ВОСКРЕСЕНЬЕ 14 МАЯ 1950 г. № 114 (10263)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	депутаты
	Председатели ‘колхозов идут сюда за I0-
мощью, за советом. ,

В Засосне  говерят, что предеелатель
сельского ‘Совета тов. Черменево «органи-
зовал дружбу председателей колхозов». И
это правда.

Сельский Совет — арбитр социалиетиче-
ского соревнования между колхозами. Он
помогает ототающим и ‘отмечает. передови-
ков. `Юженедельно. на специальной доске в
сельском Совете вывешиваются последние
ноказатели  межколхозного соревнования.
Элюй мичуты все ждут е нетерпением. Co-
бираютея бригадиры, рядовые колхозники,
горячо ‘обсуждают результаты соревнования.

Здесь же, в сельском Совете, висят до-
ска почета и лиетовки-«молнии» 9 доети-
жениях передовиков сельского хозайетвя.

Соревнование помогло почти полностью
ликвидировать палеж скота. Государствен-
ный план развития животноводства в про-
илом году был выполнен по лошадям на 121
процент, по крупному рогатому скоту — на
113, по свиньям — на 111. процентов.

Ни один предеедатель, ни одно правле-
ние голхоза не принимают важных реше-
ной, не посоветовавшиеь © свельским Co-
ветом, с партийной организацией.

Иеполком и ето председатель накопили
большой опыт руководства современным
крупным механизированным  колхозным
производством. 0б этом зчают в районе, и
потому в Завосне не ветретишь районных
уполномоченных по проведению  сельско-
хозяйственных кампаний. Руководители
района спокойны, — засоененцы сами спра-
вятея с любым делом.

„Опыт засослениев пополком Буденнов-
ского районного Совета распространяет
среди других своих сельских Советов.

У засосненцев широкие планы на 6бу-
дущее. Недавно в Воронежеком универеи-
тете читал лекцию член исполкома 3ас9с-
ненского сельского   Совета Алексей Анто-
нович Ловченко. Он сказал, что через
два — три года колхоз имени Сталина бу-
дет исчислять свои доходы уже не милли-
онами, но десятками миллионов рублей,
(Село Засосна превратится в прекрасный
агрогород. Воронежские архитекторы уже
работают над проектом его.

Планы эти реальны, ибо Засосненекий
сельский Совет под руководством партийной
организации сумел широко развить и
использовать общественную инициативу,
активность рядовых советских людей.

А. НИКИФОРОВ.
	Село Засосна, Воронежская область.
	Заводская студия
	КИЕВ, 13 мая, (Па телез. ст соб. норр.).
Широкой популярностью у рабочих завода
«Большевик» пользуется студия изобрази-
тельных искусств, организованная при
Дворце культуры. По вечерам сюда при-
ходят рабочие, инженерно-технические ра-
ботники, служащие и члены их семей,
чтобы изучить элементы живописи, полу-
чить консультацию, прослушать лекцию
по истории искусств.

Многие бывшие слушатели студии
сейчас учатся в хуложественных вузах,
работают художниками. Картины некото-
рых студийцев —Н./ Демяненко «Дуэль
Пушкина», К. Непокончинского «Шевчен-
ко в Каневе», А. Сирош «Пушкин слуша-
ет оперу Глинки «Иван Сусанин» и дру-
гие экспонировалюсь на республиканской
художественной выставке в Киеве.

Коллектив студии сделал целую галле-
рею портретов лучших производетвенников
завода, помогает оформлять красные угол-
ки в цехах, пишет декорации к постанов-
кам драматических кружков. В 1 мая бы-
ла организована художественная выставка,
на которой экспонировалось около 80 кар-
	тин студиицев.
м BORKO.
	  Крупнейший театр Сибири
	НОВОСИБИРСК, 13 мая. (По телеф. от
соб. кобр.). Исполнилось пять лет со дня
открытия Новосибирского государственного
театра оперы и балета. Созланный в годы
Великой Отечественной войны, он стал
крупнейнтим центром музыкальной культу-
ры на востоке страны. За паять лет на
сцене театра поставлено свыше 30 опер и
балетов. Лучигими енектаклями являются
«Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Борис
Голунов», «Внязь Игорь», «Мазепа». ,

