ВОСКРЕСЕНЬЕ 11 ДЕКАБРЯ 1949 г. № 292 (10132)
	Иностранного — К 5-11-43;
—К 5-68-59; Писем—К 5-71-86:
	Открытие мавзолея
Г, М, Димитрова
	СОФИЯ, 10 декабря. (По телеф. от cod.
корр.). Сегодня состоялось открытие мав-
	золея Г. М. Димитрова.
В мавзолее на массивном постаменте из.
	черного мрамора стоит саркофаг с телом
	вождя болгарского народа, верного друга
Советского Союза Георгия Михайловича,

Димитрова.
	В изголовье — венок из живых цветов с
широкой красной лентой, на которой напи-
сано:

«Лорогому другу и товарищу Георгию
Михайловичу Димитрову.

И. Сталин.» ;

Мимо саркофага проходят председатель
Совета Министров В. Воларов, секретарь
НК БЕ и заместитель председателя Совета
Министров В. Червенков, члены Политбюро
ЦК БЕП и бюро Национального совета Оте-
чественного фронта, жена Г. М. Димитрова
и его вын.

На открытии также присутствовали Ге-
рой Социалистического Труда профессор
Б. И. Збарекий и руководимая им групил
советских ученых, которые бальзамировали
тело Г. М. Димитрова.

После носещения мавзолея в зале Сове-
та Министров состоялось совместное засе-
дание Совета Министров, ЦВ БЕЙ и бю-
ро Национального совета Отечественного
фронта.

Выступивший © речью председатель
Совета Министров В. Воларов сказал:

— Открывая для всенародного посеще-
ния мавзолей Георгия Димитрова, мы вля-
немся перед светлой памятью нашего но-
койного вождя, что останемся верными
его заветам и прежде всего будем хра-
нить, как зеницу ока, дружбу с Совет-
ским Союзом.

Секретарь ЦК БЕН и заместитель ред
седателя Совета Министров В. Червенков
огласил постановление Совета Министров,
Центрального Комитета БАП и Националь-
ного совета Отечественного фронта, кото-
poe выражает горячую  багодарность и
признательность товарищу Сталину за
предоставленную помошь в сохранении на
долгие годы тела Георгия Димитрова.
	Принятие закона
о пятилетнем плане развития
народного хозяйства Венгрии
	БУДАПЕШТ, 10 декабря. (ТАСС). Сего-
дня Государственное собрание Венгэрекой
народной республики, закончив обсужде-
ние, приняло с большим под’емом закон о
пятилетнем плане развития народного хо-
зяйства Венгрии.
	Бесчинства американских
и английских военнослужащих
в Берлине
	Письмо генерал-майора Котикова
комендантам американского и британского
секторов Берлина
	БЕРЛИН, 10 декабря. (ТАСС). 7 декаб-
ря представитель Советской Контрольной
комиссии в Берлине генерал-майор А. Ко-
тиков отправил письмо коменданту амери-
канского сектора генерал-майору Тэйлору
и коменданту британского сектора Борну,
в котором выразил протест против бес-
чинств американских и британских воен-
нослужащих на территории советского. сек-
тора Берлина.

24 ноября 1949 года в 17 часов 30 ми-
нут в советском секторе Берлина, вблизи
вокзала Фридрихштрассе, были задержаны
3 военнослужащих 18-го взвода американ-
ской военной полиции: Киз Теодор — воин-
ский номер 1834321, Отабфилд Джон —
воинский номер 15267577 и Лии Томас.

Вышеуказанные американские военно-
служащие устроили дебош на улице и
избили немецкого гражданина Деманковз
ски Якоба, пустив в ход ножи и камни.
Прибывший на место происшествия совета
ский дежурный офицер задержал Rusa,
Стабфилда и Лии. Советская комендатура
передала их американским властям.

29 ноября с. г. в 3 часа ночи четыре
британских солдата, находясь в советском
секторе, нанали на проходившего немецз
кого гражданина и избили его. Затем эта
же солдаты направились на Лейпцигер-
штрассе, остановились у одного ‘из магазиз
нов и избили камнями сторожа этого мал
тазина.

Несмотря на вмешательство неменкой
полиции и проходивигих траждан, британ=
ские военнослужащие не прекратили сво
их бесчинетв ‘и сорвали несколько флагов
Германской демократической республики:
Прибывнгий на место происшествия совет
ский патруль задержал одного из британ-
ских военнослужащих — солдата Хельнее
Вильяма Резе, который затем был передан,
британским властям.

