`ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11 ДЕКАБРЯ 1949 г. 7 282 (10132)
	`Шреврасно утро-в Карталинии.

’ Солнце еще за горами, лишь вершины
тронуты его светлым, струящимся сереб-
ром. Горы Жарталинии строги, здесь не
встретишь кудрявых и нарядных склонов,
той расточительной, пышной красоты при-
роды, какой блещет Западная Грузия. Хол-
мы суровы и величавы; на’оливково-серых
склонах вьется и тает седая пена тумана.
Осенние сады чернеют на равнинах, ветви
шумят и гнутся под ветром.

Но вот солнце поднялось из-за вершин,
и золотые дымящиеся потоки света хлы-
нули вниз. Туман растаял, на откосах про-
ступили синеватые тени, извилины, рас-
щелины,— могучий рельеф гор обрел жи-
вую силу. Величавая поэтичность приро-
ды украсилась теплом света, игрой теней...

Близ дороги щебечет тонкий, как струн-
Ka, родник. Дорога убегает все дальше,
мимо гор и холмов, мимо садов и полей,
через-равнины,—и, наконец, виден вдали
городь стены. древней крепости на холме,
дома, освещенные солнцем.

Тори... $
	‚`х Тори — сердце Карталинии,
Сердце Грузии живой!
Слышен в древности и ныне
Нелукавый голос твой...
	‹ Так писал свыше шестидесяти лет на-
зад великий грузинский поэт Акакий Це-
ретели. Вдохновенно и. сильно звучит по-
следняя строфа этого стихотворения:
	Сея для родного края,
Ты дождешься наконец:
Снимет жатву серп, сверкая,

1 Запоет великий жнец...

_ Верой и предвидением озарены эти
$троки.

loz декабрьским солнцем  отцветают
на кустах последние. розы. Косые лучи
лежат на стенах, сложенных из плоского
грузинского кирпича. Сердце каждого че-
ловека, кто пришел сюда, бьется учашен-
но, и такая взволнованная, такая светлая
стоит здесь тишина.

Вот он, простой и скромный кров, ма-
тенький домик, где родился величайший
человек мира.

Дом укрыт под защитным павильоном.
Родина бережно прикрыла этот домик своим
крылом, защищая 0т порывов ветра, от
дождя, от иссушающего зноя.

Павильон строен и легок, очертания его
полны спокойной гармонии. Мягко по-
блескивает светлый мрамор. Но кончается
грань мрамора, и рядом, вплотную, виден
серый булыжник старого дворика, исхо-
женные, побелевшие от времени ступени де-
ревянной лестницы, крыльцо, стены под низ-
кой крышей и заржавленный, погнувший-
ся кусочек жести е былым номером дома...

И на мраморной доске, что укреплена на
стене домика, читаешь слова:

«Здесь родился 21 декабря 1879 года и
провел свое детство до 1883 года великий
Сталин».

Дверь в комнату открыта. Виден простой
обеденный стол, некрашеные деревянные
табуретки, кувшин для воды на столе...
Слева кровать с рукодельными покрывала-
ми, за ней небольшой сундучок, где поме-
щалось почти все имущество семьи, потом
ящик для хранения хлеба. Направо, на ма-
леньком буфете, — самовар, старинное круг-
лое зеркальце в деревянной раме с подсвеч-
никами...

Комната, гле родился вождь трудящихся
мира.

Тишина, такая тишина, что, кажется,
слышно биение человеческих сердец. Как
полно в этой комнате вспоминается прош-
лое, как глубоко ощущаешь победную силу
настоящего, как далеко улетают мысли в
прекраеное грядущее!

Эдесь началось утро жизни величайшего
тения человечества. Семьдесят лет назад
здесь родился Сталин, наш учитель, наш
друг, наш отец,

_ Отсюда взошло солнце, лучи которого
освещают сейчас весь мир, и простые люди на
всем земном шаре ощущают и видят его свет.

Счастлив человек, в жизни которого
исполнилась мечта — увидеть воочию этот
лом. Счастлив тот, кто вдохнул полной
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.
		  Грудью свежий, душистый горийский воз-; хозяйственный техникум имёни Сталина.
	Ha фасаде здания — мраморная доска:

«Здесь, в бывшем духовном училище,
учился с 1-го сентября 1888 г. до 1-го ию-
ля 1894 г. великий Сталин».

