СРЕДА. 7` ДЕКАЕРЯ 1949 г. № 288 (19128)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	100 тысяч километров
колхозных полезащитных
лесных полос
	В полтора раза  перевыполнили план
осенних посадок полезащитных лесных по-
лое колхозы степных и лесостенных райо-
нов европейской части СССР. Годовое 3a-
дание, установленное историческим реше:
нием партии и правительства, по неполным
данным Министерства сельского хозяйства
СССР. выполнено колхозами на 169 про-
центов. Посадки продолжаются в Враено-
дареком крае и ряде южных районов УБ-
раинекой ССР.

В работе пад осуществлением великого
еталинекого плана преобразования природы
приняли участие десятки тысяч. колхозов.
Они заложили за весну и осень лесные по-
лосы общей площадью в 135 тысяч гекта-
ров. Ёроме того, колхозы пополнили и вос-
становили повадки прежних лет на паоща-
ди свыше 46 тысяч гектаров.
	Волхозники с большим энтузиазмом пре-
творяют в жизнь сталинекий план преобра-
зования природы. В Ставропольском крае
вместо 4.000 гектаров лесных полос п0са-
meno 8.890 гектаров, в Краснодарском
крае при таком же плане — 11 тысяч гек-
таров. В четыре раза перевыполнили. зада-
ние колхозы Татарской АССР. Намного пре-
высили план Орловская, Сталинградская
и другие области.

Колхозы посадили около полутора мил-
тиардов сеянцев древесных и кустарнико-
вых пород и плодовых культур. Новые лес-
ные полосы протянулись по границам полей
на 100 тысяч километров. (ТАСС).
	_В Юло-Осетии
	В прошлом отсталая Юго-Осетия за годы
советской власти превратилась в цвету-
my область. Центр области — Оталянири
ныне предетавляет собой благоустроенный,
культурный город. Тут имеются промыш-
ленные предприятия, педагогический ин-
ститут, школы, театр, гостиница, Дом
культуры п Парк культуры и отдыха имз-
ни 1. И. Берия.
	В области много школ, библиотек, дет-
свих садов, лечебных учреждений. При со-
ветекой власти тысячи осетин получили
выешее образование. Осетинские писатели
и поэты создали ряд значительных худо-
	жеественных произведений. Раньше. населе-.
	ние Юго-Осетии не знало, что такое театр.
Теперь на епене сталинирского TeaTpa &тз-
вятея произвеления классиков русской, тру-
зинской и осетинской драматургии и ©-
временных советеких писателей.
	Мы в селении Тамарашени. Вругом рае-
кинулись виноградники и сзекловичные
поля колхоза имени Махаралзе, Недавно
здесь сдан в экеплоатапию лесопильный
завол. начато строительство клуба и 32-
	вершена сплошная радиофикация. В эми
	году многие семьи колхозников воелилихь
В новые двухэтажные лом8. -
	В колхозе выращиваются высокие уро-
man. Например, звено Анеты Гогидзз, Ba-
тражденной орденом Ленина, получило 802
центнера свеклы с каждого гектара, & сама
звеньевая сняла 1.000 центнеров.
	Бригада Ладо Датащвили вырашивает
виноград. Она сдала государотву рекордный
урожай винограда — по 133 центнера c
гектара. Лало Даташвили награжден орде-
ном Тенина.
	Во всех уголках области кипит созила-

тельный труд.

- Д. ДУМБАДЗЕ,
соб. корр. «Известий».
СТАЛИНИРИ.
	Началась учеба
колхозных кадров
	СБЕРДЛОВСЕ, 6 декабря. (По телеф. от
сб, корр.). Наступила уральская зима.
колхозной деревне широко развернулась
агротехническая и зоотехническая учеба
колхозных кадров. В колхозах, совхозах и
подсобных хозяйствах созданы четыре ты-
сячи кружков, В них учатся более 80 ты-
сяч человек.