В Новосибиреке впервые был поставлен
балет молодого советского композитора
И. Морозова «Доктор Айболит». В проилом
году театр. первым в стране поставил балет
К. Корчмарева «Аленький цветочек».
		 юток приветствий
	ПОДИ НИАИАИИ
	В связи с семидесятилетием товарища
И: В. Сталина приветствия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали:

Торжественное собрание жителей села
Иволгинска, Бурят-Монгольской АССР;

Собрание. колхозников колхоза’ «Больше-
вик», Вадинского района, Пензенской об-
ласти; :

Сотрудники ‘Управления Министерства
государственной безопасности по Новго-
родской области;

Коллектив ‘работников Беднодемьянов-
ского райотделения Министерства государ-
ственной безопасности Пензенской обла-
сти;

Черепановский райком ВКП(б) Новоси-
бирской области;

Коллективы работников Харьковского об-
ластного Управления связи и автоматиче-
ской телефонной станции;

Рабочие, трактористы, комбайнеры, слу-
жащие Ляпичевской МТС Сталинградской
области;

Коллектив учителей и учащихся Вели-
ко-Березнянской средней школы Закарпат-
ской области; .

Колхозники и колхозницы колхоза «Ком-
интерн», Уметского района, Тамбовской
области;

Коллектив учителей и учащихся Сред-
не-Погроминской семилетней школы Ста-
линградской области;

Коллектив студентов, преподавателей и
административно-технических работников
Барнаульского строительного техникума;

Коллектив рабочих и служащих Фило-
новского крупозавода Сталинградской o6-
ласти; р

Рабочие и служащие Чернышковской
МТС Сталинградской области;

Комсомольцы и молодежь Козинского
района Ровенской области;

Коллектив медицинских работников Но-
воархангельской межрайбольницы Кирово;
градской области;

Колхозники и колхозницы колхоза им. Па-
рижской Коммуны, Кахского района, Азер-
байджанской ССР;

Колхозники и колхозницы колхоза им. Ча-
паева, Таузского района, Азербайджанской
CCP;

Колхозники и колхозницы сельхозартели
«Путь Ленина», Вязовского района, Ста-
линградекой области;

Участники торжественного заседания ра-
бочих, колхозников и интеллигенции села
Вагая, Вагайского района, Тюменской об-
ласти;

Собрание колхозников колхоза им. Во-
рошилова, Шацкого района, Волынской. об-
ласти;

Коллектив железнодорожников 4-й ди-
станции пути. Кишиневской железной лдо-
роги;

Колхозники и колхозницы колхоза им. Ва-
тутина, Овадновского района, Волынской
области: -
	Колхозники И колхозницы колхоза им.
Кирова, Подтелковского района, Сталин-
градской области;

Колхозники и колхозницы колхоза им.
Шевченко, Острожского района, Ровенской

области: ;
Участники торжественного заседания пар-

тийных, советских и общественных орга-
низаций гор. Славска и Славского района,
Калининградской области;

Коллектив научных работников, рабочих
й служащих Пензенской областной опыт-
ной станции и Лунинской школы полево-
дов; Е ,
Коллектив слушателей и работников
центральных одноголичных курсов Мини-
стерства трудовых резервов;
	Коллектив рабочих и служащих завода
огнеупорного кирпича Клесовского района,
Ровенской области;

Рабочие, инженерно-технические работ:
ники и служащие Государственного Мо-
сковского завода художественных красок
«Красный художник»;

Коллектив научных работников Институ-
та зоологии Академии наук Украинской
CCP; с

Коллектив рабочих и служащих Лозов-
ской хлебопекарни «Укрглавхлеб» Xapb-
ковской области; .

Собраниё колхазников колхоза им, Ива:
на Франко, Овадновского района, Волын-
ской области;

Колхозники и колхозницы колхоза «Заз
ря коммунизма», Козельского. района, Ка-
лужской области;

Рабочие, служащие и специалисты сов-
хоза «Вперед», Бессарабского Шампанком-
бината, Молдавской ССР;

Коллектив рабочих, служащих и специ:
алистов Сарненской научно-исследователь:
ской станции по освоению болот, Ровен-
ская область;

ники и служащие Инского Химлесхоза
треста «Алтайхимлес»;

Рабочие, служашие и специалисты Чак:
винского чайного совхоза им. Ленина, Ад:
жарской АССР;

Буденного, Ковельского района, Волынской
области;

Торжественное собрание колхозников и
колхозниц ‘` колхоза им. Мичурина, Поим-
ского района, Пензенской области;