И вот мы входим в одну из комнат тех-
никума, где когда-то находился выпускной
Классе духовного училища.

На стене висит фотография. Это мальчик,
темноволосый подросток, смело глядящий
внеред. Вот еше одна фотография: трупиа
учащихся духовного училища, и среди них
в верхнем ряду тот же подросток, те же
смелые, умные, торячие глаза...
	Можно прочесгь отрывки из воспомина-
ний старых учителей о маленьком учени-
Ke,-— отрывки эти висят под стеклом, на
стенах класса. Он учился так, как учился
Ленин/—на высшую отметку. Он был пер-
вым учеником в классе и до окончания
училища никому этого первенства не усту-
пал. Он заботился 0б отстающих и перед
началом экзаменов с несколькими слабыми
учениками занимался сам, у себя дома...

И снова глядим мы на фотографию, вгля-
дываемся в лицо подростка, в котором с
волнением ощущаем знакомые черты:

...Шумит молодежь, звучат ее голоса в
коридорах старого здания, где когда-то зву-
чал голос юного Сталина. Светло будущее
этой молодежи, широка ее дорога, и счастье
для нее завоевано великим OTIIOM.
	Молодая душа живет в древнем городе
Гори. Представьте себе старые узкие улоч-
ки, маленькие дома, окруженные садами,
и рядом широкие асфальтовые магистрали,
блеск фонарей, большие здания из светлого
камня. Представьте себе старый парк, за-
думчивые дорожки, над которыми высокие
деревья распростерли узловатые ветви, жи-
вой блеск и шум бегущей реки, и рядом
бетон новой набережной, строительство
большого стадиона...

Повсюфу можно увидеть леса, новые зда-
ния. Шумят молодые дефевья возле здания
городского театра, монументального и вме-
сте с тем легкого по очертаниям. Высетрое-
	ны педагогический инетитут, студенческие
	общежития, школы, жилые дома. Строятся
текстильный комбинат, новая гостиница,
новая больница, новые жилые здания...

Неподалеку от Гори строится большая
сельская  гидроэлектростанция. Тирипон-
ская долина разрыта, там работают зем-
лекопы, бетонщики, арматурщики. Новая
станция ‘даст свет‘и энергию 150 кол-
хозам. В стране нашей выстроено мно-
го электростанций, больших и малых,
и все же мы всегда ощущаем глубо-
кую поэзию того мига, когда звезды элек-
трических ламп впервые вепыхнут в селе-
нии и трудолюбивая сила ‘тока заставит
машины выполнять ту работу, которую
ранее выполнял человек. ‘

Много нового, много молодого есть в Го-
ри, и, пожалуй, самый юный — это буду-
щий проспект. Он пробивается, ‘как река,
прокладывая себе путь, разрушая, отодви-
rad bee ветхое, отжившее. Ухивительно
глядеть на зарождение новой улицы, на ее
исток, уже прикрытый первой каменной
одеждой, и представлять, как пройдет ее
путь там, гхе стоят сейчас старые здания
и заборы, и мысленно представлять ее на-
ступательное движение...

И вот школа на одной из горийских улиц.
Светлый дом, деревья за оградой, залитый
солнцём двор. Уже закончились занятия
первой смены, HO несколько школьников
остались в школе. Они сидят в одной из
свободных комнат, делают стенную га-
зету, рисуют.

Возле окна сидит мальчик лет пятнадца-
ти. У него большие, пытливые глаза; маль-
чишеский подбородок очерчен репгительно
	и тверло. Перел ним на столе лежит его рису-
	нок,—это портрет товарища Сталина. Маль-
чик заканчивает последние штрихи. И вни-
зу под рисунком пишет отчетливо и крупно:
	«shemaem Вам долгих, долгих лет
жизни, родной товарищ Сталин! Вместе
с Вами, наш доротой отец, мы увидим,
как, взойдет нал Советской страной солнце
	коммунизма:».
Татьяна ТЭСС.
	дух, счастлив тот, кто мог сказать себе,
отлядывая мир: вот это высокое голубое
небо, эти горы, эти карталинские сады,
что лежат вокруг, видел на заре своей жиз-
ни самый дорогой, самый великий человек.

