СРЕПА. 14 ДЕНАБРЯ 1949 г. № 294 (10134)
	ссть на свете
страна
	Есть на свете страна,

Всех прекрасней она,

Всех могучей она и раздольней,
Шар земной обойдешь,

М нигде не найдещь,

Глё бы людям дышалось привольней.
	Где на радостный труд
Люди с песней идут.

Й шумят полноводные реки.
Где навек утверждев
Всенародный закон

О счастливой судьбе человека.
	Есть на свете страна,

Всех прекрасней она,

Юность солнцем весенним согрета
М сердца всех людей
Устремляются к ней,

К лучезарной отчизне Советов.
	И плывут корабли

К берегам той земли,

Где вароды все стали родными,
Где светлей вебосклон,

И звучней всех имев
Лучезарное Сталина имя,
	Александр ЧУРКИН.
	ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ
	ВБодохновенный труд
	Турбовтроение — исключительно трудная.
	й сложная область техники. Но, как учит
нае товариш Сталин, нет таких крепостей,
которых не могли бы взять большевики.
Й советекие турбостроители, влохновляемые
великим Сталивым, овлалевают всё яовыми
Й НОВЫМИ высотами техники, логоняя й fie-
регоняя старейшие капиталистические тур-
	бостроительные фирмы.

Общеизвестно участие нашего завода в
осуществлении ленинсво-сталинекого плана
электрификации страны. С 1924 по 1931
гол завод имени Сталина увеличил головой
выпуск турбин в десятки раз. В 40-
революпионное время за десять лет — с
1907 во 1917 — металлический завод в
Петрограде построил всего 26 турбин 00-
ей мощностью в 9 тысяч киловатт.
	С кажлым годом росла мощь советекой.
	индустрий, усложнялась техника, туроо-
строения, завод амени Сталина выпускал
все более вовершенные ‘машины. Уже da
исходе первого десятилетия советской вла-
сти завод постройл первую мощную паро-
вую турбину в 10 тысяч киловатт. A сей-
tac наша страна завоевала приоритет по
производетву сверхмошных паровых турбин
в 100 тысяч виловатт fan вормального,
	тае Й ВЫСОКОГО давления при 3 тысячах
	оборотов в минуту. Рекордные @0 размеру
последние рабочие лопатки советекой ма-
шины 46 имеют себе равных в мировой
практике турбостроения. Ко времени вы-
пуска этих машин ни одна из иностранных
	фирм. в том числе и американских, не су-
	мела создать похобных.

В. предвоенные годы впервые в мировой
практике  гидротурбостроения Ленинграл-
еким металлическим заводом были спроев-
тированы и изготовлены поворотно-лопает-
ные гидротурбины е диаметром колее в 9
метров. Эти турбины a to cel лень яв
ляются самыми Брупными и мошными в
мире машинами такого типа.

Й в периол довоенных пятилетов, и в су=
ровую годину военных испытаний, й в по=
слевовнное время путеволной звездой лая
нас было имя Сталина,

Никогла вам не забыть радостных дней
лета 1946 гола. когла заводской коллектив
отмечал врупную производственную победу,

Завол выпустил тогла первую в CCCP
быстрохолную паровую турбину высокого
давления мошностью в 100 тысяч килое
ватт.

Это был новый шаг коллектива завола
на пути борьбы за технический прогресс,
Выпуск этой быстроходной. экономичной
паровой турбаны высокого давления являл
собой воплощение творческих исканий й
научной мысли советеких ученых, конол-
рукторов. инженеров. техников. рабочих,

Великой награлой для нас, турбостройте:
лей. было получение привететвенной те-
леграммы товарища И. В. Сталина. Тель»
грамма гласила:

«Ваша работа обогатила советскую ta-
уку и технику новым достижением.

Желаю коллективу работников завода
дальнейших успехов в деле обеспечения
технического прогресса в советском энер
гомашиностроений».
	Ободряюшее сталинсвое слово BAOXHOBE-
	ло весь заводской коллектив на новые
творческие дерзания, на Новые трудовые
ПОЛВЯГЯ,
	Прошло немного времени, ий завол олер-
жал новую блестящую производственную
победу, создав мошную гидротурбину для
Днепровской ГЭС имени Ленина. Это была
трудная и вместе с тем почетная задача,

Нэш коллектив должен был создать тур-
бину более мощную, чем довоенная, но с
таким условием, чтобы габариты остались
прежними и турбина могла стать на преж-
ние фундаменты.

