СУББОТА. 4 МАРТА 1950 г. № 54 (10203)
		> —>>--
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	науки
	Ежегодное присуждение Сталинских пре-
мий за выдающиеся работы в области; нау-*
ки и изобретательства является праздником
всего советекого народа. В нашей стране,
как нигле, любят и уважают труд ученого.
Партия и правительство проявляют поето’-
янную заботу о развитии научно-иселедова-
тельских институтов, о научных работня-
ках. В ответ на эту заботу переловая
советская наука добровольно, с охотой от-
дает свои достижения родному народу.
	Советские ученые. успешно решают за-
дачу, поставленную товарищем Сталиным:
догнать и превзойти достижения науки за
пределами нашей страны. Важдый год при-
носит новые завоевания отечественной
науки, вписывает новые имена в ее золотую
книгу. Подобный расцвет научных иееле-
дований возможен только в стране еоциз-
лизма, он отражает рост духовного богат-
‘ства советского народа, расцвет его, твор-
ческих способностей. Наша наука служиг
делу мира и прогресса всего человечества.
	Советская наука развивается широким
фронтом. 0б этом свилетельетвует тот факт,
что срели ученых, отмеченных Сталинской
премией, имеютея ‘представители самых
различных отраслей знаний: здесь физики
и химики, астрономы и математики, геоло-
ги и техники, врачи и биологи. историки
и археологи. В числе сталинских лауреа-
тов, наряду с учеными Российской Федера-
ции, много ученых братских республик.
В этом сказывается торжество сталинской
напиональной политики, приведшей к рас-
цвету науки и культуры у веех народов,
населяющих великую Советскую державу.
Высокую награду получил рял научных ра-
ботников: — женщин.
	Сииесок работ, отмеченных СОталинскими
премиями, открывается крупными трудами
в области астрономии. Исследования ар-
мянеких ученых В. Амбарцумяна и Ъ. Мар-
каряна привели к открытию нового тина
звездных систем, так называемых «звезд-
ных ассоциаций». Звезды, входящие в ас-
социацию, об’единены многими общими фи-
зическими признаками и связаны общим
происхождением. Работы сталинских лау-
реатов опровергают укоренившееся пред-
ставление, будто все звезды нашей звезл-
ной системы произошли одновременно —
несколько миллиардов лет. тому назад.
В действительности ‘процессе возвикновения
звезд происходит ив настоящее время. Ра-
ботами Амбарпумяна установлено суще-
ствование совсем молодых звезд, образовав-
шихся несколько десятков миллионов лет
тому назад.
	Важное значение для понимания эволю-
ции звезд и источников их энергии имеет
исследование директора Врымекой астрафи-
зической обеерватории академика Г. Шай-
на. В результате глубокого изучения звезд-
ных спектров в атмосферах звезд обнару-
жено повышенное содержание тяжелого
изотопа углерода. Это открытие заставляет
критически пересмотреть установившиеся
взгляды на атомные превращения, совер-
шающиеся в ‘недрах звезд.
	Работы профессоров Московского уни-
верситета Д. Иваненко ‘и А. Соколова, а
также доктора Ю. Померанчука как 10
теории «светящегося» электрона, так ий по
проблемам электродинамики и ядерных еил
имеют важное значение для физической
науки. Исследования М. Волькенштейна.
М. Ельяшевича и Б. Степанова о колебании
молекул дают новые методы раситифровка
спектров молекул, позволяют решать ue-
лый ряд вопросов о строении молекул и
дают практическое указание для анализа
сложных химических емесьй.
	Оталинекими премиями отмечены инте-
ресные работы по математике и механике
И. Векуа, А. Погорелова, Н. Корноухова,
В. Власова. Член-корреспондент Украинекой
Академии наук В. Данялов провел ряд
	Советский (Союз — страна передовой
науки и культуры, страна, в которой до-
стигнуто единение науки и труда. № твор-
ческой деятельности поднялись огромные
массы трудящихея, которые вместе с уче-
ными, инженерами развивают и обогащают
науку, двигают вперед технику производ-
ства, вносят свой пенный вклад в дело
техничеекего прогресса.

Развитие науки и широкое внедрение
всех достижений науки и техники в прак-
тику производетва является неот’емлемой
частью величественного плана строитель-
ства комуунизма, осуществляемого совет-
ским народом под руководством партии
большевиков, под руководством нашего ве-
ликоге вождя и учителя  товариша
Сталина.