Колхозники и колхозницы колхоза нм.
Суворова, Корнештского района, Моллав-
ской ССР;

Собрание трудящихся поселка Яшкино,
Ян:кийского района; Кемеровской облаети;

Коллектив работников Камчатского обл-
рыболовпотребсоюза;

Коллектив рыбаков, рабочих, инженеров,
техников и служащих Черноморского Госу-
дарственного рыбопромышленного треста;

Коллектив рабочих, служащих и специа-
листов Нуово-Заимского зерносовхоза Тю:
менской области;

Коллектив медицинских работников Ло:
зовского района Харьковской области;

Собрание трудящихся города Гурьевска,
Кемеровской области;

Рабочие и служащие откормочного сов:
хоза «Хуторок» Краснодарского края;

Коллектив рабочих и служащих Саратов-
ского областного управления Главнефте
сбыта;

Коллектив учителей и учащихся Выбор:
новской семилетней школы, Вадннского рай-
она, Пензенской области;

Коллектив железнодорожников узла стан
ции Селенга, Восточно-Сибирской ж. д.;

Рабочие, работницы, инженеры, техники
и служащие Харьковского плиточного за
вода им. 8-й годовщины Октября;

Горняки шахты. № 53 Красносулинского
рудоуправления;

Собрание трудящихся Микояновского рай*
она Ханты-Мансийского национального о
руга, Тюменской области;
	Коллектив рабочих и служащих совхоза
«Известия», Близнецовского района, Харь
ковской области;

Коллектив инженерно-технических работ.
ников и служащих Управления комбината
«Краснодарлес»;

Коллектив медицинских работников го
рода Бендеры, Молдавской ССР.
	(Продолжение — в следующих номерах)
	советское строительство
	(орет и его
	пето гоха он выполнен, например, на 162
процента.

В культурно-просветительную комисеию
пришли работать учителя. Они! ортанизова-
ли лекторий. Педагоги Ивченко, Асеев,
Михайлова, Чикалов, депутаты и. активи-
сеты Совета читают лекции в клубах, перед
микрофонами радиоузлов, в полевых станах.

Во время весеннего сева комиссия орга-
низовала доставку в поле газет, ‘книг. поч-
ты, регулярно направляла в полевые брига-
ды коллективы художественной самодея-
тельности.

Сельекохозяйственная комиссия — пер-
вый оргалтизалор сопналистического сорез-
нования между колхозами. Она же взяла
на себя проверку договора © соревновании
между Засосненским сельским Советом и
соседним — Хутореким.

H соревнование это действенное, полтя-
гивает отетающих. Так, например, члены
комиссии во главе с ее предеедателем, де-
путатом сельсовета Ковалевым обнаружи-
ли, что в колхозе Хуторского сельского С0-
вета плохо заботятся о поголовье скота.
Комиссия подняла тревогу, сельский Совет
вмешался в это дело. В результате был по-
строен теплый свинарник.
	Все четыре комиссии работают по пла-
ну, регулярно собираются, часто отчиты-
ваются перед Советом,
	Как же сельскому Совету улалось при-
влечь к постоянной работе актив?

Вот депутат сельского Совета Михаил
Михайлорич Богачев. Он обратилея к евоиу
избирателям © призывом помочь быстрее
восстановить поселок. Шо самообложению
собрали пять тысяч рублей. На эти деньги
были отремонтированы колодцы.

Денутаты являются передовиками кол-
хозного производства.

Бригада, возглавляемая депутатом А. И.
Яицким, вдвое перевыполняет планы ур-
жайноети семенных овощей. Депутат Н. М.
Фесенко, бригадир полеводческой бригалы,
за высокую урожайноеть на своем участке
удостоен правительственной награды.

Депутаты регулярно отчитываютея пе-
ред своими избирателями, и колхозники
всегда знают, как и чад чем работают их
избранники. В пришлом году все 24 депу-
тата неоднократно отчитывалясь перед нз-
бирателями. Исполком несколько раз отчи-
тывался на сессиях Совета.

