РОСЦРЕСЕНЬЕ, 13 НОЯБРЯ 1949 г. № 268 (19108)
	ТРУДЯЩИХСЯ СССР а BULAPELEMDE, 12 ПУДБГИ ТЫ пе © > у
a On
	В самой южной точке
Советского Союза
	КУШКА Туркменской ССР, 12 ноября.
(По телегр. от соб, норр.). На картах и в
учебниках географии город Кушвка обозна-
чен как самый южный населенный пункт
нашей страны. Между тем южнее Кушки
расположен поселок Полтавский.
	Просторные, светлые хаты утопают в
	фруктовых садах. Вругом большие огороды.
Первые жители поселка—выходцы из Пол-
тавщины — приехали сюда больше шеети-
десяти лет назад.

Теперь местный колхоз «Труд» имеет
прекрасное животноводчеекое хозяйство.
Стада его насчитывают тысячи каракуле-
вых овеп, сотни коров и рабочих лошадей.
В-этом году колхоз собрал с полей по 20
центнеров ячменя и во 16 центнеров пше-
ницы с гектара. Замечательный климат,
плодородные земли, обилие воды открыва-
ют перед артелью «Труд» перспективу
сталь одним из богатейших коллективных
хозяйств в Туркмении. С. РУДЕНКО.
	Возвращение дальневосточных
китобоев
	ВЛАДИВОСТОК, 12 ноября. (По телеф.

ot cob. кэрр.). После многих месяцев 0x0-
ты за китами во Владивосток вернулась
Дальневосточная  китобойная флотилия.
Закончила промысел и Курильская кито-
бойная флотилия. В этом тоду китобойный
промысел в водах Дальнего Востока был
особенно удачным. Китобои забили свыше
Двух тысяч китов, намного превысив свой
план.
- ‘Лучший в Советском Союзе тарпунер
китобойной флотилии «Алеут» Федор Про-
копенко забил за сезон 257 китов, уста-
новив тем самым мировой рекорд. Два го-
довых плана выполнило китобойное судно
«Шторм», возглавляемое единственной 8B
Союзе женщиной-китобойцем капитаном 0р-
THEOBOH.

Часть китобойных судов булет некоторое
время продолжать свой промысел в водах
Южного Приморья, вблизи берегов Влади-
востока, куда также заходят киты.

с поланский.
	Волхозница-скульптор
	> СИНЕЛЬНИЕОВО Днепропетровской об-
ласти, 12 ноября. (По телей. от соб, корр.).
В колхозе имени Крупской работает талант-
ливый скульптор Надежда Денисовна Гар-
маш. Пятнадцать лет назад. она впервые
взяла в руки глину и вылепила человече-
скую фигуру, Ее работа сразу же обрати-
ла на себя внимание.

Теперь Н. Д. Гармаш исполнилось 50
лет. Она продолжает с увлечением зани-
маться лепкой. Поражают своим мастерством
скульптуры: «Сын», «Соседка», «Пушкин-
ская Татьяна».

32-й годовщине Октября Н. Д. Гармаш
посвятила свою новую работу «Колхозница-
героиня». Скульштура изображает крестьян-
КУ св золотой медалью «Серп и Молот» на
	Груди, держащую в руках сноп пшеницы.
С. МАКАРОВ.
	Отовсюду
	-Х Завершена сплошная  радиофикация
Нанайского района Хабаровского края. Ры:
баки и охотники — жители отдаленных
стойбищ впервые непосредственно услыша-
ли голос Москвы и Хабаровска.

Х 2.300 новых животноводческих ферм
создано в этом году в Смоленской области.
Сотни колхозов имеют теперь по четыре
фермы.

