РОСЦРЕСЕНЬЕ, 8 АПРЕЛЯ 1959 г. 1 83 (10234)
	Ae 14
	ложатся тени
будущих дубрав.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	[ll uc bMaQ
в редакцию
	Лучше координировать
работу заводов
	Социадистическое сельское хозяйство
нашей страны требует от промышленности
все большего количества техники. Удовле-
творить эти растущие требования призва-
ны заволы не только Министерства сель-
скохозяйственного машиностроения, но и
других министерств.
	h сожалению, не все заводы добросовест-
Но ВЫПОЛНЯЮТ Заказы на поставку сырья.
	Нерехтекому заводу сельскохозяйствен-
ного мапгиностроения в первом квартале
нынешнего года завод имени Серова 0бя-
зан был поставить 54 тонны специальной
стали малого течения для изготовления
пресемасленок. Без этих деталей ни олна
из сельскохозяйственных машин не может
быть выпущена прелприятием.
	завол имени Серова получил заказ в
ноябре, но из 54 тонн металла дал только
34 тонны, причем 15 тонн до сих пор на-
холятея в пути.
	Дело, оказываетея, в том, что-здесь с че-
охотой изготовляют металл малого сечения.
Невыгодно! По тоннажу мало, а трудов
много.

Заготовку для прокатки стали Серовекому
заводу поставляет Чусовской завод. Но и
он не дает заготовку по тем же соображе-
ниям канительно и мал Тоннаж.
	Нерехтекий завод не выполнил програм-
мы выпуска прессмаеленок. Тем самым он
затруднил работу заводов «Ростсельмаш»,
«Коммунар», «Краеная звезда», Люберец-
Koro.

Министерство сельскохозяйственного ма-
шиностроения и Министерство металяурги-
ческой промышленности обязаны ликвиди-
ровать негодную практику такого нланиро-
вания поставок сырья и лучше коорлини-
	ровать работу своих заводов.
		На nocecé6btu tie
	Vi @ Л №
	Песок пересыпается тяжелый.
Тихонько

продвигается вперед.

Но под землею прорастает желуль
и стебельком из-под земли встает.
	P уководители не замечают недостатков
	Так трудятся нынешней весной сотни
трактористов области, помогая быстрее за-
вершить вее полевые работы.
	Богатый опыт имеют алмаатинские кол-
хозники в борьбе за высокий урожай. И
тем обиднее, что всв еще встречаются
факты нарушения агротехники, непроду-
манной организации труда, нарушается
ритм полевых работ. В том же Джамбул-
ском районе в крупнейшей МТС имени Ки-
рова трактористы не используют  пред-
нлужников. Из-за плохой организации ра-
боты простаивают тракторы в колхозах
Илийского, Энбекиги-Казахекого и других
районов. Виновны в этом прежде всего ру-
ководители местных советских и партий-
ных организаций, не уделяющие достаточ-
ного внимания поеевным работам.
	Нынешняя посевная выдвигает много
новых вопросов, касающихся дальнейщем
улучшения ‘организапии труда на полевых
работах, — введение часового графика, дис-
петчеризации и т. д. № сожалению, в Алма-
Атинской области этим новым важным во-
проеам не уделяется должного внимания. В
тракторных бригадах Джамбулевого района
уже второй год пытаются ввести часовой
	график, однако до сих пор ни один травтор
	по такому графику не работает.
	Баратурукской МТС еше в прошлом
году получено восемь рапий для диепет-
черской связи в тракторных бригадах, но
установить такую связь не удается пото-
му; что областное управление сельского  хо-
зяйства не подготовило диспетчеров.
	Бее это мворит о том, что уровень ру-
ководства полевыми работами со етороны
местных советских и сельскохозяйственных
органов отстает от требований сегодняшне-
го JHA.
	Н. ЗАГОРОДНЫЙ,
	соб. корр. `«Известий».
г АЛМА-АТА.
	щал родную землю, на фронт пришло радо-
стное сообщение. Жена писала: «Собираем
виноград. Ве сохранившиеся кусты 14
сортов винограда дали первый урожай — не
менее 20 килограммов крупных, душистых
ягод < каждого куста».
	Разрастается первый сад в Приуралье,
мичуринский сад в степи. Вступили в по-
ру плодоношения деревья, посаженные 10
войны. Некоторые сорта яблонь в прош-
лом году дали по пяти и более пудов пло-
дов © одного дерева. Хорошо уродила виш-
ня. Смородина «Память Мичурина» на тре-
тьем году в условиях сурового климата
дала обильный урожай крупных ягод,
крупнее тех, что дает этот сорт на родине,
в Мичуринске. Сто пятьдесят сортов раз-
личных плодовых культур испытываются
в колхозном питомнике.
	Н. С. Войтенкович, как и до войны, под-
держивает тесную связь с научными ра-
ботниками Мичуринска, е опытными стан-
циями Алтая, Урала, Дальнего Востока. Ta-
лантливый садовод втягивает в свое лелс
колхозы и совхозы Тепловекого района.
	И в артели «Врасный колос» раеши-
ряются плодовые питомники с таким рас-
четом, чтобы ежегодно давать десятки ты-
сяч плодовых саженцев, создается школа
дичков (подвоев). Здесь растят посадочный
материал для облесения полей в пяти со-
седних колхозах.