Сложным было это новое задание роди-
ны. Но мы выполнили его по-коммувиети-
	_ Второе пребывание товариша Сталина в
Сольвычегодеве отмечено активной работой
среди ссыльных и местного населения, Он
проводит собрания политических ссыльных,
	читает рефераты, обсуждает е ними волну-
	юшие политические вопросы, организует
социал-демократичесвую группу в Сольвы-
чегодеке и устанавливает связь.с социал-
демократами из Яренска, что в 200 кило-
метрах от Сольвычегодеква.

Наблюдение за товарищем Сталиным co
стороны полиции усиливается. Начальник
вологодского  жандармского управления
предлагает Цивилеву ‹усилить наблюдение
за Джугашвили и принять меры в воспре-
пятотвованию ему побега из-Нод надзора
полиции». Цивилев доносит: «усиленный
надзор полиции за Джугашвили учреж-
ден».

Дом, в котором живет товарищ Сталин в
Сольвычегодеке, берется под особое наблю-
дение. В его комнате часто производятся
обыски. Одна из картин в музее показыва-
ет, как уездный исправник Цивилев про-
извохит очередной ночной налет на комна-
ту товарища Сталина. Разбросаны вое ве-
щи ий бумаги, но ничего не найдено, и
Цивилев готов лопнуть от злости,
	Против товарища Сталина уездный ис-
правник применяет самые различные меры
	наказания. То он удерживает с него штраф
из скудного пособия ссыльного за недозво-
ленное посещение спектакля, то арестовы-
вает и заключает в сольвычеголекую тюрь-
	му на трое суток,

Самым примечательным событием во
время втораго пребывания товарища
Сталина в Сольвычегодске было установле-
ние связи с Владимиром Ильичем Лениным,
31 декабря 1910 года товарищ Сталин
пишет в ЦЕ партии известное «Письмо из
сольвычегодской ссылки», в котором цели-
ком поддерживает ленинскую тактику пар-
тийного блока сторонников сохранения и
укрепления нелегальной пролетарской нар-
тии, резко бичует «тухлую беспринции-
ность» Троцкого, выдвигает план органи-
зации работы партий в России. В конце
письма товарищ Сталин заявляет: «Мне
остается шесть месяцев, По овончании сро»
ва я весь в услугам. Если нужда в работ-
	чески. по-большевиетеки. Влохновленный
вниизнием великого Сталюна, заводской
коллектив добилен успеха. Самая мошная
в Европе гидротурбана была созлана. В по-
следующие телы завол выпустил еше не
сколько таких же Турбйн; эксплоатапиой-
ные кааветвя их В коэфаниент полезного
действия выше. чем у новых олнотииных
американских турйин.

Вместе со всеми ленингралпами 2 апре-
ля мы лали великому Сталину слово кре-
пить творческое содружеетво науки й про-
изволетва. посвятить все евов силы, aHa-
ния й опыт борьбе зв ‘техническяй про-
rpece промышлевноети, Мы стремимся. ка-
жлый на своем посту. труловыми делами с
честью выполнить это обязательство.

С кажлым годом в цехах завола растет
число новаторов. етахановпев. воспитывае-
мых заволекой партийной и профсоюзной
организапиями ий неуклонно повышающих
свой культурно-техняческий уровеяь, Каж-
Ant день нашей работы свидетельствует о
том. что тпорчесвая энергия народа нейс-
черпаема: Кажлый день влохновенного тру-
ла советских людей проникнут пламенной
верой в торжество илей партии Ленина —
Сталина. горячей любовью к нашему мудро-
му вожлю и учителю великому Сталину.
	Многотысязный воллевтив вашего 8а-
	вола широко развертывает  социалисти-
чёское соревнование в ознаменование 70-
летия Иосифа Виссарионовича Сталина,
	Наш коллектив решил в 21 декабря вы-
пустить на миллионы рублей сверхолановой
	продукции, собрать лве турбины высокого
	тавления и лоерочно завершить годовой
план произволетва турбин малой мощности.
Мы и внрель булем с еще большей энергией
бороться за выполнение заланий праритель-
ства 0б обгепечении технического прогресса
в советеком энергоматиностроении.