В доме-музее есть книга, в которой
люди, побывавшие здесь, оставляют свои
записи. Таких книг собралось много. Ког-
да перелистываешь большие глянцовитые
их страницы, ощущаешь дыхание огром-
ной, светлой любви народа к Сталину.

Люди выражают свои чувства по-разно-
му, на разных языках, но на всех языках
мира с одинаковой силой звучит имя
Сталина, произносимое любовно, взволно-
ванно и благодарно.

«Сталин—полководец счастья, Сталин—
вождь правды...»

«Сталин — символ творческих сил рабо-
чего класса...»

«Сталин — знаменосец победы, он ведет
народ к великому счастью-—коммунизму...>

Люди ищут наиболее яркие слова, чтобы
полнее выразить чувства, которыми охва-
чены их сердца. Но как часто в различных
записях звучит одно и то же слово: «Отец»)
Это слово включает в себя и сыновнюю пре-
данность, и глубокое уважение, и ту огром-
ную душевную близость, которая существу-
ет между народом и его гениальным вождем.

Нельзя без волнения читать бесхитрост-
ные слова, написанные бывшей белорус-
ской партизанкой. Это слова, которые мать
обращает к матери:

«Великая слава матери, давшей миру
Иосифа Сталина!»

В дни Отечественной войны воинские
части, проходившие на фронт через Гори,
давали здесь, у этих стен, священную
клятву верности родине и Сталину.

Уходя на фронт, боец писал:

«Отправляясь на фронт для борьбы про-
тив немецких захватчиков, я побывал в
домике, где родился и провел свои детские
годы вождь народа товарищ Сталин. За-
веряю товарища Сталина, что беспощадно
буду громить врага и, если понадобится,
отдам за родину свою жизнь».

В день 9 мая 1945 тода группа бойцов
оставила запись:

«В день праздника Победы еще раз по-
сетили домик, где родился наш любимый
Сталин, который привел нас к окончатель-
ной победе над немецко-фашистскими за-
хватчиками».

Люди пишут о своих чувствах, пови-
нуясь неодолимому движению души.

Трупна комсомольцев из Армении пишет:

«Здесь — истоки счастья человечества.
Карталинские горы были колыбелью гор-
ного орла, бесстрашного борца за счастье
народов нашей Родины — СССР. Этот день
нами никогда не забудется... Примите же
наш комсомольский привет, товарищ
Сталин! Доброго здоровья, долгих лет жиз-
ни, бодрости и сил желаем Вам от всей
души на благо нашей Родины, на благо
всего человечества...»

№ маленькому домику в Гори устремля-
ются люди со всех концов страны, со
всех концов земного шара. В этих книгах
запись на украинском языке соседствует
с цветистым рисунком китайских иерогли-
фов; велел за детеки-округлым, аккурат-

.
	ным почерком московской школьницы мож-
но увидеть запись, сделанную прогрессив-
ным писателем Бразилии...

В книге можно прочесть записи, остав-
ленные ‘делегатами стран народной демо-
кратии. ^ ‘

Трудящиеся стран, вступивших на путь
социализма, обращают слова любви и бла-
годарности к тому, чей тений указал всем
большим и малым свободолюбивым наро-
дам единственно верный путь к счастью.

В злании рядом с домиком расположена
выставка исторических материалов и доку-
ментов, посвященная жизни и деятельно-
сти товарища Сталина.

Есть в Гори еще один дом, который по-
светит каждый, кто приехал: сюда.

Этот ‘дом шумит; как улей. Горячая
речь слышна в его коридорах, споры, рас-
суждения, смех молодежи...
	Ныне в этом здании находится сельско-
	- мароды всего мира выражают любовь
и преданность великому вождю и другу
товарищу И. В. Сталину
	Незвала «Сталин» и «Песня о Сталине»
молодого поэта Станислава Неймана. Изда-
тельство «Наше войско» подготовило и вы-
пускает новое издание книги И. В. Сталина
«0 Великой Отечественной войне Советско-
то Союза» и книгу  генерал-лейтенанта
Воробьева «Сталин — организатор побед на
фронтах гражданской войны».
	риалистов и их атентов, мир и радость,
творческий труд, дружбу между народами.