Для советского актива, организуется
цикл лекций о травопольной системе земле-
делия. Из городов в районы выезжают на-
учные работники и специалисты сельского
хозяйства. В пропаганде сельскохозяйствен-
ных знаний используются радио и кино. В
	каждом районе за зиму булет показано де-
	сеять программ, составленных из специаль-
ных сельскохозяйственных фильмов.
	Б колхозе имени Свердлова Арамильеко-
ro района организованы областные курсы
зоотехников. На курсах главных агрономов
районных отделов сельского хозяйства,
старших  агрономов и старших механиков
маптинно-тракторных станций в чтению
лекций привлекаются передовики сельско-
го хозяйства. Среди них лауреат Сталин-
ской премии полевол колхоза «Завет Ле-
нина» Шадринекого района Курганской об-
ласти тов. Мальцев, директор Врасноуфим-
ской МТС тов. Феденев.

В. САФОНОВ.
	Нартины о героических буднях
трудящихся Запорожья
	ЭАПОРОЖЬЕ, 6 декабря. (По телеф. от
сб. норр.). На второй областной выставке
запорожских художников собрано более 150
работ, написанных главным образом в ны-
нешнем голу.

В картинах отражены героические буд-
ни трудящихся Запорожья. Всеобщее вни-
мание посетителей привлекает работа ху-
дожников В. Гончаренко и Ю. Колосовекого
«Народная стройка дамбы», Правдиво и
ярко запечатлено на полотне строительство
огромного водохранилиша силами  коллек-
Tapa Ваменско-Днепровского района. Xopo-
ша серия этюдов художников И. Волошина
и В. Тупина — «На Запорожетали». Боль-
пюв впечатление производят картина ху-
дожника В. Гончаренко «Смерть боевоге то-
вариша» и акварельный портрет колхозни-
цы артели имени Ворошилова Героя (9-
циалистического Труда Половковой,

Выставка свидетельствует о творческом
росте запорожских художников и пользует-
ея большим успехом у пигоохой обществен-
	ности Запорожья.
_ Я. МАТЕОРЕНЕО.
	Великий Сталин — вдохновитель

ство и возросшее мастерство’ Советекой

Армия.
Выиграв генеральное сражение под
	Москвой, советские войска развеяли миф о
«непобедимости» гитлеровской армии.

Только отеутетвие второго фронта в
Европе против Германии позволило тогда
немецкой армии избежать полного пораже-
НИЯ.

Контрнаступление советских войск под Мо-
сквой, организованное товарищем. Сталиным
в исключительно сложных условиях, при-
вело к разгрому миллионной армии против-
никз ий крушению гитлеровских планов
молниеносной войчы, Советская Армия,
разгромив немецко®фанистские войска на
подмосковных полях, ликвидировала то не-
равенство в условиях войны, которое бы-
ло создано внезапностью немецко-фалтист-
ского нападения. «Тенерь судьба войны, —
указывал товариш Сталин в феврале 1942
года‚—будет решаться не таким привходя-
щим моментом, как момент внезапноети,
a постоянно действующими факторами:
прочность тыла, моральный дух армии, во-
личество и качество дивизий, вооружение
армии, организаторские способности из-
чальствующего состава армии».

Разгром гитлеровских войск на подету-
пах к Москве явилея решающим военным
событием Великой Отечественной войны,
которое положило начало крушению за-
хватнических планов империалистов, вы-
ступивших против страны солизлизма.

Великая победа под Москвой была побе-
yolk сталинского полководческого  тения,
оталинской стратегии над  дефективной
стратегией немпев: сталинской тактики нал
шаблонной немецкой тактикой. Тозарящ
Сталин раскрыл замыслы врага, определил
направление ето главных ударов и в 60-
ответствии с этим построил свой гениаль-
ный план разгрома гитлеровских войск a
подступах к столице нашей ролины.

Битва под Москвой вселила в серхпа
всех порабощенных гитлеровцами народов
надежду и веру в свое освобождение. Она
показала, что Советская Армия, руководи-
мая товарищем Сталиным, есть единствен-
ная сила, которая может спасти народы
Европы от фалпизма. Эта надежда подняла
дух порабошенных гитлеровцами народов,
вдохновила их на дальнейшую борьбу,
укрепила их силы и способность в сопро-
THBICHHIO. — :

Поражение сильнейшей армии капита-
листического мира под Москвой явилось
свидетельством высокого военного искус-
ства Советской Армии, ве несокрушимой
мощи.