*Х Первые девять ветровых электростан-
ций установлены на железнодорожных раз’-
ездах и небольших станциях Казанской ма-
гистрали. С их помощью освещаются слу-
жебные помещения, жилые дома и путевые
казармы. На-днях будут пущены еще 17
ветровых электростанций.
	«хозяева жизни» — слуги доллара, бизнес-
мены, аполотеты чистогана, руководство-
вавшиеся при жизни капиталистическим
законом «человек человеку — волк». Вы-
званные Дьяволом из могил, они и тут рва-
лись вперед, топтали друг друга, цинично
выставляя напоказ свои пороки, бессерде-
 Une, эгоизм.
	«— [де же герои? — спросил я Дьявола.
	=— Они—скромны, и могилы их забыты.
При жизни душили их и на клалбише они
	задавлены мертвыми  костями!— ответил
ОН...».
	Я передал Анне Сабадош своими еловз-
ми, что писал Горький. Она задумалась,
провела ладонью по лбу, точно стирая ©
него морщины, вызванные тяжелыми BOC-
поминаниями, и сказала:
	— Теперь нашим братьям и мужьям не-
зачем уходить куда-то искать работу и до-
лю. Мы нашли вее это в колхозе. И те-
нерь хотим богатеть на социалистической
основе. А потом — на коммуниетической!
	Я в точности воспроизвожу здесь слова
стебливской крестьянки Анны Сабадош, по-
жилой женщины, лишившейся мужа в
1943 году, когда тестаповцы заподозрили
его в связи с партизанами и расстреляли.
Она была одной из тех женщин в селе, ко-
торые повели за собой в колхоз всею Macey
крестьян. Но еще раныпе—еразу же после
освобождения Закарпатья Советской Ap-
мией — она вступила в партию. была из-
брана в Народный комитет и участвовала в
осуществлении земельной реформы. Тогда
еще она «не знала ни одной буквы». Каж-
дую зиму, начиная с 1946 года, она ходи-
ла в политшколу и в вечернюю школу гра-
моты для взрослых. Она считается лучшей
звеньевой в колхозе и примерной матерью,
воспитавшей двух сыновей, Ее избрали чле-
ном областного комитета партии. Она репги-
	ла поехать учиться в Ужгород, в областную
партийную школу.
	Зак растут женщины Советского Закар-
патья. Интересно отметить. ато в Стеблив-
ке женщины в сельском Совете и в. прав-
лениях колхозов занимают добрую полови-
ну выборных мест, и большинство из них
пришло на государственную и обществен-
ную работу в том же примерно возрасте,
что и Анна Сабадош,— 45—50 лет: `Па-
ланья Попович, Анна Игнат, Марня Ло-
	OVI...
	SIODOKDGTb!I отмалчиваются
	Забота © людях, чутко» и внимательнуе
отношение к нуждам и запросам трудя-
щихел — священный долг каждого работ-
ника советского аппарата. Но еще встреча-
ются в советских органах работвики, ко-
торые формально отнюсятея к выполнению
этого требования партии и правительства.
	Цроверка работы © жалобами и заявле-
ниями трудящихся в Министерстве фи-
нансов Удмуртской республики вскрыла мно-
гочисленные факты формального, бюрокра-
тического отношения к нуждам и запросам
советеких граждан. Итоги проверки обсуж-
хались на заседании Презилиума Верховно-
ro Совета Удмуртской АССР в мае. Мини-
стерство финансов обязали упорядочить ра-
боту с жалобами и заявлениями трудящих-
ся, улучшить практическую деятельноеть
финанеовых органов республики. Однако
это решение выполняетея еше недостаточно
энергично. В Вамбарском районе работники
райфинотдела, имея возможность релгить от-
дельные вопросы по устным заявлениям
граждан, обязательно требовали писъмен-
ных жалоб. Руководители Глазовекого рай-
финотдела сами не рассматривают посту-
пивших заявлений, а перэдоверили это дело
второстепенным сотрудникам.
	В большинстве районов еще не на-
лажен учет работы с жалобами и
заявлениями, поступающими в райсель-
хозотделы. Имелись факты бюрократи-
ческого отношения к трудящимея со сто-
роны отдельных председателей иснолко-
мов местных Советов. Председатель испол-
кома, Воткинского районного Совета т. Оже-
гов незакенно уволил одну сотрудницу, ко-
торая была восстанювлена на работе только
после вмешательства Президиума Верховно-
го Совета Удмуртской АССР.
	Президиум Верховного Совета республи-
ки считает своим долгом не только самым
решительным образом бороться с подобны-
ми фактами, но и так организовать работу
советекото аппарата, чтобы устранить при-
чины ошибок и нарушений советских за-
конов, нечеткость в работе местных Сове-
тов, вызывающие справедливые нарекания
трудящихся.
	Наводя порядок у ceOs, мы считаем
нужным поставить в00р0е о Вззимоотноше-
ниях с организациями, находящимися ва
пределами нашей республики. Вет несколь-
ко фактов. Гражданка Елгащина, проживаю-
шая в Ижевске, получила сведения, что
ее муж, находившийся в Свердловской 06+
‘ласти, скончался. Она написала письмо
в исполком  Верх-Нейвинского. Совета
се просьбой выелать похоронное свиде-
тельство и справку с места работы, На
ее заявление ответа не поступило. В марте
1949 года она обратилась в Приемную
ПШезилиума Верховного Совета Улмуртекой
АССР. Мы всевою очередь направили пред-
седалелю исполкома Свердловского област-
ного Совета просьбу принять меры ло за-
явлению Елгашиной. Через месяц Сверд-
ловский облисполком сообщил, чте похорон-
ное свидетельство отправлено. Но справки
© места работы опять не’ выслали. Снова
началась переписка, которзя продолжает-
ея и сегодня.
	Еще один факт. Гражданка Вьюжани-
на не получает алиментов от бывшего сво-
его мужа, проживающего в селе Нижний
Лып Лыпекого сельсовета  Черновского
района Молотовской области. Исполнитель-
ный лист находится у народнюго судьи
Черновского района. Въюжанина ездила
туда ‘и просила принять меры к взыска-
нию алиментов нз содержение двух детей.
Безрезультатно. Тогда oa обратилась в
Приемную Президиума Верховного Совета
Удмуртской АССР. С апреля началась пе-
реписка. Народному судье Черновекого рай-
она сделано три напоминания. Ответа нет.
Написали уполномоченному Министерства
юстиции по Молотовской области. Он отве-
THI, что предложил нарсудье взыскивать
алименты. А денег так и не высылают.

