ПЯТНИЦА 7 АПРЕЛЯ 1950 г. № 83 (10232)

Зоспитание
	Человек приник к оБну.

0н с интересом рассматривает пронсхе-
дящее на школьном дворе. Вся его фигура
выражает нетерпеливое ожидание.

— Что случилось? — спросил диреётор
трядцать второй школы тов. Тянкин.

— Наблюдаю!— глубокомысленно отве-
ил доцент кафедры педагогики Ростовска-
то педагогического института тов. Скоморо-
хев. И пояснил: —— Смотрю, выйдут ли д8-
и сами в школьный двор сажать деревья...
_ Тяпкин усмехнулся.

— Педагог организует, и дети выйдут.

— Педагог? А где самодеятельность дет-
ского коллектива?

— Самодеятельность — это не само-
тев-— возразил тов. Тяпкин.-— Руководит
школьниками педагог...

Этот короткий дпалог более значителен,
зем кажется на первый взгляд. В нем от-
ражены две точки зрения на организацию
вкпитательной работы в школе,

Не будем греха таить: во многих школах
юроль Ростова воспитание Школьников
заставляет желать лучшего.

Вот факты, ‘почерннутые из школьной
практяки. Урок математики. В класее нет
элементарного порядка. Учитель спокойно
разглядывает разбушевавшихся учеников.
(н «наблюдает», считает ‹непедагогичным»
строго и категорически навести порядок на
уроке: В результате из сорока пяти минут
аииь десять минут ‘урока отводятся на
скомканный, торопливый рассказ о следую-
щей теме.

В другой школе на уроке ученик громко
рассказывает различные истории. Педагог,
oH же классный руководитель, старается,
по его словам, «говорить громче школьни-
Ea, чтобы заглушить его рассказы». Легко
666 представить, что получается из урока!

Что это за педагогическая позиция?

Она не имеет ничето общего с нередовой
педагогической теорией. Эна прививает де-
тям мелкобуржуазную. расхлябанность, нв-
уважение к коллекливу, в государственно-
у юспитательному учреждению, каким. яв-
ляется школа. Всё это сказывается и на
успеваемости. Тройка преобладает в днев-
никах учеников тех ростовских школ, где
13-38 слабой постановки воспитания школь-
ников дисциплина отсутствует даже на
уроках. .

Может быть, в городе мало опытных пе-
дагогов? Нет, школы укомплектованы в 05-
новном подготовленными кадрами. Учителя
полны страстного желания ‘передать свои
знания, выполнить почетный долг. педагога-
зоспитателя. Почему же это не всем удает-
ca? В значительной мере потому, что в 206-
питательной практике школ плохо исполь-
зуется передовая советская педагогическая
наука. В толковании основных вопросов
MeTOMIRE воспитания здесь парит разброт,
разнобой, Даже среди учителей одной и той
ж школы часто нет единого понимания
педагогической линии. За день в классе
побывает несколько педагогов. Каждый по-
своему воспитывает школьника: олин тре-
	бует, другой уговапивает, третий не пре-
	BATCTBY OT  CACTCROM -CaMOLCATCABHOCTAD, “e~
твертый, только «преподает предмет», пола-
тая, что этим его функции исчерпываются.
Qr четырех разных «порядков» создается
ин больной беспорядок,

Именно это имел в виду деятель передовой
педагогической науки А. С. Макаренко,
гогда говорил, что «... там, где воспитате-
JH He соединены в коллектив и коллектив
не имеет единого плана работы, единого
тона, единого точного подхода к ребенку,
TM не может быть никакого воспитатель-
ного процесса».

Диспиплина школьника — это продукт
всего воспитательного воздействия школы.

Вместе с обучением молодого поколения
основам наук’ важнейшей ‚задачей колы
является воспитание людей сопиалиетиче-
ского общества. Советский натриотизм, ком-
мунистическая нравственность, воля и ак-
тивность, умение преодолевать все и вся-
ческие трудности -— эти и другие черты,
характеризующие духовный облик советско-
го человека, формируются с детского воз-
раста, воспитываются и укрепляются пер-
вым наставником молодежи — учителем. В
советской пиколе накоплен богатейший, по-
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		Конференция Общества
германо-советской дружбы
в Потсдаме
	БЕРЛИН, 6 апреля. (ТАСС). По сообще-
нию агентства АДН, в Потедаме состоялась
окружная конференния Общества германо-
советской дружбы. Выступивший ма конфе-
ренции премьер-министр земли‘ Бранден-
бург Ян подчеркнул, что укрепление гер-
малю-советекой дружбы является одной из
главных задач Национального фронта.

