ЧЕТВЕРГ, 2 МАРТА 1950 г. № 52 (10201)
	Вечер дружбы
болгарской и советской
	литератур
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ЛЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	Доклад Клемента Готвальда
на пленуме ЦК коммунистической партии Чехословакии
	ПРАГА, 28 февраля. (ТАСС). На пле-
нуме Центрального Комитета  коммуни-
стической партии Чехословакии с боль-
шим докладом 0 международном  поло-
жении, о деятельности коммунистической
партии после февраля 1948 года, в особен-
ности © деятельности коммунистической
партии после 9-го с’езда коммунистической
партии Чехословакии, и 0б очередных за-
дачах коммунистической партии выступил
председатель компартии ‘Клемент Готвальд.
	После исторического февраля 1948 года,
сказал Готвальд, прошло два года. В тече-
ние этих двух лет мы не сидели, сложив
руки, мы упорно работали и достигли
больших успехов. Мы хотели и хотим пре-
вратить нашу республику в социалиети-
ческую. Мы хотели и хотим, чтобы на-
ша страна была счастливым. отечеством
	для всех трудящихся города и деревни.
	Мы знали и знаем, что это наше стре-
мление не только встречает значительное
	сопротивление со стороны разгромленной.
	внутренней реакции, но и вызывает 06-
шенетво ее империалистических хозяев 3a
рубежом. Империалисты ненавидели нашу
	республику уже с мая 1945 года и до са-
	мого февраля 1948 года. Но особенно после
февраля 1948 года и.до самого последнего
момента наша народно-демократическая рес-
публика служит об’ектом самых подлых и
ненавистнических нападок со стороны за-
палных империалиетов.
	Далее Готвальд указал, что западные
империзлисты в борьбе против Чехослова-
кии не ограничиваются распробтранением
лжи и клеветы; они ведут борьбу путем
экономической и торговой дискриминации,
4 главное, с помощью засылаемых в Чехо-
словакию шпионов, диверсантов, террори-
стов и убийц. Яростные нападки империз-
	листичееской реакции против нашей pec-
	публики, сказал 1отвальд, не являются ва-
ким-либо исключением. Такие же напалки
империалистическая реакция предприни-
мает против Советского Союза, против
стран народной демократии и всех про-
грессивных сил в самих капиталистиче-
ских странах. В этом выражается огром-
ная мировая борьба;— борьба между си-
лами реакции и ‘силами прогресса, между
силами войны и силами мира.
	Тотвальд затем подробно остановился на
том, как западные империалисты се момен-
та возникновения Советского... государства
не раз предпринимали походы и строили
всевозможные планы против Советского

Союза.
	Черчиллевекие стратеги, затягивавшие
открытие второго фронта, указал Готвальд,
с полной уверенностью ожидали, что к
концу второй мировой войны они за круг-
лым столом встретятся © Советским Сою-
зом — обескровленным, обеесиленным и
ослабленным. Они ожидали, что освобожден-
ные Советским Союзом страны возвратятея
в лоно империализма. Но этого не елучи-
лось. Наоборот, в семью народной демокра-
тии недавно вступил такой гигант, каким
является народно-демократический Китай.
Советский Союз же успешно залечивает
раны, нанесенные ему войной, а его силы
и могущество ‘буквально с каждым днем
растут и крепнут.

Далее Готвальд подчеркнул, что импе-
риалисты для ‘того, чтобы скрыть свои
подлые планы развязывания новой имие-
риалистической войны, обвиняют Совет-
ский Союз и страны народной демократии
в захватнических планах, обвиняют дяя
TOTO, чтобы скрыть свои’ подлые планы
грабежа и закабаления народов. На ряде
фактов Готвальд показал, что рост и
укрепление лагеря мира и демократии, во
тлаве которого стоит могучий Советский
Союз, рост движения сторонников мира во
всех странах свидетельствуют о том, что
силы лагеря мира и демократии намного
превосходят вилы реакции и поджигателей
ВОЙНЫ.

Сейчас, сказал Готвальд, от Балтийского
до Черного моря тянется полоса народно-
демократических стран, которые находятся
не во враждебных, а в союзнических от-
ношениях е Советским Союзом и тем са-
мым с лагерем мира.