Пожаловались прокурору Черновского рай-
	она. Но сей день ответа от прокурора нет.
Естественно, что подобные факты за-

трудняют и напгу работу с заявлениями и
жалобами трудящихся.
А. БАРЫШНИКОВ,
	зав, Приемной Президиума Верховного
Совета Удмуртской АССР.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ
		Советское строительство

Верховный Совет СОХР, з двадцать семь—
в Верховный Совет Карело-Финской. ССР.
В числе депутатов Верховного Совет» Ка-
рело-Финской ССР мы видим таких знат-
ных женщин республики, как Клавдия
Кузьминична Филашова-— учительница, Фе-
кла Ивановна Быкова — народная скази-
тельница Беломорья, Анна Васильевна Бз-
лова — мастер по разгрузке лесоматериа-
лов, Анзютасия Васильевна Коллиева —
секретарь райкома партии, Федосья Гера-
симовна  Койгерова — рыбачка колхоза
«Красный маяк» Лоухекого района.
	В местные Советы депутатов трудящих-
ся— районные, городские, поселковые и
сельские — избрано 1.595 женщин, что
составляет 40 процентов всех избранных
депутатов. Депутат Петрозаводского город-
ского Совета Павловская недавно избрана
заместителем председателя исполкома Пет-
розаводекого горсовета. Депутат Верховно-
го Совета СССР Вудрявцева работает заме-
стителем председателя исполкома Сегежеко-
го районного Совета,
	Есть в Карело-Финской ССР женщины=—
министры и ‘заместители министров: Анна
	Ивановна Каренина — министр социально-
го обеспечения, Зоя Александровна Юргенс
	— заместитель министра местной промыш
ленности, Вера Яковлевна Агеева — заме-
ститёль министра юстиции. Большевистская
партия, советская власть воспитали их,
вывели на. широкую дорогу. государствен-
ной деятельности. В советское время вы-
росли и такие женщины Карело-Финской
ССР, как М. Ф. Дильденкина, В. П. Врзс-
новская. Первая работает управляющим
коммунальным ‘банком Карело-Финской
ССР, вторая — заместителем управляющего
Карело-Финской конторой Госбанка CCCP.
	Велика роль нашей женщины в просве-
щении масс. 2.809 учителей воспитывают
детей трудящихся республики, и 2.265 из
них — женщины. Около 300 учительниц
республики награждено орденами и меда-
лями. Союза ССР за свою. многолетнюю и
безупречную работу на ниве просвещения.
Педагог Покровской сельской школы Лидия
Ивановна Леонтьева награждена двумя ор-
тенами Ленина.
	Старая Карелия не имела ни одного
	  высшего учебного заведения, ни одного Ha-
	учного центра. Сейчас в нашей республике
имеются университет, учительский инсти-
тут, после войны в Петрозаводске созлана
база Академии наук СССР, ресрганизован-
ная сейчас в Карело-Финский филиал Ака-
демии наук СССР. В чиеле научных работ-
НИКОВ МНОГО Женщин.

