ВОСНРЕСЕПЬЕ, 4 ИОНЯ 1550г. fe 14
	па
	— Слово предоставляется товарищу
Афанасьеву.

Невысекий человек в синем костюме
	поднялся на трибуну и, окинув взглядом
аудиторию, раскрыл шагреневую папку.

— Успехи, достигнутые земельныма ор-
ганами в работе. с кадрами, очевидны и
бесспорны,— зазвучал громкий голос до-
кладчика.—Но было бы вредно не заме-
чать новых задач, выдвигаемых жизнью, и
проходнть мимо серьезных недостатков...

— Умпо  говорит,— прошептал,  наги-
баясь к агроному Лаврентьеву, ето сосед,
инженер Вахитов.

— 0, да! — откликнулся агроном.— Вот
только, пожалуй, немного абстрактно... За
тринадцать манут мы услышали не больше
десятка слов о Башкирии.

Докладчик, между тем, продолжал:

— Встречаются такие работники, кото-
рые на глазах у начальства являют собой
образец трудолюбия,  исполнительности и
скромности, когда же начальства поблизо-
сти нет, этот самый работник обращается
со своими подчиненными, каю вельможа a
бюрократ, пренебрегает черновой работой,
выезжает на других.

На миг Афанасьев застыл в позе еуро-
вого обличителя порока, простирая руку в
правую сторону переднего ряда, где сиде-
ли начальники управлений. Тем стало не
по себе.

Но тут за спиной у Лаврентьева раздал-
ся смех, Обернувшиеь, агроном  увилел
троих участников говешания, склонившах-
ся Над какой-то брошюрой. Один из них
водил по строкам указательным пальцем.

— Потише, друзья!

— Не сердитееь, Андрей  Алексанлро-
BHY,— поднял улыбающееея лицо тот, что
вдил нальцем по тексту, и протянул бро-
шуру Лаврентьеву.— Поинтересуйтесь. ка-
Boe фокусы бывают на. белом свете.

Агроном, скользнув взглялом по страни-
це, тотчас же вскинул голову и прасталь-
10 посмотрел на оратора. Потом он снова
перевел взглял на печатный текст, толкнул
локтем соседа и передал ему брошюру, от-
мотив ногтем место, которое следовало про-
честь.

«Назначают директора завода, ему вру-
чают громалные материальные ценности, ‘и’
его подготовленности зависит успешная ра-
bora сотен, а то и тысяч людей». —значи-
ль в тексте.

— Назначают директора МТС, ему вру-
чают громадные материальные ценности,
CT его подготовленности зависит успешная
работа сотен людей...— звучало с трибуны.

Инженер Вахитов укоризненно покачал
мловой и заглянул в предылушие страни-
пы. Напечатанное совпадало слово в слово
‹ тем, что сказал докладчик.

На обложке брошюры значилось: «0 ра-
fore c кадрами. ОГИЗ — Госполитиздат.

1944».
	ИИ
	Сволный казачий
хор
	ГРОЗПЫЙ, 3 июня, (По телеф. от соб.
корр.).. Нал станицей. льется. казачья пех-
ня. То. словно птица. взовьетея .OHA BBbISh.
$ вершинам стройных тополей, то вдруг
ринётся вниз, к самому Тереку, сливаясь ©
шумом его бурных вол. Сложенная самими
нсполнятелями, песня рассказывает о 3a-
хаточной жизни хлеборобов, о влохвовен-
HON труле казаков во славу ролины, 0 их
(еззаветной преданности великому Сталину.

Много новых зазушевных песен сложи-
ли и исполняют. самодеятельные хоровые
коллективы терских и сунженских каза-
nop. Hx выступления пользуются неизмен-
ным успехом. у станичнаков.