Особенно радостной для всех сторонни-
ков мира была весть о решительной побе-
де Китайской народной республики. Глав-
ным организатором борьбы 3a народно-де-
мократическую ‘республику Китая была и
остается коммунистическая партия Китая
во главе с ее председателем Мас Цзе-дуном.
	Подписание Договора о дружбе, союзе и
взаимной помощи между СССР и Китай-
ской народной республикой, а также под-
писание между ними соглашений еще бо-
	Самых значительных успехов B деле
вытеснения капиталистических элементов
и расширения социалистического сезтора,
сказал Готвальд, за время, прошедшее пос-
ле 9-го с’езда партии, мы добились в тор-
говле. Оптовая внутренняя и внешняя тор-
товля национализирована на 100 процен-
тов. Что касается мелкой розничной тор-
говли, то в чешских областях на долю со-
циалистического сектора приходится 66,5
проц., на долю капиталистического сек-
тора — 17,9 проц. и на долю мелких тор-
говцев — 15,6 процента. Несмотря на це-
лый ряд недостатков, в розничной торгов-
ле и в обслуживании потребителей достиг-
нуты большие успехи.
	Тотвальд указал, что постановления 9-го
в’езда по вопросу о расширении социали-
стического сектора и вытеснения частно-
капиталистических элементов сохраняют
силу и в будущем и что эти постановления
будут выполняться и дальше.

Переходя к 4-му пункту, в котором то-
ворится о реконструкции сельского хозяй-
ства, о привлечении в деревне мелкого и
среднего крестьянина к строительству ©0-
циализма и об изоляции деревенского бота-
ча, Готвальд подробно остановился на ко-
оперативном. движении в деревне.

На 9-м ‘с’езде партии мы заявили, ска-
зал Готвальд, что как и в Советском Сою-
зе в первые годы‘ поеле революции, так и
у нас путь крестьянина, путь деревни К
социализму идет через кооперацию. Мы из-
	‘брали форму единых сельскохозяйетвенных
	кооперативов взамен существовавигих ра-
нее, которые очень часто являлись пеевдо-
кооперативами, или кооперативами, orpa-
ничивавшимися очень узкими задачами.
	Я хочу сделать только самые важные
замечания по этому вопросу.
	Опыт подтверждает, что в целом напор
классового врага, напор реакции против
идеи создания единых кооперативов был
отбит. Это ни в коем случае не означает,
что все пойдет, как по маслу. Но это озна-
чает, что у нас для среднего крестьянина,
который не питает враждебных предубеж-
дений по отношению к нашему строю, еди-
ный кооператив перестал быть пугалом.
	Что необходимо и что показывает нам
отыт? В общем, нужно заявить следую-
	щее: мы должны добиться, чтобы уже соз-
	данные кооперативы в первую очередь ор-
ганизовали совместную обработку земли.
Это и является самой ближайшей и самой
важной задачей в данный период. Надо
приучить крестьян совместно обрабатывать
землю, совместно проводить полевые рабо-
ты. Причем, естеетвенно, мы должны забо-
ТиТЬся 0 том, чтобы они совместно обраба-
тывали, поскольку это возможно, вею землю
	в масштабах пелого села. Это и является на-
	шеи первой задачей. это я и считаю в дан-
ном положении самым важным для дальней-
шего развития кооперативов в деревне.

Тотвальд говорил далее о задачах рабо-
ты парторганизаций и роли коммунистов в
деле ‘укрепления единых  сельскохозяй-
ственных кооперативов, о задачах партор-
танизаций государственных машинно-трак-
торных станций и т. д.

Затем Готвальд остановился на выпол-
нении других пунктов его доклада на 9-м
C esse компартии.

Докладчик подчеркнул, что строитель-
ство социализма сопровождается обострени-
ем классовой борьбы; внутренние и между-
народные силы реакции пытаются поме-
тать строительству социализма в Чехо-
словакии путем террора, пиеионажа и т, д.
В этой связи Готвальд указал, что высшие
католические круги служат легальным пря-
бежишем для реакционных элементов в
Чехословакии.

Касаясь заключительного, десятого,
пункта своего доклада на 9-м с’езде ком-
партии сб укреплении единства, силы н
авторитета. коммунистической партии, Гот-
вальд призвал к повышению политической
бдительности в рядах коммунистической
партии. Он подчеркнул, что сейчас глав-
ное состоит в том, чтобы еще болыше укре-
плять единство партии, ее авторитет, пги-
ре развернуть критику и самокритику, по-
следовательно осуществлять внутрипартий-
ную демократию.