Новатор-мичуринец трудами и опытом
своим прокладывает путь к широкому раз-
витию садоводства в колхозах и совхозах

Чкаловской области.
Б. ОЛЬХОВСКАЯ,

соб. корр. «Известий».
wo» ТТТ ПОР
		ных ощущений и не сокращая срока его
существования.

Я попробую рассказать о некоторых вос-
становительных операциях, предложенных
Николаем Алексеевичем Богоразом.
	Представьте себе человека, нога которо-
го согнута под углом. Он не может ее вы-
прямить. Она укорочена, и если бы даже
ему удалось ее распрямить, нога не кос-
нется пола. Иногда этот тяжелый `дефект—
следствие фронтового ранения. Иногда —
это следствие перенесенного в детстве ту-
беркулеза, разыгравшегося именно там, где
нахолитея «роетковая зона» ноги, и хря-
щи и колонны, которые тянулись, как сте-
бель к солнцу, нарастая, подталкивая друг
друга, вдруг остановились в своем разви-
ТИи.

Так или иначе, к хирургу пришел чело-
век, для которого простое передвижение —
мука. ибо он сгибается в дугу, чтобы кос-
нуться пола укороченной, согнутой ногой.
Пришел человек. истерзанный ощущением
своего калечества, трудовой и жизненной
неполноценности, человек, для которого ис-
пеление — прежде всего радость полно-
ценного участия в труде, в большой, пре-
красной нашей жизни.

Этому человеку делают так называемую
сегментарную остеотомию по Богоразу.
	На наружной стороне бедра хирург про-
изволит продольный разрез и раскрывает
мягкие ткани,” как футляр. Обнажается
кость, могучий ствол, важный опорный ап-
парат. Хирург рассекает ее косыми сече-
ниями в двух или трех местах, во вею тол-
щу. разлеляя кость на сегменты.
	После закрытия раны нижний конец бед-
ренной кости просверливают поперек еталь-
ной спицей, п к спице подвешивают груз
в 10—15 килограммов, Этот груз, не при-
чиняя никакой боли оперированному, по-
степенно растягивает сегменты, заставляя
их ложиться череницеобразно друг на дру-
га. Нога выпрямляется. Нога удлиняется, —
абсолютное удлинение после онерации равно
5—10 сантиметрам, в отдельных случаях
оно достигало 14 сантиметров. Походка ста-
новитея нормальной. Хирург возвращает
своему пациенту не только функцию ноги и
ве обычный внешний облик. Человеку Bo3-
вращен большой мир радостей, оч снова
	Вазахстанские метеорологи называют
нынешнюю весну плохой, капризной, а вот
колхозники Джамбулекого района  Алма-
Атинской области считают ее как никотда
дружной. Утро оказалось пасмурным и хо-
лодным, с гор дул острый северный ветер,
и в воздухе по-зимнему кружились белые
хлопья снега. Но прошло два часа, и
небо опять голубое, греет солнце, и бря=
тадир артели «Карасул» тов. Куршбеков
уже сбросил с плеч брезентовый плащ и
налегке об’езжает бригалные участки. Гу-
IAT тракторы, по дорогам и обочинам по-
лей тянутся ‘подволы с соменным зерном.
	Вуршбеков часто останавливается, измезяет.
	глубину пахоты, проверяет заделку семян и,
дорольный, снова салитея на лошель.