Соревнование в честь 70-летия великого
Сталина рожлает вовые имёна, становится
массовым. захватывает Beth завод.

В паротурбинном пехе в эти дни стали
широко известны имена стахановцев-ка-
русельшиков тт. бомкова и Васильева. Ha
	три дня раньше срока они завончили обра-
	HOTRY стальных Дисков и чугунных диа-
parm.

Образен трудовой доблести показал сле-
сарь-еборшик тов. Шабаршин. Он отбалан-
сировал ротор турбины за 36 часов при
норме в 96 часов.

Сложное залание было поручено слеса=
рю-сборщику, депутату Ленинградекого го-
ролекого Совета тов. Федотову. Он собрал
блок золотника регулятора турбины 3a
24 часа. тогла как на это обычно требует-
ся пе мепьше трех суток.

Неся стахановскую вахту я честь 70-ле:
тия со дня рождения товариша Сталина,
комсомольско-мололежная брагада станоч=
ников, возглавляемая Юрием Харитоновым,
каждый лень дает полторы й больше норм
вытпаботки,

Ймя великого Сталина, которое с честью
носит наш завод. обязывает нас “и впредь
итти в первых рялах борпов за техниче“
свий прогресс, 3% лальнейшее укрепление
могу шества нашей страпы, за построение
коммунизма,

Or всего cepana желаем любимому
отну в учителю — Иосифу Виссарионовичу
Сталину лоброго здоровья и долгих лет жиз-
ний н8 благо веего советского народа, на
благо всех трудящихся.

Стахановць и инженерно-технические
работники Ленинградского металличе>
ского завода имени Сталина: .

токарь * скоростник В. БИРЮКОВ,
кузнец А. РЯБОВ, слесарь-сборщик
В. БАЛАГУРОВ, слебарь И. КРАС-
НОУМОВ, слесарь-лекальщик Б, КУ-
ЛАКОВ, модельщик М. ИЛЬИН, глав-
ный конструктор гидротурбин Н. КО-
ВАЛЕВ, и. о; главного конструктора
паровых турбин К, СПИРИДОНОВ.
	никах в самом деле острая, то Я МОГУ СНЯТЬ
ся немедленно».
Письмо Сталина, перехваченное охран-
	вой, вызвало переполох в жандармевих
вругах. Значительность содержания письма,
& главное, вылающаяся роль его автора
среди большевиков были ясны. Но кто же
автор? Кто скрывается под инициалами
«В, С.»? В музее экспонирована в копиях
переписка, посвященная выяснению фами-
	лий ий автора письма. 11 января 1911 10-
да заведующий овобым отделом департамен-
та полиции начинает? эту переписку, и
только 18 мая 1911 гола ишейкам па-
ризма удается установить, что автором
письма явлаетея Иосиф Виссарионович.
	Осмотрены залы музея, размещенные в
бывшем доме Григорова. Перед посетителем
раскрылась одна из страниц, героической
биографии вождя. Посетитель пересекает
улицу и входит во двор домика Вузаковой.
Во дворе —— скульптурный портрет вождя.
Лестница ведет в домик, три окна которого
смотрят нз улипу. Комната, в которой мно-
ro дней и ночей провел товарищ Сталин.
Здесь он читал, писал, здесь беседовал с
товаришами. Все сохранено в том виде, в
каком было в те годы: деревянная кровать,
диван с высокой спинкой, стол, за кото-
рым работал товарищ Сталин, стулья, rpec-
ла, лампа, — вся неприхотливая обетановка.
Из этой комнаты, из этого городка товарищ
Сталин выехал 6 июля 1911 года по про-
ходному свидетельству в Вологду...
	Мы идем по улицам  Сольвычегодска,
полные незабываемых ошущений от только-
что виленного.
	Вывески на домах говорят нам о новой
жизни города: педагогическое училище,
библиотеки, школы, ремонтная травторная
	мастерская Вотласского лесозаготовитель-
ного треста ит. A
	Широко известен в стране Сольвычегод-
ский курорт. Десятки людей приезжают в
Сольвычегодек с разных концов страны де-
читься грязевыми ваннами местного ку-
рорта.