_ Руководя боевыми действиями Советской
Армии, товарищ Сталин пристально следил
3a тем новым, что вносила война в боевую ,
деятельность войск, изучал приемы врага,
его тактику, обобщал опыт войны и He-
устанно учил Советекую Армию военному
мастерству, искусству побеждать врага.
	Война’ наглядно продемонстряровала OF- ©
	земные преимущества военной организации
Советского государства, превосходство со-
ветской экономики и советской идеологии,
Наша победа — проявление могущества Со-.
ветского государства, превосходотва совет
ского строя, величня нашего народа, дока-
завшего, что под руководством товарища
Сталина он может решать самые трудные
задачи. «Это наше счастье, что в трудные
тоды войны Врасную Армию и советский
народ вел вперед мудрый и испытанный
вождь Советского Союзз— Великий Сталин»
(В. М. Молотов).

С величайшей радостью встретил совет-
ский народ Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 26 июня 1945 года о при-
своении звания Героя Советского (Союза
Сталину Иосифу Виссарионовичу. В Указе
говорится:

«Возглавившеиу Красную Армию в тя-
желые дни защиты нашей Родины и ее
столицы Москвы, с исключительным му-
жеством и решительностью руководивше-
му борьбой с гитлеровской Германией, .
Маршалу Советского Союза Сталину
Иосифу Виесарионовичу присвоить звание
Героя Советского Союза с вручением орде-
на Ленина и медали «Золотая Звезда»,
	Товарищ Сталин -— организатор побед
советского народа. Великому Сталину со-
Бетский народ обязан славной победой под
Москвой. С подмосковных полей Boopy-
женные Силы CCCP пронесли великое
знамя победы до Берлина, повергнув в
прах гитлеровсвую Германию.

Ненобедимая мошь нашей сопиалисти-
ческой родины, героизм советекого народа,
немеркнущая слава ero Вооруженных
Сил, организующая и руководящая роль
большевистской партия. величайшая муд-
рость и полководческий гений товарища
Сталина обеспечили. нам всемирно-исторя-
ческую победу в Великой Отечественной
войне. ‘
	Под знаменем Ленина — Сталина совет-
ский народ непобедим.
	Генерал-лейтенант
В ВОРОБЬЕВ.
	и организатор победы под
		о
К восьмой годовщине разгрома
гитлеровской армии
`` на подступах к столице
		Прошло восемь лет со дня разгрома не-
мецко-фашистских войск под Москвой. Это
было первое крупное поражение немцев
во второй мировой войне, это была исто-
ричеекая победа Советекой Армип, поло-
жившая ‘начало крушению всех планов
титлеровекой Германии в ее разбойничьем
похоле на Советский Союз.
	Великая. победа под Москвой явилась
свидетельством несокрушимой мощи Co-
BeTCKOrO социалистяческого государства,
доказательством непреоборимой силы со-
ветского народа, торжеством советского
военного искусства и пелководческого ге-
ния организатора и вдохновителя наших
побед Генералиссимуса Советского Союза
товарища Сталина.
	В своем разбойничьем плане «Барбарос-
са» гитлеровекие генералы захват Москвы
рассматривали как главную задачу «молние-
носной» войны. На Западе гитлеровским
войскам удалось в течение трех недель раз-
громить польскую армию, расправиться с
балканскими государствами и, воспользо-
вавшись помопью предателей из правя-
щего лагеря Франции, почти без сопро-
тивления покончить с французской арми-
ей. Опьяненный этими успехами, герман-
ский генеральный штаб был уверен, что
ему удастся выполнить свой план мол-
ниеносной войны против Советского Союза.
	Англо-американские империалисты, векор-
мившие фалтистскую Германию, помогли ей
создать мощную военную промышленность,
которая дала в руки германской армии ты-
сячи танков, самолетов, артиллерийских
орудий для нападения на CCCP. Кроме это-
го, в распоряжении гитлеровской Германии
находилиеь экономические и военные ре-
сурсы порабощенной Европы.
	0 новых «секретных» средствах дорь-
бы — пикирующих  бомбардировщиках,
мощных танках, которые должны соЕру-
ШИТЬ МОЩЬ Советской Армии, истошных
толосом кричала вся западно-европейская
и американская печать не меньше, чем ны-
не американские и английские полжигате-
ли новой войны кричат об атомной бомде.

