ТРУДЯЩИХСЯ СССР UsIDOUIA, 16 TIVO FE Pe be ete re г
„а

Памяти выдающегося
русского механика
	ТОРЬКИЙ, 11 ноября. (По телеф, от 506.
норр.). Сегодня исполнилось ето лет со дня
рождения выдающегося русского механика
Василия Ивановича Балашникова. Талант-
ливый конструклор и изобретатель, он сы-
грал большую роль в развитии отечествен-
ного судостроения.

Работая механиком на судостроитель-
ных предприятиях города; Калашников не-
посредственно руководил созданием новых
ротжеких пароходов, реконструировал И
	совершенетвовал различные судовыз меха-
	НИЗМЫ!.
Великий пролетарский писатель А. М.
	Горький высоко ценил деятельность нил»о-
городского ‘механика.

Горьковчане широко отмечают столетие
со дня рождения В. Й. Валатиникова. В
технических вузах и у речников Волги
устраиваются лекнии и беседы. На вы-
ставке краеведческого музея, помимо фото
	‘и чертежей разных механизмов и моделей
	машин, представлены письма, книги, газе”
ты и личные веши В. И. Калашникова.
	Жизнь Урала на экране
	СВЕРДЛОВСКЕ, 11 ноября. (По телеф. от
соб. корр.). Сорок номеров киножурнала
«Сталинский Урал» выпустила в нынеш-
нем году Свердловская межобластная сту-
дия кинохроники. Виножурнал освещает
жизнь Светдловской. Молотовекой, Челя-
бинской, Куртанской областей и Коми
АССР.

В № 40 журнала отражена трудовая
деятельность коллектива Свердловского ме-
ханического завода имени Воровского, 10-
срочно выполнившего пятилетний план.
Показаны новые дома, в которые вееляют-
ся работники предприятий Нижнего Таги-
ла. Затем зритель переносится в Коми
ACCP, rae на просторных пастбищах пасут-
	CH многотысячные ОлЛеньи ©С1а4а.
В. САФОНОВ.
	Закладка новых плантаций
- питруеовых
	— КРАСНОДАР, 11 ноября. (По телеф. от
соб. копр.). На Кубани идут осенние
посадки цитрусовых. Сельскохозяйственные
артели Адлерекого района высадили оБоло
двадцати тысяч саженцев апельсинов, ли-
монов и мандаринов,

_ Зона субтропических культур в каждым
годом расширяется. Сейчас ведется заклад-
ка лимонных и апельсинных садов в
Анапеком, Геленлжикском, Примореко-Ах-
	тарском, Майкопском и других районах.
и морозов.
	Отовсюду.
	* Дворец труда построен в Томске, В
нем разместятся почти все обкомы профес-
сиональных союзов и облпрофсовет. В зда-
нии Дворца трула. открыты межсоюзный
клуб со зрительным залом на 450 мест и

библиотека.
	* Выставка товаров широкого потребле-
ния, изготовляемых местной промышлен-
	‘ностью, открыта в Белгороде: (Курская об-
	ласть). На выставке ‘представлены дубовая
мебель, зеркала, домашняя посуда, плете-
	‘ные Корзины, кожаная и валяная обувь, де-
‘тали к сельскохозяйственным машинам.

*ж Производство лекаоственного чая 20
наименований освоила Вильнюсская хими-
ко-фармацевтическая фабрика. В качестве
сырья используются местные целебные
травы.

*ж Комбинат бытового обслуживания по-
строен в Алма-Ата. В фундаментальном зда-
нии разместились 10 мастерских. В них
будет производиться ремонт одежды, юве-
лирных изделий, музыкальных инструмен-
тов ит. п. а В

*% Новый кинотеатр на 1.200 мест от-
крылся в городе Орехово-Зуево. Театр обо-
рудован новейшей киноаппаратурой. Это —
Четвертый кинотеатр в” городе.
	димую помощь, но и поставил вопрос 00
организации массового производства мест-
ных строительных материалов в колхозах
района. Началась большая организаторекая
работа. Где взять мастеров для производ-
ства кирпича и других строительных ма-
териалов? Райисполком и сельсоветы со-

