ЧЕТВЕРГ, 1 ДЕКАБРЯ 1949 г. № 283 (10123)
	Обвините
	СОФИЯ, 30 ноября. (ТАСС). Все утрен-
не болгарские газеты полностью публи-
куют сегодня обвинительный акт Главной
Прокуратуры Народной Республики Колга-
рии по делу предателя родины Трайчо Ко-
сова и его сообщников.
	Обвинительный акт гласит”
	СССР
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ
	rth oe

льный акт   лавной
по делу Тр

Шрокуратуры Пародней
айче Костова и его сооб

нии прогрессивно настроенных лиц из его
близкого окружения,

В начале 1946 года вступает в преступ-
ную связь с советником по торговым вопро-
сам югославского посольства в Москве Вик-
тором Жиберна, которого систематически
снабжает сведениями о торговых перегове-
рах и заключенных соглашениях между
Болгарией и СССР.

6. Поню Стефанов  Цончев,— родился
17-1 ноября 1898 года в городе Котел,
болгарин, болгарский подданный, пю про-
фессии — экономист-статистик, © высшим
экономическим образованием, житель гр-
ха: Софии. бывший управляющий Болгзо-
	ским народным банком.

Выходец из семьи крупного землевла-
дельца, с 1937 по 1939 год проходит епе-
циализацию в США на стичендию, прело-
ставленную так называемым Рокфеллерев-
ским научно-исследовательским институтом
в Болгарии.

В 1924 году, при провале подпольной
коммунистической группы молодежи в го-
роде Варна, арестовывается полицией и
выдает вех участников этой группы, а
на суде выступает с клеветой по адресу
компартии и комсомола.

Вступив в 1941 году в преступную
евязь с американской разведкой, ее эмисса-
ров Оскара Андерсена и Джеймса Иларка
снабжает шпионскими сведениями о © -
стоянии хозяйства и финансов Болгарии.

7. Иван  Славов  Гевренов,— родился
23-го июля 1884 года в селе Ичера, Вот-
ленского уезда, болгарин, болгарский под-
данный, © выеим образованием, по про-
фесени — ннженер-маптиностроитель, жи-
тель города Софии, бывший директор 06’
единения резиновой промышленности Мини-
стерства промышленности.

Выходец из семьи зажиточного _креетья-
нина и владельца мельницы, выешгее
образование получает за границей, в Бель-
гии, B городе Брюсееле, где женится на
Марии Хаджи-Тиневой, дочери помещика,
собственника 1.000 гектаров пахотной зем-
ли, воспользовавшиеь этим в интересах
своего личного обогащения.

По возвращении в 1926 году в Болга-
рию, основывает самый крупный тогда в
стране завод по изготовлению резины, 3a-
тем учреждает акнионерное общество «Вау-
чук» и, наконец, в 1929 году, совместно с
доверенным италъянокой фирмы «Пирели»

в Милане, создает новый завод по выработ-
me резины «Парь Симеон».

После 9-го сентября 1944 года, прики-
нувшиеь пругом народной власти, при по-
	моши некоторых связей в прошлом с BON-
	мунистами, вступает в члены БЫ и про-
никает на руководящую работу в Мини-
етеретво промышленности.

В 1947 году вступает в преступный
контакт с английским резидентом Кириллом
Славовым и снабжает его шпионскими све-
	пениями о состояний и производственной
мощноети всех наиболее важных промыш-
ленных предприятий страны. .

8. Иван Георгиев — Тутев, — родился
31-го октября 1902 года в городе Лович,
болгарин, болгарский подданный, с выс-
шим образованием, по професени — атро-
ном, житель города Софии, бывший дирек-
тор. дирекции внешней торговли Министер-
ства внешней торговли.

Выходец из мелкобуржуазной среды,
высшее образование получает за границей,
в Берлине. Будучи секретарем болгарского
торгового консульства в гор. Дюссельдорфе
(Германия), в 1935—1937 годах вступает
в преступную связь с представителем анг-
лийекой разведки, крупным промьиленни-
ком Александром Мюллером, а затем ис
шефом последнего английским резидентом
Нимеегеном, которых за денежное возна-
граждение, вплоть до 1940 года, снабжает
шпионскими сведениями ©  болгареком
экепорте и импорте.

