ПАТНИЦА, 2 ДЕКАБРЯ 1849 г. № 284 (10124) — ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ С

(Продолжение. Начало см. «Известия»
ОТ 1 декабря).

HO делу
	S00Th © том, что преступный азтигосудар-
ственный заговор в Болгарии, созланный

ародной” Республики Болгарии
а и его сообщников

ной   рокуратуры
райчо К остов

первый секретарь посольства и Антон Ho-
лендич — советник посольства по культур-
ным вопросам. С пх приездом деятельность
но македонской линии расширилась. Они
привлекли в сотрудничеству новых людей:
Димитра Христева, братьев Боялцалиевых
Илью и Георгия — в Софии и Кирилла Ни-
нолова — в Hesporone...»
	Обвиняемый Илья Боялцалиев, подтвер-
див преступную связь в Хаджи-Панзовым,
показал:

«...Советы Хапни-Панзова заключались
в том, чю мне следовало компрометнро-
вать БЕЙ и попрежнему выступать в поль-
зу присоединения Пиринской Македонии.

Необходимо также, говорил мне Хаджи-
Панзов, проводить работу и с македонца-

ми — членами БЬП, убеждая их в пра-
вильноетя политики Тито...»
	Допрошенные по делу Георгяй Беялцали-
ев — бывший торговен, Димитр Христов —
бывший чиновник дирекции «Экепортпро-
дукт» и Кирила Николов — бывший про-
Kypop ropoia Неврокоп показали на сле-
ствии, что по заданию югославекого по-
сольства в Софни они вели подрывную и
пионекую деятельность в  Пиринеком
крае, а. последние два состояли на платной
службе у югославокой разведки.

Югославский шиион Христов по этому
вопросу показал:

«...За выполнение шнионских заданий
югославского посольства в Софии советник
посольства Перо Шанговский выплатил мне
разновременно денежное вознаграждение в
размере 30 тысяч левов, з советник по-
сольства Хаджи-Панзов — 10 тысяч левов
и 2 тысячи динар, что в переводе на бол-
гарекие деньги составляет 11 тысяч левов.
Кроме того, первый секретарь югославского
посольства в Болгарии офицер ОЗНА Марко
Вуячич выплатил мне 20 тыеяч левов...»

Николов, также состоявший на солержа-
нии у ютославской питионской службы,
показал:.

«..Веего за проведенную мною работу в
пользу югославской разведки я получил
	денежное вознаграждение в размере 160 ты-
		Ири первом визите Рийд Хийт выразил
пожелание снова встретиться со мной в не-
далеком будущем, ввилу необходимости 09-
судить некоторые интересующие нае обоих
вопросы. Я дал свое согласие.

Спустя несколько дней Рийд Хийт по-
просил принять его. Прием состоялся в моем
служебном кабинете в Совете Министров.

После Бороткого разговора относительно
впечатлений о Софии (разговор велся на
французском языке), Рийд Хийт сказал мне,
что знает о моих личных дружественных
отношениях с югосдавами, установявшихся
за последние два — три года, н это его
весьма радует. Он высказал надежду, что я
буду хоброжелателен и к американцам.
	Из сказанного я понял, что Рийд Аийт
явилея ко мне в результате моей логово-
ренности с Тито, обешавшим оказать со-
действие в установлении мною связи о
американцами.

Американцу я ответил, что согласен вы-
полнить его пожелание. Тома Рийд Хийт
заявил, что он не будет обременять меня
излишними затрудненнями и не требует
отдельной связи со мной. То, о. чем амери-
канцы захотят вам сообщить, сказал Рийд
Хийт, будет предварительно согласовано ©
югославами и передано вам через них.
Рийд Хийт подчеркнул, что советы, которые
я буду получать от Тито и его ближайших
сотрудников, я должен воспринимать как
в воветы американиев и что в этом отно-
‘шении между ними и Тито существует
полная договоренность...»
	`В январе 1948 года Мостев поставил в

известность обвиняемых Павлова и Стефа-
нова о его договоренности с Тито и Ран-
ковичем в Евксинограде, а также о. наме-
рения Тито и остальных югославеких ру-
ководителей порвать в ближайшем буду-
щем се СССР.

Кроме того, Костов сообщил Павлову и
Стефанову, что югославы настаивают на
том, чтобы его группа провела необходи-
мую подготовку и у себя в стране с тем,
чтобы Болгария Kak можно скорее пошла
по тому же нути, по какому pexer Юго-
славию Тито.

