ПЯТНИЦА. 3 МАРТА 1959:г. № 53 (10202)
	СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ИЗВЕСТИЯ
	стов. и беспартийных
	*
	Народный артист
республики
	Калибеку Вуанышпаеву, народному ар-
тисту Казахской ССР, около 60 лет. Но. он
считает, что по-настоящему начал жить
только после установления советской вла-
сти в Казахстане.

Тяжело и безрадостно было детство Вуа-
нышпаева. Сыну  бедняка-скотовода ©
большим трудом удалось научиться читать
и писать. Дететво сменила безотрадная
юность е тяжелым подневольным трудом у
богатеев-баев. В 20 лет Куанышпаев стал
певцом и домбристом. Песни его, в которых
он высмеивал жадных баев и их хитрых
прислужников, становятся известными BO
‘многих степных зулах,

Но вот и над Казахетаном занялась заря
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции. Она открыла Калибеку Куаныш-
паеву широкую дорогу в искусство.

К. Куаньшинаев становится одним из с03-
дателей и артистов. Вазахекого драматиче-
ского театра в Взыл-Орде. Много запоми-
нающихея образов создал К. Куаныштаев.
Ему принадлежит талантливое исполнение
на сцене и в кино роли выдающегося ка-
захекого- поэта-просветителя Абая Кунан-
баева. Много сил и труда затрачивает Вуа-
нышиаев, воссоздавая для казахского наро-
да образы тениальных творений Гоголя и
Островского,
	Казахский народ о выюоко ценит обще-
ственную и политическую деятельность
Куанышиаева, его заслуги в развитии на-
ционального театра. Четыре года тому на-
зад трудящиеся Вустанайской области из-
брали ero депутатом Верховного Совета
СССР. второго созыва. Он с честью оправ-
Jad их доверие.
	Сейчас, котла советский народ выдви-
тает в выспгий орган власти своих лучших
представителей, избиратели Кустанайского
округа снова назвали своим кандидатом в
депутаты Совета Национальностей достой-
ного воспитанника большевистской партии,
верного сына’ нашей великой родины, на-
родного артиста Казахской ССР КВалибека
Вуаныпшаева.
	г. АЛМА-АТА, 2 марта.
	андидаты сталинского блока коммуни
					Алексей Семиволос
	металлургам тысячи тонн руды сверх Wide
на. За два тода самоотверженной работы
	на Урале Алексей Ильич выполнил десять
годовых норм. ,

За героический труд, за разработку и
применение ‘нового метода А. И. Семиволо-
си была присуждена Сталинская премия.
	В освобожденный Советекой Армаей
Кривой Рог тов. Семиволое вернулся уже
в качестве управляющего рудником имени
Ильича. Неемотря на огромные разруше-
ния, которые причинил шахтам отетупав-
ший враг, Алексею Ильичу удалось с по-
мощью торняков за три месяца наладить
добычу руды. Шахты рудника системати-
чески выполняют производственные пла-
ны. Восстанавливаются жилища, обществен-
ные и культурные учреждения.
	В 1946 roxy Алексей Ильич Семиволос
был избран депутатом Верховного Совета
СССР. Он оправдал ловерие народа. Как
депутат он получил за четыре года евыше
1.600 писем, и не только от своих изби-
ралелей, но также из Москвы, Ленинграда,
Тбилиси, Баку и других городов. Цо каж-
дому письму были приняты меры. У тов.
Семиволоса за это время побывало свыше
300 избирателей. Неоднократно он встре-
чался с избирателями и отчитывался перед
ними, выезжал на предприятия и в колхо-
зы своего округа.

Теперь шахтеры снова выдвинули
А. И. Семиволоса своим кандидатом в де-
путаты Верховного (Совета СССР. Трудя-
	  миеся ИВриворожья . поддержали его кан-
	AMAATVDY и отдадут ему свои TOTO .
	Коллективный корреспондент «Изве-
стий» — редакция газеты «Червоний
нрняк».
	г. КРИВОЙ РОГ.
	Десять лет пазад, в июле 1940 года,
всю страну облетела весть о том, что кри-
ворожекий бурильшик Алексей Ильич Ce-
миволос показал небывалую ‘в железоруд-
ной промышленности   производительность.
За одну смену он обурил 18 забоев и вы-
полнил норму на 1.200 процентов.