Тенерал-майор Котиков потребовал наз
казания виновных и принятия необходи-
мых мер, чтобы в будущем подобные слу-
чаи не повторялись.
	Прибытие в Москву Болгарской
Торговой Делегации
	10 декабря в Москву прибыла Boarap-
ская Торговая Делегация, возглавляемая
Министром Внешней Торговли Народной
Республики Болгарии г-ном Д. Ганевым.

На аэродроме делегацию встречали 3a-
меститель Министра Внешней Торговли
СССР М. Г. Лошаков, Заместитель Началь-
ника Главного Управления Советским Иму-
ществом Заграницей при Совете Министров
СССР М. И. Михин, Торговый Представитель
СССР в Болгарии С. Д. Сергеев, Начальник
Отдела Болгарии Управления ФВосточно-
Европейских Стран МВТ СССР Е. Н. Фа-
pees, Начальник Протокольного Отдела МВТ
СССР Н. И. Кузьминский и другие.

Делегацию также встречали члены Бол=
тарского Посольства в Москве. (ТАСС).
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
	Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА С@С2.
	Формационного — К 4-12-37;
_ Художественного-—кК 5-36-53.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		EEE IEE
	Судебный процесс болгарского государственного
преступника Трайчо Костова и его сообщников
	Вечернее заседание
9 декабря
	Последним был допрошен подсудимый
Василь Ивановский. Он также признал
себя виновным в пред’явленных ему обви-
нениях.

Во время второй мировой войны, пока-

зал подеудимый, я оказалея в тюрьме в
Скопле. Бежав из тюрьмы, я присоеди-
HHICH к партизанам генерала Светозара
Вукмановича (Темпо). После того, как
Темпо убедился в том, что я являюсь сто-
ронником Тито, он предложил мне работу
в  атитационно-пропагандистском — отделе
генерального штаба.

Наша агитация и пропаганда ставила
своей пелью умалить уснехи Советской
Армии и скрыть ее великую освободитель-
ную роль.

Мы возвеличивали Тито, раздували его
роль.

о Тито делал все возможное к тому, что-
бы воспитать партийные и военные кад-
ры в духе ненависти к соседним народам

и эсобенно в братским коммунистическим.

партиям. Темпо мне не раз говорил, по-
вазал далее Ивановский, что Тито учит
не доверять коммунистическим . партиям
соседних стран. «Не обращай внимания на
то, что это коммунистические партии», —
заявлял ему Тито. `

В Скопле я работал редактором газеты
«Нова Македония». На ее странинах я
восхвалял Тито и популяризировал его
ставленников— Лазаря Волишевского, Люб-
чо Арсова и других.

Атенты Тито в Македонии провели чи-
стку рядов македонской коммунистической
партии, убрав из нее людей, защищавитих
интересы македонского народа. Весной
1945 года без суда и следствия были рас-

стреляны 57 македонцев, обвиняемых в’

симпатиях к болгарскому народу.

-Бекоре после этого, продолжал полсуди-
мый, я был вызван Лазарем Колишевским,
который предложил мне выехать в Boara-
рию и работать там среди македонских
эмигрантов. Мне была дана инструкция.
обосноваться в Софии и опереться на груп-
пу фракционеров партии, среди которых
были Кирилл Николов и ‘Ангел Динев.
Нужно было постепенно заменить членов
македонского — национального комитета,
людьми, послушными Скопле, людьми, ко-
торые должны были проводить в Болгарии
политику Тито в македонском вопросе. Мне
было предложено особенно постараться в
распространении нашего влияния в Пирин-
ском крае. Из этого я понял, что пред-
стоит присоединение Пиринского края в
Ютославии. Передо мной была поставлена
задача развернуть борьбу против ЦВ БЕП
и особенно против Василя Коларова и Вла-
димира Поптомова, которые твердо и по-
следовательно отстаивали , линию Болгар-
ской коммунистической партии но маке-
донскому вопросу ‘и открыто выступали
против намерений Тито включить Болгарию
в состав Югославии.

