СУББОТА, 3 ДЕКАБРЯ 1949 г. № 285 (10125)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ
	ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
		осуждении подготовки новой войны и о заключении
	(Окончание. Начало см. «Известия»
от 2 декабря).
	Указав затем. что в Политическом коми-
тете была сделана попытка извралить
принципы, особенности и сушность совет-
ской внешней политики, А. Я. Вышинский
заявил, что это лживое и клеветническое
изображение советской внеынней политики
полностью провалилось. Советекий предета-
витель в кратких чертах остановился еще
раз на вопросе о принципах, характере и
особенностях советской внешней политики,
как она сложилась и действует с самого
начала Советского социалистического госу-
харства и до наших лней.
	Он 906069 остановилея на советской по-

IKTHRS мира в годы, предшествовавшие
ВТОРОЙ мировой РоЙНе.
	«Б 1936—1938 гг..—еказал А. Я. Вы-
пенекий,— было совершенно яено. что Ев-
	pola стоит на пороге войны, что Гитлер
затевает большую войну при прямом попу-
стительстве Великобритании и Франпии.
	Позиция Советекого Союза оставалась
неизменной и в эт время. Слелуя своей
политике мира и борьбы против угрозы
войны, Советское правительства энергично
выступало против прелательской политики
Мюнхена, открывшего ворота гитлеровской
агрессии. Советский Союз был елинетвен-
ным государством, сохранившим верность
своим международным обязательствам в от-
ношении Чехословажии. Перед лином на-
вигавшейся гитлеровской агрессии. Совет-
ский Союз неоднократно предлагал прави-
тельствам Великобритании и Франции за-
клЮЧиТЬ соглиение в целях отпора гото-
вящемуся фашиетекому нападению.
	Bee последующие события полностью
подтвердили обоснованноеть тревоги, KOTU-
рую бил Советлскай Союз перед второй ми-
LOBOH ВОЙНОЙ.
	Советская политика и накануне второй
мировой войны оставалась той же полити-
no мира. 06 этом свидетельствуют все
последующие события, в частности, пози-
ция Советском Союза в переговорах в Мо-
скве в марте — мае 1939 года od англо-
франко-советеком соглашении для отпора
титлеровской агрессии. Как известно, не-
смотря на все усилия к достижению согла-
шения со стороны Советского правитель-
ства, переговоры закончилиеь провалом
по той причине, что, как это откры-
то признал Ллойд- Джордж, «Невиль Чем-
берлен, Галифаке и Джон Саймон не же-
дали никакого соглашения © Россией».
	Для правильного понимания хола <0бы-
Ta нужно напомнить, что бековская Поль-
ша, имея союзниками Англию и Францию,
заключила с немцами в 1934 году пакт о
ненападении и что сами Англия и Франция
в 1938 году пошли на совмеетную с Герма-
нией декларацию о ненападении, т.-е. по
существу подписали пакт о ненападении,
хотя и названный декларацией. *
	_ Нужно также иметь в виду. что еще в
1938 г. имели место торговые переговоры
с Германией, которые, однако, в то время
не дали положительного результата. В ию-
ле 1939 г, эти переговоры возобновились
и закончились 19 августа 1939 года под-
писачнием торгово-кредитного соглашения.
Тетом того же 1939 гола немцы прелложи-
ли Советскому правительству заключить
договор о ненападении. К этому времени
было уже ясно. что ни Англия, ни Фран-
ция Не намерены заключать соглашение с
СССР и что, наоборот, политика Чемберле-
	1. Между Струмой
	и Местой
	ственность за что несут эти пять держав —
постоянные члены Совэта безопаеноести.
	Это предложение в Нолитическом коми-
тете — очевидно, это повторится и здесь —
вызвало сопротивление со стороны ряда де-
легаций и было также отвергнуто, будто
	речь шла не о пакте по укреплению мира,
% 00 0б’явлении войны!
	Но выдвинутые против этого предложе-
ния соображения поражают своей ходуль-
ностью и слабостью.

Нам говорят, что нет необходимости в
	таком пакте, потому что ееть Устав — «са-
мый торжественный пакт мира». Но Устав
не помешал же пяти государствам — чле-
нам OOH заключить Брюсеёльекий пакт!
	Но Устав не помешал группе госу-
даретв — членов ООН заключить Северо-
атлантический пакт! Почему же Устав ме-
шает теперь заключить Пакт пяти держав—
постоянных членов Совета безопасности?

