией, резким падением покупательной
способности денег. Жизненный уровень народных масс
продолжает стремительно падать. В настоящее время
в странах капиталистического мира насчитывается не
менее 40 миллионов безработных и полубезработных.

В этих условиях усиленное наступление Соединен-
	ных Штатов Америки на дезорганизованную экономи-
	ку маршаллизованных стран сулит последним самые
мрачные перспективы. Недавно проведенная почти
всеми капиталистическими государствами девальва-
ция их валют может служить одним из ярких приме-
ров экономической агрессии американского империа-
лизма. После того, как монополисты Соединенных
Штатов Америки искусственно обесценили по срав-
нению с долларом национальную валюту своих капи-
талистических «партнеров», они намереваются форси-
ровать дальнейшие вложения своих капиталов в эко-
номику Занадной Европы, а также в колониальные
	страны. Это может означать только одно — американ-
ские монополисты собираются теперь подешевке при-
	брать к рукам целые отрасли промышленности в стра-
	нах Западной Европы, прибрать к рукам также коло-
	НИИ европейских стран. Вместе с тем девальвация
представляет собой новое наступление американского
	монополистического капитала и его западноевронен-
	ских партнеров на жизненный уровень трудящихся
	Macc, .
Caenopnateabuo,’ можно сказать, что в мире обста-
	новка складывается сейчас таким образом, что у
стран и народов, которые обходятся без так называе-
	мой американской «помощи», дела. идут неплохо, и мы
	уверены, что дальше пойдут еще лучше. (А плоднс-
	менты). `В самой же Америке и в странах, которым
она «помогает», дела все больше ухудшаются.
	При таком положении нет ничего удивительного. в
том, что лагерь империализма охвачен тревогой,
а наиболее оголтелые из этого лагеря приходят в бе-
шенство, злобствуют и усиливают свою подрывную
политику против стран, не желающих стать на колени
	политику против стран, не желающих
перед американскими миллиардерами,
		Ш: о.
Силы‘ демократии и социализма побеждают
	Наряду с ростом и под’емом Советского Союза
растут и укрепляются силы демократии и социализма
во всем мире.

Страны народной демократии в центральной и юго-
восточной части Европы — Чехословакия, Польша,
Болгария, Венгрия, Румыния, Албания в 1949 году про-
	двинулись вперед по пути социалистического строи--
	тельства. За самый короткий промежуток времени в
странах народной демократии широко. развернулась
творческая инициатива масс. Народно-демократиче-
ские республики вступили-в ту полосу развития, когда
народ, познавший радость свободной и независимой
°жизни, чувствует себя хозяином страны и отдает все
силы на дело укрепления и под’ема своей родины.
	В странах народной демократии на основе государ-
ственных планов быстрыми темпами проводится со-
циалистичеекая _ индустриализация народного хозяй-
ства. Довоенный уровень промышленной продукции
значительно превзойден. Уже сделаны первые шаги в
направлении социалистического переустройства сель-
ского хозяйства. Растет благосостояние народа. —
	Еще совсем недавно Польша, Чехословакия, Румы-
ния, Болгария, Венгрия относились к числу тех госу-
дарств, откуда безостановочным потоком `шла волна
эмиграции трудящихся. По значительно преуменьшен-
ным данным, только за период с 1920 по 1939 год.свы-
ше трех миллионов человек эмигрировало из этих
	стран. Теперь эта позорная страница навсегда. пере-
	вернута. Теперь люди, вынужденные в прошлом поки-

нуть свою родину, возвращаются обратно, активно

включаясь в ряды строителей социализма. ^
Империалисты выражают свое «неодобрение» госу-

дарственному режиму в странах народной демокра-
тии. В этом нет ничего удивительного... Противоесте-
	ственно ожидать с их стороны какого-либо’ ‘иного
отношения к странам, где у власти стоит народ, где
	национальный суверенитет не является делом купли
	и продажи. .

Было бы, как говорят, полбеды, если бы империа-
листы ограничивались лишь словесным неодобре-
нием. Однако империалисты этим не ограничиваются.
Они позволяют себе бесцеремонным образом вмеши-
ваться во внутренние дела народно-демократических
республик. Они ведут против этих стран преступную
подрывную работу, используя для этого в первую
очередь шпиенско-диверсионную банду югославских
фашистов.