`Чтобы замаскировать мой от’езд в Бол-
гарию, в Скопле были инсценированы
разногласия между мной и Колишевским,
& также другими руководителями -македон-
ской компартии. Я приехал в Болгарию и
остановился в Софии. Вначале я работал
в отделе агитации и пропаганды Софийско-
го областного комитета партии, а позже
перешел в атитапионно-пропагандистский
отдел Центрального Комитета Болгарской
коммунистической партии. Я установил
связь с македонскими деятелями — aren-
тами Тито Кириллом Николовым и Анге-
лом Диневым, а также секретарем юго-
славского посольства Митко Зафировеким.
	— Свою фракционную и подрывную
деятельность, — сказал далее Ивановский,
—я проводил через кружки, которые со-
здал, и курсы по воспитанию македонской
молодежи. В своих выступлениях и докла-
дах я пропагандировал позиции Тито 0
присоединении Пиринского края к Македо-
нии в рамках Югославии.

В. 1946 тоду я неоднократно делал
письменные и устные донесения Митко
Зафировскому о различных разговорах и
взглядах руководителей Болгарской ком-
партии.

В ноябре 1946 года Зафировекий со0б-
шил мне о том, что он получил от Нико-
лы Чавлова сведения о позициях отдель-
ных руководителей Центрального Комитета
Болгарской коммунистической партли по
македонскому вопросу и по вопросу о фе-
дерации южных славян. ‘Он сказал также,
что добился согласия Ивана Масларова
оказывать помошь фракционной македон-
ской группе в ее борьбе против македон-
ского национального комитета. Митко 3а-
фировский заявил мне, что Лазарь Воли-
шевский сообщил ему о том, что в этом
направлении можно работать и се Трайчо
Костовым, но что это не входит в его
фунции.

После от’езда Зафировекого я стал по-
лучать инструкции от его заместителя
Момчиловича_
	Накануне опубликования резолюции Ин-
формбюро о положении в коммунистиче-
ской партви Югославии я получил через
Николу Орцева инструкции югославского
посольства о том, чтобы формально одо-
брить резолюцию и об’явить себя MpoTHs-
ником Тито. Это было нужно для того,
чтобы сохранить меня и других наших
людей в Болгарии.
	уже после опубликования резолюции
Информбюро и после того, как 16-й пленум
Центрального Комитета Болгарской комму-
нистической партии осудил национализм
Тито и его политику по отношению в Пя-
ринскому краю, я в соответствии е дирек-
тивами из Скопле написал в Центральный
Комитет Болгарской коммунистической пар-
тии заявление, в котором защищал при-
соединение Пиринского края к Македон-
ской республике в рамках Югославии’ вне
зависимости от того, будет или нет осу-
ществлена федерация южных славян. Меня
поддержало большинство членов македон-
ского напионального комитета.
	Но когда предательство югославских
руководителей во главе се Тито стало яв-
ным для всех, я все же вынужден был