В Орлжонакидзевеком районе  созлан
сводный казачий хор, об’единивший кол-
тозные самолеятельные коллективы Орлжа-
никидзевекой, Троицкой и Ассиновской
станиц,
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	32 (10281)
		МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОНЧ
	‚ Американские империалисты в Африке
	«Ведь Америка никогда He станет вме-
шиваться в дела колоний для того, чтобы
сохранить для Франции ее заморские тер-
ритории, если она сама не получит досту-
па на эти территории. Нам возражают, что
открыть двери колоний Америке булет озна-
чать для нас их потерю. Это возможно, но
тогда нам не следует ждать, чтобы ‘кто-
нибуль пришел нам на помощь... Мы долж-
ны широко открыть двери колоний. © тем,
	чтобы как-то заинтересовать наших ¢0103-
НИКОВ...»_
	ВБ начале прошлого гола было создано
специальное франко-американское общество
«по развитию замореких территорий Фран-
цузекого Союза». Этим обществом руково-
дят лве группы банков: всемогущий Bo
Франции Индо-Китайский банк, «Банк se
Пари э ле Пеи-Ба». банк Лазар, банк
Ворме, банк Западной Африки. Co cropo-
ны США в этом общеетве участвуют бан-
ки: «Брайн бразере, Гарриман энд Ко»,
«Уюрлл  коммере  корпорейшн», банк
братьев Лазал.
	Американская миссил по осуществлению
плана Маршалла во Франции разрабаты-
вает ряд проектов, специально. касакщих-
ся Французских колоний. Все эти проекты
имеют своей целью дальнейшее подчинение
американскому контролю сырьевых рееур-
сов. французских колоний в Африке, Вею-
ду, где есть какие ды то ви было полезные
ископаемые или удобные для эксплуатации
земли, появляются американские агенты,
которые прибирают их к свойм рукам.
Американцы уже контролируют добычу
свинна в Марокко. гле компании Пеньяроль
п Вальтер перешли пол контроль балка
Моргана. Свиниовые руды в районе Зел-
лелжда разпабатываютея американекой вом-
панией «Ньюмонт майнинг корпорейнтн».
Американекая администрация по осуше-
стваению плана Маршалла об`явила, что
компании «Ньюмонт майнинг корпорейтн»
	будет предоставлен заем в 3.6 миллиона
	долларов для расширения добычи свинца.
Слелует отметить, что одним из лиректоров
компании Ньюмоят язляетея бывший го-
сударетвенный секретарь США Bapue.
«Главный горол Марокко Касабланка с
имеющимися там 120 американскими ма-
газинами становитея все более похож на
Тексае-сити»,— пишет один французекий
журнал.
	20 декабря прошлого года Фрачцузекое
правительство пошло на’ новые уступки
американским монополистам. По соглаше-
нию, заключенному между франпузеким и
американским правительствами, с 1 января

1950 гола был значительно увеличен спя-
сок американеких товаров. которые без ка-
ких бы то ни было ограничений могут
быть ввезены в Марокко.
	Еще раньше, .в апреле прошлого гола,
франпузское правительство предоставило
американским и англо-голланлеким нефтя-
ным компаниям право на развелку место-
рождений нефти в Туниее. Весь Туние был
разделен на три зоны, из которых Франции
была выделена лишь олна. На прочих тер-
риториях развелки произволятея иноетран-
ными компаниями. Итальянекая газета
-«Паэзе сера» ‘сообщала, что американ-
ская компания «Сокони вакуум комна-
ни» создает повое общество «Сокони ва-
куум корпорейшн» для эксплуатацин за-
лежей нефти в Тунисе. Французам амери-
канны «уступят» 25 процентов акций это-
‘го общества. Так же прочно обосновалиеь
в Тунисе такие американские компании,
как «Галф ойл корпорейшн» и другие.

Американские монополии проникают и в
Алжир. Они строят крупный химический
комбинат на границе межлу Алжиром и Ма-
	рокко. Фирма «Вюка-кола»! уже построила
еве прелприятие в Алжире. В начале мая
франпузекая пресса сообщила o том, что
американны ведут широкие разведыватель-
ные работы в районе Сахары и Атласских
ор ©. целью изыскания залежей марганца,
свинца и пинка.
	Американо-канадский алюминиевый трест
	театров в области важнейших жанров со-
ветского музыкального искусства.

В предстоящем сезоне Большой театр по-
кажет советскому зрителю ряд новых спек-
таклей, в том числе оперы Ю. Шапорина
«Лекабриеты» и Г. Жуковекого «От всего
сердца», балет «Рубиновые звезды» А. Ба-
ланчивалзе.
	Широко известен в нашей стране роман
Е. Мальцева «От всего сердца». С подку-
пающей искренностью и свежестью авгор
показал замечательных людей колхозной
деревни, процессе непрерывного роста их
коммунистического сознания, развитие но-
вых основ жизни в социалистическом 06-
ществе. Молодой украинский композитор
Г. Жуковекий (получивший  Сталинскую
премию 1949 года за кантату «Славься,
отчизна моя!») сумел передать в музыке
оперы на сюжет романа ЕЁ. Мальцева жиз-
нерадостность советских людей, их стрем-
ление к новому, их беззаветную предан-
ноеть родине.
	Ознакомившись с произведением Жуков-
ского, театр продолжительное время рабо-
Tad над совершенствованием драматургии
оперы, стремясь к более глубокой, идей-
но осмысленной трактовке основных ее об-
разов.