Судебный процесс в Будапеште над. шпионским
центром Райка и его сообщниками показал, что под-
жигатели войны и их югославские лакеи не останав-
ливаются ни перед чем. Они пытаются сорвать истори-
ческий под’ем народно-демократических республик,
подготовить против них вооруженную империалисти-
ческую интервенцию и превратить их в свои колонии.
	Будапештский процесс продемонстрировал в TO KE
время, что подрывные планы империалистов против
стран народной демократии терпят провал. за прова-
лом. Националистическая, фашистская клика Тито—
Ранковича до конца разоблачена как шпионская аген-
тура империализма, используемая империалистами для
враждебной работы против Советского Союза и стран
народной демократии. Это разоблачение нанесло силь-
ный удар по проискам империалистов. Теперь уже ни
самим хозяевам, ни их югославским прислужникам
не удастся маскироваться, ибо маски сорваны, ковар-
ные планы обнажены, преступники пойманы на месте
преступления. Мы можем сказать им: так будет и
впредь, ибо там, где свободные и независимые наро-
ды сами вершат свою судьбу, там происки империа-
листов и их югославских лакеев будут рать неиз-
бежный крах.

Исключительным успехом лагеря мира и демокра-
тии является создание Германской демократической
миролюбивой республики. Этот факт имеет первосте-

пенное международное значение.
Как указал товарищ Сталин в своем приветствии
	президенту Германской демократической республики
	г-ну Вильгельму Пику и премьер-министру г-ну Отто.
Гротеволю, «образование Германской ‘демократиче-_
	Гротеволю, <ооразование терманской, демовратитс-
ской миролюбивой республики является поворотыым
	пунктом в истории Европы».

За последние тридцать лет Германия дважды вы-
ступала на мировую арену как агрессивная сила и
дважды развязала кровопролитнейшую войну: снача-
ла — первую мировую войну, а потом — вторую миро-
вую войну. Произошло это потому, что во главе гер-
-манской политики стояли немецкие империалисты,
агрессеры-захватчики. Если теперь с образованием
	Германской демократической миролюбивой республи-
	ки возобладают в Германии народно-демократические
силы, стоящие за прочный мир, а агрессоры-захватчи-
ки будут изолированы, — то это будет означать корен-
ной поворот в истории Европы. Несомненно, что при
наличии миролюбивой политики Германской демокра-
	тической республики наряду с миролюбивой политиз
	кой Советского Союза, имеющей сочувствие и под-
держку народов Европы,— дело мира в Европе мож-
но считать обеспеченным.

В` создании Германской. демократической республи-
ки находит свое выражение процесс об’единения, и
сплочения демократических сил’ немецкого народа.
	Нельзя обеспечить европейский, а стало быть и меж-
	дународный мир, если не будет правильно решен гер-
манский вопрос. Нельзя решить германский вопрос,
если германская демократия не возьмет в свои руки
судьбу страны, не лишит рурских магнатов их эконо-
мической и политической базы, если она не осуще-
	ствит в стране коренных демократических: преобразо-
	ваний.
	Образование Германской демократической респуб-
	лики означает, что внутри Германии уже создаются
эти важнейшие предпосылки для коренного решения
германской проблемы на демократической основе.
	Демократические силы немецкого народа, руково-
димые чувством ответственности за будущность своей
родины, чувством ответственности перед всем миром,
берут судьбу своей страны в свои ‚руки. Они создали
демократическую республику и ныне закладывают
фундамент новой, миролюбивой Германии.
	Этот акт отвечает коренным национальным интере-
	сам всего германского народа. Он находится в пол-
ном соответствии с решениями Потсдамской конфе-
ренции. Все миролюбивые народы приветствуют Гер-
манскую демократическую республику, они окажут
ей сочувствие и активную поддержку в ее благород-
ном-деле. (Аплодисменты). :
	` Историческое значение для упрочения дела. мира
приобретает победа китайского народа, сбросившего
с себя вековой гнет феодальной реакции и чужезем-
ное иго империализма. Ленин указывал в 1923` году,
что исход мировой борьбы между капитализмом и
	коммунизмом зависит в конечном счете от того, что.
	Россия, Индия, Китай составляют гигантское боль-
шинство населения и что это большинство населения
с необычайной быстротой втягивается в борьбу. за
свое освобождение. С победой китайского народа
страны народной демократии в Европе и Азии вместе
с Советской социалистической державой насчитывают.
около 800 миллионов человек. Следует также учесть,
что в самих капиталистических странах и их коло-

ниях имеются сотни миллионов трудящихся, борю-
щихся за мир_и демократию.
	Американский имперйализм рассчитывал использо-
вать Китай в качестве основной базы своего господ-
ства в Азии и в бассейне Тихого океана, в качестве
одного из решающих звеньев окружения Советского
Союза. С этой целью империалисты намеревались пре-
вратить Китай в гигантский колониальный придаток к
мировой американской империи. По: далеко: не пол-
ным данным, Соединенные Штаты Америки затратили
на укрепление антинародного гоминдановского режи-
ма, на разжигание гражданской войны в Китае до
6 миллиардов долларов. т

