СТОРНИН, 4 АПРЕЛЯ 1850 г. № 80 (10223)
	Пять лет назад, 4 апреля 1945 года;
Советской Армией было завершено осво-
бождение всей территории Венгрии, немем-
Го-фашиетокие захватчики были овонча-
тельно изгнаны с венгерской земли.

Пятую годовщину оевобождения своей
страны венгерский народ отмечает Kak
воличайший национальный праздник; Ирс-
зидиум Венгерской народной республики
торжественно облек это в фориу закона.
величайший национальный празхник Вен-
трии является одновременно демонстрацией
тлубочайшей благодарности Советскому Со-
юзу, нерасторжимости ` советеко-венгерекой
тужбы, демонстрацией любви венгерского
нарола в великому Сталину.
	Бенгрия была последним вассалом Гит-
лера, и в 1945 году в развалинах лежали
пе только экономика страны, но и венгёр-
ская государственность. Венгерский нарол
никогла не забудет том, чт Советекий
(ююз с первого момента вотупления совет-
ских войск на венгерскую территорию про-
водил различие между угнетенным вен-
терским народом и его господами, превра-
тивитимися в наемников Гитлера; что имен-
но Советский Союз помог восстановить раз-
рушенное венгерское государство, продан-
пую венгерскими фангистами и растоптав-
ую немецкими империалиетами венгер-
скую независимость. Венгерский народ ни-
хогда не забудет того, что, хотя Советская
Армия вступила в Венгрию, как во враже-
‘кую страну, первой заботой Советского
(оюза была помощь в восстановлении и 9р-
танизации тех демократических националь-
ых сил, из которых смогло образоватьея
Венгерское Временное национальное прави-
TeIBCTBO.
	Села и города большой Венгерской низ-
менности, Будапешт, задунайские деревни
покрыты памятниками советским героям,
воторые вечно будут напоминать венгер-
(кому народу о том, что в минувшей войне
кровь сыновей русских, украинских, гру-
зинских, узбекских, белорусских матерей
протилась также и за венгерскую свободу,
Венгерский народ всегда будет помнить и
0 TOM, что находившиеся перед лицом го-
одной смерти дети освобожденного Буда-
пешта получили первый хлеб из рук совет-
ских воинов, первую горячую пищу — из
светеких полевых кухонь. А разве можно
забыть о том, что венгерские заводы во30б-
новили работу на сырье, полученном от
Советского Союза, что венгерские крестьяне
получили от Советской Армии коней для
того, чтобы вспахать поля и ликвидировать
надвигавшуюся на страну угрозу голода?

Венгерская история полна героической
освободительной борьбой народа, но она
была отмечена революциями, терпевшими
поражение. Не последней причиной пора-
цения венгерской освободительной борьбы
в 1848 толу явилось то, что западные
буржуазные государства во главе с. Анг-
тией поддержали феодальную контроеволю-
цию. В 1918—19 гг. венгерские трудя-
щиеся снова попытались сбросить е себя
IN чужеземного господства, феодального и
капиталистического ‘утнетения. Ho и`вен-.
ерекая революция, происжмедшая после
первой мировой войны, потерпела пораже-
ние, так как после крушения германекого
	 ршериализма английские, американские и
_ французские империалисты поспешили на
	помощь венгерской реакции.

Хорти превратился впоследствии в на-
виника Гитлера, но в 1919 г. его при-
ли к власти Америка, Англия и Фран-
ция, и они же помогали Хорти в течение
двадцати пяти лет. Западные империалисты
поддерживали силы венгерской реакции и
в время второй мировой войны; союзник,
Гитлера Хорти был одновременно и их с0-
изником, рассчитывавшим до последней
WAHYTHL Ha 10, что английские и амери-
канские войска оккупируют Венгрию, епа-
cy? его антинародное правление и будут
п в дальнейшем использовать его против
Советского Союза. Не от Хорти, не от за-
падных империалистов зависело то, что их
планы провалились, что на. венгерскую
территорию вступили не английские и
американские войска е целью воспрепят-.
ствования демократическому развитию, 3
(оветская Армия, которая очистила путь
зенгерскому народу от всех препятетвий к
деиопратическому развитию. 4-е апреля
1945 года, освобождение Венгрии Совет-
ской Армией — это часть общей победы
(оветского Союза над германским фашиз-
ум. которая создала новое политическое
положение в мире и в том числе обеспечи-
1а условия ‘для демократического преобра-
зования Венгрии. Влервые за вею свою
иторию венгерский народ смог опереться
нь такую великую державу, которая за-
шитила его освободительные стремления и
разбила реставрационные, контрреволюци-
онные планы венгерской реакции, опирав-
шиеся на запалных империалистов. А
	4-е апреля 1945 года, освобождение
Венгрии, явилось результатом не револю-
ционной борьбы  венгерекого народа, а
побед Советской Армии, но 4-е апреля
1945 тода стало началом того развития,
‘одержание и результаты которого равно-
сильны революционным преобразованиям.
Под ударами Советской Армии вместе с
военной малиной горманекото ‘империализ-
уз потернела сокрушительный разгром и
антинародная ‘власть вентереких  помещи-
ов и капиталистов. -