Карело-Финский народ высоко ценит ма-
стерство женщин, работающих в области
театра и певческого искусства. Вея Совет-
ская Карелия знает таких мастеров сцены,
как заслуженные аотистки республики
Дарья Кузьминична Карпова, Нина Гри-
горьевна Феляева, как народная артистка
резпублики Сиркка Андреевна Рикка.

Женщины Жзрело-Финской ССР, как и
женщины всей нашей страны. работая в
той или иной области, не замыкаются в
кругу своих служебных обязанностей.
Они, как пламенные советские патриотки,
принимают активное участие в обществен-
ной работе. .

Избавление женщин от векового беспра-
вия и приобщение их к строительству но-
вого мира — одно из величайших завоеза-
ний советской власти, коммунистической
партии.
	Тяжелой и беспросветной была жизнь
трудящейся женшины в царской России.

Особенно тяжелой была она для женщин
национальных окраин. В Средней Азии
женщину покупали и продавали, как
вещь. В Еарелий на плечах женщины ле-
жало все хозяйство. Она выполняла тяже-
лую мужскую работу. Почти все женщины
старой Карелии были неграмотчы. В ста-
ринных песнях и сказах, как в зеркале,
отражено бесправие женщины-карелки, ее
тажелое положение до революции.

Великая Октябрьская социалистическая
революция освободила женщину нашей
страны от векового рабства и угнетения.
Тридцать лет назад в статье «Советская
власть и положение женщины» В. И. Ленин
писал:

«За два года Советская власть в одной

из самых отсталых стран Европы сделала
для освобождения женщины, для равенства
ее с «сильным» полом столько, сколько за
130 лет не сделали все вместе передовые,
просвещенные, «демократические» респуб-
лики всего мира».
_ При советской власти развернулись да-
рования и творческие силы женщины.
Сказительницы наших дней Фекла Бы-
хова, Татьяна Пертунен, Мария Михеева
и другие. складывают руны о новой жиз-
ни, поют песни о. счастье, обретенном жен-
щиной под солнцем Сталинской Вонститу-
ции,

Ленин и Сталин, большевистская партия
всегла придавали огромное значение при-
общению женщин к общественному труду,
рассматривая это как одно из главных
условий успехов социалистического. строия-
тельства. Великий Ленин говорил; «... Ha-
чатое Советской властью дело может быть
двинуто вперед только тогда, когда вместо
естен женщин по всей России в нем при-
мут участие миллионы и миллионы жен-
шин. Тогда дело социалистического строи-
тельства, мы уверены, будет‘ упрочено».

В то время, как в США, Англии и всех
хоугих  капиталистических странах дей-
ствуют подлые и жестокие законы о нера-
венстве женщин, оскорбляющие их досто-
инство, в Советском Союзе впервые в исто-
рии женщинам обеспечено подлинное рав-
ноправие. Миллионы советских женщин во-
влечены в активную созидательную работу
на благо родины. Женщина в СССР стала
активным участником строительства ком-
мунистического общества. На всех уча-
стках хозяйства и культуры она проявля-
ет себя кзк талантливый организатор, сме-
IH новатор, государственный деятель.

Созданная в нашей стране широкая сеть
детских садов и яслей, государственная
защит» интересов матери и ребенка <озда-
ют прочную основу и гарантию обществен-
ного равноправия женшин. У нас женщи-
на-мать окружена почетом и уважением.
Советская власть неустанно заботится о
женщине-матери и детях. На охрану мате-
ринства и младенчества, на пособия мно-
тодетным и одиноким матерям расходуют-
ся огромные средства. Немало женщин-
матерей награждено ‘орденом. «Материн-
ская слава» и «Медалью материнства»,
получило почетное звание «Мать-героиня».
Наши матери спокойны за судьбу своих
детей. Им не грозит опасность стать «лищ-
ними» людьми, быть выкинутыми за борт
жизни, как это происходит © миллионами
простых людей в странах капитализма.

