НРЕСЕНЫЕ, $ ЯНВАРЯ 19850 г. №
	и б5-летию со. дня
рождения Н, Я. Марра
	ЕРЕВАН, 1 января. (По телеф. от с55.
корр.). Общественность ‘Армении широко
отмечает 85-летие со дня рождения вы-
таЮщегося советского ученого академика
Н. Я. Марра.

Вчера состоялось заседание общего со-
брания Академии наук Армянской ССР, по-
священное Н. Я. Марру.
	Обгтее собрание заслушало доклады об
учения Марра о языне и его работе в об-
ласти армянчекого фольклора.

Инетятут языка имени Н. Я. Марра Ар-
мянской Академии наук в честь 85-летия
со дня рождения ученого проводит. вауч-
ную сессию. Поелготовлен к печати большой
сборвик трудов Н. Я. Марра.

Большая выставка. посвященная Н. Я.
Марру, открывается в Пелагогическом ин-
ституте имени Абовяна. Ва ней презстав-
лены работы лингвистов Советской Арме-
вии 0 Н. Я. Марре, локументы и иалю-
страции, отображающие пребывание и дея-
эльноеть ученого в Армении.
	А. БАГДАСАРЯН.
		7 (10156)
	ИЗВЕСТИЯ. СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Рост числа членов
	«Лиги дружественных связей
се СССР» в Израиле
	ТЕЛЬ-АВИВ, 7 января. (ТАСС). . Газета
«Ал гамишмар» сообщает о росте числа
членов «диги дружественных связей e
	CCCP».

За последние 3 месяпа в одном только
тель-авивском отделении лиги B Hee BCTY-
пило 1.000 человек.

При «Лиге дружественных связей с
CCCP» имеется читальня, организованы
курсы русского языка и недавно начал
	работать семинар по изучению Советекого
(91034.
	Деятельность правительства
Германской демократической
республики
	БЕРЛИН, 7 января. (ТАСС). Вак с00б-
щает Главное управление информации Вое-
менного правительства Германской демо-
кратической республики, правительство об-
судило и приняло план своей деятельности
на первый квартал 1950 тода.

Правительство в первую очередь счя-
тает несбходимым заняться проектом бюд-
meta Германской демократической респуб-
ЛИКИ И подготовкой закона о развития хо-
зяйства на 1950 год с учетом опыта осу-
ществления хозяйственного плана в 1949
году.

Министерству сельского хозяйства и ле-
	соволства поручено доложить о ходе подго-
TOBRA к весенней посеврой кампаний Я
	разработать постановление о мерах повы-
пения урожайности и 00 дальнейшему
развитию животноводства, ямэя в виду до-
стижение довоенного уровня.
	Полиция западных секторов

Берлина преследует членов

Общества германо-советской
дружбы
	БЕРЛИН. 7 января. (ТАСС). Как пере-
дает агентство АДН. на-днях вблизи Шар-
ренштрассе в Шарлотенбурге (английский
сектор Берлина) ara полицейских из за-
падного сектора остановили одного прохо-
жего й потребовали. чтобы он снял значок
Общества германо-совегекой дружбы. Когда
он отказался это сделать, полицейские со-
рвали значок и растоптали его.
	После этого прохожий был арестован и
отправлен в полицейский участок на Шлосс-
штрассе, где его держали более пяти часов.
	Новое снижение жизненного
уровня в Западной Германии
	ПРАГА, 7 января. (ТАСС). Как перелазт
корреспондент агентства Теленресе, в ре-
зультате решения запалных верховных ко-
уиссаров в Германии повысить цены на
уголь как ва внутреннем, так B Ha эке-
портном рынках уровень жизни в Запад-
ной Германии снова понизится. Повыше-
ние экспортных цен на рурский уголь бу-
лет оплачиваться не иностранными поку-
пателями, а запално-германскими налогс-
плательщиками. которым придется опаачи-
	  вать экспортные субсидии.
	Зажимшики критики
	В. коллектив. исполкома Днепропетров-
ского городского Совета пришел новый ра-
ботник — коммуниетка Людмила Влалими-
ровна Молчанова, ЕЙ, свежему человеку,
сразу бросились в глаза многие недостатки
в работе аппарата. Она не увидела друж-
ного, сплоченного коллектива. Работников
горсовета никто не собирал, някто с ними
не беседовал. Секретарь горисполкома А. Т.
Голубенко вел себя по-барски, заноечиво и
грубо обращался е сотрудниками. Он ок-
ружил себя подхалимами и не терпел ня-
каких критических замечаний по своему
адресу.

