ПОНЕДЕЛЬНИК, 1 МАЯ 1950 г. № 104 (10253)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ССФР

я ДА. ААА а, Е не NON I

eee eee
	‚Великии день
	ASNT TN EETTTEEL TEE TTA
	По всей земле великий Май
Идет упорным, бодрым шагом.
С высот победных
	Мирным флагом
По-братски машет нам Китай.
	И в странах новых демократий,
Благословляя вольный TPYI,
	Друзья
Советским людям шлют
	Тепло своих рукопожатни.
	В любой далекой стороне
Растет в народе жажда мира.
Весна идет без конвоира!
Открыт повсюду

Путь весне.
	Tpyo
	Ее и туча не заслонит,
И ветер не преграда ей.
Она зовет .

Простых людей я
И в Лондоне, и в Вашингтоне.
	Великий день —

День клятвы честной:

Мы дело мира отстоим
Своим единством боевым,
Своей борьбою повсеместной!
	И надо, чтоб дружнее шли
Колонны праздничного Мая,
Заветный час предвозвещая

Всем труженикам
	Всей земли!
Александр ЖАРОВ.
		вляющий пример

_ Всякий раз, когда я думаю о советских

ВА. ee зас ь > к а на
	женщинах, о женшинах моего родного
Азербайджана, меня охватывает чувство
радости и гордости за нашу великую po-
дину. Перемены, которые произошли в на-
шей республике за годы совелекой власти,
тах чудесны, уснехи, достигнутые наши-
ми женщинами, елоль значительны, что
порой кажется: да было ‘ли на самом
деле то многовековое страшное прошлое,
когда женщина Востока была рабыней,
затворницей, скованной цепями средневе-
козых’ законов и обычаев?!
	На международных женских конгрессах
и конференциях в Москве, Пекине, Праге
мне не раз приходилоеь видеть, с каким
восхищением слушалн делегатки зарубеж-
ных стран рассказы 0 жизни советеких
женщин. Слушая нас, они верят, что
жизнь может быть прекрасной, они с на-
деждой смотрят вперед, активнее борются
за свое будущее. 7

Но я вспоминаю и другое. Горечь и боль
звучали в словах делегаток колониальных
и зависимых стран. Особенно памятно
мне выступление предетавительницы Ифа-
на Фарохи на конференции в Пекине.
Я слушала ее скорбный рассказ, и передо
мною ветавало такое же безрадостное про-
шлое азербайлжанекой женщины до рево-
люции — беспросветная ночь, которую не
сменял день, не рассеивал луч солнца.

Фарохи говорила, чю в Иране женщи-
на — рабыня. За свой изнурительный труд
она получает только шестую часть ничтож-
ного заработка мужчины. Там нет и в
помине государственного здравоохранения.
Конечно, нет там ни детеких садов, нн
яслёй. Летей своих работницы Ирана бе-
рут с собой на фабрику я привязывают кв
станкам, а чтобы малыши не плакали, —
дают ‘им наркотики. Детская смертность
в Иране достигает 80 процентов. 0 дет-
ском образовании государству заботить-
ся «некогла»: 85 процентов населения
Ирана неграмотно. Вместо школ для детей
существуют тюрьмы...

Так живут наши  сеетры-женщины
Иранекого Азербайджана, по ту сторону
Аракса.

Иная, светлая судьба у советских жен-
шин, живуних под немеркнущим еолнцем
Сталинекой Конституции, Ленинско-сталии-
ская национальная политика обестечила
всем республикам Советского Союза блестя-
ший расцвет во всех областях экономики
	и культуры. Б ногу со своим народом идут
свободные женщины, поднявииеся к вер-
пгинам трудовой и общественной деятель-
ности. Раскрепощение женщины — одно из
самых значительных завоеваний советской
власти.

Давно ли в двухклассном женском учи-
лише старого Баку ззербайджанки чиели-
лись единицами! Теперь вы увидите их B
аудиториях выеших учебных заведений, В
технических училищах, в просторных и
светлых классах срелних школ. Половину
всех студентов и учащихся в нашей рес-
публике составляют женщины, Среди уче-
ных Совелекого Азербайджана, среди на-
ших докторов и кандилалов наук -—— около
100 азербайджанок. До 500 женшин -—
научные работники.

Партия Ленина— Сталина открыла жен-
щине широкую дорогу к радостному твор-
ческому труду на производстве, На нефтя-
ных промыслах, на различных предприя-
тиях у нас успешно работают десятки ты-
сяч женшин — оператоды, техниюи, инже-
неры, командиры производства.