брали стариков-колхозников, специалистов,
посоветовались е ними. И дело пошло.
	Павловском районе теперь рабо-
тают 26 колхозных кирпичных заводов.
В прошлом году они выпустили 1 миллион
300 тыс. штук кирпича, а. за восемь меся-
цев этого года дали продукции вдвое боль-
ше. Построены и работают также два са-

манных и три мелоблочных производства,
пять известковых заводов. о
	Много внимания потребовало это дело и
от местных Советов. В Елизаветовеком сель-
совете в колхозах имеются четыре самых
крупных в районе кирпичных завода, изве-
стковый завод, саманное и мелоблочное
производства. В каждому из них дая на-
лаживания работы были прикреплены чле-
ны исполкома сельского Совета. Вопрозы
производства местных строительных мате-
риалов. заслушиваются и на заседаниях
исполкома, и на сессиях сельсовета. Вогда
ветал вопрос о механизации производства,
райиеполком помог колхозам приобрести
кирпичные прессы, облегчившие ручной
труд.

У павловских колхозников. возникла
мыель перенланировать и перестроить села.
Й тут на помошь им пришли местные (о-
веты. В селах появились планировщики,
архитекторы.

Велед за павловцами производетво меет-
ных строительных материалов начали соз-
давать и в других районах. Насколько ши=
роко была подхвачена их инициатива, вяд-
но из Того, что в области сейчас наечи-
тывается 240 вирпичных заводов, из ко-
торых 65 построены в этом голу. Еще
80 колхозных кирпичных заводов ветупят
в строй к концу года. Только за восемь
месяцев колхозы получили со своих кир-
ничных заводов 9 миллионов штук кир-
ПИЧа.
	Колхозы области из года в год перевы-
полняют государственные планы развития
животноводства... Растет потребность В ЖИ-
вотноводческих постройках, особенно в свя-
зи в трехлетним планом развития обще-
ственного. продуктивного животноводства.
Как же решить эту задачу в условиях

полнее используем основные
‚ средства производства
	Высокие темпы развития социалистиче-
ской промышленности в послевоеныое вре-
мя‘ позволили в нынешнем году’ пересмот-
реть производственные программы, ‘перво-
начально намеченные пятилетним планом,

Заводу «Компрессор» план по валовой
продукции в 1949 году был установлен на
18 процентов больший, чем намечалось пя-
тилеткой на 1950 rox. Ho уровню произ-
волетва предприятие выполнило ©вое пяти-
	летнее залание еще 1 мая нынешнего года,
	й уже в первом полугодии стало ясно, что
программа третьего и четвертого кварталов
должна быть еще более увеличена:

Заводскому коллективу предетояло pe-
шить вопрое 06 увеличении выпуска про-
ДУкции почти наполовину по сравнению с
прошлым годом, обеспечить значительное
повышение темпов выполнения пройзвод-
ственного плана будущего гола и сделать
это при незначительных вложениях.

Наиболее узким меетом. на предприягии
в нынешнем году оказались механические
участки основного компреесорного цеха, ко-
торые должны были изготовлять детали не
только для компрессоров, но и для других
изделий сборочных цехов. При мелкой се-
рийности продукции подобное положение
явно тормозило развитие производства. Op-
танизация второго механо-сборочного цеха
стала неотложным делом. Но гле и как это
сделать? Вопрос о строительстве нового кор-
пуса отпадал. Значит, надо было ‘итти по
линии нереформирования.

Внимание нашего коллектива привлек
инструментальный цех, размещенный в
фундаментальном корпусе. здесь ни пзе-
щади, ни крановое хозяйство не могли
быть полностью использованы для инсг-
рументального производства. Логика по1-
сказывала организацию второго мехапно-
сборочного цеха именно в этом помещении.
Но куда перевести. инструментальщиков?
Решили их разместить в одной из при-
строек к основному вомпрессорному корпу-
cy, на площади материального склада.
Путем уплотнения вепомогательных служб
удалось найти для склада другое помеше-
ние, более легкой конструкции. Решили
полностью использовать большую. десяти-
метровую высоту здания бывшего склала
—- построить внутри второй этаж, на ко-
тором разместить служебные помещения и
легкое оборудование инструментального це-
ха. Постройка второго этажа даст нам
свыше 600 квадратных метров дополни-
тельной площади, \

Второй  механо-сборочный цех будет
выпускать машины по разовым заказам. В
связи с этим в компрессорном цехе моя;-
но будет лучше спланировать технологи-
ческие потоки, организовать движение де-
талей по замкнутым циклам, плотнее рас-
ставить оборудование и организовать круп-
носерийное производство компрессоров по
поточному принципу.