Молчанова 060 всех этих ненормально-
стях написала в республиканские и 0б-
ластные оргавы, Надеясь, что ее поддер-
жат и что общими усилиями уластея бы-
стрее устранить недостатки в апнарате
горисполкома.
	Через некоторое время олно из ее пи-
сем оказалось... у Голубенко. Секретарь
горисполкома немедленно вызвал в себе
готрулнипу, посмевшую критиковать его.
Злорално усмехаясь, он начал «с пристрз-
стием» лопрашивать Молчанову:

— А ну, расскажите. как вы ВвклЮчи-
лись в борьбу против меня?

— В какую борьбу? Я что-то не по-
нимаю.

— Будто не знаете... А вот письмо. He-
медленно напишите об’яснение, почему вы
так поступили. Может быть, это смягчит
Bally вину.

Молчанова проявила малодушие. Она
стала обелять своего начальника и призна-
ла свою «вину».
	С большим удовольствием прочитал Го-
лубенко «об’яснение» Молчановой, а через
несколько дней снова вызвал ее и катего-
рически ‘заявил:
	— Подавайте заявление 05 уходе.
	Двенадцать лет честно, добросовестно
работала в аппарате горисполкома Алек-
сандра Поликарповна Степаненко. Болея
душой за дело. она всеми мерами добива-
лась укрепления трудовой дисциплины ий
не раз ставила перед руководетвом испол-
кома вопрое о засорении аппарата недо-
СТОЙНЫМИ ЛЮлЬМИ.
	Благосклонным вниманием Голубенко и
заведующего общим ‘отделом Блюдого поль-
зовалась некая Липкина. Они определили
ее стенографисткой и помощником замеети-
теля председателя горисполкома, назначив
двойной оклад. Липкина нередко брала к
себе домой стенограммы сессий, решений
исполкома и другие материалы. Порой не-
дхелями не выходила на работу.
	Это не могло не вызвать возмущения
коллектива. Председатель месткома TOR.
Степаненко выступила против  злостной
нарушительнины дисциплины Липкиной,
против нодо тойной зашиты ее ео стороны
	Голубенко и Блюдого. Тогда заместитель
прелселателя. горисполкома тов. Феркель
потребовал А. П. Степаненко в кабинет и
пригрозил ей:
	— Не вмешивайтесь не в свое дело.
Липкина работает у меня.
	Векоре состоялось производственное со-
вешание. На нем тов. Степаненко вновь
заявила о грубой недиениплинированности
Липкиной. 06 этом же говорила и секре-
тарь комеомольской организании Полякова.
	После этого тов. Поляковой создали такие
условия, что ей пришлось уйти @е работы в
аппарате ‘горисполкома. «по собственному
желанию». Через некоторое время та же
участь постигла и тов. Степаненко.
	Голубенко решительно расправилея и с
другими неугодными ему люльми — Чехов-
ской, проработавшей в аппарате исполкома
шестнаднать лет. Грином. Ланиной и дру-
TOMA, полнимавшами свой голое против
непормальностей в аппарате; против зажи-
ма критики.
	Голубенко, расправляясь с критикую-
шими, пытался скрыть свои темные де-
лишки. о которых. кетати ‹казагь, знает
и нредселатель горисполкома тов. Гаври-
ленко. Голубенко, например, взял в ресто-
ране «Астория» фиктивный счет на 1.250
рублей и деньги положил себе в карман.
Он разбазарил лве тонны оцинкованного же-
лёза, приобретенного для ремонта крыши
здания горисполкома. Из этого железа лела-
либь ведра и корыта, шедшие на рынок. Го-
лубенко растранжирил 11 тонн муки ий
лузги, значительная часть которых пошла
на откорм его свиней.
	Еше в 1945 году Голубенко на поездку
в Москву взял в Городском тресте благо-
устройства пять с лишним тысяч рублей
пол отчет. Долгое время он этой суммы не
возврашал. Потом стал понемногу погашать
свою задолженность. С 1947 года за ним
числилось 1.850 рублей. Сколько ни на-
поминали руководители треста 0б остав-
шейся залолженноети, Голубенко не пога-
шал ее. Наконец, он сфабриковал реше-
ние горисполкома, полписанное Гаврилен-
50. В решении говоритея: «Числяшуюся е
1945 гола задолженность в 1.850 рублей
за тов. Голубенко А. Т. по тресту благо-
устройетва. за истечением срока 1г`ности,
списать». И задолженность была списана.