Яено, что это пустая отговорка.
	Пам говорят, что дело полдержания мира
и безопасности народов — это дело веех
членов 0О0Н, а не только постоянных чле-
нов Совета безопаеноети!
	Но известна тюль н значение именно
пяти постоянных. членов Совета безопаено-
сти в решении всех международных дел,
известен их удельный вес, их авторитет,
их влияние. Не ясно ли, что пакт между
этими пятью державами, который устранил
бы угрозу войны, избавил бы мир от бре-
мени раздутых военных бюджетов. гонки
вооружений и всех связанных < этим отри-
цательных явлений в политических и эко-
номических отношениях между  госулар-
ствами, такой пакт явилея бы могучей oc-
новой всеобщего доверия, основой мира и
безопаености народов!
	Яеню, что и‘ изложенное выше соображе-
	ние, вылвинутое против предложения 9
Пакте няти, несостоятельно. Это — нустая
OTTORODES.
	Нам говорят, что такой пакт не устра-
Нил бы всех разногласий; следовательно,
OH излишни.
	Но никакой пакт сам по себе не может
гарантировать немедленное устранение всех
или даже некотозых важных разногласий.
Но такой пакт может обеспечить: устране-
ние разногласий, разумеется, при соответ-
ствующем отношении к обязательствам, ко-
торые должны быть приняты сторонами в
соответствин с таким пактом. Ясно. что
такой пакт может сыграть Весьма положи-
тельную роль в стабилизации дружествен-
ных отношений между государствами.