перестроиться. Это было тем более Heob-
ходимо, что к этому времени я получил
выговор за свое заявление по вопросу о
присоединении Пиринского края и был
снят с работы в ЦВ и © должности пред-
седателя македонского национального ко-
митета. Я впал в уныние и прекратил
свою подрывную деятельность.
	Беспокоясь о своей безопасности, сказал
в заключение Ивановский, я хотел бежать
в Югославию, но Орпев мне не разрешил.
Он мне сказал, что если будет нужно, они
найдут способ вывезти меня, даже против
моего желания. В сожалению, обещанная
помощь во-время не пришла. (Смех в
зале). :
	Ha этом закончился допрос подсудимых.
Завтра’ суд приступает к допросу cBHAe-
телей.
	Утреннее заседание
10 декабря
	СОФИЯ, 10 декабря. (ТАСО). На сето-
дняшнем утреннем заседании Верховный суд
Народной республики Болгарии, рассматри-
вающий дело болгарского государственного
преступника Трайчо Костова и его сообщ-
ников, возвратилея кв допросу подсудимого
Хаджи-Панзова в целях уточнения данных
о его шпионской и провокаторекой деятель-
ности в Софии. На вопрос председателя еу-
да Хаджи-Панзов ответил, что он дейетво-
вал в Софии в соответствии с инструкция-
ми, полученными от одного из ближайших
помощников Тито и одного из руководящих
деятелей титовской клики — Моше Пьяде.
Приехав в Белград из Софии, показал под-
судимый, я встретился со Стефановичем, з
затем с Моше Пьяде. В нашем разговоре ©
Пьяде принимал участие Владо Попович.
Они спрашивали меня о положении в Бол-
гарии, интересовались, есть ли какие-либо
признаки раскола в Политбюро Центрально-
го Комитета Болгарской коммунистической
партий. Я ответил, что раскола нет и что,
по моему мнению, нет никаких перспектив
в этом отношении.
	После этого Пьяде и Попович охаракте-
ризовали мои задачи в Болгарии. Они ска-
зали, что я должен об’явить себя против-
ником Тито и завоевать доверие югослав-
ских политэмигрантов в Болгарии, зорко
следить за теми мерами, которые Болгария
будет предпринимать по отношению к Юю-
славии, внимательно наблюдать за работой
активных политэмигрантов.
	С Цицмилом, показал далее. Хаджи-Пан-
зов, на политические темы я говорил виёр-
вые в феврале 1948 года. Он одобрил рас-
пространение мною антисоветских клевет-
нических слухов.
	Отвечая на вопрос председателя суда,
Хаджи-Панзов показал, что Цицмил не-
посредственно руководил разведкой и про-
пагандой в Пиринеком крае. Известно, что
эта деятельность была направлена к. тому,
чтобы оторвать от Болгарии этот край и
присоединить его в Югославии.
	GO
	затем суд перешел кв допросу
телей.
	Первым был допрошен Кирилл Николов
Георгиев, македонеп, руководитель маке-
донской молодежи в Болгарии.
	В начале 1946 года, сказал он, я уста-
новил связь в Цветой Чальовской, сотруд-
ницей югославского посольства в Софии.
Она посещала почти ежедневно македон-
ский клуб и распространяла среди его
членов югославскую литературу. Я неод-
нократно давал ей сведения 06 организа-
ции македонской молодежи. Особенно она
интересовалась деятельностью, сторонников
Banyo Михайлова — главаря фашистской
террористической группы македонских эми-
грантов. Она предложила мне стать аген-
том управления государственной безопас-
ности Македонской республики. Я дал сог-
ласие на это, понимая, что это означает
работу на югославекую разведку.
	— После отезда Цветы Чальовской ее
сменил Митко Зафировский, прибывший в
Софию в 1946 году. Зафировский, — пока-
зал Вирилл Георгиев, — поручил мне соби-
рать сведения 0б организационном и по-
литическом положении в македонской мо-
лодежной организации, о влиянии оппози-
ции Николы Петкова на македонских
эмигрантов и ‘предложил подбирать людей,
согласных уехать в Народную республику
Македонию. По этим. вопросам я предста-
вил ему письменные доклады. =~
	В начале 1947 года Вирилл Георгиев
был назначен на` должность ‘областного
прокурора в Неврокон. Перед от’ездом он
получил из югославского посольства в Сэ-
фии указания относительно своей дальней-
шей деятельности. Главная его - задача
заключалась в пропаганде и распростра-
нении идеи присоединения Пиринского
края в Македонии, входящей в состав
Югославской республики. В Пиринском
крае он установил связи © атентами Тито
— Перо Коробаром и Перо Олиоловеким.
	О подеудимом Василе Ивановском еви-
детель заявил, что познакомилея е ним
еще до 9 сентября 1944 года. Поеле
второй мировой войны он стал работать в
Македонии, но потом переехал в Болгарию,
об’ясняя это тем, что был недоволен анти-
болгарской политикой, проводимой в Ма-
кедонии. Однако все это оказалось ложью,
заявил свидетель. Приехав в Болгарию,
Ивановский сразу же ветупил в ряды
той маленькой группы македонских дея-
телей в Болгарии, в которой был и я.
Вскоре он стал руководителем этой груп-
пы, а впоследствии председателем маке-
донского Национального комитета.
	Основной целью нашей группы, заявил
Кирилл Георгиев, было подчинение дея-
тельности всех организаций македонских
	эмигрантов в Болгарии интересам Югосла-
RH.
	После Вирилла Георгиева суд перешел
к допросу Димитра Христова, который вме-
сте с подсудимым Василем Ивановским с
начала 1947 года проводил шпионскую де-
ятельность по инструкциям югославского
посольства в Софии. Говоря о своей пре-
ступной деятельности и деятельности Ива-
новского, свидетель указал. что шпиона-
	жем занимались почти все работники
		югославского посольства в Софии во главе
‘в ‘послом Обрадом Цицмилом..