У Алексея Семиволоса сразу же наш-
лись сотни последователей. На следующий
день его товарищи по шахте бурильщики
Рябковец и Гудименко обурили каждый по
19 забоев. Движение новаторов росло и
кренло. 1

В чем сила и жизненность нового мето-
да добычи руды?

В том, что при тех же людях, при той
же технике производительноеть увеличи-
взется в несколько раз. Метод Алексея
Семиволоса освобождает бурильщива от
всех работ, не связанных 6 бурением, рез-
ко повышает производительность труда.
	В новаторекой деятельности длексея
Семиволоса нашло ввое выражение страст-
ное желание молодого горняка отблагода-
рить партию и великого Оталина за куль-
турную и зажиточную жизнь. В 1940 ro-
	ду он вступил в партию.
	Кандидат ‘абхазских
колхозников
	Торькая нужда была уделом крестьян
дореволюционной абхазской деревни. По
рассказам стариков, ‘землею в селе Ду-
рипш безраздельно владел князь Лакербая.
Дуришшекие крестьяне батрачили на князя
за мизерную долю урожая, которой нехвз-
тало даже на полуголодное  существо-
вание.
	На том месте, где стояли покосйившиеся
от’ времени плетеные из хвороста, крытые
папоротником убогие абхазские жилищз,
теперь раскинулоеь большое красивое кол-
хозное ‹ село Дурипш.  Колхозом имени
Берия, расположенным в этом селе, ру-
ководит Герой Социалистического Труда
Григорий Шагович Афдзинба, выдвинутый
своими олносельчанами кандидатом в де-
путаты Верховного Совета СССР.
	Сын неграмотного крестьянина, Григорий
	Арлзиноа при. советекоюй Bact получил
	среднее образование, затем . окончил в
Сухуми педагогическое училище, работал
директором средней школы.

Пять лет назад колхозники села Дурийш
избрали Г. Ш. Ардзинба председателем
своего колхоза. Под ето руководством кол-
хоз имени Берия превратилея в передовую
сельскохозяйственную артель Абхазии. 34
получение: высоких урожаев пяти перело-
викам колхоза присвоено звание Героя Co-
циалистического Труда, 38 человек, награж-
дены орденами и медалями.

Золотая звезда Героя Социалистического
Труда, два ордена Ленина и медаль «За
трудовую доблесть» украшают грудь пред-
седателя колхоза тов. Арлзинба.

В прошлом году колхоз получил 3.700
тысяч рублей дохола. На трудодень выдано
20: рублей, 8,6 килотрамма зерна, много
вина и продуктов.

В этом году колхоз решил построить в
селе клуб, достроить здание средней пко-
лы, приступить к сооружению мощной
пидростанции, кирпично-черепичного заво-
ла. Многие колхозники строят себе двух-
этажные дома, обсаводятся мотоциклами,
автомащинами.

На своем предвыборном собрании кол-
хозники выдвинули председателя колхоза
Григория Шатовича Ардзинба кандидатом в
депутаты Верховного Совета СССР.
	г. СУХУМИ, 2 марта. (ТАСС).
	Советский педагог
	С большим под’емом прошло предвыбор-
ное собрание на Гомельском вагоноремонт-
ном заводе. Коллектив завода встретился
кандидатом в депутаты Совета Напио-
нальностей — директором Залицской He-
полной средней школы Гомельского района
Ольтой Титовной Плессжой.

Выетупившие на собрании старый кад-
ровый рабочий тов. Пригорьев, мастер ко-
лесного цеха тов. Солодовников, столяр-
стахановец тов. Борисов и другие говори-
ли о тов. Плесской, как о верной дочери.
белорусского народа, отдающей все свои
силы благородному делу воспитания моло-
дого поколения строителей коммунизма.