Умело поставленная  организациочно-
массовая работа Совета, деловитость его
	председателя, энергия депутатов сделали
Совет авторитетным. всеми уважаемым.
	PAY TUERTSUR LEED EETEL TET EEE EEE EEE EEE TT TE
	Сельский
	Вотда советские части освободили от не-
мецко-фашиестеких оккупантов Буденнов-
ский район Воронежекой области, село За-
сосна лежало в развалинах. Враг разрушил
электростанцию, клуб, животноводческие
фермы, теплины и жилые дема знаменито-
го до войны колхоза имени Сталина. От-
ромный фруктовый сад второго засосненекого
колхоза — имени Ворошилова был выруб-
лен, колодцы засыпаны, скот уничтожен...

Прюшло семь лет. И вот мы снова видим
большое благоустроенное село. эдания —
значительно лучше прежних. Нущена
ховая электростанция, в каждом колхо-
зе создан свой радиоузел, п нет сейчас в
Засосне ни одного дома, где бы не горел
электрический свет и не звучал бы из ре-
продуктора голов Москвы.

В селе работают средняя и четыре на-
чальных пеколы, два клуба, изба-читальня.
Снова ралует глаз фруктовый сал. И снова
по всей области гремит слава о богатетвах
передовых засосненских колхозов.

В прошлом году колхоз имени Сталина
получил два миллиона рублей дохола. Мил-
лион двести тысяч рублей из них выланы
на трулодни колхозникам. Иолхозы села
Засосна сдали государству 10 тысяч цент-
неров зерна, — на 26 процентов перевы-
пюлнили государственный план. Быстро
растет поголовье скота на колхозных фермах.

Для расцвета и укрепления колхозов
много слелал Заеоснанекий сельский Совет.
		Вогла Степана Семеновича Uepmenena,
после демобилизации из Советекой Армии;
избрали предселателем сельского Совета, он
даже немного растерялея. У него совсем не
было опыта советекой работы, и за 13 лет
военной службы он оторвался от сельского
хозяйства. Вчерашний офицер Советской
Армии, большевак Черменев рептил: Сове-
ты — массовая органязация, значит, надо
возможно шире привлечь в работе народ.
Если поднять активность колхозников, раз-
вить их творческую самодеятельность, —
дело пойдет.

Путь был избран верный, и дело, дей-
ствительно, пошло.

Векоре начали работать все постоянные
комиссии сельского Совета. В бюджетную,
возглавляемую депутатом сельсовета Ре-
шетниковым, были вовлечены наиболее ав-
торитетные и опытные люди села. № их
слову колхозники прислушиваются. они
полдерживают начинания сельского Совета,
и финансовый план злесь значительно пе-
ревыполняется. В первом квартале нынеш-
	Благоуетройство
районных центров
	ТОМСВ, 13 man. (fle rene. of cab.
Kepp.). За послевоенные голы в области
много сделано лля благоустройства район-
ных пентроз. Построены новые электро-
станции, дома культуры, кинотеатры, шко-
лы. больницы.

В нынешнем Tory на благоустройство
районных центров будет израсходовано
вдвое больше средств, чем в минувшем, Ие-
полком областного Совета принял постанов-
ление о дальнейшем развитии и благо-
устройстве районных центров. В плане
предусматривается строительство типовых
демов культуры, библиотек, стадионов, за-
кладка парков культуры и отдыха, благо-
устройство дорог и тротуаров, озеленение
улиц ин приусадебных участков.

И. КУЗЬМЕНКО.
	Радисотикация станиц
и хуторов Нубани
	КРАСНОДАР, 13 мая. (Па теле. от соб.
коср.). В станицах и хуторах Кубани раз-
вернулись большие работы по снлоиной
радиофнкании. Волхозники Пластуновекого
района в воскресные дни сами заготавлива-
ли лес, устанавливали столбы, монтировали
радиоузлы. В этом районе сейчае осуше:
ствлена сплошная радиофикация.
	Новые радиоузлы строятся во многих
станицах. За последние голы казаки и ка-
зачки приобрели около 20 тысяч ралиа-
приемников. В 130 тысячах квартир име-
ютея ренродукторы,
	Радиофицированы тракторные и полевод-
ческие бригады. Во многих МТС установ-
лены радиостанции «Урожай».
		Разведение яков
	хОРОГ, 13 мая. (По телефону). Яковод-
ческий совхоз, расположенный в горах Па-
мира на’ высоте свыше 3.000 метров над
уровнем моря,-— единственный в мире.
	Як-кутас-——редкое и очень ценное живот-
ное. Он дает мясо и молоко, при чем
молоко вдвое жирнее коровьего. Длинная,
мягкая шерсть этих животных идет на
комы. Из нее памирки вяжут теплые и

красивые чулки-джурабы. Як почти неза-
меним, как вьыючное животное.