Над оперой «Декабристы» Ю. Шапорин
работал свыше двух десятков лет; она бы-
ла начата в содружестве с А. Н. Толстым
и воспроизводит эпизоды героического вос-
стания декабристов. В либретто оперы ис-
пользованы поэтические тексты Иушкина
и Рылеева, Сейчас при непосредственном
участии Большого театра опера завершена
и готовится к постановке.
	В начале будущего театрального сезана
мы намерены показать детскую оперу
М, Красева «Морозко», музыка. которой от-
мечена Сталинской премией. «Морозко»
уносит слушателей в мир русской народной
сказки сее борьбой светлых и положитель-
ных начал против темных сил. Полготовка
оперы поручена в основнем молодым по-
становочным и исполнительским силам

Большого театра.
	Балетный коллектив театра занят созда-
нием спектакля «Рубиновые звезды» на
музыку А. Баланчивалзе. В этом спектак-
ле Большой театр после долгого перерыва
возвращается к воплощению в балетном
	спектакле современной советской темы.
	эксплуатирует залежи боксита в Лагосе в
Гвинее, Залежи. железа в Гвинее близ
Иомболи. разрабатываются  франко - амери-
канекой компанией по лобыче металлов.
	Морис Торез, касаясь вопроса об амери-
канской политике в Африке, на 12-м с’езле
Французской коммунистической — партии,
сказал: «Американские империалисты стре-
MATCA не только экономически вытеснить
своих конкурентов со всех этих террито-
рий и организовать свое фактическое’ гос-
HOACTBO под номинальной властью Франции.
Они также. преследуют ‘цель организации
баз агрессии и’ линий коммуникаций во
всей Африке».
	Особую активность американские полжлм-
гатели войны проявляют в Марокко. Здесь
они имеют ‘важную базу Пор-Диотэ. Как со-
общает журнал «Демокраси нувель». раз-
работанный американкой военшиной че-
тырехголичный плап предусматривает бы-
строе строительство 40 аэродромов в Алжи-
ре, 14 аэродромов в Тунисе и 67 аэродро-
мов во Французской Экваториальной Афри-
ке. Американские  милитариеты прочно
обоеновываются в Дакаре, важном порте на
Атлантическом побережье Французской За-
палной Африки. Усиленными темпами ве-
дется строительство стратегических путей
во Французской Экваториальной Африке.
Строят их ‘франнузекие компании, тесно
связанные © американекими банками.
	В целях подготовки тылюв для веления
новой войны американские империалисты
и их сателлиты проволят политику жеето-
кого подавления национально-освоболитель-
ного лвижения п дёятельноети прогресеив-
ных организаций в Африке, 0 том, какими
методами” колонизаторы пытаются ^ достиг-
нуть «политической блатоналежности» аф-
риканских колоний, пишет ‘французекая
лурналистка Льюсьенн Влавель, побывав-
шая нелавно в Африке: «Во-первых, при
помоши коррупиии, которой каждый чи-
новник посвящает основные свои усилия.
Во-вторых, путем запугивания, и. в-тре-
TbHX, путем жестоких, ликих. евиреных
репрессий... Полинейекий террор царствует
повеютзу. Нужно запугать, ‘нужно ‘заета-
рить население задрожать от’ ужаса при
виле марширующих еквозь джунгли войск
и жандармерии. А когла ни коррупция, ни
запугивания ве хают нужных результатов,
тогла применяются репресеии».
	Олнако политика амерякавских и фран-
цузеких поджигателей войны ветречает еа-
мое решительное сопрогивление как со ето-
роны народа Франции, так и со стороны
населения франпузеких, колоний в Африке.
Докеры Алжира и Туниса одними из пер-
вых начали активные действия в борьбе за
мир. Еше в ноябре пронглого года докеры
Алжира отказались погрузить на парохол
«Курсей» грузы, прелназначенные лля от-
правки в Инло-Китай. Власти были выну-
ждены использовать на погрузке соллат.
Вогла из США прибыл франпузекий авиа-
носеи «Ликсмюд» с партией амернканеких
истребителей. франпузекие’ власти ренили
разгрузить его не в Тулоне, как это наме-
чалось первоначально, а в Тунисе. Тогла
в Тунисе была об`явлена всеобщая зада-
стовка протеста. Авианосеп «Дикемюл»
вынужден был срочно покинуть порт. Борь-
ба за мир и напиональную независимость
приняла широкий размах также во фран-
пузских колониях в Западной и Экватори-
альной Африке. Эту борьбу здесь возглав-
ляет Лемократичеекое об’единение Африки.
0 размахе лвижения за мир и незавиеи-
мость свидетельствует тот факт, что из
2.300.000 человек населения колонии Бе-
рег Слоновой Кости 800.000 человек яв-
ляются членами Демократического об`едине-
ния Африки.
	Освоболительное движение народов фран-
пузских колоний в Африке, как и борьба
наролов других колониальных и зависимых
стран. укрепляет могучий фронт мира и
	Л. ВЕДЕНЕЕВА.
	демокрлатий во всем мире.
	Как известно, США не имеют собствен-
ных колоний в Африке. Однако в коммю-
нике, опубликованном после состоявшегося
в Лондоне в ма» этого года совещания ми-
нистров иностранных дел США, Англии и
Франции, говоритея, что впредь Англия,
Франция и другие государства, имеющие
владения в Африке. обязаны «установить
тесное сотрудничество» с США. Таким 0б-
разом, американские империалисты не толь-
ко считают себя соучастниками колони-
альных  влалений  маршаллизированных
стран в Африке, но и добиваются господ-
ствующего положения на этом континенте,
Они все больше вытееняют своих конку-
рентов из их колониальных влалений.