Немецкая армия была сильным против-
ником, она была заблаговременно отмоби-
лизована, имела опыт ведения современной
войны, численное превосходство в танках
и авиации. Внезапность вероломного на-
падения врага создала крайне  неблаго-
приятные условия для Hamel страны.
	Перед лицом величайшей опасности, на-
висшей над нашей родиной, великий Сталин
возглавил Государственный Комитет 0боро-
ны, принял на себя верховное. главно-
командование Вооруженными Силами СССР.
Великий вождь поднял советский народ ча
Отечественную войну против вторгнувших-
ся в нашу страну немецио-фашистеких ок-
купантов.
	Товарищ Сталин в своей исторической
речи 3 июля 1941 года дел программу
действий народа и армии по затите
социалистического отечества и разгрому
врага. Товарищ Сталин ‘призвал совет-
ский народ понять всю тлубину опас-
ности для нашей родины. Дело идет, — ro-
ворил товарищ Сталин, — «о жизни и смер-
	ти Советекото государства, о жизни и смер-
ти народов СССР, о том — быть народам
Советского Союза свободными, или впасть в
порабошение».
	Товарищ Сталин указал советскому на-
роду пути разгрома немецко-фанистских
захватчиков, призвал перестроить вею свою
работу на военный лад, организовать
всестороннюю помощь Советской Армии,
защищать и отстаивать каждую пядь нашей
земли, драться до последней каили крови за
наши города и села, развернуть в тылу
врага партизанскую войну.

Товариш Сталин раскрыл советским лю-
дям великое значение их борьбы для веего
прогрессивного человечества: «Целью этой
всенародной отечественной войны против
фаптистеких угнетателей является не толь-
ко ликвидация опасности, нависшей над
нашей страной, но и помошь всем народам
Европы, стонущим под игом германского
фашизма».
	Призыв вождя поднял вее народы Совет-
ского Союза на отпор фалпистеким захват-
ЧИкам.
	В тяжелых, ожесточенных сражениях
Советская Армия, осуществляя сталинский
план активной обороны, сорвала разрекла-
мированный гитлеровцами и их друзьями
из Англии и США план молниеносной вой-
ны, нанесла врагу огромные потери.
	Величайшая организованность советеко-
го народа, выдержка и упорная борьба Co-
ветекой Армии, мудрое сталинское руко-
водство обеспечили в первый период вой-
ны, начавшейся в невыгодных для нзс ус-
ловиях, выигрыш времени для разверты-
вания главных сил Советской Армии.
	Б октябре гитлеровцы начали «генераль-
ное» наступление на Москву. Коварная по-
литика англо-американских империалистов,
рассчитанная на ослабление в войне Co-
	Все рабочие
выполняют нормы
	ЪИЕВ, 6 декабря. (По телеф. от cob.
корр.). Ночин харьковского завода «Серп
	ий молот», начавшего борьбу за выполнение
	норм всеми рабочими, горячо подхвачен на
предприятиях Украины. На предприятиях
созданы кружки техминимума, стахановские
школы, широко развернулось шефство кад-
ровых рабочих над молодежью.

На-днях Виевский областной Совет проф-
союзов подвел итоги месячника обществен-
ного смотра организации труда на пред-
приятиях, стройках и на транепорте.

В емотре участвовали тысячи стаханов-
цев и профсоюзных активистов. Смотр вы-
явил, что на 150 предприятиях Киева н
области все рабочие выполняют нормы вы-
работки. В числе этих предприятий заво-
ды —— «Цепи Галля», электроприборов и
другие.

Сто заводов уже выполнили годовой
план, тысячи стахановцев завершили по
две-три годовых нормы. Повсюду наблю-
Даются повышение квалификации рабочих
всех специальностей и значительный рост
	проязволительности труда,
	Торжественно и радостно
праздновала Советская страна
День Сталинской Конституции.
		С большим похемом День Сталинекой
Кояституции отпраздновала столица нашей
родины — Москва и вся Советская странё.
В городах и селах состоялись торжествен-
ные собрания трудящихся, устраивались
лекции и доклады о великом Основном За-
коне Страны Советов и гениальном творде
его И. В. Сталине, прошли праздничные
вечера и концерты, спортивные праздники,
	многолюдно было на бульварах и в евве-
pax столипы. В клубах и дворцах культуры
проходили торжественные собрания трудя-
щихся, праздничные концерты, детские
утренники. Тысячи рабочих и служащих
московеких предприятий, работников науки,
искусства и литературы побывали в 610-
личных музеях и на выставках. Более 800
рабочих и работниц завода «Ваучук» при-
шли в свой клуб, чтобы прослушать доклад
о великой Сталинской Вонституции и BOB-
Перт художественной самодеятельности. Вол-
лектив этого предприятия одним из первых
в Москве выполнил годовую производетвен-
ную программу. Доклады и праздничные
концерты, посвященные Дню Сталинской
Констятуция, прошли вчера в клубах заво-
за «Красный богатырь», комбината «Шереть-
СУЕНо» и многих других предприятиях 610-
AIT.
	Нарядно выглядел Ленинград в День
Сталинской Конституции. На Невском про-
спекте и других центральных улицах и
площадях, на набережных Невы, распве-
ченных красными флагами — большое
оживление. Празднично одетые люди пе-
реполняют тротуары.