Организационные мероприятия позволи-
ли в самом компрессорном цехе выевобу-
дить и использовать дополнительно свы-
ше 400 квадратных метров площади, ранее
занятой излишними проходами, ненужными
станками и подсобными службами. На этой
площади мы дополнительно расетавили
18 станков и, кроме того, подготевили ме-
eto’ “ig установки еще 19 станков. Ha
	том. месте, где раньше стояло 14 станков
старой конструкции, создан специализн-
рованный участок для изготовления нор-
малей, здесь установили 27 высовопро-
изводительных станков. Путем перепланя-
ровки оборудования в четвертом пролете
удалось установить 14 поперечно-етро-
тальных, фрезерных и других станков
вместо прежних семи.

Борьба за высвобождение площадей и
использование их для’ чисто производсг-
венных нужд развернулась и по другим
цехам. В литейном цехе благодаря лучшей
планировке удалось добитьея увеличения
	поюизводетвенной плошали на 200 с лиш-
	воронежекого безлесья’ В колхозе «Боль-
шевик» Цавловского района возникла
мысль попытаться возродить старинные
огнестойкие постройки с арочными пере-
крытиями из кирпича, без деревянных кон-
струкций.

В райисполкоме торячо поддержали это
предложение. Заведующий районным от
делом сельского и колхозного строительства
инженер Побединекий составил для колхо-
за проект такой постройки. Облиеполком
решил широко распространить ценное начи-
нание. По его предложению, специальной
комиссией во главе с профессором Жилин-
ским при ученом совете облисполкома раз-
работан типовой проект еводчатых построек,
организована консультация,
	Строительство сводчатых построек кое
где встретило скептическое отношение. Па
пути хорошего ‘дела встали коеноеть и ру-
тина. Облисполком организовал экскурсии
на одну из строек. Заведующие рай-
онными отделами сельского хозяйства, py-
ководители сельского и колхозного етрои-
тельства, председатели райнеполкомов на
месте убедились в добтоинствах сводчато-
го строительства. В концу нынешнего года
в области будут готовы 60 таких ноетроек.
	B прошлом году методом народной строй-
ки, без затраты государственных средетв,
в области было построено 34 школьных
здания. Теперь построено вше 26 школь-
ных зданий; находится в процессе строп-
тельства 27 школ.
	А как ярко проявляется народная ини-
циатива в деле электрификации и радиофи-
кации сел, в культурных начинаниях кол-
хозных деревень! Опираясь на инициативу
масс, передовые сельские Советы нашей
области разрабатывают перспективные пя-
тилетние планы развития сел. Составлен,
например, план реконструкции села Ново-
Животинного. Полежаевеким, Семено-Алек-
сандровским и другими сельсоветами тоже
разработаны такие планы. Вее чаше из
колхозов и сел поступают требования о
присылке планировщиков и архитекторов.
Колхозная деревня быстро идет к новому
расцвету.

К сожалению, у нас еще не в полной
мере используются внутренние резервы, не
всегда поддерживается бьющая ключом
инициатива. Воронежская область распола-
гает богатыми залежами полезных искбпае-
мых, в частности глинами для производ-
	ства черепицы. Между тем на всю область
		ним квадратных метров; Это дало нам в05-
можность расширить отделение, машинной
формовки, организовать участок КОкИЛЬ-
ной отливки. ^ Мы восстановили одну из
пристроек в литейному цеху и перенесли
туда модельный склад, &а-нз месте склада
организуем большое очистное ^ отделение.
Это мероприятие даст свыше 500 квадрат-
ных метров добавочной площади,