Свидетель Димитр Христов признал, что
передавал Халжи-Панзову сведения шиион-
	свого характера, в том числе сведения 01.
	болгарских войсках.

— За свою шнионскую деятельность
я,— показал Димитр Христов,— получил от
работников югославского посольства 60 ты-
сяч левов.

Димитр Христов показал далее, что он
передал сотруднику югославского посоль-
ства в Софии Марко Вуячичу сведения о
ходе выполнения торгового соглашения
между Болгарией и Советским Союзом.

Затем суд допросил свидетеля hou
Трайкова Попова, македонца, приехавшего
в Болгарию в декабре 1948 года с зада-
нием установить связь е Хаджи-Панзовым
и развернуть работу среди македонских
эмигрантов. Моя задача состояла B том,
заявил свидетель, чтобы восстановить ма-
кедонских эмигрантов против Болгарской
компартии, вести среди них пропаганду за
присоединение Пиринского края к Югосла-
ВИИ.

Суд допразивает свидетельнину Екате-
рину Спасову, гражданку Югославии. Спа-
сова приехала в Болгарию в 1942 году.
Спустя 3 года она установила связи ©
атентом югославской разведки Кириллом
Одерле, которому передавала различную
информацию политического и экономическо-
го характера о городе Пернике, ныне Ди-
митрово.

В октябре 1946 года она передала со-
труднику югославского посольства Родови-
чу письменное обязательство исполнять все
его разведывательные залания.
	1948 году Спасова установила связи
е сотрудником югославского посольства
Арсо Милатовичем, которому передала све-
дения 0б отношении населения Болгарии
к резолюции Информбюро о положении в
югославской компартии.
	затем суд перешел к допросу евидетель-
ницы Дарины Стойковой, гражданки Юго-
славии. Она работала во втором Софийском
районном комитете Болгарской коммунисти-
ческой партии и выполняла задания шпи-
онского характера, которые давал ей Арсо
Милатович. Используя свое служебное по-
ложение, она снабжала Арсо Милатовича
сведениями о ЦК БИП, городеком и втором
районном комитете БЕП. Выполняя указа-
ния Apco Милатовича, свидетельница не
раз векрывала письменный стол секретаря
	второго районного комитета БЕ в Софии
	и переписывала секретные материалы.
	— С июня 1948 года ло февраля
1949. года, — показала Стойкова,— я снаб-
Mala югославскую разведку важными све-
дениями 0б экономическом положении бол-
гарской деревни и т. д.
	— В мае 1949 года,— заявила Дарина
Стойкова,— ЦК югославской компартии
предложил мне остаться в Волгарии. В
связи с этим Милатович предупредил ме-
ня, что если я буду арестована, то не
должна давать никаких показаний. Мила-
тович передал мне, что Центральный ко-
митет югославской компартии в случае
моего ареста рекомендует мне выступить
на процессе с обвинением Центрального
комитета Болгарской компартии в нацио-
нализме, заявить, что меня арестовали
только потому, что я сербка, обвинить
работников управления болгарской госу-
дарственной безопасности в том, что они
меня морально и физически истязали,
рассчитывая таким путем получить нуж-
ные им показания. Такое ваше поведение
на суде, учил’ меня Милатович, нужно
для того, чтобы присутетвующие на про-
цессе иностранные журналисты разнесли
ваши показания по всему свету. ,
	5 то же время радио Белграда и радио-
станции капиталистичееких стран, сказал
мне далее Милатович, поднимут по этому
поводу большой шум, и болгарские власти
будут скомпрометированы и вынуждены
оправдать меня. Я согласилась с этим ре-
шением Центрального комитета югослав-
ской компартии. Милатович заверил меня,
что я буду получать за свою работу по
20 тысяч левов ежемесячно. г

Однако 1 июля Милатович сказал мне,
что ЦК югославской компартии потребо-
вал, чтобы я немедленно эмигрировала ‘в
Югославию, и обещал послать лучших
своих людей, которые проведут. меня че-
рез границу. Милатович заявил мне, что
моя эмиграция необходима потому, что
процессе в Болгарии, на котором я, навер-
ное, буду подсудимой, подорвет авторитет
как ЦЬ ютославской компартии, так и
югославского. посольства в Болгарии.
	После допроса Стойковой суд решил от-
казаться от допроса 17 свилетелей обви-
нения, Tak как их показания прокурор
считает излишними.