По возвращении, по заданию англичан, в
Болгарию, в конце 1940 года возобновляет
шнионскую связь с английской разведкой
через Султану Рачо Петрову, жену бывше-
го генерала при цареком дворце и любов-
ницу бывшего царя Фердинанда.
	Регулярно, до 1940 года, снабжает
Петрову материалами о хозяйственной жиз-
НИ В Болгарии и, по поручению англий-
ской секретной службы, внедряется в epe-
ду коммунистов и вступает в члены БАЛ,
получив за оказанные англичанам услуги
вознаграждение в размере 500 тысяч левов.
	В пелях более широкого сбора шиион-
	‘ских сведений привлекает к этой работе
	еще в 1937 голу Ивана Налушева, бывше-
го главного директора государственного
экспелиционного предприятия «Деспред», и
Ивана Панова, бывшего директора. госу-
дарственного экопортного торгового об’еди-
нения «Болгарплолоэкепорт».

В феврале 1947 года связывается ©
эмиссаром английской разведки, первым
секретарем английского посольства в Софии
Стефаном Натриком Хаузом и в последую-
шем неоднократно снабжает ‘его материа-
лами о внешней торговле Болгарии е СССР
и странами народной демократии, о заклю-
ченных © ними торговых дотоворах и CO-
тглашениях.
	9. Благой Иванов Хаджи-Панзов, — po-

дилея 18-го декабря 1911 года в городе
Велес (Македония), макелонен, болгарский
полланный, ¢ высшим обравованием, п»
профессии — юрист, житель города Софим,
бывший советник югославского посольства
в Болгарии.
_ В сентябре 1947 года направляется в
Волгарию в качестре эмиссата югославской
разведывательной службы для проведения
подрывной работы против болгарекего пра-
вительства в Пириноком крае и сбора вти-
оноких сведений через сеть агентов-инфор-
MapTOpeR, лействовавшую под руководетвом
бывшего югославского посланника в Co-
фии Обрала Цицмила, советника того же
посольства Перо Манговского и замеетите-
ля военного атталие Арсо Милатовича.

В ноябре 1948 года, по союретному ре-
шению ютославского правительства, в03-
вращается в Софию и ложно об’являет ©е-
бя политическим эмигрантом и противни-
ком Тито, чтобы замаскировать свою 1п0с-
ледующую потрывную и шпионскую. дея-
тельность в Болгарии.

В этих пелях сетупает в тайную связь
е начальником консульского отдела 40T0-
claRckoro погольства в Софии Озетозаром
	Бавичем, через которого информирует. сво-
их шефов из правительства Тито о поли-
тических настроениях ютославской эмигра-
HUA WH результатах своей разложенческой
работы в ее среде.

10. Васил Атанасов Ивановский, — ро-
дился 18-го октября 1906 гола в селе Лов-
раде, Костурсксго уезда, македонец, болгар-
окий подданный, с незаконченным срелним
образованием, по професеии — табачник,
житель города Софии, бывший инструктор
отдела агитации и пропаганды Пентраль-
ного Комитета БЁП и предеедалель нацио-
нального комитета македонских культурво-
просветительных обществ в Болгарии,

Будучи арестован в 1942 году в связи
с провалом подпольной коммунистической
организации в городе Нловдив, вылает по-
лиции трех членов нелегального райкома
партии — Спаса Баталова, Желязко Геой-
гиева и Райну, а также подтверждает по-
казания однодельцев в отношении вид-
ного болгарского коммуниста Петра Ченге-
лова, который впоследетвии был повешен.

В ноябре 1945 гола, с ведома и согла-
сия югославского руководетва. направляет-
ся из Скопле в Софию лля проведения под-
рывнюй работы среди македонцев, граждан
Наролной Республики Болгария.

Провикнув обманным путем на работу
в Софийский Областной Комитет партии, &
впоследствии и в агитиропотлел ИЕ BRO a
злоупотребляя своим служебным положенн-
ем, регулярно снабжает. секретными мате-
риалами бывшего секретаря югославского
посольства Митко Зафировскоге и его пре-
емника — Павла Момчиловича,

11. Илья Иванов Боялцалиев,— родился
`23-го мая 1911 гола в гороще Салоники
(Греция), македонен, болгарский подлан-
ный, во средним образованием, житель го-
рода Софии, бывший политический руко-
водитель строительных групи стройоб’еди-
нения Софийского горолекого совета.

Выходец из семьи крупного торговца ма-
нуфактурой и владельца собственной мель-
нины и четырех магазинов, в 1942 rosy
подает заявление о зачислении его на
службу в полицию, з затем поступает офи-
цером в оккхпапионный корпусе в Ютосла-
	вии, действовавший под командованием
немпев,
Воспользовавшиеь своей формальной
	приналлежноетью В Пром K KOMMVEH-
	стам. после 9-го сентября 1944 гла npo-:
	бираетея в члены БАЙ и получает назна-
чение на должность помощника командира
полка, но за морально-бытовое разложение
ий пьянство увольняется из армии.