«...Я раз’яснил им смыел и значение т0-
то, что предпринимает Тите в Югославии,
а также необходимость организованной ра-
боты с нашей стороны, если мы хотим
рассчитывать на лучшие результаты,

Павлов и Стефанов, выслушав мон 06 -
яенения, каждый в отдельности, дали свое
согласие на совместную со мной работу по
выполнению плана, о котором было хого-
ворено c Tuto. Таким образом, я. и. мои
ближайшие сотрудники — Павлов и Сте-
фанов — составили своего рода центр, воз-
тлавивший вражескую работу...»

Обвиняемый Павлов, подтвердив это 0б-
стоятельство, показал:
	..Вак сообщил мне Костов, поеле его
perpean в Тито в Евксиноградеком дворце
Тито ero уведомил о предстоящем оконча-
чельном разрыве: в: СОСР. рекоменловал: этот
	‘путь проделать и в Болгарии и чем ©ко-
рее, тем лучше. :

.. Ras заявил мне Костов в разговоре,
химевшем место в его кабинете в ЦА, Тито
прямо поставил перед ним вепрое, что не-
обхолимо всеми способами лобиватьея о0в-
	лалени: руководством нартии и управле-
	‚„Нием госуларетвом, назначая свойх налдеж-
	вых людей на ответственные посты. Нужно.
	‘быть решительными, советовал HoctTeay
Тито, только в этом случае yeuex будет
обеспечен, а, если понадобится, Югосла-
вия готова оказать веячеекую и В
том числе и военную.

-Hapaiy © этим, по звавяению, Кастова,
Taro поставил вопрос 0° TOM, что надо
убрать е пути Георгия Димитрова с его по-
`дитикой дружбы и сотрудничества с CCCP
`и, еели понадобится, ликвидировать этого
старика...»

Пазлов также подтвердил, что в 1948
году Костовым, согласно. договоренности ©
Тито и Ранковичем, был создан в Болгария
руководящий центр заговора с ‘его — Пав-
лова — участием. Он показал:

«...По мнению Костова, нам. необходимо
оформить самостоятельные, друг от друга
независящие линии деятельности. которые
	‚бы возглавил центр с тем, чтобы. ноставить
	конечной целью подготовку захвата госу-
	харетвенного аппарата и овладения руко-
	водетвом партии, имея в виду последующий
отрыв Болгарни от. СССР и перевод ее на
рельсы англо-американского блока, един-
‘ственно способного обеспечить хозяйствен-
ный погем в Болгарии и установление
внутри страны режима, подобного запад-
ным демократиям.

Костов, Стеванов и я должны были со-
ставить тот центр, в руках которого сосре-
 дотечились бы все нити заговорщичеекой
работы. Костов далее подчеркнул решающее
значение нашего контакта с югоелавами,
которые, по его словам, уже имели «развя-
занные руки» для оказания нам эффектив-
ного содействия и обещали такое содействие.
_ Я согласилея как с тем, что необходимо
`более активно вести нелегальную работу,
таки с предложением Костова войти в со-
став центральной тройки заговора...»

Обвиняемый Стефанов, как и Павлов, на
следетвии полностью ‘подтвердил, что он был
уведомлен Костовым © результатах, дости-
гнутых в переговорах с Тито в Евксинограде.

Стефанов по Этому поводу показал:
` <..В той же беселе Ностов поставил ме-
ня в известность о том. что он имел лич-
ный разговор 6 Тито, во время которого
вни рассмотрели весь круг воиросов нашей
совместной работы в Болгарии. -

Костов проинформировал меня, что Тито
вновь полтвердил их согласие с нашей об-
пей линией работы и обешал помочь во
всем, в Чем только мы будем нуждаться.

Тито, как заявил мне Костов, прямо по-
ставил` вопрос, что важное значение имеет
вопрос 06 устранении Георгия Димитрова.
Всякая меллительность, нерешительность,
непринятие мер в отношения неприяири-
мых руководителей, сказал Костову Тито,
могут оказаться роковыми для всего дела.
Вместе с тем Тито обешал Ностову помошь
е югославской стороны, не исключая и
военной, на случай прихода к власти с
тем, чтобы была немедленно об’явлена фе-
дерапия; и рекоменловал поскорее перехо-
дить к действиям. Костов, но его словам,
принял к сведению и руководству советы
й наставления Тито...»
  Стефанов также признал, что и он, CO-

вместно с Павловым, принял участие в хея-
	тельности центральной тройки антигосу-
ЕС заговора во главе е Костовым.