Еще в 1925 году товарищ Сталин говорил: «Силы
революционного движения в Китае неимоверны. Они
еще не сказались как следует. Они еще скажутся в
будущем. Правители Востока и Запада, которые не
видят этих сил и не считаются с ними в должной
мере, пострадают от этого.  ...Здесь правда и справед-
ливость целиком на стороне китайской революции.
Вот почему мы сочувствуем и будем сочувствовать
китайской революции в. ее борьбе за освобождение
	китайского народа от ига империалистов и за об’е-
динение Китая в одно государство. Кто с этой силой
не считается и не будет считаться, тот наверняка про-
играет». (Аплодисменты).
	Жизнь полностью подтвердила. предсказание
товарища Сталина. Китайская коммунистическая пар-
тия, закаленная в огне национально-освободительной
борьбы, вооруженная победоносным учением марк-
сизма-ленинизма, оказалась на высоте своего истори-
ческого призвания. Под испытанным’ руководством
своего вождя Мао Цзе-дуна (бурн ые аплодис-
мент) она организовала и сплотила’ рабочих, кре-
стьян, интеллигенцию, все патриотические силы на-
ции. Она создала мощную народно-освободительную
	Товарищи! Почти треть века отделяет нас от того
знаменательного дня, когда на одной шестой части
земного шара началась новая эра в истории человече-
		Сегодня. мы, советские люди, с Особой гордостью
вспоминаем об исторических делах, которые соверши-
	ла наша партия, наш народ. под руководством Ленина
и Сталина.
	Великая Октябрьская социалистическая революция
живет и побеждает в делах нашей славной больше-
вистской партии, в делах героического народа Совет-
ской страны. В нашем движении вперед, по пути к
коммунизму, ведущей, направляющей силой является
наша коммунистическая партия. Партия сплачивает,
воодушевляет и организует советских людей, об’еди-
няет их усилия на достижение великой цели — по-
	строения коммунистического общества. Ее кровная
	связь с народом укрепляется с каждым днем. В этом
источник непобедимости партии и могущества совет-
	ского государства. Паша партия представляет собой
единую, монолитную и несокрушимую силу, сплочен-
ную как никогда вокруг Центрального Комитета, во-
круг товарища Сталина. (Бурные, продолжи-
тельные аплодисменты, переходящие
в овацию). Это единство большевистских рядов
всегда было, есть и будет основой крепости партии.

(Аплодисменты). a
	Великая Октябрьская революция, ее нден борьбы за
мир между народами, за уничтожение эксплоатации
человека человеком, за равноправие и дружбу наро-
дов — живут и побеждают в социалистическом строи-
тельстве, развернувшемся во всех странах народной
демократии, в историческом под’еме великого китай-
ского народа, в создании и укреплении миролюби-
вой Германской демократической республики.

`Великая Октябрьская революция живет и побеждает
в той борьбе, которую ведет могучий фронт сторонни-
ков мира, демократии и социализма против сил импе-
риалистической агрессни, против поджигателей новой
войны. Е

Пусть неистовствуют обреченные историей. Чем
больше бешенствуют в лагере поджигателей войны,
тем больше должно быть спокойствия и выдержки в
нашем лагере мира. Мы уверенно идем под руковод-
ством нашего гениального учителя и вождя товарища
Сталина навстречу завтрашнему дню. (Бурные
	Особенность нынешнего американского - кризиса со-
стоит, между прочим, в том, что он назревает в обста-
новке, когда американские монополисты поставили
себе на службу почти всю экономику капиталистиче-
ского мира. С помощью так называемого «плана
Маршалла» они искусственно рассасывают продук-
цию, не находящую себе сбыта внутри страны, а через
так называемую программу вооружений иностранных
	ес пезывечную программу вооружении иностранных   долгие аплодисменты). Мы твердо знаем:
государств искусственно загружают ряд отраслей про- Победа социализма и демократии во всем мире неиз-
	мышленности. А каков результат? Правящие амери-
	.Канские круги отнюдь не избавили экономику Соеди-
  КЕ :
	ненных Штатов Америки от надвигающегося кризиса.
	Зато они сделали все от них зависящее для того,
	чтобы взвалить на плечи маршаллизованных стран
расплату за этот-кризис. При этом надо иметь в виду,
что экономика капиталистических стран Европы и без
того находится в состоянии упадка. В то время как
об’ем промышленного производства Советского Союза
увеличился за последние двадцать лет в 9 раз, про-
мышленное производство капиталистической Европы
	победа социализма и демократии во всем мире неиз-
бежна. (Аплодисменты).
Да здравствует Великая Октябрьская социалистиче-

ская революция и ее непобедимое знамя! (А плодис-
менты).
	Да здравствует наша коммунистическая партия!
{Аплодисменты).

Да здравствует мир во всем мире! (Долгие, бур-
ные аплодисменты. Все встают. Возгла-
сы: «Да здравствует товарищ Сталин!»,
«Великому Сталину — слава!», <Ура велк-
	кому Сталину!>»).