Голубенко крепко держится за Блюдо-
го — человека, разложившегося в бытовом
отношении.

06 этих фактах знают в исполкоме Днеп-
роцетровекого областного Совета депутатов
трулящихся, однако, никаких мер к 0340-
	ровлению обстановки в аппарате исполкома
Днепропетровского горсовета не привимают.
	С. МАКАРОВ,
соб. корр. «Известий».
г. ЛНЕПРОПЕТРОВСК.
	ААА
ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»
	«Больше заботы о подготовке кадров»
	В ответ на письмо, опубликованное под
таким заголовком в «Известиях», Управ-
ление учебных завелений Министерства
сельского. хозяйства СССР сообщает, что в
газете правильно отмечались недостатки в
работе одногодичных сельскохозяйственных
школ Вурской области,

Управление учебных ‘ заведений мини-
стерства наметило конкретные мероприятия
	«Без уважени
	по укреплению материальной базы школ ий
улучшению их учебной работы, На приобре-
тение хозяйственного и учебного ‘оборудо-
вапия. ремонт и строительство учебных за-
ведений отпущены срелства и строительные
материалы. Олноголичные школы животно-
водов, млалших ветфельдшеров. Коневодов,
саловолов, пчеловодов и счетоволов обеспе-
чены новыми учебными программами.
		5 странах народной
демокративц
		Передовики предприятий пропагандируют опыт
советских стахановцез
	ской народной республике, где он побывал
на ряде предприятий. давая пенные сове-
ты. Опыт. переланный Российским, был
применен передовыми румынскими рабочи-
ми. Сам Шербанеску и многие другие пе-
редовики переили на обслуживание не-
скольких станков.

Широкое применение советских методов
работы, заявил в заключение Шербанеску,
является гарантией новых уснехов про-
мышленности нашей республики. идущей
уверенно к новым успехам в строительстве
HOBO ЖИЗНИ.

БУХАРЕСТ, 7 января. (ТАСС). В Ломе
румыно-советской дружбы перед многочис-
ленной аудиторией передовиков производ-
ства с локлалом о московском заводе «Ка-
либр» выетупил знатный токарь-многоста-

ночник завода «Република» Шербанеску.
Он рассказа о том, как этот завод стал

стахановским, и 06 опыте работы знатного
старшего мастера завола. лауреата Сталин-
ской премпи Н. Российского.

Шербанеску с особой теплотой говорил о
большой помоши, которую оказал Россий-
ский во врема своего пребывания в Румыв-

Номитеты защиты мира
	СОФИЯ, 7 января. (ТАСС). Болгарский
национальный комитет защиты мира при
участии профессиональных организаций
провел на всех предприятиях и в учрежде-
ниях Софии собрания рабочих и служащих

на поедприятиях Собии
	по вопросу 0 задачах сторонников мира В.
борьбе за мир. - .

На всех предприятиях столицы созданы.
комитеты зашиты мира.
		3 каждом колхозе —
своя библиотека
	ОМСВ, 7 января. (По телеф. от cod.
корр.). Неуклонное экономическое развитие
сибирских деревень сопровождается куль-
турным ростом колхозников. Если в дово-
енную пору в омских селах основными
культурными очагами были избы-читаль-
Hu, TO сейчас идет повсеместное строитель-
ство колхозных клубов и Домов культуры.
	Большим событием в культурной жизни
омских хлеборобов явилось создание Кол-
хозных библиотек во всех 2.400 колхозах
области.

Весной минувшего года в области было
только полтораста массовых библиотек.
Маленькие библиотеки-передвижки не удо-
влетворяли хлеборобов. Самой жизнью был
выдвинут лозунг: каждой артели — свою
библиотеку. С таким призывом обратились
колхозники Черлакского района ко всем
трудящимся области. Инициаторами библио-
течного строительства в этом районе вы-
ступили члены Ольговской артели имени
Калинина, купившие для колхозной библио-
теки тысячу книг. Библиотеку, размещен-
ную в одной из самых светлых комнат код-
хозного клуба, стали постоянно посещать
200 жителей Ольговки.
	3a истекший гол колхозники Черлакско-
го района выписали художественной, сель-
скохозяйственной и политической литера-
туры на 80 тысяч рублей: На каждую кол-
хозную библиотеку в районе приходится в
среднем 500 книг. В елизаветинской арте-
ли «12-я годовщина Октября» колхозная
библиотека насчитывает более лвух тысяч
томов. Веего же в книжном фонде колхозных
библиотек района 50 тысяч экземпляров.
	Колхозные библиотеки области имеют
сейчас почти полмиллиона книг. Треть
этой литературы послана на село рабочи-
ми и служашими Омека.
	„литература в большом чиеле ‘доставляет-
Ca BO все отдаленные‘ сибирские села.
Волхозные библиотеки имеют более 100
тысяч постоянных читателей-хлеборобов.
	M. БУДАРИН,
	ПОЛБИТА
	Новые жилые дома для рабочих
	ВАРШАВА, 7 января. (По телеф. от соб.
корр.). В канун нового гола председатель
Центрального Совета профессиональных
союзов Польши Александр Завалекий вру-
чил 73 знатным передовикам труда и вы-
дающимся рационализаторам предприятий
Варшавы орлера на благоустроенные квар-
тиры в новых домах.

Трудяшиеся польской столицы получа-
ют все больше и больше новых квартир.
Жилищное строительство ‘успешно разви-
вается. Быстро идет сооружение крупных
рабочих городков.
	В этом году заканчивается строительст-
во рабочего горолка Мокотов, сооружение
которого было начато в марте прошлого
года. Он предназначен лля десяти тысяч
жителей. Жилые дома Мокотова в значи-
тельной степени уже заселены.

Все новые и новые дома вырастают в
рабочем поселке Мирув. Злесь уже готово
шесть корпусов. в которых расположено
	250 квартир. В этом году в поселке будет
сооружено еще 9 корпусов на 440 квартир
и начнется строительство других зданий.

Свыше 300 квартир передано трудяз
щимея в. новых домах в рабочем городке
Млынов. Около тысячи жителей получат
квартиры в корпусах, сооружение которых
будет закончено в новом году. Здесь же’
начинается строительство жилиш еще для
1.100 трудящихся.
	‚Растет также рабочий городок Муранов:
В нем отетраивается 38 больших корпусов
e 1.300 квартирами. Крупные благоустз
роенные жилые дома возводятся и в APY<
гих районах Варшавы.

Организация службы скорой помощи
	БУДАПЕШТ, 6 января. (ТАСС). В тече-
ние многих лет будапештевая хоброволь-
ная служба скорой помоши вела жалкое
существование, не получая никакой по\мо-
ши от госуларетва. Народная власть созла-
ла общегосуларственную службу скорой но-
моши, имеющую в своем распоряжении все
необходимое оборулование и средства. В на-
стоящее время только на территории Бу-
хапешита имеются 11 пунктов скорой по-
моши. В соответствий с трехлетним планом
		число провинциальных пунктов скорой поз.
моши было увеличено на 20 процентов,
парк машин-на 30 процентов. На разви-
тие службы скорой помощи’ по трехлетне-
му плаву были ассигнованы 3.500 тысяч
форинтов.