Вольно и свободно дышится ныне на
улицах Сольвычеголека!
	1. КУДРЕВАТЫХ,
г. СОЛЬВЫЧЕГОДСК.
	пиалистичесное соревнование

Обязательства железнопорожников
	мой, головой план среднего ремонта паро-
возов завершить досрочно в 21 декабря.
Железнодорожники обешают сэкономить дб-
полнительно & прежним обязательствам не-
сколько тысяч Тонн топлива, снизить себе-
стоимость перевозок неё менее. чем на

3,5 пропента.
*
	Коллбнтив Октябрьсной магистрали при-
нял обязательство досрочно выполнить го-
довой план погрузки и BK знаменательной
дате погрузить тысячи вагонов сверх пла-
На: 34 счет превышения весовой нормы
поездов перевезти сверх нормы десятки
тысяч тоня грузов.
	х

Коллектив Одесской Железной дороги
увеличил  срёднесуточную погрузку по
	сравнению © 1948 голом на 14 пропев-
тов. Коллектив взял Новые. повышенные
обязательетва. Он обещает 16 левабря за-
вершить госуларетвенный Man перёвозок.
Намезено превыейть задание fio перевоз-
кам в Тоннб-километрах на 5 пропентов й
на олин чае бнизить залание по обороту
	делезнолорожники Советской страны но-
выми успехами в Труде решили ознамено-
вать 70-летие со дня рождения товарища
И. В. Сталина. Паровозники. нпутейны, ва-
гонники, связисты и движенцы берут но-
Bie бсопиалистаческие обязательства,
*
	Ноллектив Юго-Западного округа №6-
лезных дорог 8 декабря заверптил годовой
план погрузки. Млан перевозки грузов в
тарифных тонно-километрах выполнен на
100,5 пропента. Железнодорожники решн-
ли значительно перевыполнить заланяе 10
0б’ему перевозок. К 21 лекабря намечено
завершить головой плав пол’емочного и
среднего ремонта паровозов, & также зала-
ние по капитальному и годовому ремонту
грузовых ватонов.
		вагонов. В концу 1949 года железнодорож-
нйки дали слово сберечь много топлива й
получить 17 миллионов рублей сверхила-
Новых накоплений,

*

Коллектив Оренбургской железной дороги
обязался в 21 декабря выполнить задание
по среднесуточной погрузке на 115 про-
центов. В обязательствах предусмотрено
снизить простой паровозов на среднем и
под’емочном ремонте на одни сутки и на
промывочном — на 5 часов.

* .

Повышенные сопиалистические  обяза-
тельства взяли Также коллективы Запад-
ной, Нишиневской, Новельской й других л0-
рог страны. Железнодорожники заверяют.
что, развернув соревнование в честь дорогой
для каждого советекого Человека даты —
70-летия великого вижля и учителя наро-
лов товарища И. В, Сталина, они добъются
новых успехов, внесут свой вЕлал в дело
дальнейшего укрепяения могущества сопиа-
листической родины.
	Коллектив Московско-Ниввской железной
дороги дал елово улучшить качественные
показатели работы, ускорить оборот ваго-
нов нз 4—5 часов по сравнению с нор-
	Выставка. посвященная
	семидесятилетию
Й В Сталина
	ВИЕВ. 13 декабря. (flo tenets. ст 695.
корр.). В Государственной публичной бис-
лиотеке УССР открылась большая  BL-
ставка, посвященная 70-летию Иосифа
Риссарионовича Сталина. В трех этажах
выставочного помещения размещено свыше
1.300 экспонатов —= дитература, фотодо-
кументы, иллюстрации, картины.

Выставка открывается разделом: «Ве-
ликое содружество гениев человечества
В. И. Ленина и И. В. Сталина».

Многочисленные экспонаты девятнадцати
разделов повествуют о подпольной работе
товарища И. В. Сталина, о Том, как он
вместе © великим Лениным создавал и
укренлял большевистскую партию, руково-
дил Октябрьским вооруженным восстанием,
4 затем укреплял и отстаивал от интёрвен-
тов молодое Советское государство. Ярко
показана роль товарища И. В. Сталина
как создателя Вооруженных Сил СССР, как
стратега и руководителя борьбы советского
народа против немецко-фатистских захват-
чиков в годы Великой Отечественной
войны.

В специальном разделе собраны доку-
менты, отображающие роль товарища
И. В. Сталина в создании Украинской С6-
ветской Социалистической Республяки. Здесь
среди многих экспонатов представлены
статьи и речи товарища Й, В. Сталина об
Украине.
	Большое место на стэндах занимают
труды товарища И. В. Сталина, изданные
на языках народов СССР, в том числе на
уврайнском языке. Всего за годы советской
власти на украпнеком, русоком и языках
других народов в республике издано 782
названия произведений И. В. Сталина 00-
щим тиражом в 42.909 тысяч Экземпля-
ров. Среди художественной литературы о
товарище И. В. Сталине 0с0бое вниманяе
посетителей привлекает Только-ЧТо издан-
ная книга «Иосифу Виссарионовичу Сталину
от писателей Советской Украйны». На вы-
ставке собрано свыше 50 лучших хуло-
жественных произведений 0 товарище
И. В. Сталине и множество других эвепс-
HATOB. Е
	Накануне пуска новой линии
московского метосполитена
	Заканчивается строительство первого
участка Большого кольца  московекого
метрополитена. На новой линии метро по-
строены шесть станций: «Курская», «Тз-
ганская», «Павелецкая», «Серпуховская»,
«Калужская», «Парк культуры и отлыха
имени Горького». Завершено внутреннее AX
оформление, идет последняя отделка вести-
бюлей. На станции «Таганская» установле-
но панно «Народ-победитель приветствует
великого вождя товарища Й. В. Сталина».
Великолепные подземные дворпы метро

скоро будут полностью готовы кв приему
	пассажиров и в пропусву поездов,
Двалпать три движущихся лестницы
соединяют вестибюли 6 пассажирскими
залами. Сейчас заканчиваются  поелед-
ние работы по установке сложного элевтро-
оборудования. Проверяютея механизмы пу-
скового участка — автоматические устрой-
ства, автоблокировка и сигнализания.
Управление московского метрополитена
полготовилось к приему новой линий. O6y-
чены кадры машинистов, электромехани-
ков, диспетчеров, начальников станций
для обслуживания первого участка Боль-
ого кольца. Разработан график движения
поездов. Шестивагонные поезда пойдут
	се интервалами в > минуты.
	Производственные подарки трудящихся Казахстана
	Зался довести в декабре выработку двух
свойх врубовов fo 25 тысяч тонн yraa.
Слово свое он держит крепко. Каждый лень
Барский выполнят по две-три нормы,
	обеспечивая тем самым фронт ра007 для
	горняков целого Участва. БВ результате
воллектив этого участка уже добыл сверх
плана четыре эшелона угля.
Замечательных уснехов добились стаха-
opin требта «Вараганлаугольразрез». Став
Ha стахановевую вахту в чветь 70-летия
товариша И, В. Сталина, горнаки утлеёраз-
	рёзов обязались добыть в 21 декабря хе-
	сятки эшелонов‘ угля свзрх плана й 6©э50-
НомиТть путём снижения себестоимости
продукции сотни тывяч рублей. Слово у
торняЕов н6 расходится с делом. Они пер-
ВЫМи 6 бассейне завершили выполнение
годового плана по “Лобыяе п сейчас дают
уголь сверх программы. :
Особенно серьезных успехов добились в
этй AHH бтазановны воврышных работ
	В городе-герое
	СТАЛИНГРАД, 13 декабря. (flo renew.
or cod. корр.). Трулящиеся СОталянграда не-
сут почетную вахту в честь 70-летия това-
puma VU. B. Сталина.

Огромный трудовой полем в STH atin
в цехах Сталингралекого тракторного заво-
да имени Дзержинского. Коллектив завода,
решив залачу безостановочного перехода
производетва на выпуёк дизельных трав-
торов, успешно добивается освоения мас=
сового выпуска Новых. машин. Многие
участки ий цехи перевыполняют суточные
графики полачи деталей на сборку.