Мы, сказал в заключение  Готвалвд,
впервые выдвинули лозунг строительства
социализма в нашей стране на 9-м с’езде.
После 9-го с’езда прошло немного време-
ни. Мне думается, что за это время мы
сделали определенный шаг к этой цели.
Я уверен, что такая партия, как наша,
будет способна преодолевать даже самые
тяжелые препятствия и что темпы нашего
продвижения по пути к социализму будут
неуклонно расти.
	больше всего необходимо для борьбы за
хлеб, за свободу, за мир, сказал Торез —
это об’единить трудящихся, не дать ни ма-
лейшего предлога для нарушения единства.
В заключение Торез отметил важность един-
ства действий, достигнутого трудящимися.
Он разоблачил сделки руководителей со-
циалистической партии’ с партиями, нахо-
дящимися у власти, и РИФ (сокращенное
наименование партии де Голля.— Прим.
ред.). Именно руководители организации
социалистической партии департамента Нор
настайвают больше всего на проведении
выборов на основе мажоритарной системы
голосования. Они наилучшим образом удо-
влетворили бы желание РИФ и отдали бы
в его распоряжение Национальное собра-
ние, так же, как Жюль Мок отдал им в
Совете республики 70 мест, украденных
У коммунистов. Трудящиеся демократы
должны разоблачать отказ руководителей
социалистической партии от традиций №0-
реса и Геда, поборников пропорциональной
системы голосования.

«Относитесь по-братеки и с пониманием
к вашим товарищам социалистам,— заявил
Торез, обращаясь к участникам конферен-
ции.— Неустанно крепите вашу борьбу за
единство, которое, как говорил Ленин, яв-
ляется самым лучшим оружием рабочего
класса в его борьбе за социализм».
	В странах народной демократии атенту-
‘pa титовекой клики была уже большей ча-
стью разоблачена или по крайней мере
было показано ее подлинное лицо и благо-
даря этому было облегчено ее дальнейшее
разоблачение. Широкий план, соглаено ко-
торому титовцы должны были перетянуть
целый ряд стран народной демократии на
сторону империалистов, можно считать
уже проваливигимея. Сегодня мы уже зна-
ем, с кем мы имеем дело в Белграде. В
этом — огромный успех движения за мир.
	Далее Готвальд отметил, что движение
сторонников за мир и демократию растет
вс Франции, Италии и в других занадных
странах. Он отметил также, что чехосло-
	вацкий нарол может спокойно продолжать
	строительство. социализма в своей стране.
Война, развязанная любой капиталиетиче-
ской страной против Советского Союза и
стран народной демократии, сказал Гот-
вальд, явилась бы для агрессора таким
риском, который с математической точ-
ностью был бы равен самоубийству. И по-
скольку классы самоубийства не совер-
шают, постольку мы можем быть также
уверены в том, что мир мы сохраним.
Борьбе за защиту мира мы помогаем глав-
ным образом тем, что строим в нашей
стране социализм и разоблачаем в нашей
стране все то, что помогает поджигателям
новой войны.
	Перейдя ко второй части своего доклада,
Готвальд указал, что 9-й с’езд компартии
наметил генеральную линию партии в
строительстве социализма в Чехословакии
и что конкретные задачи, выражающие
эту линию. были изложены на с’езде в из-
вестных десяти пунктах. Первый пункт,
оставивший задачей выполнение пятилет-
него нлана во всех областях. народного хо-
зяйства, сказал Готвальд, успешно выпол-
няетея. =...
	Я хочу подчеркнуть, указал Готвальх,
что в 1949 году промышленное производ-
ство в целом в нашей республике по срав-
нению с 1947 годом увеличилось на 27,9
процента. Таким образом, в течение двух лет
наше промышленное производство увеличи-
лось более чем на 25 процентов, и мы уже
далеко превзошли довоенный уровень. По-
высилась также и производительность тру-
да в промышленности по сравнению с до-
военным периодом. Если мы примем произ-
водительность труда в 1937 году за 100,
то в 1947 году индекс равнялся 89, ав
1949 году — уже 103,2. Мы можем также
отметить успехи в области, которая во вре-
мя 9-го с’езда значительно отставала, а
именно в области строительной промышлен-
ности. По сравнению с 1947 годом произ-
BOACTBO B строительной. промышленности по-
высилось на 54 процента.
	Далее Готвальд. сказал, что, несмотря на
достигнутые уснехи, имеется ряд серьез-
ных недостатков. В частности, в январе
1950 гола план был недовыполнен. :
	Аасаясь второго пункта своего доклада на
9-м с’езде компартии относительно пере-
стройки промышленности, главным образом
развития тяжелой промышленности, .Гот-
вальд указал, что в этом отношении также
проделана болышая работа. В первую оче-
редь, подчеркнул он, нам надо развивать
тяжелую промышленность, для которой у
пасе обеспечены рынки сбыта.
	.На 9-m с’езде компартии была постав-
лена также задача улучшения снабжения
населения продуктами и промышленными
товарами. И в этой области, отметил Гот-
вальд, проделана большая работа. В ре-
зультате хорошего ведения хозяйства и ус-
пешного выполнения ° производственных
планов мы можем стремиться к постепен-
ной отмене карточной системы, которая
являётея следствием войны.
	Напомнив третий пункт, в котором го-
ворилось о расширении и укреплении 06-
шественного, социалистического сектора
народного хозяйства и осуществлении по-
литики отраничения и вытеснения капи-
талистических элементов, Готвальд сказал,
что и в этом отношении после 9-го с’езда
компартии произошли значительные сдви-
ги. В промышленности, включая пищевую,
социалистический сектор составляет 98
проц., каниталистический— всего 2 проц.;
в ремеслах социалистический сектор— 14,3
прон., капиталистический — 58,8 проц. и
сектор мелких производителей — 26,9 про-
цента. В строительной промышленности
социалистический сектор составляет 94,3
проц., капиталистический — 5,5 проц. и
секлюр мелких производителей — 0,2 проп.
В транспорте социалистический сектор хо-
зяйства составляет 95,5 процента, сектор
	владельцев мелкого транспорта — 4,5 mp0-
	  цента.
	рестановку международных сил в пользу
нашего лагеря.