На этом закончилось утреннее заседа-
ние суда.
	Вечернее заседание
10 декабря
	СОФИЯ, 10 декабря. (ТАСС). На вечер-
нем заседании суда продолжался допрос
свидетелей,

Первым был допрошен Недялчо Ганчов-
ский, который с 1947 года служил в Со-
вете Министров. \

— 0собенно часто,— показал Ганчов-
ский, — Костова посещал посол Югославии
в Софии Обрад Цицмил. 06 этих встречах
ничего не было известно председателю Co-
вета Министров Георгию Димитрову. Так,
например, когда он узнал о встрече Кос-
това с Цицмилом, состоявшейся 16 июня
1948 года, он резко выразил свое глубо-
koe возмущение.

После допроса свидетеля Асена Григоро-
ва, рассказавшего о встрече Костова с
Карделем в конце 1944 г., суд приступил
к допросу свидетеля Емила Неделчева, а
затем свидетелей Цетра Коледарова и То-
дора Спасова, подтвердивших преступные
связи Трайчо Костова © американским
посланником в Софии Дональдом Хийтом,
английским генералом Оксли и полковни-
ком Бейли.
	(Продолжение следует).
	Закрытие четвертой сессии
	Генеральной Ассамблеи ООН
	НЬЮ-ЙОРК, 10 декабря. (ТАСС). 10 хе-   сессия Генеральной Ассамблеи организа-
кабря закончила свою работу четвертая   ции 0б’единенных наций.
	Коммюнике генерального штаба
Народно - освободительной армии Китая
	ПЕКИН, 10 декабря. (ТАСС). Вак пере-
дает агентство Синьхуа, в опубликованном
тенеральным штабом Народно-освободитель-
ной армии Китая коммюнике говорится,
что за сентябрь и октябрь освобождены из-
под ига томиндановцев 234 уездных цен-
тра и города и выведены из строя 470
тысяч солдат томиндановских войск.

За этот период освобождено около 3.380
тысяч квадратных километров территории
с населением в 46.516 тысяч человек. В
частности, полностью освобождены пять
провинций — Цинхай, Ганьсу,  Нинся,
Синьцзян и Суйюань. Последние две были
освобождены мирным путем. Среди осво-
божденных тородов пять провинциальных
столиц — Синин, Дихуа, Нинся, Гуйсуй и
Кантон.

Площадь освобожденной территории уве-
личилась до 6.834 тыс. квадратных кило-
метров, что составляет 71 процент всей
территории Витая. Всего освобождено
360.580 тысяч человек населения, или
75 процентов всего населения Витая.

Из 2.009 уездных центров: и городов
Китая освобождены 1.470, или 73 процен-
та всех уездных нентров и городов Китая.

В сентябре и октябре разгромлено 76
томиндановских дивизий, 207 тысяч го-
	миндановских солдат и офицеров захвзчено
в плен, 27 тысяч убито или ранено, 61
тысяча сдалась в плен, 161 тысяча вос-
стала против гоминдана и 14 тысяч сол-
дат гоминдановских войск приняли пред-
ложение о реорганизации.

` За этот же период 115 высших томин-
дановеких   офицеров были захвачены в
плен или перешли на сторону Народно-
освободительной армии. Среди них — 3 ко-
мандующих армиями, 4 заместителя коман-
дующих армиями, 4 начальника штабов
армий, 21 командир дивизий, 18 замести-
телей командиров дивизий, 12 начальни-
ков штабов дивизий, 1 командующий ка-
валерийской армией и 5 командиров кава-
лерийских бригад.

В числе захваченных военных трофеев:
3.062 пушки, 12.574 легких и тяжелых
пулемета, свыше 200 тысяч винтовок и
пистолетов, 119 противотанковых ружей,
12 огнеметов, 1.360 тысяч снарядов, 39
миллионов патронов, 100 тонн взрывчатки,
3 самолета, 1.843 автомашины и 5 тан-
ков.

Народно-освободительная армия^ сбила
два гоминдановских самолета и нанесла
повреждения 3 гоминдановским военным
кораблям.
	Заявление верховного комиссара от СССР
на Союзническом совете по Австрии
	ВЕНА, 10 декабря. (ТАСО). Вчера пед
председательством заместителя верховного
комиссара СССР в Австрии генерал-полков-
ника Желтова состоялось очередное заседа-
ние Союзнического совета.