Многие тысячи жентин-—мастеров кол-
хозного производства своим самоотвержен-
ным трудом из года в год умножают ботат-
ства нашей родины. Более ста колхозняц
Азербайджана удобтоеню звания Героя Co-
циалистического Труда, более 1.200 награ-
ждена орденами и медалями.

Женщины активно участвуют в управ-
ления  республикй и всей страной:
93 ‘жениитны Азербайлжана посланы наро-
дом в Верховный Совет СССР и в Верховный
Совет нашей республики: более семи тысяч
	женикин —— депутаты местных Советов.
Не сразу вырвались наши женщины из
		вековых пут унизительных ‘патриархаль-
ных законов и обычаев. Можню привести
	мното примеров того; как в первые годы
	революции передовые женщины преодоло-о
вали бесчисленные пренятствия на пути в.
	новой, свободной и светлой жизни.

Вот Захра Керимова — министр социаль-
ного обоспечения Азербайджанской ССР.
Она родилаеь в семье чернорабочего, девя-
тилетной девочкой пошла в прислути к
местному богачу. Способная, пытливая,
Захра через три года постущила работать
в чулочную артель и начала посещать
школу ликбеза. Захре очень хотелось учить-
ся дальше, и через некоторое время ее по-
слали`в совпартшколу имени Шаумяна.
Там она получила среднее образование.
	Потом училась в Высшей партийной школе.
	при ПВ ВКП(б) в Москве, выполняла OT-
ветственную работу. Стала министром.
Талантливая перина Шевкет Ханум Ма-
медова — одна из первых азербайджанок
выступила на ецене с открытым лицом. Рев-
ностные хранители старины грозили убить
молодую артистку, открыто преследовали
ее, Но Мамедову охраняли советские зако-
ны. Она стала любимой певицей в нашем
оперном театре. Ныне Мамедова — народ-
ная артистка СССР, профессор, декан ве-
кального факультета Азербайджанской го-
суларетвенной консерватории.
	Так пробивали себе дорогу женщины Ha
заре советекой власти. Сегодня наши 0-
ветские девушки не знают этих трудностей
и препятствий. Перед ними — широкий,
прямой путь!
	Биография Зулейхи Сеид-Мамедовой —
обычная для азербайджанских девушек в
наши дни. Она родилась в Баку, в 1915
году, в семье бухгалтера. В 1932 году
окончила среднюю школу и поступила в
Индустриальный институт. Успептно окоп-
чив институт, Зулейха пожелала стать лет-
чицей и овладела этой профессией в Ба-
кинском аэроклубе. В 1938 году она была
направлена в Москву, в Военно-Воздущную
академию имени Жуковекого и окончила ее
	в 1941 году.

Одна из первых азербайджанох, Злой
ха стала штурманом авиаполка, зат
жила в штабе соединения. 38 Во
боевые действия Зулейха Сеид-Мамелова

награклена тремя орденами и медалью. Ге-
	перь она — секретарь Ц ЛЕСМ Азербаи-
джана, депутат и член Президиума Верхов-
ного Совета Азербайджанской СОР.
	В 1948 году в составе советекой деле-
гации Сеид-Мамедова была в Индии на кон-
ференции молодежи стран Юго-Восточной
Азии. В 1949 году ездила по приглаше-
нию молодежных организаций в демократи-
ческую Румынию.
	Советекая власть открыла всем женщи-
нам — молодым и старым—широкую дору-
гу. Мать Зулейхи, Мина Алескеровна, д
революции была неграмотной домашней хо:
зяйкой, при советской власти стала врачом
Сестра Сима — инженер-технолог. \
	Захрз Керимова, .Ханум. Мамедова, 35- -
лейха Сеид-Мамедова—сколько таких жен-
щин в Советском Союзе! Они выросли по-
тому, что партия большевиков и советекое
правительство неустанно заботятся о них.
Их стремлений, их роста не сковывает, Kak
когда-то, тяжелый ‘и мрачный быт. Всем
известно, как много сделано в нашей
стране для действительного раскрепощения
женщин: пеирокая сеть детских садов,
яелей, специальных лечебных учреждений,
многомиллионные тосударственные асеигно-
вания на пособия многодетным матерям. Все
это помогает нашим женщинам растить де-
тей и одновременно расти самим. И они
пдут вперед, уверенные и сильные, по доро-
гам вдохновенного творческого труда, о
ственной деятельности, науки.

Been своим ечастьем, всеми своими age
стижениями наши женщины обязаны &0-
ветской власти, родной коммунистической
партии, ‘бессмертному Ленину, великому
вождю, учителю и другу товарищу Сталину:

Чимназ АСЛАНОВА,
	депутат Верховного Совета СССР.
	голая могучая, красная от загара грудь;
Круглая шапочка лихо сдвинута. Широкое
лицо пылает румянцем. Он идет вразвалку,
походкой моряка, вышедшего погулять Wa
суше. Разговаривает он не без некоторой
небрежноети человека, знающего себе цену.
	Это Шохор Турунтаев.
		Весна по
	От подмосковных сел и от окраин 4е-
нинграда, от волжских берегов и от пред-
горий Кавказа гнали советские воины чер-
ную фашистскую силу, громя и уничтожая
ее. И догнали до самого сердца гитлеров-
ской пмперии. И здесь в беспримерной бер-
линской битве разбили наголову. Это было
такой же светлой, благоуханной, как нынче,
весной.

Великое берлинское сражение длилось
две недели.

Против советских войск стояла основная
масса гитлеровских вооруженных сил.

Так было и в 1942 году, когда волж-
ская твердыня Сталинград героически сдер-
живала натиск гитлеровских полчищ.

В те дни англо-американские войска
воевали только в одном пункте, на неболь-
шом и второстененном ЧЛивийском театре
войны. Но не на эту, как тогда ее назы-
вали, «африканскую кадриль» между
Монтгомери и Роммелем было обращено
напряженное внимание человечества. Bee
понимали, что судьбы мира решаются у
берегов Волги,

Даже когда в Европе образовался, нако-
нец, второй фронт, он не оттянул на себя
се Востока ни действующих вооруженных
сил фашистской коалиции, ни ее резервов.
Судьба мира попрежнему решалась Совет-
ской Армией.

Великий полководец товарищ Сталин во
всех подробностях и деталях разработал
Берлинскую операцию, этот последний удар
по гитлеровской военной машине.

_16 апреля 1945 года в 5 часов утра
еще было темно. Внезапно в весенней
влажной тишине разом взревели 22 тыся-
чи орудийных стволов. Силу этого звука
изобразить невозможно. Никогда ее «бог
войны» не разговаривал таким громовым
голосом.

Титлеровская оборона была рассечена.
В прорыв вливались танковые соединения.
Советские войска выходили на фланги
	противника. окружали и истребляли фа-
		шистекую армию по частям.
А там, на Западе, Монтгомери и Брэдли
CO стремительностью. которой им так не-
	лоставало раньше, пустились взануски BK.
	Берлину. Это походило на скачки без пре-
пятетвий. Был в Берлине человек, который
ждал их с истерическим нетерпением;
Титлер.   ,

Бой постепенно  сгушался к центру. 00-
ветские воины драливь с упоением, чув-
ствуя, что заколачивают последние гвозди
в гроб гитлеровского фашизма.

30 апреля на куполе рейхстага взвилея
красный флаг, водруженный смелыми со-
ветскими воинами. Но уличные бои дли-
лись с прежним ожееточением. Фашисты
все еще ждали «епасителей» с Запала.
	за день до полного разгрома Геббельс
уверял, что с Западного фронта все вой-
ска сняты и илут выручать Берлин. Но ©
Западного фронта нельзя было отзывать
войска по той простой причине, что их
там почтя и не было.
	Те, кому довелось после капитуляции
побывать на запад от Эльбы, были пора-
жены мирной нетронутостью тех меет по
сравнению с искромсанными в боях земля-
ми Восточной Германии. Невозможно было
обнаружить в Западной Германии следов на-
земных боев. Не было видно даже оборони-
тельных рубежей, которыми гитлеровцы так
тусто нанитиговали Восточную Пруссию,
Померанию, Бранденбург. Фашисты остави-
ли дверь на Запад непритворенной.
	‚ ...Моросилю. Шерила Потедамекого моста
блестели. Немецкий полковник, дрожа нето
от сырости, нето от волнения, извлек из-
под влажного плаща бумажку и протянул
ее нашему офицеру. Там было написано:

«Полковник генерального штаба Теодор
фон Дуффин является начальником штаба
56-го танкового корпуса. Ему поручено от
моего имени и от имени находящихся в
моем распоряжении войск передать раз’яе-
нение. Генерал Вейдлинг».