Затем Готвальд указал на рост движе-

ния сопротивления среди колониальных
и полуколониальных народов.
& Готвальд отметил, что большим успехом
всемирного движения за мир надо считать
создание Германекой демократической рес-
публики. Мы; чехи и словаки, сказал он,
пожалуй, лучше других знаем, что значит
быть соседом Германии. Вот почему мы
так ценим великую заслугу тех, благода-
ря которым возникла Германская демокра-
тическая республика.

Наконец, продолжал Готвальд, огромным
уснехом движения за мир является факт
разоблачения в Югославии империалисти-
ческой атентуры в лице клики Тито. Мо-
жет показаться абеурдным, когда я гово-
рю, что речь идет об успехе, в то время
когла мы видим, что клике Тито временно
удалось оторвать Югославию от лагеря
мира и перевести ее в лагерь империализ-
ма. В этом, естественно, нет ничего радо-
стного. Большим успехом, однако, являет-
ся то, что клика Тито была разоблачена,
что было показано ее настоящее лицо. За-
маскированный враг, которого не знаешь,
многим опаснее, чем враг открытый.

Вее мы внимательно следили за процес-
сом Райка в Будапеште и за процессом
Костова в Софии. Процесс Райка в Буда-
петшпте. особенно ясно показал, какую зада-
чу поставили империалисты перед. кликой
Тито и как широки были их планы. Они
стремились не только к тому, чтобы Тито
перевел Югославию в империалистический
лагерь, но также и к тому, чтобы одно-
временно он потянул за собой и другие на-
родно-демократические государства. ° Это
было ясно доказано. В наших руках также
имеются доказательства того, что. по отно-
шению к нам титовцы предпринимали по-
добного рода попытки.

Говоря 0. причинах вырождения и пре-
дательства клики Тито, Готвальд сказал:

С одной стороны выявилось, что целый
ряд руководящих работников в югослав-
ском правительстве, почти все окружение
Тито, ранее были платными агентами поли-
ции, и это было извеетно английским и
американским империалистам. Когда же
эти люди пришли Е власти, англо-амери-
канские империалисты  воспользовалиеъ
этим и заявили, что они должны служить
им или же будут разоблачены как старые
агенты полиции Александра (бывшего ко-
реля Югославии.—Ред.), гэстапо или уста-
шей.

Вторая причина, которая связана с пер-
вой, сказал далее Готвальд, заключалась в
недостатке критики и самокритики и вну-
тринартийной демократии в югославской
коммунистической партии.

Известно, что в течение долгого време-
ни, котда титовцы пришли уже к власти,
коммунистическая партия была, собетвен-
но товоря, в подполье, что это была, так
сказать, милитариетская полицейского ти-
па партия. В этой партии не велась диг-
куссия, не осуществлялась критика и га-
мокритика, работники партии не отчиты-
вались. Каждый, кто по милости Тито или
по милости английских или американских
империалистов высоко поднималея, стано-
вилея неприкосновенным. ели бы в ю19-
славской партии была широко развернута
критика и самокритика и существовала бы
внутрипартийная демократия, то эти пре-
дательские элементы были бы своевремен-
но разоблачены. Подавались сигналы, ука-
зывавшие на то, что речь идет о чуждых
элементах. Однако в югославекой партии
не нашлось никого, кто раскритиковал бы
их и, наконец, разоблачил.