В конце собрания выступила 0. Т. Млес-
ская.

— Conerenas власть, большевистекая
партия, наш родной товарищ Сталин под-
няли народного учителя на такую высоту,
на которой он никогла не ‘находилея, —
сказала тов. Плесская— Мы окружены
заботой и вниманием. Все свои. силы, весь
свой многолетний опыт я отдам делу слу-
жения нашей прекрасной родине.

Л. СУЛИН,
соб. корр. «Известий».

г. МИНСК, 2 марта.
		Создатель новой науки.
о стекле
	Одним из основоположников нашей со-
ветской науки о силикатах безусловно яв-
ляется зкадемик Илья Васильевич Гребен-
и:
	Лимия силикатов, как мы уже товори-
ли,— не единственная область науки, в BO-
торой прославил себя И. В. Гребенщиков.
Если мы оглянемея назад, то увидим, что
примерно двадцать лет назад полировка ме-
таллов и других материалов велась мало-
производительными методами, не имела под
собой глубоко разработанной научной 6a-
зы. Теория физико-химических процессов
полировки металлов и сплавов, предложен-
ная академиком Гребенщиковым, позволила
создать высокопроизводительные способы
физиво-химической обработки металлов.

Блестящее решение этой очень важной
для народного хозяйства проблемы может
служить прекрасной характеристикой твор-
	чества советского ученого, всегда связы-
	вающего свою теоретическую работу с по-
требностями социалистической  промыш-
пенности. Замечательный метод академика
Гребенщикова настолько внедрен сейчас в
	практику; что нет ни одного завода, вото-
	рый не использовал бы в широких мас-
штабах эти достижения советской науки.
	Илью Васильевича знают в Советской
стране не только как замечательного уче-
ного-новатора, но и как прекраеного педа-
гога, воспитывающего ‚молодые кадры ра-
ботников науки и промышленности,

Он подготовил большое количество ин-
женеров электрохимиков и научных ра-
ботников-—силикатчиков; Многие из них са-
ми стали крупными научными работника-
ми и возглавляют научные  лаборато-
рии. Не. будет преувеличением сказать,
что советская электрохимическая научная
пола так же, как и химия силикатов,
самым теснейшим образом связана ¢
жизнью и научной деятельностью И. В.
Гребенщикова.

Свою разнообразную научную работу
Илья Васильевич плодотворно сочетает с
болыной  общественно-политической  дея-
тельностью. OH © честью выполняет свои
обязанности депутата Ленинградского город-
ского Совета.

И. В. Гребенщиков является уполномо-
ченным президиума Академии наук СССР
в Ленинграде. С ним держат постоянную
связь сотни научных и инженерно-техни-.
ческих работников, десятки научно-иселе-
довательских учреждений. Илья Василье-
вич всячески содействует развертыванию
деятельности академических учреждений `В
Ленинграде, укренлению творческого: содру-
жества работников науки и производства,
находит время вплотную заниматься также
вопросами, связанными с бытом’ ученых.

Академик И. В. Гребенщиков пользуется
отромной популярностью и любовью в на-
учном мире. Его знают как на редкость
скромного, чуткого, отзывчивого чёловека,
требовательного и принципиального руко-
водителя, как человека, до кониа преданно-
го своей родине, коммунистической партии,
великому вождю прогрессивного’ человече-
ства — Иосифу Виссарионовичу Сталину.

Мы призываем избирателей единодушно
отдать свои голоса за верного сына совет-
ского народа, выдающегося ученого нашей

страны — академика Илью Васильевича
Гребенщикова.
	Член-корреспондент Академии наук
СССР, лауреат Сталинской премии
	профессор Н. КАЧАЛОВ,
член-корреспондент Академии наук
	CCCP
профессор П. АНТИПИН,

профессор, доктор технических наук
-А. АЛАБЫШЕВ.
	г. 1ЕНИНГРАД.
	mi

‘Лауреат Сталинской премии академик
Илья Васильевич Гребенщиков принад-
лежит к виднейшим представителям самой
передовой в мире советской науки. Его имя
неразрывно связано с созданием отече-
ственного оптического стекла. Но не только
своими открытиями в области химии сили-
катов, уже достаточными, чтобы создать
ученому большое имя, известен в нашей
стране академик Гребенщиков. Он являет-
ся также создателем новой теории физико-
химических процессов полировки металлов
и сплавов.