В Карело-Финской ССР, как и во всех
тругих советских республиках, женщины
	Н. МАЛЮТИНА,
	заместитель Председателя Совета
Министров Карело-Финской ССР.
ooo
	представляют собой большую <илу. Их
можно ветретить на фабриках и заводах, в
лесу и на рыбной путине, на железнодо-
рожном и водном гранспорте, в органах
народного просвешения и среди работников
здравоохранения. И везде’ они добиваютея
замечательных результатов в своей работе.
Тысячи женщин, занятых на производстве,

являются стахановкзми.
	Фабрика имени S марта — передовое
предприятие. Коллектив его целиком состоит
из женщин. В течение ряда лет предприя-
тием бессменно рукозодит Мария Вузьми-
нична Богданова. Когда-то она. пришла на
фабрику простой работницей. Теперь это
прекрасный хозяйственник, у которого: мо-
гут поучигься многие командиры произвол-
ства. Свою основную хозяйственную работу
Мария Кузьминична умело сочетает с 06-
	щественной деятельностью. Она — член
	оюро городекого комитета партии.
	Фабрика им. 8 марта уже завершила вы-
полнение пятилетнего плана по выпуску
валовой продукции. Лучшие стахановки
ныне трудятся в счет второй послевоенной
пятилетки. Так, стахановка К. Н. Колесова
давно выполнила свой пятилетний план и
сейчас работает в счет 1953 года. Ее по-
друга А. П. Абрамкова на той же операции
трудится в счет 1952 года.
	Женщин, обгоняющих время, можно най-
ти на всех наших предприятиях. Депутат
Петрозаводского городского Совета Мария
Васильевна Чуркина, работающая слеса-
	рем, за три с половиной Года Выполнила
	восемь годовых норм. Станочница Соломен-
ского лесопильного завода Любовь Кикино-
ва выполнила свою пятилетку в три года.
Она-также избрана депутатом Петрозавод-
ского городского Совета.

У нас немзло колхознип. возглавляющих
звенья, бригады, животноводческие фермы.
И многие из них добиваются прекрасных
урожаев зерновых, картофеля и овощей,
высокой продуктивности скота. Успех
обеспечивает не Только внимательное отно-
	шение к делу. Помогают главным образом.
знания. которыми колхозницы озладевают
	в агротехнических и зоотехнических круж-
ках, а также в школах стахановского опыта.
	Девяносто пять женшин нашей респуэ-
лики стоят во главе правлений колхозов,
руководят большим и сложным артельным
хозяйством. В Ведлозерском районе одним
из переловых по праву считается колхоз
имени Байлукова, возглавляемый депута-
том Верховного Совета Карело-Финской
ССР Анной Васильевной Алексаняровой.
	Один наш колхоз носит имя славной до-
чери карело-финского народа. Героя Совет-
ского Союза Анны Тисициной. Этот колхоз
возглавляет Фекла Степановна Щербакова.
Колхозники Шелтозерекого района знают
ее не только как хорошего организатора
сельского хозяйства, HO ‘и как активного
общественника — депутата районного Сове-
та, члена районного комитета партии,
	Ярким свидетельством высокой обще-
ственно-политической активности женщин
Кзрело-Финской CCP может служить их
участие в управления государством. Семь
женщин Советской Карелии избраны В
	Самореклама под флагом
научной пропаганды
	‚ Популяризировать достижения советских
ученых в области естественных наук, ос-
вещать общие проблемы естествознания
призван журнал «Природа», издаваемый
Академией наук CCCP.
	В октябрьской книжке этого журнала
под рубрикой «Жизнь институтов и ла-
бораторий» читатель найдет статью «0
работах по сморовым растениям Ботаниче-
ского института им. В. Л. Комарова Ака-
демии наук СССР».
	Судя по подзаголовку — «В 50-летию
Отдела споровых растений», эта статья
должна была представлять собою обзор де-
ятельности названного отдела за полве-
ка. Однако при внимательном рассмотрении
оказывается, что назначение статьи coB-
сем другое. Почти вся вна посвящена вос-
хвалению деятельности весьма ограничен
ного круга лиц, вернее, даже одного лица.
	Б тексте имеются такие откровения:
	«... Мы сообщили и ТЭЖЭ и Ленжету,
что эти лишайники в большом количестве
растут в СССР... Мы же руководили и эк-
спедицией TIKI по изучению запасов
парфюмерных лишайников.

...Мы в тех пор стали писать наши
Флоры».

Далее обращает на себя внимание упо-

минание в тексте одной и той же фами-
THY. .
	«Врупные коллекции были вывезены...
из Камчатки (В. П. Савичем)».