Руководство югославской партии яви-
лось своеобразным обществом со взаимны-
ми гарантиями, об’единенным совместны-
ми престунлениями. Члены партии и орга-
низации не имели права слова, и, таклм
образом, стало возможным, что ипики,
агенты империализма и преступники бес-
препятетвенно руководили партией и cTpa-
ной и привели ce B лагерь империалистов.
Поэтому, товарищи, остро встает вопрос о
внутрипартийной демократии. Именно на
югославеком примере мы видим, какое губи-
тельное: последствие может иметь отсутствие
внутрипартийной демократии и критики н
самокритики и что в конце-концов пар-
тия и государство могут попасть в руки
прямых изменников и врагов.

Однако; несмотря на это, в Югославии
в настоящее время происходит процесс
диференциации. Там господствует террор.
Но именно в этих тяжелых условиях вы-
ковываются подлинные  большевистекие
калры, и таким образом рано или поздно

югославская партия и югославский народ
		Предложения о защите
мира внесены
	в парламент Италии
	РИМ, 1 марта. (ТАСС). Прибывшая в
Рим лелегация Постоянного комитета Вее-
мирного конгресса сторонников мира была
принята вчера председателем сената Боно-
ми и председателем палаты депутатов
Тронки и вручила им предложения в защи-
ту мира, выдвинутые Постоянным комите-
том в ем обращении к парламентам веех
стран.

После вручения предложений председа-
телям обеих палат делегация Постоянного
комитета присутствовала на приеме, ует-
роенном в ее честь в здании парламента
трупй депутатов и сенаторов оппозиции,
а затем выступила на пресс-конференции
для итальянских и иностранных журнали-
стов в приеутетвии деятелей итальявекого
движения сторонников мира и предетави-
телей итальянской общественности.
	Вице-председатель Постоянного комитета
Всемирного конгресса сторонников мира
1’`Арбусье рассказал о значении предложе-
ний, вылвинутых Постоянным комитетом.
	От имени Постоянного комитета д’Ар-
бусье. выразил удовлетворение приемом,
оказанным делегации председателями италь-
янской палаты депутатов и сената. Он под-
черкнул, что делегация обязана этим прие-
мом силе и размаху борьбы сторонников
мира в Италии, и выразил уверенность в
победе дела мира во всем мире.

В тот же день в палату депутатов были
внесены ряд предложений, направленных
на укрепление мира, основанных на
предложениях Постоянного комитета, за
подписью Ненни, Тольятти, ди Витторно,
Болдрини, Смит и других депутатов —
коммунистов, социалистов и независимых.

- В резолюции, внесенной сенаторами Се-
рени, Реале, Пасторе, Негарвилле, Лусеу,
Гризолиа и другими, говорится: «Считая,
что гонка вооружений и ряд состоявших-
ся военных конференций подтверждает
факт усиленной подготовки новой войны,
сенат предлагает правительству предпри-
нять шаги, способные содействовать поли-
тической разрядке международных отноше-
ний. С этой целью сенат рекомендует пра-
вительству поддерживать любые меры, мо-
гущие обеспечить: прекращение гонки во-
оружений, которая влечет за собой ни-
шету и разрушает все надежды на благо-
состояние, требуя для этого сокращения
бюджетов и воинских контингентов; пре-
кращение политики угроз атомными бом-
бардировками, что осуществимо путем за-
прещения атомного оружия».
	Нредставители правительства: в палате
депутатов — миниетр земледелия Сеньи, в
сенате — председалель совета министров
ле Гаспери заявили, что правительство в
тальнейшем назначит. день обсужденчя
этих резолюций.
	Бельгийский парламент отказался
обсуждать обращение Постоянного
комитета Всемирного конгресса
сторонников мира
	БРЮССЕЛЬ, 1 марта. (ТАСС). Вчера в
бельгийском парламенте было зачитано об-
ращение Постоянного комитета Всемирного
конгресса’ сторонников мира. Парламент не
обсуждал этих предложений и не поручил
это сделать специальной парламентской ко-
миссии, Kak предложил депутат-комму-
нист Лиспи. Парламент решил направить
обращение Постоянного комитета министру
иностранных дел ван Зееланду.,
	Решение бельгийского парламента рас-
ценивается в демократических кругах как
нежелание реакционного большинства пар-
ламента обсулить вопросы борьбы за мир.
	Демонстрация безработных
в Копенгатене
	ВОПЕНГАГЕН, 1 марта. (ТАСС). В ho-
пенгатене состоялась демонстрация безра-
ботных. С лозунгами «Все имеют право на
труд». «Дайте нам работу!», «Долой ми-
литаризацию!» безработные пошли в рикс-
дагу, возле которого состоялся митинг. От
имени 150 тыс. безработных демонстранты
направили ® правительству депутацию,
чтобы передать требования, выраженные
в резолюции, принятой на общедатской
конференции безработных в городе Вайле.
Однако ни один член правительства не
принял депутацию.
	Обнищание трудящихся
Австрии
	ВЕНА, 1 марта. (ТАСС). Девальвапия
австрийского шиллинга, произведенная в
ноябре 1949 года, повлекла за собой рез-
кое повышение стоимости прожиточного
минимума трудящихся масс Австрии. Как
отмечает газета «Эстеррейхише  фолькс-
штимме», в течение ноября и декабря
1949 года цены на продовольственные и
промышленные товары повысились в cpey-
нем на 21 процент, а по отдельным ви-
там товаров — почти ло 100 проц.
	Рост дороговизны в Австралии
	СИДНЕЙ, 1 марта. (ТАСС). Ряд проф-
союзных газет отмечает ухудшение поло-
жения трудящихся в Австралии ввиду не-
прерывного роста цен на продовольствие,
олежлу и другие товары пгирокого потреб-
ления. При этом указывается, что с де-
кабря прошлого ‘года общий индекс цен
в03рое почти на 10 процентов.