Мы, советские ученые, знающие Илью
Васильевича в течение многих лет, с боль-
шой радостью услышали о том, что он за-
регистрирован кандидатом в депутаты (0-
вета Сотоза Верховного Совета СССР по М-
сковскому избирательному округу Ленин-
града.

Повседневно мы видим и ошущаем ог-
ромное внимание, которое уделяют разви-
тию и процветанию советской науки ком-
мунистическая партия, советское прави-
тельство, гениальный вождь народа, луч-
итий друг ученых — Йосиф Виссарионович
Сталин. Ни в какой другой стране ученые
ие пользуются такой поддержкой, любовью
и почетом, как у нас, в Советском Союзе.
Это < новой силой подтверждается и сей-
час, во время избирательной кампании по
выборам в Верховный Совет СССР. В чис-
ле лучших людей, выдвинутых кандидата-
ми в депутаты, народ назвал и крупней-
щих советских ученых. Все работники с0-
веткой науки справедливо расценивают
это, как лучшее свидетельство признания
заслуг ученых нашей страны.

Приветствуя выдвижение И. В. Гребен-
щикова кандидатом в депутаты Верховного
Совета СССР, мы хотели бы высказать в
связи с этим свои мысли и чувства.

Свыше 35 лет назад Илья Васильевич
был уже известен в научных кругах как
неутомимый искатель в решении важней-
ших научных проблем в области физиче-
ской химии и химии силикатов.

Молодое Советское государство остро ну-
ждалось в собственном оптическом стекле,
производство которого было строго засекре-
чено заграничными фирмами. Илья Ва-
сильевич вместе с другими советскими уче-
ными и труппой своих учеников смело
взялся за решение этой сложной проблемы.
Его богатая практика физико-химика, не-
обычайная настойчивость, сознание своего
патриотического ‘долга перед родиной  по-
могли ему после долгих экспериментов раз-
работать новый, советский, самый прогрес-
сивный метод производства оптического
стекла.
	фропотливо и упорно, не  останавли-
взясь перед неудачами, в течение долгого
периода изучал он технологию оптического
стекла, исследовал его физико-химичезкие
свойства и всевозможные закономерности,
управлявшие явлениями  стеклообразова-
ния. открывал новые свойства, новые яв-
ления, новые закономерности, — словом,
закладывал фундамент новой науки 0б оп-
тическом стекле, которая, главным образом
благодаря трудам Ильи Васильевича, при-
обрела сейчас в Советском Союзе столь
внушительный размах.

Значительны заслуги Ильи Васильевича
в разработке технологии так называемых
силикатных производств. Его труды дали
большой толчок развитию этой отрасли. 06
этом следует вепомнить сейчас, котла’ мы
имеем мошную силикатную промышчен-
ность; развивающуюся на основе подлинно
	передовой науки, пользуемея вполне ориги-
	назтьпыми.  проиэводствевными методами,
разработавными нашей наукой.
	Олними из первых кандидатов в депута-
ты Верховного Совета СССР” таджикский
Наро1 выдвинул двух верных своих сынов,
представляющих два поколения советской
интеллигенции, ——  семидесятидвухлетнего
Салриллина Айни, основоположника тад-
зикской советской литературы, и Мирзо
Турсун-заде, выдающегося поэта, вошедше-
го в литературу в 80-х тодах нынешнего
столетия.
	Аизненные судьбы этих писателей,
гнешне столь не схожие, совнадают, одна-
ко, в самом существенном: Великий Ок-
тябрь определил жизнь каждого из них, на-
правив вее их силы на служение назолу,
		Великая Отечественная война привела
Криворожского шахтера на Бакальские руд-
	ники Урала. Сначала здесь отнеслись бы-
ло с недоверием в семиволосовскому мето-
ду. У нае, мол, не те условия, да И руда
не та, что в Криворожье...