Коллектив «Компрессора» обязалея вы-
своболить-в нынешнем году до 1.000 квад-
ратных метров пройзводетвенной . площади.
Проведенные мероприятия уже дали нам
760 квадратных метров, в стадии высво-
божления — 1.700 квадратных метров, и
в 1950 году мы намечаем высвободить
еше 1.500 квадратных метров,
	Но борьба за высвобождение и лучшее
использование производственных площа-
дей — только половина дела, Не менее
важно увеличить в’ем продукции с одного
метра площади, е единипы оборудования,
в каждого рубля основных средств. Более
интенсивное использование основных
средетв неразрывно евязано с. внедрением
новой техники, с четкой организацией тру-
да, более высокой культурой производства.
Взяв обязательства по лучшему использо-
ванию всех видов основных ‘средств, мы
разработали план организационно-техниче-
ских мероприятий, в котором предусмотре-
ли дальнейшее развитие мащинной и ко-
кильной отливки в литейном цехе, более
широкое внедрение скоростных режимов
резания на токарных и фрезерных станках,
увеличение оснастки, расширение механи-
зации работ в аппаратном цехе, в частности
внедрение автоматической  электросварки.
	заводские литейщики перевели на ма-
шинную формовку такие сложные и круп
ные детали, как блоки цилиндров и кар-
теры для некоторых компрессоров, Раньше
бригада из пяти рабочих вручную формо-
вала по три блока за смену, теперь на
машине ‘двое ‘формуют 10 блоков. Пример-
но так же увеличилась производительность
и по картерам и значительно улучиилось
качество отливок. На кокильном участке ли-
тейщики освоили отливки в кокиль большо-
го количества деталей, в том числе и таких
сложных, как поршни, крышки клапанов.
Одновременно резко снижен брак по этим
деталям. Цех освоил цпентробежную отливку.
	Б механическом цехе произвели замену
некоторых малопроизводительных станков,
закрепили детали за станками и на мно-
гих операциях внедрили скоростные режи-
мы обработки металлов. Всего переведены
на новый режимы 184 операции на 38 стан-
ках. Эффоктивность этого характеризуется
следующими данными: скорость токарной
обработки поршней в недавнем прошлом рав-
нялась. 48 метрам в ‘минуту, теперь доети-
гает 120 метров. Деталь крышки клапана
на револьверном станке обрабатывалась со
скоростью 90 метров в минуту, а теперь
обрабатывается со скоростью 300 метров в
минуту. На фрезерных станках скорость
резания доведена до 260 метров в минуту.
	Ваш коллектив дал слово великому и
любимому вождю народов товарищу Й, В.
Сталину — настойчиво  изыскивать все
новые и новые возможности для повыше-
ния темпов ‘производетва, для улучшения
работы. предприятия. Выполняя ежемесячно
план по 06’ему продукции на уровне, более
высоком, чем запланировано по пятилетнему
плану, мы Говорим: достигнутое не предел!
	Наш коллектив готовится к болыной
программе. 1950 года. Максимально ис-
пользовать все виды основных средств,
обеспечить в будущем году новый значи-
тельный рост выпуска продукции — тако-
ва большая и ответственная задача, стоя-
щая перед коллективом завода «Вомпрес-
	COD».

Е. ДЕМИН,
	директор московского завода
	«Компрессор».
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

каза

ГСКОтТО
		Н. УНДАСЫНОВ,
Председатель Совета Министров
Казахской ССР

Весь путь развития Казахстана за годы
советской власти показывает торжество
дружбы и братского сотрудничества веех
народов нашей страны. В великом содруже-
стве наций в Советском Союзе нашли вы-
ход творческие силы больших и малых на-
родов, силы, вызванные к жизни Великой
_ Октябрьской сопиалистической революцией.
Вазахский народ, вдохновленный великой
идеей строительства социализма, под руко-
водством партии Ленина — Сталина, при
повседневной помощи своего старшего бра-
та — русского народа превратил Вазах-
стан в цветущую индустриально-аграрную
республику могучего Советекого Союза. Гро-
мадные пространства казахской земли по-
крылись крупнейшими - промышленными
предприятиями, сетью железных дорог,
автомагистралями. В годы сталинских пя-
тилеток в республике выросли такие круп-
нейшие индустриальные районы, как Вара-
ганда, Балхаш, Джезказган, Темир-Тау,
Лениногорск. На безграничных колхозных
полях работают десятки тысяч тракторов,
комбайнов и других современных сельскохо-
‚зяйственных машин. В далеких животно-
водческих районах начинают работать пер-
вые машинно-животноводческие станции.
	Социалистическая индустриализапия стра-
ны и коллективизация сельского хозяйства
внесли величайшие изменения в жизнь ка-
захского народа. вовлекли его в актив-
ную борьбу за создание и развитие ‘своей
промышленности и колхозного хозяйства,
за расцвет культуры, за построение KOM-
мунистического общества. В этой борьбе
воспитались и стали огромной силой на-
циональные кадры Советского Казахстана.
	В металлургии, в угольной промышлен-
ности, в машиностроении, на транспорте—
во всех отраслях народного хозяйства Ва-
захетана сейчас работают сыны и дочери
казахского народа, в совершенстве овладев-
шие культурой современного производства.
	На полях Советекого Вазахетана уста-
невлены мировые рекорды урожайности
риса и проса, выращиваются невиданные
урожаи сахарной свеклы, зерновых куль-
тур. Сотни знатных хлеборобов и живот-
новодов удостоены звания Героя Социали-
стического Труда за высокие урожаи п за
успехи в развитии общественного живот-
новодства, Тысячи передовиков колхозного
и совхозного производетва награждены ор-
ценами и медалями Советского Союза.
	Огромные изменения, происшедшие в
жизни казахского народа за годы совет-
ской власти,—результат мудрой ленинеко-
сталинской национальной политики, ре-
зультат повседневной помощи, внимания и
заботы большевистской партии и товарища
Сталина о казахском народе, как, и о всех на-
родах многонационального Советского Союза.