Ясно, чо и это возражение не вылержи-
вает критики. Это тоже пуствя отговорка.
Таких отговорок можно придумать нема-
л9. Это делают и будут делать все враги
	мира, всв зачинщики, влохновители и орга-
низаторы новых войн.
	910, однако, не может и не должно оета-
навливать борцов за мир в их благородной
борьбе. Их поддерживают миллионы и мил-
лионы честных и самоотверженных людей.
Завтра их будет больше, чем еегодня. Борь-
ба за мир, против поджигателей новой вой-
ны будет продолжаться, и в этой борьбе
победят. те, кто ненавидит войну, кто тре-
бует.иира.
	Могучее движение за мир сотен миллио-
HOB людей, движение народов преодолеет вее
препятетвия на своем пути. Это — неео-
крушимая сила, которая победит, которая
принесет человечеству избавление от войн.
	обеспечит мир во всем мире.
	акта пяти держав по укреплению мира
	Речь гтов. А. Я. ВЫШИНСКОГО на заседании Г. снеральной Ассамблеи 29 ноября 1949 1ода
		резолюции содержится ряд пунктов, кот®-
рые повторяют отдельные положения Уста--
ва, ничего к ним не добавляя, чо pe-
следует единственную цель — замаскиро-
вать другие пункты этой резолюции, рас-
считывая на то, чтобы узаконить система-
тические нарушения Устава англо-амери-
каневким блоком.
	Ироект резолюции, внесенный делега-
цией СССР, идет по друюму пути.
	Советекий Союз предлагает осудить пюд-
готовку войны, выражающуюея в пропа-
ганде войны, поотряемой правительствами
ряда стран и в особенности США и Анг-
Лии, в гонке вооружений, в разлувания
военных бюджетов, ложашихея тяжелым
бременем на население, в создании много-
численных военных, военно-мореких и во-
енно-воздушных баз на территориях дру-
гих стран, в организации военных блоков
сударетв, преследующих агрессивные це-
ли в отношении миролюбивых демократи-
ческих стран, и в проведении других ме-
роприятий ¢ агрессивными целями. Мы
привели многочисленные факты, полностью
доказавшие правильность наших аутвержае-
ний. Эти факты остались неопровергнутьт-
ми, так как их и нельзя опровергнуть. Все
эти факты доказывают, что в ряде стран
и в первую очередь в США и Англии дей-
ствительно ‘и1ет потготовка новой войны»,
	«На этих днях,— указал глава делега-
ции CCCP,—sa собрании делегатов асзо-
циации Лэнд-грант колледжей и универеи-
тетов, проводившей свой 63-й годичный
с’езд, один из ораторов, генерал, доказывал.
что «нейтрализовать вражескую страну пу-
тем воздушной мощи является величайшим
оружием демократии, озабоченной поддержа-
нием мира». Он доказывал, что задачей
военно-морского флота является «блокиро-
вать и морить голодом» и что против
«единственно возможного» военного про-
тивника, располагающего могущественной
сухопутной армией, «единственным эффек-
тивным ередством» является «етратегиче-
ская бомбардировка!».
	Важно не то, что нашелся еще один сума-
сшедший поджигатель войны. Важно то,
что его слушает целая ассоциация коллед-
жей и университетов! Что происходит на
наших глазах? Оказывается, руководители
военно-воздушного флота и военно-морского
флота США перессорилиеь в споре о том,
какой лучший с1060б уничтожения наи-
большего количества советеких людей и с©оэ-
ветеких городов. Экономисты подечитывают
прибыли, которые должна принести война
«деловым» кругам США, прямо заявляя,
ч10 именно война может облегчить тяжелье
состояние американской экономики, все
больше и больше ощшущающей силу ударов
надвигающегося коизиса!».
	А. Я. Вышинекий привел ряд новых фак-
тов, свидетельствующих о военной подго-
товке США. и заявил Ramee:
	Вот почему Советекий Союз предла-
газет свою резолюцию с осуждением такой
политики, политики подготовки новой вой-
ны, вот почему Советский Союз предла-
гает, подобно тому, как цивилизованные
нации ужб давно осудили Kak тягчайшее
преступление против человечества исполь-
зование ядовитых газов и бактериолагиче-
ских ерелетв в военных нелях, признать
противоречащим совести и чести народов
и несовместимым © принадлежностью к
организации 0б’единенных наций исполь-
зование атомного оружия и других средетв
		«ИЗВЕСТИЯ»
	массового уничтожения людей, считая He-
допустимыми дальнейшие оттяжки в при-
нятии 0б’единенными нациями практиче-
ских мер по безусловному запрещению
атомного оружия и по установлению еоот-
	зетотвующего строгого международного
контроля. $
	По мнению советской делегации, приня-
тая Генеральной Ассамблеей 23 ноября
се. г. по настоянию СИГА, Англии, Франции
и Каналы резолюция по атомному вонросу,
равно как и резолюция от 4 ноября 1948
года, ни в какой степени не способетвует
разрешению проблемы безусловного запре-
шения атомном оружия и установлезия
контроля для того. чтобы не допустить из-
пользования атомной энергии в военных
целях. Советская делегация считает. что
только безусловное запрещение атомного
оружия и установление строгого междуна-
родного конгроля за исполнением решения
о запрещении производства атомного ору-
HHA и использования атомной энергии
	в военных целях и способетвовало йы
ускоревию развития и применения атом-
ной энергии исключительно для мирчых
	целей. = +

Я должен сказать, что советская деле-
тация внимательно ознакомилась с разо-
сланным председателем Генеральной Ассам-
блеи г-ном Ромуло обрашением к шести
постоянным членам комиссии по атомной
энергии. Советская пелегация высоко це-
нит стремление г-на Ромуло обратять вни-
мавие Генеральной Ассамблеи и веех го-
сударств на необходимость решения вопро-
са 0 запрещении атомного оружия и уста-
повлении строгого контроля над атомной
энергией и считает необходимым заявить,
что она согласна с тем, что необходимо
продолжить поиски соглашения по этому
вопроеу, имеющему столь важное значе-
ние для человечества. Дальнейшие оттяж-
ки в принятии 06’единенными нациями
практичеекнх мер — я подчеркиваю: прак-
тических мер — по безусловному запреше-
нию атомного оружия и по установлению
соответствующего строгого контроля недо-
пустимы. Никаких оттяжек! Со всеми от-
тяжками в этом важнейшем деле должно
быть покончено. Советский проект резо-
люди 910 предлагает. Он предлагает,
чтобы вы, Генеральная Ассамблея, этот
межлународный форум мира, сказал све
авторитетное слово. рекомендовал комис-
сни по атомной энергии: разработать позк-
тические мероприятия, чтобы осуществить
безусловное запрешение атомного оружия.
установить строгий эффективный контроль
нал выполнением этого запрещения.
	Советская делегация настаивает на этом
сейчас, будет настаивать на эм и
дальше. :

Проект pezoaionua Corerenoro Cowsa :co-
	держит OYHRT, B ROTOPOM предлагается,
чтобы Генеральная Ассамблея обратилась
	RO BCEM государствам е призывом разре-
шать свои споры и разногласия мирными
средствами, не прибегая к использованию
силы или к угрозе силой. Это предложение
было отвергнуто англо-американским боль-
шинством.