Сегодня в Мельбурне состоялось сове-
шание представителей 54 профсоюзов, на
котором обсуждался вопрос о требовании
‘рабочих увеличить заработную плату.
	Повое повышение цен на сахар
в Норвегии
	0610, 1 марта. (ТАСС). Норвежекие га-
зеты сообщают о предстоящем повышении
на 20 проц. цен на сахар.
		Вчера в Москве в Центральном доме
	‘литераторов состоялся’ вечер дружбы `001-
	гарской и советской литератур. Открывая
вечер, А. Сурков горячо’ приветствовал
посла Болгарской народной республики в
СССР С. Д. Благоеву и членов делегации
болгарских писателей, гостящих в столице.
С докладом о путях развития современ-
ной болгарекой литературы выступил бол-
тарский поэт Никола Фурнаджиев. Свои
стихи на болгарском языке читали поэты
Младен Исаев и Елизавета Батряна. Бол-
тарекие писатели Стоян Ц. Даскалов и
Иван Мартинов поделились своими впечат-
лениями о пребывании в Москве.
Советские поэты и артисты прочли пе-
реводы произведений болгарских классиков
и зовременных поэтов и писателей Болга-
рии. С. Михалков прочел стихотворение,
написанное им во время пребывания в Бол-
тарий и посвященное советско-болгарской
	ipymoe.
	Премьера Малого театра
	Вчера Государственный академический
Малый театр показал на сцене своего
филиала премьеру пьесы Б. Лавренева
«Голое Америки», разоблачающей иетин-
ное лицо современной американской «де-
мократии».

В спектакле участвовали: народный
артист СССР М. Жаров, народные артисты
РОФОР Н. Рыбников, Г. Ковров, С. Межин-
ский, заслуженные артистки РСФСР Н. Бор-
ская, И. Ликсо, Е. Солодова и другие.

Постановка-—заслуженного деятеля ис-
кусетв В. Дудина, Художник—В. Каплу-
новский, .музыка — Б. Мокроуеова.
	РЕДАНЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Издатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР.
		ПРОГРАММА ПЕРЕДАЧ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
	на. 5 марта
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1961;
1724; 420,8; 50,36; 49,75; 48,94; 41,27; 31,58 метра).
10.00 — Хавкин — «Всегда вместе». 19.25 — Сим-
	фонический концерт из произведений Рахма-
нинова. 11.15 — Китайские народные сказки.
12.20 — Концерт ансамбля песни. 13.15 — Кон-
церт из цикла «Под солнцем Сталинской Кон-
ституции» — «Башкирская АССР» (по стан-
циям). 13.15 — Камерные произведения рус-
ских композиторов (гор. сеть). 14.15 — Концерт
инструментальной музыки. 16.00 —А. Чаков-
ский «У нас уже утро». 16.30 — Разучивание
песни для детей, 17.00 — П. Бажов «Серебря-
ное копытце». 18.30 — Концерт по программе,
составленной радиослушателями. 19.15 — Обзор
зарубежной печати и радио. 19.35 — Арии из
опер. 20.60 — Очерк «Академик Т. Д. Лысенко».
20.35 — Трансляция концерта Краснознаменно-
го ансамбля Советской Армии. 21.29 — Пере-
дача, посвященная творчеству А. К. Тарасо-
БОЙ. 22,35 — Отрывки из оперетт Кальмана.
23.00 — Концерт для Румынии. 09.45 — Эстрад-
но-танцовальный концерт.