По скоро и самые заядлые скептики
должны были начать работать по-новому.
В отдельные дни Семиволос обуривал по
317 забоев за смену, перекрывая норму ‘в
50 раз. Советекий патриот, преисполнен-
ный свяшенной ненависти к врагу, давал
	Мастер социалистического земледелия
	В станице Родниковеской состоялась ветре-
ча избирателей с кандидатом в депута
Совета Союза Верховного Совета СССР’ ста
щим агрономом совхоза «Кубань» Tpobu-
менковым.

Старший агроном Родниковской MTC
тов. Бурьянов сказал:

— Мы счастливы, что живем в сталин-
скую эпоху. Великий вождь партии и на-
рода ‘товарищ Слалин ‘указал нам путь к
счастливой и радостной жизни. Под руко-
водством товарища Сталина советский на-
род добилея огромного под’ема во веех от-
паеслях  сопиалистического хозяйства. В
	  DOCLAX = COMMARMUTAMUCRULY  доэрнолре. 2
выспгий орган государственной власти MBI
	посылаем тех, кто беззаветно предан делу
партии Ленина — Сталина, кто честно елу-
	жит народу, защищает его интересы. Имен-
но таким человеком и является наш канди-
дат в депутаты.

На встрече выступили колхозники, учи-
теля, агрономы, врачи. Все они призывали
избирателей отдать свои голоса за канди-
хата сталинского блока коммунистов и 6ес-
партийных,

Собравшиеся тепло встретили выступле-
ние кандидата в депутаты Верховного Co-
seta CCCP Николая Ивановича Трофимен-
кова, горячо поблагодарившего избирателей
и заявившего, что он приложит все силы,
чтобы оправдать оказанное ему доверие.
	г. КРАСНОДАР, 2 марта. (©06б. корр.
«Известий»).
	ников, баня. Сейчас строится. вокзал и
восстанавливается 32-квартирный дом.
	№ Александру Михайловичу со дня про-
шлых выборов обращалось с запросами,
жалобами, с устными и письменными за-
явлениями свыше четырех е половиной
тысяч ‘избирателей. Все заявления и 3а-
просы были основательно разобраны, и по
ним приняты пеобходимые меры,
	Трудящиеся Ржевского избирательного
округа вновь. единодушно выдвинули А. М.
Васильева своим кандидатом! в депутаты
Верховного Совета СССР. Вее мы c pa-
достью отдадим 1% марта свои голоса кан-
дидату блока коммунистов и беспартийных,
воспитаннику большевистской партии Але-
ксандру Михайловичу Васильеву.
	И. Лузников — машинист депо Ржев,
П. Разумихин — кузнец депо, Н. Ан-
дреев — диспетчер управления доро-
ги, Д. Степанов — составитель -поез-.

дов станции Ржёв.
	г. РЖЕВ Калининской области.
	новских шлемах. Аончилиеь Дни мрака.
Начались светлые, советские дни.

В 30-х годах в таджикскую литературу
вступает «Комсомольское пополнение» —
группа молодых писателей, выросших в
литературных кружках и в комсомольской
печати. Среди них — Мирзо Туреун-заде.
Он быстро выделяетея своей одаренностью.
Его стихи радуют ибкренней взволнован-
ностью, политической остротой; новыми
яркими образами.

В поэме «Пиессарекая долина» Туреун-
заде показывает, B чем источник его
жизнеутверждающшей поэзии:
	(кажи: что дать могло такое дететво?
Кем вырасти бы мог певец Гнесара?
Какие струны в нем бы зазвучали —
Не похоронные ль? Какие Браски
Явились бы в стихе? Олин лишь траур!
Ho вот стою я перед вами, люди —
И льется песнь моя, как льются воды,
Привольно и обильно. Я свободен!
	Октябрь овкрылил поэта. Бодльшевиет-
ская партия и комсомол воспитали ero
в духе беззаветной преданности народу.
М. Туреун-заде много учится‘ у передовой
	русскои ° ‘литературы. Поэт’ бережно,
по крупицам собирает произведения
устной народной поэзии. Он  учает-
	вует в пародных стройках — в cTpon-
тельстве Ново-Памирекого тракта, Большо-
то Фертанекого канала. Из ‘этого общения
с народом вырастают лучшие его произ-
ведения — такие, как «Письмо строителей
Памирекого тракта товарищу Сталину»,
где поэт сумел в задущевных строках
передать заветные мечты и чувства кол-
лектива.