В 1944 году, точно в тавую же нето-
тожую васну, колхоз «Карасул» сеял боль-
ие трех недель и собрал по пять центнеров
с тектара, а вот сейчас весь яровой клин
артели в 600 тектаров засеян за шесть
дней. Волхозники обязались вырастить по
120 пудов зерна с гектара.

Большие перемены произошли в колхозе.
В 1948 году местные хлеборобы нолучили
в среднем по 16,5 центнера зерна. с гек-
тара, а в прошлом году средний урожай
составил 18 центнеров.

Возросшее мастеретво хлеборобов особец-
0 сказалось в подготовке к нынешней вес-
не, Весь массив, отведенный под яровые
культуры, был вспахан на зябь. С на-
ступлением первых весенних дней провели
подкормку и боронование озимых, бороно-
вание и культивацию зяби. Посеяли сорто-
выми 97борными семенами.

Высокая агротехника,—вот чем гордятся
сетодня хлеборобы «Варасула». И это харак-
лерно. для. всех колхозов крупнейшего в
Алма-Атинской области Джамбулекого зер-
нового района. Во всех колхозах ведутся
подкормка и боронование: озимых; 80 про-
‚центов всей посевной плошади засеваются
	Степь и степь вокруг: летом — онален-
ная знойным дыханием пустыни, зимой —
завьюженная, скованная свирепым моро-
зом. Могут ли расти и плодоносить сады
в этой степи? Старожилы села Шапошни-
ков Тепловского района уверяли Николая
Войтенковича: нет, не могут. Были, де-
скать, такие попытки: сажали фруктовые
деревья в Приуралье. Но каждый раз либо
мороз, либо засуха губили их еще до того,
как появлялись первые плоды.
	...В 1938 голу Ниволай Семенович
Войтенкович, колхозник артели «Красный
колос», на своем приусадебном участке pe-
шил растить ‹ад.

Из разных районов страны е более cypo-
вым климатом Войтенкович получил семе-
на дикой лесной яблони и из них в ма-
‚леньком питомнике вырастил подвои. Поя-
вились в питомнике и сеянцы культурных
сортов. Суровая зима как бы произвела
естественный отбор. Много сеянцев погиб-
ло. Но растения, однажды уетоявшие про-
тив зимних холодов, переносили потом и
сорокаградусные морозы.
	¥ тех, кто не советовал браться за садо-
BOICTBO, ‘уверенность была поколеблена.
У Николая. Войтенковича она еще более ок-
репла.

Вскоре был заложен сад на ‘колхозной
земле. Пользуясь методами Мичурина, из
семян лучших сортов выращивали сеянцы в
местных условиях и наиболее жизнеепособ-
ным из них отводили место в саду. Обработ-
ку почвы и уход за молодыми насаждениями
производили по всем правилам садовой аг-
ротехники. Способом плантажа копали зем-
лю на глубину 70—75 сантиметров,
обильно удобряли ее, отводили каждому
	Хирургию называют разделом медицины,
посвященным применению кровавых мето-
дов лечения. Это определение ‘сурово и
грозно. Операция, продиктованная доблест-
ным стремлением воздействовать на приро-
ду,— зачастую тяжелый и трудный шаг и
для хирурга, и для больного.

Решиться на такой шаг вынуждает
опасность, грозящая человеческой жизни.
Инструменты хирурга вторгаются в сокро-
венную жизнь организма, разрезают пуль-
сирующие сосуды, рассекают нервы. Хирург
удаляет, убирает прочь то, что поражено
болезнью. Так вместе с исцелением к че-
ловеку подчас приходит увечье.