0 бурном развитии советской науки и
техники свидетельствует ежегодное при-
суждение Сталинских. премий. Наряду ¢
деятелями науки, литературы и искусетва
мы видим в списке лауреатов имена мно-
THX наших инженеров, техников, изобре-
тателей, передовых рабочих-стахановцев —
твориов новой техники производетва, ©0-
здателей новых машин. агрегатов, станков,
новых, более производительных методов
труда.

Среди работ, улоетоенных Сталинских
премий 33 1949 г., значительную  чаеть
составляют работы по механизации трудо-
емких процессов в угольной, металлурги-
ческой. нефтяной и других отраслях про-
мышленноета,

Так, например, за создание и внедрение
погрузочной машины пра проходке верти-
кальных ‘шахтных стволов Сталинской
премии удостоена труппа инженеров во
тлаве с Я. И. Балбачаном. В мировой шах-
тостроительной практике такая машина
применяется впервые. Она механизирует
трудоёмкие процессы ` уборки породы па
узкой плошади, увеличивает скорость про-
холки и снижает стоимость работ.

Работа в каменоломнях всегда считалась
одним из самых тяжелых видов физиче-
ского труда. Теперь этот. труд значитель-
но облегчен. За создание и внедрение в
производство машин для добычи штучного
	MM IK передовой.

Празд
	Ю ЖДАНОВ
	стране развивается целый ряд бродильных
производств: получение молочной киелоты,
ацетона, масляной каелоты и рада других
HDGIYKTOB.
	Научный труд проф. И. Глущенко «Бе-
гетативная гибридизация растений» посвя-
щен важному вопросу биологии. Исходя из
теоретических установок Мичурина, Глу-
щенко показывает на пелом ряде об’ектов,
UTO вегетативная гибридизация’‘являетея
мощным средством управления ‘природой
растительных организмов. Широко  приме-
HAA методы биохимии, гистологии, физио-
логии растений, автор показал, что’ между
половой ‘и вегетативной гибридизацией не
существует принципиального различия.
Исследования Глущенко направлены против
моргановской генетики с ее’ метафизиче-
ской хромосомной теорией наследетвенно-
CTH.
	Доктор биологических наук b. Токин
премирован за научный труд «Фитонци-
ды». В результате многолетних” иселедова-
ний большого числа вилов растений автор
установии, что растения выделяют в. окру-
жаюшую среду летучие вещества (фитон-
пиды), убивающие различные бактерии.
Фитонциды можно назвать антибиотиками
растительного происхождения. В книге co-
держится большой фактический материал,
свилетельствующий о бактерицидных свой-
страх многих пищевых растений, в част-
ности чеснока, лука, хрена, краеного пер-
iin aT. д. Автор показал. биологическое
значение фитонцидов, защищающих раете-
HHA от патогенных микроорганизмов. _
	Большое значение для исследований
происхождения человека имеет научный
труд А. Окладникова, М. Гремяцкого. и
Н, Синельникова «Тешик-Таш». Эта рабо-
та посвящена открытию остатков неандер-
тальского человека в Средней Азии. Откры-
тие остатков неандертальекого. человека и
его культуры на территории Узбекистана
явилось блестящим подтверждением поло-
жения марксизма об общей закономерности
в развитии физического типа человека и 0б
обусловленности этого процесса развитием
производства. Это’ открытие служит силь-
нейшим аргументом против расистеких
теорий - пооисхождения человека, расемат-
ривающих неандертальца не как законо-
мерную ступень в формировании челове-
ка, а как локальную и в свое время’-вы-
мершую расовую группу, связанную с. Ев-
ропой и Средиземноморьем,
	Сталинекая премия первой степени при-
суждена профессору Н. Богоразу за труд
«Восстановительная хирургия». B этом
труде дано описание виртуозных. операций
по восстанавлению утраченных ‘или. недо-
развившихея органов человеческого тела.
Автору принадлежит разработка ряда опе-
раций для удлинения и исправления ко-
сгей, пересадки органов, устранения де-
фектов артерий и т. д.
	Б числе премированных следует отме-
тить работы, посвященные развитию и
внедрению павловских идей ‘в медицине.
Профессор Института общей и эксперимен-
тальной ‘патологии Ф. Андреев награжден
за разработку и внедрение в практику ме-
тода лечения длительным еном внутренних
заболеваний. Исхоля из учения И. П. Пав-
лова 0 ене, как форме охранительного ‘тор-
можения центральной нервной системы,
проф. Андреев стал лечить сеном’ такие
трудно подлающиеея лечению заболевания,
как гипертония и язвенная болезнь, добив-
тись при ‘этом значительных успехов.
Доктор медицинеких наук. А. Иванов-Смо-
ленекий удостоен премин за научный трул
«(черки патофизиологии высшей нервной
деятельно ги». Это исследование являетея
обобщением многолетних научных работ яз
патофизиологии высшей нервной деятель-
HOCTH, проведенных в лабораториях и кли-
	Крупную победу одержал коллектив
Ленинградского металлического завода име-
ни ‘Сталина, создавший новую мощную
гидротурбину для Днепровекой гидроэлек-
тростанции. За разработку конетрукции,
изготовление и пуск в экеплоатацию но-
вых  усовершенствованных  гидротурбин
мощностью в 102 тыс. ‘лошадиных сил
для Днепровской ГЭС им. Ленина награж-
ден коллектив инженеров этого завода, воз-
	главляемый главным конструктором 1
гидротурбинам Н. Н. Вовалевым.
Новый шаг вперед сделало советекое
	сельекохозяйственное машиностроение. Ёже-
годно наши колхозы и совхозы получают
от промышленности сотни ° тысяч новых
машин, механизирующих труд колхозни-
KOB. Е