«В настоящее время создан каталог
(В. П. Савич) как всей литературы, в ко-
торой упоминаются лишайники (доведен-
	Хата Марии Сабадош, составлявшая ког-
да-то предмет её гордости и стоившая жиз-
ни ее мужу, не является ныне в колхоз-
ной Стебливке ни самой красивой, ни сз-
мой просторной. В 1948 году колхозники
отстроили 28 новых домов. В этом году в
селе строится еще семнадцать домов. Стеб-

ливцы будто стовофились обновить весе в
своем быту от начала ло конпа.
	Советская родина дала молодой своей 0б-
ласти все необходимое, чтобы облегчить и
ускорить процесе стирания граней между
городом и деревней, — все, что создано У
нас годами индустриализации страны и
коллективизации сельского хозяйства: тра-
торы и другие сложные машины, специа-
листов, научные знания, кино, радио, кни-
ги, печать на родном языке, школы, клу-
бы... И главное — богатый опыт социали-
стического строительства, накопленный 0-
ветеким народом и творчески, с исключи-
тельным энтузиазмом воспринятый и осва-

иваемый нашими _молодыми братьями за
Карпатами. с

Старинный Ужгород, став центром моло:
дой советской области, а следом за ним —=
и другие города Закарнатья активно помо-
тают деревне в деле перестройки её про-
изводства, культуры, быта на социалисти:
ческих основах. Пересекая всею Потиескую
низменность, тянутся от Ужгорода в вела
электрические провода. Крестьянские детя
жителей долины, дети леёсорубов с гор идут
учиться в Ужгородский государственный
университет, в Мукачевский сельбкохозяй-
ственный техникум, в Хустский лесной
техникум, в десятки других специальных
 учебных заведений, которых и в помине
не было здесь пять лет назал.
	Вак-то я переправлялея нз пароме че-
рез Тиссу, чтобы попасть в село Гетеню
© котором мне говорили, как 06 одном из
самых бедных, заброшенных в прошлом сел;
зажатых между рекой и горами на узкой
полоске земли, подвергавшейся частым ра-
зорительным наводнениям. Паромом управ-
ляли два старика. Один из них сказал, уго-
щая нае волошекими орехами: ,
	— Я перевозиз в 1944 году червону
армаду. Советские воины были на маши-
нах. Н с той поры все илут и идут маши-
ны: тракторы, грузовики с лесом, е удоб-
ренияуи, с товарами для кооперации, ма-
	шины с киномеханиками, ремонтные пере-
	ный до 1940 г.), так и полный каталог
видов, указанных для разанчных местно-
стей СССР».

«... Опубликован ряд статей и брошюр
по биологии, определению и знакомству с
лишайниками.., В. П. Савича»...

«В. П. Савич со своими помощниками
составил полный каталог видов мхов, ука-
занных в литературе по СССР, предоста-
вив его в пользование всем специалистам
при их работе со мхами».
	В статье сообщается следующая подроб-
ность из истории Ботанического инетиту-
та: «В этому следует добавить, что автор
этих строк ¢ 1906 г. стал нештатным
хранителем всего спорового гербария еще
будучи студентом (он был принят, как тог-
да говорили, «по вольному найму»)»..

У читателя, естественно, . возникаей
вопрос: кто же все-таки является «авто-
ром этих строк», кто написал статью? Рё-
дакция журнала «Природа» не делает из
этого секрета — автор статьи... профессор
В. П. Савич. Впрочем, его даже можно и
лицезреть. В статью заверстан фотоени-
мок. Под ним подпись: «Группа активных
членов лихенолого-бриологического кружка
при Отделе споровых растений в 1995 то-
ду... Во втором ряду... В. П. Савич».

Интересуемея, кто же редактор этого
журнала? На обложке встречаем все ту же
знакомую фамилию: :

«Редактор профессор В. П. Савичх,

Комментарии, как обычно говорят в та-
ких случаях, совершенно излишни.
	С. ЩЕТИНИН.
	ЗОО mene
	На пути к сплошной электрификации
	БРАСНОДАР, 12 ноября. (По телеф. от   ных гидроэлектростанций. Сейчас на Куба-  ческой энергии производятся многие сель-
‚ корр), На Кубани электрифицирова- ни строится еще 33 новых гидроэлектро- скохозяйственные работы.
	станции.
	Б крае развернулось движение за. то,
	вЫ ПОЧТИ BCA COBNOSbI, машинно-трактор-
	ные станции и свыше двухсот колхозов. 3a
последние три года построено CTO колхоз:
	В Брюховецком, Быселковском, Сталин-  чтобы в ближайшие два-три года элек-
ском и других районах с помощью электри-   трифицировать все колхозы.
		изни
	свого. оБруга мне. назвали свыие тридцати
фамилий таких «искателей счастья», ко-
торых в их скитаниях по. евету постигла
неудача и которые ныне нашли примене-
ние своим силам и способностям в колхо-
зе: Сабадош Иван Петрович, `Сабалош Иван

Иванович, Негай Михайло, Федько Михай-
qo...
	В Стебливке проживает женщина, кото-
рую, несмотря на ее почтенный возраст,
односельчане именуют Марийкой. Ее муж
Григорий Васильевич Сабадош отправился в
1926 году на заработки в Америку. Спустя
несколько лет он приехал домой и построил
хорошую хату. Ему повезло в тот раз, и
он решил повторить свой опыт. Он енова
уехал в США. Мария Сабалош векоре po-
дила дочь. Болыше в ее новом просторном
доме никого не было. Она жила некоторое
время на деньги, которые ей оставил муж.
В больной горнице она поставила куплен-
ную в городе кровать и завалила ее целой
горой подушек. Сама она и не подумала
ложиться на эту постель без мужа. Она
ждала его возвращения, Сначала терпели-
во, потом —с нарастающим беспокойством.
С годами она старилась, a беспокойство
перешло в тупое, равнодушное ожидание:
Так, в ожидании, прошло двадцать лет.
Григорий Сабадош не вернулся. Соседи,
бывшие с ним в США, расеказывали, что
видели его в последний раз больным. В
бараки, где они жили, приехала санитар-
ная повозка и перевезла его в барак, rie
умирали тяжело’ больные. Вот и все. Одно-
сельчане не передавали этой недоброй ве-
вти Марии. Женщины помогали ей уби-
раться в ее большом холодном доме, при-
носили хлеб, молоко. А она: вее силела на
	ступеньках крыльца, заетывшая в ожида-
НИИ...
	— Он был красивый и сильный. У него
были золотые руки, — сказала Анна Саба-
дош, секретарь колхозной партийной орга-
низация.— Он был бы хорошим колхозня-
	KON H, Вто знает, может быть, стал бы
герое!
	Она говорила так, и мне припомпилея
отрывок из «Моих интервью» Горького.
Автор беседует с Дьяволом на кладбище
	где нашли последний приют американские
	хозаее
	В позздке по Закарпатью меня ни из
минуту не покидало чувство, будто я по-
пал на какое-то гигантское новоселье к
гостеприимным хозяевам. Еще не вее от-
строено, не во всех деталях закончена от-
делка дома, еще кое-какие усовершенство-
вания и новшества видны только самому
хозяину, но он говорит о них так, как
если бы они уже заняли запланированные
для них места: «Тут будет...». И вам не-
вольно передается его уверенность, и вы
радуетесь вместе е ним уюту и довольегву
его нового жилья и желаете ему и его
потомкам счастья, мира и долголетия,

В артели имени Ленина в Великих Луч-
ках колхазнипы разбили вокруг полевого
стана газоны и клумбы. Веселый души»
тый ковер красных сальвий, белых ий ли-
ловых табаков, разноцветных астр, прине-
сенных колхознинами из своих палисални-
ков, украсил это место, где они собирают-
ся на работу, отдыхают и беселуют в 0бз-
денный перерыв, Буда сейчае приносят в
высоких корзинах и, складывают в нркие
горки выращенные ими помидоры, арбузы,
дыни, перен, лук. Звеньевой Иван Шафар
сказал: «Мы хотим, чтобы злесь было, как
дома».

Председатель колхоза Юрий Рубиш пока-
зывал нам заложенные в траншеях черен-
ки лимона. Их прислали колхозу из Гру-
зии. Опн хорошо принялись. «У нас будет
и свой чай», — сказал он, Потом Рубиш
повел нае на строительство оросительной
системы, которая даст волу на поля кол-
хоза и позволит расширить огородную плэ-
щалдь ¢ шестнадцати ло шестидесяти гек-
тавов. Работы близятея в концу. Колхоз
приобрел уже вее Необходимое для исвус-
ственного полива: двигатель, трубы, це-
мент. Бригадир Гейза Фелды разбивает на
этом участке гарантированного урожая, как
ёто тут назвали, девятипольный овощной
севооборот с травосеянием. Он уверенно за-
являет: «Здесь мы в будущем году .полу-
чих с каждого гектара 35—40 центнеров
табака, не менее 400 центнеров помидорэв,
600—700 центнеров картофеля, 25—30
центнеров пшеницы».
	Товоря 00 урожаях этого года, закарпат-
ны называют их «небывалыми». Они хобав-
ляют при этом: «Не подумайте, что ны-
незннёе лето как-то особенно благоприят-
	двиЖЕИ МТС, автомобили с врачами, ин-
женерами и другими учеными людьми...