...Частупило утро 2 мая. Через наш пе-
редний край шагали три немецких renena-
	Быть может, нигде в Москве не чув-
ствуешь весну так полно и так явственно,
как на Ленинеких горах.

Здесь, стоя у крутого склона, убегаю-
шего вниз, видишь на откосах влажную
землю, еще изрытую бороздками от весен-
них ручьев, и первые язычки травы, как
язычки зеленого пламени, и голубой роб-
кий глазок медуницы, и оперенье молодой
зелени на ветвях... А внизу, вдалеке вид-
на Москва, новые ее дома, облитые золо-
том лучей, блеск окон, отражающих солн-
це, далекий отевет кремлевских звезд и
расписные, вьющиеся, кудрявые дымки...

Но едва обернешься.-— глазам твоим от-
	кроются на фоне светлого неба могучие
очертания стального каркаса.
	На вершине темнеют движущиеся точ-
ки,-— это работают монтажники. Веныхи-
вает слепящий свет сварки, ветер раздувает
золотые хвосты искр. Рядом с нехитрой
архитектурой пригорода, рядом с зеленью
деревьев, кустарников, трав возвышаются
торжественные контуры будущего монумен-
тального здания.

Это каркас высотного здания Московеко-
TO государственного университета.

Попробуем пройти на территорию строи-
тельства,
	В первую минуту многое покажется вам
знакомым, и прежде всего загорелое лицо

инженера, шагающего по деревянным моел-
кам 023 пальто, е ленточками фронтовых
орденов на пиджаке. Многое выглядит зна-
комым по дороге на стройку, и начинает
казаться, что уже ‘видел все это, — быть

может, на Урале, или на стройке в Запо-
рожье, или в Грузии...

Но едва приближаешься к тромаде ме-
таллического каркаса, как ощущение сход-
ства еразу исчезает.
	эдесь нет грохота камнедробилок и бето-
номошалок. Даже шумы здесь другие, —
вдруг зажужжит  рялом, как огромный
пмель, мотор портального крана; осторож-
HO CBHCTHET MOTOBO3, Talla на эстакалу
	нагружевные платформы; раздается вибри-   носта.
	‚еды
	ла: Вейдлинг, Шмидт-Данквардт и Ветали.
За ними — три немецких солдата, нагру-
женные тенеральскими чемоданами. А че-
рез некоторое время громкоговорители про-
ревели по-немецки над Ферлином приказ о
капитуляций.

Жалкие остатки разгромленного гитлеров-
ского воинетва капитулировали.

Лучшая часть немецкого народа c He-
притворной радостью встретила свое осво-
бождение от фашистского тнета. С глу-
боким удовлетворением читали берлинцы
исторические словз, начертанные на пла-
катах, выставленных на улицах: «Гитлеры
приходят и уходят, а народ германский,
а германское государство остается...»

Езце в ходе боев выявились антифашиет-
ские настроения у населения. Один из
штабных офицеров Гитлера, Гергард Больд,
свидетельствовал в своих воспоминаниях:
«Один офицер из южного района сообщил,
что бывшие ‘пленные немцы из «армии
Зейдлица» оказывали русским неоцени-
мые услуги, указывая им дорогу. Я дело-
жил это генералу».