Путь, проделанный вентерской народной
демократией за пять лет, не был гладким
п ровным, Успехи давались нелегко. Нуж-
но было выдержать жестокую борьбу, преж-
де чем был решен вопрос; явится ли вен-
терская народная демократия переходной
тосударственной формой, ведущей к сопи-
ализму, выполняющей функции диктатуры
рабочего. класса, пли же связанной с имне-
риалистами помещичье-калиталистической
реаеции удастся оттеснить рабочий класс
с ключевых позиций, удастся взорвать ра-
бочее единство; с003 рабочих ‘и крестьяя;
изолировать коммунистов и таким 0бразом
подготовить восстановление старого строя,
превуацение Венгрии в плапларм империа-
листов. Империалисты. и венгерская реак-
ция не оставили в покое Венгрию,. и, хотя
страна не была разделена на «зоны» ив

Венгрии находились не английские и аме-
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		водская промышленноеть, шахты и рудники,
транспорт, внешняя торговля, внутренняя
оптовая торговля находятся полностью в ру-
ках народного государства. Государственный
и кооперативный сектор в розничной торгов-
ле достигает 30 проп. В сельском хозяй-
стве мы ликвидировали феодальное земле-
владение. Еще в 1945 году 650 тыс. кре-
стьян получили около 4 млн. хольдов по-
мещичьей земли. Основываясь на примере
и опыте Совзетекого Союза, венгерская на-
родная демократия успешно осупествляет
политику ограничения и вытеснения кула-
чества, создает политические и экономиче-
екие предпосылки для социалиетического
преобразования сельского хозяйства. За по-
следние два гола мы создали 1.800 сель-
скохозяйственных производственных коопе-
ративов, в которых крестьянские семьи, на-
считывающие почти полмиллиона человек,
ведут на 400 тыс. хольдов земли крупное
общественное производство. Кроме того, по-
еевная площадь государственных хозяйств
превышает 400 тыс. хольдов. Социалиети-
ческий сектор в венгерском сельском хо-
зяйстве, таким образом, располагает почти
10 проп. веей посевной плошади. Два года
назад у нас еще не было машинно-трактоу-
ных станций, сегодня в стране имеются
270 машинно-тракторных станций, ‘кото-
рые помогают трудящемуея крестьянству
постепенно перейти на путь социалистиче-
ского общественного хозяйетва,
	В начале осуществления трехлетнего пла-
на, в 1946—4717 тг., промышленное произ-
водство Венгрии составляло лишь 62 проц.
довоенного уровня. Целью трехлетнего пла-
на по существу являлось достижение довоен-
ного’ уровня производства, восстановление
производительных сил страны. Венгерекме
трудящиеся, однако, оставили далеко поза-
ди задание трехлетнего плана не только
тем, что вынолнили его вместо трех лет за
два года пять месяцев, но и тем, что на
семь месяцев раньше срока перевыполнили
производственное задание на 25,3 проц. К
концу 1949 года венгерское промышлен-
ное производство достигло 153,4 про. №ю-
военного уровня, а тяжелая промышлен-
ность — 174,1- проц. По  трехлетнему
плану, к концу планового периода жизнен-
ный уровень населения лолжен был пре-
выеить довоэнный на 8 проп. Еели учесть,
что в августе 1946 гола, в момент стаби-
лизации денежной системы. жизненный
уровень достигал лишь 50 проп. ловоенно-
г0, то задание трехлетнего плана могло
показаться чересчур смелым. В дейетви-
тельности, к концу 1949 года жизненный
уровень достиг не 108 проц. довоенного. а
140 проц.! Трехлетний план покончил в
Венгрии с безработицей, сегодня уже
имеется недостаток в квалифипированных
рабочих, и олной из основных проблем.
стоятих перел страной, является проблема
пополнения кадров, подготовка тысяч и ле-
сятков тысяч квалифицированных рабочих.
инженеров — новой интеллигенции, прове-
дение культурной революции.