По пятилетнему плану служба скорой
помоши еше более. расширяется. В част-
ности, по примеру Советекого Союза будет
организована доставка больных на само-
летах.
			‚Создание в Гонконге представительного совета служащих
Митайской национальной авиационной компании
	Успех займа Народной победы
	ПЕВИН, 7 января. (ТАСС). Агентство
Синьхуа в сообщении из Вантона передает,
что на прошлой неделе 1.200 служащих
Китайской национальной авиакомпании В
Гонконге создали представительный совет.
Этот совет опубликовал заявление, в кото-
ром говорится:
	ШАНХАИ, 1 января. (ТАСС). Бак пишет
газета «Шанбао». шанхайские банки, про-
	дающие облигапии займа Народной победы,
	Понял Головин свой ошибки, понял иск-
ренноеть и доброжелательность кригики, и
ему стало легко, он распрямил свои опу-
шенные плечи. Зрители тоже глубоко a
удовлетворенно вздохнули вместе с героем

пьесы...
	Правдиво и тепло изображает артистка
Л. А. Кошукова дочь Головина Лизу, хотя
надо прямо сказать: этот образ недостаточ-
но четко определен автором пьесы.
	Следует также отметить игру народной
артистки РСФСР А. П. Зуевой, хорошо ис-
полняющей рель домашней работницы Го-
ловиных Души.
	Что касается роли Фелора Головина,
сына композитора, то эта роль и в пьесе,
а следовательно, и в епектакле дана не
совсем убедительно. Федор — художник.
Но это художник, далекий от жизни, пи-

шущий «для себя».
Лиза говорит ему:
	— Настоящий современный художник,
& тем более молодой, должен далеко ви-
деть и, главное, ставить перел собой пели
другие. Понимаешь? Цели, пели другие.
Ты любишь природу? Деревню? Пожалуй-
eral Bot вчера я видела, петунинские
колхозницы с покжа шли. Разве чельзя
написать такую картину? Идут женшины
—= загоревшие, усталые, но веселые. Рядом
с молоденькой девушкой, может быть, ком-
сомолкой — пожилая женщина. мать...
Тут тебе и пейзаж — раздолье русское, й
лица, каждое лицо — характер, портрет.
Как красивы на фоне неба и луга, и пвет-
ные пятна — платки, юбки, легкие подня-
тые вверх грабли! А все вместе звучит,
как пееня. Да, да! Как широкая песня...
Понимаешь, о чем я говорю?

Но Федор кривит губы. Его «не волну-
ет» это. Он любуётся махровыми маками,
	написанными им уже в сотый раз.
	Автбру хотелось показать Федора и с
хорошей стороны. Это все-таки талантли-
вый художник, любящий сын. Федора лю-
бит подруга Лизы — Майя. Говорят, что и
он 6е любит. Но показать эти хорошие
черты Федора ни С. Михалкову, ни арти-
cry 10. 1. Иеонидову не удалось. Перед на-
	«Мы 00’елинились для выполнения за-
jay по охране авиационного оборудования.
и усиления нашей бдительности в целях
срыва планов реакционеров. Мы будем по-
могать компаний в работе по вобстановле-
нию и бороться за создание народной.
гражданской авиации в новом Китае».
	переполнены люльми, желающими приобре-
сти эти облигации.

Коллективы двух текстильных фабрие
полписались более чем на 600 млн. юаней.
	ми —— молодой бездельник. дъивет этот ве-
ликовозрастный выноб, видимо, на отпов-
ском иждивении, не делает ничего полез-
ного, и у зрителя. естественно, возникает
к нему чувство антипатии.
	Перерождение Федора, выражающееся в
намерении нанисать какую-то осмыслен-
ную картину, не трогает, не волнует зри-.
теля. }

Еще более бледно представлена в пьесе
и спектакле Майя.

