ЧЕТВЕРГ, 13 АПРЕЛЯ 1950 г. № 88 (10237)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		KH

но
		2 Министерстве
		10 апреля Заместитель Министра Иност-   ке уБазанных актаров, достаточно привести

ee
	1. Итальянское. Правительство добивает
ея включения в чиело активов ряда пред-
приятий. долги которых превышают реаль-
ную стоимоеть этих предприятий, Такими
предприятиями являются, например, 3 стра-
ховых общества в Венгрии: «Адриатическое
0б’единение», «Средне - Европейское» и
«Унитас», пассивы которых превышатот
активы на 40.606 долларов. Между тем
итальянская сторона включила эти прел-
приятия в свой список активов, подлежа-
щих передаче Советскому Союзу с оценкой
в 3.050.807 долларов. Общая итальянекая
оценка по такого рола имуществу состаз-
ляет сумму 5.880.000 лолларов.

Принятие такого предложения означало бы,
что СССР не только ничего не получил бы в
счёт репараций, но ещё обязывался бы опла-
тить долги итальянских предприятий. Него-
стоятельноеть такого требования очевидна.

2. Итальянское Правительство пролз-
вольно завышает оценку активов, не пред-
ставляя доказательств, которые хотя бы в
какой-либо мере могли подтвердить разме-
ры их оценки. Так, налример, итальян-
ское учаетие в 3-х других страховых 99-
ществах в Венгрии «Фонеьер», «Дженера-
ли» и «Провиденция», онененное Йтальян-
ским Правительством в 12.643.769 долларов,
на самом деле, по документальным бухгал-
терским данным, составляет всего 347.735
долларов. Такого рода завышение итальчи-
ской стороной оценкя активов, включённых
в список обеими сторонами, выражзется `В
общей сумме 47.154.000 долларов:

3. Итальянское Правительство необосно-
ванно включает в список итальянских ак-
тивов также предприятия, акции которых,
по офипиальным данным, принадлежат не
итальянским собственникам, а собственни-
кам третьих стран. Таких активов: по опен-
Ke итальянекой стороны насчитывается на
сумму 32.985.000 долларов.

Такую же  необоснованную позицию
Итальянское Правительство занимает как
в отношений включения в список италь-
янских активов ряла других об’ектов, так
и в отношении их опенви.

В результате такой необоснованной пози=
ции Итальянского Правительства в отноше-
нии определения состава и стоимости италь-
янеких аътивов в Болгарии, Венгрии и Ру=
мынии общая оценка этих активов была
искусственно доведена до явно нереальной
суммы в 177.760.000 долларов, в то время
как стоимость активов, которые могли бы
быть переданы Советекому (С0юзу в счёт
репараций, исчисленная нё. основании до-
кументальных данных, имеющихся в распо-
ряжении смешанных еоветско-итальянских
комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии,
составляет 11,5 миллиона долларов.

Советское Правительство не может cor
ласиться с подобной произвольной оценкой
итальянекой стороной своих активов В
Болгарии; Венгрии и Румынии,

Советское Правительство считает необ
ходимым, чтобы представителям обеих
сторон были даны указания  незамелли-
тельно принять меры к урегулированию
	вопроса 0 стоимости итальянских автивов
	в упомянутых выше трех странах, доби-
ваясь совместными усилиями уставовле-
ния приемлемой для обеих сторон общей
оценки итальянских активов и неё допу-
ская дальнейшей затяжки в этом деле,
Советское Правительство вместе с тем
считает необходимым, чтобы  незамедли-
тельно был установлен размер поставок пз
текушей продукции итальянской промы-
шленности, включая размер поставок яз
текущей продукции на период с 15. 1.
1949 г. по 15. [Х; 1950 т.
` Советское Правительство выражает уве-
ренность, что скорейшее урегулирование
вопросов of итальянских активах в Бол-
гарии, Венгрии и Румынии и о поставках
Советскому Союзу репараций из текущей
продукции окажет положительное влия-
ние на развитие советско-итальянских от-
ношений, и в первую очерель, в области
	рачных Jlex CCCP Tos. лаврентьев А. я.
вручил Послу Италии в СССР г-ну М. Бро-
зио ноту следующего содержания:

«Правительство Союза Советских Социа-
листических- Республик считает необходи-
мым заявить Правительству Итальянской
Республики следующее,

Согласно статье 74 Мирного Договора <
Италией, вступившего в силу 15 сентября
1947 года, и советеко-итальянскому Согза-
шению от 11 декабря 1948-года о выплате
Советскому Союзу репараций Италия обяза-
на выплатить Советскому Союзу репарации
на общую сумму 100 миллионов ам. дол-
ларов. Мирный Договор и упомянутое #0-
ветеко-итальянское Соглашение устанавли-
вают, что репарации булут выплачены Co-
ветскому Союзу путём поставок из текущей
продукции промышленности в сроки B 88
условиях, предусмотренных указанным Co-
глашением, и путём передачи в собствен-
ность Советекото Солоза итальянских акти-
pos в Болгарии, Венгрии и Румынии. Вав
Мирный Договор, так и советско-итальян-
ское Соглашение предусматривалот, что по-
ставки из текущей продукции в счёт ре-
параций будут преизволиться Италией, на-
чиная с 15 сентября 1949 года.

На необходимость выполнения Итальян-
ским Правительством своих обязательств по
поставкам в счет ролараций Советекому
Союзу из текущей продукции итальянекой
промыпеленности Советское Правительство
уже обращало внимание Итальянского Пра-
вительства в своей ноте от 22 сентября
1949 года.

Со времени наступления срока, установ-
ленного Мярным Договором для начала 06-
ставок из текушей продукции, прошло 0+
лее полгода. Тем не менее Итальянекое
Правительство, вопреки указанному выше
обязательству, до сих пор не приступило к
поставкам в счёт репараций из текущей
пролукдии, что сказывается отрицательным
образом Ha вебм развитии советеко-италь-
янских экономических отношений. Италь-
янекое Правительство невыполнение своего
обязательства по поставкам Советскому
Союзу в счёт ренараций из текущей про-
дукции об’ясняет, как это имеэт место в
его памятной записке or 14 янзаря
1950 г., тем, что ешё не закончены пере-
говоры по определению стоимости итальян-
ских активов в Болгзрии, Венгрии и Ру-
мынии. Это, однако, не может служить
оправданием невыполнения Италией 06я-
зательства по репарациям из текущей про-
дУкции, уплала которых предусмотрена
Мирным Договором в определённые срокя.
	Согласно Мирному Договору и советско-
итальянскому Соглашению”®т 11 декабря,
Италия должна выплачивать Советскому
Союзу репарации как путём поставок из
текущей продукции, так и путём передачи
Совстекому Союзу итальянских активов,
находящихея в указанных выше странах.
При этом передаче Советскому Союзу лодж-
ны подлежать те из указанных активов,
которые комиссиями будут внесены в слп-
сок в соответетвий со ст. 3 Соглашения
от 11 декабря.

В соответетвии с этим лолжна быть
определена как общая стоимость активов,
подлежащих перелаче в собетвенноеть 09-
ветекого Союза на территории. Болгарии,
Венгрии и Румынии, так и общая сумма
платежей. поллежащих покрытию поетавка-
ми из текуней продукции в течение 5 лет,
начиная © 15 сентября 1949 г.

Советское Правительство не может не 0б-
ратить внимания Итальянского Правитель-
ства на чрезмерную затяжку в установле-
нии стоимости итальянских активов в Boa-
гарии, Венгрии и Румынии, явившуюся
результатом совершенно необоенованной по-
зинии Итальянского Правительства, пред?
явившего несуразные, доходящие до абсут-
да, требования при оценке итальянсках
активов в Болгарии, Венгрии и Румынии.
	В качестве примеров, евидетельствующих
0 полной несостоятельности позиции Италь-
	Лаврентьев А. И.   несколько следующих ФфаЕтов:
				„Владимир Маяновсний
	Живой Маяковский на трибуне! ‘Таким
помнят его современники. Высокий, ши-
	DOKI в плечах, с громовым голосом. Он
поднимает руку ладонью вперед и, обра-
иаясь к будущему, произносит слова, гор-
дая правота которых проверена временем:
	Слушайте,

товарищи потомки,
агитатора,

горлана-главаря. *
Заглуша

поэзии потоки,
я шагну

через лирические Томики,
как живой

с живыми говоря.
	Так начинается документальный фильм
«Владимир Маяковский» *).
	Калр за калоом раскрывается в фильме
	биография поэта от его детства в селе Баг-
	дади до приезда в Москву, тде Маяковский
работал под кличкой «товарищ. Вонстантин»
пропагандистом московской  большевиет-
ской организации.
	«Нет произведения искусства, которым
бы я увлекся более, чем «Предисловием»
Маркса,— вспоминал Маяковский.— Помню
отчетливо синенькую  ленинскую «Две
тактики».
	Вот гордый стоит он, презрительно гля-
дя в глаза фотографирующим его охранни-
кам. Это был конеп летства. За первым
арестом — второй, третий. В шестнадцать
лет — одиночная № 103 камера Бутыр-
ской тюрьмы. В тюрьме были написаны
первые стихи Маяковского.
	Маяковский вилепл светлые горизонты
победы трудового человечества, расцвет жиз-
ни и братетва народов. Он встречает Ок-
тябрьскую революцию как ее учаетник,
как поэт победившего пролетариата, как пе-
веп коммунизма.
	Важнейшие события жизни Маяковско-
го ярко и образно отражены в фильме.
	Создателям фильма удалось решить за-
дачу, которая на первый взгляд кажется
непреодолимой: пользуясь, главным обра-
зом, картинами и фотографиями, рукопи-
сями и лишь немногими кинокадрами,
снятыми при жизни Маяковского, раскрыть
и осмыслить многогранный могучий образ
Маяковского, отразить его творческий и
революционный ПУТЬ.
	записные книжки поэта, его путевые
блок-ноты, корреспондентские удостовере-
ния многих газет, его перо, его телефон,
который редко молчал, — не. музейными  ре-
ликвиями выглядят в фильме эти веши.
В монтажном сочетанив с живыми калра-
ми они действенно рассказывают об устрем-
ленном всегда вперед, проникнутом. пафо-
COM строительства коммунизма творчестве
Маяковского. Перед зрителем фильма  рас-
крывается творческая лаборатория поэта в
его блок-нотах, черновиках.
	Мы видим, е каким трудом рождаляеь
его стихи, слова, добытые из «артезианскях
людских глубин».

Работа в РОСТА’ была для Маяковского
политической школой коммунизма. В пла-
катах Маяковский переводил Ha язык
боевой поэзии призывы Ленина и Сталина,
приобщалея к делу партии.
	«Быть поэтом-газетчиком — значит под-
чинить вею свою литературную  деятель-
ноеть  публицистическим,. пропагандиет-
ским, активным залачам строящегося‘ ком-
MYHH3Ma»,— говорил он.
	Маяковский сидит у края стола, пра-
вит свой стихотворный фельетон, идущий
в набор. Хмуритея, мнет палиросу в углу
рта, потом задорно улыбается, предвкушая
	*) «Владимир Маяковский». — Докумен-
тальный фильм. Сценарий и текст С. На-
горного. Режиссер С. Бубрик. Оператор
А. Левитан. Композитор А. Муравлев.
Производство Центральной студии доку-
ментальных фильмов. 1950 г.
	озеленил участки детских учреждений,
бульвары и ‘скверы прилегающего района.
В Ташкенте лучший в городе парк уе-
троен на территории комбината имени Ста-
лина. Даже такая сугубо индустриальная
площадка, как территория Магнитогорского
металлургического завода, в значительной
степени насыщена зеленью и является бла-
гоустроенным пространством.
	заводские коллективы обогащают города
своей передовой культурой не только в ус-
ловиях производства, но и в быту. Социа-
листичеекая промышленность вошла в t0-
рода, максимально оберегая здоровье город-
ского населения.

Буржуазные ученые свою пропаганду
«выселения» промышленности из городов
подкрепляют ссылвой нз печальную вудь-
бу крупнейших индустриальных пентров,
на примеры Лондона и Нью-Йорка, над ко-
торыми вечно висит грязная пелена из
угольной пыли, копоти и кислотных паров,
раз’едающих не только человеческие лег-
кие, но даже железные крыши.

Вее усилия разрешить вопрос о борьбе С
врелностями в капиталистических городах
упираются в произвол владельцев домов,
котельных, заводов. Борьба с вредностями
стоит больших средств; а владельцы пред-
приятий не желают уменьшения своих
прибылей.

На фоне этой анархии с 060б0й силой
сказывается прогрессивное значение социз-
листической промышлённости, ее преиму-
щество перед капиталистической.

Советское правительство разработало це-
лую систему эффективных мер по борьбе ©
загрязнением атмосферы городов. Перевод
городского ‘хозяйства Москвы. а велед за
тем Ленинграла и Киева па газовое топли-
во’ сделает ненужными котельные многих
предприятий, а осуществляемая в ряде
городов теплофикания. хиквилирует котель-
ные и в отдельных жилых домах.
	Уже десяток лет в Москве и других го-
родах прекрасно работают установки по
борьбе с дымом. Электрофильтры на котель-
ных московских электростанций улавлива-
ют 95 процентов твердого остатка дыма.
	силу очередного своего удара по бюрокра-
там, рвачам, прогульщикам.
	Его голос. звучал ^ изо дня в день 00
страниц газет и журналов. Лозунги пар-
тии Ленина — Сталина вдохновляли его,
были темой его творчества. В выступлениях
товарища Сталина Маяковекий черная

поэтическое влохновение.
	Поэт великой эпохи социализма был
крепко связан с жизнью страны. Во мно-
жестве городов Советского Союза, в пере-
полненных аудиториях поэт-трибун читал
свои стихи, выступал с докладами, спорил,
наблюдал. писал, учился.
	В 1924 году была написана гениальная
поэма «Владимир Ильич Ленин». Маяков-
ский вложил в нее всю мощь своего та-
ланта. Он первый в ‘советском  искус-
стве создал монументальный образ велико-
го народного вождя Ленина — «самого че-
ловечного человека», безгранично близко-
го народу. С вдохновенной силой звучит
в поэме тема партии, которою поеле емер-
ти Ленина руководит гениальный продолжа-
тель эго дела великий Сталин.
	Кабинет Маяковского. На стене — пор-
трет Ленипа. Серый свет уходящего дня,
темнеет окно, зажигается настольная лампа.
	Грудой дел,

суматохой явлений
день отошел,

постепенно стемнев.
Двое в комнате:

я

и Ленин —

фотографией

на белой стене.
	Это один Из самых сильных, волную-
щих эпизодов фильма.
	Несколько раз побывал Маяковский за
рубежами Советского Союза. Его стихи и
очерки о странах капитализма проникну-
ты любовью к родной стране, гневным про-
тестом против надругательств над человече-
ским достоинством в странах капитала.
	Глубоким чувством патриотической гор-
дости насыщены «Стихи о советевом пас-
порте», которые читает с экрана В. Яхон-
тов.
	Ралостным THMHOM советской отчизне
	была последняя закончевная поэма Мая-
	ковского «Хорошо!». Поэма полна неисся-
каемой бодрости. Мыели и чувства советеко-
го человека обращены в ней к светлому
будущему социалистической родины.
	Маяковский завоевал любовь народа.
Голос гениального поэта-новатора и сейчас
звучит на языках многих народов мира.
Маяковский н сейчас —в первых ше-
пенгах армии трудящихся всего мира.
	Руку
на долгую дружбу

дай,

сотнемиллионный
	рабочий Витай!
	ока в Краснодаре заседают...
	Шло очередное заседание исполкома
Краснодарского краевого Совета. Четыре
часа крялу лились речи ораторов. Когда
были обсуждены пять вопросов, в зал
пригласили исполняющего обязанности на-
чальника сортового управления краевого
управления сельского хозяйства тов. Но-
Bak.

— Читайте  проект,/— приказал ему
председатель крайисполкома тоз. Панти-
ков.

Так, без предварительного обсуждения,
началась читка длинного и непродуманно-
го проекта решения крайисполкома о ме-
роприятиях по повышению урожайности
семян многолетних трав. Оказалось, что
сочинители его совершенно оторваны от
колхозного производства, что они халтур-
но относятся к важному государственному
заданию.

Заметим, что вопрос обсуждался лишь
6 апреля, хотя давно следовало бы завер-
шить сев многолетних трав. Авторы явно
запоздалого проекта, однако, предлагали:
«Обеспечить проведение сева многолетних
трав в самые ранние сроки и закончить
его в течение пяти дней от начала поле-
вых работ». А полевые-то работы уже
идут в колхозах больше месяца!

Факты свидетельствуют о том, что Врас-
ноларский - крайисполком и его сельекохо-
зяйственное управление не занимаются
серьезно вопросами укрепления кормовой
базы общественного животноводства. Не-
удовлетворительное состояние ее попрежне-
му является главным препятетвием на
пути к дальнейшему росту поголовья ско-
Ta H повышению его продуктивности.
	В прошлом году советские и сельскохо-
зайственные органы Кубани не обеспечи-
ли выполнения государственного плана
сева трав и производетва собетвенного се-
менного материала. Но этот урок почти
ничему не научил местных руководителей.
	Вынешней весной колхозы должны н0-
сеять 200 тысяч гектаров многолетних ий
150 тысяч гектаров однолетних трав. Дав-
но закончен сев ранних колосовых куль-
тур, а план сева многолетних трав не вы-
полнен и на две трети. Еше хуже обето-
ит дело с севом однолетних трав. В Коре-
новском, Усть-Лабинском, Гражданеком ий
Черяоерковекем районах за целый месяц
полевых работ эти травы посеяны лишь
на половине отведенной площади.

Заместитель председателя крайисполка-
ма тов, Воманев и главный агроном крае-
		Сессия закарпатског
	Состоялась девятая сессия эакарпатеко-
го областного Совета депутатов трудящихся.
Сесеия обсудила вопрос о ходе выполнения
трехлетнего плана развития общественного
животноводства в колхозах и совхозах и
подвела итоги выполнения плана первого
квартала 1950 года промышленностью 0б-
ластного, окружного и: городского подчи-
нения.
	Прошлогодний план увеличения пого-
ловья скота перевыполнен. В большинстве
колхозов Создано по 4 животноволчееких
формы. Передовики животноводетва Закчр-
патья перзвыполнили обязательства по на-
дою молока.

Выступившие в прениях  председагель
исполкома Мукачевского окружного Совета
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУНИЕНИЙ
	Исполком Воронежекого облаетного Сове-
та обсулил передовую статью «Извеетчй».
опубликованную в газете пол таким зам-
ловком.

Исполком признал правильной критику
пеудовлетворительного руководства Oerp-
гожекого райисполкома и его председателя
	Выетроенные капиталистами на окраинах
городов ‘заводы и фабрики являются рас-
салниками грязи, пыли и копоти. Правда,
в пучших предместьях городов выделены
зоны, где в зелени парков утопают особняки
богачей. Но это — запретные для трудя-
щихся зоны.

«...Пока существует капиталистический
способ производетва,— говорит Энгельс в
своей книге «В жилищному вопроеу»,— 10
тех пор глупо пытаться решать в отдель-
ности жилищный или какой-либо другой
общественный вопрос, затрагивающий судь-
бу рабочего. Решение состоит только В
уничтожении капиталистического способа
пройзволетва, в присвоении самим рабочим
классом всех средств существования и
средств труда».

В противовес полной неспособности бур-
жуазии разрешить жилишный вопрос в го-
родах успехи сопиалистического градостро-
ительства поистине огромны. Социалисти-
ческая промышленность стала мощным сти-
мулом развития городов.

3a годы сталинских пятилеток многие
горола-рынки старой России превратились
в города-производители, вместо чорговых
центров они сделалиеь центрами промыш-
ленными. Основной массой городского на-
селения стали рабочий класс и трудовая
интеллигенния.
	Развитие социалистической промышлен-
ности в советских городах привело в корен-
ному изменению и самого их облика. Это
обстоятельство подчеркнул товарищ Сталин
в своем докладе на ХУП с’езле партии. На-
ии города освободились от бича капитали-
стических городов — трушоб, в которых
ютился рабочий люд. Построены хорошие и
светлые рабочие кварталы, в результате че-
го рабочие кварталы во многих случаях
выглядят нё хуже городеких центров.
	В нашей стране, таким образом, изжито
основное противоречие, характерное для ка-
питалистических городов, — противоречие
между богатыми центрами и нищенскями
окраинами.
	«К новому под’ему работы Советов»
	вого управления сельского хозяйства тов.
Довгаль пытаются об’яенить причину та-
кого отставания недостатком семян много-
летних трав. Разумеется, они умалчивают
0 TOM, что даже имеющиеся семена в)
многих колхозах до сих пор не выееяны.
Семенами же однолетних трав колхозы
обеспечены с излишком. Но сев их идет
крайне медленно.