Тысячи ленинградцев с утра отирави-
лись по многочисленным историческим ме-
стам, связанным с жизнью и револющион-
ной леятельноетью великих строителей
Советского государства В. И. Ленина. и

Й В Сталина.
	Немало ленинградцев участвовало в ав-
тобуесных экскурсиях, организованных на
темы: «В. И. Ленин и И. В. Сталин —
вожди Великой Октябрьской революции»,
«И. В. Сталин в Петербурге — Петрогра-
ye», <«Ленинград=город трех революций»
	ий другие.

Трулящиеся столицы Украины Киева
вотретили День Оталинской Конституции е
большим воопушевлением. Почетную вахту
в честь всенародного праздника несли кол-
лективы всех заволов и фабрик и добились
ны замечательных трудовых достиже-
НИЙ.
	Тысячи киевлян посетили днем Нуб-
тичную библиотеку, филиал Музея В. И.
Ленина, дворцы культуры. Особенно много
посетителей в Украинском филиале Музея
В. И Тенина на выставке «И. В. Сталин
	— твореп Конституции победившего сопиа-
лизма».

Вечером в Киеве и других городах и
селах республики состоялись праздничные
концерты, мабсовые народные гулянья,
	В Минске была открыта большая вы-
ставка в библиотеке имени А. М. Горько-
ro. Среди экспонатов — сборник  докумен-
тов, речей и статей В. И. Ленина и И. В.
Сталина «0 советской конституции», до-
клал И. В. Сталина на Чрезвычайном УШ
Веесоюзном б’езде Советов о проекте Вон-
ституции Союза ССР и другие материалы.
В Минске, Витебске, Могилеве, Бобруйске,
Мозыре и других городах Белоруссии co-
стоялись Торжественные заседания.
	В Тбилиси тысячи людей посетили ис-
торические места, связанные с жизнью. й
деятельностью творца самой демократиче-
ской в мире Конституции. Десятки экскур-
сий совершили поездку на родину вож-
дя — в горол Гори. Но всей Грузии в до-
мах культуры, клубах проходили беседы,
лекции, устраивались праздничные вечера
и концерты.

Новыми трудовыми успехами ознамено-
вали Лень Сталинской Конституции тру-
дящиеся Сталинабада. Радостно справили
праздник колхозники Таджикистана. Сель-
хозартели Ворошиловабадекого района Ста-
линабалекой области и Наусского района
Ленинабалекой области закончили выполне-
ние плана слачи хлопка государству.
	В столице Латвии — Риге в дни стаха-
новской вахты, предшествовавшей праздии“
ку, завершили годовые задания десятки
рижеких предприятий. Рижане побывали в
Музее революции Латвийской ССР, где оемз-
тривали новую экспозицию музея «В. И.
Ленин и Й. В. Сталин -—— организаторы й
руководители первого в мире социалистиче-
ского государства»,

В Сталинграде трудящиеся города-героя
отметили всенародный праздник торжест-
венными заседаниями. Вечером по-празд-
ничному украшенный город озарилея много-
	численными огнями. В клубах. театрах и
	дворнах культуры ‘состоялись спевтавли и

концерты.