Буквально накануне совешания в Лоч-
доне государственный департамент решил
публично заявить 0 заинтеросованности
США в Африке и тем самым дать по-
нять правительствам маршаллизированных
стран, что они должны потесниться в сво-
их африканских влалениях. 8 мая был
опубликован текет. выступления помошни-
ка государственного секретаря США по де-
лам Ближнего Востока и Африки Макги на
собрании Ассоциации внешней политики в
Оклахома-сити, в котором он говорил о по-
литике США в Африке. Макги заявил, что
«Создиненные Штаты хотят сохранить cBoe
право на равные экономические возможно-
сти на африканских территориях и прини-
мать участие в развитии этого великого
континента в тормвом и финансовом от-
ношении».
	10 словам Макги, в 1949 голу экспорт
США в Африку составил 616 мяаллионов
долларов. а импорт — 338‘ миллионов лол-
ларов, и американские капиталовложения ‘в
Африке достигли, по крайней мере, 250
миллионов долларов. Макги заявил. что
США «должны и в дальнейшем иметь до-
ступ к основным источникам минералов в
Африке», как, например. марганну, хро-
MOBOH руде, промышленным алиазам, 8
также вк каучуку, асбеету и т. д.
	Для проникновения в Африку американ-
ские монополисты используют в первую
очередь зависимое положение Франции, ко-
лонии которой они прибирают к своим ру-
кам. Орган французеких монополий, ‘газета
«Монд», пишет: «Как’ известно, политика
капиталовложений в Европе и Африке в на-
стоящий момент составляет одну из основ-
ных карг в игре американцев». В январе
1950 года в Нью-Йорке был опубликован
доклал «Изучно-исслеловательской ассоциа-
ции 00 вопросам труда», в которм гово-
рится, что в коние ноября 1949 г, в США
был создан специальный комитет из пред-
ставителей крупнейших американеких бан-
Ков, которые поставили себе целью «ети-
мулирование и облегчение развития замор-
ских территорий Франции». Олдрич, пре-
зилент крупнейшет американского банка
«Чейз нейшнл бэнк». стоит во главе этого
комитета. В комитег входят прелетавитель
банка «Гаранти траст компани» Клейн,
президент первого Напионального банка
Шеперд, президент известного банковского
дома «Диллон, Рид энд компани» Диллон.
Американская газета «Джорнэл оф коммере»
указывала, что упомянутые представители
американского финансового калитала соби-
раютея создать филиалы евойих компаний
A расширить ©вои капиталовложения во
французеких колониях.
	  Движимая страхом перед франниузским
`наролом, активно ведущим борьбу за сво-
болу и независимость Франиии, и чуветвуя,
что собственными силами она уже не cMo-
жет долго удерживать в евоих руках коло-
‚ниальную империю, французская буржуа-
`зия канитулирует перед требованиями аме-
‘пиканеких империалистов. Газета «Монл»
	‘даже уговаривает фрапцузекую буржуазию
  мириться с тем, что она может быть вы-
‚теснепа из своих колоний. В декабре 1949
года на видном месте в «Moni» была на-
  печатана статья члена Французской акаде-
	мии Этьена Жильсона, в которой говори-
Noch:
		демократии
		10 МИЛЛИЭНОВ ПОДПИСЕЙ
ПОД СТОКГОЛЬМСКИМ ВОЗЗВАНИЕМ
	БУХАРЕСТ, 3 июня. (ТАСС). Б Румы-
нии пол воззванием Постоянного комитета
Всемирного конгресса’ сторонников мира ко
2 июня подписались 10 млн. человек.
		plawtk ce
	Инженер склонился над блокнотом и на-
писал размашисто:

«Нехорошо выдавать чужое произведз-
ние за свое собственное. А вам это вдвой-
He HO RK лину: вель именно вы ведаете
воспитанием кадров».

Поднисавшиеь, он вырвал листок, сло-
жил его п обозначил алрес; «М. Ф. Афа-
насьеву, заместителю министра сельского
хозяйства Башкирекой АССР».

Доклалчик поймал занпиеку на лету и с
уинуту жестикулировал ею, эффектно за-
канчивая фразу.

Довольный собой, он неспеша развер-
нул записку... и угновенно побелел, по-
том покраснел, закашлялея и поднес ко
рту стакан с водою.

Кое-как оправившись, он с трулом «10-
делал» доклад, выражая всей своей сник-
шей фигурой нестерпимое желание прюва-
литься сквозь землю...

Справедливость требует сказать, что в
практике Министерства сельского хозяй-
ства Башкирской АССР этот случай не яв-
ляется исключением. Какое тут существует
правило, легко узнать, навеетив в канун
совещаний, пленумов и сессий агронома
министеретва В. А. Голубева. .

Нам довелоеь побывать у него нелавно,
Он силел за большим столом, заваленным
бумагами, и быстро пнезл, попыхивая па-
пиросой.

— Нал чем это вы так усердно трули-
Tech, Виктор: Александрович?

Он посмотрел на закрытую дверь и на-
клонилея в налиу сторону.

— Пишу доклад, в которым будет вы-
ступать министр.

— А минаетр чем запят?

— Утром принимал посетителей. Сей-
чае, вероятно, почту читает.

Голубев не успел еще поставить послед
нюю точку, как его уже пригласил к себе
начальник управления.

— Напишите мне речь для выступле-
ния в прениях... Найлите что-нибуль я9-
вонькое.., такое, знаете, чтобы в кон по-
пало.

Й начальник ободхряюще потрепал агро-
нома по плечу:

— Ну. да не мне вае учить...
	*«

Pyrosoysome paiotumen Министерства
сельского хозяйства  Баликирии — люли
	образованные и AOCTATOTHO компетентные.

Ей-ей. нет им нужды уподоблятьея тем
незалачливым чиновникам далекого прми-
лого. 0 ‘которых Иван’ Андреевич Крылов
некогла писал:
		Я слышал — правла ль’ — будто ветарь
Судей таких видали,

Которые весьма умны бывали, &
Пока у них был умный севретать.
	г УФА.

С. ОДАИКИН,
	Развитие физкультуры
в Латвии
	РИГА, 3 mons. (flo rene. ot с05. корр,).
Растут ряды Ффизкультурников Советской
Латвии. В текушем году организуется свы-
ше 500 новых спортивных коллективов.
Большая работа развертываетея по полго-
товке значкиетов комплекса «Готов к тру-
ду и обороне».

Увеличиваетея сеть спортивных cooby-
жений. В кажлюм районном пентре в этом
ду булут оборулевакы спортивные пло-
щадки с футбольным полем. сектором лег-
кой атлетики и беговой дорожхой.

Большое внимание обращено на разви-
THe физкультурною  лвижения в уололых
	колхозах республики. Сельские спортемены
	0б’елиняютея в олном из самых KDVITHLIS
спортивных обществ Латвии — «Варна»,
Во многих сельсоветах и колхозах моло-
дежь своими силами оборулует спортивны
	(JOU ad Rill,
		TEA TP

ПЛЕНУМ ЦК БЕНГЕРСНОЙ ПАРТИИ
ТРУДЯЩИХСЯ
	БУДАПЕШТ, 3 июня. (ТАСС). Вак сооб-
щают газеты, с 31 мая по 1 июня 6©0-
стоялея пленум Центрального комитета Вен-
герекой партии трудящихся. Пленум обеу-
дил следующие вопросы:

1. Пополнение состава Центральноги ко-
митета и Центральной контрольной комис-
сии;

2. Доклад Эоне Гере — «Ближайшие за-
дачи развития венгерского народного хо-
зяйства»;

3. Доклад ‹ Иожефа Реваи — «Борьба
против клерикальной реакции».