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть
хирурга после том, как им закончена тя-
желая, длительная операция? Видели ли вы,
как отдыхает он после огромного напряже-
ния всех душевных сил? Еще живы следы
пережитого волнения,  сосредоточенности,
предельно обостривитихея чувств, — вы ло-
вите их на этом утомленном лице, как ловят
отблеск далекого огня. Все мышцы ослабле-
ны, поза покойна, руки/—умные, точные и
сильные руки хирурга,— лежат недвижимо,
и вы, быть может, впервые чувствуете, как
глубока эта благородная усталость. Душа и
мысли хирурга не здесь, они попрежнему
возле больного. Прочна душевная связь
врача с больным, но особенно ощутима глу-
бина связи, соединяющей хирурга с боль-
ным, которому он сделал сложную опера-
цию. Ибо хирург берет на себя ответствен-
ность не только за жизнь больного, но и за
дальнейшую его судьбу.
	Хирургия — одна из самых древних 0б-
ластей медицины, она сопутствовала наро-
дам на различных этапах их развития. Но
она долго была истинно кровавой и безжа-
лостной, ибо причиняла боль, вынести ко-
торую могли только сильные духом. Она
была беззащитной, ибо наука ранее не
знала способов уберечь рану от бактерий,
и процент смертности от заражения крови
был огромен,
	Наука принесла человечеству бесценный
дар: асептику, возможность предохранить
рану от попадания в нее извне микробов.
Наука нашла способ обезболить операцию,
и человека, наконец, оградили от мучитель-
	по боронованной и культивированной зяби.
Передовые колхозы сеют яровизированными
семенами.

Bee 28 колхозов района ввели на своих
полях правильные травопольные севообо-
роты. :

Хорошая подготовка к посевной кампа-
нии о5еспечивает быстрые темпы разверты-
вания полевых работ. И вот уже поступают
рапорты от первых колхозов, закончивигих
сев в пять-шесть дней. Среди. передови-
ков — тот же колхоз «Карасул», артели
«Энбекши», «Арал», «Джамбул».
	Успешному развертыванию сева спог50-
ствует слажепная и бесперебойная работа
тракторного парка. На полях Джамбулеко-
го района работает свыше. ста тракторов.
	Варатурукской МТО Чиликекого райо-
на в прошлом голу за первые лесять лней
нолевых работ было зарегистрировано. свы-
ше 230 часов простоя машин из-за техии-
ческих неисправноетей и аварий, а в HLI-
	нешнем голу простоев почти нет. Из 58
	тракториетов этой МТС нет ни одного, не
выполняюнего своих сменных заланий. На-
	против, большая часть тракториетов МТС.
	смевные задания намного перевыполняет.
Вот, ‘нанример, что записано в учетном
журнале тракторной бригады Андрея Вихо-
рова Каратурукекой: МТС:
	«25 марта. Тракторы работали без пере-
боя. При ‘норме сева 6,60 гектара самая
низкая выработка составила 7 гектаров.
	26 марта. Средняя выработка по бригаде
поднялась до 7;5 гектара; Трактористы
Абпров и Кашкибаев выработали по 8,5
гектара.

21 марта. Средняя выработка на трактор
в смену составила 8 гектаров, Тракториет
Абиров выработал 11,8 тектара за смену
и сэкономил 9 килограммов горючего. На
тракторе Абирова сегодня установлен крас-
ный флажок».
	са в стеши
	растению достаточную плошадь питания.
Прошла зима со ‘жгучими морозами, мино-
вало лето со знойными ветрами, а молодые
деревца жили и тянулись вверх.

Бережно, любовно растил мичуринец
Колхозный ‹ад. И так же бережно, © боль-
шой любовью люди науки помогали кол-
хозному опытнику расти, расширять зна-
ния, совершенствовать умение. В 1938 го-
ду Николай Войтенкович приехал в акаде-
мику Т. Д. Лысенко и получил пенные ео-
веты и наставления. С собой он привез
тогда первые крупицы опыта ‘по выведе-
нию более урожайных сортов картофеля,
зерновых культур и трав в степях При-
уралья. В этому времени там уже был из-
вестен урожайный сорт картофеля, выве-
денный Н. С. Войтенковичем и названный
колхозниками «Золотой».

Телерь Войтенковича больше всего ин-
тересовало садоводство. В Мичуринске в
Институте плодоводства колхозника-мичу-
ринна познакомили с методами выведения
новых сортов. Его снабдили саженцами
гибридных сортов яблонь, груш, винограда
и других культур.

питомнике артели «Красный колос»
испытывались десятки сортов. плодово-ягол-
ных культур, и среди них — теплолюби-
вый виноград. В приуральской степи; за
многие сотни километров от северной гра-
ницы распространения виноградарства, ко-
торая указывается в научных трудах и
учебных пособиях, росли, развивались ви-
ноградные лозы. На зиму их прикрывали
слсем земли в 25—30 сантиметров, копили
снег поверх земли.