В совхозе с каждым годом растет пого-
ловье AKOB.
	В начале мая стада яков покинули зи-
мовки и. направились на летние пастбиа
	Мургабской долины.
В. БАЙДЕРИН.
		ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ИЗВЕСТИЙ»
	«Уссурийские сюрпризы»
	Шод таким заголовком 6 апреля в «Из-
вестиях» был напечатан фельетон 0 зл0-
употреблении своим служебным положени-
ем и. 0. предеедателя исполкома Jleco3a-
BOICKOTG  горолекого Советы Приморекого
края Терещенко.

14 апреля исполком Шмаковекого рай-
онного Совета обсудил фельетон «Уссурий-
ские сюрпризы» и, признав критику в ал-
рее Терешенко правильной, ограничился
отетранением виновного OT должноети прел-
седателя горисполкома. Терещенко был oc-
тавлен в аппарате исполкома на должноетн
заведующего отделем городского комму-
нального хозяйства.

22 апреля исполком Приморского крае-
вого Совета, обсудив фельетон, признал ре-
Were исполкома районного Совета ненра-
вильным и отменил его.

Исполком Приморского краевого Совета
постановил: за злоупотребление  слу-
жебным положением, запущенноеть в ком-
мунальном хозяйстве и благоустройстве го-
pera Лесозавотека заведующего Лесозавол-
ским  горкомхозом Терешенко ¢ работы
cHATH,

Иеполкому Шмаковского районнего (9-
вета и ero председателю тов. Синегубу
указано на беспринцииность, проявленную
ими при обсуждении фельетона.
	Тщательно планировать кооперирование
		десяти заволам Харькова этот ущерб прэ-
вышает 700 тысяч рублей в год.

Электромеханический завод на доставку
извне литья и поковок расходует ежегодно
многие тысячи ‘рублей и загружает сотан
железнодорожных вагонов, хотя литье это
можно получать в евоем городе.

Одно только упорядочение кооперации по
стальному литью и поковкам помогло бы
предприятиям высвободить до 700 тысяч
рублей оборотных есредетв.

Мы говорим ‘о траненортных расходах. А
сколько денег выбрасываетея зря на вея-
кие командировки, содержание штатов
«толкачей», на телефонные переговоры ий
телеграммы!

Нам могут ‘возразить, что, дескать, в
том случае, когда кооперация осущеетв-
ляется внутри  олного министерства, то
здесь есть полная гарантия выполнения
договорных обязательетв. № сожалечию,
это тоже не’ так. Часто «евои» заводы,
входящие в олно и то же министерство,
подводят‘ друг друга больше, нежели «чу-
жие». Срываются сроки поставки; детали
поступают некомплектно; много брака. .

Недобросовестное отношение к вышюлне-
нию сроков поставки литья во стороны
Ново-Враматорского завода, например, пои-
вело к тому, что на турбогенераторном ра-
ботали методом «штурма».

Надо наладить более тщательное плани-
рование ‘кооперации производства. Необхо-
JEMO  J конца выполнить решение ХУШ
с’езла большевистекой партии и организо-
вать’ четкое  кооперирование внутри эконо-
мических районов, которое даст возможность
лучше ‘использовать производственные мощ-
ности предприятий, ликвидирует встречные
перевозки, сократит издержки произвохетва.
	1 Н. ПОЛЯКОВ,
председатель Харьковского горплана.
	больше стоят, чем работают. Живое тягло
редко встречается в поле, — все переложе-
	‚НО Ha TPakRTOD.,
	Аарьковские машивностроительные пред-
приятия ежегодно дают стране много трак-
торов, магистральных тенловозов, мащных
турбин, универсальных токарных станков,
молотилок, горного оборудования, электри-
ческих моторов. Вполне естественно, что и
производственные связи между заводами с
каждым голом приобретают все большее
значение. Удельный вес косперированной
прэдукции растет. Стоимость ее составлнет,
примерно, одну треть общей стоимости вех
выпускаемых в Харькове машин.

Однако огромные производетвенные воз-
можности харьковекей промынленноети ис-
пользуются далеко не полностью. Доета-
точно сказать, что харьковекие заводы B
самом городе получают лишь четвертую
часть кооперированной продукции. Оеталь-
ная идет из Москвы, Ленинграда, с Урала,
Поволжья, из Прибалтики, Средней Азии
и Западной Сибири.