..8 октябре 1948 гола имела место
вн нас троих: Hestosa, меня п Павло-
ва в кабинете у Ностова. Это и была, соб-
ственно, центральная тройка заговора...»
	Чичными признаниями обвияяемых, по-
казаниями свилетелей и другими материа-
ламн дела установлено, что преступные
группы Тите и Костова, действуя заодно, по
заранее намеченным планам и в постояв-
но поддерживаемом контакте, использовали
дружеские чувства, питаемые болгареким
народом к его славянеким братьям — юго-
сяавеким трудящимея, и популярную идею
федерации южных славян обратили в сред-
ство для достижения своих подлых целей,
чтобы лишить болгарское демократическое
государство его национального суверени-
тета, превратить в придаток титовекой
Югославии и в новую колонию американ-
ского и английского империализма.
	Обвиняемый Кестов, m0 договоренности
в его белградокими единомышленниками,
злоупотребляя своим служебным положе-
нием, принял зависящие от него меры, что-
бы обеспечить свободное проникновение
югославских агентов в болгарские государ-
ственные учреждения,

Югославскому военному атташе похнол-
ковниЕу Воеславу Ристичу, а впослелствив
его преемнику — полковнику  Драготину
Филипповичу был обеспечен доступ к ма-
териалам военного Министерства и возмож-
ность устанавливать и поддерживать каж-
додневную связь с руководящими работни-
ками в армии.

Югславские питионы получили доступ
К охраняемым законом сведениям, состав-
ляющим государственную тайну, под пред-
логом необходимости ‘изучить состояние
болгарской арини для создания единообраз-
ной структуры и системы обучения по 0б-
разцу. югославской армии, с учетом-де пред-
‘стоящего образования федерации.

Широкий ‘доступ был обеспечен чинов-
никам югославекого посольства в Софии и
В остальные болгарекие учреждения, вклю-
чая Госуларетвенную плановую комиссию
и Главную дирекцию статистики, где
они‘ также получили возможность устаназ-
ливать шиионекие связи и добывать сек-
ретные материалы.

В течение двух е лишним лет, по май
1948 гола, в Министерстве внутренних дел
полвизалея специальный прелетавитель но-
лицейско-шиионской службы Равневича —
	Иован Бешевич. Официальный шпион по-
	лучил доступ к наиболее секретным сведе-
ниям и насажлал свою агентуру.

Подтверлив на елелствии это обстоятель-
ство, Нестов далее показал:

«...Началось чуть ли не своего рода
идолоповлонничество перед Югославией и
Тито. Ото всех болгареких учреждений и
организаций посылались, одна за другой,
делегации для изучения государственного и
общественного устройства Ютославии, что-
бы потом копировать их Y Hac, а также
завязывать связи < соответствующими юго-
славскими организациями. .

Этот ярко определившийся уклон в CTO-
рону Югославии насаждалея и поощрялся
с целью затушевать в глазах нашей об-
щественности историческую роль СССР и
Советской Армии в освобождении Болгарии
от немецких окклпантов и в строительстве
	новой Болгарии.
	И ОЗ АЕ 22

ow

деть руководством македонских  эмигрант-
ских организаций, оторвав последние от
влияния БАЙ и поставив их на службу
буржуазно-националистической — политике
скопленоких и белградеких руководителей.

Вонечная пель трунпы, которую мне
предстояло возглавить, по словам Зафиров-
енего, определялась необходимостью отры-
ва Пиринокого края от Белгариин и захвата
его Югославией.

В основу идеологической обработки на-
селения Ниринского края был полежен до-
клад на тему: «Актуальные вопросы Маке-
зонии», сделанный мною в 1946 голу п6-
ред собранием македонских эмигрантов в 00-
фии и размноженный на ротатере. Мой до-
влад по существу являлся пропагандой уста-
новок Тито на отторжение Ниринской Маке-
донии и присоединение ее к Югославии...»

Ивановский, не ограничиваясь подрыв-
ной деятельностью в маколонских общесл-
вах, которые ему улалось возглавить, ре-
тулярно снабжал также Зафировскоге, а
затем и его преемника, первого секретаря
ютославского посольства Павла Мемчилеви-
ча секретными материалами о важнейших
решениях Политбюро и ЦА БЕП, о положе-
нии в промьиленнюсти и сельском хозяй-
стве Болгарии.

Ютгославокое посольство в Софии, го
признанию бывшего советника Хаджи-Пан-
зева, вело развелывательную деятельность
по рялу линий, но важнейшую так назы-
ваемую  макелонскую линию возглавлял
он — Хаджи-Панзев.

Олновременно, по требованию из Белгра-
да, Хаджи-Панзов занялся и военным шиио-
нажем, собирая через Динева, Христова и
других агентов секретные свеления og с9-
стоянии охраны болгаро-югославскей гра-
ницы, передвижении воинских частей, a
также о положении болгарской промы-
ленности, экспорте и импорте.

В свою очерель, связанный непосредет-
венно с Ностевым обвиняемый Борис Хри=
став, воспользовавитиеь CROHM служебным
положением торгового представителя Бол-
тарии в СССР, регуляоно снабжал секрет-
ными материалами о болгаро-советских от-
тоениях находившегося вместе с ним в
Москве советника по торовым вопросам
ютославекого посольства Виктора Жиберна.