В конце 1945 года в городе Гевгели, в
Югославии, велоечается со своим братом —
Хрието Боялцалиевым, заместителем мини-
стра Торговли Македонекой Народной Рес-
публики, и, по его заданию, но возвраще-
нии в Болгарию приступает к развертыва-
нию ‘подрывной работы среди македонцев в
пользу отторжения Пиринской Македонии я
присоелинения ее к Югославии.

Во вражеских пелях проникает в руко-
водетво Гевгелийского македонского обще-
стза в Софии и восстанавливает ето актив
против болгарского правительства и его
политической линии по македонскому во-
просу.

В июне 1948 года вступает в престуй-
ную евязь © советником ютославекого по-
сольства Блалоем Хаджи-Панзовым, в аплре-
ле слелующего 1949 гола — с бывшим се-
Kpetapem чото же посольства Наумом На-
кевым, вылворенным впоследетвии из Бол-
гарии за шпионаж, и наковец,— © на-
чальником консульского отдела посольства
Светозаром Савичем.

По поручению Накова и Савича зани-
мается сбором иитионских сведений о поли-
тических настроениях населения и еостоя-
нии охраны границы с Югославией,

Привлекаемые к уголовной ответствен-
ности по настоящему лелу лица —
	обвиняются
B TOM, WTO: -

1. Обвиняемый Трайчо Костов, будучис
1942 года связан © полицией, а затем с
английской разведывательной службой,
совместно < обвиняемым КНиколой Павло-
вым, также известным ему по прошлому
агентом полиция, и обвиняемым Иваном
Стефановым, секретным сотрудником ан-
глийской разведки, вскоре после 9-го еен-
тября 1944 года приступили к ортаниза-
ции ваговора, направленном к низверже-
нию существующего в Болгарии демокра-
тического государетвенното строя;

2. Обвиняемые Костов, Стефанов и Пав-
лов образовали  заговорщический центр,
возглавивший преступную работу их co-
участников для свержения законного пра-
вительства страны и замены его преетуп-
ным правительством Нестова;

3. Обвиняемые Костов, Стефанов и Пав-
лов, а также привлеченные ими обвиняе-
мые Никола Начев и Иван Гевренов обу-
шествляли вербовки новых участников
преступного заговора среди должностных
лин хозяйственного, финансового и других
аппаратов управления государством;

4. Обвиняемые Костов, Павлов, Стефа-
нов, Начев и Гевренов, совместно с обви-
няемыми Иваном Тутевым, Цоню Цончевым
и Борисом Христовым, осуществляли вра-
жеские акты в народном хозяйстве Болга-
рии в целях подрыва экономических устоев
народной власти, для чего:

а) вносили  дезорганизацию в работу
промышленности, сельского хозяйства и
финансового аппарата страны; срывали
выполнение государственного народно-хо-
зяйственного плана; создавали затруднения
в снабжении городского и сельского наее-
ления проловольственными и другими то-
варами первой необходимости, задерживали
развитие торговли и товарооборота между
горолом и деревней:
	6) пытались нарушить  хозяйетвен-
ные, торвые и иные экономические
связи между Болгарией и остальными
	странами народной демократии во главе с
великим Советским (0ю30м, чтобы лишить
нашу страну шедрой и бескорыстной по-
моши со стороны СССР, изолировав ве от
лагеря социализма и народно-демократи-_
ческих государств н поставив ее в, зави-
CHMOCTh от американского и нии
империализма: /

5. Обвиняемый Козтов, се велома и cor-
	лаепя английской развелывательной служ-
	  вражескую работу против болгарского го-
суларства. :

2. Иван Стефанов Хаджи-Матеев,— po-
дился 3-м марта 1899 года в городе“ Вар-
на, болгарин, болгарский подданный, с
высшим образованием, по профессии —
экономиет-статистик, доктор экономических
наук, профессор Софийского университета,
житель города Софии, бывший министр
финансов.

Выходец из семьи крупного помещика,
владельца 400 гектаров пахотной земли в
селе Септемвриец,  Балчишекого уезда,
в Берлине, а свою научную квалификацию
повышает в Париже.

В 1924 году в Берлине встречается co
своим двоюродным братом  Христианом
Раковским, старым троцкистом и ближай-
шим сотрудником Троцного, впоелелетвий в
1937 году осужденным как шпион и заго-
ворщик на процессе по делу так называе-
мого право-тронкистекого блока в Москве.