В этом году советское правительство
удостоило Сталинской премии коллектив
работников науки и производственников,
возглавляемый Г. И. Волковым, за созда-
ние конструкции, освоение производства и
внедрение в сельское хозяйство новой хлоп-
коуборочной машины, которая‘ значитель-
но ускоряет сбор хлопка с кустов хлон-
чатника и снижает затраты по хлопко-
уборке;

Коллектив инженеров Алтайского, Харь-
ковекого и  Сталинградекого тракторных
заводов,‘ возглавляемый М. С: Сидельнико-
вым, получил Сталинекую премию за’ раз-
работку конструкции нового сельекохозяй-
ственного дизельного ‘трактора. Взаймоза-
меняемость основных деталей‘ дизельного
трактора е деталями керосинового тракто-
ра дала возможноеть ряду ‘заводов быстро
	перейти на’ производетво  новых : двигате-
лей.
	Из года в год совершенетвуют свою ра-
боту заводы советекого приборостроения.
Наша промышленноеть овладела методами

изготовления самых тончайших и слож-
ных приборов.
	Академик В. П. Линник вместе. с груп-
пой научных работников награжден Cra-
линекой. премией за разработку конетрук-
ции и освоение в серийном производстве
комплекса приборов для исследования каче-
	важных исследований в области перехода
вешеетва из жидкого в твердое состояние.
Эти рабэты указывают новые пути нолу-
чения высоковачественных . металлов. 00-
ширное изучение свойств водяного пара в
области выгоких давлений и температур
провели во Веесоюзном теплотехническом
инетитуте проф. Д. Тимрот и старший на-
учный сотрудник Н. Варгафтик. Получеч-
ные авторами данные широко применяют-
ея при расчетах энергетического оборудо-
вания.

Выдающееся значение для теоретической
ий прикладной химии имеют труды лауреа-
тив Сталинской премий первой степени
И. Вомкова и А. Титова. В результате мнэ-
голетних и’следований А. Титовым создана
оригинальная теория нитрования углеволо-
родов, установлен механизм взаимодействия
углеводородов как с крепкой, так и е раз-
бавленной азотной кислотой. Эти исследо-
вания позволяют разработать научно vboc-
нованную. технологию производства важ-
ных нитросоединений, красителей и т. п.