Генерал-полковник  Желтов сделал на
этом заседании следующее заявление:

«За последнее время прогрессивная печать
и широкие общественные крути Австрии
неоднократно поднимали голос протеста про-
тив фактов возрождения нацистских орга-
низаций в стране, которые во все больших
масштабах развертывают открытую пропа-
танду фашизма и милитаризма и ведут под-
рывную работу против австрийской демо-
кратии.

В качестве основного центра неонацист-
ской деятельности выступает так назы-
ваемый «Союз независимых», возникший
в западных зонах Австрии. Состав и дея-
тельность этого союза не вызывают ника-
ких сомнений в том, что он преследует це-
ли возрождения запрещенной и распущен-
ной национал-социалистской партии, про-
паганды нациетекой идеологии и восетанов-
ления фашистского режима в Австрии.

Основные руководящие посты в «Союзе
независимых» занимают бывшие активные
нацисты и военные преступники — Kpayc,
Фриц Штюбер, Рабе Пессендорфер и дру-
гие.

Зарегистрированы факты, когда на ©об-
раниях «Союза независимых» откоыто про-
	поведовалиеь пацистекая идеология и идеи
реваншизма, ‘распространялись листовки ©
изображением ‘фашистской свастики, раепе-
валея фашистский гимн. В то же время
неонацисты из «Союза независимых» зани-
маются травлей и угрозами по адресу де-
мократических элементов в Австрии.
Сообщения австрийской печати о TOM,
что за пирмой «Союза независимых» скры-
вается широко разветвленная подпольная
фаптистская ортанизация «Шпинне», руво-
водимая из нацистского центра в Западной
Германии, требуют самого серьезного рае-
смотрения в Союзническом совете.
	Однако «Союз независимых» не един-
етвенная организация  возрождающегося
фантизма в Аветрии. .Так называемый
«Молодой фронт», созданный в составе на-
родной партии, также является неонациет-
ской организацией, во главе которой стоит
граф Штрахвиц, соучастник осужденной
австрийским судом подпольной фаптистской
групны Соучека.

Издаваемая этой организацией газета
«Ди нейе фронт» прославляет военных и фз-
шистеких преступников, гитлеровбкую ap-
мию и ее злодеяния на бывших оккупиро-
ванных территориях.

Существование. таких организаций, Bax
«Союз независимых» и «Молодой фронт»,
нельзя не рассматривать как угрозу во3-
рождения фаптизма в Австрии. Неонациет-
ское движение представляет тем большую
опасность для демократического развития
Австрии, что это движение не только не
пресекзется австрийскими властями, но,
напротив, факты показывают, что руковод-
ство правящих партий вступило фактиче-
ски в стовор с бывшими руководителями
гитлеровской партии.

Советская часть в свое время уже обра-
щала внимание Союзнического совета на
факты сговора лидеров народной партии в
г. Гиюнде с гитлеровскими гаулейтерами,
эсэсовекими генералами и другими военны-
ми и нацистскими преступниками, сговора,
направленного против демократического
движения в Австрии.

Советская часть обращает внимание на
новое соглашение лидеров народной партии
со ста крупнейшими гитлеровскими вожа-
ками, заключенное в Граце непосредствен-
но перед выборами в австрийский парла-
мент, происходившими в октябре с. г
	Ъак видно из декларации, опубликован-
ной нацистскими гаулейтерами и военными
преступниками в газете народной партии
«Штейерблатт» 27 сентября 1949 года, ли-
деры этой партии обязалиеь добиться от-
мены антинацистских законов, одобренных
Союзническим советом, и обеспечить для
бывших ставленников фашистского режима
полную свободу политической леятельноети.
	Такая политика правящих кругов чре-
вата большой опасностью для демократи-
ческого развития Австрии. Она находится
также в прямом противоречии с согласо-
ванной статьей 9 проекта австрийского
	договора. В ›гуказанной статье говорится,
	что «Аветрия должна завершить мероприя-
тия, уже начатые путем введения соответ-
ствующих законов, одобренных Союзниче-
ской комиссией по Австрии, по уничтоже-
нию национал-социалистской партии и ее
филиалов и подконтрольных организатий,
включая политические, военные и нполуво-
енные организации на территории Австрии,
Австрия также должна продолжать усилия
по искоренению из австрийской политиче-
ской, экономической и культурной жизни
всех следов нацизма; должна обеспечить,
чтобы вышеуказанные организации не бы-
ли возрождены в какой-либо форме, и пред-
отвратить всякую нацистскую и милита-
ристекую деятельность и пропаганду в
Австрии».