По поручительству Раковскоге в 1924
голу поступает на работу в Советское тор-
говое представительство в Берлине, заме-
стителем начальника статистического отде-
ла, а в следующем 1925 году, с переездом
Раковского в Париж,’ при его содействии
определяется на работу в Советское торго-
вов представительство во Франции, заве-
дующим статистическим отделом,

Под влиянием Раковского, по возвраще-
нии в 1929 году в Болгарию примыкает
К лево-сектантокой фракции и, благодаря
этому, избирается в состав лево-сектант-
ского ЦК.

В том же 1929 году, будучи делегатом
состоявшегося в Берлине пленума ЦЕ Бол-
гарской компартии, принимает учаетие в
борьбе против Георпия Димитрова и Васила
Коларова с тем, чтобы оттеснить их от
руководства БЁП.

В конце 1932 года вступает в преступ-
ную связь е агентом английской разведы-
вательной службы в Болгарии адвокатом
Марком Нахимзоном и, через него, е шефом
английской разведки Стенли Брауном. В
последующие три года регулярно постав-
ляет для английской шпионской службы,
за денежное вознаграждение, секретные
сведения о состоянин болгарского хозяй-
ства,

В июне 1945 года возобновляет преступ-
ную связь с английской разведкой в лице
полковника Вильяма С. Бейли, а затем май-
ора Франка Вильяма Гозлинга, которому
‚передает сведения о бюджете и расходах
государства на военные нужды в 1946 и
1947 годах.

3. Никола Павлов Hones,— родилея
3-го мая 1906 года в селе Угырчин, Дов-
чинского уезда, болгарин, болгарский под-
‘данный, со средним образованием, по про-
фессии — архитектурный техник, житель
города, Софии, бывший  ‘злминистративный
секретарь Политбюро Центрального Коми-
‘тета БАЙ, а в последнее время — замести-
тель министра строительства.

Будучи делопроизводителем подпольного
Центрального Комитета комсомола, в 1931
году устанавливает связь с активным бол-
‘гареким тронпкистом Рачо Цаневым и в

последующем становится проводником лево-
сектантекого курса в комсомоле и в
партии.

22-го марта 1942 года, на первом до-
просе в полиции, в связи с провалом под-
польного Центрального Комитета БЁП, пе-
ред вышеупомянутым Гещевым предатель-
ски признается в том, что являлся техни-
ческим сотрудникок ЦЕ, и выдает свои не-
легальные партийные связи.

Капитулировав и предав своих поли-
тических друзей и единомышленников,
подписывает обязательство секретно сотруд-
ничать с полицией в борьбе против ком-
мунистической партии’ за укрепление cy-
шествовавшего в стране монархо-фашист-
екого строя.
	4. Никола Hayes Петков, — родился
19-го июля 1905 года в селе Дерманци,
Луковитекого уезда, болгарин, болгарский
подданный, с высшим образованием, 00
профессии — агроном, житель города Co-
фии, бывший помошник председателя Госу-
	ларетвенного комитета по хозяйственным и
	финансовым вопросам.

Находясь в близких родственных связях
с активным болгарским тропкистом Спасом
Задгорским, по своим политическим убеж-
дениям примыкает к его враждебному ком-
мунистической партии окружению, хотя ий
состоит в рялах BRII,
	В конце 1941 года вступает в преступ-
ную связь с резидентом английской разве-
дывательной службы, крупным промыш-
ленником Кириллом Славовым, которого в
последующем за денежное вознаграждение,
по 50 тысяч левов за каждую информацию,
снабжает секретными сведениями о баланее
зерновых и других сельскохозяйственных
культур ло стране за 1941, 1942, 1945,
1946, 1947 и 1948 годы, а также пере-
дает ему, для английской разведки, проекты
двухлетнего и пятилетнего государственных
народно-хозяйественных планов Болгарии.
	5. Борисе Андонов Аристов, — родился
28-м февраля 1912 года ве. Долно Села,
Кюстепдильского уезда, болгарин, болгар-
ский подданный. в высшим образованием,
по профессии — агроном, доктор агрономи-
ческих наук, житель города Софии, быв-
ий торговый представитель в СССР.
	Будучи выходцем из семьи трабтирщива
и лично занимаясь частной торговлей, в
1928 году по своим политическим убежле-
ниям примыкает к анархистам. Высшее 0б-
разование получает за границей, обучаясь
вначале в Пражеком, а затем в Загребеком
университете. в Югославии.