Всенародным торжеством отметили День
Сталинской Констатуции трудящиеся Ап»
ма - Ата, МНишинева, Баку, Владивостона,
Севастополя, Свердловска, Харькова, Ap-
хангельска и других городов и сел необ’-
атного Советекого Союза.
	Славя великого творца великого совет-
ского закона, любимого вождя народов
товариша И. В. Сталина, трудящиеся бла-
годарили его за радостную и счастатвую
жизнь, расцветшую под солнцем самой де-
мохратической в мире Конституции.
	ветского Союза, позволила германскому ко-
манлованию быть спокойным за свой тыл
на Запале и бросить все евои силы против
Советского Союза. На Московевом направ-
пении германское командование развернуло
миллионную армию с болылим вколиче-
ством танковых и механизированных ди-
визий. Мощные танковые клиньз по плану
германского командования должны были
нанести удар в обход Москвы с севера и с
юга, прорвать Фронт Советской Армии,
окружить Москву и захватить столицу на-
шей родины.
	Советский народ никогда He забудет
героических дней борьбы на подмосковных
полях. На защиту Москвы‘ поднялся весь
советский народ. Московские большевики
сформировали армию народного ополче-
ния. Непосредственно возглавляя герои-
ческую оборону Москвы, товариш Сталин
направлял Belo работу Московской пар-
тийной организации. Под его руководством
Москва превратилась в несокрушимую кре-
поесть.
	Свыше полумиллиона москвичей укрен-
ляли оборону столицы, были заняты строи-
тельством оборонительных рубежей на
дальних подступах к Москве. Не покладая
рук работали москвичи на предприятиях
по производству вооружения и снаряжения
для армии.

В Москве непрерывным потоком шли под-
крепления — эшелоны с войсками, танка-
ми, орудиями, боеприпасами.
	Товаришем Сталиным был разработан и
блестяще осуществлен план обороны столи-
цы и разгрома врага. Гениальный сталин-
ский план был рассчитан на изматывание
сил противника, на переход советских
войск в решительное контрнаступление, на
разгром главной ударной груштировеи THT-
леровеких войск.
	Товариш Сталин непосредственно руко-
водил героической обороной столицы, Он нз-
правлял действия Советской Армин, выез-
жал на фронт, руководил дейетвиями пар-
тизан в тылу врага.
	Советская Армия, окруженная веенарод-
ной любовью, с величайшим мужеством
сдерживала ожесточенный натиск против-
ника, изматывала и обессиливала врага.
Влдохновленные партией большевиков, co-
ветские люди проявляли массовый героизм
на фронте и в тылу. Обылись исторические
слова товариша Сталина, сказанные им
еще в 1928 голу: <..наша армия в критн-
ческую минуту найдет величайшую под-
держку в миллионных массах всех и вея-
	ких наций и национальностей, населяющих.
	нашу необ’ятную страну»,
		Возрожденный. народ.
	Ненецкий напиональный округ, образо-
заяный в 1929 году, расположен на ce-
вере Архангельской области. Это один из
нёрвых национальных округов Российской
Федерации.

Образование неционального округа—яр-
кая страница в истории ненецкого народа.
Царское самодержавие, превратив народы
Севера в колониальный придаток империи,
подвергало их жестокой эксплоатации, на-
меренно  задерживало экономическое и
культурное развитие коренного населения
тундры. Великая Октябрьекая социалиети-
ческая революция разорвала цепи колопи-
ального и национального рабства, предоста-
вив народам Севера все возможности поли-
тического, культурного и хозяйственного
развития наравне со всеми народами Совет-
свого государетва.

Сталинская Конституция узаконила пра-
ва ненцев, эвенков, чукчей и других наро-
дов национальных округов, равные с пра-
вами всего советского нарола, дала им мо-
гучую энергию в борьбе за социалистиче-
ское преобразование северных окраин. Под
солнцем Сталинской Конетитуции ненед-
кий народ. добилея поразительных успехов.

За двадцать лет существования Ненен-
кого национального округа. созданы про-
мышленные предприятия. Выросло много
новых населенных пунктов, в том чиеле
Амдерма, Шойна, Индига, Белушье. В ня-
зовьях реки Печоры в 1935 году поетроен
Окружной административный и культурный
центр Ненецкого округа — Нарьян-Мар
(Брасный город). В нем сейчас девять
учебных заведений.

За тридцать два года советской власти
ненецкий народ шагнул от феодально-родо-
вого строя к социализму. Советы округа
явились той замечательной политической
школой. через которую ненцы приобщилиеь
к. активной общественной деятельности, к
социалистическому строительству. Денута-
ты местных Советов и советский актив,
об’единяющие в своем составе значитель-
ную часть населения, проводят большую
раз’аснительную и организаторскую работу
среди жителей тундры. Ненцы научились
руководить государственными учреждения-
ми, колхозами, строить свою жизнь по-
	новому. В активную оошественную жизнь
	вовлечены женшины, находившиеся до Ов-
тябрьекой революции в рабском положении.
Сейчас среди советского актива и нанпио-
нальной интеллигенции много дочерей не-
нецкого народа.