Сталинград — город-стройка, Ежедневно
он требует сотен тысяч кирничей; и этот
вирпич дают ему местные заводы. Один
только коллевтив завола силикатного кир-
пича № 4 дает городу ежесуточно по
160 тысяч кирпичей вместо 110 тысяч по
плану. Рабочие и инженеры завола обя-
залнеь в 21 декабря дать сверх годового
плана 8 миллионов кирпичей.

По-етахавовеви трудятея строители го-
рода. особенно Те, кто возволит здания на
проспекте имени Сталина. Досрочно завер-
шйл головой план трест «Сталинграджил-
строй». В декабре сталингралцы получили
от строителей 77 новых квартир,

Много трудовых подарков готовят сталин-
градпы в 70-летию товариша И. В. Сталина,
е именем которого неразрывно связана вся
героическая история города-героя.
	Сольвычегодека. Продолжительное время
товариш Сталин находился в заключении в
вологодской тюрьме, потом попал в вятскую
тюрьму. Только 27 февраля 1909 года он
прибыл в Сольвычегодск.
	Й вот минуло более сорока лет с той
	поры, как товарящ Сталин Этапом был до-
	ставлен в э70т заброшенный северный го-
родок на берегу Вычегды. Ныне бвоветекие
люди со всех концов земли приезжают в
Сольвычегодск, входят в комнаты двух до-
миков на восточной окраине города и с
глубоким душевным волнением знакомятся
с одной из ярких страниц биографии вели-
кого вождя,

В годы ссылки в одьвычетодека гова-
риш Сталин жил в доме Григорова и в доме
Вузаковой. Теперь в обойх домах — музей.
В нем побывали десятки тысяч человек.
Здесь были люди из Воркуты и Нарьян-
Мара, из Тбилиси и Одессы, из Ленинграда
и Таллина, из Владивостока и Фрунзе. Сю-
да приезжают специальные экскурсии из
Кировской, Вологодской и Молотовской об-
ластей.
	В бывшем домике Григорова посетитель
знакомится с документами, похробно оеве-
щающими период пребывания товарища
Оталина в Сольвычегодеке. Находясь в
ссылке, товаришг Сталин все время неутоми-
мо вел пропагандистекую работу среди
ссыльных и местного населения, держал
связь с большевиками, находившимися на
свободе.

С первых дней пребывания товарища
Сталина в городе уездный исправник Ци-
вилев установил за ним тщательное наблю-
дение, Бак за наиболее видным политиче-
ским деятелем. Материалы музея говорят о
том, что товарищу Сталину удавалось про-
водить беседы и даже устраивать сходки в
лесу на берегу Вычегды.

Но вот в донесениях и рапортах уездного
исправника и вологодского жандармекого
управления появились тревожные ноты.

Беспокойство охватило полицейских ищеек
многих городов страны: 24 июня 1909 гола
	товариш Сталин бежит из Сольвычегодской
вгеылки.
	Документы 0 побеге дополняютея двумя
	углеразреза № 4. За один день машинисты
экскаваторов вскрыли поролы на 5.600
кубических метров больше, чём прелусмат-
ривалось в обязательстве. Такая высокая
выработка в зимних условиях достигнута
в Вараганле впервые.

Сотнй тонн еверхиланового угля лают
коллективы шахт имени Жданова, имени
Вирова, № 1. № 48.

Большие производственные подарки го-
TORAT к знаменательной дате горняки мно-
гих крупнейших рудников республики,
Первенство в соревнования держит кол-
лектив Лжезказгана, обязавшийся дать в
21 декабря сверх плана несколько эшелонов
	руды. Среднесуточная добыча руды Aa
шахтах ПШжезказгана достигла уровня
1950 года.
	_ Коллективы переловых шахт №№ 12, 32.
34, 41 досрочно завершили выполнение го-
хового произволственного задания и сейчас
добывают сотни тонн руды сверх плана.
	У КОЛХОЗНИКОВ
Закарпатья
	УЖГОРОД, 13 левабря. (По телеф. от
с0б. Норр.). С болышим под’емом встречают
дорогую веёем дату труженики колхозных
полей Советекого Закарпатья. В колхозных
клубах й библиотеках проводятся лекпий п
беседы о жизни и деятельности великого
вождя. Хлеборобы берут на себя новые, 6б0-
лее высоки обазательства. .
	Колхозники сельхозартели «Перемога»
Ужгоролекого округа. которые выступили
инициаторами выращивания двух урожаев
в гор решили fo лню 70-летая товарйша
	И. В. Сталина полностью закончить осев-
ние подготовительные работы к вырашива-
нию двух урожаев гречихи и проса в 1950
голу. Полеволческие бригалы Фелора Гиди п
Фелора Сани завлючили договор ва соий-
алистическое соревнование. В течение двух
дней эти бригалы завевали пб 5 гектаров
подсолнечника и по стольку же гектаров
проса под зимние посевы, а к 31 декабря
обязались засеять еще по 15 гектаров.