По возвращении в Болгарию работает на
административных должноетях в частных
страховых обществах, а в 1943 году в Ba-
честве директора руководит вновь созлан-
ным частным. страховым обществом «Юм-
восток», с собственным паем в нем в раз-
мере 200 тысяч левов.

Будучи 10-го февраля 1943 года аресто-
ван за связь се коммунистами, на, допросе у
начальника областной политической поли-
ний в городе Старая Загора Генчо Саванова
выдает свой политические связи и подии-
сызает обязательство о секретном сотрудий-
честве © полицией, которой в последующем
	передает известные ему данные в OTHOWE=

вы, вступил в тайные преступные снотие-
ния с ттоелавскими руководителями: в
конце 1944 r—c Hapgenem, в начале
1945 т.-—-с Дмиласм и в 1946 —
1947 гг.—е Ранковичем и Тито, догово-
рившись с ними о совместных действиях,
направленных к лишению Болгарии ее
папионального суверенитета,  территори-
альной целостности и независимости пу-
тем присоединения ее к Югославии и,
прежде всего, отторжения Пиринското края
в пользу Югославской Македонии;

кроме того, обвиняемый Костов тайно до-
говорилея с правящей фашистской кликой
Тито 0б изменении курса внешней полити-
ки Болгарии для отрыва ee ot CCCP a
стран народной демократии и превращения
ве в колонию американского и английского
империализма:

в непосредственном преступном сговоре ¢
югославскими руководителями Нарделем и
Цниласом состоял и обвиняемый Стефанов;

6. Обвиняемый Ностов в результате ие-
	peropopop c Tuto, Нарделем, Джиласем и
	Ранневичем, а обвиняемый Стефанов — с
Карделем, совместно намечают планы 001-
готовительных действий в целях:

а) свержения избранного волей народа,
в соответствии © Конституцией Народной
Республики Болгарии, законного правитель-
ства;

0) насильственного захвата власти в
стране при военной поддержке ео стороны
Югославии;

в) ареста и физического уничтожения
главы правительства и вождя болгарского
народа товарища Димитрова:

7. По договоренности е фаптистом Тито
H em ближайшими сотрудниками Джиласом
и Ранковичем обвиняемый Костов, исполь-
зовав свое служебное положение замести-
теля премьер-министра, создал условия для
подрывной и шиионокой деятельности в
Болгарии засланных из Белграда и Скопле
со специальными заданиями эмиссаров юго-
славекой шпионской службы обвиняемых
Благоя Хаджи-Панзова и Васила Иванов-
ского, & также агента ютославской развед-
ки обвиняемого Ильи Боялцалиева;

8. Обвиняемый Хаджи-Панзов, действуя
по инструкциям из Белграда, возглавил
ипионекую сеть югославской атентуры и,
кроме того. совместно © обвиняемыми Беял-
цалиевым и Ивановским вел разложенче-
скую работу среди македонцев, граждан Иа-
родной Республики Болгарии; обвиняемый
Ивановский регулярно снабжал секретными
материалами югославскую разведку через
ее представителей, занимавших официаль-
ные дипломатические посты в югославском
посольстве в Софии, — Зафировского и Мо-
мчиловича, а обвиняемый Боялцалиев под-
держивал шиионскую евязь с сотрудниками
того же посольства Наковым и Савичем;

9. Обвиняемые Костов, Стефанов, Начев,
Гевренов и Тутев. снабжали охраняемыми
законом сведениями, составляющими TOCY-
харственную тайну, — английскую развед-
ку; обвиняемый Цончев — американскую
разведку, 8 обвиняемый Христов — юго-
славскую разведку, чем в совокупности с0-
вершили действия, квалифицируемые Зако-
ном Ролгарекой Народной Республики как
участие в антигосударственном заговоре,
предательство, нитионаж и измена Родине,
	Следствием установлено, 910 английская
и американская разведывательные службы,
представляя особые стратегические, поли-
тические и экономические интересы своих
стран на Балканах, еще в ходе второй ми-
ровой войны активизируют свою атентуру
в Болгарии.

Вынужденные считаться с неизбежным,
определившимея еще в 1942 году на со-
ветско-германском фронте поражением гит-
леровской Германии, с0 вёе возрастающим
авторитетом СССР в странах Восточной и
Юго-Восточной Европы, а, стало быть, и
в Болгарии, < возможностью установления
в ней народной влаети, английская и аме-
риканская шинонские службы своих эмис-
саров и агентов засылают в находившуюся
еше в подполье коммунистическую партию
с учетом того, что в будущем она не может
не стать правящей партией, руководящей
органами народной власти,

Английская разведка эту работу начи-
	нает. прежде американской, имея в Болга-
	рии старую атентуру в окружении царя
Бориса, в его полицейско-административном
аппарате, как и в промытшленно-торговых
кругах страны, приобретенную еще задолго
д0 ВОЙНЫ.