Впрочем, линия Федора и Майн — не
основная. _ , :
	Спектакль заканчивается хорошей жизне-
утверждающей сценой. Илья Головин в03=
вращается на родину из-за границы, ©
конференции сторонников мира, на кото-
рую с‘ехались представители всех народов,
на которой он в числе хругих делегатов прел-
ставлял общественность Советского Союза.
Там, на этой конференции, выступал он
против войны. Потом сел к роялю и сыг-
рал делегатам свое новое сочинение —
«Песню о Родине». И когда ов кончил иг-
рать и посмотрел в зал, то увидел простых
людей, которые хотят жить, трудиться,
воспитывать детей, писать книги, обраба=
тывать землю, сочинять и слушать му-
BhIKY.
	— И я подумал, — рассказывает Голо=
вин, -— что, если бы меня не поняли те
люди, перед которыми я только-что выету=
пал: и негр, и китаен, и грек, и амери-
канеп,— словом, все эти умные, честные,
образованные люди, собравшиеся вместе
ради того, чтобы переделать жизнь и ут-
вердить мир на земле? Артем Иванович, —
обращается он к Бажову.—если вы ветре-
тите генерала Рослого, скажите ему, что
композитор Головин стал воином! Да! Имен-
но так и скажите. И еще скажите ‘ему,
что здесь, именно здесь я начну свою Пя-
тую симфонию, симфонию, которая будет
звать людей на подвиг во имя Свободы и
созидания, против насилия, против Войны!
	W зритель верит, что Головин создаст.
такую симфонию.
	В. ПОЛТОРАЦКИЙ.
	Рост вкладов в сберкассы
	ГРОЗНЫЙ, 7 января. (По телеф. от соб,
корр.). Трулящиеся области охотно вносят
свои сбережения в государственные ебере-
гательные каевы. о

В минувшем голу количество вклалчи-
BOB возросло более чем на одну четверть.
Значительно увеличилась сумма вкладов.

Займолержатели досрочно вносили BCI
сумму подписки. В 1949 году сберкассы
области выплатили около 6 миллионов
рублей выигрышей по займам, в том чие-
ле много выигрышей в 50. 25 10 пб
	тысяч рублей,
		с. Новиков.
	Под таким заголовком в «Известиях»
4 января е. г. была опубликована репен-
зия на литературно-художественный- сб0р-
ник «Край родной», выпущенный изда-
тельетвом «Брянский рабочий».
	В рецеязии отмечалось ‘низкое идейно-
	художественное качество произведении,
опубликованных в сборнике, указывалось
на то. что при подготовке сборника не
	было проявлено необходимой требователь-
ности к начинающим авторам, что им не
оказали квалифицированной литературной
помощи.
	Статья «Известий» 6 января была .0б-
суждена на собравяи сотрудников област-
	ной газеты. Она признана правильной и
перепечатана в «Брянеком рабочем». Ре-
дакдия принимает меры в повышению ка-
чества своих коитико-библиогиафических
	материалов.
	Лидер португальской
компартии замучен в тюрьме
	НЬЮ-ЙОРК, 7 января. (ТАСС). `Агент-
ство Ассошиэйтел пресе сообщает из Лис-
сабона о смерти в тюрьме одного из лиде-
ров португальской коммунистической пар-
тии Милитао Бесса Рибейро. Рибейро был
зрестован в начале 1949 года и заключен
в тюрьму в ожидании суда.

Здесь указывают, что Рибейро в дей-
ствительности был замучен португальскя-
	ми фашистекими палачами.
	Статья «Известий» обсуждена и Ha co-
брании литературной группы издательства
«Брянский рабочий». Она встретила еди-
нодушное одобрение. Решено улучшить
занятия литературной группы. Издательст-
во организует предварительное широкое
обсуждение всех материалов, поступивших
для второго сборника «Край родной».
	В издательстве будет проведен семинар
молодых поэтов и прозаиков области.