\
	В 1944 году, когда Николай Войтенко-
вич вместе с другими колхозниками заши-
	хм
	Не за горами коммунизма сроки,
не за туманом он
и не во мгле —
	р. ” — как бок, покамест не-
На залитой сиянием равнине, OH AY y

ячмень и рожь BRICOKEE,
но корни
в союзники избрав, глубоко уже
мильонами Е B 3eMNe.
уже приметных линий - Ник. УШАКОВ.

ET TT TTT.

с чниге
	Любовь
	лин и просит работников библиотеки похо-
брать ему необхо1имую литературу.

Величайшие поеобразования, проистнед-
шие в сельском хозяйстве за годы совет-
ской власти, изменили облик деревни.
Вультурный рост колхозников идет не-
обыкновенно быстро. Труженики села тре-
буют политической, научной и художе-
ственной литературы. В случае, если на
месте не оказывается нужных книг, хие-
боробы обращаются в облаетную библиотеку.

Колхозник Комсомольского района А. Ф.
Пименов пишет: «Меня очень интересует
животный и растительный мир. Прошу
прислать мне книги на эти темы». Брига-
дир полеволчеекой бригалы колхоза «Тре-
Tuli решающий год пятилетки» П. А. П»-
тунин просит выелать ему недавно вышед-
шую из печати книгу «Ивановекие льйо-
воды в борьбе за высокий урожай льна»,
литературу по выращиванию высоких уро-
жаев озимой шненицы, а также книги на-
учного содержания и художественные про-
изведения.

Книга стала постоянным советчиком п
другом ста тысяч ивановцев. Мы говорим
только © читателях государственных биб-
лиотек. А сколько семей рабочих и слу-
жащих имеют свои личные библиотеки,
насчитывающие сотни и даже тысячи
RHart

Глубокая любовь к книге -— один из яр-
ких показателей культурно-политичеевого
роста советских людей, строителей комму-
низма. Но возрастающие требования на ди-
тературу уловлетворяются не полностью.
Книг нехватает. Особенно отстает работа
по обслуживанию населения. проживающе-
го на окраинах горола. На окраинах идет
индивидуальное жилишное строительство,
воздвигаютея многоквартирные дома пред-
приятий. Назрела необходимость создания
там хоропгих библиотек с абонементом, чи-
тальными залами, детскими отделениями.
	Вультурно-просветительная комиссия
Ивановского городского Совета не раз за-
нималась вопросами библиотечной работы.
В ковце прошлого года она подготовила я
вынесла на обсуждение исполкома горот-
ского Совета ряд практических прелложе-
ний. Исполком принял решение, в KOTV-
ром предусмотрено, в частности, выделение
необходимой плошади районным библяоте-
кам в строящихся многоквартирных домах.
Теперь дело за тем, чтобы выполнить это
	решение.
Т. МАТВЕЕВА,
	директор областной библиотеки, де-
путат Ивановского городского Совета.
		Паша библиотека является родным ло-
MOM для ткачихи и токаря, машиниета и
хлебопека, обувшика и шофера, для мно-
гих десятков тыеяч трудящихся города
Иваново.

На крупнейшем предприятий города —
меланжевом комбинате — более половины
текстильшиков состойт читателями фабрич-
ных библиотек и многие рабочие поль-
зуются книгами в городских библиотеках.

Ёнига помогает советским людям в их
идейно-политическом, культурном роге.
Изучая  марксиетеко-ленинскую теорию,
партийные и непартийные большевики %-
ращаются в библиотеку за трудами Марк-
са, Энгельса, Ленина, Сталина. Исключи-
тельно большим спросом пользуются био-
графии В. И. Ленина и И. В. Сталина, кви-
ги по истории нашей родины, произведения
лауреатов Сталинской премии.

Библиотека меланжевого комбината иче-
ет 185 экземпляров краткой биографии
И. `В. Сталина. На полке нет ни одного
экземпляра: все книги на руках. Есть
85 экземпляров романа В. Ажаева «Дале-
ко от Москвы» и почти столько же каиг
Б. Полевого. Все они на руках у читате-
лей. Вниг много, и все-таки их нехватает,
чтобы удовлетворить спрос.