Участники конференции послали привет-
ственную ‘телеграмму Совету Министров
СССР, в которой они заверяют, чаю немец-
кий народ будет хранить нерутимую друж-
бу с народами могучего Советекото Союза.
	Предстоящая конференция
сторонников мира в Пакистане
	КАРАЧИ, 6 ‘апреля. (ТАСС). Как стало
известно, по’ инициативе прогрессивных пи-
сателей Пакистана 13 — 14 апреля в 10-
роде Окара (Западный Пенджаб) созывает
ся первая пакиставская конференция с19-
ронников мира. В работе конференции при-
мут участие рабочие. крестьянские и сту-
денческие прогрессивные организации.
	Установление связи
между Китайским банком и его
лондонским отделением `
	НЕВИН, 6 апреля. (ТАСС).  Атентетво
Синьхуа передает, что лондонекое отделе-
ние Китайского банка установило связи ©
главным управлением банка. Лондонское
отделение из’явило готовность работать пол
руководством главного управления Китай-
ского банка. После этого главное управле-
ние информировало отделения банка внутри
слраны и за границей’ об установлении свя-
зи с лондоненим отлелением:
	Поняонекое отделение является десятым
по счету зарубежным отделением Китайско-
го банка, принявшим руководство главного
управления.
	Заявление китайских ученых

ПЕКИН, 6 ampeas. (TACC). Raz nepe-
дает агентетво Синьхуа, подготовительный
комитет по созыву первой всекитайской
конференции работников в области естеет-
венных наук опубликовал заявление в под-
держку обрашения Постоянного комитета
Веемирного конгресса сторонников мира о
запрещении атомного оружия. В  заявле-
нии говорится, что обращение 0б 0б’явле-
нии военным преступником ‘всякого прави-
тельства, которое первым применит атом-
ное оружие против какой-либо страны,
полностью соответствует желаниям  веего
миролюбивого человечества. Это ‘является
страшным ударом пе’ поджигателям войны,
которые ежедневно. рекламируют атомную
БоЙНУу.

«Честные работники науки,— говорится
далее в заявлении, — никогда не потерпят,
чтобы плоды научных исследований ис-
пользовались в качестве оружия для ист-
ребления народа, и не позволят, ‘чтобы
поджигалели войны запачкали своими ок-
ровавленными руками достоинство науки».
	«От имени работников в области есте-
ственных наук в Китае, — указывается
далее в заявлении — мы обранаемея ко
всем ученым мира с призывом об’единить-
ся и бороться против поджигателей войны
до койца, срывая вбе их планы ‘начать
новую войну против народов».
	Журнал «Медикл пресс» призывает
английских врачей бороться против
бактериологической ВОЙНЫ
	ЛОНДОН, 6 апреля. (ТАСО). Вак coob-
щает газета «Дейли уоркер», журнал «Ме
дикл нресс» обратился. с призывом к ан-
тлийским врачам не принимать участия 3
подготовке бактериологической войны, ко-
торая замышляется поджигателями войны
в США и л в других капиталистических
странах против Советского Союза ий стран
народной демократии. ‘

«Нам кажетея-— пишет журнал, — что
именно сейчас врачи должны дать публич-
ное обещание придерживаться своих  гу-
манных традиций: Такая инициатива 50
стороны врачей может дать далеко иду-
Щие результаты лля блага человечества».
	Японские ученые против
строительства американских
военных баз в Японии
	ШАНХАЙ, 6 апреля. (ТАСС). Вак с006-
щают из Токио, на состоявшемся в Токий-
ском университете с’езде ученых, работаю-
щих в области атомной энергии, известные
японекие физики-атомники выразили реши-
тельный протет против предоставления
военных баз в Японии любой стране «по
каким бы то ни было мотивам».

(С’езд принял письмо, в котором содер-
KUN призыв к американеким ученым под-
держать протест с’езда японских ученых-
атомников против использования японской
территории для строительства военных баз,
a также поддержать требование о заклю-

чении всееторончего мира с Японией.
	Нясьмо будет послано ассоцизтии физи-
ков Соединенных Штатов и японским фи-
зикам, находящимся в настоящее’ время в
США:
	Даллес — советник
‘Ачесона,
	ВАШИНГТОН, 6 апреля. (ТАС). Нред-
ставитель госдепартамента” Макдермотт -в
заявлении для печати  об’явил, что «по
просьбе президента и  тосударетвеннего
секретаря Джон Фостер Данлес согласился
стать консультантом при государственном
свкретаре. В качестве консультанта Даллес
будет давать советы Ачесону по общим
проблемам внептней политики и по кон-
кретным действиям, которые должно пред-
принимать правительство США»,
	пребывание‘ советской правительственной
_  Делегации в. Венгрии
	тором этого комбината Ф. Биро, секрета-
рем партийного комитета Б. Велен п пред-
седателем профеоюзного комитета комбина-
та, председателем Государственного ©9бра-
ния Венгрии J. Драхош.

Советская делегация осмотрела кузнеч-
ный,  мартеновский, трубопрокатный и
другие цехи металлургическом завода,
станкостроительный, мотоциклетный и ве-
лосипедный заводы этого комбината. Тру-
дящиеся комбината тепло приветствовали
делегацию.

Делегация. посетила также земледельче-
ский производственный кооператив села
Юлле (комитат Пешт), который носит имя
	БУДАПЕШТ, 6 апреля. (ТАСС). Cero-
дня советекая правительственная делега-
ция, прибывшая в Венгрию в связи ес
празлнованием пятилетия со дня 068060ж-
дения страны, посетила ‘крупнейшее пред-
приятие Венгрии — Чепельский комбинат
имени Матиаса Ракоши и один из земле-
дельческих производетвенных кооперативов.

Советская правительственная делегация,
возглавляемая заместителем Председателя
Совета Министров СССОР._К. Е. Ворошило-
вым, в составе. которой — секретарь ЦК
В&Цб) М. А. Суслов и украинский ниса-
тель А. Т. Гончар. была встречена на
Чепельеком комбинате генеральным лирек-
	‘погибшего участника подпольного рабочего
движения Яноша Ковач. Делегацию зветре-
тили председатель этого кооператива
Tl. Heprem и секретарь партийной орга-
низации, одна из организаторов кооперати-
ва „И. Вноп. Советская делегащия ocmorpe-
ла хозяйство кооператива, беседовала с
членами кооператива; радушно принявши-
ми делегацию.

„ Во время поездки делегацию  composo-
‘ждали: председатель Совета народного хо-
зяйствь Венгерской народной республики,
заместитель тенерального секретаря Вен-
герской партии трудящихся 9. Гере, ми-
нистр земледелия Ф. Эрдеи, посол CCCP
в Венгрии E. ЛД. Виселев и др.
	школьника
истине драгоценный опыт воспитания. Пе-
реловая педагогическая теория, — стоит
обратиться хотя бы к трудам А; С. Ма-
каренко, — приходит на ом осве-
щает путь воспитателю.

Однако факты овядетельствуют, что не
всем педагогам известно учение А. С. Ма-
каренко о дисциплине, как о явлении нрав-
ственном и политическом, его положения о
системе средств и методов воспитания и
другие выводы, сделанные замечательным
советским педагогом на основе ‘обобщеная
воспитательской правтики.

В тридцать второй ростовской школе ди-
ректор тов. Тяпкин, секретарь школьной
пафторганязации А.  Парусова, председатель
местного комитета и депутат районного (9-
вета Н. Янгинекая, заведующий учебной
частью С. Компанийцев совместно с опыт-
ными педагогами С. Филиниевой, А. Лаза-
ревой, М. Козловой организовали глубокое
изучение педагогических трудов А. С. Ма-
каренко и применяют положения передовой
педагогической науки в повседневной воз-
питательской деятельности. В школе пеяви-
лись единые, последовательные, без зея-
ких скидок требования к ученикам; школь-
ный режим стал законом. На занятиях и
переменах появился правильный тон ува-
жения к труду педагога, к товарищам, к
самим себе.

Большую помощь педагогам. в организа-
ции коллектива учанихся оказывают
школьные комсомольская и пионерская ор-
танизации. Крепко спаянный коллектив пе-
дагогов понял разумом и сердцем стиль’ ©9-
ветской педатогики, который А. С. Мака-
ренко определил точно и ярко: «Сбоедине-
ние огромного доверия © огромным тре-
бованием...»

По такому же пути идет педагогический
коллектив семьдесят восьмой школы, где
директором тов. Пантелеев.

_Hazo подчеркнуть, что городской отдел
	народного образовамия пе направляет в76-
	пяталельную работу школ, не дает ro 9TO-
му вопросу нужных советов и указаний
педагогам. А ведь, казалось бы, органы
народного образования в первую очередь
дояжны и пропагандировать передовую пе-
дагпогическую теорию, и добиваться TBOD-
ческого ее использования.

Воспитание неразрывно связано с обу-
ченнем. Однако обучение не исчерпывает
всего процесса воспитания. Да и учебные
успехи школьника в огромной мере зави-
сят от того, как поставлен воспитательный
шрюцесс.

В этой связи возникает еще один во-
прос: ночему во всей системе подготовки
учительских кадров так ничтожно мало
внимания уделяется подготовке учителя не
только ‘как преподавателя ‘предмета, а: и
как воспитателя?

—- Я умею преподавать сзой предмет,
но как воспитатель, как классный руково-
дитель чувствую себя неуверенно...

Нодобные высказывания можно ‘услы-
шать от многих выпускников Ростовского
педагогическоге института,

В институтах усовершенствования учи-
телей имеются кабанеты всех предметов,
Her только кабинета воспитательной рабо-

Учителя здесь услышат полезное 6
их на уроках физики, истории й
т. д. А когда в институте усовершенствова-
ния обеуждалиеь общие проблемы методики
коммунистического воспитания?

Пионерская и комсомольская организа-
ций в школе -—— помощники педагога в его
мнотогранной работе воспитателя. Но среди
старших пионервожатых школ очень мало
педагогов. Педагогическая помощь старшим
пионервожатым в Ростове поставлена из
рук зон плохо. Она передоверена... Дворцу
пяэнерэв.

На возникающие в практике воспитания
жгучие вопреы учителя ждут ответа от
кафедры педагогики Педагогического ин-
ститута. Но очень долго что-то ждут! И
правильно говорят учителя, что сейчае ка-
федры технических вузов гораздо активнее
включаются в жизнь производства, чем
кафедры педагогики педагогических инсти-
тутов — в ЖИЗНЬ ШКОЛЫ.
	П. НИКИТИН.
	‚ г. РОСТОВ-на-ДОНУ.
		На 12-м с езде Французсной
Компартии
	лёгатов вступили в партию xo 1940 w-
да, 145 делегатов — между 1940 и 1944
похами, 380 делегатов — между 1944 и
1947 годами, ‘остальные — между 1947
и 1950 годами.
	ПАРИЖ, 6 апреля. (TACC). На сегод-
няшнем утреннем ‘заседании 12-го с’езда
коммунистической партии Франции высту-
пил секретарь федерации коммунистической
партии дбпартажента Нижняя Сена Леруа.
Он подчеркнул, что ` необходимо CIAOTHTE
население департамента для борьбы в за-
щиту мира.

Заем BBICT YUM. секретарь федерации
коммунистической партии департамента
Эро Бальмижер. Он. рассказал 0 том, как
трудящиеся города Моннелье вели ‹раз’яс-
нительную работу среди солдат, которых
Холжны были отправить в Индо-Китай. Он
указал, что эта. работа трудящихся дала
овои’ результаты. Так, например, солдаты,
отправленные: из Монцелье в порт. Сет для
замены ‘бастующих ‹ докеров, прибыли в
этот порт © пением «Интернационала», и
начальство вынуждено было отправить их
обратно. В городе Палаза-ле-Фло 140 ар-
тиллеристов, следуя примеру солдат 17-го
	полка гарнизона Сент-Этьенна, присоелини-
	лись к работе в зашиту мира и т. д.
	Марсель Валцен посвятил свое выступле-
ние необходимости усилить раснростране-
ние демократической печати. . В. апреле.
заявил он, количество. экземпляров демо-
кратических ежедневных газет. борющихся
за мир, составляет. во Франции лишь
16 процентов, тогда как количество еже-
дневных газет марналлизованной печати,
тюводящей яростную  антикоммуниетиче-
скую и антисоветекую пропаганду; а еле-
товательно. поопатанлу войны. составляет
		ГИТАРА TERT TE
	ПАРИЖ, 6 апреля: (ТАСО). На вечернем
заседании. 12-го. с‘езда коммунистической
партии Франции 5 апреля, открывшемся
под председательством Эжена Энаффа, про-
должались прения по докладу Вальдека Ро-
ше. Во время заседания в зал вошла Мари-
Клод. Вайян-Кутюрье, освобожденная из за-
ключения, в котором она находилась ‚после
ареста ее полицией во время манифестации
у здания газеты, «Фигаро». Участники с’ез-
да встретили ее бурными аплодисментами.
Мари-Влод Вайян-Кутюрье, было предоста-
влено предеедательское место на с’езле. *
	ПАРИЖ, 6 апреля. (ТАСС). На вчераш-
нем вечернем заседании 12-го с’езда -ком-
мунистической партии Франции с больной
речью выступил секретарь коммунистиче-
ской партди Франции ax Jorn.
	ВБыступившие с приветствиями делегаты
от заморских территорий Франции подчерк-
нули рост национально-освободительного
движения и движения за мир. Представите-
ли компартий Алжира, Туниса и Марокко
особенно отметили боевые действия ‘доке-
ров средиземноморских портов в Африке,
отказывающихся грузитьли разгружать во-
енные материалы.

Ораторы выразили уверенность, что. при
поддержке рабочего класса Франции наро-
ды замореких территорий не допустят то-
го, чтобы африканские территория Фран-
ции превратились в плацдарм . американ-
ского империализма,  подготавливающего
войну шрютив о Советского Союза и стран
народной демократии.

Докладчик мандатной комиссии Анри
Гурло сообщил, что в. Сезде. принимают
участие 903 делегата, из них 707 муж
чин и 196 женшин.
	Цо данным мандатной комиссии; 266 де-
		84 процента. № этому следует добавить
засилие различных реакционных элементов
во французеком . радиювещании. Марсель
Kamen призвал участников с’езла уделить
болыне внимания и оттавать больше сил
распеиренино тропаландистокой рабеты map-
чим и главным образом. улучшению работы
демократической печали.

-Reaerat Марэн (департамент Bors)
отметил оптибки опнортуниетического ха-
рактера, допущенные о рядом руководящих
работников федерации коммунистической
партии департамениа. Эти оптибки завлюча-
лись в том, указал он, что вышеуказан-
ные работники рассматривали крестьянст-
во, как единое целое, не видели классовой
борьбы в деревне.

На сегодняшнем втором заседании было
сообщено, что в прениях не успели BEICTY-
пить 24 оратора. По окончании прений
@’ездом было единогласно принято решение
одобрить доклад генерального секретаря
Французской коммунистической партии
Мориса Тореза и о принятии этого доклада
к руководству.

С’езл. принял затем резолюцию по орга-
низационным вопросам и резолюцию по
докладу Вальдека Роше.

Затем е сообщением о проекте воззва-
ния & французекому народу выступил
Флоримон Бонт. С’езд единодушно одобрил
текст этото воззвания.

ПАРИЖ, 6 апреля. (ТАСС). Сетодня
вечером закрылея @’езд Французской ком-
муниетической партии. На последнем за-
седании  тенеральный секретарь партии
Морис Торез выступит с заключительной
речью. 0(’езд принял’ ряд резолюций, из-
брал Центральный Комитет партии и обра-
тилея с воззванием к французскому на-
	роду.
	ау моря
		углевоз «Вечорек», носящий имя замучен-
ного фаистами вожака польских горня-
ков Вечорека. Рядом с ним такое же <уд-
но, носящее имя зачинателя социалистиче-
ского соревнования в стране горняка Вин-
цента Петровского, а чуть подальше выде-
лялась своей массивностью «Варшава» —
судно, предназначенное для перевозки по
‘морю мелкого груза,.а по тоннажу в два с
лишним раза большее любого ‘углевоза. И
на стапелях, ме мы находились, стояло
судно такого же размера. Вее они радова-.
ли сердца судостроителей, вдохновляли их.
на трудовые подвиги.

На верфи немало передовиков труда, но-
ваторов производства, рационализаторов.
Они двигают вперед строительство судов,
борясь со всеми преградами, вырастающи-.
ми на их пути, к

Польской республике сейчас, в периох
реконструкции Своей промьтиленности, для
оснащения строящихся судов некоторыми
необходимыми ‘машинами еще приходится
обращаться за границу, в частности в Ан-
глию, Италию, Швецию. Но, естественно,
правительства этих стран не заинтересова-
ны в усилении демократической Польши на
Валтийском море. Они саботируют свои
внепнеторговые обязательства. Нам пока-
зали больнюй перечень судового оборудова-
ния и машин, не присланных этими CTpa-
нами в срок, оговоренный пря заказах.

Но так же, как гитлеровцам не удалось
затопленным броненосцем загородить вход
в порт Гдыню, так и разным марфшаллизи-
рованным правительствам не удастся подоб-
ными мероприятиями ограничить польское
морское отроительство, ибо сила народного
творчества сказывается и’ в этой области.
Многое из того, что Польше приходилось
раньше покупать в Англии, Швеции, Ита-
лии и других странах, уже делается на си-
лезеких и других заводах.

Да и в своих соботвенных мастеревих
судостроители начинают> осваивать произ-
водство важных судовых деталей, которые
еще совсем недавно ввозилиеь из-за грани-
цы. Так, например, Александр Маковский
ознакомил нас с механизмами утглевоза,
носящего имя ето бригады. Он пюказал нам
двигатели, построенные силезскими маши-
ностроителями, колонку управления отече-
ственного производслва, по качеству луч-
шую, чем ранее приобретенные в Швеции,
и друтое оборудование,. свидетельствующее
0 высокой технической культуре польского
машиностроения и, в частности, судострое-
НИЯ. :

Так, с прогрессом всей промышленности
страны растет и крепнет молодая судостро-
ительная промышленность Польши. Растут
и люди.

— Станислав Солдек уже учится в по-
литехникуме,— говорит Тадеуш Pagou-
ский. И мы вот © Александром Маков-
ским думаем всерьёз взятьея за учебу, под
готовитьея. к поступлению в  политех-
НИКУМ...

Нятилетие освобождения Балтийского по-
бережья польские моряки и судостроители
встречают уверенные в прекрасном буду-
шем своей родикы. вышедшей на морские
	просторы.
Мих. ЯРОВОЙ.
г. ГДАНЬСК апрель 1950 г.
	В апреяе Польша отмечает пятую годов-
щину CO дня освобождения советскими
войсками ‘польских портовых городов Ha
Балтийском море — Шецина, Гданьска и
Гдыни. Уже пять лет гордо развевается
над этими портами флаг Польской реепуб-
лики.

Польна вышла в морю в результате
исторической победы Советской Армии.
Жуткое зрелище представляли в ту нору
портовые города. Вее до. основания было
разрушено; воды заминированы; в гава-
нях торчали мачты потопленных парохо-
дов, барж. баркасов, делавших движение
в портах невозможным.

У входа в порт Гдыню гитлеровцы 3a-
топили вышедший из строя броненосец,
Он и сейчас лежит там. Однако надежды
фашистов не оправдались. Выход в море
не удалось запереть. Тогда же советские
моряки разминировали воды; а в пот
Глыню проделали новые ворота, через кото-
рые за пять лет прошло множество судов
разных стран.

ВКажлый из этих портов имеет свой
	  внешний облик. Но есть У них и нечто
	общее. Это — лежащая на всем печать
реконструкции, технического прогресса.
	— дмй набережной раньше не было.
Мы ее построили только в прошлом тоду.

— Здесь три года назад было болото, а
теперь, смотрите, какая чудесная гавань,
сколько в ней стоит пароходов под но-
грузкой.

— Эти мощные портальные краны yc-
тановлены недавно. Они ностроены на на-
ших польских заводах. дни лучше вот тех,
что были куплены в Америке...
	Такие речи можно услышать в каждом
польском порту.
	Польский парод, выйдя к морю, за ко-
роткий срок проделал огромную работу по
освоению его, поразившую многих в 3а-
палной Espone.
	Не только там, в западной Европе, но
и внутри страны было немало «пророков»,
которые предсказывали, что Польша сама
не восстановит портов, что без помощи
Антлии и других европейских морских дер-
жав не обойтись, что обязательно для эт9-
го нужно акционерное общество с актив-
ным участием иностранного капитала. Но
эти «пророки» пе, учли творческих сил
свободного от уз капитализма польского
народа, онирающегосея на бескорыстную
братскую помощь Советского Союза.

В борьбе со старым, отжившим, тормо-
зящим развитие Нового,  возрождались,
крепли и росли польское судоходетво и
судостроение. Это видно по стремительно
поднимающейся вверх стрелке на диаграм-
мах роста пропускной способности портов,
	товарооборота, морского судоходетва. Но,
пожалуй, нигле так не чувствуешь, что
Польна стала морехой державой, как на
	сулостроительных вероях.
	От собственного корреспондента
«Известий»
		уже виднелись строительные леса. Ма-
ленькое, но сильное буксирное суденышко
выводило за маяк в море глубоко сидящий
в воле от тяжелого груза шведский паро-
	победы ° Советской Армии.   в воде от тяжелого. груза шведевии парэ-
е поелставляли в ту пору ход. У причалов стояли ‘сула, на которых.
	развевались флаги разных стран. Б дви-
жении находились многочисленные стрелы
портальных кранов: шла погрузка главно-
о. богалетва страны — каменного угля.
Ближе к верфи грунна рабочих занята с9-
оружением новых набережных. ——

А на самой верфи... Со счета собъешь-
ся, если станешь считать, сколько здесь
стоит в ремонте судов и сколько строится
новых! И над всем этим — шум, грохот
пневматических молотков. лязг железа,
	— Живем! — говорит мне `Изидор, До-
бай.— Да еше с какой замечательной му-
зыкой!
` Изидор Добай вспоминает прошлое.

1946 год. Ремонтировали машины, в03-
рождали верфь. Вое-что дала своя, . оте-
чественная промышленность. Советский
Сот0з помог: прислал хорошие ‘станки. Мы
начали ремонтировать маленькие суда,
	1947 год. Взялись за ремонт многих па-
роходов и начали строить баркасы для ры-
баков, малые суда для каботажного флота.

— В конце 1946 года я как-то епро-
сил нашего инженера Н.,— говорит Изи-
дор Добай, — когда возьмемея за наетоя-
щее дело, когда начнем строить большие
морские пароходы? А он посмотрел на ме-
ня, пошевелил губами и прошептал,
словно прошипел: «Через десять лот, не
раньше».— Почему? А он мне на это ет-
вечает: «Как почему? А кто будет стро-
ить7. Кто. будет строить?— я вае спранги-
ваю».— Мы!-— «Посмотрим. Только 063
англичан нам не обойтись. У нас опыта
нет».
	Польекая 00 единенная рабочая партия
мобилизовала рабочие коллективы на стрэ-
ительетво больших морских еудов для пе-
‘ревозки угля. Люди © большим. под’емом
взялись за дело. Во всех цехах разгорелось
соревнование. В 1949 году построенное
польскими рабочими морское. судно «Сол-
дек», названное так в честь ‘зачинателя с0-
циалистического соревнования в судострой-
тельной промышленности рабочего Стани-
слава Солдека, вышло в плавание. И вот,
когда после этого строители взялись за со-
здание другого такого же судна, Изидор
Добай вновь обратился к инженеру Н.

— Ну, что вы теперь скажете?

Инженер развел руками.

Вскоре был побтроен и второй, морской
углевоз «Едносць», названный так в честь
0a’  единительного конгресса рабочих пар -
Tui. .

Изидор Добай обращает нате внимание
на несколько в разное: время спущенных
cy стапелей, но еше полностью не осна-
щенных судов. Там стояли углевоз «Брига-
да’ Маковского», судно; названное в честь
бригады клепальщиков Александра Маков-
ского, прославившейся на верфи своим ва-
моотверженным трудом, Дальше находился
	Мало заботы о своем театре
	касались творческой стороны дела, а лишь
напоминали о необходимости выполнять
финансовый план.
	Быть может, театр получает творческую
помошь от Всероссийского театрального
общества?

Недавно после долгих и настойчивых
просьб в [юзный но командировке ВТО
приехала молодой критик тоз. Велихова.
	Режиссеры и актеры обраловались. Нако-
	нец-то состоится большой творческий раз-
говор!

Но тов. Велихова, едва переступив по-
рог театра, заявила, что у нее очень мало
времени. Просмотрев шесть спектаклей, она
оптом раскритиковала их. Вместо обетоя-
тельного разбора, глубокого анализа при-
чин, породивших те или иные актерекие
неудачи, тов. Велихова преподнеела слу-
шателям только свои беглые, поверхноет-
ныа впечатления.
	Такой визит представителя ВТО не при-
нес пользы театру. Он оставил у актеров
лишь чувство досады.
	Отранню выглядит деятельность Грознен-
ского управления по делам искусств пом
облисполкоме. За последние пять лет ста-
раниями этого управления были сменены
12 директоров и столько же режиссеров и
хуложественных руководителей театра.
Яепо, что такая практика длезорганизует
творческий коллектив тезлра H снижает
качество спектаклей.
	Нельзя не отметить равнолушного отно-
шения к тоатру со стороны исполкома
Грозненского областного Совета, за гол ни
разу не обсулившего работу своего Yupas-
ления по делам иекусетв.

Необходимо принять действенные меры
к повышению идейного и художественного
уровня спектаклей Грозненского драмати-
ческого тезлра, создать нормальные усло-
вия для ето работы. Театр города нефтя-
никоз JOURCH стать настоящим  очатом
	искусства, активным пропагандистом 601b-.
	шевистоеких идей.
С. НОВИКОВ,
	соб. корр. «Известий».
г ГРОЗНЫЙ.
	Изо дня в день зрительный зал !рознен-
скот» драматического театра ‘наполовину
пустует. Иногда случается, что зрителей в
зале меньше, чем актеров на сцене.

_В чем же дело?»Почему так плохо 1-
сещается единственный в городе театр?

‘Советекого зрителя не могут удовлетво-
рить спектакли, слабые в идейном и худо-
дественном отношении, искажающие идею
пьесы, А в Грозном это не всегда учиты-
вают. Театр вышустил ряд спектаклей
(«биожок»; «В одном городе»); где. режие-
серская трактовка некоторых ролей отету-
лает от жизненной нразды. Кое-кто из ак-
теров по. старой провинциальной привычке
нарочито играет «на публику». Оформлены
спектакли безвкусно и бедно.

Коллектив Грозненекото театра способен
работать лучие. Такие ето спектакли, как
«Чужая тень», «Особняк в переулке», вы-
доляютея высокой режиссерской  культу-
рой, хорошей игрой актеров. Но даже эти
безусловно удачные посталовки не дают
полных ©боров.

И тут обнаруживается вторая причина
плохой посещаемости спектаклей.

Театр. находитея в центре Грозного, a
оновные промышленные районы города
расположены за пять й более километров
от. пентра. Многие жители этих районов
редко бывают в театре из-за дальности
расстояния.

Возникает вопрос: почему бы не прак-
тиковать выезлные спектакли. тем более,
что в рабочих районах есть дворцы куль-
туры, клубы? .

Но помещения клубов предоставляются

театру только раз в нелелю. да и то в
поздние часы, после киносеансов. Театр не
имеет транспорта для выездов в районы.
Как вилно. Грозненский театр нуждает-
ся в серьезной творческой и организашиой-
ной помопиг. Нуждается, но не получает ее.
Нельзя сказать. что Комитет по делам
мекуеетв при Совете Министров РСФСР
оставил грозненпев без внимания. da год
театром было получено немало воевозмож-
ных инструкиий ин приказов Главного
управления лраматичесвими театрами. Но
эти приказы и инетрукции совершенно не
	С передовыми рабочими Гданьекой Bep-
фи, бригадирами Александром Маковским,
Изидором Добай и бывшим электросварщи-
ком, а ныне заместителем начальника цеха
внутреннего оснащения судов Тадеушем
Радомским поднялись мы на палубу стро-
ящегося на станелях большого морского
судна. Вдалеке были вилны руины Отаро-
0 Гданьска, на которых во многих местах