8 мая в Карлхорсте, в небольшом двух-
этажном доме с четырехгранными колон-
нами и черепичной крышей, был подписан
акт о капитуляции.
	Делегацию немцев возглавлял Вейтель.
Он приоделся для этого случая, даже за-
хватил свой маршальский жезл. orga он
поворачивался, вее на нем искрилось — от
монокля в глазу до золоченого креета где-
то на животе. Он хотел казатьея величе-
ственным. Он был смешон и жалок.
	Вроме него, побежденные фаптиетекие во-
оруженные силы представляли генерал-
	полковник авиации Штумпф, преемник 1е-
	ринга по командованию военно-воздушны-
ми силами Германии, низкорослый толстяк,
расточавший льстивые улыбки, и генерал-
адмирал Фридебург, то и дело сгибавший в
униженных поклонах свое длиниое сель-
деобразное тело.
	Имена этих двух битых фашистских вое-
начальников неожиданно веплыли в на-
ши дни. Сейчае в Тризонии, © благосло-
вения англо-американского штаба, в0ссоз-
дается армия под видом западно-герман-
ской «полиции». Штумиф  сколачивает
военно-воздушные силы, маскируя их JE-
чиной «коммерческой авиации». А Фриде-
бург вместе с другими гитлеровскими ад-
миралами, Макензеном и Шульце, возрож-
дает военно-морской Флот, гримируя его
под «торговое мореплавание».
	Титлеровекие генералы напялили свои
старые мундиры и созывают под знамена
недобитую  гитлеровекую нечисть. Они
чувствуют себя превосходно в новом фа-
пгистеком заповеднике, подкармливаемые,
как некогда Гитлер, американскими креди-
тами. Они изгнали из своей памяти и бег-
ство из-под Москвы, и разгром под Сталин-
градом, и поражение под Вуреком, и конец
в Берлинб, и Карлхорет. и капитуляцию.
	Но народы мира помнят все. Уэлльекие
пгахтеры и лофотенские рыбаки, рурекие
сталевары и алабамекие хлебопашиы зна-
ют, кому они обязаны своим спасением.
Американский народ не выступает у мик-
рофонов с истерическими агрессивными
призывами и не публикует в «Лайфе»
развязных антисоветских статей.. Ни ра-
дио, ни печатные станки не принадлежат
	‘там народу. Амепиканекий народ помнит
	и знает, кому он обязан тем, что на его
континенте не было ни разрушенных го-
родов, ни испепеленных полей, ни горя
миллионов влов и сирот.
	И в эти весенние сияющие дни благо-
дарная память народов с новой силой об-
ращается к спасителю мировой цивилиза-
ции — могучему Советскому Союзу, вели-
кому Сталину. влике поджигателей войны,
уоллетритовских толетосумов и недобитых
гитлеровских молодчиков, противостоит все
передовое человечество, сотни миллионов
людей, борющихея за мир вместе с великим
нсборником мира —— советским народом.

ные! Rak корыстны подражатели в каждом
творческом деле!

За последнее время в капиталистиче-
ском мире эта корыеть выродилаеь в Не-
что четкое — в грубую разрушительную си-
лу; прямо товоря,— во вредительство. Ца
конце его стоит война.

Товариш Сталин не раз говорил о в03-
можности сосуществования двух систем —
капиталиетической и социалистической.

Речь идет о мирном соревновании. Мы
не сомневаемел в результатах этого сорев-
нования. Сомневаются наши противники,
и потому они и днем, и ночью думают о
войне. .

Был период, когда им казалось, что 0б-
ладание новым техническим изобретением
релгит их успех. Этот миф развеялея. Оста-
лась одна торонливость: скорее, скорее ис-
пользовать количественные возможности
как свои преимущества.

Но, быть ‘может, этих преимуществ и
нет?

Главное, что у наших противников нет
идей, за которые стоило бы стоять на-
смерть, как стояли советекие люди в пе-
риод гражданекой войны и Великой Отече-
ственной войны. Пусть империалисты по-
мнят, что затеваемая ими авантюра может
дорого им обойтись.

Первое мая есть праздник труда. Это
праздник созидания будущего мира. Вее,
что мешает действительному прогрессу че-
ловечества, будет отметено ходом истории.

Мы верим в наши идеи, верим нашему
мудрому руководству, во главе которого
стоит великий Сталин.

Академик А. СПЕРАНСКИИ.
	равных
	Нельзя трудиться для разрушения. Сила
труда советских людей — в созидании. Ш
самой природе своей они — строители.
Мы строим большую мирную, справедли-
ВУЮ жизнь.

В борьбе за мир на земном шаре у нас
много союзников. Но ни для кого не сек-
рет, что мы переживаем сейчас период,
когда агрессоры нытаются разжечь войну.
Нам она не нужна. Она не нужна никому
из здравомыслящих, добрых и трудолюби-
вых людей. Если эти вопросы мы обеуж-
даем, то только вынужденно.

Нас пытаются запугать, однако в этом
случае запугивают людей, которые He
боятся. Это не люди, бросающиеея от стра-
ха с шестнадцатого этажа, как поступил,
например, небезызвестный Форрестол.
	Почему мы ничего не боимея?. Почему
мы празднуем Первое мая как мирный
день?

За годы советской власти мы’ показали
себя более смелыми, чем нас представляют
некоторые, Более смелыми и в идеях, и
в политике, и в науке.
	Я смею говорить только о науке, но 0
науке как о государетвенном деле.

Мы верим, что настоящая наука — все-
гда мировая. Но мы не верим, что миро-
вая — это значит западно-европейская или
американская наука.
	Мы хотим, чтобы наука служила не 00о0-
гащению тунеядцев, а народному благу.
Так мы ее строим и будем строить. Для
счастья трудящихся и вопреки всем злоны-
хательствам мелких ремесленников науки.
	Kak бескорыетны были подлинные уче-
	э семье
	На-днях я был в театре Сундукяна.
ПТел спектакль «Эти звезды наши». Это—
спектакль о новых людях столины Арме-
нии. В образах, созданных актерами, зри-
тели видели себя, а ‘актеры узнавали в
зале своих героев — горожан.

Но в зале присутствовали не только го-
рожане. Рядом с’ ними занимали” места
колхозники и хлопкоробы из Арташата.
Это не были гости из армянской деревни,
обычно прибывающие в свою столину на
большие народные праздники. Нет! Это
были такие же обычные зрители, как и
горожане. Они приехали в Ереван на сво-
их «Москвичах» и «Победах», чтобы по-
смотреть очередной спектакль. Поездки
колхозников в город на собственных ма-
шинах тоже стали бытом. а. посещения
	спектаклей лучших театров. Еревана —
жизненной потребноетью.
Богата, многообразна, красива жизнь
	нашего города. В вечерние часы город
тонет в море’ огней. Из широких окон Го-
сударетвенной филармонии нежным разли-
вом растекаются мелодии. Это несутся пес-
ни народной радости, песни любви и пре-
данности великому зодчему коммунизма
товаришу Сталину, © именем которого свя-
зано счастье Советской Армении.
	Гурген БОРЯН.
	Моя речь сегодня будет итти о городе
Ереване, о замечательных людях pecny6-
ТИКИ.
	Социалистический Вреван — город, где
особенно зримы черты нового, блатородные
помыслы и стремления его жителей.
	Город бурно растет, Конечно, ‘он должен.
	расти и: строиться —— это закономерно. Ho
Ереван не просто строится, он обновляется.
Мы вилим его завтра,
	Вот проспект имени Оталина. Широкой
лентой он устремилея на запад и по ажур-
ному каркасу моста Победы перекинулея
через ущелье на другой берег Зангу —
здесь также Bee благоустраиваетея. Вот
проспект имени генерала армии Баграмяна,
весь застроенный новыми жилыми домами.
Он весь в розовом еиянии армянского ту-
фа. А напротив— на высоком Ванакер-
ском плато уже поднимается величествен-
ный монумент Побелы. :
	Тоди новой Армении-—это люди больших
творческих замыслов и-свершений.
	Президент Армянской Академии наук
известный  абтро-физик Виктор Амбарцу-
мян, вместе CO своим молодым ‘коллегой
Маркаряном улостоившийся совсем недавно
Сталинской премии первой степени, в
своей обсерватории близ Еревана открыл и
изучил новый тип звездных систем («эвезд-
ных ассоциаций»).
	небол
	Bech каркас ралиофицирован; гле-то в
вышине раздаются трубные голоса монтаж-
ников,  переговаривающихея © помощью
микрофонов. И вдруг среди величественных

конструкций чей- TO голос весело кричит:
«Майна!».
	>

И сразу вспоминается Одесский порт,
запах водорослей и канатов, арбузные кор-
ки, плавающие по масляниетой воде... Как
уцелело, как пробралось сюда, на мног-
этажную ‘радиофицированную высоту, в
мир труда, точного, как геометрия, это ело-
вечко из жаргона черноморских портовых
грузчиков? «Вира!»—кричит друтой голос,
и металлическая балка медленно плывет
вверх, поднятая краном...

Пройдем и мы по этажам конструкции
вверх.

Не нужно думать, что нам придется ка-
рабкаться по. подвесным трапам. Шо удоб-
Ho металлической лестнице мы будем по-
дыматься с этажа на этаж. В проеветах
каркаса далеко видна Москва, и все шире
даль, все ошутимей чувство высоты...
	По широкому помосту цепкой, спокойной
походочкой идет монтажник. Толстый пояс
с кольцом, как у пожарного, напоминает
о Том, Что монтажник спустился © места
менее безопасного, чем этот помост. У мон-
тажника умное, крестьянской складки ли-
ЦО, внимательные, очень яеные глаза. Это
Петр Васильевич Жаворонков, бригадир.