Советский Союз предлагает выразить по-
желание, чтобы Соединенные Штаты Аме-
рики, Великобритания, Китай, Франция и
Советский Союз заключили между собой
пакт по укреплению мира, об’единив свои
усилия в целях поддержания межлунарол-
	ного мира и безопасности наролов, ответ-
	очередь будет готова к концу нынелтнего
года. Отработанные воды пойдут на opo-
шение полей. Методом’ народной стройка
прокладывается канал длиной в 30 кило-
метров, его воды оросят 60 тысяч декаров
земли Петричекой и Санланекой околий,
Bo многих македонских селах впервые
зажегся электрический свет. Вместе с элек-
тричеством в еелах появились кино и радио.
От места стройки гидростанции рукой
подать до другого околийского центра —
Петрич. Маленький уютный городок нри-
жалея к отрогам горного хребта Белаеина.
	Петричекая околия лежит на трех рубз-
max. To долине Струмнины, которая не-
сет свои воды из Югославии в Струму, мы
и направились к стыку трех границ: бол-
гарекой, югославской и греческой.

Чудесная долина. Природа сделала все,
чтобы человек жил здесь привольно. Горы
закрывают ев от северных ветров. Потоки
теплого воздуха, идущие с Эгейского моря
по долине Сгрумы, заходят и сюда. Зима
мягкая, без снега. Крестьяне берут по два
урожая: после мака — табак, поеле пше-
ницы — кукуруза и табак. Деревья обвиты
особым сортом винограда, который не тре-
бует никакого ухода,— только собирай,

— Но и здесь люди прежде голодали, —
товорит наш спутник.— В пищу крестьян
входили только фуражные культуры: куку-
руза и ячмень. Сахар покунали только в
большие праздники. В селе Крумидово
60 дворов. В 1940 году местная лавка про-
дала 105 килограммов сахара. Это значит,
что на крестьянскую семью’за весь MA
пришлось около двух килограммов. `Одежлу
шили из грубых домотканных тканей,
обувь — из сыромятной кожи. Скупщикв
брал продукты крестьянекого труда за бес-
ценок. В годы войны немпы забирали весь
табак для своей армии, Крестьянство обни-
Hato вконец. А теперь... Да, давайте octa-
HOBHMCA вот в этом селе.

Был воскресный день. о улице села
гуляли девушки в шелковых платьях. В
кооперативном магазине полно товаров,
сахара бери без карточек сколько хочень.
В каждой крестьянской семье хлеб только
пшеничный; Государство за табак и дру-
гие продукты платит полной ценой, дает
пшеницу и разные промышленные товары.
	Пиринекий край является предметом 05о-
бых забот народного правительства Болга-
рии. Принят и осуществляетея ряд меро-
приятий, направленных к быстрейшему
под’ему этого отсталого края ин в первую
очерель его сельского хозяйства. На по-
	на — Даладье стремится направить гитле-
ровекую агрессию на Восток против недав-
но «гарантированной» Польши и против
Советского Союза.

В такой обстановке Советское правитель-
ство приняло решение заключить с Герма-
нией пакт о ненападении. Это был мудрый
и дальновидный шаг, ибо он предопределил
благоприятный для СССР и для всех евобо-
долюбивых народов исход второй мировой
войны. Это был шаг, продиктованный уве-
ренностью в том, что гитлеровцы готоват
нападение на СССР и что необходимо вы-
играть время для подготовки к отпору на-
глому агрессору. Это предвидение полностью
оправлалось. Нельзя не отметить, что, гото-
вя нападение на СССР. гитлеровекое прави-
тельство пыталось пракрыть эти евои агрее-
сивные намерения наглой кампанией, на-
CTOSINAM походом против коммунизма.