Труды академика М. Дубинина посвяше-
ны изучению структуры различных погло-
тителей (сорбентов); они’ обогатили с0-
временную теорию адсорбоии и вооружали
практику мегодами рационального подбора
поглотителей для очистки газов, разделе-
ния природных газов, хроматографического
анализа.
	Профессор А. Предводителев вместе с
коллективом сотрудников широко исследоваз
горение углерода, имеющее столь большое
хозяйственное значение. Работа расематри-
вает процессы горения углерода в энерге-
тических, металлургических и ‘химичееких
установках, а также в условиях подземной
газификации. Член-корреспондент В. Каргин
выдвинул оригинальные представления о
строении высокополимерных веществ типа
целлюлозы и каучука, предложил новые
методы определения молекулярного веса
этих соединений. Работа позволяет сделать
практические выволы по увеличению
прочности искусственного волокна.
	Отмеченная премией первой степени мо-
нументальная «Иегория геологического ис-
следования Сибири» академика В. Обруче-
ва излагает историю геологического изуче-
ния Сибири © ХУП века до наших дней.
Автор дал критический анализ более
15.000 научных работ, показал огромный
вклад в науку советских ученых.
	В труде. по континентальным отложени-
ям четвертичного периода, на территории
СССР. доктор. В. Громов. доказал вВозмож-
ность успешного применения палеонтологи-
ческого метода для возрастного расчленения
четвертичных отложений, опровергнув гое-
подетвовавшие ранее ошибочные взгляды
американекого палеонтолога Осборна. Мно-
голетние исследования изверженных пород
Грузии, проведенные. профессором Г. Дзо-
ценилзе, открывают пути поисков. многих
полезных ископаемых. В. работе доцента
Томского университета М. Тронова по оле-
денению Алтая установлены закономерно-
ети распространения ледников в зависимо-
ети от условий климата и ‘рельефа, дан
анализ изменения климата за последнее
столетие на основе изучения оледенения и
режима рек. _
	Сталянекими премиями первой степени
отмечены работы академиков Е. Павловеку-
го и В. Скрябина по паразитологии живот-
ных и человека. Эти работы имеют не
только большое теоретическое значение
для биологии, но и практическое значение
для медицинской науки. Профессор В. Ша-
пошников в научном труде «Техническая
микробиология» изложил результаты изу-
чения разнообразных ‘биохимических ‘про-
цессов, вызываемых микроорганизмами.
На основе этих исследований в нашей
	Сталинская забота
о благосостоянии народа
	‚ — Снижение цен— это новый шаг к
коммунизму, — сказала старая работница
паровозоремонтного завода тов. Ворчаги-
на.— Сердечное спасибо нашему дорогому
вождю Иосифу Виссарионовичу Сталину за
0, что жизнь наша идет в гору, что стра-
на богатеет, улучшаетея быт народа,

На кабельном заводе во время беседы в
цехе № 3 выступила бригадир тов. Вой-
нова, :

— За два года c небольшим советское
правительство и большевистекая партия в
третий раз снижают цены, — заявила
она.— Для партии Ленина — Сталина нет
интересов выше, чем интересы народа.

Вее выступившие от всей души привет-
ствовали  отеческую заботу партии,
товарища И..В. Сталина © благосостоянии
нарола, ‘о процветании родины. Горячее
одобрение политики партии и правитель-
ства- подкреплялось деловыми обязатель-
		‚ На заводах и фабриках Уфы, на изоирз-
тельных участках, в клубах, красных угол-
ках, — повеюду состоялись собрания, ми-
танги и беседы, побвященные Поетановле-
нию Совета Министров СССР и ЦК ВЕП(б)
о новом снижении розничных цен,

В агитпункте избирательного участка
№ 38 женщины-избирательницы. задушев-
но делились друг е другом мыслями и чув-
ствами, вызванными Постановлением.