На заседаний правления колхоза имени
Буденного Вереговекого округа вынесено
решение в ознаменование славного юбилея
великого вождя полностью закончить Е
21 декабря ремонт еельекохозяйственного
инвентаря. Для этого кузнечные мастерские
выработали специальный график. Уже от-
ремонтировано много различного инвентаря.

красочными картинами. На одной из них
показано, как в вечерний час товарищ
Сталин отталкивает лодку от крутого бе-
рега Вычегды, на другой — он уже на ле-
вом берегу реки, уходит в глубь страны.
	Из Сольвычегодека через Петербург
товарищ Сталин возвращается в Баку. Най-
более верный и до вониа последовательный
ученик и CHOIBHRMAAR Ленина, он ведет
на Кавказе решительную борьбу против
ликвидаторов и отзовистов, подготовляет с0-
зыв партайных конференций в Баку и Тиф-
лисе, налаживает издание большевистских
газет, пишет для них боевые статьи. В этот
период в печати появляютея знаменитые
«Письма с Кавказа», статьи. «Партийный
кризис и наши задачи», «Из партии» и дру-
гие, в которых товарищ Сталин дает смелую
критику состояния партийных организаций,
выдвигает план преодоления кризиса в
партии.

Сыскная полицейская служба поставлена
на ноги, После многих попыток она, нзко-
нец, напала на след, и 23 марта 1910 года
товарищ Сталин был сеновз арестован в
Баку и заключен в Баиловскую тюрьму.
Один из документов, находящихся в Соль-
вычегодском музее, показывает, какую тре-
	вогу у полиции вызывала нелегальная ра-
ботз товарища Сталина. Начальник бакин-
ского жандармекого управления доносит:
«Джуташвили является членом Бакинского
Комитета РОДРИ, известный в организации
	под кличкой «Коба»... Он требует, ввиду
«упорного участия» товариша Сталина,
«несмотря на все алминистративного ха-
рактера взыскания, в деятельности револю-
пионных партий, в коих он занимал всегда
видное положение, и ввиду двухкратного его
побега из мест административной вы-
сылки...» применения в товарищу Сталину
самого сурового наказания.
	23 сентября 1910 года товарища
Сталина высылают из Баку этапом снова
в Сольвычегодск, куда он и прибывает
29 октября 1910 года. Он останавливается
снова в доме Григорова, а потом переби-
рается в домик Вузаковой.
	АЛМА-АТА. 13 декабря. (По теле. от 508.
Kopp.). Дни большого ий радостного под’ема
переживают сейчас трудящиеся Вазахстана.
Поступают все новые и новые сообщения
о растуших трудовых успехах горняков,
нефтяников и металлургов республики,
несущих почетную вахту в честь 70-летия
любимого друга и вождя советского народа
великого Сталина. Среди утольшиков Ёа-
раганды во главе соцпизлистического сорев-
нования илут Шахтеры треста, носящего
имя вёликого вождя,

Горняки треста «Сталинутоль» обяза-
лись дать в подарок родинё в 21 лекабря
десятки эшелонов тонлива свёрх плана.
Свое обязательство шахтеры выпойняют с
честью. Темпы добычи угля во вбех шах-
тах треста в эти дни превышают ноябрь-
ские. Коллективы многих шахт и сотня
лучших стахановнев добились Небывалой
производительноети труда. Знатный вруб-
машияйст шахты № 18 тов. Барский обя-
	Годовой план выполнен
досрочно
	Воллектив Люберецкого завода сельско-
хозяйственных машин имени Ухтомекого
обязался Е 12 декабря завершить годовой
нлан по выпуску товарной продувиий. Это
обязательство выполнено на лень раньше
намеченного срока.