Двадцать лет назад товариш Сталил в
своей работе «Национальный вопрос и ле-
нинизм» указывал, что «..нартия сочла
необходимым помочь возрожденным наци-
aM нашей страны — ветать на ноги BO
	Электрифицированные
села Армении
	ЕРЕВАН, 11 ноября. (По телеф. от соб.
корр.). Год назад Иджеванский район был
единственным в Армении районом сплош-
ной электрификации. Сейчас закончена
сплошная электрификация ‘сельского хо-
зяйства еще одного района — Мегринеко-
Ев — самого отдаленного в республике.
Ярким электрическим светом озарились весе
16 колхозов района.
	В этом году в республике‘ электрифици-
ровано около 100 сел. В настоящее время
электрифицированы Уже половина колхо-
	30B, а также все совхозы и МТС Армении.
А. БАГДАСАРЯН,
	Copercrae люди проявляют кипучую
творческую инициативу. Ее благотворное
влияние мы повседневно ошущаем во все-
народном соревновании 38 досрочное вы-
полнение послевоенной сталинской пяти-
летки. Источник этой инициативы — bec-
предельная любовь народа к своей родине,
к партии Ленина — Сталина, жЖивотвор-
ный советский патриотизм. .

Всемерно поддерживать передовую ини-
циативу и самодеятельность населения,
широко популяризировать и распростра-
нять оныт передовиков социалистического
соревнования — важнейшая обязанность
всех наших организаций, в том числе и
местных Советов депутатов трудящихся.
Необходимость этого отметил в своем до-
кладе на торжественном заседании Москов-
ского Совета 6 ноября тов. Г. М. Маленков.
Наша обязанность состоит в том, чтобы и
впредь опираться на передовое, всеми ви-
лами поддерживать его, всемерно приумно-
жать и распроетранять прогрессивные на-
чинания и положительные примеры нашей
работы, вести дело так, чтобы все мы рав-
нялись на достижения новаторов, передовых
советских людей.

Много великолепных примеров творче-
ской инициативы масе мы наблюдаем сей-
час, в годы послевоенной сталинекой пя-
тилетки. Именно творческая инициатива
дает труженикам колхозной деревни Воро-
нежекой области возможность не только
выполнять, но и перевыполнять задания,
вытекающие 13 сталинского плана пре-
образования приролы, трехлетнего  пла-
на развития общественного  животно-
водетва, и другие. Сошлемея на при-
мер Таловекого района, который 00-
казывает образцы культурного ведения с0-
циалистического сельского хозяйства. Во
всех 70 сельскохозяйственных артелях это-
го района ввелены и успешно осваиваются
травопольные полевые и кормовые севообо-
роты. Таловцы в этом году засевали тра-
вами 6.500 гектаров, & весной 1950 гола
доведут посевы трав до 9.000 текта-
ров. Проблема травосеяния ими в 0с-
новном решена. На полях заложены сотни
	кусства за достигнутые успехи тавже при-
суждены Сталинские премии.