Ткачиха В. И. Золина известна на пред-
приятии как одна из лучших стахановок.
Она давно выполнила свою пятилетнюю
норму. В 1949 голу Золина прочитала
«Счастье», «Кавалер Золотой звезды»,
«Далеко от Москвы», «Повесть о наетоя-
Meu человеке», «Мы — советекяе люди»,
«Малышок», «От всего сердца». Она ги-
стематически читает журналы «Новый
мир», «Октябрь», «Знамя», «Звезда».

Таких работниц, как Золина, много. То-
карь В. М. Хохлычев состоит читателем
библиотеки с 1929 гола. Его жена, сын и
дочь —— также активные читатели.

На фабрике имени рабочего -Ф. Зиновье-
ва имеются цехи и отделы. где все рабо-
тающие читают библиотечные книги. Це-
хами «сплошных читателей» являются
второй ткацкий и уборно-складальный 9т-
делы. .

0 разносторонности культурных запросов
рабочих Иванова говорят записи в их 5иб-
лиотечных формулярах.  Ремзонтировшик
фабрики имени 8 марта А. В. Саватеев
изучает книгу В. И. Ленина «Что делать?»,
берет в библиотеке учебник немецкого
языка, стихи А. Суркова и М. Иваковеко-
Го.

«Я хочу изучать историю нашей роди-
ны, ее природу, историю революпионного
движения», — пишет рабочий А. Н. Кук-
	п. BOBKOS,
руководитель группы металлов Не-
рехтского завода.
	г. НЕРЕХТА Костромской области.
ян
	Пищевые изделия из сои
	В последние голы освоен выпуск разно-
образных пищевых изделий из сои —
вкусных, питательных консервов, делика-
тесных соусов, сырков, кефира, коврижек,
пряников, блинной муки. Заводы треста
«Промсоя» в Москве, Горьком, Одессе,
Сталинграде, Коломне, Сталиногореке pac-
ширяют ассортимент и увеличивают вы-
пуск излелий.
	Высокие питательные свойства соевых
изделий обусловливаются составом соевых
бобов. Бобы сои содержат 40 проц. белков,
20 проц. жира и значительное количество
углеводов. Это делает сою своеобразным
концентратом всех основных групп пище-
вых веществ, необходимых для повседнев-
ного питания человека.
	No заключению Института питания
Акалемии медицинских наук СССР, соевый
белок весьма близок к белкам животного
происхождения (молоко, мясо). В связи ©
этим изделия из сои особенно рекоменду-
ются для питания больных, которым про-
тивопоказано Употребление мяса.
	Следует отметить косное отношение к
торговле соевыми изделиями CO стороны
Московского городского отдела торговли.
Несмотря на сравнительно большой вы-
пуек продукции (в Москве два завода
«Промеои»), потребитель зачастую не мо-
жет купить в московских магазинах сое-
вый сырок, бутылку кефира, банку кон-
сервов из сои.
	Не уделяет должного внимания даль-
нейшему развитию соевой промышленности
	и Министерство пищевой промышленности
СССР.
	п. ГЕРАСИМОВ,
управляющий трестом «Промсоя».
	может выбирать для себя любую область