Уснехи хозяйственного и культурно-по-
литического развития Ненецкого националь-
ного округа вплотную подвели кочевых
ненцев к решеняю чрезвычайно важной
проблемы — к переходу на оседлесть. Пре-
одолев традиции, идущие от седой древно-
сти, многие ненцы уже отказаляеь от. коче-
Boro образа жизни. Ряд колхозов имеет
	_@вои базы оседания — новые культурно-
	ЭвоНОмиЧЬСвие центры,

Расцвела культура, национальная по
форме, социалистическая по содержанию.
ЗВ округе 4 дома культуры, 13 красных
чумов, 13 изб-читален, 14 библиотек, де-
сятки красных уголков и колхозных клу-
бов. Широко развернута сеть киноперэдви-
жек п стационарных установок. Книги, га-
зеты. журналы, как и радио, вошли в быт
нененкого народа.

В парекое время ненцам и коми был на-
тлухо закрыт путь к образованию. Грамот-
ные люди среди них насчитывались едини-
пами. Благодаря повседневной заботе боль-
	шевистекой партии и советекото прави-
тельства, вождя и учителя товарища
Сталина в настояжий момент в округе
осуществлено всеобщее образование детей.
Здесь действуют 59 школ, в том числе
18 семилетних и средних. В них обучается
более шести тысяч детей, Во многих п50-
лах обучение ведется на родном ненепком
языке.

Сыновья и дочери ненецкого народа име-
ют полную возможность получить не толь-
ко начальное или среднее, во и выетее ob-
разование. Студенты ненны и коми учат-
ся в выеших учебных заведениях травы.
Из среды коренного населения-—потометвен-
ных оленеводов, охотников и рыбаков вы-
роела своя интеллигенция — учителя, вра-
чи, механики, тракториеты, агрономы, ве-
теринарные работники.

Ярким свидетельством под’ема экономи-
ки и культуры ненцев является бюджет
округа. Неуклонно возрастают ассигнова-
ния на сопиально-культурные мероприя-
тия — народное образование, здравоохране-
ние, социальное обеспечение п т. д. 3a
двадцать лет этот бюджет вырое в 180 раз.
Более чем в 100 раз увеличился об’ем роз-
ничного товарооборота, что свидетельствует
	о росте материального благосостояния He-
		ненкого населения,

За свою счастливую и радостную жизнь
возрожденный ненецкий парод приносит
глубокую  благодарноеть большевистской
партии и советскому правительству, вождю
и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину.
	Имя товарища Сталина для ненецкого
народа — canoe близкое, самое дорогое:
0 нем поют песни ненцы, к нему обращатот
они свои лучшие чувства.
	Включившиеь во всенародное социали-
стическое соревнование за досрочное вы-
полнение послевоенной сталинской пяти-
летки, трудящиеся Запелярья добились но-
вых замечательных успехов. Оленеводы
округа обеспечили значительное перевыпол-
нение плана развития оленеводетва. В пер-
вых рядах соревнующихся идут оленеводы
колхоза имени Сталина Большнеземельского
района и имени Чкалова Ванино-Тиманеко-
to района. Количество оленей в колхозах
округа по сравнению с 1940 годом Bospo-
вло в сотни раз, а молочное общественное
стадо крупного рогатого скота — на 141
процент. Рыбаки и рыбачки успешно снраз
вляютея с выполнением государственного
плана добычи рыбы.
	Вакой контраст’ представляет. счастливая
жизнь народов Севера при социалиетиче-
ском строе е положением коренного насе-
ления американского Севера: В_ капитали-
стичееких странах остаткам северных наро-
дев предоставлено лишь одно право —
окончательно вымирать в результате экс-
плоатации, в результате грабительекой по-
литики империалистов,
	Ченинеко-сталинекая национальная 10-
литика, повседневная помошь партии, с9-
ветского правительства, вождя народов
товарища Сталина воолушевляют возрожден-
ный Ненецкий наред на новые трудовые
нодвиги, обязывают работать © еще боль-
шей энергией для дальнейшего экономиче-
ского и культурного его развития во славу
нашей любимой родины.
	М. РОСЛЯКОВ,
	6 ноября в Москве на торжественном
заседании Московского Совета депутатов
трудящихся, посвященном 24-й годовщине
Великой Октябрьской социалистической
революции, с непоколебимой твердостью и
уверенностью прозвучали слова товарища
Сталина: «Наше дело правое, — победа Sy-
дет за нами!».
	‚На следующий день на Красной плоша-
ди состоялся парад войск Советской Армии.
С трибуны ленинского мавзолея товарищ
Сталин говорил советским воинам:

«На вас смотрит весь мир, как на силт,
способную уничтожить грабительекие пол-
чища немецких захватчиков. На вас смот-
рят порабощенные народы Европы, похпав-
ие под иго немецких захватчиков, как
на своих освободителей. Великая ocpobo-
дительная, миссия выпала на вашу долю.
Бульте же достойными этой миссий!»
	Товарищ Сталин напутетвовал уходившие
прямо с парада на фронт советекие войска:
«Пусть осенит вас победоносное знамя ве-
ликого Ленина!»:

Обескровив противника в тяжелых 0бо-
ронительных боях, Советекая Армия me-
етого декабря 1941 года пепешла в реши-
тельное контрнаступление. На врага обру-
шились сокрутаюшие удары. «Ненобеди-
Мая» гитлеровекая армия не выдержала
стремительного натиска советских войск и
стала быетро отступать на запад.

Сила могучего удара Советской Армии
под Москвой парастала с каждым днем.
Советская Армия отбросила разбитые гит-
	леровские армии местами более чем на 400.
	километров к западу от Москвы.

Фронт наступления ширился.

На юге в ночь с 28 на 29 ноября совет-
ские воины ворвались в Ростов-на-Дону и
после упорных боев овладели им. Нанесен
был также удар северной группе немецких
армий, в результате которого советские вой-
ска 9 декабря заняли город Тихвин.

Битва пол Москвой продемонстрировала
всему миру величие сталинской стратегии,
глубину сталинского предвидения, мотуше-
	МУР —д—д—о—
		Новое на рижских
предприятиях
	РИГА, 6 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). До сих пор на предприятиях Co-
ветской Латвин производилась только на-
ружная вихревая нарезка винтов. Токари-
скоростники Риги теперь добились новых уе-
пехов. На заводе «Спек» станочнию тов.
Стукан и главный инженер тов. Желков-
ский сконструировали и опробовали комби-
нированное приспособление для вихревой
нарезки наружных и внутренних  резьб.
Это приспособление дает возможность уве-
личить производительность труда в три
раза. Оно успешно применяется сейчас на
производстве санитарно-технических изде-
лий для новостроек. В ближайшее время
приспособлением тт. Стукана и Желков-
ского будут оснащены и другие заводы
Риги.

Стахановец тов. Стукан хорошо освонл
скоростные режимы обработен металлов,
три четверти всех производетвенных опера-
HHH он выполняет скоростными методами.

По его примеру переходят на скоро-
стную обработку металлов рабочие завотлов
		Интеллигенция
казахского аула
	HETPOTABIOBCK, 6 xera6pa. (He tered.
от 06, копр.). Ушла в прошлое вочевая
жизнь казахов. Вместе с ростом и укренле-
нием колхозов быстро расцветает культура
казахекото аула. Выросли многочисленные
кадры собственной интеллигенции.

Колхоз «Орталык» Пресновского райо-
на — рядовой в республике. Он располо-
жен далеко в степях Северного Казахстана,
Председатель колхоза Сарган Сембаев имеет
незаконченное высшее образование. Один-
надпать других руководящих работников
артели окончили средние учебные заведе-
ния. 35 учителей и 10 агрономов, вышед-
ших из колхоза «Орталык», работают в
других колхозах ин ортанизациях района.

Более сорока юношей и девушек аула
учится в университетах, институтах и тех-
никумах. Много колхозников занимается на
различных курсах в Алма-Ата и в облает-
ных центрах.

Измепилея и облик аула. Здесь есть не-
полная средняя школа, клуб, ижет большое
ЖилЕшное строительство. Только в нынеш-
нем голу построено 16 новых домов.
	председатель исполнительного коми-
тета Ненецкого окружного Совета
депутатов трудящихся.
	г. НАРЬЯН-МАР.