На пятом году после освобождения Венг-
рии началось выполнение первого нятилет-
него плана, пелью которото является уже
не восстановление, a коренное изменение
всей экономической структуры страны, пре-
вращение ее из аграрной в промышленную
страну с развитым сельским хозяйством,
закладка основ социализма не только в’ г-
роде, в промышленности, но и в деревне, в
сельском хозяйстве. Пятилетний план по-
высит венгерское промышленное производ-
ство по сравнению © уровнем 1949 года до
185 проц.

Таковы итоги пятилетия, начавшегося

4 апреля 1945 года. Достижения венгер-
ской народной демократии значительны.
Но руководящая сила венгерского народа,
Венгерская партия трудящихся, следуя
учению товариша Сталина, воспитывает
венгерских трудящихся не в духе успоко-
енности на достигнутом, а в духе подго-
товлённости к дальнейшему труду и боям,
в духе непримиримости к ошибкам и не-
достаткам. Тот факт, что Венгрию ocsoio-
jan Советский Союз, что в пятилетней
борьбе благодаря постоянной. поддержке
Советского Союза нам удалось быетро
хвигаться вперед, может возбудить в
определенных слоях венгерского трудя-
щегося народа опасное чувство. само-
успокоенности, недооценка сил внешних и
внутренних врагов, —чувство, которое уже
кое-где проявилось. Путем усиления бди-
тельности, повышения идеологической во-
оруженности, широкого развития критики и
самокритики мы стараемся, и в этом еле-
дуя учению Левина и Сталина, уничто-
жить опасность головокружения от успе-
ХОБ.

За пять лет венгерский народ узнал на
собствённом опыте, что западные империа-
листы являются ‘его врагами, что’ еели бы
империалистам удалось осуществить евои
стремления к мировому господству, то’ вен-
терский. рабочий и крестьянин снова стали
бы рабами.

Ва паять лет венгерекие трудящиеся
	тверло усгоили, что дружба c Советеким
Союзом и верноеть Сталину — это счает-
	ливая жизнь сегодня и прекрасное завтра.
	Венгерский народ знает, что все, чего он
достиг за прошедитие пять лет, и все, че-
го он достигнет в будущее пятилетие, было
бы немыслимо’ без 4 апреля. 1945 тода и
неразрывно связано с освободительной мис-
сией и постоянной братекой поддержкой Co-
ветского Союза и лично великого Сталина,
	Нусть же не удивляются империалисты
тому, что венгерский трудовой народ вы-
брал не их, а Советекий Союз! Пусть не
удивляются тому, что Венгрия за пять
лет‘ превратилась из очага войны в Юго-
Восточной Европе, из центра пювинизма и
национальной ненависти в страну мира,
которая навсегда положила конед вражде
с соселнямн народами, которая в союзе с
дружественными странами народной демо-
кратии строит социализм! Опыт и итоги
пяти лет развили в венгерском пароле
твердую решимость стоять непоколебимо в
руководимом Советским Союзом лагере
мира, на защите мира. Но если нужно бу-
дет, венгерский народ тотов жизнью и
кровью своей защитить от империалисти-
ческих полжигателей войны свою наци9-
	нальную нозависимость, свое право строить
й построить социалистическую Венгрию.

дятая зодовщина
	освобождения

up

ренгрии пятилетия

Празднование в
	«Дорогие друзья и товарищи! Позвольте
	мне от имени советской правительственной
делегапии выразить сердечную благодар-
ность за братский прием, оказанный нам
на венгерской земле.