Разрешите нам вместе с трудяшимися
всего мира пожелать Вам от всего сердца
	здоровья и счастья, пожелать дальнейшей
победоносной борьбы во славу социализма
за его окончательную победу».

‚В ознаменование семидесятилетия  то-
варища Сталина Союз польской молодежи
проведет звездную эстафету, которая при-
несет в Варшаву из всех городов и сел
приветствия и рапорты Генералиссимусу
Сталину от молодежи и всей польской об-
пгественности.
	выступят генеральный секретарь коммуни-
стической партии Финляндии В. Песси и
депутат сейма Х. Куусинен.

Доклады о жизни и деятельности
И. В. Сталина состоятся также в Тампере,
Ваза, Оулу, Куопио, Лахти и других местах.

Декабрьские номера журнала «Вомму-
нист», газеты общества «Финляндия —
Советский Союз» — «СНС», журнала «Кон-
такт» на шведском языке и других
демократических изданий  посвящаются
И. В. Сталину.

Трудящиеся Финляндии,  демократиче-
ские организации, отмечая  70-летие
И. В. Сталина, дают слово усилить борьбу
за влохновляющие народы илеи демокра-
тии, мира, социализма, знаменем которых
является имя лучшего друга финского
	народа — И. В, Сталина,
	Книги к 70-летию товарища Сталина
ПРАГА, 10 декабря. (По телеф. от соб.   щен художественно оформленный сборник! В
	«Сталин».

Издательство Союза чехословацких пи-
сателей в Праге выпустило сборник «Пес-
ня благодарности», в котором собраны
стихи лучших чехословацких поэтов, по-
священные товаришу Сталину. Одновре-
менно вышли в свет: поэма Витезелава
	Миллионы людей связывают с именем товарища Сталина свои надежды
	на лучшую и счастливую жизнь
	шаве,— под Вашим руководством совет-
ский народ построил социализм и строит
коммунизм. Нод Вашим руководством ком-
мунисты и все сторонники мира борются
во всем мире против угрозы войны, голо-
	‚Да, гнета и оккупации, борются за мир,
	прогресс, счастливую жизнь, за полную
победу новой социалистической эры в
жизни народов.

Вас любят миллионы людей, которые
связывают с Вашим именем свои надежлы
на лучшую и счастливую жизнь, людей,
верящих в то, что под Вашим руковод-
ством все прогрессивное человечество за-
	щцитит и укрепит, вопреки планам импе-
	Великий Сталин — защитник свободы народов
	ницы Эльви Синерво «Славлю советского
человека».

Трудящиеся Финляндии готовят много-
численные подарки И. В. Сталину. На сте-
кольном заводе Ииттала изготовляется ком-
позиция из стекла по рисунку художника
Вирккала на тему «Калевалы». Общество
«Финляндия — Советский Союз» отправ-
ляет в подарок И. В. Сталину отлитый в
бронзе бюст Максима Горькото, исполнен-
ный с натуры финским скульптором Алпо
Сайло. Среди других подарков — макет
квартиры Владимира Ильича Ленина в
Хельсинки в 1917 году.

18 декабря состоится большой торжест-
венный вечер в Мессухалли — зале Хель-
синки. С докладами «Историческое значе-
ние деятельности И. В. Оталина» ‘и
«Сталин — защитник  своболы  нароловх
	корр.). В связи с подготовкой & праздно-
ванию дня рождения товарища Й. В.
Сталина чехословацкие издательства под-
готовили к печати ряд новых книг. В Бра-
тиславе впервые на словацком языке вы-
шла книга «И. В. Сталин. Краткая био-
графия». Здесь же для молодежи выпу-
	ВАРШАВА, 10 декабря. (ТАСС). Трудя-
щиеся Польши готовятся достойно отметить
семидесятилетие товарища И. В. Сталина.
Рабочие с болышим энтузиазмом принимают
на себя дополнительные производственные
обязательства.

Свидетельством глубокого уважения и
любви польских трудящихся масс к това-
рищу Сталину являются сотни писем,
направляемых великому вождю и учителю
товарищу И. В. Сталину.

«Вею свою жизнь Вы посвятили делу
революционной борьбы рабочего класса за
победу социализма, — пишут рабочие фаб-
	рики имени генерала Сверчевекого в Bap-
	ХЕЛЬСИНКИ, 10 декабря. (По телеф. от
соб. корр.). На верфях и медных рудниках,
на машиностроительных заводах Тампере и
Хельсинки, на бумажных комбинатах и
лесоразработках трудящиеся Финляндии го-
товятся отметить 70-летие со дня рождения
великого вождя народов, друга всех друзей
мира И. В. Сталина. Демократические ор-
ганизации, общество «Финляндия — Совет-
ский Союз» проводят многочисленные тор-
жественные собрания, посвященные 70-ле-
тию CO дня рождения И. В. Сталина.

Прогресеивное издательство «Кансан
култтуури» выпустило массовым тиражом
краткую биографию И. В. Сталина на фин-
ском языке. Издана «Кантата о Сталине»
А. В. Александрова для смешанного хора.
Финляндский композитор Эйнар Энглунд
	Написал музыку к стихотворению писатель-
	Имя товарища Сталина вдохновляет народы на подвиги в борьбе за мир и социапизм
В Национальном комитете по празднованию в Румынии семидесятилетия товарища И. В. Сталина
	дем Советского Союза — нашего великого
друга, помогающего нам строить социализм
в нашей республике пол руководством Ру-
мынской рабочей партии. (Возгласы: «Да
зправствует Румынская рабочая партия!».
Громкие и продолжительные аплодисменты).
	Товарищ Сталин руководит борьбой всех
народов за мир. Товарищ Сталин является
вождем Советского Союза, который осу-
ществляет мечты всех трудящихся во всем
мире. В Советском Союзе преобразовывается
природа с тем, чтобы она служила исклю-
чительно прогрессу человечества. Товарищ
Сталин является великим ученым, который
указывает всему человечеству путь к 0сво-
бождению, прогрессу и счастью. Его имя
вдохновляет всех трудящихся на фабриках,
заводах, в лабораториях и полях на великие
подвиги в борьбе за мир и социализм.
	Да здравствует великий Советский Союз
— нерушимая твердыня мира, свободы и
безопасности народов! (Долго не смолнаю-
щие овации).
	Да здравствует навеки румыно-советская
дружба!

Слава великому тению человечества,
вождю народов всего мира в борьбе за мир,
свободу и социализм, слава великому дру-
гу и освободителю нашего народа Иосифу
Виссарионовичу Сталину! (Все присутству-
ющие скандируют имя товарища Сталина.
Долго не утихают овации и аплодисменты
в честь товарища Сталина).
	ляя открытый переход на сторону аме-
риканских империалистов, стремилась по-
давить симпатию югославского народа к
Советскому Союзу террором, тюрьмами и
убийствами подлинных выразителей воли
югославского народа, стремящегося остать-
ся верным Советскому Союзу и народно-де-
мократическим странам.
	Чехословацкий народ, наученный этим
и своим собственным опытом, охраняет и
сте больше развивает и углубляет чехо-
словацко-советские связи. Он знает, что
это — единственный путь, ведущий к его
счастью, в его лучшему будущему co-
циализму. -

«С Советским Союзом — за мир, за со-
циализм, за счастье нашего народа»—глав-
ный лозунг «Дней чехоеловацко-советской
дружбы»—является выражением тверлой
воли нашего народа.
	№ приближающемуся дню рождения Ге-
нералиссимуса Сталина каждый чех п сло-
вак стремится присоединить свою потпись
к миллионам и миллионам подписей под
пожеланиями великому вождю, стремится
проявить свою благодарность и любовь к
великому Сталину работой над лучшими
изделиями своего завода, которые  полго-
товляются как подарки товарищу Сталину.
	Эти дни являются стимулом для десят-
ков тысяч молодых и зрелых людей, меч-
тающих научиться родственному русскому
языку, чтобы иметь возможность самим
следить за ростом советской жизни, непо-
средственно черпать из богатого источника
произведений гениев русской литературы
и науки.

Нет такой области, которая не была бы
оплодотворена углубляющейея чехословац-
ко-советской дружбой. Чехословацкий на-
род с энтузиазмом учится у Советского Co-
за, который построил социализм и совер-
шает постепенный переход. от сониализма
в коммунизму. .

И поэтому я повторяю за председателем
ЦЕ компартии Чехословакии, за президен-
том Готвальдом лозунг и принцип, рожден-
ные на Дукле*
	«С Советским Союзом на веки веков!
Только с Советским Союзом, и уже никогда
	В ЖИЗНИ HO другому пути!»,
	БУХАРЕСТ, 10 декабря. (ТАСС). В Бу-
харесте во дворце Великого национального
собрания состоялось собрание Националь-
ного комитета по празднованию в Румын-
	ской народной республике семидесятилетия
	великого Бождя трудящихся Бсего мира
Иосифа Виссарионовича Сталина.
	На собрании присутствовали члены Цен-
трального Комитета Румынской рабочей
партии, члены Президиума Великого на-
ционального собрания, члены правитель-
ства, а также представители массовых ор-
ганизаций, деятели науки и искусств, пе-
редовики производства.

Собрание открыл. председатель Прези-
диума Великого национального вобрания
академик Пархон.

Разрешите мне выступить перед На-
циональным комитетом по празднованию
10-летия товарища Сталина, сказал Пар-
хон, с отчетом о деятельности комитета со
дня решения Центрального Вомитета .Ру-
мынской рабочей партии и правительства о
праздновании 70-летия товарища Сталипа.
(Возгласы: «Да здравствует товарищ
Сталин!», «Товарищу Сталину «ура»!».
Все присутствующие скандируют имя то-
варища Сталина).

На нашем собрании, говорит академик
Пархон, присутствуют представители раз-
личных массовых организаций, люди. раз-
личных профессий, прибывшие. со всех
концов нашей страны. Вместе со всем про-
	грессивным человечеством весе трудящиеся
	тив которых направлен наи договор, котда
западные капиталистические государства
во главе с США проводят в Западной Гер-
мании политику создания материальной
базы для этих сил, когда нод их покрови-
тельством разжигается напистско-ревизио-
нистская пропаганда, направленная против
Советского Союза, Польши и Чехослова-
кии,— на востоке Германии родилось демо-
кратическое правительство, стремящееся со-
здать единую демократическую Германию, —
Германию, которая поддерживала бы миро-
любивое сотрудничество со своими соседя-
ми и стала бы важным фактором фронта
мира.

Наш договор говорит в своей четвертой

статье о послевоенном сотрудничестве, в
особенности в вопросах, касающихся без-
онасности обеих договаривающихся сторон,
а также о развитии экономических связей
в масштабе, как можно более широком, и
06 - оказании друг другу экономической
помощи после. войны.
° Действительность ‘оставила далеко поза-
ди. предположения договора. Советский
Союз предоставил освобожденной Чехосло-
вакии последовательную всестороннюю
бескорыетную поддержку как на междуна-
родной арене, так и в деле реконструкции
хозяйства страны, пострадавшего от войны
И от катастрофической засухи.

Чехословацкий народ хорошо понимал и
понимает, какой опорой в его послевоен-
ных усилиях является для него Советекий
Союз.и его помощь в строительстве социяа-
листической Чехословакии. Он понял, что
без сотрудничества с Советским Союзом
он, безусловно, стал бы жертвой ин-
триг и нажима капиталистического мира.
Это еще один фактор, который увеличил
преданность, симпатию и любовь чехосло-
вацкого народа к Советскому Союзу.

Этот. фактор, само собой разумеется,
увеличил в 10 же время и ненависть че-
хословацкой реакции к Советскому Союзу.
Однако реакционеры понимали, что какое
бы то ни было откровенное признание
принадлежности к антисоветекому лагерю
означало бы для них быть тотчас же еме-
тенными гневом чехословацкого народа.
Несмотря Ha э7т0, они но отказалиеь от
	своих тайных целей; сорвать или же cHa-
	Румынской народной республики с огром-
ной любовью готовятся к празднованию
10-летия Иосифа Виссарионовича Сталина—
великого вождя всех народов. мира в боть-
бе за мир, свободу и прогрессе. (Вазгласы:
«Да здравствует товарищ Сталин!». Громкие,
долго не смолкающие аплодисменты).

Весь наш трудящийся народ, продолжал
Пархон, на фабриках, заводах, на предпри-
ятиях, в лабораториях, на полях, в кол-
лективных хозяйствах, в государственных
сельскохозяйственных предприятиях свои-
ми производетвенными успехами и взяты-
ми на себя обязательствами, подарками и
письмами выражает свою признательность
товаришу Сталину-—евоему великому осво-
бодителю и другу.

Десятки и сотни тысяч писем идут в
Бухарест. В них рассказывается, как тру-
дящийся народ республики готовится к
празднованию торжественной даты. Все тру-
дящиеся нашей страны, говорит Пархон,
пользуются этим случаем для того, чтобы
пожелать товарищу Сталину долгой жизни
на благо человечества и счастье всех трудя-
щихся мира. Желание праздновать 70-ле-
тие товарища Сталина охватило весь наш
трудовой народ. Празднование этого дня
носит характер огромной манифестации
любви и признательности товарищу Сталину.
	Товарищ Сталин, продолжал академик
Пархон, является гениальным руководите-
лем армии, освоболившей нас от фашиет-
	ского ига. Товариш Сталин является вож-
	чала хотя бы ослабить союз с Советеким
Союзом, связать Чехословакию  полити-
чески и экономически с капиталистиче-
CRHM Западом, изолировать коммунисти-
ческую партию и, наконец, привести Че-
хословакию в капиталистичеекий лагерь со
всеми последствиями, вытекающими из
этого. р
	Это был не только преступный, но и
безумный план. В нем не учитывались ни
сила компартии Чехословакии, ни огром-
ная любовь и преданность чешекого и сло-
вацкого народов к Советекому Союзу.
	Чехословацкую реакцию не устраивали
такие договоры, как наш союзный договор
с Советским Союзом. Она стремилась к дру-
гого типа «договорам», выставляя за обра-
зец проект чехословацко-французекого до-
товора, который не гарантировал, е одной
стороны, автоматического оказания помо-
щи и, с другой стороны, не имел указания
с возможных союзниках Германии в том
случае, если бы она возобновила свою агрес-
сивную политику и напала бы на одну из
деговаривающихся сторон. Тот факт, что
чехословацкая реакция старалась добиться
принятия этого проекта, несмотря на пе-
чальный опыт Мюнхена, ясно говорит, что
она не была заинтересована в безопасности
Чехословакии, а только исключительно в
ослаблении союза с СССР. Этот маневр,
однако, не удался. Провалились и усилия
реакции втянуть Чехословакию в орбиту
плана Маршалла.
	Тогда феакция прибегла к отчаянному
шагу в области внутренней политики, вы-
звав «правительственный кризис» в фев-
рале 1948 г., и тем окончательно решила
свою судьбу. В одном нужно отдать реак-
ционерам должное: они поняли, что для
осуществления их планов, для того, что-
бы втянуть Чехословакию в империали-
стический латерь и свернуть ee с пути
строительства социализма, нужно ослабить
связи с Советским Союзом. Но чехословац-
кий народ охраняет союз с Советским Сою-
30M любовно и бдительно, так как он видит
в нем, © полным правом, не только гарантию
своей безопасности, но и гарантию своего
социалистического будущего. Не случайно
	предательская клика титовцев, подготов-
	Шестая годовщина чехословацко-
советского союзного договора
		Завтра исполняется шестая. годовщина
Договора о дружбе, взаимной помощи и по-
слевоенном сотрудничестве, заключенного
между Чехословацкой республикой и Сою-
зом Советских Социалистических Республик
12 декабря 1943 года в Москве. Чехоело-
вацко-советская дружба растет и крепнет
с кажлым днем. В ноябре в Чехословакии
	начались «Дни чехословацко-советекой
дружбы», завершающиеея в этом месяце
поистине всенародной здравицей в честь
	знаменательного юбилея великого Сталина,
вождя и учителя народов Советского Союза,
ведущего все прогрессивное человечество по
пути обеспечения мира и счастливого бу-
дущего.

Чехословацкий народ издавна смотрел па
дружбу и союз с Советским Союзом, как на
неотделимую составную часть своей нацио-
нальной и тосударственной программы.
Этот союз не только защищает нас от на-
падения извне, но и обеспечивает подлин-
но свободное внутреннее развитие, отвечаю-
ее воле и потребностям чехословацкого
	народа. Поэтому чехословацкая реакция,
тесно связанная с реакцией на Западе, де-
лала все, что было в ее силах, чтобы осла-
бить этот союз. Это проявилось еще во вре-
мя переговоров относительно договора 0
взаимной помощи между Чехословацкой
республикой и Советским Союзом, который
был подписан 16 мая 1935 года в Праге.
Чехословацкий народ знает, что только
Советский Союз никогда не признавал Мюн-
хена, в то время. как «друзья» Чехослова-
кии на Западе даже во время войны не ре-
шались заявить, что они не признают Мюн-
хена и всего, что было с ним связано. Не
будь Соглашения между правительством
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик и правительетвом Чехословацкой pec-
публики, подписанеого 18 июля 1941 ro-
	лось совместное наступление советских и
чехословацких частей на Дуклу — ворота
свободы для нашей республики, о приказе,
освобождающем и спасающем Прагу от по-
следнего зверства нацистов. Они говорят о
совместно пролитой крови воинов наших
армий и партизанеких отрядов на совет-
ской и чехословацкой земле.

И само собой разумеется, что страдания,
испытанные нашими народами, и жертвы,
принесенные ими в борьбе против нацист-
ских оккупантов, усилили их решимость
не допустить в будущем повторения того,
что мы пережили в результате агрессии
немецкого империализма. И эта решимость
нашла конкретное выражение в тексте до-
говора. ‘

Третья статья нашего договора говорит
о немедленном оказании взаимной военной
и другой помощи, если одна из договари-
вающихся сторон будет вовлечена в воеи-
ные действия с Германией, которая в030б-
новила бы свою политику «Дранг нах остен»,
или с каким-либо из государств, которое
об’единилось бы с Германией непосред-
ственно или же в какой-либо иной форме
в такой войне.

Охнако Советский Союз, & также новая
Чехословакия заключают договоры не толь-
ко на случай войны, но главным образом
для того, чтобы отстоять мир, вопреки
проискам агрессивных империалистических
сил. К этой цели была направлена всегда
и направлена сейчас последовательная по-
литика Советекого Союза вообще и в ча-
стности По отношению к Германии. Поэто-
му чехословацкий народ знает, что его без-
опасность еще никогда не бъыта так ober-
печена, как еейчае, и гордитея тем, что
он может вместе с великим Советским Co-
1030м сотрудничать в деле борьбы за мир.

Сейчас, когда империалистические под-
жигатели войны снова стремятбя воскре-
сить те агрессивные силы в Германии, про-
	Д-р В. КЛЕМЕНТИС,
	министр иностранных дел
Чехословацкой республики
		да в Лондоне, на Западе не торопились вы
признать чехословацкое правительство.
	западные державы стремились сорвать
или же хотя бы задержать заключение
слевоенном сотрудничестве между Чехосло-
вацкой республикой и Союзом Советских
Социалистических Республик, но им не
удалось это. Договор был подписан в Мо-
скве. 12 декабря 1943 года. Подлинные
чувства и воля чешекого. и словацкого на-
родов были весьма. ясно и убедительно про-
возглашены представителями коммунисти-
ческой партии Чехословакии во главе с
товарищем Клементом Готвальдом. Коммуни-
стическая партия возглавила в стране борь-
бу против нацистских оккупантов, преда-
телей и коллаборационистов. В полити-
ческих документах, которые рождались
тогда в подполье и которые отражали чая-
ния нашего народа о будущем устройстве
его свободной жизни, союз с Советеким
Союзом, тесный и вечный союз, характери-
зовался как неотделимая часть. борьбы за
возрождение Чехословацкой республики.
	Советеко-чехословацкий ‘договор от
12 декабря 1943 года сам по себе краток:
в нем только шесть статей, из которых
первые две касаются ‘совместного ведения
тогда еще бушевавшей войны. Но насколь-
ко знаменателен и важен этот договор для
судьбы чешского и словацкого народов!
	го первые две статьи, по времени ov
	носяшиеся уже к истории, на деле явля-.
	ются насущной частью нашей современнон
жизни. Оги напоминают WOM о приказах
	Гепералисенмуеса Сталина, по которым BC-