Признав на следствии преступную связь
< Жиберна, Христоз показал:

«...Жиберна запросил у меня подробные
сведения о товарах, рывозимых из СССР, &
также о ‘товарах, прелназначенных для
СССР: их ассортимент, количество, качост-
во, цены и прочее. Особый интерес про-
явил иберна к ценам на следующие това-
ры: авиационный и автомобильный бензин,
горючее для тракторов, мапшинное масло,
чугун, сортовое железо, медь, хлопок, каль-
цинированная 60ола, каучук, табак, старт,
руда и свинцово-цинковые концентраты».

Обвиняемый Ностев, по договоренности с
Тито, полдерживал тайные сношения с Бел-
градом через югославоких посланников Ни-
колу Новачевича, известного ему по coB-
местному пребыванию в эмиграции ¢ 1934
года, и Обрада Цицмила.

Цицмила: назвал Костову Тито, а’ Стева-
нову — Наррель.

Стефанов, находясь © болгарской правя-
тельственной делегацией на конференций в
Вледе (Югославия). в пюне 1947 года имел
ету наедине с Нарделем,

...Кардель рекомендовал таклику. ретти-
т и смелых действий. 060бо пол-
черкюнув, Что необходимо скомпрометиро-
вать, а в случае, если власть будет поя-
ностью сосредоточена в руках у Ностова и
его людей, и убрать Димитрова, ках несом-
ненного и наиболее последовательного про-
тивника политики отрыва от СССР. В этом
вопросе не лолжно быть колебаний, ха и
вообще колебания и нерентительность на-
губны в нашем‘ леле, заявил Кардель.

Во время проводов болгарской делегации
на Люблянском вокзале Нардель подотнел ко
мне вместе с Минимилом и, обращаясь = &
Цицмилу, сказал, что он будет в нашем
распоряжении по всем ‘вопросам, требую-
щим совета или разрешения в Белграде.

Кардель сказал Цицмилу, чтобы, по пои-
езде в Софию, он явился к Костову и пред-
Локил свои уелуги...»

Постов, имевший неоднократные встречи
© Цицмилом, от которого получал советы и
указания из Белграда, известил 0б этом
Павлова. котозый показал:
	«пастов заявил, что он попрежнему про-
полжает связь < ютославовими представи-
телями и... регулярно вотречалея с послан“
ником Цицмилпом...>»
	Дичную ©вязь © Мицмилем полдерживал
и обвиняемый Стефанов. Он показал:

«...Пройыю несколько месяцев, и я лично
узнал, что ведется уже активная работа в
осуществление обещанной  ютославекими
руководителями помощи. 06 этем мне с00б-
шил Цицмил при моем посещении его виллы
на Панорамной дороге в марте 1948 года.
	Цицмия сообщил, что в Белграде пере-
страиваетея работа их разведки и епешно
полбирзютея надежные люди в целях ие-
реброски их лля выполнения специальных
поручений в Болгатлию.
	Цинмил сказал мне, что Тито лал указа-
ние Ранновичу поспентить с этим делом и
лично наблюдает за ходом работы по линии
разведки.

На мой вопрос, как развиваются отно-
шения межлу Югославией и СССР, Циимил
ответил, что «мыльный пузырь» братеках
отношений между ФНРЮ и Советеким С9-
130M CKOPO должен лоснуть...>

Как показывает Ностов, Цицмил посетил
его по приезде в Болгарию в mae 1947 ro-
да, явившись с официальным визитом, по-
скольку Ностов в 10 время замешщал пре-
мъер-министра, находившегося 8 OMIYCRY.

Цицмил перетал Костову, что уполномо-
чен Тито связаться с ним, и, чтобы не за=
держиваться на первом приеме дольше, чем
это предусмотрено протоколом, условился
06 очерелной ветрече,

На второй встрече Цицмил. по поруче-
нию Тито, передал Ностову, что в Югосла-
вии уже ведется серьезная подготовка к
окончательному разрыву с СССР и облег-
чению перехода ее на сторону англо-аме-
риканского блока. т
		[И В НЫ пол пол-
Тито олобрил намеченные совместно с!“ Возглавленный Ностовым, получит под
	ACDAEY вооруженными силами извне, ©о
стороны Югославии.