Мы прибыли в вашу столицу по при-
глашению правительства дружественной
Венгерской народной республики, чтобы
принять участие в торжествах венгерско-
о народа по случаю пятилетия 0евобож-
дения Венгрии от немепко- фашистских за-
хватчиков.
	Еще лва года назал на праздновании ^
	100-летия венгерской революции 1848 го-
ха мы вилели. какую огромную созилатель-
	ную работу пролелал народ свободной де--
мократической Венгрии. и поэтому нам -
	особенно приятно сетолня вновь посетить
вашу страну и вместе с венгерским натро-
дом порадоваться его успехам и достиже-
	ниям в строительстве новой жизни за ис-
	hehe ORTH ACT.

Or uvenu coneTcror Hapola и ето вез
	ликого вождя товариша Сталина передаю о
	братский привет венгерскому наролу и
гражданам столицы дружественной Benr-
рии и пожелания дальнейшего развития п
процветания вашей родины.

Да здравствует братекая нерупгимая co-
ветско-венгерская дружба!
	Да здравствует великий Сталин!».
	Появление советской поавительственной“
	делегации на привокзальной паощади было
ветречено бурной, лолго He смолкавней
	овацией и возгласами «ура» многих ты-.
	сяч представителей будапештеких заводов
и фабрик.

При ветрече делегации были исполнены
советский и венгерский государственные
гимны и был выстроен почетный караул
венгерской армии. ь
	освобождения страны Советской
	БУДАПЕШТ, 2 апреля. (ТАСС). Сегодня
утром в Будапешт на празднование пяти-
летия освобождения Венгрии войсками -
ветской Армии прибыла советская прави-
тельственная делегация во главе © замо-
стителем Председателя Совета Министров
СССР, Маршалом Советского Союза К. Е;
Ворошиловым. В составе советской лелега-
ции: секретарь Центрального Комитета
BRO(6) M. А. Суслов, гонерал-лейтенант
В. Н. Свиридов, украинский писатель А. Т.
Гончат.
	На венгеро-советской границе советскую
правительственную делегацию ветретили:
от имени Совета Министров Венгерской на-
родной республики и Политбюро ПВ Вен-
перской партии трудящихся Эрше Гере. за-
меститель председалеля Президиума рес-
публики В. Кишш, министр иностранных
дел Д. Каллаи, а также посол СССР в Вен-
трии Е. ЛД. Киселев и другие.
	На празднично украшенном Будапениг-
ском вокзале делегацию встретили: предес-
датель Совета Министров Венгерской народ-
ной республики И. Доби, заместитель пред-
седателя Совета Министров, генеральный
секретарь Венгерской партии трудящихся
Матиас Ракоши, члены правительства, ру-
коволящие деятели Венгерской партии тру-
дящихся и массовых общественных opra-
низаций, а также советник посольства
	СОСР в Венгрии М. В. Смирнов, весь состав.
	советского посольства, главы и сотрудники
дипломатических миссий стран народной
демократии.
	Среди ветречавших были прибывшие ра-
нее иностранные правительственные д‹-
легации, в том чиеле делегация Китайской
народной республики во главе © генерал-
лейтенантом Бянь Чжан-у. делетапия Ko-
рейской наролно-демократической респуб-
	Прибытие советской правительственной
	делегации в Венгрию
	лики во главе с министром здравоохран?-
ния Ли Бен Нам, делегация Наролной рес-
публики Албании во главе c членом По-
литбюро ЦЕ Албанской трудовой партии
генерал-полковником Бекиром Балуку.

От имени венгерского правительства и
Венгерской партии трудящихся советскую
делегацию приветствовал заместитель прел-
седателя Совета Министров Венгерской на-
родной республики М. Ракопги.

Особенно радостно для нае, сказал оп,
что советскую делегацию возглавляет ис-
пытанный друг венгерского народа Маршал
Советского Союза Климент  Ефремович
Вороптилов, постоянную и неизмерямую
помошь 69 стороны которого мы чуветво-
вали в тяжелые времена периода восета-
нозления, когла налгу страну нужно было
поднять из развалин. Мы надеемся, что вы
булете хорошо чувствовать себя в этой.
стране, которую Советский Союз не только.
освободил, но перед которой открыл путь
к свободной. и счастливой жизни. Вы увя-
ДИТе в Этой. стране, что ee народ сумел
воспользоваться полученной свободой, вы
увидите и 10, с какой любовью и блам-
дарностью относится наш народ к Совет-
скому Союзу и его вождю — величайшему
другу венгерского народа мудрому Сталину.

Еще раз привететвую вае, будучи глу-
боко уверенным в том, что ваша подлерж-
ka и впредь будет служить дальнейшему
развитию нашей страны и что наша друж-
ба будет неуклонно крепнуть. Чуветвуйте
же себя хоропю в нашей свободной стране,

Да здравствует‘ венгеро-совелекая дружба!

Да здравствуют Советский (Союз, его
мудрый вождь любимый Сталин!

С ответным словом от имени советской
правительственной делегации выступил
Маршал Советского Союза В. Е. Ворошилов.

В своей речи ан еказал:
	Иожеф РЕВАИ,
	министр культуры Венгерской народной
республики, член Политбюро ЦК
Венгерской партии трудящихся
		акцией приняла тем не менез  весьма острые
формы. На выборах 1945 года коммуниети-
ческая партия получила всего лишь 17
проц. всех поданных голосов, а находив-
шаяся нод руководством реакции партля
мелких сельских хозяев — 57 проц.
	Чем об‘ясняется, что империалисты, не-.

смотря на значительные силы, на которые
они могли вначале опираться в стране, не
сумели захватить Венгрию в свои руки, по-
работить ее? В чем причина того, что тя-
желые внутриполитические бои, которые
велись в Венгрии в течение трех лет, раз-
решились не в пользу реакции, а в пользу
венгерского рабочего класса, венгерского
трудящегося народа?
‚ Своей победой над внутренней и внеш-
ней реакпией венгерский народ также
обязан Советскому Союзу.  Советекому
Союзу мы обязаны тем, что реакции в
Венгрии не удалось восстановить старые,
реакционные вооруженные силы, воскре-
сить фашизм, вызвать гражданскую вой-
пу. В результате решающего влияния (о-
ветского Союза на положение в Венгрия
враги венгерского нарола не смогли. «ле-
гальными» способами оттеснить рабочий
класс и коммунистическую партию от вла-
сти, подобно тому, как это произошло на
Западе. Реакция вынуждена была прибег-
нуть к затоворам, но они были разоблаче-
ны. и ликвидированы.

Вторая причина побелы народа над те-
акцией заключается в том, что упорным и
терпеливым трулом коммунистическая пар-
тия завоевала больнтинетво рабочего клас-
са, в открытой борьбе с правыми социал-
демократами защитила рабочее единство и
к началу 1948 года создала предпосылки
К 050’единению рабочих партий на основе
торжества принципов марксизма-ленинизма.
	Третья причина: боевая политика ком-
муниетической партии, мобилизация ею
масс против реакции, использование ею в
борьбе с противником решающей силы
миллионного рабочего класса столицы —
Булапелтта.

Четвертая причина: правильная поли-
тика. коммунистической партий, при помо-
	щи которой она сорвала реакционный за-
	мысел —— противопоставить крестьянство
рабочему классу, уничтожила базу реак-
	THOHHBIK cHA B деревне и привлекла мас-
	сы трудящегося крестьянства на сторону
рабочего класса.
	И, наконен,— но не в последнюю оче-
редь -— демократические силы. возглавляе-
мые коммунистами, побелили в борьбе ¢
реакцией потому, что они локазали самым
широким слоям народа, ‘что никто, кроме
них, ‘не- сможет руководить страной; ‘раз-
решить задачи восстановления, поднять
жизненный Уровень, обеспечить народу
работу, хлеб и общий пол’ем. Воммуниеты
положили в 1946 г. конец опустошающей
инфляции. Коммуниеты восстановили раз-
рушенный транепорт. Коммунисты уже в
1946 г. разработали трехлетний план
восстановления. Единственным — планом
«восстановления» реакции был змерикан-
ский заем. Против этого «плана» комму-
нистическая партия мобилизовала все со-
зидательные силы трудящихся, об’единив
вокруг себя’ миллионные массы под лозун-
том: «Независимость стравы не продается
ни за какие долларовые займы!»

Все эти факторы в совокупности при-
вели к коренному изменению в. расстанов-
ке сил в стране, Ма выборах 1947 тода
коммунистическая партия уже стала силь-
нейшей партией страны. В начале 1948
года с созданием единой рабочей партии и
ликвилацией‘ фашистских партий был ло-
стигнут решающий перелом: венгерская
народная демократия окончательно опреде-
лилась, как государство, руководимое ра-
бочим классом в союзе в трудящимся кре-
стьянетвом.

Англо-американские империалисты, еще
в 1945—46 гг. ечитавитие, что в Венгрии
победит их агентурз — венгерские поме-
щики и капиталисты, естественно, не при-
мирилиеь с тем, что Венгрия выскользнула
из их рук. Вогда легальная агентура им-
периалиетов — Ферени Надь, правые воци-
ал-демократы-—по очереди потерпели пора-
жение, они двинули против венгерской на-
родной демократии клерикальную реакцию
Миндсенти, убийц и шпионов из банды
Тито—Райка, легионы вредителей и шпи-
OHOB, одновременно клевеща на Венгрию и
венгерских коммунистов, что они якобы
нарушили «права человека» и вдобавок Е
тому еще и мирный договор! Как будто бы
в мирном договоре был хоть один пара-
граф, запрещавиий коммунистам завоевать
своей правильной политикой большинетво
трудящихся в пользу программы гострое-
ния сопиализма, как будто бы мирный до-
говор запрещал изоляцию реакционных
сил и обезвреживание питионов и вреди-
телей, покушающихея на независимость

страны!
	Секрётом успехов венгерской народной
демократии является, в конечном счете,
правильная политика венгерских коммуни-
стов, в успешности которой удалось убедить
венгерский трудящийся народ. А правиль-
ной политика венгерских коммунистов бы-
ла потому, 910 они старались учиться
у Веэеоюзной Еоммунистической партии
(большевиков), следовали примеру Совет-
ского Союза и оставались верны учению
великого Сталина. Венгерский трудовой на-
род выражает свою любовь и уважение Е
вождю Венгзрекой партии трудящихся то-
варищу Матиасу Ракоши тем, что называет
его лучшим венгерским учеником Сталина.
	Победы Советской Армии освободила
Венгрию. Основой этих побед является уче-
ниё Ленина и Сталина. Это же учение вы-
вело венгерский народ на путь националь-
ного и социального освобождения, на путь

построения социализма.
	Ваково сейчас положение венгерской на-
родной демократии? Чего она достигла за
	Прием в Совете Министров Венгерской народной республики
	ности главному защитнику мира —— наше-
му освободителю Советскому Союзу и ве-
ликому Сталину и вусть все это послужит
предупреждением AAA империалистических
поджигателей войны.

Полнимаю бокал за общее дело народов,
борющихся за мир и свободу, за нашего
освободителя, за Советский Союз и за здо-
ровье горячо любимого великого Сталина».

Товарищ М. А. Суслов в своей речи
сказал:

«От имени советской дедегации сердеч-
но благодарю вас, господин премьер-ми-
HHCTP, за ваши теплые слова по адресу
Советского Союза и горячо поздравляю. с
праздником славного пятилетия со дня о0с-
вобожления Венгрии. от иностранного пора-
бощения, : .

Справедливы слова ваши, господин
премьер-министр, о том, что’ День 4 анре-
ля является вместе с тем новым историче-
ским этапом в развитии Венгрии, открыв-
шим путь к строительству новой счастли-
вой социалистической жизни венгерского
народа.

И мы, присутетвуя здесь, в Вентрии,
наглялно видим, с каким энтузиазмом вен-
герские трудящиеся строят сопиалиета-
ческую Венгрию и каких поразительных
успехов они добились на этом пути.
	Великий народный поэт ЦШетефи, говоря.
о причинах поражения революции 1848 г-_
	да, ‘писал.

«У нас нет в мире нарола-брата, которэ-
го мы могли бы просить о помоши, кото-
рый бы нам помог; мы одиноки, как дерз-
во в пустыне».

Это были печальные, но справедливые
слова.

Но посмотрите, как теперь изменилось
положение. Венгрия —- не одинока. Венг-
рия ныне опирается и может спокойно опи=
	раться и впредь на могучую полдервку ру-
коволимого великим Оталиным  советекого
	народа -—— народа-ората, о котором мечтал
Шандор Петефи.

Она опирается теперь на нерушимую
хружбу народов стран народной демократии
как Запада, так и Востока.

В этом — залог новых успехов ‚трудя-
щихся Венгрии на пути строительства ©0-
пизлизма.
	Я прошу поднять бокал за процветание
	Венгрии, за счастливую жизнь венгерского
народа, за социалистическую Вентрию»,
	смолкавшими анлолисментами и единодунг“
ными возгласами в честь великого Сталина,
	маршала В. В. Ворошилова, в честь совет-
екого народа.

С приветственной речью выступил гла-
ва советской лелегапии. заместитель Пред-
седателя Совета Министров СССР Маршал
Советского Союза Ё. Е, Ворошилов; Его
речь много раз прерывалась елинодушны-
ми аплолисментами и приветственными
возгласами.

Затем выступил тепло встреченный
присутствующими глава  правительствен-
ной делегации Китайской народной респуб-
лики, генерал-лейтенант Бянь Чжан-у и
главы других иностранных делегаций.
	БУДАПЕШТ, 3 апреля. (ТАСС). Сегодня
Совет Министров Венгерской народной рес-
публики устроил обед в честь иностранных
делегаций, прибывших в Венгрию на празд-
нование пятой годовшины освобождения
страны войсками Советской Армии.

На обеде присутствовали: генеральный
М. Ракоши, члены Президиума Венгерской
народной республики во главе с председа-
телем Президиума A. Сакашич, руководля-
щие деятели Венгерской партии трудя-
щихся, виднейшие представители обитест-
венной, научной и культурной жизни
страны, а также посол СССР в Венгрии
Е. Л. Киселев и главы дипломатических
миссий стран народной демократии.

Среди присутствующих были члены co-
ветекой правительственной делегации, а так-
же члены других иностранных делетаций,
прибывших в Венгрию.

Во время обеда председатель Совета Ми-
нистров Венгерской народной республика
И. Лоби и член советской делегации М. А.
Суслов обменялись речами.

Иштван Лоби в своей речи сказал:

«Дорогие гости! От имени правительства
Венгерской народной республики и всего вен-
герекого нарола с большой  ралостью, с
искренней любовью горячо приветствую
вас на нашем величайшем напиональном
	Цять лет назад, 4 апреля 1945 года,
доблестная Советская Армия в героических
боях, ценою больших жертв закончила
освобождение всей территории Венгрии.
Этим самым мы пришли к самому решаю-
щему поворотному пункту нашей тысяче-
летней истории: венгерский народ изба-
вилея не только от ига фаптистеких орд. но
и от ига своих господ-угнетателей. За пять
лет нашего развития Венгрия. которую вы
знали, как страну средневекового угнете-
ния и контрреволюционного режима, пре-
вратилась в государетво трудящегося народа
й идет по пути народной лемократии, впе-
рел к социализму.

На этом нашем величайшем националь-
HOM празднике первое слово привета и вее
чувства нашей благодарности и любви мы
обращаем к великому Советскому Союзу.
Поэтому с 060б0й пламенной любовью я
приветствую присутствующих здесь деле-
галлов Советского Союза, приветствую со-
ветскую правительственную делегацию, ко-
торую возглавляет соратник великого
злесь в помещении Государственного опер-
ного театра состоялось торжественное. засе-
дание, созванное Советом Министров Вен-
герекой народной республики по случаю
пятилетия освобождения страны войсками
героической Советской Армии.

В президиуме собрания — генеральный
секретарь Вентерской партии трудящихея
Матиас Ракоши, Председатель Совета Ми-
нистров И. Доби, Председатель Президиума
	‚Венгерской народной республики А. Сака-
	шич и другие руководящие деятели респуб-
лики, а также посол СССР в Венгрии
Е. Д. Киселев.

В президиуме находились также прави-
	Сталина, испытанный друг венгерского на-
рода маршал Ворошилов.

От всего сердца приветствую делегатов
победоносной Китайской народной респуб-
ЛИКИ».

Иштван Доби залем обращается с при-
ветственными словами ко всем иноетран-
ным лелегациям, прибывшим в Венгрию.

«Всего ‘пять лет,— говорит он далее, —
отделяют нас от дня нашего освобождения.
Вы можете своими глазами убедиться в
том, что на месте развалин мы поетройли
новую страну. Венгерский народ сумел
воспользоваться той свободой, которую для
него завоевали сыны великого ‘советского
народа. Теперь вы видите пветущую неза-
висимую страну, свободный и счастливый
народ.