Обвяняемый по настоящему делу Иван
Tyres, оказывавший шпионские услуги
англичанам с 1937 года и лично евязан-
ный с близкой к парекому двору Султаной
Рачо Петровой, касаясь полученных через
нее в 1943 году от английской разведки
заданий, показал:

«...0на сказала, что по желанию налтих
облтих друзей я должен приобрести. связи
среди людей с протреесивными взглядами,
симпатизирующих Советекому боюзу, тем
более, если я предполагаю, что они явля-
ю010я членами коммунистической партии,

Петрова об’яснила мне, что война раз-
вивается так, что поражение Гитлера оче-
видно, и Советский (0ю3, по мнению анг-
личан, сумеет обеспечить для себя победу,
хаже без открытия второго фронта, Между
тем победа СССР, в которой англичане ви-
как не заинтересованы, не может не при-
вести к укренлению советского влияния На
Балканах. Англия будет сопротивляться
этому, но в прелвилении налвягающихся
событий необходимо заблаговременно при-
нять меры и, прежде всего, знать, что де-
лают и собираются делать в будущем ком-
MYHHCTHI,..»

Обвиняемый Иван Стефанов, находив-
пийся в связи с английским резидентом
Стенли Брауном, касаясь разговора © ним
в 1935 году, показал:

«..Браун сказал мне, что я не должен
оставлять  коммунистического движения,
есди даже в, действительности имею враж-
тебные коммунистам взгляды или столк-
нусь © неприятностями CO стороны поли-
нии. С другой стороны, я должен протол-
жать в партии. свою деятельность как трец-
киет на болгарекой почве, На этом мы и
	тоговорились с Брауном...»

канской миссии в. Софии Джеймсом Вларном,
передавая разговер с ним в мае 1946 года,
показал: ]

«...Нларк. потребовал, чтобы я дал ему
сведения © некоторых передовых людях
Отечественного фронта Болгарии. Он инте-
ресовалея исключительно коммунистами,
Я в виде шутки ‘заметил ему, что он скорее
должен интересоваться фаптистами, потому
что среди них, а не коммунистов американ-
цы могут найти симпатезирующих себе лю-
дей. Олнако Кларк мне возразил, сказав,
что это совершенно не так. Наоборот, он
считает вполне возможным и вероятным,
что и среди людей с коммунистическиия
взглядами найдутся друзья Америки, & эт%
будут самые ценные для нее помощники,
Именно эти люди могут понадобиться, 060-
бенно в критический момент, добавил Няарк.

Далее Кларк интересовалея профессором
Иваном Стевановым, сказав, что он — на-
редкость культурный человек. То же самое,
примерно, Кларк говорил и о Трайчо Не-
crore...»

Обвиняемый Трайчо Костов, сотрудни-
чавитий с руководителем английской разве-
дывательной службы на Балканах полков-
ником Бейли, дает следующие показания ©
разговоре, имевшем место между ними в
ноябре 1944 года на квартире английского
генерала Окесли, в Софии:

«..Бейли ‘далее заявил, что англичане
поддерживают связь е Гешевым, который е
давних пор выполнял их поручения. Имен-
HO по нашему заданию, сказал Бейли, Ге-
шев завербовал вас в 1942 году и нам же
он и передал ваши письменные показания
и декларацию.

По словам Бейли, англичане еще в 1942
тоду рассчитывали, что Германия проиграет
войну и в Болгарии может возникнуть Ta-
кое положение, при котором в связи с де-
мократизацией страны коммунистическая
партия выйдет из подпелья и будет играть
видную роль. Ввиду этого, продолжал Бей-
ли, англичане позаботились о приобретении
надежного и влиятельного сотрудника в
руководстве коммунистической. партии.
Бейли подчеркнул, что английская разведка
рассчитывает на меня, учитывая занимае-
мый мною руководящий пост в партии, рас-
пюлагающей наибольшим влиявием в стране.

Бейли затем указал, что основным воп-
росом, который определяет политику Анг-
лии и ее американского союзника в отно-
шении Болгарии, является вопрос в том,
чтобы не допустить упрочения советского
влияния в Болгарии и не позволить ей по-
следовать по пути социализма, опираясь
на опыт СОСР. Бейли подчеркнул, что ан-
гличане считают настоящий момент благо-

‘приятным, Чтобы помешать укреплению
власти Отечественного фронта, находивше-
гося под преобладающим влиянием комму-
нистической партии».