делегаты спрашивают, над чем работает
Головин? Этот же вопрос интересует и на-
чальника строительства Бажова; и генера-
ла-танкиста  Рослого. Однако интерес к
творчеству композитора у этих людей об’-
яеняется вовсе не тем, что они сочувству-
OT ему, как, якобы, несправедливо обижен-
ному. Нет. Строго критикуя композитора,
они хотят сохранить. Головина для сопиали-
стического искусства.
	Раздумьям Головина, его спорам с друзья-
ми и с самим собою, благотворному, оздорав-
ливающему влиянию на него советской об-
щественноети в пьесе отведено главное
место. Это, собственно, и есть тема пьесы.
	Пьесу С. Михалкова поставил Москов-
ский Художественный театр. Советские лю-
ди, сидящие в зрительном зале, с волнением
следят за переживаниями композитора, глу-
боко осуждают его заблуждения. У них
рождаются гнев и негодование против голо-
BOHOTHX людишек, космополитов, раболен-
ствующих перёд растленной буржуазной
культурой Запада и иногда сбивающих ©
пути честных, но слабохарактерных людей.
Зрители искренно радуются тому. что Голо-
вин, наконец, понял свою ошибку.
	0 пьесе Михалкова нельзя сказать, что
она очень насыщена лействием. Охнако
высокая и благородная идея этого произве-
дения помогла театру создать. значитель-
ный. политически острый спектакль.
	И постановщики спектакля —— народный
артист СССР В. 0. Топооков. заслуженный
деятель искусств Н. М. Горчаков; и народ-
ный артист РСФСР М. М. Яншин. и испол-
нители основных ролей много потрудились
для того, чтобы воплотить замысел автора
в ярких сценических образах.
	Выступающий в заглавной роли В. 09
Топорков умно и глубоко показывает внут-
ренний ‘мир композитора Головина, вообра-
зившего, что. он стоит выше всех и что
его, творца «новой» музыки, поймут й
оценят только потомки. Талантливый компо-
	из тех ‹оволотеатральных» и «окололите-
ратурных» дам, которые в апломбом берут-
ся судить 060 всем, но ни в чем глубоко
не разбираются, а лишь повторяют «мод-
ные» чужие слова. Народная артистка
РСФСР А. И. Степанова выразительно и
живо ведет эту роль.
	С симпатией относятся зрители к умно-
му. добросерлечному начальнику строитель-
ства Бажову (народный артист РСФСР
Н. И. Дорехин) и прямому, искреннему ге-
нералу Рослому (народный артист РСФСР
И. Я. Судаков). Это передовые предета-
вители народа. Один из них етроит завод,
другой занят военными делами, но и тот, и
другой по-большевиетеки заинтересованы в
успехах советского искусства. Ошибки и
заблуждения Головина глубоко волнуют
их и по-хорошему беспокоят. 4
	Прямой, откровенный разговор генерала
Рослого © Головиным помогает композито-
ру разобраться в своих ошибках. Рослый
рассказывает, как во время войны танки-
сты нашли в доме Головина старую тет-
радку е нотами. Это были наброски оперы,
сделанные композитором еше в то время,
когда он был далек от формалистических
выкрутасов. Простые люди опенили мело-
дичность и ясность этой музыки. Они напи-
сали слова на нее и пронесли «головин-
скую» пееню по фронтам, сражаясь за свою
советскую родину.

Очень хорошо звучит в спектакле эта
песня танкистов. Чудесная. музыка ее,
написанная композитором А. И. Хачатуря-
ном, Tak же, как и его фортепианный
концерт, исполняемый в последнем акте,
органически дополняют пьесу и помогают
общему успеху спектакля.
	Передумав 0 многом, прочитав труды
Ленина, Сталина и поняв сущность своих
заблуждений, Илья Головин признается:

_ Я за роялем сидел, старые каноны
рушил, думал; Америку в искусстве от-
врываю, & этой самой Америке только то-
го и нало.
	И далее он говорит:
	Б нашей Советской стране партия и на-
ред заботливо помогают развитию талан-
тов. Внимательное и чуткое отношение к
каждому человеку. проявляющему творче-
ские способности на производетве, в нау-
ке, в искусстве, стало у нас непреложным
‘законом жизни. Но это в свою очередь
дает партии и народу неоспоримое право
сурово критиковать онтибки и заблуждения
любого. даже очень талантливого и очень
заслуженного человека. Принципиальная,
прямая, справедливая критика еще более
помогает росту, расцвету талантов.