Проселочная дорога вилась между Тис-
сой и горами. Иногда она проходила через
деревни с украинскими и русскими назва-
ниями — Текево, Сасово... и мы видели
обычные мазанки с камышевыми кровля-
ми, под которыми, как ожерелья под плат-
ком селянки, краснели снизки стручкового
перца. По плетням вилиев виноградные ло-
зы, образуя беседки, под сенью которых
отдыхали вернувшиеся с работы кобетьянс,
Может быть, все здесь выглядело так и
раньше. Но на стенах хат мы читаем сло-
ва, свидетельствующие о том, что в умах
здешних жителей бродят, как молодое вино
в старых мехах, новые идей: «Хай живе
колгоспный` лад!», «Хай живе наш рид-
ный батько Сталин!» Мы читаем на стенах
домов, к чему стремятся и за что борютея
колхозные крестьяне Закарпатья: обяза-
тельства творцов небывалых урожаев, пря-
зывы овладевать мичуринской наукой пре-
образования природы, итти внеред по пути
коммунизма.

В Гетене, как и в других селах, идет
большое строительство. Строительная брига-
да колхоза, возглавляемая заместителем
председателя сельсовета. Николаем Ногач,
отетронла недавно пятнадцать домов тем
волхозникам, которые ютились в курных
землянках. Колхозники в Гетене получили
Из нового урожая авансом на трудодни по
два килограмма пшеницы, получат еще ки-
лограммов по восемь кукурузы.
	Николай Ногач и председатель сельсо-
вета Иосиф’Фрид потребовали, чтобы я но-
пременно увидел своими глазами все, что
создано руками крестьян в Гетене. Они
водили меня по селу, показывая его, и чи-
сло наших спутников увеличивалось с
каждым шагом, Я спросил, чего не было в
селе из того, что украшает сейчас его
жизнь. Ответы посыналиеь со всёх сторон:
	— Библиотеки не было. Хаты-читальни
не было. Детского садика не было. Ветери-
	нарного участка не было. Врачей не было.

=

Общей грамотности...
Николай Ногач добавил:
	— Советской власти не было, товаращ
	Тогда советские хозяева Жизни. водив-
	ume меня TO своему новоселью, оборвали
перечень того, чего не было в селе И ста-
	tH говорить 0 том, что будет!.,
ЗАКАРПАТЬЕ.
	П. БЕЛЯВСКИИ.
		ствовало нам. Полученные нами урожаи не
являются милостью природы, случайно-
стью. Их добились люди честным колхоз-
ным трудом, благодаря той огромной по-
мощи, которую оказало нашей молодой
области Советское государетво».

В именам прославленных передовиков
они обязательно добавляют сотни новых,
которых ждет слава в награду за их тру-
довые подвиги:

— 0, у нас в этом году будет много
Героев Социалистического Труда!

Много здесь видишь «небывалого», та-
кого, чего не было и не могло быть в 3За-
карпатье угнетенном, безземельном, бесправ-
HOM, эксплоатируемом, лишенном письмен-
ности и школ на родном языке. Наблюдая
трудовой пот’ем людей, преобразующих: хо-
зяйетво й культуру, вспоминаешь те срав-
нительно недавние времена, когла местные
крестьяне толпами покидали родную землю
ий устремлялись на заработки в Америку,
Канаду. Францию, Бельгию. В конце tipo-
шлого века официальная статистика заре-
гистряровала сто тыеяч закарпатских кре-
стьян, эмигрировавших только в США.
Опи уезжали тула и позже.
	В народной песне, увековечившей то ли-
холетье, крестьянин говорит, обращаясь Е
матери-родине:

Дети тяби бродят по свету,
Потому что дома им жазни нету...
	Сколько я ветретил в своем пути по da-
карпатью таких крестьян, которых нужда
заставляла бросить родной очаг в поисках
призрачного «ечаетья» в стране «Желтога
Дьявола», как метко окрестил Алексей
Максимович Горький Соединенные Штаты
Америки! Они скитались там без языка,
без надежд. без работы, и многие возвра-
щались к своим семьям совершенно разо-
ренными. окончательно падали духом и пе-
реходили в разряд вечных батраков. А
многие из Тех, о ком на родине сохрани-
лась память, как об энергичных, трудолю-
бивых хлеборобах, так и остались лежать
в чужой земле.

В одном только селе Стебливке Хуст-