`Годы’ Великой ° Отечественной войны
были ‘годами, когла поэт Мирзо Туреун-
заде мужал вместе со всем народом, зака-
ляяеь в борьбе с трудностями, отдавая вее
свой силы служению родине. Тема совет-
ского патриотизма является ведущей темой
его произведений.

Турсун-заде становится одним из наи-
более любимых и влиятельных таджикских
поэтов. Свой поэтический труд он сочетает
© большой государственной работой.

Садрилдин Айни ‘сказал о Туреун-заде:
	«Это — наша надежда», и поэт опраздал
	Во имя укрепления
могущества родины
	Пятнадцать тысяч представителей коллек-
тизов предприятий и учреждений Фрунзен-
ского — Первомайского избирательного ок-
	руга собрались на предвыборный митинг,
чтобы встретитьея с кандидатом в депута-
ты (Совета Национальностей Анной Алек-
санлровной Волковой.
	Представители коллективов трудящихся
призвали собравшихся в день выборов,
12 марта, отдать свои голоса за кандидата
блока коммунистов и беспартийных —
лауреата Сталинской премии, кандидата
ветеринарных наук Анну Александровну
Волкову.
	С. горячей  взволнованной речью на ми-
тинге выступила А. А. Волкова. Она ска-
зала:

— Только в нашем социалистическом
отечестве, которое. великий Сталин ведет
от победы к победе, так высоко подняты
люди! труда. Коммунистическая партия и
советская власть помогли мне выйти в
ряды’! интеллигенции, стать научным  ра-
ботником. Радостно сознавать, что мои на-
учные труды помогают развитию <оциз-
диетического животноводетва. Я отдам все
свои силы и знания для укрёпления могу=
щества любимой родины.
	г. ФРУНЗЕ, 2. марта.
	О, МЕДВЕДОВСКИИ,
спец. корр. «Известий».
	Cayta napoda
		В феврале 1946 года начальник Вали-
HHHCKOH железной дороги Герой Социали-
стического Труда Александр Михайлович
Васильев был избран трудящимися Ржев-
ского избирательного округа в депутаты
Верховного Совета СССР.

А. М. Васильев прошел за 40 лёт своей
работы на транспорте большой путь от
веговщика до начальника дороги. Избран-
ный депутатом Верховного Совета CCCP,
он верно служил народу, умело сочетая
руководство сложным и непрерывно рас-
тущим хозяйством Калининской дороги с
выполнением депутатских обязанностей. За
один только последний год управление до-
роги израсходовало свыше 5 миллионов
рублей на строительство жилищ, Вынол-
нен план радиофикации станций, путевых
булок и раз’ездов;

Многое сделал нанг депутат и для вое-
становления разрушенного врагом Ржева.
В городе построены десятки двухэтажных
жилых домов и домиков паровозных ма-
пгиниетов, прекрасный клуб железнодорож-
	русским народом, за расцвет животворного
советского патриотизма.

Последние произведения Айни — два то-
ма «Воспоминаний» (из пяти томов, над
которыми работает сейчае писатель) тепло
встречены всей. советской общественностью.
Это не обычные мемуары. Это грандиозное
полотно, в котором автор, товоря 0 про-
шлом, обращается ‘в настоящему и буду-
щему. Это приговор старому миру, про-
изнесенный писателем, познавшим вею его
горечь и мерзость. Это опирающаяся. на
огромный жизненный опыт вера в силу че-
ловеческого коллектива, в силу людей тру-
да, в силу социалистической революции,