— Радоетно видеть, что наша жизнь
становится все’ более зажиточной и куль-
турной,— сказала  швейница - стахановка
тов. Валеева; Возьму для . примера свою
семью. Мой муж — железнодорожный Ma-
шиниет; дочь — техник. Втроем мы зара-
батываем порядочно. В семье есть еше ма-
лолетние ребята ла моя престарелая мать.
Веех нас, как видите, немало, но мы жи-
вем в достатке, не зная нужды. А теперь,
поеле нового енижения цен, наш достаток
еще. умножится. Я прикинула в уме; от
снижения пен моя семья будет выигрывать
	ежемесячно около 850 рублеи.
	никах И. П. Павлова. Наряду с системати-
зацией большого и. ценного ‘фактического
материала, накопленного в лабораториях
Й.  . Павлова, ‘автор излагает результаты
своих собетвенных исследований. Являясь
одним из учеников и последователей И. Ul.
Павлова. Иванов-Смоленекий в своей. рабо-
те развивает основные положения павлов-
ского утония оовысшей нервной деятель-
ноети. ‘Его’ научный трул имеет. большае
значение -лля внедрения павловекого - уче-
ния в практику медицины, в частности,
психиатрических клиник.
	В этом году впервые присуждаются пре-
мии по новому разделу: история ‘науки и
тёхники. В’ числе премированных по ‘этой
отрасли знаний — член-корреспондент Ака-
демии наук М. Шателен, нанисавияй: труд
«Руеекие‘электротехники». Книга М. Шате-
лена является историческим исследованием
о. выдающихся › русеких электротехниках
Петрове, Яблочкове, Доливо-Добровольском,
Попове и других. Автор показывает роль
русских ученых в развитии электротехни-
ки, их борьбу за развитие отечественной
науки. Сталинские премии получили так-
же проф. П. Лукьянов за труд. по истории
химической промышленности в России и
С. Соболь за исследование по истории мик-
роекопа.
	Вак и в прошлые годы, следует отме-
тить значительное число премий по рабо-
там в области исторических наук. ` Про-
фессор Московекого. университета С. Висе-
лев в книге «Древняя история Южной Си-
бири» на основе длительных археологиче-
ских изысканий впервые изложил историю
населения Саяно-Алтайского нагорья В
неолите, бронзовом, и раннем железном ве-
ке. В работе устанавливаются тесные свя-
зи племен Южной Сибири с Китаем. Цен-
тральной и Средней Азией, Приуральем,
показана высокая и своеобразная культу-
ра мебтного населения.
	Работа Т.. Пассек по периодизации три-
польских поселений П1-—П тысячелетий до
нашей эры посвящена культуре древней-
ших земледельческих племен, населявших
юто-западную часть Восточной Европы.
Исследование Пассек опровергает утвержде-
ние буржуазных историков, будто славяне
еще в Х\У веке занимались в OCHOBHOM
лишь охотой и торговлей, но не земледе-
лием; это исследование показывает широ-
кое развитие земледелия уже у древних
предков славян.
	История первой крестьянской войны в
России освещена в труде И. Смирнова
«Восстание Болотникова (1606—1607)».
	Автор не только показал ход борьбы кре-
стьян, но и значительно расширил конкрет-
ные сведения о ней. Научный работник Ин-

ститута истории Латвийской CCP профес-
сор Я. Зутие в своем труде «Остзейский
вспрое в ХУШ веке» осветил важный. пе-

риол истории Прибалтики. Внига професео-
	  ра А. Ерусалимекого «Внешняя политика
	H дипломатия германского империализма в
конце -Х[Х века» посвящена — анализу
	классовых корней экспанеии германского
	империализма. Автор, опираясь на указа-
ние классиков марксизма, вскрывает, каким
образом финансовый капитал и. юнкерство
направляли германскую политику в CTO-
рону агрессии.
	()бз0ор работ, удостоенных Сталинеких
премий, показывает, еколь глубоко идейное
содержание. теоретическое и практическое
значение трула советеких ученых. В зна-
менательные лни Подготовки к выборам в
Верховный Совет СССР советские люди с
глубоким _ удовлетворением и гордостью
	‚ветретят вееть о присуждении Сталинеких
‚премий в области науки. вее успехи кото-
	рой’ обусловлены правильной политикой
большевиетекой партии, мудрым руковод-
	ством, заботой и помощью товарища Сталина.
	ства обработки поверхности и определения
микротвердости.
	Развернувшееся в нашей стране гигант-
ское строительство промышленных и граж-
данских зданий, жилых домов ‘и прочих
сооружений. все больше и больше ‘требует
внедрения в строительство индустриальных
методов, увеличивающих  производитель-