Биография ‚Жаворонкова — это биогра-
фия многих наших строителей. Разговари-
вая с Бим, вспоминаешь, как возникал за-
вод, выпускающий сейчас веем нам 3Ha-
комые машины «Москвич»; как подыма-
лись конструкции Горьковского автозавода:
как росли мартеновекие цехи «Лзержил-
ки»; как прорезывалиеь могучие очерта-
ния первой домны у Магнитной горы; как
повисла над Москвой-рекой плавная дуга
нового моста... Жаворонков работал на Beex
этих стройках. Он прошел великую школу
пятилеток, накапливая трудовое маетер-
ство. Одним из первых он пришел на
	жизни монтажника такие скитания были
OOLIGHD!.
	После Отечественной воины он снова по-
пал в Донбасс. Он увидел взорванные мар-
тены, разрушенные шахты. Громадные коч-
струкции цехов, которые он когда-то мон-
тирозал, были скручены пиопором от взры-
ва. Шестаков отетраивал цехи с жаром и
неутомимостью человека, строящего свой
дом для большой, долгой мирной жизни. Он
посадил тополь у Входа на завод и видел,
как на этом тополе закудрявилиеь молодые
листья. Была весна, жаворонки пели на
полях, и казалось, что птицы вернулись
на родину вмеете с нами.
	Из Донбасса Шестаков приехал в М-
CRBY.
	На высотной стройке МГУ бригада Ше-
стакова идет велед за установщиками, вы-
веряя положение колонн. Шестаков точен,
быстр, инициативен. Это монтажник хоро-
шей ‘культуры, представитель новой шко-
лы строителей.
	Попробуйте поговорить © Цорфирием
Якимчуком, пожилым, добродушным укрз-
инцем е висячими, как у Тараса Бульбы,
усами. Он раскроет перед вами поистине
многокрасочную ° летопись строительства.
Слушая er рассказы. увидишь молодые
заводы первых пятилеток... Макеевка и
Мариуполь, Кривой Рог и Днепродзержинск,
Сибирь и Урал, плотины Днепрогэса и
Библиотека имени Ленина... И. наконен,
	как у многих других,— высотная етройка
на Смоленской плошали.
	эдесь, на Ленинеких горах, Акимчук
подготавливает конетрукции к монтажу.
Распушив свои сивые казацкие усы, он
«хозяйнует» возле огромных колонн,
осматривая их строгим оком. Он покажет
вам, где у колонны «перо», Tie «етуль-
чик», а тде «рыбка», и, кажетея, сейчае
похлопает ее по жесткой, строгой плоско-
сти, как хлопают доброго коня...
	На самом верху каркаса видна коре-
настая фигура. Кое-кто на помосте, видимо,
узнавт монтажника. «Прохор орудует», —
говорят одни. «Орел!» — говорят другие,
вематриваясь.

Накопец, монтажник спускается сверху
на помост. Ватник его распахнут, открыта
	строительство высотного здания на Омолен-
ской плошади и ушел оттуда тотда, когда
был смонтирован последний этаж стальну-
го каркаса. a
	Еели первые стройки были его школой,
то высотное здание на Смоленской площа-
ди было для него, как и для других мон-
тажников, рабочим университетом. Еще 10
строительства на Ленинских горах там, на
высотной стройке Смоленской, Жаворонков
проходил высшее образование монтажника.
Там обогатилось и отшлифовалось его ма-
стерство. В лице Жаворонкова и многах
ето товарищей формировалась совершенно
новая категория передового рабочего: ста-
хановец-высотник,.
	эдесь, на высотной стройке МГУ, собра-
лись монтажники различных ноколений. №
примеру, бригадир Павел Семенович Цуря-
лин начат свою работу еще до войны 1914
года. Мальчишкой отец привел его на
строительство моста. Сейчас Цурилину
больше пятидесяти лет, это человек с
обветренным лицом, очень  степенный,
неторопливый в речах и движениях.
Неторопливо и степенно он трудится на
самой вершине растущего каркаса, рае-
ставив людей своей бригады так, что
они выполняют весь. комплекс работы — и
установку, и выверку, и подгонку узлов.
Ничто в его осанистой, солидной фигуре. не
говорит о лихоети бесстратния, присущего в
нашем воображении профессии высотника.
Но в совершенно новых, небывалых в ‘его
жизни условиях, на громаде уходящей в
небо конструкции, он сумел так применить
свою русскую смекалку, что у ео бригады
многому можно поучиться.