Подробное изучение положения © коопе-
рированием производства на харьковских
‘предприятиях показывает, что многие де-
тали и узлы, завозимые из отдаленных
городов, могут быть с успехом изтотовле-
ны здесь же, в самом Харькове.

Вот примеры. Турбогенераторный завод
„имени Кирова получает одни клапаны ©
ленинградского завода «Русский дизель»,
другие — из Горького, третьи — из Мели-
тополя. Между тем все виды клапанов
могут изготовляться на харьковеких заводах.
‚ Специальный крепежный материал, но-
‚тучаемый турбогенераторщиками из Люди-
нова, Подольска, Калуги, может выитускать-
ся любым небольшим заводом местной или
‚кооперативной промышленности.

Харьковский тракторный завод имени
Орджоникидзе привозит разные мелкие де-
тали из Москвы, Горького, Серпухова.‘ из
Ленинграла, Рязани. Завозятся гаечные
	предприятии
	ключи, зубила, кусачки, детали из проре-
зиненной ткани, войлочная мелочь. Неужели
нельзя наладить изготовление всей этой ме-
лочи в Харькове?

Может быть, нет здесь предприятий,
которые могли бы гарантировать вылолне-
ние договорных обязательств? Таких нред-
приятий немало. Дело только в том,  Tro
дю сих пор кооперирование ведется по ве-
домственному признаку и совермпенна не
учитывается такой громадной важности во-
прое, как внутрирайонное кооперирование.

Дело доходит до абсурда. Простые антеч-
ки для веломашины  завозятся в Харьков
из Ленинграда. Велосипедные сумки неред-
ЕО доставаяют самолетами. А ведь вее э10
с успехом могли бы выпускать местные
промартели.

Еще непригляхнее картина с поковками.
Харьковские тракторный, велосипедный,
электромеханический и станкостроительный
заводы, & также завод «Свет шахтера» пэ-
лучают сотни вагонов различного литья и
поковок’ из Свердловска, Сталинграда, Вра-
маторска, Москвы. Ленинграда. В то же
время тракторный завод и завод транспорт-
ного машиностроения посылают сотни взто-
нов литья заводам Ярославля, Валининтра-
да. При этом тракторный завод вывозит
из Харькова стального литья в три с по-
ловиной раза больше, чем его завозят та-
кие заводы, как электромеханический,
станкостроительный и «Свет шахтера».

Такое же положение с инструментом,
крепежным материалом, чугунным литьем.
Встречные перевозки с‘едают многие мил-
лионы рублей.

Неупорядоченность организации и пла-
нирования кооперативных связей харьков-
ской промышленности наносит государству
громадный ущерб. По неполным подсчетам,
только ло ЛИТЬЮ И ПОоКОовВкКам и только по
	Ш ЗОО АОН ——
НА ПОСЕВНЫЕ ТЕМЫ
	В Комитете по Сталинским премиям
в области литературы и искусства
	ИНО ТО
	В противовес утверждениям Гусейнова.
«народолюбии» и «патриотизме» Шамиля,
Шамиль говорил: «Я управлял народом
скверным, разбойниками, которые тогда
только сделают что-нибудь доброе, Kor
увидят, что над их головами висит шашед,
уже срубившая несколько голов...» (Акты,
	сабранные Вавказекой археографическои
комиссией, т. ХИП, стр. 1.524, Тифлис,
1904 r.).
	i, Гусейнов обошел прямые высказывз-
ния Маркса и Энгельса о том, что горцы,
руководимые Шамилем, были союзниками
турок и англичан в борьбе против Росени
и что Шамиль стремился согласовать свол
действия с действиями турок и англичан
(Марке — Энгельс, Соч., т. [Х, стр. 410,
556).