В течение этих пяти лет венгерский н+-
род приложил много сил к тому, чтобы до-
биться сегодняшних успехов, и он непоко-
лебимо стоял и стоит на защите завоеванной
независимости.

Нал трул и нала борьба могли приве-
сти к Успехам, к победе только потому,
что мы постоянно имели неоценимую пол-
держку со стороны навтего освободителя и
великого союзника — Советского Союза,
Это стало возможным также благодаря
братской помощи со стороны дружествен-
ных нам народных демократий; благоларя
тому, что во главе нашей борьбы шел вен-
герский рабочий класс. венгерские KOMMY-
нисты, вождь нашего народа Матиас Ра-
ROW.

4 апреля 1945 года — это поворотный
пункт не только в истории венгерекого на-
рода, этот лень был важным этапом на
пути борьбы всех народов мира за мир.
Советский Cos. разбив оккупировавшие
Венгрию фашистские полчища, нанее тем
самым мошный Удар по врагам веех наро-
	дов.
Цепь империализма была прорвана и В
Венгрии.  Освободившийся народ взял
	управление своей судьбой в свои с00-
ственные руки, и все попытки империз-
листов не могли и не смогут оторвать на-
шу страну от лагеря народов, любящих мир
и свободу. Обылиеь слова Матиаса Рако-
ши: «Венгрия — не брешь, а прочная
	крепость во фронте мира».
Пусть этот наш сегодняшний праздник,
ваше пребывание здесь и солидарность
	налтих народов будут демонстрапией нз-
шей силы, нашего единства и нашей вер-
	Торжественное заседание в Будапеште
	тельственная делегация СССР во главе с
заместителем Председателя Совета Минист-

ров СССР, Маршалом Советского Союза
К. Е. Ворошиловым и главы других ино-
странных делегаций, прибывших на празд-
нества.

Заседание открыл Председатель Совета
Министров И. Доби, который приветствовал
иностранных гостей. Особенно тепло при-
ветствовал он советекую лелегапию.

С локладом, посвященным бБ-летию
освобождения Венгрии, выступил генераль-
ный секретарь Венгерской партии трулдя-
щихся, заместитель Председателя Совета
Министров Матиас Ракоши. Доклад его не-

однократно прерывалея бурными, долго не

©
		Возложение венков на памятники советским воинам
	Будапешта, венки были возложены прад-
ставителями Центрального Комитета Вен-
герекой партии трудящихся, Президиума
республики, Совета Министров, посольства
СССР в Венгрии и иностранными делега-
пиями, прибывшими в Венгрию на праздне-
ства.
	Днем 3 апреля главы иностранных деле-_
	гаций, прибывших на празлнеетва, были
приняты председателем Совета Министров
	Венгерекой народной республики И. Доби. -
	Члены иностранных  правательетвенных
делегаций, прелставляющие армии свонх
стран, были приняты министром обороны
Венгерской народной роспублики М. Фар-
		провозглашающими нерушимую венгеро-©о-
ретекую дружбу:

На памятник советским воинам — осво-
бодителям Венгрии, воздвигнутый на горе
Геллерт, венки были возложены от Цен-
трального Комитета Венгерской партий
трудящихся, Президиума Венгерской на-
родной республики, Совета Министров,
венгерской армии и ряда других государ-
ственных и общественных _ организаций
Венгрии. Кроме тото, были возложены вен-
ки советской правительственной делега-
цией, а также другими иностранными де-
легациями, прибывшими на’. празднеетва.

На плоталди Свободы, где сооружен па-
	матиик советским воинам — освоболителям
	БУДАПЕШТ, 3 апреля. (ТАСС). В связи
с празднованием пятилетия освобождения
Венгрии здесь состоялось торжественное
возложение венков на памятники советским
воинам-героям, павшим в боях с немецко-
фазпистекими захватчиками.

Венки были возложены на горе Геллерт,
на площадях Будапенгга — площади Сво-
боды, Геллерт, имени Молотова и на пло-
шади перед академией им. Кошута. На эти
площади собрались многочисленные колон-
ны трудящихся будапештских предприятий,
пришедиие © портретами великих вожлей
всего прогрессивного человечества— Ленина
и Сталина, с портретами вождя венгерского
народа Ракоши, со знаменами и лозунгами,
	т ЗЕ аа

риканские, & советские войска, борьба с ре- , пять лет! Она достигла того, что сегодня за-