ВТОРАЯ ПРОГРАММА (на волнах: 1293;
312,8; 40,93 и 30,61 метра). 15.09 — Стихи и песни
Советского Азербайджана. 15.45 — Монтаж опе-
ры Римского-Корсакова «Ночь перед Рожде-
ством». 17.60 — Эстрадный концерт. 17.45 —
Очерк «Академик И. П. Баодин». 18.00 — Ka-
мерные произведения Ан. Александрова. 18,50—
Фантазии на темы оперетт. 20.00 — Передача
для работников лесной промышленности.
20.20 — Концерт по заявкам. 21,30 — Романсы
советских композиторов. 22.00 — Трансляция
концерта из Еревана. 22.30 — Стихи и песни
демократической Германии. 23.00—Первая сим-
фония Чайковского. 00.05 — Концерт болгар-
ской музыки.

ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА (на волне 360,6 мета).
19.10 — ПТестая симфония Я. Иванова. 19.50 —
Трансляния оперы Пуччини «Чио-Чио-Сан».
23.00 — Муз.-лит. передача «Музыка в Чапаев-
ской дивизии».
	СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ
	(Начало спектаклей в 8 час. вечера).
	БОЛЬШОЙ ТЕАТР—«Медный всадник».

ФИЛИАЛ БОЛЬШОГО ТЕАТРА —«Лакме».

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО—«Лес».

ФИЛИАЛ МХАТ —«Поздняя любовь». Билеты
продаются.

МАЛЫЙ ТЕАТР- «Доходное место». {

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА—«Тайная война».

ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА (Арбат, 26)—
«Великий государь».

ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА --
«Семья».

ЦЕНТР. ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ — «Учи-
тель танцев»; Малая сцена—«Закон Ликурга»-

ТЕАТР им. МОССОВЕТА. Основная сцена
(пл. Журавлева 1-— «Красавец мужчина»;
Филиал (Пушкинская ул., 26)-«Трактиритица».

моск. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена, 19) —
«Сампаны Голубой реки». .

МОСК. ДРАМАТИЧ. ТЕАТР (Спартаковская
ул., 26) «Вокруг ринга»

МОСК. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ —«Сильва».

МОСК. ТЕАТР САТИРЫ —«Лев Гурыч Си-
ничкин»,

МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ. БОЛЬШОЙ
ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ — Концерт ДАВИДА
ОЙСТРАХ. В программе: Три концерта слт
скрипки с оркестром Моцарта, Сибелиуса и
Хачатуряна. Нач. в 8.30 веч.

MOCK. ОРДЕНА ЛЕНИНА ЦИРК — 2, 3, 4,
5/ИТ Последние дни гастролей В. И. ФИЛА-
TOBA с аттракционом «МЕДВЕЖИЙ ПНИРБК»
и разнообразная пирковая программа. На ма-
неже КАРАН д’АШ. Нам. в 8.30 веч. Билеты
продаются.
	КУРСОВОЙ БЮЛЛЕТЕВЬ
ИНОСТРАННЫХ ВАЛЮТ
1 марта 1950 г.
	Наименование валюты Курс в рублях
	Албанские леки за 100
Английские фунты стер-
лингов за 1

Афганские афгани за 100
Бельгийские франки за 100
Болгарские левы за 160
Венгерские форинты за 109
Толландекие гульдены за 106
Датские кроны за 100
Египетские фунты за 1
Индийские рупии за 100
Иранские риалы за 109
Итальянские лиры за 1000
Канадские доллары за 1
Монгольские тугрики за 100
Норвежские кроны за 100
Пакистанские рупии за 100
Польские злотые за 1000
Румынские леи’за 1009
Доллары США за 1
Турецкие лиры за 100
Финские марки за 1000
Французские франки за 1000
Чехословацкие кроны за 100
Швейцарские франки за 100
Шведские кроны за 100

8.90

11.20
23.66

1.40
34.10
195.26
57.91
11.52
84.30
12.40
5.40
3.63
160.00
56.00
121.05
10.09
26.74
4.00