Мы с гордостью можем” сказать, что за
голы советской власти у нас вырашены
многочисленные руководящие кадры — це-
лая армия людей, стоящих сейчас во главе
народного хозяйства, культуры и 90бше-
ственной жизни республики. Сорок пять
лучших представителей казахского народа
являются депутатами Верховного. Совета
СССР, 300`— депутатами Верховного Сове-
та Вазахекой ССР и 53.414 — депутатами
областных, городских, райенных, - поселко-
вых и аульно-сельских Советов. Кроме 19-
то, в работе местных Советов принимает
участие около 80 тысяч активистов.

Неузнаваемо изменилась судьба казах-
	ской женщины. Тысячи казашек яв-
ляются знатными людьми республики.
Среди них — Герой Социалистического
	Труда колхознипа чцамал Рыскулова, ди-
ректор Экспериментального биологического
института. член-корреспондент Академии
	  наук Казахской ССР профессор Найля Ба-
	занова, народная артистка СССР лауреат
Сталинской премии Вуляш Байсеитова и
другие.

Для подготовки педагогических кадров из
женской казахской молодежи у нас созда-
ны специальные педагогические инетиту-
ты. Свыше 18 тысяч женщин республики
являются депутатами местных Советов.

Каждый день мы ощущаем помощь пар-
тии и правительства, помощь русского на-
рода в деле воспитания и выращивания
наших национальных   кадров. Для произ-
водетвенного обучения й повышения ква-
лификации рабочие нашей республики на-
правляютея на прехприятия Москвы, Урала
и других городов Советской страны.

Казахский народ ветретил 32-ю годов-
щину Октября патриотическими делами во
славу великой социалистической родины.
Производетвенный план третьего квартала
значительно перевыполнен. Рабочие и ра-
ботницы заводов, фабрик, шахт, рудников
борются за успешное завершение плана, чет-
вертого года послевоенной пятилетки. Кол-
хозами и совхозами республики выращен
богатый урожай и досрочно выполнен  го-
сударетвенный план хлебозаготовок.

В этих успехах сказывается возросшее
умение наших национальных кадров pe-
шать важнейшие залачи хозяйственного и
культурного строительства, которые ста-
вятся перед республикой партией, совет-
ским правительством. великим Сталиным,
	Но было бы неправильно считать, что мы
	уже сделали все в области подготовки на-
циональных кадров. Темпы и качеетво
их подготовки у Нас еще отстают от
растущих запросов народного хозяйства и
культуры. Наша неотложная’ задача — ©0-
вершенствовать формы и методы своего ру-
ководетва, выращивания и воспитания пре-
данных великому делу нашей страны боль-
шевистских кадров. С этой залачей подру-
ководством партии Ленина — Сталина мы,
несомненно, справимся.
	Заводс ко й =
«Совет ставейших»_
		весь рост, оживить и развить ©в9ю нациу-
вальную культуру, развернуть школы,
театры и другие культурные учреждения
на родном языке, национализировать, т. е.
сделать национальными по составу, пар-
тийный,  пруфеоюзный, кооперативный,
государственный, хозяйственный аппара-
ты, выращивать свои, национальные map-
тийные и советские ‘кадры...»,
	Большевистская партия и великий
Сталин дали программу борьбы за расцвет
народного хозяйства и культуры нацио-
нальных реепублик. за создание своих на-
циональных кадров. И казахский народ с
энтузиазмом взялея за ее осуществление.
	До советекой власти в Вазахетане не
было и двух процентов грамотных. Теперь
же Казахстан — республика сплошной гра-
мотноети. У нае работают 8.494 школы, в
которых обучаются 1.200 тысяч детей. ^
	В Казахстане сейчас 23 высших учеб-
ных заведения и 89 техникумов. Мы име-
ем свой государственный университет, в
котором готовятся специалисты более чем
двадцати различных профессий. Высшие
учебные заведения и техникумы реепуб-
лики за годы своего существования подго-
товили более 70 тысяч инженеров, геоло-
гов, врачей, учителей. агрономов, зоотех-
ников. Казахская молодежь учится не
только в вузах своей республики. В тече-
ние последних трех лет в вузы Москвы и
Ленинграда, например, поступило около ты-
сачи юношей и левушек из Вазахетана.
	за годы советской власти су нае создаво
свыше 120 ваучно-исслеловательских y4-
реждений. Крупнейшими научными центра-
ми являются Академия наук Казахской ССР
и Казахский филиал Всесоюзной академии
сельскохозяйственных наук имени’ В. И.
Ленина. В составе Академии наук респуб-
лики работают пять академиков и членов-
корреспондентов Академии наук СССР,
85 докторов наук и професеоров, 446’ кан-
дилатов наук. Среди них такие известные
ученые, как президент Академии наук Ва-
захской ССР Сатпаев, вице-президент Ака-
демии доктор филологических наук Венес-
баев, директор Инсгитута языка и литера-
туры, кандидат филологических наук Герой
Советского Союза Габдуллин и другие.
	Успешно развиваются в Вазахстане ли-
тература и искусство. На состоявшейся в
мае нынешнего года декаде казахской ли-
тературы в столице Советской страны —
Москве произведения казахских писателей,
поэтов и лраматургов получили высокую
оценку. Роман писателя Ауэзова «Абай»
удостоен Сталинской премии и признан
одним из крупнейших произведений совет-
ской литературы.
	Большой группе деятелей казахского ис-
ИАА О