Рабочие всех пехов предприятия несут
стахановскую вахту в честь 70-летия
великого Сталина. Свыше 900 стахановнев
уже завершили но 4-—12 годовых норм.

*

Коллектив Московского завода antoMo-
бильных Электромашив (АТЭ-1) в озна-
менование 70-летия со дня рождения ве-
Ликого вождя советского народа товаряШа
И. В. Сталина взял обязательство —= в
13 лекабря 1949 года выполнить увели-
ченный годовой план.

Это обязательство коллектив АТЭ-1 вы-
полнил досрочно, 12 декабря, на 100,2
процента.

*

ОСИННИКИ (Кемеровская область), 13 де-
кабря. (ТАСС). Горняки треста «Молотов-
уголь» выдали последние тонны угая В
счёт годового плана. Значительно перевы-
полнеёно задание по горнополготовительным
работам и отгрузке угля потребителям.

По сравнению е прошлым годом ередне-
суточная добыча топлива возросла на
12 процентов.
	Иютые морозы здесь начинаются рано.
Уже в ноябре ледяной ветер несет е Вы-
чеглы колючую снежную крупу и обжигает
лицо. А когда разбушуетея ураган, над
полями поднимается снежная стена, ветер
воет протяжно и зло, сбивает человека с
ног. =

Село Возьминка, где мы находились,
стоит? в двух километрах ov Сольвыче-
тодека. Разделяет их широкая, бурная
лесная река Вычегда. Даже в студеную
пору лед медленно прихватываер ее во-
an. Чтобы попасть в город, пришлось
полчаса плыть на обледенелой лодке, ла-
вируя между льдинами. Древний русский
городок раскинулея на правом крутом бе-
регу реки. Несколько веков назад городов
был торговым центром на Севере, через
него шел тракт на Сибирь. Столетиями ме-
стное население стонало под гнетом безраз-
дельных хозяев здешнего края — Строгано-
вых. В прошлом веке парекое правитель-
ство превратило Сольвычегодск в место
ссылки. Со всех коннов России по этапу
сюла прибывали партии политических
ссыльных. Норой на две тысячи местных
жителей приходилось более четырехсот
ссыльных, «политиков», как их называли
	в наволе.
	Москвичи в ближайшее время получат
хороший похарок от строителей метро.
	Спектакль «Счастье»
в таллинском театре
	ТАЛЛИН, 13 декабря. (По телеф, от соб.
корр.). Государственный русский драмати-
ческий театр Эстонской ССР осуществил ин-
сценировку романа П. Павленко «Сча-
стье», приуроченную коллективом театра
к 70-летию со дня рождения товарища
И. В. Сталина. Введена сцена приема
товарищем И. В. Сталиным Воропаева в
Крыму. В пьесе показаны рост и героиче-
ский труд советских людей, идуших под
руководством большевистской партий от
победы в победе, их преданность великому

вождю трудящихся всего мира товариму
Й. В. Сталину.

Роль товарища И. В. Сталина исполняет
артист театра В. Д. Архипенко. В роли` Во-
ропаева — В. П. Акинфиев,
	Премьера спектакля тепло встречена зри-
телями.
	21 февраля 1909 года по этапу © пар-
тией политических ссыльных в Сольвыче-
тодск был доставлен Шосиф Виссарионо-
вич Сталин. Это была вторая ссылка
товарища Сталина. Первый раз товарищ
Сталин был выслан осенью 1903 года в
село Новая Уда Иркутской губернии на три
тола, но через сорок дней бежал из ссыл-
ки п снова вернулея на Кавказ, где раз-
вернул кипучую революционную деятель-
ность.

25 марта 1908 года товариша Сталина
снова арестовывают в Баку и заключают
в Байловскую тюрьму, где и держат почти
восемь месяцев, а затем 9 ноября 1908 го-
ла высылают в Вологодскую губернию под
тласный надзор полиции сроком Ha два
года.

Почти четыре месяца длился путь по
этапу из Баку до места ссылки — города