_ 142.86

17.47
11.46

8.00
91.47
97.22
	ТГосударственный банк СССР.
Управление Иностранных Операций,
	президиум Академии Наук СССР, Отде-
ление технических наук, Отделение
физико-математических наук, Институт
математики и Институт автоматики и
телемеханики АН СССР © глубоким
прискорбием извещают о смерти выдаю-
щегося советского ученого-математика,
академика
	Николая Николаезича ЛУЗИНА,
	последовавшей 28 февраля с. г, в г. МОо-
скве, и выражают соболезнование семье
покойного.
	лее ярко подтверждают происшедшую пе-   сведут счет с кликой предателей.
	ПАРИЖ, 28 февраля. (ТАСС). 25 и 26
февраля состоялась конференция федера-
ции коммунистической партии департамен-
та Нор, в которой приняло участие 500
делегатов. С заключительным словом на
конференции выступил генеральный сек-
ретарь Французской — коммунистической
партии Морис Торез.

Как сообщает газета «Юманите», в сво-
ей речи Морис Торез напомнил 06 основ-
ной задаче коммунистов, а именно: при-
влечь все население страны к активному
участию в`борьбе за дело мира. Подчерк-
нув огромные успехи лагеря демократии и
мира, 0б’единенного вокруг Советского
Союза, Торез призвал коммунистов ни в
коем случае не успокаиваться на доетиг-
нутом и со все большей энергией продол-
жать “борьбу.

Американские империалисты и их анг-
лийские и французские подручные, заявил
Морие Торез, не отказались от своих пре-
ступных проектов. Они лихорадочно уеко-
ряют подготовку к войне против Советеко-
го Союза и против стран народной демо-
кратии.

«Война,-— заявил Морис Торез, — не яв-
ляется ни неизбежной, ни необходимой.
Война будет угрожать человечеству до тех
пор, пока будет существовать капитализм.
Но силы мира во. веем мире. достаточно
	Выступление Мориса Тореза
	Пушкинская площадь, 5.
	многочисленны и достаточно мощны для
того, чтобы сорвать военные планы’ импе-
риалистов».

Иногда, к счастью редко, и в наних
рядах раздаются голоса: «Ну что же,
пусть вепыхнет война, тогда мы покончим
се капитализмом».. 9то является заблужде-
нием, грубым извращением! Те, кто делает
подобные заявления, льют воду на мель-
ницу поджигателей войны. О0б’ективно они
становятся соучастниками поджигателей
войны. Мы должны дать им беспощадный
отпор. Мы боремея за мир, а борясь за
мир; мы боремея за освобождение нашей
страны от империалистического ига и за
возвращение Франции ее национальной не-
зависимости.

Морис Торез говорил далее об огромных
усилиях трудящихея — сторонников мира,
стремящихея положить конец несправедли-
вой войне против вьетнамского народа. Or-
казываясь от производства и транепорти-
ровки военных материалов, заявил Морие
Торез, трудящиеся служат делу Франции,
интерееы которой нельзя смешивать с ин-
тересами Индокитайского банка и с инте-
ресами мошенников, скомпрометировавигих
себя в деле с чеками. Больше того, под-
держивая освободительную борьбу вьетнам-
ского народа и веех угнетенных народов,
мы действуем соглаено тралиции француз-
	ского рабочего движения, традиции тюля
Геда и Жореса, которые в свое время ре-
шительно выетупали против колониальной
войны в Тонкине и Марокко.

Остановившись на THYCHBIX  прави-
тельственных законопроектах и полицей-
ских насилиях над трудящимиея и ето-
ронниками мира, Морис Торез сказал:

«Враги народа понимают, что ничто не
может помешать торжеству правды, что
нельзя заставить замолчать партию Семара
и Габриэля Пери — пафтию, принеспую
великие жертвы».

«Правительственный произвол и поли-
цейские насилия, — продолжал Topes,—co-
провождатются фашиетекими провокациями.
Нам хоропю известно из доетоверното из-
точника, что де Голль с помощью Било
подготавливает насильственный переворот
в стране. Но мы убеждены, что вее тру-
дящиеся, все республиканцы, об’единив-
шиесь, как в 1934 году, предупрежденные
нашей партией, немедленно окажут реши-
тельное сопротивление попьгткам: деголлез-
цев».

Остановившиеь затем на вопросе о тре-
бованиях трудящихся, Морис Торез сказал,
что забастовка металлистов Парижекого
района нашла глубокий отклик, и отметил,
что борьба металлистов имеет большое зна-
чение для горняков департамента Нор. Что
	Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова,