СРЕДА, 8 МАРТА 1950 г. № 57 (10206)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР.
		ммунистов ‘и беспартийных
		Тесня
		Молдавский народ горячо любит испол-
нительницу его жизнерадостных цесен в
счастливой жизни и грустных, печальных
дойн прошлого — Тамару Савельевну Че-
бан.

С большим художественным мастерством,
с проникающей в сердце теплотой и прав-
дивоетью исполняет: она чудесные ипеони
своего народа. Глубокая связь с народом,
с народным творчеством придает песням
Тамары Чебан больную силу’ убеждения,
необычайную красоту и жизненность,
	Дочь крестьянина-бедняка, Тамара Че-
бан познала вею горечь беспросветной
жизни в условиях порабощенной Молдавии.
Первыми пенителями ее `незаурядного та-
ланта были сверстники — дети бедноты.
Им пела она о том, что видела, что чув-
ствовала. И теперь еще многие помнят
смелые ее дойны:
	...Бей проклятых ботатеев,
Как они нае бьют. злолен!..
	С трудом выбилась она в те годы наз
должность медицинской сестры.

Счастье  принеели девушке  советекая
власть, великий русский народ, протянув-
ший руку братской помощи трудящимся
Бессарабии. Перед Тамарой Чебан откры-
лась широкая дорога к свету.

Участница хуложественной самодеятель-
ности Т. С. Чебан была окружена большой
любовью и вниманием. Врачи и больные
высоко ценили ее, как медицинского ра-
бетника, но администрация н парторганиза-
Кия санатория сделали все, чтобы медсестра
Чебан поехала учиться в консерваторию.
	Однажды Тамару вызвали в кабинет
секретаря партийной организации, который
сказал:

”

—л Вам надо учиться, Тамара Савельев-
на! — Мы ценим вашу работу в санато-
рии, но важнее другое. У вас музыкальное
дарование, которым необходимо дорожить,
	«Вам надо учиться!». Вот оно — ocy-
ществление сокровенной мечты!
	В годы войны Т. С. Чебан вместе 6 apy-
гими студентами консерватории работала в
	вочных сменах на заводе.

После освобождения Молдавии голое Та-
мары Чебан зазвучал с новой силой и воз-
росшим мастерством. Ока выступает ваЕ
солистка Молдавского радиокомитета. Ее
концерты с большим успехом проходят на
заводах, в колхозах и совхозах.
	С успехом выступала Тамара Чебан на
Международном фестивале демократической
молодежи в Праге. Т. С. Чебан награжде-
на орденом Трудового Краеного Знамени.
Ei присвоено-звание: заслуженной артистки
Молдавской ССР. За свою общественную
работу она награждена грамотами Верхов-
ного Совета Молдавской ССР. ЦЕ ВЛЕСМ и
грамотой за заслуги в области культурного
шефетва над Вооруженными Силами СССР.
	Избиратели района, который носит имя
легендарного героя гражданской войны
Григория Котовского, единодушно вылвину-
ли Т. С. Чебан кандидатом в депутаты
Верховного Совета СССР.
	В судьбе Тамары Чебан так же, как и
в ее новых, жизнерадостных песнях, от-
ражены судьбы тысяч молдавских жен-
щин — их беспредельное счастье, прине-
	сенное молдавскому народу великой пзр-
тией Лэнина — Сталина.
	А. ЛУПАН.
г. КА_ШИНЕВ.
	Да, Екатерина Васильевна именно та-
кая — добрая и строгая. В школе — безуп-
речна дисциплина, высоко уважение к ав-
торитету педагога. Олного появления Ека-
терины Васильевны достаточно для того,
чтобы утихла любая буря. И вместе с тем
именно к ней идут, когда ищут поддержки
и ласки, именно ей доверяют самое завет-
ное, что живо в детской душе.
	Человек строгой души, прошедший пря-
мой, чистый путь, Е. В. Мартьянова. виде-
ла в детстве и юности жизнь тяжкую, гру-
бую, во’ всей её суровости. Но, быть может,
именно ее трудное детство сделало ее 060-
бенно чуткой к семилетним, к нежной Hope
школьного возраста. Воспитание в первых
классах — одна из самых любимых тем в
беседах директора школы.
	— Пусть входят в мир школы. как в
мир радости!-—говорит она.— Пусть вместе
со знаниями развивается и крепнет в их
душах чувство красоты...
	Она говорит и шагаат по своему кабине-
ту из угла в угол. На щеках ее румянец
волнения, в глазах молодой блеск. И, гля-
дя на нее, я вспомнила раесказ. услышан-
ный мною недавно от бывшего ее ученика.
	Узнав о том. что Екатерина Васильевна
выдвинута кандидатом в депутаты Верхов-
ного Совета, он зашел поздравить ее.

Они сердечно поздоровались, и тут Е. В.
Мартьянова, глядя на бывшего своего учени-
ка глазами, полными счастья, вдруг спро-
сила вздрагивающим голосом:

— За что меня выдвинула? Ну, ска-
AH, 38 что мне такая честь?

— Бак за что? — переспросил он, и го-
лос его тоже дрогнул.—За всех нас... —ска-
зал они взял в свою большую ладонь с
маленькую моршинистую легкую руку.—-
За то, что вы воспитали в нас преданность
рохине, преданность партии. За то, что вых
были для нае примером служения народу.
За то. что вы растили нзе прямыми и чест-
ными, мужественными и трудолюбивыми.
За то, что вы вырастили нас настоящиуи
гражданами великой Советской страны. За
то, что ваша жизнь — беззаветное служе-
ние партии, слажение великому делу ком-.
мунистического воспитания советских ле-.
	тей! :
Татьяна ТЭСС.
	Кандидаты сталинского блока ко
	ЯЖенши
	Деревенскую улицу в Субботниках ие-
регораживает подорванный тяжелый танк.
Лежит село вдалеке от дорог, ожидает
броневая сталь очереди на переплавку.
	Пушка из сброшенной башни наведена
на вырубку по склону к реке Васня. Шу-
мел здесь удивительный парк, где берьза
соседетвовала в лиственницей, а столетние
лины — е пихтой, где бушевала сирень ий
были заросли жаемина. А. С. Грибоедов
любовалея здесь красой русской прирозы.
В довоенные годы влалели парком деревен-
екие дети и городекие пионеры, разбивав-
шие свои’ летние. лагери в жаеминовых за-
рослях. Все, вее под корень срубил и сжег
фашистский кат и насильник.
	Напротив танка, по краю вырубки —
	могильная ограда. Горит нал могилой ве-
угасимая пламенная звезда, а под ней по-
коятея советекие солдаты, павшие в боях
нА полях колхоза «Перекличка»,
	Вот по этой улице в памятный день и
сходилея в школу принаряженный народ—
собирался на собрание, где состоялось вы-
чвижение кандидатов в депутаты Верхов-
ного. Совета СССР. Шли люли семьями.
Многие и многие, замедлив шаг, прохоли-
ли мимо могилы, сняв шапку: люди серл-
цем воздавали почести героям, отетоявшим
свободу и независимость советской отчиз-
ны, права и свет Сталинекой Конституции.
	Евлокия Алексеевна Луконидина шла на
собрание одна. Приятно хрустел под вален-
ками снежок. Приятно было проходить мимо
свежесрубленных дворов и телятников, ко-
торыми она. ведает.
	Хотелось Евдокии Алексеевне притти на
собрание пораньше; оказалось; что там ee
уже давно поджидают односельчане-комму-
висты, чтобы перемолвиться о делах перво-
степенных. В душевной ‘беседе, возникшей
векоре, партийные вожаки села и колхоза
расспрашивали тов. Луконидину, кого ona
хотела бы выдвинуть ‘кандидатом в депу-
таты Верховного Совета СССР. Тов. Луко-
HHAUHA в свою очередь осведомилаеь: а как
смотрит на этот вопрое партийная органи-
зация? Не уклоняясь от ответа, собеседники
заметили, что коммунисты выекажут свой
предложения народу, когда откроется собра-
ние, а сейчас речь идет о ней, Евдокии Але-
	ксеевне, Что бы она сказала, если бы ее на’
	собрании спросили: а кого. она, рядовая из-
бирательница, выдвигает своим кандидатом
в верховный орган страны?
	Эа полвека, прожитые на земле, за два-
днать лет колхозной жизни ни разу так
не задумывалась Евдокия Алексеевна, как
в эту секунду.

— Лайте  полумать  — ответила ond
	тихо и надолго отошла в сторонку, чтобы
	собраться с мыслями. уйдя в себя. Пошла
она думой по селам, по деревням, по колхо-
3у — по людям.
	0Обозрела в думах колхозница окрестные
смоленские деревни в предвоенную пору
нажитого колхозного достатка. Возвращалаеь
дума в те же места, когда в деревнях, выж-
женных оккупантами, дотлевали головен-
ки, & на заминированную землю в поле
нельзя было ступить ногой, когда разоре-
ние казалось неодолимым, а землянка —
жильем на долгие годы. Обходила светлая
дума колхозницы свежеерубленные дерев-
ни, оглядывала стада и дворы, где сегодня
породистого сычевекого скота поболее, чем
до войны, а удой — повыше, Сама с собой
впоря о людях, вее это свершивших, Евдо-
кия Алексеевна даже растерялась, — как
много их, заслуживших доверие народа и
в емвртной борьбе с оккупантами, и в ге-
роическом труде послевоенных лет!

Уже наполнилась школа избирателями,
H подошел назначенный чае. когла взве-
		Дочери Казахстана
	1. Ученый, государственный деятель
	Старики-казахи говорили;

— ели у тебя родился джигит, — хо-
рошю. Пусть следует по стопам предков и
знает то, что знали они.— больше ему не
надо. Еели’ родилась дочь,— пусть знает
она ввою. юрту...

Именно такой была бы и судьба Найля
Уразгуловны Базановой, если бы не совет-
ская власть. Коммуниетичеекая партия в
советская влуеть открыли перед казах-
ским народом, как и перел всеми народами
старой царской России, лорогу к новой,
еветлой и радостной жизни. Базапова учи
лась в десятилетке, потом в зооветтехни-
куме, потом в институте и гол от года ела-
новилась BCe более активной участницей
грандиозных событий, какие происходили
в то время в Казахстане и во всей Совет-
ской стране.

Патилетка вовлекла в водоворот  строи-
тельства новой жизни весь народ, требо-
вала от каждого труженика, чтобы он оп-
ределил св0ё место в этих исторических
событиях. И Базанова, еще совсем молодая
девушка, сделала выбор, — она решила по-
святить себя научной деятельности.
	Казахский народ имеет многовековый 60-
гатый опыт скотоводства. Но Найля Ураз-
гуловна Базанова, едва ветупив на путь
научной деятельности, обнаружила круп-
ные пробелы не только в оныте своих от-
пов и делов, но и во всей научной ието-
рии животноводства. Базанова! установила.
что таким важнейшим вопросом, как 060-
бенноетй физиологии молодых сельекохо-
зяйственных животных, по существу никто
не занимался.
	Базанова взялась заполнить этот пробел
в науке и за 15 лет своей научной дея-
тельности многое уже сделала. По ее ини-
	циативе при Институте биологии Академий
наук Казахской СОР созданы специальные
	Болышой, празднично украшенный зал
переполнен. Рабочие и работницы, служа-
шие и снециалиеты: крупнейшего в Гурь-
еве рыбоконеервного завода Урало-Каепий-
ского’ госрыбтреета собрались для ветречи
со своим кандидатом в депутаты Верхов-
ного Совета CCCP Балганым Доепаевой.
На трибуне — доверенное лицо 64-го из-
бирательного участка тов. Избаеканов.
	— Я рад, — говорит он,— что мне вы-
пала высокая честь быть доверенным
но 64-му избирательному участку, где 0у-
дет баллотироваться в депутаты Верховно-
го Совета СССР олна из лучших дочерей ка-
захекого нарола Балганым Доспаева.

И Избаеканов подробно расеказал изби-
рателям о жизненном пути кандидата в
депутаты. Простыми, но яркими еловама
он нарисовал замечательный образ. казах-.
ской женщины, ставшей благодаря совет-
ской власти передовым человеком, круп-
ным произволственником и государетвен-
ным деятелем. }

— Балганым Доспаева,— сказал дове-
ренный,— была до советекой власти ни-
щей батрачкой, нё имевшей в своей избе
и однодневного запаса пищи. Такова была
учаеть всего казахского народа. Только
благодаря коммунистической ‘партии, co-
ветекой власти, ‘товарищу Сталину мы
увилели настоящую жизнь. Двадцать лет
назал Валганым Доснаева пришла на’ неф-
тепромысел Эмбы. Она была неграмотной
и не имела накакой квалификации. Но ей
помогли обучиться грамоте, овладеть иро-
фессией нефтяника. Теперь Доспаева —
знатный мастер. Онз организовала жен-
	Уже кенчились занятия, опустели клас-
вы, длинные коридоры” постененно запол-
няла тишина, и лишь наверху в зале кло-
то негромко играл на рояле увертюру Чай-
ковекого. В кабинете хиректора тоже было
тихо, — так тихо, что мне показалось 0о-
началу: кабинет пуст, Но на мой стук
низкий женекий голос ответил спокойно:
«Войдите...»

За большим столом в кресле сидела Ека-
терина Васильевна Мартьянова. Она сиде-
ла, как всегда, очень прямо, приподняв
седую голову. Теплый пуховый пааток ле-
жал на ее плечах. Она взглянула на меня,
и я увидела лицо, полное такой глубокой
задумчивости, такие углубленные, серьез-
ные, светлые глаза, какие бывают у чЧе-
ловека, когла он погрузился всей душой
в воспоминания.
	Й невольно подумалось: какие же воспо-
минания пришли в этот тихий чае к чело-
веку большой жизни, большой судьбы? И
представилась эта судьба, огромный жиз-
ненный путь, полвека, отданных благо-
родному труду педагога...
	Недавно в кабинете директора школы по:
бывала делегация — представители комби-
ната «Красная Роза». Они приходили к
Екатерине Васильевне Мартьяновой про-
сить ее дать согласие баллотироваться в
депутаты Совета Союза по Фрунзенскому
избирательному округу города Москвы.

С той минуты, котда на общем собрании
выдвигают кандидатом в депутаты Верхов-
ного Совета человека, заслужившего ary
высокую честь, с той минуты, когда в три-
буны собрания впервые называют его имя
и зал отвечает привететвенными аплодие-
ментами, — с этой минуты в жизни чело-
века начинается новая, особенная по-
ра. Вее полно прекрасного волнения и
большого, благородного содержания — 1епь
первой встречи е избирателями, первое. вы-
ступление, первый большой задушевный
разговор е люльми, что будут голосовать’ за
тебя. И, наконец, торжественный день вы-
боров, великий, решающий день...
	Каждое из этих событий огромно, каж-
10е оставляет. неизглалимый Cael B душе.
	лаборатории “AMA изучения физиологии м9-
лодых животных. Пол руководством База-
новой выросла целая группа специаляетов,
которые ‘разрабатывают многие важные
проблемы возрастной физиологии. И, что
самое млавное, первые результаты, полу-
ченные в области изменения возрастной
физпологии, уже позволяют практически
улучшать ‘в колхозах’ и совхозах уход за
NONOTAROM,

Найля Уразгуловна ведет большую и
многогранную  работу в самых различных
областях биологии. Она возглавляет Инети-
тут биологии Академии наук Вазахекой
ССР, который деятельно разрабатывает
крупнейшие ироблемы народного хозяйства
реенублики. Так, Институтом биологии пе-
давно закончена такая важная работа, как
создание новой высокопродуктивной поро-
ды овец — архаро-мериносов.

Найля Уразгуловна Базанова первой
среди женщин-казашек защитила в Москве
диссертацию на ученое звание — сперва
кандидата, а затем и доктора биологиче-
ских наук и была удостоена грамоты Ака-
демии наук СССР. Научные труды База-
новой пользуются широкой ‘известностью.
Ee работа по возрастной физиологии вклю-
чена в учебник для высших учебных за-
ведений страны.

Казахский народ высоко оценил заслу-
ги своей славной дочери, — в 1946 году
он послал ее депутатом в Верховный Совет
СССР. Как депутат она постоянно поддержи-
вает связь © избирателями, отвечает Ha
многочисленные письма, решает по просьбе
избирателей важные государственные вб-
просы.

Вот почему казахский народ среди луч-
ших своих сынов и дочерей вновь выдвинул
кандидатом в депутаты Верховного Совета
СССР Найлю Уразгуловну Базанову.
	ский участок, на котором работают луч-
шие нефтяницы Эмбы. Участок мастера
Доспаевой еще в прошлом году заверптил
выполнение своего пятилетнего плана ий
дал стране сотни тонн нефти сверх зада-
НИЯ.

Советское правительство выеоко оцени-
ло трудовые заелуги Балганым Досиаевой
и наградило ее орденами Трудового Крас-
ного Знамени, «Знак Почета» и медалями.

Рыбаки и нефтяники Гурьевской обла-
ети избрали в 1946 году Доспаеву депу-
татом в Верховный Совет СССР.
	— Тов. Доспаева полностью оправдала
наше доверие как депутат, и мы е ра-
достью отдадим за’ нее свои голоса на
предстоящих выборах, — заявили BbICTY-
павшие на собрании старейший избиратель
города Гурьева Бейсикеев, избирательница
Акгенова и другие.
	В конце собрания слова попросила кан-
дидат в депутаты Верховного Совета СССР
Балганым Доспаева, Она поблагодарила из-
бирателей за оказанное ей доверие и ска-
зала:

— Великое счастье дала  казахскому
народу советская власть, и казахский на-
рюд будет вечно благодарен за эта ком-
мунистической партии, советскому прави-
тельетву, нашему лучшему лругу и род-
ному отцу товарищу Сталину.
	Эти слова участники собрания ветрети-
ли бурными, долго не смолкавшимя апло-
	дисментами,
Н. ЗАГОРОДНЫЙ,

с0б. корр. «Известий».
		2. Знатный ‘мастер нефтедобычи
	на русских селении
	ские знания и беспреставно обучаясь на
практичееком опыте колхозных мастеров.
	На Везсоюзной сельскохозайственной вы-
ставке миллионы людей видели ее труд,—
здесь были широко показаны четыре фер-
мы Соколинского сельсовета, на которых
она работала как зоотехник-мичуринец.
	В первые недели Великой Отечеетвен-
ной войны нарол увидел Веру Ивавовву и
организалором. в бойном. По заданию пар-
тии и правительства она эвакуировала
племенной Колхозный скот из знамени-
того Сычевекого района в глубь страны.
Тысячу километров прошла она се гурта-
ми, оберегая бесценное общественное 10-
стояние колхозов — породиестый скот.

Потом ей пришлось принять на свои
руки’ стадо колхозов Андреевского райз-
Ha,— ва дворах рязанских колхозов fie-
речь 2.500 животных. которым нет цены.
	Весь’ скот. доверенный ей, Вера HBa-
	BOBHA пригнала и обратно.
	шенная и спокойная уверенность легла на
сердие. Евдокия Алексеевна вышла накры-
лечко еще раз глянуть на поля и деревню.

— Подумала, тов Луконидина? — с19-
сили ее партийные односельчане, локоть к
локтю с которыми она, беспартийная, строит
колхозную жизнь уже третье десятилетие.
	— Цодумала.

— Возьмешь слово и скажешь вслух
народу?

— И возьму. и скажу.

— Кого же предложишь?

— Думаю, что народ поддержит, если я
назову иуя,— и Евдокия Алексеевна это
имя назвала.

— Ну, и хорошо, ну, и отлично! Думала
ты врозь с коммунистами, а мыели полно-
	стью совпали,— партийная организация
поддержит этого товарища.
		Только пепел да обрушенные каменные
столбы на месте скотных дворов застали
животноводы, возвратившиеся CO скотом
на Смоленщину, Не нашли они и тысяч
людей, работавших на фермах до войны:
иных настигла немецкая пуля, многие на-
шли смерть в фашистской петле, иных па-
лачи утопили в колодцах.
	Во всем, что сделал народ с помощью
правительства и’ партии, восстанавливая
знаменитое животноводство по районам
Сычевекого племенного рассадника, Вера
Ивановна Соколова принимала то участие,
на которое только способны еилы патриота.
	Последнее время она работает в колхо-
зе «Перекличка», где сосредоточено заме-
чательное племенное ядро рогатого скота.
Уже от веего стада получает колхоз удой
выше довоенных, уже в 1949 году здесь
достигнут надой от коровы в 3.670 кило-
граммов. уже получают отеюда колхозы
области пополнение на свои фермы.
	Зоотехник В. И. Соколова занята и под-
готовкой молодых животноводов-мичурин-
цев. Она служит народу всеми приобретен-
ными ‘знаниями. В своем сельсовете она и
агитатор, и руководитель зоотехнического
кружка при избе-читальне, она и чхен лек-
торекой группы в районе.

Дом Соколовых стоит на околице села
Субботники, Сходятся к этому дому сотни
троп,— приходят люди к Вере Ивановне по
всяким делам.
	Так повелось задолго ло того, как В.Й.
Соколова была выдвинута канлилатом в де-
путаты Верховного Совета СССР.
	iy.
	Теребя платок, Ввдокия Алексеевна дер-
жит слово к народу. Самоцветными слова-
ми, в сердце выношеннымя, говорит колхоз-
ница о вожде и учителе, о зодчем свет-
лой жизни — великом товарише Сталине,
первом кандидате народа.

Рубленная «в лапу» школа хрожит от
рукоплееканий И возгласов-——от народной
славы в честь вождя. Долго-долто в засне-
женной смоленской деревеньке народ сла-
вит своего учителя и друга. .
	Раздельно и звонко говорит тов. Чуко-
нидина о великих правах советского чело-
века в управлении государством и о том,
что из Этого следует для избирателей це-
ревни Субботники:
` — Я предлагаю нашим кандидатом в
депутаты Совета Союза Верховного Совета
CCCP выдвинуть Веру Ивановну Соколову,
участкового зоотехника, работающего на
наших фермах. А почему я выдвигаю Веру
Ивановну.— и вы не хуже меня знаете.
	Надолго приходитоя Евдокия Злексеевне
прервать евою’ речь. Собрание бурно анло-
дирует. Думу, созревавшую в народе, она
выразила точно.

Вера Ивановна — тут же, среди доярок
и телятниц. Не пряча слез, она только
шепчет оратору:

— Что ты говоришь, Дуня?! Ты не зна-
ei, что говоришь...
	Евдокия Алековевна кладет ей руки на
плечи и прижимает к груди. Так они и
стоят среди собрания — избирательница и
ее канлидат в верховный орган государства.
	Потом поднимаются плотник Николай
Оленев, н доярка Александра Савельевна
Оленева, и Екатерина Андреевна Ивано-
ва — депутат областного Совета от злеш-
них деревень; берут слово большевики
партийные и непартийные, чтобы поддер-
жать выбор, созревший в душе простой
женщины смоленских селений,
		Поезд из няти одноконных саней едет
сейчае по снегам, непроходимым для ма-
игин,— кандидат в депутаты Верховного Co-
вета СССР по деревням и районным цент-
рам ветречается со евоими избирателями.
С одними гнала Вера Ивановна  драто-
ценные гурты за Кострому и за Лю-
бим; с ‚другими ходила за скотом в Спас-
ском районе под Рязанью; ‘с третьими шла
по одному прокосу в сенокосную страду;
четвертых обучала цо-мичурински хозяй-
ствовать на ферме; с пятыми сидела вече-
рами, неторопливо читая им лекцию.

Но с кем бы ни встречался кандидат в
депутаты, выдвинутый блоком коммунистов

и беспартийных, — со вееми вместе боролея
он за общественное богатетво колхоза, за
сталинский Устав колхозной жизни. 33
	счастье и процветание родины, за облаго-
тенетвие Народа и государства.

Мих. РОГОВ,
спец. корр. «Известий».
	Волхозный строй поднимал Веру Йва-
HOBHY, крестьянку из деревни Пырьево. Йз
деревни она даже в отход за знаниями не
отлучалась.
	БВ год великого перелома девулткой вету-
пила она в колхоз и пять лет ходила за
скотом, косила травы, сушила сено, тере-
била лен, жала рожь и вязала енопы. В ве-
ликой школе коллективного труда она выбра-
ла и специальность — стала животноводом.
	Бекоре государство пригласило ее на
службу. — как животновола ее послали в
Сычевекий государственный племенной
рассадник. Семналнатый год В. И. Соколо-
ва работает здесь, накапливая теоретиче-
	С начальством надо говорить нежно, де-
ликатно... Голубушка, ведь надо me HOM-
нить, управляющий заводом — это сили-
ша! А вы кто? Комарик несчастный...

Пятьдесят се лишним лет минуло е той
поры — огромная жизнь! Революцию Екз-
терина Васильевна Мартьянова ветретила
уже зрелым человеком. За ее спиной были
долгие годы труда; вместе е мужем, тоже
педагогом, они работали в сельских шко-
лах, неся знания народу, служа народу
каждым своим помыелом.

Революция пробудила в Мартьяновой
новые силы и новые стремления. В ‘пер-
вые же годы революции она вступила В
	партию. Она активно участвовала в орга-
	низации новой советской школы. ©. Урала
она переехала в Москву. Сейчае она дирек-
тор 29-й московекой школы, в которой ра-
ботает уже более двадцати лет.

... Московекий снежный вечер, огни за
окном, тишина в школьных коридорах, и
лишь там, наверху, взе поет, все расска-
зывает о чем-то рояль... Седая женщина
е двумя орденами Ленина на груди сидит
за большим столом. И молоденькая’ учитель-
ница, которой она была когха-то, вдруг
встала перед ее глазами в этот тихий чае.

Могла ли молоденькая «учителька» в
самых дерзких своих мечтах представить
будущее, которое ее ждет? Еели бы оказа-
лась она в силах заглянуть в будущее и
увидеть этот большой, торжественный каби-
Her и себя самое, седую, румяную от вол-
нения, в тор час, когда представители од-
ного из крупнейших предприятий Москвы
пришли к ней, кандидату в депутаты, с
почетной прозьбой!..

Екатерина Васильевна встает. Она ходит
по комнате, маленькая, очень прямая и
стройная. Два. ордена; самых высоких и
почетных ордена нашей страны, сияют на
груди.

Когда однажды 29-ю школу посетили
педагоги одной из стран народной демо-
кратии. кто-то из гостей спросил директора
школы, #а что она получила ордена. Ека-
терина Васильевна ответила коротко:

— 3a коммунистическое воспитание де-
тей.

Гость помолчал. Потом сказал медленно
и серьезно:

— Какое великое счастье для педаго-
га — иметь право произнести ати слова...
  Вогла задумываешься 0 том, что яв-

г. СЫЧЕВКА Смоленекоя области.
	ляется важнейшей составной частью ком-
мунистического воспитания, приходят на
память слова Михаила Ивановича Вали-
нина:

«Коммунистические принципы, если
взять их в простом виде, — это принцины
высокообразованного, честного, передового
человека, это — любовь к социалиетиче-
ской родине, дружба, товарищество, гуман-
ность, честность, любовь к социалистиче-
скому труду и целый ряд других выеоких
качеств, понятных каждому. Воспитание,
выращивание этих свойств, этих высоких
качеств и является важнейшей составной
частью коммунистического воспитания».

Как и во многих других советских шко-
лах, в 29-й школе существует традиция:
один раз в году здееь собираются бывшие
ученики и ученицы. Для директора шко-
лы — это не только день радостных встреч.
В такой день директор и педагоги видят
воочию плоды своего труда. Они встречают
тех, кого воспитала и вырастила школа,
тех, кому они прививали знания, любовь
в родине, чувство дружбы и товарищества,
честноеть, любовь к социалистическому
труду. Они встречают людей, уже сложив-
шихея, с биографией. которая сама яв-
ляется ответом на вопрос, таящийся в ду-
ше педагога. И нет большего счастья’ для
педагога, чем видеть перед собой бывшего
своего питомца высокообразованным, пе-
редовым, честным человеком, видеть. как
зоплотилось в жизнь, нашло евое выраже-
ние в поступках и свершениях все то, что
так бережно воспитывал и растил учитель
в душе своего ученика. Г

Огромна семья педагога, каждому учени-
ку отдана часть сердца.

Совсем недавно был в 29-й школе день
традиционной встречи. За этот день в сте-
нах школы перебывало свыше тысячи
бывших ее учеников и учениц. Зрелые
люди — научные работники, полковники,
увешанные орденами, педагоги, инженеры...
Они входили один за другим в кабинет
Екатерины Васильевны. Они просили:

— Екатерина Васильевна, добрая, етро-
гая, позвольте нам посидеть на партах,
как в детстве! Позвольте подышать возду-
хом клаеса!
	Для них открыли весе классы, они 0то-
	pOABO усаживзлись НА НиИЗЕНе парты, и
	Т850е детское счастье спяло на их лицах...
	лужение наро
	Й мне довелось ветретиться с Екатериной
Васильевной после того, как побывавшая
у нее делегация «Красной Розы» столько
веколыхнула мыслей, столько пробудила
воспоминаний...

— Что же вепомнилось вам, Екатерипа
Васильевна?

—- Знаете. кого я вепомнила? Смешно
сказать, — «учительку»... Сейчас поясню
вам...

Эпизоды, о которых она рассказывает,
возникают один за другим, мелькая, сменяя
друг друга, словно кадры на экране...

Так возникает далекое уральское село,
в просторечье «Шайдуриха». Снежная рав-
нина, сосны в темными, словно задымлен-
ными стволами, вдали горы в голубых,
тяжелых снегах, лес на склоне, одинокая
сосна гнется на ‘вершине. Бревенчатые,
толетостенные избы, а в избах тяжкая
жизнь, тяжелый труд, бабьи горькие
слезы... Пятьдесят четыре года назад!
	И вот стоит перед земеким начальником
молоденькая учительница, Она держится,
как веегда, очень прямо, высоко подняв
голову.. Волосы коротко подстрижены, гла-
за ясны, спокойны...

— ‘ro ж это вы задумали, барышня? —
говорит земский начальник и жует губами.

— Я хотела организовать в селе вос-
кресную школу для взрослых. Ничего дур:
ного в этом, на мой взгляд, нет, — говорит
учительница.
	— Не советую! — говорит земекий зна-
чительно; в глазах его скука, недоброже-
дательство...— Не за те дела беретесь, учи-
телька!— говорит он, а молоденькая де-
вушка смотрит на него е удивлением,
игироко раскрыв глаза: первый раз в жиз-
ни она услыхала, сколько презрения вло-
жил чужой, тупой человек в высокомерно
сокращенное слово: ‹учителька»...

Й вот заглядывает в окна снежный
воекресный день, все бело и пушисто во-
круг, и так чисто, так ясно на душе,
словно и душа умылась этим белым ене-
гом. Комната полна — здесь крестьянки
Шайдурихи, еюда пришли из казарм жены
	заводских рабочих... Молоденькая учитель-
ВИЦз читает вслух:
	Три тяжкие доли имела судьба,
Й первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая—быть матерью сына раба...
	Она читает стихи Некрасова; перед нею
сидит крестьянка в платке, на коленях
у нее двое ребят, она глядит неотрывно
в лицо учительницы и повторяет, беззвучно
шевеля губами: «Три тяжкие доли имела
вудьба...». .

И вдруг визжит на блоке дверь, елы-
шен топот ног, входит староста, за ним —
урядник, за урядникоч— пристав, H,. H4-
конец, сам жандармекий ротмистр в ши-
нели, запорошенной снегом...

Ротмистр сбрасывает шинель, ее под-
хватывают сразу все: староста, пристав,
урядник. Молча взяв из рук учительницы
	книгу, ротмистр читает, полняв бровь: «Три
	тяжкие доли имела судьба...»

— Изволили школу организовать? —
говорит ротмистр медленно и бросает книгу
на етол— Поучать задумали? — говорят
он, и голое его растет, раскатывается, па-
полняется металлом.— В Сибирь захотели,
  учителька?— кричит ротмистр. и крестьян-
ка в платке, прижав к себе ребят, смотрит
на него, сузив темные, суровые, ненави-
тящие глаза...
	...Другая школа, другое уральекое село.
Из Шайдурихн учительницу выслали. По-
средине класса стоит управляющий заво-
ДОМ.

— Перед уроками дети должны молить-
ся за владельца нашего завода...—наста-
вительно говорит он.— Истинный благоде-
тель, ангельская душа!
	— В казармах этого ангела дети мрут
от тифа, от грязи, от.немыелимой скучен-
ности, — сурово говорит учительница.

Управляющий встает, и учительница
  не узнает его лица. Нет ни умиления, ни
внешней вежливости, стоит хам, грубый
и наглый.

— Вы эти штучки бросьте!-— Он ма-
шет перед самым носом учительницы
пальцем.— Будете смуту разводить, мы
быстро с вами расправимся... Учителька!

И вот уже не управляющий в классе, а
инспектор,
  — М, вав жё так можно!-— ахает он.—