труда.
В этой операции сказались не только

талант и хирургическое мастерство Н. А.
Богораза. В ней с необычайной рельефно-
стью сказалась самая природа его творче-
ской деятельности, его активная любовь к
человеку. Можно смело утверждать, что
операция эта переживет не одно поколение,
и многие люди будут с душевной благодар-
ностью произносить имя советского ученого,
ее создавшего.
	Вот другая операция.
	— И
ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»
	«Когда нет чувства меры»
	Исполком Воронежского областного С5-  устраняющие
	вета депутатов трудящихся, обсудив на-
печатанную в «Известиях» за 6 анреля
в. г. корреспонденцию «Вогла нет чувства
	уотравяющие перегруженность TOBECTRE
JHA «дополнительными» вопросами. 0 под-
товке материалов к заселанию исполкома
	меры», признал правильной содержащуюся   И Повышении чувства ответственности рз-
	COTHHKOB отделов и управлений за пору-
ченное дело решено провести совещание
	в ней критику.
Приняты меры, упорядочивающие полго-
	товку вопросов в заседаниям исполкома и! сотрудников аппарата облисполкома.
	железу в организм, ибс тогда железа, по-
степенно рассасываясь, представляет собою
для организма лишь своеобразное «депо ле-
карственных препаратов». Ученый переса-
живает железу е помощью сосудистого шва
и таким образом включает ее в TOK KDp0-
ви нового хозяина. сразу давая ей питание
через сшитый сосуд. Й железа, «подклю-
ченная» к организму, полобно району. под-
	ключенному к мошной электростанции, н4-
чинает новую жизнь.
	Болоссальный по 0б’ему материал опы-
тов и наблюдений, научно-клинические и6-
следования, произведенные в годы мирно-
о трула и в голы Отечественной войны,
большие идеи хирурга-новатора Н. A. bo-
ораз обобщил в своей монографии «Вос-
становительная хирургия», ныне удостоен-
ной Сталинской премии.
	История этого труда примечательна. Вто-
рой том  «Восетановительной хирургии»,
уже набранный: и находившийся в типогра-
фии, был вместе со всеми материалами я
иллюстрациями ‚ уничтожен фашистами в
пору временной оккупации Ростова-на-Дону.
Ученому пришлось заново проделать огром-
ную, кропотливую работу. И том не только
был полностью восстановлен, но и дополнен
новыми исслелованиями.
	Читая страницы монографии, написанной
Чулесным, прозрачным языком, знакомясь
6 интереснейшими наблюдениями. накоп-
ленными ученым за его большую жизнь, ©
неисчиелимым количеством произведенных
им восстаповительных операций, воочию
вилишь полвиг этого благородного труда.
	По глубину этого подвига ощущаешь
по-новому, когда узнаешь, что тридцать
лет назад, торопясь, чтобы спасти больно-
го, Н. А. Богораз попал под колеса трам-
вая и лишился обеих ног. Тридцать лет
он оперирует, стоя на двух протезах у хи-
рургического стола. И в кажлой его опе-
рации бесстрашие новатора соединяется. с
бесконечной любовью к человеку, © вдух-
чивой бережливостью и заботой.
	Ho самой своей природе такая область
медицины. . как восстановительная хирур-
гия, близка духу советской науки. Она
развивается в русле той заботы о людях,
06 AX злоровье и счастье, которая прису-
ща нашему государству; она отвечает иле-
ям советского гуманизма. В нашей стране
созланы все условия для роста A pacuBera
	этой науки.
Татьяна ТЭСС.
	которых заболеваниях печень становится
для крови непроходимой, кровь, застаи-
ваясь, пропотевает через стенки сосудов,
в животе больного образуется водяночная
жилкоеть.
	Б данном случае плапларм хирурга-вос-
становителя — уже не мышцы и не кости
и не внешние части тела. Хирург должен
вмешаться в жизнь кровеносной системы,
изменить направление ее путей. Он берет
на себя великую ответственность перед
	приролой, ибо для блага человека изменяет
физиологию его организма.
	Операция, предложенная Богоразом, вос-
станавливает непосредственное широкое со-
общение между системами воротной и по-
лой вен. Нижняя полая вена надсекается,
к рассеченной стенке подводится конец пе-
ререзанной после соответствующей подю-
товки верхней брыжжеечной вены. На стен-
RH сосудов накладывают швы. Зажамы
снимаются, и в соустье пускается ток ве-
нозной крови; она послушно движется по
новому пути, подчиняясь доброй воле и
повелевающей руке хирурга.
	Трудно охватить все многообразие вос-
становительных операций, предложенных

или выполненных Н. А. Богоразом. Плаети-
ческое восстановление поврежденных губ,
носа, ушей, языка, восстановительные опе-

рации на плевре и легких, на пищеводе и
в области живота, восстановительные опе-
рации на позвоночнике, нервах, костях и
суставах, на почках, на верхних и ниж-
	них вонечностях и, наконец, на сердце и
крупных сосудах...
	Вели мы видим, что хирургу удается,
ампутировав среднюю часть’ ноги, сохра-
нить питающие ее сосуды и, в итоге. вос-
становить функцию ноги, то отеюда есте-
ственен переход к возможности «пришить»
человеку руку или ногу. Н. А. Богораз
производил такие опыты на животных, и
вполне успешно. Это говорит о том, что по-
добная онерация возможна. Сшивая вости,
нервы, воеуды целиком отрезанной ноги со-
баки. Богоразу удавалось лобиться полно-
TO приживления и нормальной функции
пришитой конечности. Такая удача не слу-
чайна, она указывает, что этот путь может
привести к новым, необычайным достиже-
ниям восстановительной хирургии.
	Ц. А. Богораз воздействует на природу,
как смелый и мудрый новатор. Так. на-
пример, при пересадке больным желез внут-
ренней секреции он не просто «погружает»
	ного испытания болью. Великий Пиротов
первый применил эфирный наркоз в воен-
но-полевой. хирургии.