Нельзя в этой связи не, вспомнить за-
мечательных слов ченекого журналиста
Юлиуса Фучика,  присутствовавшего в
Сталинабаде в 1935 году на праздновании
30-летия литературной деятельности (‘ад-
риддина Айни, Фучик сказал:
	«АЙНИ ЭТО Не только ваш писатель, это
и наш , пиватель Ero книги для нае не
только прекрасное искусство, но и нагляд-
ное учебное пособие. Эти книги не только
отображают прежние страдания и новые
достижения советского народа —= они самя
по себе ‘уже являютея живым доказатель-
ством этих достижений, И потому они, эти
книги, непосредственно помогают нам в
нашей борьбе...».
	В судьбе писателя, шагнувшего из бу-
харского средневековья в нашу эпоху, за-
нявшего свое место в первых рядах
борцов за коммунизм, таджикский народ
видит олицетворение своей собственной
большой счастливой судьбы.

*

В селении Каратаг в Гиссарской долине
в 1911 году в семье плотника Туреуна po-
дился сын, названный им Мирзо.

Только раннее детство провело Мирзо
Турсун-заде в условиях лосоветекого тад-
жикского кишлака, но навсегда запомнил
он виденные им картины народного гора.
Борьба се басмачеством  продолжалаеь в
районах Гиссарекой долины несколько лет
и после свержения бухарского эмира.

Линь в 1923 году в кишлак Каратаг
пришли люди © краеной звездой на булен-
	эту надежду. Лучшее произведение М. Тур-
сун-заде «Отихи 00 Индии», написанное
после! посещения в 1947г. Индии в coeta-
	ве советекой делегации, удостоено Сталин-
	ской премии.

Большевистская изртийность составляет
самую суть Творчества Мирзо Турсун-заде.
Она’ выражзетея в глубоко’ идейном
полхоле к’ явлениям жизни, в  благо-
	родном COBETCKOM патриотизме, в жгучей о
	ненависти к империалистическим пораро-
тителям, в резком  противопоставлении
двух миров — растущего, торжествующего
мира социализма и обреченного на гибель
катиталистического мира.
	Слияние двух сил — коммунизма и на-
рода, составляющее содержание нашей эпо-
	хи, питает творческое влохновение поэта: .
	то слияние отображает он в стихах, ему

посвящает он прекрасные поэтические по-

рывы и свой повседневный труд.
Поэтическое творчество Мирзо Туреуна
	заде связано с его общественной леательно- _
	стью; он-— депутат Верховного Совета
СССР второго созыва, член ЦК КП(б) Тад-
Жжокистана, председатель Союза советеких
писателей республики. Последний пленум
правления. Союза советских писателей
СССР ввел его в состав правления.

В 1949 году Мирзо Турсун-заде ‘как
член советской делегации участвовал в ра-
боте Всемирного конгресса сторонников
мера в Париже, позже он посетил Пакистан,
всюду выступая пламенным борцом за мир,
за народную демократию. Сейчас Турсун-
заде возглавляет избирательную комиссию
	Таджикской CCP по выборам в Совет На-
	циональноестей.

пришли возвращавигиеся с фронта русские
революционные солдаты. Они освободили
Айни из тюрьмы и увезли его © собою в
Самарканд, гле к тому времени местный
Совет рабочих и солдатских депутатов
обладал уже большюй властью.

Для Айни началась новая жизнь. Сам
он так характеризует коренной перелом в
его жизни: «Сорокалетним писателем встре-
тил я Октябрь и в этом возрасте поступял
в школу Октября. Эта школа воспитала ме-
ня, и, пройдя ее, я словно заново родил-
ея».
	Садриддин Айни ‘написал «Марш св090-
ды», который пела таджикская молодежь в
отрядах краснопалочников, поднявитихся на
борьбу против контрреволюции:
	0, рабы! Подымайтесь из праха,
Красным знаменем мир 93аря!
Обросьте иго покоретва и етраха —
Засияла Свободы заря,
	В восторженном «Гимне Октябрю» и в
других стихах Айни призывает к сверже-
нию ненавистного народу бухарского эми-
para,
	Эмир жестоко метил писателю-борцу. В
1918 году он казнил младшего брата Айни.
Позже басмачи убили его старшего: брата...
	‚В 1920 году с помощью русекого наро-
да, героической Красной Армии трудяшие-
ся массы под руководством партии
Ленина — Сталина свергли кровавое иг
эмира. Таджикский народ включился В
победоноеное шествие революции, в актив-
ное строительство социализма.