Шамиль вел переписку с турецким Cys:
таном, Шамилю был обещан по взяти
Тифлиса титул короля закавказекого, Ша-
миль официально получил от Порты 3Ba-
ние генералиссимуса черкесской и rpy3Hi-
ской армий (Маркс — Энгельс, Соч., т. Х,
стр. 124). Марке писал, что английска
эскадра под командованием контр-адмирала
Лайонса должна была вступить в связ
се черкесами, в особенности C Bx BORIC!
Шамилем. Турецкий же флот должен бы
доставить черкесам предметы вооружения
(Маркс—Энгелье, Соч., т. Х, стр. 39—40)

Мюридизм ‘ориентировался на Турцию 1
Антлию и ставил своей задачей полчике-
ние движения горцев, возглавляемото Шз-
милем, захватническим интересам Турции
и Англии на Кавказе.
	Идеализация мюридизма в книге Г. Гу
сейнова по существу является отражение
буржуазно-националистических колебаний
ий должна быть решительно осуждена.
	В связи с вышеизложенным Комитет п
Сталинским премиям в области некусстм
и литературы вошел с ходатайством в (+
вет Министров СССР об отмене решения
присуждении Гейдару Гусейнову Сталиг:
ской премии за книгу «Из истории обще
ственной и философской мысли в Азер:
байдлжане ХГХ века».
	ею,
	В связи с предложениями общественных
организаций Азербайджана Комитет по
Сталинским премиям в области литературы
и искусства обсудил вопрос о книге Гейда-
ра Гусейнова «Из истории общественной и
философской мыели в Азербайджане ХХ
века» и признал ошибочным евое прежнее
решение о выдвижении этой книги на Ста-
линекую премию 3-й степени за 1949 год.

Комитет отметил, что книга Г. Гусейно-
ва написана с неправильных политических
и теоретических позиций и в особенности
извращает характер движения мюридизма и
Шамиля, представляя их как якобы про-
грессивные национально-освободительные и
демократические яваения.

Так, Гусейнов пишет, что Шамиль «вся-
чески стремился помочь борьбе азер-
байджанских крестьян против царизма»
(стр. 61). Гусейнов расематривает лвиже-
ние торцев, возглавляемое Шамилем, как
освободительное и присоединяется в сле-
дующей апологетической характеристике
Шамиля, данной буржуазным историком
М. Казем-Беком: «В имени Шамиля скры-
вается много мыслей исторических и пат-
риотических... он терой и создатель ге-
роев». Гусейнов соглашается также с Ка-
зем-Беком, писавшим © том, что Шамиль
был «избранником народа» и что движение
горцев, возглавляемое Шамилем, было на-
родно-освободительным. Г. Гусейнов пи-
шет; «Как социальное движение, мюридизм
был направлен против колониального гнета
царизма, а также и против азербайджан-
ских феодалов» (стр. 230, 233, 238).

Подобная оценка Шамиля и мюрилизма
являетея антимаркснстской, противоречит
историческим фожтам и в корне извращает
действительный смысл этого движения,
которое являлось резкционным, национа-
листическим и находилось на службе у
английского капитализма и турецкого сул-
tana, При этом Гусейнов агнорирует пря-
мые высказывания передовых мыслителей
и писателей Азербайджана ХГХ века Мирза
Фатали Ахундова и других, которые кри-
тиковали мюридизм, как реакциочное дви-
жение, ориентировавиееся на Турцию.
	Or+ros
	Северном Казахстане не спешат
	земли в Северном Вазахстане чернозем-
ные и необыкновенно щедрые на урожай. В
довоенные годы благодаря колхозному строю
и мапгинной технике здесь собирали по
15—20 центнеров с гектара. Всея область
B 1939 roxy за высокий урожай была пред-
ставлена на Всесоюзной сольскохозяйствен-
ной выставке.
	Но в последние годы колхозы не выпел-
няют плана урожайности. Почему?
	В области запустили семенное хозяйство.
Посевы часто производились нерайонирован-
ными семенами и плохой кондиции. Государ-
ство оказало колхозам огромную помонть ce-
менным зерном, но местные советские и
сельскохозяйственные органы плохо исполь-
зуют эту помошь. В Полудинском районе,
например, в первую очередь поля засевались
рядовыми семенами, а сортовое зерно до по-