Й все же громадный раздел хирургии яв-
ляется по самой своей сущности увеча-
щим. Для врача нет более высокой цели,
чем спасение жизни больного; для достиже-
ния этой цели иногда приходится пожертво-
вать тем или иным органом. Но cymecr-
вует мост, который может быть перекинут
от увечащей хирургии к ее сестре — хи-
рургии восетановительной. Этот мост — за-

бота о будущей функции остатка удаляе-
мого органа.

«По мере устройства быта, прекращения
войн, зациты и облагораживания труда, по
мере развития науки увечашая хирургия
будет все больше и больше едавать свои
позиции и отходить на задний план. В
конце концов, она сведется к необходимому
минимуму, и мы с гордостью можем ска-
зать, что наша великая и прекрасная Ро-
дина ведет за собою по этому пути вее нз-
роды.
	Босстановительная же хирургия на мно-
го лет переживет свою увечашую сестру
или, во всяком случае, отнимет у нее много
областей человеческой патологии. Если
можно назвать какой-нибудь отдел хирур-
тии хирургией будущего, то больше всего

прав на это название имеет восстановитель-
ная хирургия».

Эти слова принадлежат одному из та-
лантливейших хирургов нашего времени—
Николаю Алексеевичу Богоразу.

С именем Богораза связана в нашем
представлении наука, щадящая, оберегаю-
щая, восстановительная хирургия. Бого-
раз — истинный художник хирургической
реконструкции, исправления неправильно-
стей и деформаций человеческого тела, от
чего бы они ни произошли. Для Н, А. Бого-
раза, как для хирурга, не сушеетвует тако-
го увечья, которому так или иначе нельзя
было бы помочь.

Центр тяжести всей восстановительной
хирургии — стремление восстановить функ-
цию органа. Функцию можно считать вос+
становленной лишь тогда, когда работа ор-
гана удовлетворяет требованиям человече-
ского организма, не нарушая его благополу-
чия, не причиняя ему никаких `неприят-
	Больному, у которого середина ноги за-
хвачена какой-либо злокачественной опу-
холью, скажем, саркомой, — как правило,
ампутируют ногу выше пораженного места.
Эта операция спасает больному жизнь,
но приносит ему тяжкое и непоправимое
увечье.
	Й снова на помощь пришла восстанови-
тельная хирургия. Н. А. Богораз нашел но-
вое, смелое решение. Он подметил, что с0-
суды и нервы долго остаются незатронуты-
ми после того, как кости и мягкие части
захватываются опухолью.

Операция по методу, предложенному Бо-
горазом, начинается се освобожления сосу-
дисто-нервного пучка. Он оттягиваетея в
сторону на марлевой тесемке, подобно пучку
проводов, по которым продолжает итти ток.
Середина ноги ампутируется. Образуется
зияющая пустота; обе части ноги теперь
соединяет только тонкий пучок сосудов и
нервов. Пучок висит в воздухе, можно вн-
деть, как бьется, как пульсирует в арте-

рии кровь. Это животворный мост между
рассечевными частями.
	Кость сшивают © костью, мышцу — ©
мышцей. Сосулието-нервный пучок оказы-
вается чрезмерно длинвым, его укладывают
зигзагом межлу мышцами. После заживле-
ния раны человёк снова может ходить. Но-
га его стала несколько короче, но, думает-
ея, даже короткая собственная нога чело-
веку дороже, нежели самый совершенный
протез. И если вы вспомните, что удлине-
ние ноги сделалось сейчас вполне доступ-
ной операцией. то этот дефект уже не по-
кажется таким страшным.
	Вдоль нашего позвоночника илет полая
вена, самый крупный сосуд, несущий вею
венозную кровь к сердцу для ее окисления,
Чтобы попасть в полую вену, кровь из во-
ротной вены проходит через печень, играю-
щую роль своеобразного фильтра. При не-