13 апреля 1941 г. в результате пере-
говоров, происходивших во время пребыва-
ния в Москве минисгра иностранных дел
Японии Мацуока, был полписан пакт о ней-
тралитете между Советекам Союзом и Яно-
нией, а также декларация о взаимном ува-
жении, Территориальной целостности и
неприкосновенности границ Монгольской
Народной Республики и Манчжот-Го.
	Поход против миролюбивых предложений
Советского Союза прикрывается обстрелом в
тех же по существу позиций, как это было
в период до второй мировой войны, в пе-
риод пакта 4-х, пакта Келлога и мюнхен-
ских соглашений. Развязывается беспрене-
дентная травля коммунизма и <«коммуни-
CTOB>, причем в коммунисты зачисляется
каждый прогрессивно мыслящий человек,
каждый,  придерживающийся nporpeccas-
ных демократических взглядов. Не остается
ни для кого секретом, что походом «против
коммунизма» пытаются, как в свое время
это делали гитлеровцы, прикрыть поход
против Советского Союза и етран народной
демократии, что этот поход является идео-
логической подготовкой к новой войне.
	Вот обстановка, в которой мы начали и
теперь заканчиваем нашу сессию, обстанов-
ка, которая настоятельно требовала и тре-
бует, чтобы 0б’единенные нации обрели в
себе силы и покончили е таким положением.
Bee еше продолжается мобилизация агрес-
сивных сил, действующих и против мира и
против нашей организации, призванной
служить делу укрепления мира.
	Вот причины, побудившие Советское пра-
вительство внести и защищать свой иредло-
жения, находящиеся сейчас перед Генераль-
ной Ассамблеей.
	Мы против англо-американского проекта,
подлержанного большинством Политическ»-
0 комитета, заявил А. Я. Вышинекий, так
как этот проект совершенно неудовлетво-
рителен. Проект этой резолюции называет-
ся «Необходимые условия мира». Но в oem
нет никаких условий, которые могли бы
действительно содействовать укреплению
мира. Этот проект, кроме того, содержит в
себе ряд неправильных и противоречащих
постановлениям Генеральной Ассамблен и
Уставу 00Н положений. Так. проект резо-
люнии обходит вопросе о’сокрашений воеру-
жений, причем совершенно оставляет вне
поля зрения вопросе о запрещении атомно-
го оружия. Он подетрекает к ослаблению
государственного суверенитета, исходя из
ложной, опаеной и вредной концепции, от-
рицающей важность и значение укреале-
ния национального суверенитета. В этой
	стванах
	народнои.
демократии
	БОЛГАРИЯ
	ИЗДАНИЕ 6-го и 7-го ТОМОВ СОБРАНИЯ
СОЧИНЕНИЙ И. В. СТАЛИНА
	СОФИЯ, 2 декабря. (ТАСС). Издатель-
ство Болгарской коммунистической партин
выпустяло из печати 6-й и 7-й томы соб-
рания Сочинений И. В. Сталина.
	ПОЛЬША
	НОВАЯ ЗАБОТА ПОЛЬСНОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА 0 ГОРНЯНАХ
	‚ ВАРШАВА, 2 декабря. (По телей. от
соб. корр.). 30 ноября Совет Миниетров
Польской реепублики принял постановле-
ния: «06 особых привилегиях для горня-
ков угольной промышленности» и «0 меро-
	приятиях, обеспечивающих выполнение
угольной промышленностью плана добычи
угля и капиталовложений в течение
	1909—1955 те»

Как гласит постановление Совета Мв-
нистров, шестилетний план ставит перед
угольной промышленностью задачу увели-
чения  производительноети труда на
35 процентов.

Ставя такую задачу, польское прави-
тельство намечает рях существенных ме-
роприятий, призванных обеспечить ее вы-
полнение, Речь идет о широкой программе
механизации горных работ, строительства
шахт, о подготовке новых кадров рабочих
и инженеров и переквалификации огром-
ного количеетва горняков.

Правительство установило для шахтеров
ряд привилегий в зарплате, отпусках,
соцобеспечении, здравоохранении. Шахте-
ры будут получать процентную надбавку
к основному заработку в зависимости от
рода выполняемой работы и стажа работы
на одной и той же шахте.

Для всех работников угольной промыш-
ленности вводятся звания. За самоотвер-
женный и многолетний труд угольники
будут награждатьея орденами. Устанавли-
ваетея звание «Почетный шахтер народ-
ной Польши».

Вак сообщают из угольных бассейнов,
постановление правительства вызвало ог-
`ромный под’ем среди шахтеров. На заботу
народной власти они отвечают самоотвер-
		ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСПЕХИ
РАБОЧИХ
	ТИРАНА, 2 декабря. (ТАСС). Как пере-
дает Албанекое телеграфное агентетво, ра-
бочие многих предприятий, себревнуясь в
честь пятой головшины освобожтения Ал-
	бании, досрочно выполнили ноябрьекую
программу.
Шахтеры Мбория . Дренове выполнили
	ноядрьскую программу добычи угля и по-
исковых работ на 3 дня ранее срока.
Рабочне табачной фабрики в Дурресе
выполнили  ноябрьекую программу #3
4 дня ранее срока. Производительность
труда в ноябре возросла, а выпуск выео-
кокачественной продукции увеличился на
5—10 пооцентов по сравнению 6 поош-
	ЛЫМ месяцем,
	КОРЕЯ
	хенным трудом,
	ДОСТИМЕНИЯ ПРОМЬНИЛЕННОСТИ
	ПХЕНЬЯН, 2 лекабря. (ТАСС). Врупней-
mui в Северной Корее Хыннамский хим-.
комбинат 29 ноября успешно закончил
выполнение годового плана.

Коллектив комбината обязался до конца
гола дать сверх плана 40.000 тонн хими-
	ческих удобрений.
	Крестьянетво HY практике убеждается в
пренмуществе коллективных форм органи-
зации труда и хозяйства. Идея. коопериро-
вания все больше проникает в макелен-
ские села. Только за весну нынешнего го-
да количеетво трудовых кооперативных
земледельческих хозяйств выросло здесь в
пять раз.

Инициаторами этого движения в Пирин-
ской Македонии были крестьяне села Лы-
ки Неврокопекой околии. Три года назад
они создали первое ТЕЗХ.
	— Грудное было начало, — вепомннают
ныне  кооператоры.— Приходилось  отби-
вать атаки многих. врагов. Долгое время
наше кооперативное хозяйство подверга-
лось нападкам и ударам реакции веего
края. Тогда мы и назвали свое ТЕЗХ
«Сталинград». Пример героических защит-
ников Сталинграла веелял в нас стойкоеть.
Мы крепко держались и добились побеты.
	Ныне «Сталинграл» — одно из образцо-
вых кооперативных хозяйств края. «Сталин-
градцы» имеют животноволческие фермы,
сельскохозяйственные машины, мельницу,
черепичный завод, сушиаку для табака,
пекарню. В этом году ТКЗХ внервые еня-
10 урожай картофеля, — его в меню кое-
стьян села никогла еще не бывало. Кре-
стьяне получают из пекарни ТЕЗХ хлей,
4 © животноводческой фермы — молоко,
молочные продукты. шереть.
	Из Петричекой околии мы направи-
лись в Певрокоп. Дорога идет но узкому
камениетому проходу в южных склонах
величественного Пирина. Не каждой маши-
He преололеть эти крутые пот’емы и стре-
мительные спуски, He каждому пюферу
осилить головокружительные повороты над
бездной.

Суровые места, Но и здесь жизнь. Да-
же еше выше, среди скал прилепились
две-три хижины. Глядишь и удивляешь-
ся, как там люли могут жить и работать.
	Здесь я услышал такой рассказ. Вак-то
путник, увидав на огромной высоте рабо-
тающих волов. спросил их влалельца:
	— Как ты их привел сюда?
— Я их принее сюла на руках. когца
	OHH были маленькими, — ответил Rpe-
CThAHHH, т

Изумительно  трулолобив македонский
	крестьянин, Теперь никакая злая воля He
пользуется этим его прекрасным даром.
	А. СТЕКОЛЬНИКОВ.
ПИРИНСКАЯ МАКЕЛОНИЯ.
	Октябрь — ноябрь.
	мощь крестьянину Идет государство, наука.