Концерты-лекции
		ПЕТРОЗАВОДСК, 11 ноября. (По Tenet.
от соб. корр,). Во Дворце культуры Сегеж-
ского целлюлозно-бумажного комбината €o-
стоялся большой кониерт-лекция, поевя-
щенный жизни и творчеству великого: руе-

ского композитора Глинки. В нем участво-
вали артисты Ленинграда и Петрозаводска.

‘Следующие концерты-лекции будут по-
священы творчеству Чайковского, Дарго-
мыжекого, Бородина, Римского-Ворсакова
и других композиторов. Такие . концерты
намечено провести в Кондопоге, Медлвежье-
	горске, Сортавале, Олонце, Пряже, Ладве.
Я. КОНОВАЛОВ.

Н. ПРАВОТОРОВ,
	председатель исполкома Воронежского
областного Совета депутатов труляшихся.
		ГОРЛОВКА, Сталинской области 11 нояб-
	ря. (По талеф. от с00. корр.). На. машино-
строительном заводе имени Кирова создан
заводской «Совет старейших». В- его: состав
вошли производственники, проработавшие
На заводе от 30 до 50 лет. Совет органи-
зует помощь молодым кадрам в повышечий
квалификации, помогает заводской адмя-
нистрации в решении производственных
задач.

Благодаря шефетву старых‘ производ-
ственников многие молодые: рабочие за ко-
роткое время повысили производительность
труда в полтора-два раза. и. сопов.
	OBC
	имеется всего пять черепичных заводов.
Нужда в кровельных материалах ибпыты-
	‘вается повсеместно, а: взяться за.организа-
	цию их производства многие руководители
районов не решаются.

На рынках и в магазинах Воронежа,
Липецка, Борисоглебека и друтих городов
области не найлешь кадок, бочек, плетеной
мебели, корзин и т. п.’До войны все это
производилось в. Борисоглебском, ЗВерхне-
Карачанском. Ново-Калитвенском и Чиголь-
ском районах, a celiac председатели рай-
пенолкомов тт. Чепухин, Золотарев, Ваб-
кин и Скляров никак не удосужатея воз-
родить крайне необходимые для области
промыслы,

В уеловиях Воронежекой области нема-
лое значение для ускорения электрифика-
ции деревень имеет использование ветро-
вой энергви. Почин в этом огношения
сделан в колхозе имени ХШ с’езда BEII(S)
Нижнедевицкего района. Но инилиатива эта
еще не получила пока широкого распро-
странения. .

Народвую ининциатяву надо не только
во-время подхватывать, но и осуществлять,
доводить до конца. Этого не поняли, на-
пример, руководителя  Коминтерновекого
райисполкома города Воронежа. Трудящие-
ся района решили мегодом народной строй-
ки проложить второй трамвайный путь.
Исполком районного Совета и его предсе-
датель т. Панкратов вначале горячо под-
держали инициативу населения. Стройка
началась. Но затем в райисполкоме осты-
ли, не обеспечили строительство необбхоти-
	мыми материалами, и дело остановилось на
полпути.
	(Стиль работы подобных руководителей,
рассчитывающих на «спокойную», нехло-
потливую жизнь, неё имеет ничего общего
C большевистеким стилем руководства.
Искусство большевистского руководетва,
как известно, состоит в умении пробуж-
дать народную инициативу, всемерно под-
держивать ее, укреплять связи с массами,
постоянно учиться у чих.
	Творческая инициатива трудящихся —
большая вила в борьбе за дальнейшее не-
уклонное движение Нашей страны Вперед
	по пути в коммунизму. Местные Советы
Воронежской области будут всемерно pas-
	вивать и поддерживать народную инициа»
тиву, все передовое, прогрессивное, решич
тельно устраняя ‘с пути коеное,. отсталое,
	Это наш долг, наша обязанность,
		решили заложить гнездовым способом,
только помогите, — сказал т. Заика.

В колхоз был направлен старший лесо-
мелиоратор района т. Самеоненвов. Райис-
полком помег колхозу достать желудей. По-
садки были произведены в точном соответ-
ствий с агротехникой. Дуб дал дружные
веходы и хорошо развивается, достигнув к
настоящему времени 30—40 сантиметров
высоты. :

Paliacnoakom и райком партии в успехе
одного колхоза усмотрели дело большого
значения. Исполком райэнного Совета орга-
низовал совещание лесомелиоративных и
агрономичеёеких работников района, на ко-
тором был подробно освещен опыт куйбы-
шевцев. Лесомелиораторы и агрономы pac-
сказали 06 этом опыте во всех колхозах
района. Страстными пропагандиетами гнез-
дового 61060ба лесопосадок выступили де-
путаты сельсоветов. С будущей весны по-
садки полезащитных полос гнездовым епо-
60б0м намечено производить по всему
району.

Так во-время подхваченная инициатива

одного колхоза стала достоянием целого
района.

Немецко-фашистекие оккупанты разру-
шили и сожгли в Воронежекой области свы-
ше 40 тысяч жилых домов колхозников.
В настоящему времени восстановлено и по-
строено вновь в полтора раза больше до-
мов, чем было до войны. Возросло по cpas-
нению с довоенным временем и число об-
щественных и колхозных построек. Само
собой разумеется, что доетигнуть этого без
творческой активности масс, без народной
инициативы было бы невозможно.

Воронежекая область, как известно, без-
лесна. Народная смекалка находит выход
в организации производства и использова-
нии для строительства местных строитель-
ных материалов. Наиболее ярок в этом
отношении пример Павловского района.
Началось дело с малого. Два года назад кол-
хозники сельхозартели имени Сталина Ваб-
ковекого сельсовета по собственному по-
чину начали строить кирпичный завод.
Райисполком не только оказал им 5е00хо-
	гектаров лесных полезащитных полое, в
колхозах имеетея до 200 прулов и водое-
мов. Вее это дает благотворные результа-
ты; здесь из года в год получают высокие
урожаи

Таловпы добились успеха благодаря жи-
вой инициативе и настойчивости в поисках
правильных решений возникших перед
ними хозяйственных задач. Так, введение
травополья осложнялось недостатком семян
трав. Выход полеказали партайный актив
й депутаты районного Совета. На партий-
ных собраниях, заседаниях исполкомов и
сессиях сельсоветов, на колхозных собра-
ниях было решено в каждом колхозе зало-
жить собственные семенники трав. Волхоз-
ники обратились в Научно-иселедователь-
ский институт земледелия центрально-чер-
ноземной полосы имени В. В. Докучаева е
просьбой дать им заимообразно семена
трав, послали предетавителей за семенами
трав на Украину и Кубань.

Сейчас таловские колхозы получают по
4—5 центнеров семян алюперны и по
6—7 центнеров семян эспарцета с каждо-
го гектара собственных семенников. Они
не только имеют возможность расширять
посевы трав у себя, но оказывают помошь
семенами трав колхозам соседних районов
области.

По вернему пути была направлена
народная инициатива, принесшая колхозам
замечагельные результаты.

Весной этого года предеедатель колхоза
имени Куйбышева Россошанекого района
тов. Заика, посоветовавшись с колхозника-
ми, решил закладывать лесные полезащит-
ные полосы гнездовым способом по методу
академика T. . Лысенко. За помощью он
обратился в райисполком. Там порекомендо-
вали ограничиться пока одним гектаром
таких лесопосадок.

— Нет, мы все пять гектаров полос