ность‘ труда и облегчающих труд милаио-
нов строительных рабочих.
	Изготовления пустотелых балок-настилов
и внедрения их в строительство добилась
группа инженеров во главе с С. Я. Леви-
ным, Блоки-настилы применялиеь на стро-
ительстве жилых домов, например, на Пес-
чаной улице в Москве, и дали при этом
значительное уменьшение трудоемкости
строительства, экономию металла и уско-
рение ввода домов в экеплоатацию.
	Воллектив во главе с Н. С. Поповым
удостоен Сталинекой премии за разработку
и внедрение новых конструкций облегчен-
ных каменных стен. Конструкция облегчен-
ных каменных стен, предложенная этим
коллективом, отличается простотой,  эконо-
мичностью и выеокими теплоизоляцион-
ными свойствами.
	(Среди лауреатов Сталинской премия
1949 года мы ветречаем также имена
создателей новой военной техники, новых
средетв транепорта ий связи.
	Наряду с учеными и работниками на-
шей промышленности советекое правитель-
ство наградило большую группу работни-
KOB CRIBCROTO хозяйства, обогативиих стра-
ну новыми сортами различных культур и
выебкопродлуктивными породами скота.
	Так, новосибиреким агрономам И. HL.
Семченкову и И. Н. Смирнову Сталинская
премия присуждена за выведение нового
высокоурожайного сорта яровой пшеницы.
Агренем Казанекой государственной еелек-
ционной станции Х. Х. Байчурова награ-
ждена 31 выведение нового сорта ржи. Вы-
CORONPOLYRTABHYH  лебединскую породу
крунного рогатого скота вывела групна ра-
ботников одного из украинских государ-
ственных племенных рассадников, возглз-
вляемая Г. А. Кириченко.
	В этом. голу среди передовых лютей
советекого народа, улоетоенных выеокого
звания ‘лауреатов Сталинской премий, боль-
шую группу составляют: новаторы социали-
стического производства. Они удостоены
этого высоком звания за совершенетвова-
	г. УФА, 3 марта. (По телеф. от соб. корр.
«Известий»).
	Партия уверенно ведет нас
	унизму
		— О нас, простых советских людях,
ежечаено заботится великий и мудрый
товарищ Сталин,— сказала стахановка сте-
кольного цеха №. Мальцева.— В ответ на
эту заботу о намем благосостоянии отве-
тим родине новыми трудовыми подвигами.
Наша семена досрочно завершила двухмесяч-
ную программу. Досрочно мы выполним и
квартальный план.
	Один за другим поднимаются рабочие и
работницы на трибуну. Взволнованно зву-
чат слова любви и великой благодар-
ности большевиетекой партии и великому
Сталину. Каждый принимает на себя но-
вые социалистические обязательства и кля-
неётея с честью их выполнить.
	Многолюдные митинги и собрания co-
стоялись на всех предприятиях, в учреж-
дениях, в учебных заведениях города и в
селах области.
	г. ГОМСК, 3 марта. (По телеф, от соб,
	корр. «Известий»),
	В клубе Гомского государственного элек-
тролампового завода состоялея многолюдный
митинг, посвященный опубликованию По-
становления  Совета Министров СССР и ЦЕ
ВКП(б) о снижении розничных цен. На
трибуне — старейший рабочий завода ka-
менщик А. П. Иванов,

— Трудно выразить словами, — говорит
он,— чуветво. благодарности нашей славной
партии большевиков, советскому правитель-
ству и лично товарищу Сталину за отече-
скую заботу о благосостоянии народа. На
примере своей семьи я вижу, что с каждым
днем жить становится легче и радостнее.
Партия привела советский народ к счаст-
ливой и зажиточной жизни и уверенно ве-
дет нае к коммунизму. В день выборов в
Верховный Совет СССР я с радостью отдам
своей голое за партию большевиков; за вели-
кого вождя трудового народа товарища
Сталина, за. кандидатов несокрушимого ста-
линекого блока коммунистов и беспартий-
		Паш земн
	OU NOKNOH
	Я, старая потомственная текстильщица,
часто думаю, какие найти слова, чтобы
выразить всю свою благодарность родному
Сталину за наШу счастливую жизнь.

Была я до революции самым последним
человеком. Нас, морозовских текстильщи-
ков, за людей не считали. Директор пря-
дильной фабрики, англичанин Уайльд обра-
щалея с нами зверски. Отца моего за уча-
стие в забастовке выгнали е фабрики и за-
писали в «черную книгу». Четыре года он
был безработным. Жили мы в страшной
нужде. Отец с матерью спали на нарах, мы.
пятеро ребятишек, — под нарами, на полу.

Hac, девочек с малых лет отдавали за
	кусок ‘хлеба вэняньки. Мы оставались,  ко-.
	нечно, неграмотными. Ёдва мне минуло
10 лет, как я поступила в прядильную.
Снимала семы; таскала непосильные для
ребенка корзинки с патронами. За то, что
	уронила олин ‘патоон, Уайльл меня так
	ударил, что я чуть не попала в машину.
Зарабатывала гроши.

Когда я 06. этом рассказала недавно мо-
лодым избирателям, они не верили. Налиа
счастливая советская молодежь просто не
понимает, как можно было так жить. Мне
и самой другой раз не верится, что вес
Это было.
	Теперь я грамотный, уважаемый чело:
	век, равноправная хозяйка на родном про-
	ние технологии производства, изыскание
новых путей повышения производитель-
ности труда, новых резервов выпуска про-
ДУкЦИИ.
	Известные сталевары-скоростники заво-
	да «Серп и молот» С. В. Чесноков, A. C..
	Субботин, В. В. Михайлов и Н. В. Чеено-
ков явились зачинателями` социалистиче-
ского соревнования за повышение стойко-
CTH мартеновеких печей, за сверхилано-
вые накопления в мартеновеких цехах. В
короткий ерок почин Сталеваров широко
распространилея на многих металлургиче-
ских заводах страны.
	а разработку и осуществление скорост-
ных методов бурения нефтяных скважин
Сталинской премией награждена ‘большая
группа работников нефтяной промышленно-
сти различных районов, среди них буровые
мастера треста «Бузовнынефть» Мамед Ве-
ли Мамед Джафар оглы и Е. С. Джовв, бу-
ровой мастер треста «Краснокамекнефть»
М. Я. Никишин и буровой мастер треста
«Туймазанефть» И; Д. Куприянов.
	а широкое внедрение новых скорост-
ных методов производетвенной работы,
обеспечивших значительное повышение
производительноети труда и  снажение
стоимости продукции, награждена группа
передовых стахановцев советского маши-
ностроения. Среди них — старший мастер
станкостроительного завода «Красный про-
летарий» И. Т. Белов, токарь-скороетник
Одееского завода радиальных станков Г. С.
Нежевенко, токарь-скороетник Липецкого
тракторного завода С. А. Батраков, токарь
Ленинградекого металлического завода
имени И. В. Сталина В. М. Бирюков, куз-
нец этого же завода А. Н. Рябов, токарь
Харьковекого  турбогенераторного завода
В. Ц. Дрокин, зуборезчик Уральского ма-
шиностроительного завода В. Т. Попомарев,
зуборезчица Уральского автомобильного за-
	вода имени И. В. Сталина Н. А. Назарова
и другие. _
	‚Новатиры- -стахановцы предприятий лег-
кой промышленности, так же как и работ-
никр всех других отраслей советекого на-
родного хозяйетва, осуществили ряд корен-
ных усовертенетвований методов производ-
отвенней работы, позволявших улучшить
качеетве продукции и увеличить ее коли-
чество. Углубляя и развивая почин помош-
ника ма-тера. Враснохолмекого комбината
А. Чутких, ^ предложившего организовать
социалистическое соревнование за отлич-
	изводстве. Меня выдвинули инетруктором
ткацкого цеха. Я передаю свой стаханов-
ский опыт молодым ткачам и сама посто-
янно учусь. Ежегодно бываю в доме от-
дыха или санатории. Зарабатываю хоро-
шо. Мы с мужем всем обеспечены, живем
культурно. У нае отдельная квартира.
Бываем в театре и кино.

Как изменилась жизнь! Было рабетво—
стала свобода. Труд был. проклятием —
стал радостью, Жизнь была каторгой —
стала счастьем!

И все это дали нам большевиетская пар-
тия, советекая власть, великий Сталин!

Великий вождь неустанно заботится о
‘благосостоянии трудящихея. Нельзя без
волнения читать ‘Постановление Совета
Министров СССР`и ЦЕ ВКП(б) о новом
снижении государственных цен на продо-
вольственные и промышленные товары.
После войны в третий раз снижаются пе-
ны. Ралостно жить и работать, когда 9
‚тебе, так заботятся!

Хочется сказать: родной, любямхый наш
отец, товарищ Сталин, земной тебе поклон
от русской женщины за вее, что ты еделал
для народа!