После окончания сева ранних колосо-
вых в ряде районов наступило затишье.
Безмятежно живут и работники краевого
управления сельского хозяйства. Здесь на-
считывается 50 агрономов, но из них
лишь 18 находятся в колхозах и МТС.
Остальные специалисты собирают сводка
и пишут докладные записки о пользе тра-
восеяния...

А как организован уход за существую-
шими посевами многолетних трав? Иепол-
няющий обязанности начальника сортова-
го управления тов. Новак и главный аг-
POHOM управления сельского хозяйства,
тов. Довгаль не емогли ничего рассказать
по этому вопросу. Между тем, во многих
районах плохо ухаживают за посевами
многолетних трав.

Волхозы Ново-Леушковекото района в
прошлом году собрали едва 30 килограм-
мов семян многолетних трав е гектара. Но
и теперь предселатель райисполкома тов.
Макаров и заведующий районным отделом
сельского хозяйства тов. Алексеенко мало
заботятся о том, чтобы обеспечить хоро-
птгий урожай трав. Волхозы имеют свыше
двух тысяч гектаров многолетних трав
прошлых лет, из них подкормлено всего
80 гектаров. А в это время пропадают
минеральные удобрения, которые отпусти-
ло государство.

Так же беззаботно относятея в ‘уходу
за посевами трав в Гражданеком, Ново-
Покровском и Кореновеком районах.

Совет Министров СССР и ЦЕ ВКИ(б) в
постановлении © ходе выполнения трех-
летнего плана развития животноводства
потребовали от местных партийных, 6о-
ветеких и сельскохозяйственных органов
«обеспечить посев кормовых культур в
лучшие агротехнические сроки, органи-
зовать тшательный уход. за посевами».
Краснодарский крайисполком и его’ сель-
скохозяйственное управление безответетвен-
но относятся к выполнению этого важного
залания.
	И. МОРОЗОВ,
соб. корр. «Известий».
г. КРАСНОДАР.
		о областного Совета
	тов. Бегунен, доцент Ужгородского универ-
ситета тов. Кудиенко. начальник областной
конторы «Сельхозснаб» «тов. Ковалев п
другие рассказали об успехах, достигнутых
передовыми колхозами области в развитии
общественного овцеводства, свиноводства,
птицеводства.

По второму вопросу сессия заслущала, д0-
клал предеедателя областной плановой ко-
миссии тов. Бондаренко.
	Областной Совет принял конкретные ре-
шения, обеспечивающие дэльнейшее разви-
тие общественного животноводетва и пэвы-
шение производительности труда на пуед-
приятиях.
	УЖГОРОД. (Соб. корр. «Известий»).
		тов.  Храмченко сельскими Советами.

Райисполкому даны практические yRa~
зания по улучшению руководства. В мае
1950 гола на заседании исполкома област-
ного Совета булет заслушан отчет Остро-
гожекого райисполкома о выполнении дан-
ных ему указаний.
		депутатов трудящихся
	— говорил он, и 9этТ0 0с0бенно актуально
звучит сегодня.
	Й когда на экране возникают многоты-
сячные демонстрации, на которых в наши
AHH ‘Люди. веех стран, континентов и на-
ций несут знамена с начертанным на них
словом: «Мир!». как набат, звучит над бое-
выми колоннами страстный призыв Маяков-
екого*
	Па всей планете.
товарищи люди,
об’явите:
войны не будет!
	Создание фильма «Владимир Маяковский»
является творческой удачей ero авторов
	Миллионы людей с волнением и лю-
бовью встретят в атом Фильме живого,
бодрого, бросающего в самую гущу жизни
пламенные слова своих стихов Маяков-
ского, которого великий Сталин назвал
лучшим, Талантливейшим поэтом нашей
	советской эпохи.
Р. КАРМЕН.
	Изобретательская и  рационализаторская
мысль работает над ликвидацией и по
крайней мере нейтрализацией ряда хими-
ческих  вредностей; ведется работа. по
устранению шума. я

СССР является самой передовой страной
в деле борьбы е промышленными врелно-
стями. В планах наших горолов площадки
для заводов выбираютея в соответствии ©
требованиями техники и гигиены, с учетом
естественных условий местности, ветров,
рельефа. Установлены защитные зеленые
зоны между промышленными предприятия-
ми и жилыми кварталами. Зеленые зоны в
Сталинграде, Харькове, Челябинске и дру-
гих городах превратились в благоустроен-
ные бульвары.

Советская социалистическая индустрия
устранила основное противоречие, характе-
ризовавшее соседство городов и заводов.
Правда, не всему еще найдены окончатель-
ные формы, и многое надо улучшить в
свете возрастающих требований.

Необходимо усилить архитектурно-строи-
тельный контроль за размещением заводов,
за правильным отволом городских террито-
рий и использованием их предприятиями.
	Из-за ведомственного подхода некоторые
министерства выбирают участки лля строя-
щихся заводов не там, где следует, иногда
искусственно увеличивают размеры требуе-
мой земли. Санитарная инспекция, регули-
рующая в известном смыеле промышлев-
ную застройку в горолах, прибегает лишь
в запретительным мерам.
	Изысканием площадок для заводов долж-
ны заниматься главные архитекторы горо-
дов. В сожалению, имеющийся в их pac-
поряжении ‘городской план зачастую со-
держит лишь ‘самые общие указания,
В планах городов неточно очерчиваются
границы промышленных районов, в ряде
случаев неё определяются заранее харак-
тер и плотность их застройки, He pery-
лируется застройка красной линии улиц и
проездов.

Часто практическое осуществление сани-
тарно-защитных зон не доводитея до кон-
па, так как заводы не считают их свэей
территорией, а города обычно не в состоя-
нии своими средствами освоить их в корот-
кие сроки.

Не всегла в проектах промышленных
предприятий в полной мере учитываются
	suckoro Правительства в вопросе об оцен- } торговли и промышленности».
	Большую роль в архитектуре наших
промышленных городов играют предзавод-
ские площади и входы на предприятия.
Например, площадь имени Дзержинского на
тракторном заводе в Сталинграде завер-
шает проспект Сталина, главную  город-
скую магистраль. Созлать здесь красивую
группу монументальных зданий — значит
прилать Целому району тавую вырази-
тельность, которая отвечает общественно-
му значению завода.
	Одним из путей более экономичного ис=
пользования участков городской террито-
рии, отводимых под сооружение предприя-
тий, является соединение мелких зданий В
блоки, повышение, где это. возможно;
этажности зланий.
	Р — елинетвенная в мире страна;
где все промышленные сооружения, от 63-
мых больших до самых маленьких, стро-
ятея по заранее составленным проектам.
В промышленности успешно работает зна-
чительное число советских архитекторов,
сделавших наши заводы экономичными,
удобными, упорядоченными по своим фор-
мам. красивыми. Архитектура зданий гид-
ростанций на Днепре, на реках Кавказа,
на Волге и многих других промышленных
сооружений — ценный вклал в BYALTYD-
ную сокровищницу нашей родины.
	Область промышленного зодчества стзз
ла переловой областью строительства. 0л-
нако в организации проектного и строи-
тельного дела в промышленности есть су-
щественные недостатки. Промышленная ар-
хитектура и теперь еще далеко не в почете
у архитектурных организаний.
	05’елиняюшего и направляющего органа
в деле промышленного строительетва в г№-
родах не существует. Министерство горед-
ского строительства, на которое возложены
планировка гролов и контроль за осуще-
стваением городских планов, к сожаленяю,
не занимается вопросами архитектуры
промышленных сооружений. Проекты даж»
крупных прелприятий не подвергаются ар-
хитектурно-строительной экспертизе.

Всесоюзное совещание советских про-
мышленных золчих, происходящее сейчас

в Москве, поможет разрешить неотложные
задачи повышения качества и удешевления
	ромышленного  стреительства в наших
городах.
	удобства рабочих. Проектные организации
мясо-молочной промышленности, например,
ради ничтожной экономии стремятся. неред-
во к соединению на одной площадке мясо-
хладобойни и базы скота.

По существующему законодательству
базы скота должны быть удалены от жи-
лищ на один-два километра, и если весь
комбинат привязан в базе, то из-за этого
сотни рабочих вынуждены тратить лишнее
время. чтобы добраться в загородный рай-
он. Стоило только раз`единить комбинат и
базу, как это сделали в проекте для горо-
да Горького; и комбинат оказалось возмож-
ным разместить в городской черте, а база,
где работает мало людей. была отодвину-
та на“ расстояние, обеспечивающее город
от вредного воздействия на его атмосферу
и воду.

В некоторых случаях, веледетвие не-
удачного размещения заводов и жилых рай-
онов, наносится ущерб здоровью жителей.
Например, в Нижнем Тагиле из-за сяучай-
ных причин заводы оказались со всех сто-
рон застроенными жильем. В ряде лругих
горолов созлалась чересполосица промыш-
ленного и жилищного строительства, лик-
видания которой дорого обходится госу-
даретву. .

Эти недостатки и промахи тем более ло-
садны, что социалистическая плановая <и-
стема` позволяет их избежать, Дело лишь
в Том, чтобы местные советские органы 6о-
лее настойчиво пред’являли законные тре-
бования к проектировщикам и строителям,
а также в том, чтобы серьезно улучшать
вее дело промышленного строительства в
городах. р

Подготовляемым повым «Урочным поло-
жением» предусматривается прелваратель-
ное межевание городской территории, про-
думанный и всесторонне обоснованный
отвол участков для ведомств-застройшиков.

Задачей регулирования прюмышленвей
застройки в городах явдяетен не только
правильный отвод ‘территорий AIA прел-
приятий, но и разумное, экономичное п
красивое расположение зданий на участке.
Нередко можно наблюдать, что основные
заводские корпуса оказываютея удаленны-
ми в глубь участка или выходят на второ-
степенные проезды, в То время как невы-
разительные подсобные и складские по-
стройкя выводятся на городские магистрали.
	Профессор И. НИКОЛАЕВ,
	доктор архитектуры.
		Взять, например, Челябинск, до револю-
ции грязный деревянный город куппов. В
течение первой сталинской пятилетки Челя-
бинск: становится центром тракторной про-
мышленности. Тракторный завод освамвает
огромную территорию, по соселетву возни-
кает жилой район еще большей плошади с
многоэтажными комфортабельными домами
для рабочих. школами, Дворцом культуры,
	Прилив многотысячной массы рабочих
вызывает новые потребности, выходящие за
рамки заводском района. Перерождается
весь город. В нем открываютея вузы, етро-
ATCA здания кино, огромной гостиницы,
больниц, детских садов и яслей, устраи-
ваютея парки и скверы. Улицы заливают
ея асфальтом, прокладываются трамвайные
линии, реконструируются водопровод и кз-
нализация.

В последующие годы приток населения
в результате строительства новых пред-
приятий все увеличивается. Челябинск ce-
годня — огромный благоустроенный город,
причем трудно решить, где он чище и кра-
сивее — в районе тракторного завода или
в центре.

То же самое можно сказать о Свердлов-
ске, Запорожье, Новосибиреке, Куйбышеве
и многих других городах. Самое поразитель-
ное в этой быстроте превращеная старых
городов России в индустриальные, социали-
стические заключается в том, что пол-
ностью изменились прежние представленяя
0 самих зэводах, их ‘архитектуре, их @лаго-
устройстве. Коллективы заводов стали ини-
циаторамн озеленения в городах.

Площадки некоторых заводов, например,
завода «Калибр» в Москве, превратились
в зеленые парки. Опыт озеленения терри-
тории завода «Калибр» интересен тем, что
передовой рабочий коллектив не ограничил-
ся благоустройством собственно заводской
	площадки, а вышел за заводскую ограду,