Монтажник Семен Иванович Шестаков
принадлежит к иному поколению. Это чело-
век «тридцатых годов». Он строил копры
в Горловке, монтировал цехи в Енакиеве,
строил домну в Вривом Роге. В Средней
Азии он работал кленальшиком на етрои-
тельетве железнодорожных мостов, видел
песчаные бури, узнал, как неутолима мо-
жет быть жажда в сухой, неподвижный
зной. В Абхазии он строил мост через
вертлявую и злую горную речку и в 0бе-
денный час пил кислое малжари, раеполо-
жившись под эвкалиптом. При любой другой
профессии он показалея бы нопоселой;: в
	руюший треск электросварки. Высоко на-
	верху оесшумно движетея стрела башенно-
  0 крана, на конце ее можно различить
	евободно висящее тело металлической ко-
лонны. Колонна уже «обстроена», на ней
монтажная лестница,  крючья... Стрела
останавливается; возле колонны видна фн-
гура монтажника, он деловито и спокойно
устанавливает колонну ва положенное эй
место, и стрела важно уплывает назал,
словню  гигантекая птица, приносившая
корм своему птенцу,
	Мы привыкли любое явление расемат-
ривать не изолированно, 3 в совокупности
се другими явлениями. Это строительетво
CTOHT в широком творческом ряду созида-
ния, и, если оглянуться ‘назад, можно
увидеть, какой большой, какой славный
путь ведет к могучим высотным зданиям.

Этот путь прошла наша строительная
индуетрия, этот путь прошли архитекторы
и планировщики, инженеры и конетрукто-
ры, монтажники и каменщики. Вее они
пришли сюда во вееоружии трудового опы-
Та. `Это люди просторной, веселой судьбы,
много лет дышащие воздухом огромных
строек, и удивительная биография их Tee-
Но связана с биографией нашей етраны.
	Бысоко над землей неторопливо, как в
домалинее креелю, усаживается в подвесную
люльку сварщик. Сварфщика называют
аристократом, он приходит, когда монтаж-
ники вое закончили, вее подготовили для
него, даже подвесили люльку. Ему остается
намертво закретить смонтированную чазть
конструкции. Его энергетическое хозяйство
переезжает вместе с ним, подымаясь с эта-
жа на этаж.
	Рядом идет монтаж другой колонны.
Монтажник-выверщик смотрит, нет ли у
колонны отклонения; геодезиет проверяен
специальным инструментом, стоит ли ко-
лонна в проектном положении. Счет Tre
на миллиметры. 910 — математика монта-
жа, строительетво, великоленное в своей
отрогой, суховатой,  взыскательной “9ч-
	Но едва вы затоворите с Турунтаевым о
работе, как вит его меняется. Речь стапо-
витея деловой и точной. Ватник попреж-
нему лихо распахнут, но высокохерная
небрежность исчезла.
	Турунтаев обладает даром зажигать лю-
дей. В свою бригаду он подбирает толь-
KO молодежь. Он сам лихо работает и лю-
бит, чтобы на него смотрели C восхище-
нием. Молодежь идет к нему © охотой. Из
бригады Турунтаева выходят закаленные,
смелые, опытные монтажники.
	Турунтаев побывал на крупнейших
стройках страны. Он был одним из первых
верхолазов, ‘устанавливавитих звезды на
башнях Кремля. За восстановительные ра-
боты 50 время войны он получил орден
Ленина. У него истинный талант монтаж-
ника. Простая душа его полна любви к

труду. Глядя на Турунтаева, вспоминаешь
русских богатырей...
	эдесь, Ha высотной стройке, видишь,
как тесно переплетаются золотыз жилки
человеческих дорог. С гордостью и уваже-
нием ощущаешь размах и. мощь мирного
созидания, зрелую силу советских zwei,
	Есть на этой стройке сзоя звезда. В
дни праздников она загорается на самой
верхней точке каркаса.
	{ ноября минувшего года она горела
еще невысоко от земли. В декабрьекий
праздничный день она поднялась выше, не-
ся, как поздравление, светящуюся цифру
«70>, В весенний день Первого мая она
зажжетея высоко в светлом небе. Й каждый
строитель, уходя после работы с площадки,
много раз оборачивается и ловит ее свет,
и ищет, где, на каких улицах он вилен.
	Но свет этот виден очень далего, даль-
ше, чем ловит наш глаз.

Свет нашей звезды, свет нашего мирно-
го, благородного, созидательного хруда ви-
ден и дорог всем простым людям мира.
	Татьяна ТЭСС.