Костов предупредил Тито о неизбежности
противодействия осуществлению политики
отрыва от СССР со стороны главы прави-
тельства Димитрова. Упоминание имени  Дн-
	его ближайшими сотрудниками Карзелем п
Дыиласом мероприятия, направленные к
созданию «сильного государства, которое
будет диктовать свою волю на Балканах
н явится серьезным фактором в междуна-
ролной политике». .
		Костов по этому поводу показывает:

«...Тите не смог сдержать своей ненави-
ети к Димитрову. «До каких пор этот
старик булет стоять на моем пути», — со
злобой воскликнул Тито. Было очевидным,
что Димитрез мешал Тито, как кость. за-
	та показывает:

‹...Тито рекомендовал усилить привлече-
ние наших сторонников в Болгарии из чис-
ла руководящих лин в партий и гоеулал-
	ственном апнарате, которые бы проводили
нужную политику.
	т B @, как заноза в глазу.
Вогда я спросил Тито о внешнеполити-    РаВШая в горле, у у
	Я сказал Тито, что наш план заклю-
чаетея в том, чтобы дождаться естествен-
ного хода событий, имея в вилу плохое
здоровье. Димитрова и его вероятную близ-
	ческой ориентировке Югославии, он вырз-
зил свое пренебрежение к англичанам, ко-
торые, по его словам, уже спели ‘свою пе-

сенку, сыграли свою роль и сейчае лолж-
	I

ны будут освободить дорогу преуспеваю-  ^УЮ Смерть, которая сделает меня его 3a-
	местителем в роли главного секретаря пар-
тии и апредседателя Совета Министров.
Тогда передо мной и мопин единочыш-
ленниками, продолжал я, откроются боль-
шие возможности ‘для изменения состава
	щему американскому капитализму. Тито
дал мне . понать, что ориентация югослав-
ской внешней политики принимает все бо-
лее проамериканское направление, в отли-
чие от прежнего проанглийского. Он совето-
	EE EE ESE ФОН

прав ва и партийного BOBUACTBA
вал и нам, болгарам, установить полезные   Завательства руководства,
	что обеспечит безболезненнее присоедине-
ние Болгарии к Югославии.»

В ответ Тито развил свой гнусный план
ареста и физического уничтожения товз-
рища Димитрова.

«...Тито оказал, что этот план будет хо-
рош, если Димитров умрет скоро, но так
как такой гарантии нет, заявил он, вы
должны быть готовыми действовать реши-
тельно, арестовать и, вели. понадобится,
ликвидировать Димитрова, рассчитывая
при этом и на нашу помощь.

Я возразил, что такое развитие собы-
тий будет иметь плохое отражение в uap-
тии и в народе и оттелкнет. людей от нас,
потому что Димитров пользуется автори-
тетом народного вождя, и ноэтому ны сто-
вм за наш болгарский вариант.

Вопреки этому Тито настаивал, что мы
	‚должны воспринять политику решительных.
	действий, пметь своих люлей на веех
командных высотах и располагать‘ доста-
точно организованной силой, которая бы
сумела парализовать в момент первого же
удара противников нашей политики.
Когха наступит момент, сказал Тито, и
вы станете преемником Димитрова, нужно
суметь быстро овладеть партией и прави-
тельством и провозгласить присоединение
Болгарии к Югославии. Шосле этого будет
уже легко, заверил меня Тито, и югослав-
ская помощь доделает все остальное.
Тито  0с0бо подчеркнул, что план подоб-
ного решительного способа действия являет-
ся не только его планом, но что этот план
согласован и одобрен американцами. кото-
	рые ео своей стороны обещали поддержку.  .
	Б заключение разговора Тито еще раз.
рекомендовал поскорее переходить & ре-
шительным действиям, ибо дело зашло да-);
	леко, и возврата назад уже нет...» ^
Ture в последующем разговоре предло-
	жил Костову воспринять и повторить в!
	Болгарии его опыт, усыпляя бдительность
	масс и свойх противников методом двули-
	чия, испытанным уже им — Тито — и да-
вавшим 10 сих пор хорошие результаты.
	«..Дело у нас поведено так, заявил
Ture, что отход от СССР и его союзников
будет поставлен как вопрос национальной
чести и достоинства, ссылаясь на то, что,
мол, не считаются с национальным доето-
HHCTROM югославов, отрицают их  учаетие
в освободительной войне против немцев,
вмешиваются во внутренние дела страны, -
третируют Югославию как неравноправ-
ного союзника и т. д.

Тите пояленил, что, играя на национали-
стических чувствах и не снимая пока ло-
зунга о социализме, продолжая еще первое
время елавословить СССР и, вместе с ‚тем,
отворачиваясь на деле от СССР и поошряя
капиталистические элементы в стране,
ов, Тито, использует. неизбежную реак-
цию, которую вызовет в этой связи его по-
ведение у СССР и стран народной демо-
кратни, и в результате сумеет постепенно
перевести Югославию на рельсы англо-
американского блока.