Показания Ностова 6 сотрудничестве
Гешева. с английской разведкой подтверж-
даются показаниями ряда допрошенных по
делу свидетелей. :

Христо Поп-Димитров, бывший началь-
ник областной полиции в Старой Заторе,
показал:

«...Поеле начала германо-советской вой-
ны, в августе 1941 года мой шеф по ра-
боте на англичан бывший агютант царя
тенерал Жечев связал меня с начальником
отделения дирекции государственной e30-
пасности Николой Гешевым с тем, чтобы в
зальнейшем мы работали совместно в поль-
зу наших друзей — англичан...»
	Маню Начев, бывший начальник госу”
даретвенной безопасности при полиции.
показал: /

«...Гешев, которого я вызвал к себе в
кабинет, не мог скрыть от меня своей
большой радости в связи с приходом в вла-
сти кабинета Багрянова, образованного в
силу перевеса английского влияния BO
дворце. При этом положении у меня не
оставалось никаких сомнений, что Гешев
давно плавает в английских водах, факт,
который он и ранее не скрывал от меня...»

Таким 00разом, уже к моменту нприхо-
да к власти в Болгарии 9-го сентября
1944 пода Отечественного фронта во главе
с коммунистической партией, в ее рядах на
некоторых руководящих постах оказалась
згентура, специально приобретенная анг-
лийской и американской разведывательны-
ми службами. Эта атентура в Болгарии
быстро нашла общий язык © такой же
американской и английской атентурой в
Югославии, оказавшейся там на решаю-
щих постах в партии и правительстве в
лице Тито, Карделя, Джиласа и Ранке-
вича.

В конце ноября 1944 ‘года, проездом из
Зелграда в Скопле, в Софии остановился
Эдуард Кардель. Последний явился к Иа-
стову и пмел с ним двухчасовую беседу в

здании ЦЕ БЕП. Передав Костову привет

от Тито, Нардель заявил, что располагает
сведениями о КНостове как человеке, с
которым можно установить откровенные,

‚доверительные отношения, исходя из общ

ноети наниональных WHTepecoB обеих стран.
	Ростов, передавая содержание после-
тующего разговора с Нарделем, показал:
	«..Нардель доверительно сообщил MHE,
что во время войны англичане и американ-
цы снабжали югославских партизан оружн-_
ем и амунинией с условием, что по окон-.
чании войны Тито будет держать Ютгоела-
виню в стороне от СССР и не позволит Co-
ветекому Союзу установить свое влияние
не только в Ютославии. но и на Балканах,
	Ауериканцы и англичане, по словам
Карделя, приняли твердое решение — ни в
Кови случае не допустить отрыва от блока
западных сил тех стран, которые могут
быть освобождены Советской Армией. На
этой основе между Тито, с одной стороны,
и англичанами и американцами, с другой,
еше во время войны была достигнута оп-
рехеленная договоренность. Во. исполнение
ee, продолжал Нардель, будучи уверенным
в том, что эта договоренность отвечает на-
циональным интересам Югославии, как по-
нимает их югославокое правительство, оно
считает, что сейчас, когда война уже под-
ходит к кону, не следует окончательно
связывать Ютославию © СССР, а надо про-
водить свою самостоятельную ` политику,
поддерживать и развивать связи с ззпад-
ными государствами». :
	(Продолжение на 4-й стр.)
	«На основании закона, принятого Вели-
хим Народным Собранием 21-го октября
1949 года, в соответствии с материалами
дела по обвинению в организации антиго-
сударотвенного заговора, направленного к
свержению установленной Конституцией
Народной Республики Болгарии законной
власти, предательстве, питионаже и измене

Рохине
	Привлекаются _
к ответственности:
	1. Трайчо Ностов  Джунев, — родился
11-то июня 1897 года в городе София, бол-
тарин, болгарский подданный, BO профес-
сии — публицист, © незаконченным выс-
шин юридическим образованием, житель
р. Софии. бывший заместитель председа-
теля Совета министров и секретарь Цент-
рального Комитета БАП, до ареста — ди-
ректор Болгарской народной библиотеки.

Будучи активным участником лево-сек-
тавтекой, троцкистской фракции в Болгар-
ской коммунистической партии, в 1931 году
кооптируется в состав лево-сектантекого
Центрального Комитета, по поручению ко-
торого руководит парламентской  групиой
легальной рабочей партии и редактирует
легальную газету. «Рабоче-крестьянское
Знамя».