Тогла © 060б0й силой развернулась ки-
пучая творческая и общественная . дея-
тельность Садриддина Айни. В. течение
трех десятилетий он. не зная устали, ии-
ет, релактирует. исследует, обучает. в06-
	питывает кадры, выступает перед народэу.
	Начав свою писательскую деятельность
с поэзии, он переходит к прозе и пишет
первые повести и романы на таджикском
языке. В его повестях «Одина», «Смерть
ростовщика», «Вухарские палачи» ив р)-
манах «Дохунла» и «Рабы» ярко, реали-
стически показаны жизнь таджикского на-
рода, гибель старото мира угнетения и стя-
жательетва и рождение нового мира своб9-
ды и социализма.
	Айни не замыкается в рамки своего ли-
тёратурного творчества. И в большюм, ив
малом он всегда с народом. Крупнейший
знаток истории культуры среднеазиатских
народов, он публикует вее новые и новые
исследования исторического и литератур-
ного характера. Он являетея доктором фи-
лологических наук, заслуженным деятелем
науки Таджикской ССР, почетным ‘акаде-
миком Академии наук Узбекской ССР, да-
путатом Верховного Совета Таджикской
CCP A неизменным членом руководящей
коллегии Союза боветских писателей Тах-
жикиетана.
	Неутомимый труженик, он успевает, не-
смотря на свой преклонный возраст, быть
и требовательным наставником таджикских
писателей, и радушным  советчиком аспи-
рантов и научных работников-востоковедов,
и внимательным другом простых людей,
часто обращающихся к нему за советом.
	Работоспособность, постоянная бодрость
старого мастера, страстная поддержка им
всего нового вызывают всеобщее восхише-
ние. Недаром в среде литераторов ребпуб-
лики его дружески называют «самым мо-
лотым писателем».
	В своих произведениях и в своей дея-
тельности Айни выступает решительным
борцом против веяческих проявлений бур-
жуазного национализма, за укрепление
дружбы народов и братских уз с великих
	Садриддин Айни родился в 1878 году в
семье бедного крестьянина-ремесленника, в
пеболыпом кишлаке Соктаре, находившемся
в пределах бухарского’ эмирата, колоний
царизма. В ханстве господствовал мрачный,
средневековый уклад жизни, народ изны-
вал под двойным гнетом — нарекого само-
дхержавия и бухарекого эмирата.
	Но и в это темное царство проникали
идеи русского освободительного движения.
Лучшие, наиболее передовые люди Бухары,
откликаясь на эти освободительные идеи,
начали проводить тайную просветительную
работу. Мололой Айни етал писать учебни-
ки. стихи, организовывать школы, которые
в противовес господегвовавшему религиоз-
нему мракобесию ‘были рассадниками куль-
туры.

Эта деятельность Айни вызвала к нему
пенавиеть всесильного в Бухаре мусуль-
манского духовенства. В 1917 году палачи
эмира бухарского схватили свобололюбиво-
го писателя и жестоко избили его палками.
Истерзанный, окровавленный, он был fipo-
шен в подземную тюрьму и наверняка mo-
гид бы там, если бы ему на помощь не
	Садриддин Айни и Мирзо Турсун-заде—
ведущие таджикские писатели, гордость
таджикекой литературы. Их произведения,
переведенные на русский язык, на языки
народов СССР и ряд иностранных языков,
широко известны в Советском Союзе и 3%
его пределами. 0ба писателя неоднократно
награждались ‘орденами. Они заслужили
доверие народа. И таджикский народ едино-
душно выхвинул HX в число кандидатов в
	И. БРАГИНСКИЙ.