Но вину за это перед. массами, сказал он
< усмешкой, мы возложни на страны Ba-
родной демократии во главе с CCCP, ко-
торые якобы отказывают нам в помещи и
сотрудничестве и принуждают нас искать
эту помощь и сотрудничество там, где нам
в них не отказывают. Что же касаетея тех
	людей внутри Югославии и югославской ком-
	партии, которые попытаются восстать иро-
тив такой нашей ориентации, добавил Тито,
мы достаточно подготовлены, чтобы распра-
виться с ними самым решительным образом.
но это уже будет делом рук Ранновича.

Прощаясь со мной, Тито рекомендовал
побесезовать и_с_.Ранковичем...»

Встреча Ностова с Ранковичем состоялась
в тот же вечер, во время их совместной про-
тулки по парку Евкеиноградекого дворца.

«...Ранкович мне заявил, что, говоря от-
кровенно, он считает одной из наших ела-
бостей то обетоятельетво, что, 10 его дан-
ным, мы не имеем единого руководства, и
работа протекает несколько партизански и
неорганизованно. А следовало бы, подчерк-
нул он, подобрать небольшую групиу наи-
более доверенных людей и с их помощью
направлять и руководить всей работой.

Ранкович-указал также, что следует уси-
лиТЕ свое влияние в армии и органах
МВД, чтобы созлать реальную силу загово-
ра, на которую и опереться в случае не-
обхолимости.

Затем Ранкович подчеркнул, что надо
ориентироваться на более рептительные спо-
собы действия, не останавливаясь перед тем,
чтобы в случае необходимости обезвредить
и уничтожить силой евоих противников...»
_ На этом закончились евкенноградевие
‘ ветречи п переговоры Костева с Тито в
Ранковичем.

Тито выполнил просьбу, высказанную
Костовым при их переговорах в Белграде.
В конце 1947 года состоялась встреча
между. Костовым и вновь назначенным в
Болгарию американским послом Дональдом
Рийл Хийтом. ,

Костов относительно этой встречи пока-
	связи с американцами. Я просил Тито, если
возможно, оказать мне содействие в этом
направлении, что он обещал сделать...»

эстов спросил Тито, почему он не на-
правит своим посланником в Болгарию бо-
лее деятельного человека на место больно-
го и ничего не делающего Новачевича.

Тито ответил:

«..Югославское правительстве решило
и, при первой возможности, направит в Бол-
гарию одного из наиболее активных его
людей в Министерстве иностранных дел —
Цицмила, который работает в Венгрии и
успешно проявил <ебя, ко теперь ему уже
пора выбираться оттуда.

Тито рекомендовал мне Цицмила как че-
ловека, се которым я сумею без труда найти
общий язык.

В дальнейшем разговоре я заверил Тито,
что, когда он приедет в Болгарию по слу-
чаю предстоящего подписания союзного до-
говора или по другому какому-либо поводу,
мы устроим ему такую встречу, какой он
нигде до этого не видел. Эта встреча, ска-
ззл я Тито, чтобы польстить ему, ибо знал,
как он палок на пышные церемонии и шум-
ные излиянпя чувств, убедит Bac B TON,
какой популярноетью пользуетесь вы среди
болгар. Я подчеркнул, что в этом скажется
и результат проделанной нами работы...»

Кестов, как было обещано им в Белгра-
де, лично привял меры, чтобы возможно
более торжественно и помпезно встретить
Тито, прибывшего во второй ноловине но-
я5ря 1947 года для заключения договора
между Югославией и Бозгарией.

Костов о приезде Тито показывает:

«...На протяжении всего пути от Софии
ло Варны, через Северную Болгарию, и от
Варны до Софии, через Южную Болгарию, с
	лица Тито не сходила самодовольная улыбка.
Он считал, что теплые чуветва собрав-
шегося встретить его болгарского населе-
ния относятся лично к нему, а не к юю-
славскому народу, и чувствовал себя уже
хозяином положения и в Болгарии...»
Во: лворне в Евкеинограде, в отведенном
	`Тита помещении, имел место второй раз-
говор между ним и Костовым.

«...Моя беседа © Тито на этотьраз носила
еще более откровенный характер.

Тито сказал; что он уже решил в бли-
жайшем будущем повернуть куре своей по-
литики в отношении СССР, а равно и внее-
ти ясность в отношения Ютославии со стра-
нами народной демократии,

По уверению Тито, внутри Югославии он
располагал уже достаточными силами и хо-
рошей организацией, чтобы выполнить евэй
план с успехом. А Болгария отстает, что
является серьезной помехой в деле осу-
мествления последующего одновременного
отрыва Балкан от COCP.

Тито в резких выражениях высказал свое
несогласие с политикой СССР в отноше-
нии плана Маршалла. Он подчеркнул, что
такие экономически отсталые в своем ваз-
витии государства, как Югославия и Баа-
тария, не смогут обойтись без амерякан-
ской помои. Но, прежде чем оказать та-
кую помошь, сказал. Тито, американцы
ставят условием наш отрыв от СССР...»

Тито далее изложил американский слав,
согласно которому он и действует:

- &..Тито подчеркнул, что американскай
план предусматривает увеличение аати-
	советских сил не только в Югославии и В
Бодгарии, но и во всех других странах из-
родной демократии и осуществление   BCE
стороннего нажима на них — экономиче-
ского, политического и военного, чтобы
оторвать их от СССР и добиться присоели-
нения их к западному блеку. По словам
Тито, эта работа Bezach He только в Бол-.
rapna и Югославии, но и в других странах
Восточной и Юго-Восточной Европы.

Тито с апломбом заявил, что в странах
народной демократии он лично пользуется
достаточно высоким авторитетом, и, только
опираясь Ha 6го ‘авторитет и авторитет

новой Югославии, можно будет осущеет-
вить в странах Восточной Европы поли-

тику отрыва от СССР и сближения с
США м Англией. Сами американцы, как
уверял меня Тито, признают, что лишь че-
рез него они смогут привлечь на. свою ©то-
рону государства народной демократии...»
о Тито в холе дальнейших переговоров по-
требовал от Костова более решительных дей-
ствий, чтобы добиться лучших результатов.

«..Взм и вашим людям нора готовиться
К самостоятельным действиям, указал Ти-
то, организовать внутренние силы в пар-
тии п в стране для проведения такой по-
литиви и постараться занять командные
места в государственном и партийном &0-
паратах, чтобы суметь нанести первый
удар, составить новое правительство и про-
возгласить немедленное. присоединение
Болтарни к Югославии, рассчитывая после
этого и на нашу активную помощь.

о Мы готовы, заявил Тито, помочь вам
в таком случае и вооруженными силамв,
yo ato уже будет, сказал он, помошь в
рамках федерации, внутреннее дело самой
федерации, и никто не сможет ее расце-
	ЕЯ 8 » зываег.
нить как акт агрессии... «..Рийд Хийт вначале официально пред-

Е
Тавим образом, в результате перегово- оо се сбозанйо.
	Таким 09разоя, в р 59-°-° Сара,
ров © Тито в Евкоинограде в ноябре 1947   ставился мне как исполнявшему обязанно-

тола была достигнута Tanga договорен- сти премьер-министра.
	Обвиняемый Хаджи-Панзев и два других
	высших служащих югославекого посоль-
ства в Софии Зафировский и Манговекий,
пользуясь дипломатической неприкосновен-
ностью, нахально развернули подрывную
	работу против болгарекото правительства в
	Пиринеком крае. .

Разложенческая деятельность, проводи-
мая по инструкциям правительетва Тито
через его дипломатических представителей
в Болгарии, особенно усилилась после
предоставления македонекому о населению
Пиринского края культурной азтономии. .в
связи © чем учителя из Югославекой Ма-
кедонии были приглашены для преподава=
ния в школах края литературного маке-
донского языка.

Дружественные отношения со стороны
Болгарии и мероприятия ее правительства,
направленные к похему и расцвету нацио-
нальной. культуры македонского населения,
аппарат Ранневича коварно и подло исполь-
зовал для внедрения противоболгарской, ти-
товской агентуры в Циринскую Македонию.

Засланные в Пиринский край под видом
«учителей» шиионы Ранновича настолько
	распоясались, что даже етали снимать в
	училищах портреты Димитрева ин заменять
	их портретами Тита, & также требовать, чтоб
сентябрята давали ему клятву верности.
	«Учителя», прибывигие из Скопле, не
считаясь с законами Народной Республики
Болгарии, самозванно присваивали себе
функции местных органов власти в селах
Пиринского края.

В 1947 оду в городе Тоны Джумай
македонский театр возглавил агент Тито
и Нолишевекого — Илья Милчинов, при-
крывшийся ролью директора и главного ре-
жиссера, а во вновь открытых македонских
ЕНИЖНЫХх магазинах появились многочие-
ленные продавцы из Скопле, в большинстве
своем — агенты УДЬ, лействовавшие под
руководетвом специально засланных эмис-
саров ютославской разведки Перо  Коробара
й Перо Олиелевского.