Несомненно, что активизация неонацист-
ской деятельности в Австрии стала воз-
можна лишь вследствие того, что в запад-
ных зонах страны действительная денаци-
фикация не проведена, военные и фашиет-
ские преступники остались безнаказанны-
ми, до сих пор не выполнены четырехсто-
ронние решения относительно демократиза-
ции Австрии, ‘ликвидации последствий го-
сподства фаптистекого режима и искорене-
ния нацистской идеологии.
	Советская часть считает возможным
привлечение к участию в общественной и
политической жизни Австрии тех из быв-
ших неактивных нацистов, которые по-
рвали с нацистской идеологией и доказали,
что они желают теперь честно работать
вместе с демократическими силами стра-

ны в деле проведения демократических
преобразований в Австрии.
	Однако советская часть считает, что Co-
юзнический совет не может не реагировать
на факты активизации в Аветрии нацист-
ских элементов и организаций, деятель-
ность которых запрещена законом от 24 ию-
ля 1946 года «06 ни с национал-
социалистами».

В связи с этим советская часть вносит
следующий проект решения Союзнического
совета:

1. Предложить аветрийскому правитель-
ству представить Союзническому совету
к 1 января 1950 года доклад, освещающий
применение закона № 25 ‘or 24 июля
1946 г. «Об обращении © национал-социа-
листами». В докладе должны быть указаны
не только конкретные меры, уже принятые
австрийским правительством во исполнение
этого закона, но и те мероприятия, которые
в связи с активизацией неонацистских орга-
	низаций в стране правительство намерено
	предпринять для предотвращения возрожде-
ния фашизма в Австрии и недопущения
пропаганды фашистской идеологии и мили-
таризма, в какой бы ‚форме это. ни прояв-
лялось.

2. Рассмотреть доклад, который будет
представлен австрийским правительством,
на заседании Союзнического совета в пер-
вой половине января 1950 года».
	ВЕНА, 10 декабря. (ТАСС). На вчерашнем
заседании Сотюзнического совета по Авет-
	‘рии американский и французский предета-
	вители уклонились от немедленного приня-
тия советских предложений, внесенных со-
ветской частью Союзнического совета, HO
вынуждены были согласитьея передать
заявление генерал-полковника Желтова на
изучение в политический директорат. Од-
нако британский представитель воспроти-
вился и такому решению, открыто высту-
пив Тем самым в роли опекуна австрийского
неонацизма. Ввиду позиции, занятой бри-
танским представителем, дальнейшее об-
суждение вопроса перенесено на следующее
заседание Союзнического совета.
	Далее был обсужден вопросе о выдаче
французскому правительству нескольких
военных преступников, находящихея на
территории Австрии. Американский и бри-
танский представители, продолжая свою
обычную политику покровительства воен-
ным преступникам, поставили выдачу пос-
ледних в зависимость от ряда условий. В
частности, британский представитель на-
стаивал на том, чтобы австрийские власти
вновь произвели «расследование» по де-
лам этих лиц, вина которых давно доказа-
на и подтверждена документами. Совет-
ский представитель поддержал требование
французской части о том, чтобы военные
преступники были выданы Франции для
суда над ними. :
	Вследствие разногласий этот вопрос’ 0с-.
	талея неразрешенным.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6, Пушкинск:
Экономического—К 4-72-46; Сельского хозяйства-—К 0-98-71; Пропаганды-_Кк 5-23-20:
		Пе мо сс:  ЗЗАЗИОВ  роДЯБА И. АЛЯ справок —К 3-25-М; Секретариат — К 4-
Науки и техники—К 5-76-17; Школ и вузов—К 3-69-03; Литературы и искусства—К 0-57-27:
	Издательство—К 4-11-45, К 4-15-06. Прием об’явлений в Москве к 5-74-38, в Ленинграде—35-78.
	Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5.
	i-36; Советского строительства —!
Критики и библиографии—К 4-73-64;
	строительства — К 4-15-09; Иностран!
рафии—К 4-73-64;3 Boernoro—K 5-68-59;