› следнего времени оставалось на складах.
	Нередко используются семена, соверттенно
не пригодные к посэву. На-днях секретарю
Октябрьского райкома партин агрономы с6-
общили, что предназначевный для посева
овес сильно засорен: даже после многократ-
ной подработки в килограмме семян обнару-
meno было большое количество семян сор-
няков. Олнако после обмена мнениями, в ко-
тером приняли участие п начальник область
ного управления сельского хозяйства тов.
Омельяненко, и председатель облисполкома
тов. Татшенев, негодные семена были ‘отпу-
иены колхозам.
	Повинно в этом прежде всего Министер-
ство сельского хозяйства республики.
	Руководители области’ недоумевали, зачем
нужно было перевозить негодное для поее-
ва зерно за тысячи километров? Они o6pa-
тились в министерство с претензиями, но
He получили ответа. Молчит министерство п
по сей день, а во многих колхозах этим зер-
ном засеватт значительные плошахи.
	области имеется немало колхозов,
которые уже закончили сев. Завершает
посев ншенииы Ленинекий район. Но боль-
шинетво колхозов области к 10 мая еще
He засеяло и половины ярового клина. А в
Конюховском районе план сева выполнен
лишь на 18 процентов. 0Об‘яеняется это
прежде всего неудовлетворительным иеноль-
зованием огромного тракторного парка.
	Почти половина тракторов не оборудова-
на освещением, и сотни машин в ночное
время простаивают. Простои быватт также
из-за несвоевременной доставки горючего.
	В некоторых МТС нехватает плугов п
сеялок. В Пресновеком районе в колхозе
«Тау-Агаш», обслужираемом Николаевской
МТС, нагрузка на сеялку составляет 640
гектаров. Сеялок нехватает потому, что ру-
ководители сельского хозяйства и работни-
ки сельскохозяйетвенного снабжения не поо-
явили настоящей заботы о прицепных ору-
диях и во-время не завезли их.
	Имеющиеся возможности тоже использу-
ются плохо. В частности. конные сеялки
	Не везде по-настоящему борются за ка-
чество. Пахота без предплужников до сих
пор продолжается во многих колхозах.

— С предплужниками хлопот много, ча-
сто забиваются плуги.

Такой ответ мы слышали и в колхозе
«Новый быт» Октябрьского района, ив
Калиновке, и во многих других местах.

В Северном Казахстане мало думают ¢
внедрении травопольных севооборотов. По-
сев трав затягивается, хотя времени для не-
го уже не остаетея. Эте значит, что и в
дальнейшем область не будет иметь с0б-
сетвенных семян трав, так необходимых для
освоения севооборотов.

Серьезные недостатки на весеннем свве—
результат неудовлетворительного рукавот-
ства колхозами со стороны местных и рег-
публиканеких советских органов. Они слабо
влияют на ход сева. Облисполком не обсуж-
дал ни одного вопроса, связанного с отета-
ванием посевных работ.

Многое упустили нынче на весеннем севе
в Северном Казахстане, Но в области имеют-
ся все возможности быстро ликвидировать
отставание. Производственная активность
тракториетов и колхозников огромна, они ©
энтузиазмом борются за высокий урожай.

А. КИЯНИЦА,
соб. корр. «Известий».

г. ПЕТРОПАВЛОВСК. (По телефону).
	х 80-летие Тобольского краеведческого
музея — одного из старейших музеев Си-
бири — отметила общественность города. В
музее насчитывается 70 тысяч экспонатов,
десятки тысяч ценнейших документов. В
частности, здесь хранятся писъма, дневники
и другие документы знаменитого химика
Д. И. Менделеева, уроженца Тобольска.

% Смотр художественной самодеятель-
ности клубов и красных чумов состоялся в
Усть-Енисейском районе Таймырского (Дол-
гано-Ненецкого) национального округа. В
смотре впервые участвовали колхозникн-
ненцы, исполнявшие национальный танец
народов Севера «Хейра».

% Овзощи на песках с большим успехом
выращивают колхозы прибрежных районов
Туркмении. В поселке Бекдашз Красновод-
ского района в глубоких траншеях на пес-
	чаном берегу Каспия начался сев дынь,
	помидоров, арбузов и других огородно-бах-
чевых культур,
	% Свыше 300 тысяч различных книг на
миллион рублей отправил за три месяца
нынешнего года’ Магаданский книжный
коллектор в отдаленные поселки Колымы.
	ях Гастроли Государственного Закарпат:
ского народного хора начались в Дзауджи:
kay. Впервые жители столицы Северно!
Осетии увидели закарпатцев в красочных
	чародных костюмах, темпераментные танцы,
услышали песни гуцулов.
	*® Агитсудно «Каменный» отправилось из
Гурьева в море для культурного обслужи:
вания рабочих пловучих рыбозаводов. На
борту судна — лекторы,  врачи, кинопеёре
движка, библиотека.