`Весь этот аппарат шиионекой службы
Ранновича в составе 100 «учителей», не-
скольких десятков «продавцов книг» в CO-
вокупности © «артистами» и «режиссера-
ми» ‘из Белграда и Скопле вел разведыва-

тельную и. ‚Ире ODOCTYHEYI0 деятельность
в пользу Тито. :

Однако, как только предательство Тито
было разоблачено Информалионным Бюро в
известном решении о положений в югослав-
ской компартии, провалившиеся югослав-
ские шпионы Неробар, Элиоловсний и Мил-
чинов, опасаясь возмездия за совершенные
преступления, поспешили ретироваться и в
сопровождении. всей банлы тах называемых
учителей, артистов и других «культурных
деятелей» бежали в Югославию.

В преступных целях, для борьбы против
болгарекого правительства в существовав-
ший в Софии македонский национальный ко-
митет проник югоелавекий агент, обвиняе-
MBI но настоящему делу Васил Ивановсний.

Ивановский, подтвердив на следствии,
что правительетвом. Колишевского, с ведо-
Ma и санкции югославеких руководителей,
в ноябре 1945 года он был заелан ео епе-
ниальными заданиями для подрывной и раз-
ведывательной работы в Болгарии, показал:

«...Передо мной была поставлена зада-
ча: опираясь на группу македонцев —
приверженцев Скопле, начать фракционную
работу в македонском национальном коми-
тете и усилить борьбу против ЦВ БЕН и
его линии, распространив свое влияние на
население Пиринского края.

Чтобы замаскировать действительные це-
ли моего от’езда в Болгарию, было решено
инспенировать некие. разногласия у меня
с Колишевским и руководителями МЁП, что
я позже и сделал...»

По приезде в Софию Ивановский вету-
пил в преступный контакт © секретарем
ютославекого посольства Зафировским, 3 за-
тем и © созданными последним хвумя нити-
онскими резилентурами во главе © Нико-
ловым и Диневым.

Спрошенный 96 этом Ивановский пока-
зал:

<..Овязавшиеь с Зафировским, я полу-
чил от него следующие инструкции: дис-
кредитировать макединский национальный
комитет и его верхушкл с тем, чтобы з3-
	менить ее сторонниками из Скопле и овла-  !
	Югославия Тито, выдвигалась как новый
образец для подражания, более близкий к
болгарским условиям и более доступный
для Болгарии...»

Павлов 00 этом показал:

«...Дело дошло до того, что мы почти
официально сумели протащить мненне, что
болгары отстали от югоелавов, что поелед-
ние более смело и радикально решают во-
просы хозяйственного и политического пе-
реустройства- страны, что мы должны
учиться у них и перенимать их формы и
методы работы. При этом на все лады пре-
возносилея Тито как наиболее выдающийся
политический деятель на Балканах...»

После провала плана образования феде-
рации, как ее замышляли Тито и Костов
в ущерб коренным национальным интере-
сам болгарского народа, на передний план
была выдвинута задача отторжения Пирин-
ского края и присоединения его к Югослав-
ской Македонии.

Ве исполнение договоренности е Джила-
сом, достигнутой в марте 1945 года, Кос-
тов оказал солействие югославеким аген-
	Tam Лазо Нолишевскому и Димитру Влахову
	в их националистической работе среди ма-
кедонцев Болгарии,

Начиная от официальных предетавате-
лей македонского правительства Колишев-
ского, которого Ностов знал по совместному
нахождению в 1943—1944 гг. в заклю-
чении в ЦШлевенской тюрьме, и Влахова,
известного ему eme c 1933 года по эми-
грации. и кончая советниками югоелавско-
го посольства Неро Манговским и Благоем
	`Хаджи-Панзовым, всем этим тайным и яв-
‘ным агентам и змиссарам Тито, при под-
	держке Иостова, была обеспечена возмож-
ноеть действовать в открытую в пользу от-
торжения Пиринского краян приеме
ния его к Югославии.

Обвиняемый Благой нии при-
бывший в декабре 1947 гола на’ долж-
ность. советника. югославского посольства
в Софии со епешиальными развехыватель-
ными заданиями из Белграла, показал:

«...Векоре после освобождения Мажедо-
нии и Югославии руководители из Скопле
и Белграда развернули широкую разведы-
вательную ^ и  пропаганлистекую деятель-
воеть в Болгарии. Ee центром являлось
посольство ФНРЮ в София.

В начале 1945 года в Софию приехал
подполковник - ОЗНА Кирилл Мильевсний.
Ето сопровождала Цвета Чальовеная — ce-
стра жены премьер-министра Макелонской
республики Колишевсного, известная со-
трулница ОЗНА.

Первым делом, которым занялись Миль-
овсний и Чальовская, был подбор людей.
Первыми, кого они привлекли к сотрудни-
честву с югославской разведкой, являлись:
Ангел Динев и Атанас Митрев.

В 1946 голу в югославекое посольство
B Cooma прибыли: Перо Манговский — с0-
BeTHEE посольства, Митко Зафиревский —
	(Окончание на 4-й стр.) .