В своей практической деятельности ак-
тивно осуществляет враждебные лево-сек-
тантекие, троцкистские установки в отно-
шении крестьянства, чем нарушает связи
партии рабочего класса с его основным ¢0-
юзником — крестьянством и облегчает мо-
нархо-фашистской власти борьбу против
прогрессивных сил в стране.

Находясь в 1933—1934 годах в эмигра-
ции в Москве, прололжает поддерживать 4е-
ро-<ектантскую фракцию в БЬАП и, состоя
на работе в Балканском секретариате Ком-
уунистических партий, содействует созыву
партийной конференции вне пределов Бол-
тарии, с целью отетранить от руководства
партией ее признанных руководителей Геор-
тия Димитрова и Васила Коларова.

Находясь в СССР, поддерживает близкие
политические связи © разоблаченными впо-
следствии троцкистами Бела Куном и Мак-
симилианом Валецким и, при их содейет-
вии, сближается с также разделявшим их
общие троцкистекие  убеждения югославоким
зиигрантом Иосифом Броз Тито («Валь-
reps),

Воспользовавшись своим служебным по-
ложением референта по кадрам Балканско-
о секретариата Коммунистических пар-
тий, рекомендует солидарного с его трои-
кистскими взглядами Тито для политиче-
ской работы зв Югославии.

Несмотря на ликвидацию лево-сектаят-
ской фракции в БЕЙ, предприняв двуруш-
нический маневр и выступив © неискрен-
ней лживой декларацией 0б отходе от. ле-
	восектантов, сохраняет свое руководящее
положение в партии и, возвративитиеь в
страну, саботирует внутри ее проведение
нового политического курса, провозгла-
шенного Димитровым.

29-го атреля 1942 года, в связи © про-
валом подпольного Центрального Комитета,
зрестовывается полицией в нелегальной
квартире в Софии, по улице  Патерица,
дом 11.

На десятый день носле ареста на допро-
‹ у начальника отделения полиции Нико-:
лы Гешева, ведавшего борьбой с коммуни-
стической партией, признается в том, что
являлея олним из самых деятельных ру-
ководителей и членов Центрального Коми-
тета, и трусливо выдает своих политиче-
ских друзей и единомышленников, вана-
лы их связей, а также принимавииеся
Центральным Комитетом партии решения
по намболее актуальным вопросам борьбы
с немецкими оккупантами и полицейско-
фашистским режимом, введенным в стра-
не правительством Филова.

Не довольствуясь этим, подписывает
обязательство о секретном сотрудничестве
в полицией в борьбе против коммунисти-
ческой партии, в которой состоял с 1919
тода, а, чтобы замаскироваться и укрепить
свое положение в партии, с помощью Ге-
шева фабрикует показания с отрицанием.
претявленного обвинения.

Предательством и капитуляцией в поли-
ции добивается замены ему пожизненным.
заключением смертного приговора, приме-
ненного фапиетеко-монархическим судом в
отношении шести других, менее активных”
политических работников партии, которые
23-ю июля 1947 года были расстреляны.

В приговоре по делу подпольного
зоенно-полевой суд об’ясняет непримене-
ние смертной казни «тяжелым семейным
положением обвиняемого, плохим COCTOAHH-
eM здоровья и его идейными заблуждения-
ми». В действительности же намеченный
ранее судом смертный приговор заменяет-
ся пожизненным заключением по приказу
военного министра, генерала Николы Ми-
хова, лично отданного им председателю
военно-полевого суда полковнику Игнату
Млапенову.
	Находясь в Плевенской тюрьме, в се9-
тябре 1943 года возобновляет свою преда-
тельскую связь с Гешевым и, по ето по-
ручению. направляет пораженческое THC b-
№ в нелегальный Центральный Комитет
БЕЛ с предложением воздержаться от ав-
тивных действий партизанских отрядов B
борьбе против немепко-фашистских 84-
ХВатчиков,
	Воспользовавшись созданной при п0м0-
щи полиции репутацией «стойкого» и «Му-
кественного» члена партии, после 9-го
сентября 1944 года обманным путем про-
бирзется на руководящий пост секретаря
ЦЕ БИЛ.

В конце 1944 года на приеме у главы
английской миссии при Союзной контроль-
яой комиссии по перемирию с Болгарией
тенерала Вильяма X. Oxenm вступает в
преступную связь 6 английской разведы-
зательной  «лумбой через полковника
Рильяма С. Бейли, по указаниям и с0ве-
	там которого В последующем и ведет свою
	Обвиняемый Поню Цончев, полтерживав-
	ший шиионскую связь сослужашим амери-