здешние крестьяне не знали прежде ни-
каких сельскохозяйственных машин. Земля
обрабатывалась испокон веков самыми
первобытными средетвами. Ныне в околиях
созданы МТО. Каждое село, где есть ТКЗХ
(трудовое кооперативное — земледельческое
хозяйство), имеет трактор и другие мани-
ны. Около Петрича и Неврокопа организо-
ваны фруктовые государетвенные хозяй-
ства. Госхозы выводят новые сорта фрук-
товых деревьев и саженцы раздают креетья-
вам. В Петричекой околий прекрасные
каштановые леса, но за ними никто не сле-
дил. Они уничтожалиеь хищническими не-
рубками, гибли от болезней. Короче говоря,
их ждала судьба мелнишкой лозы. Ныне
при ноддержке научных учреждений кан-
тановые леса возрождаются.
	Народная власть меняет облик целых
околий. Во всей Пиринской Македонии не
было, пожалуй, беднее околий, чем Разлог-
ская и Банская. Исстари считалось, что
здесь крестьянину суждено бедетвовать:
земли мало — горы да леса, климат — вы-
сокогорный, для сельского хозяйства мало
благоприятный.
	Эти взгляды уетарели. Доказано, что
здешние земли могут родить картофель и
лен, яблоки и сливы. Поливные поля могут
дать в изобилии кормовые травы для жи-
вотноводства. Конечно, предоставленное са-
мому себе крестьянство не в соетоянии бы-
ло бы использовать эти открывшиеся воз-
можности. Крестьяне, — хозяйствовавшние
каждый на своем клочке, думали только о
том, как бы продержаться, и использовали
богатые земли только под кукурузу. В дан-
ное время стоит задача высвободить нехо-
торые земли из-под этой культуры, пере-
вести все сельское хозяйство на выеоко-
продуктивное и разнообразное производ-
CTBO.
	То, что ие под силу было слабому едино-
личному крестьянскому хозяйству, стано-
вится возможным для крепкого коллектива,
поддерживаемого государством. В этом го-
ду, в условиях сильной засухи, ТИЗХ в
Банеко получило 1.450 килограммов кар-
тофеля на декар, а все ТЁЗХ Разлогекой
околии собрали льна но 250 — 400 кило-
граммов © декара (декар равен одной деся-
той гектара). На скотоводческой ферме
ТЕЗХ в селе Бачево путем метизации, луч-
шего ухода и кормления создано овечье
стадо, которое дает молока в ABA pasa боль-
	Ше, чем овцы частных владельцев,

ринской
	ОТ СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕВЗНТА
		С тех пор существуют тря Македонии:
Пиринекая — в Болгарии, Вардарекая — в
Югославии и Эгейская — 8 Греции. —~

Пиринская Македония, входящая в CO-
став народно- демократаческой Болгария, до
сих пор является об’ектом империалисти-
ческих интриг. Опубликованный на днях
обвинительный акт по делу  изменника
Трайчо Костова и его сообщников показы-
вает, что отторжение Чиринской Македонии
от Народной реепублики Болгарии являлось
одной из главных задач, поставленных пе-
ред Трайчо Костовым фашиетом Тято и его
англо-американскими хозяевами.
		дается только теперь. У нео ‘и имя ныне
другое. Народное правительство Болгарии,
чтя память нламенного македонского рево-
люционера Яне Санданского, присвоило г№о-
роду его имя. °

Слушая расеказ о городе Санданский, мы
незаметно в’ехали в него. Наше внимание
‘привлекло новое большое здание.

— Это гимназия. Раньше наши дети
учились в воседнем городе Петрич. Там бы-
ла единственная гимназия на две околии, и
училось в ней 400 человек. Теперь в нашей
гимназии 1.200 учащихся и столько же в
Нетриче. Македонцев долго держали в не-
вежестве. Только” народная власть стала
заботиться о просвещении Пиринской Ма-
кедонии. Растет веть начальных, ередних
и профессиональных училищ. В Горно Джу-
мае открыт учительский институт. В 0ко-
лийских центрах организованы народные
университеты.

В центре города идет строительетво калп-
тажа у минерального источника. Лечебное
свойство здешних минеральных вод давно
известно, об этом свидетельствует и преж-
нее пазвание городка — Свети Врач, т, е.
евятей иецелитель. Здесь когда-то было
римекое поселение с хорошо оборудованны-
ми минеральными банями. Но ео временем
все было забыто.