06 этом правдиво и ярко рассказал. Cep-

тей Михалков в своей новой пьесе «Илья
Головин». Он показал заблуждения талант-
ливого композитора, сбитого с толку крити-
ками-космополитами, свернувшего в своем
творчестве ‘с реалистического пути и став-
шето на путь формализма.
‚ Партия се высокой трибуны своего цент-
Грального органа — «Правлы» критикует
ошибки Головина. Она указывает. что
«формалистические выкрутасы», «нелепые
и фальшивые звукосочетания» не нужны
народу...

‚Илья Головин воспринимает эту справед-
ливую критику как личную обиду. Ему ка-
жется, что простые люди не доросли еще дб
понимания такой музыки, какую сочиняет
он, Головин. и что только потомки по-на-
стоящему оценят его творчество.

Уединившись на даче, расположенной «в
стороне от большой дороги», композитор глу-
боко переживает обиду. Ему кажется, что
раскритиковали его неверно и несправедли-
во, безжалостно «выбросили из жизни». Он
саркастически философствует:

— Представим ceée. B ста километрах
от Москвы. в стороне от шоссе, умер ком-
позитор Головин... Ничего трагичного. Спи,
дорогой формалиет! Такого композитора, как
ты, мы всегда найдем!

Но композитор заблуждается. Его жизнь
	и деятельность интересуют советских лю-
дей. На районной партайной конференции
	зитор. человек большой музыкальной куль-
туры. Головин. однако. слабо разбирается
в законах обшественного развития. Он ду-
мает, что. искусство может существовать
само по себе. развиваться независимо от
развития общественных отношений. Ему
кажется странным и непонятным. что про-
стые люди вмешиваются в его мир, мир
музыки, искусетва.
	— Вот сейчас про меня пишут, что я
в своем творчестве чужл народу.-— говорит
он. обращаясь в домработнине Луше. а пра-
вильнее сказать.-— к самому себе. споря ©
самим с0бою.— Я. Душа, уверяю вас. что
я — советекий человек... Почему же про
меня говорят, что я далек от мыслей и
чувств. которыми живет мой народ? Поче-
му? Разве мне не лорого мое отечество?
Меня называли в числе передовых компо-
BHTOpOB современности... Мне # подражали...
Й вдруг всех. кто меня хвалил. всех. кто
меня пенил и понимал. веех этих людей,
	Душа. об’явили эстетами...
	Вто же хвалил формалистические выкру-
тасы композитора? Ёто «понимал» хаотич-
ное нагромождение его’ «эмоциональных
звучаний»?

Это прежде всего критик-космополит За-
лишаев. Народный артист РОФСР Л. А. Вол-
ков правдиво, талантливо изображает этого
мерзкого суб’екта. Залишаев-— сплошное
словоблудие, приспособленчество, нечисто-
плотноеть. Он чужд и враждебен нашей со-
ветской действительности. Залишаев охан-
вает искренних, честных художников, раз-
вязно поносит произведения советского ис-
кусства. Но в то же время он юлит, изви-
	вается, как уж...
Увалит и «понимает» музыку Головина
	его жена Алевтина Ивановна. Но это «доб-
рожелатель» совсем другой категории, и
неправильно ставить знак павенства между
нею и Залишаевым. Алевтина Ивановна —
	добрая. но очень нелалекая женщина. Она
	— Темно в этой баптне, в которую я сам
себя затворил и откуда хотел своим талан-
	TOM мир удивить...