А. ИВАНОВА,
	инструктор ткацкого цеха ткацкой
фабрики комбината «Пролетарка»,
	JIMHHH
	творцы новой
советской техники
		ное качество продукции, помощник масте-
ра ткацкой фабрики комбината «Трехгорная
мануфактура» В. И. Ворошин предложил ор-
ганизовать социалистическое соревнование
за повышение культуры производства и за
превышение довоенной производительности
оборудования;  прядильщица ‘Купавинской
тонкосуконной фабрики М. И. Рожне-
ва и ткачиха той же фабрики Л. Ф. Коно-
ненко явились инициаторами социалистиче-
ского соревнования за всемерную эконо-
MH} сырья при вынуске продукции от-
личного качества; начальник осново-вя-
зального пеха Косинской трикотажной фаб-
рики (С. И. Мигин внес предложение об
организации социалистического соревнова-
ния за увеличение с”ема продукции с
имеющегося оборудования и производствен-
ных плошадей; закройщица ленинградской
обувной фабрики «Скороход» 0. Я. Муш-
тукова предложила конкретизировать уча-
стие каждого рабочего в выполнении взя-
тых предприятиями социалистических обя-
зательетв по сверхплановым накоплениям
и открыть личные и бригадные лицевые
счета по экономии сырья и материалов,
	Предложения этих новаторов, ныне удо-
стоенных Сталинеких премий, были широ-
RO поддержаны рабочими и инженерно-тех-
ническим персоналом, сотни тысяч рабочих
легкой промышленности включились в со-
ревнование. Это огромное патриотическое
движение намного повысило качественные
показатели работы предприятий, вскрыло
новые большие возможности дальнейшего
	улучшения работы ‘нашей легкой промыш-
ленноети.
	SMBH убедительно: подтверждает слова
товарища Сталина о том, что «новые пути
науки и техники прокладывают иногда не
общеизвестные в науке люди, а совершенно
неизвестные в научном мире люди, простые
люли, практики, новаторы дела».

Советекий народ горячо поздравляет но-
вую плеялу лауреатов Сталинской премия
C высокой  правительственной наградой.
Признание выдающихся заслуг передовых
деятелей советской науки и техники, вы-
раженное в Постановлении Совета Миня-
стров CCCP o присуждении Сталинских
премий, вдохновляет советеких ученых,
инженеров, техников, новаторов промыш-
ACHHOCTH и сельского хозяйства на. новые
творческие подвиги во елаву нашей веля-
	кой родины, победоноено строящей комму-
нистическое общество.
	С. КАФТАНОВ,
	заместитель председателя Комитета
по Сталинским премиям в области
‘науки и изобретательства
		строительного камня награжден горный
техник треста «Уралнеметруд» А. М. Сто-
ляров. В настоящее время работает уже He-
сколько десятков таких машин,
	Советское правительство высоко оцени-
ло ряд работ, направленных на всемерное
развитие нашей тяжелой промышленноети.
В. 1949 году металлургическая, угольная
и нефтяная промышленность обогатилась
новыми машинами, новыми высокопроизво-
дительными методами труда.
	3a создание советского рельсобалочного
стана, который по своей. прюийзводительно-
сти, механизации и автоматизации управ-
ления превосходит все существующие по-
лобные станы, награжден коллектив ра-
ботников Уралмашзавола во главе с ин-
женером Г. Л. Химичем.
	Несколько коллективов авторов во главе
с руководителями работ — главным метал-
лургом московекого завода «Динамо» Л. И.
Леви, директором металлургического завода
им. Серова М. Х. Лукашенко и ‘научных
работником Б. С. Мильманом — ‘награждены
за разработку и внедрение в производетво
новой технологий выплавки высококачест-
венных чугунов, новых методов фореиро-
ванного ведения доменной плавки.

Советские машиностроители дали наше-
му народному хозяйству много превосход-
ных конструкций новых станков, машин
и аппаратов.

На Горьковском заводе фрезерных стан-
ков коллектив инженеров во главе с Б. И.
Петяшиным спроектировал и оевойл вы-
пуск высокопроизводительных скорэетных
консольных и тяжелых фрезерных. стан-

ков. Новая конструкция станков по своим
эксплоатационным качествам. превосходит
все лучшие иностранные модели,