— Мы хотим возродйть былую славу
наших мест, — говорят македонцы.— Здесь
вырастет курорт. Для этого есть вее: ле-
чебная вола, горный воздух Пирина и `мяг-
кий средиземноморский климат долины
Струмы.

Волы источника булут использованы и
на городские нужлы. Температура воды так
выеока, что в ней можно сварить карто-
фель. Сейчас идет прокладка шахты, и вода
источника булет обогревать жилые дома.

Тема строительства не сходит © уст
здешних людей. В околийском комитете
партий нае знакомили < планами дальней
шего расширения и благоустройетва горо-
да, в селах показывали новые крестьян-
ские дома, училища, читальни, больницы,
различные хозяйственные  <ооружения.
Целые села перебираютея < гор на более
улобные земли. Растут новые села © до-
мами светлыми, просторными.

На краю Санданской околии идет строи-
тельство гилроэлектростанции. Первая ee
	Хочешь видеть край, в котором
Далека еще свобода,
Где в разладе с человеком
Благодатная природа,
Где надежда не сверкает
Блеском радости беснечной,
Где немолчны плач и стоны
Агонии бесконечной?
Если хочешь это видеть —

в Макелонию ступай!
	Так писал болгарский поэт Иван Базов
‹ Македонии в начале нынешнего столетия.

Македония —— это злополучнейший по
свой политической судьбе уголок Балкаи-
ского полуострова. Дольше других областей
Балкан она вахотилась под жестоким турец-
ким игом. Русско-турецкая война 1877—
78 года, принесшая освобождение БВолга-
рии, вырвала из рук турецких захвагчиков
н Македонию, но империалистические пра-
вительства Европы, и в первую сочередь
Англия, боясь укрепления саавянеких го-
сударств и усиления роли России на Бал-
канах, потребовали на Берлинском конгрес-
св 1878 г. возвратить Македонию 0тто-
манской империи.

И снова народ Македонии подпал под ту-
ецкое иго. Султанское правительство в
целях закрепления своего владычества
развернуло в Македонии свирепые репрес-
спи, одновременно ведя политику натрав-
ивания мусульман на христиан. Македо-
ния вновь была залита кровью.

В 1912 году в результате первой балкан-
ской войны Болгарии, Сербии, Черногории
и Греции против Турции Македония вновь
была освобождена от турецкого владычз-
ства. Но независимости она не получила и
на этот раз. В 1913 году по Вухарестекому
мирному договору, который завершил вто-
рую балканскую войну между Болгарией, ©
одной стороны, и Румынией, Сербией, Чер-
ногорией и Грецией — с другой, Сербия и
Грепия поделили Македонию межлу собой.
3a Болгарией осталась лишь незначитель-
ная часть Македонии.
	Мы направились в путешествие по Пи-
ринской Македонии. (богнув отроги Рилы,
lopora выходит в долину pera Струмы.
Прямо перед нами стеной поднимается вто-
рой по высоте на Балканах горный массив
Пирин. ОФн и дал название этому краю,
границами которого служат реки Струма и

Места.
Расступилиеь горы, и дорога вышла В

широкую, живописную долину. Мой епут-
ник предложил евернуть © магистрали и
осмотреть самый маленький город Болга-
рии — Мелник. История Мелника уходит в
лалекое прошлое. (етатки его стен напо-
минают о пышной Византии, о крепостях
славянских князей. Славу ему дала вино-
градная лоза. Отеюла шло густое п черное,
известное всем Балканам, мелнишко вито.
Через горы Пирина к нему тянулись «ви-
нарекие пути».

Старики еше помнят славу Мелника. Они
показывают вырубленные в скалах огром-
ные хранилища для вина и с горечью рас-
оказывают о том, ках гибла слава города.
Жалные до наживы предприниматели экс-
плоатировали лозу «на износ». Чулееная
038 истошалась, болела, и, наконец, филок-
сера уничтожила ее. Из города уже нечего
стало «выжимать», и пути к нему заросли.
Население Мелника ныне составляет всего
490) человек.

Из Мелвика околийский центр был пе-
ренесен в село Свети Врач, лежащее в
нлодоролной долине Струмы.

— И эт тоже была бы временная сто-
янка хищников. Оградив наши земли, они
ушли бы дальше. Собственно, город рож-