Пленум кооптировал в чиело членов ЦВ
Андрама Хегедюш, Иштвана Денеш, Иш-
твана Хадер, Михая Жофинец, Лайоша Сюч
и в число кандидатов в члены ЦЕ Иштва-
на Вриштоф. Кароль Янза, Марию Наль,
Шандора Цоттнер: и .Йожефа. Шухайда.

Йожеф Ревап оеробожлен от дойжности
главного редактора газеты «Сабад неп» и
избран заместителем тенерального секретаря
партии, a

Пленум избрал Шандора Зеля и Иштвана
(Сабо членами Политбюро. Ласло Пирош и
Михая офинец — кандидатами в члены
Политбюро. Андраш Хегедютщ и Иштван Де-
nem избраны  секретарями ЦК. В члены
Центральной контрольной комиссии избра-

ны Арпад Хази, Лайош Алева и Ференц
Вонок.
						ПЕРВАЯ ВСЕНИТАЙСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВОПРОСАМ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
	ПЕКИН, 3 июня. (ТАСС). В Пекине
проиеходит первая всекитайская: конфе-
ренция по вопроеам высшего образования.
В работе конференции принимают участие
представители высших. учебных заведенай
и рукозодители органов просвещения. a
также специалиеты по вопросам просое-
щения.

Ha подготовительных заседаниях были
заслушаны доклалы начальников отделов
проевещения. всех административных рай-
оноз © положении в области высшего 5-
разования.

С докладами о задачах и пелях высшего
образования на конференции выетупили
министр просвещения Ма Сю-лунь п “ro
заместители Цянь Изюнь-жуи и Вэй Цюэ.
			ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КООПЕРАТИВНЫХ
МАШИННЫХ ЦЕНТРОВ
	ВАРШАВА, 3 июня. (ТАСС). В этом
году большую помощь малоземельным и
среднеземельным крестьянам в проведении
весеннего сева оказали кооперативные ма-
шинные центры.

В весенне-полевых работах принимали
участие 2.900 кооперативных машинных
центров, 4.200 постоянных филиалов этих
центров и около 2.500 сезонных пунктов.

Вооперативными машинными центрами в
этом голу было вепахано в два раза боль-
	ше земли, чем в прошлом голу, а засеяно
ва 220 тысяч гектаров болыне, чем в
прошлом году.
	Социалистический реализм властно «ту-
чится в дверь оперно-балетного театра. Он
требует актера, не только в совершенстве
владеющего вокальным мастерством или
хореографической техникой, но и такого,
который умеет поставить выразительные
средства оперного и балетного искусства на.
службу центральной идее спектакля, умеет
создать жизненно-убедительный образ, кон-
кретный характер. (Со всей силой поэтому
встают задачи развития передовых тради-
ций русекой вокально-спенической и хо-
реографической школы — традиций Шаля-
пина, Собинова, Неждановой;, Павловой,
Гельцер, поднявших отечественную оперно-
балетную сцену на небывалую в мировом
искусстве высоту.
	В основе поллинно передового оперно-ба-
летного мастерства всегда лежали искрен-
ность и глубина сценического пережива-
ния, жизненная правла создаваемых обра-
зов. Школой такого мастерства были рус-
ские классические опера и балет. В наше
время у певцов и артистов балета имеются
богатейшие возможности совершенствовать
свое дарование, ибо мы владеем и класси-
ческим репертуаром, и заветами великих
мастеров спены. Мы владеем, кроме того, те-
оретической основой актерского мастерства,
выработанной Станиславским, и сознательно
стремимея поставить оперно-балетный театр
на службу коммунистическому строитель-
ству. а
Партия и правительство проявляют к
Большому театру огромное внимание. Ему
не только созданы такие материально-тех-
нические возможности для плодотворной
работы, каких не имеет и никогла не бу-
дет иметь театр в буржуазном мире. Партия
мудро ‘указывает нашему театру идейно-

эстетические пути развития.
	У Большого театра есть весе XIN того,
	чтобы достойно решить задачу создания
	оперных и балетных произведений, в кото-
рых глубокое илейнее солержание и живое
дыхание современности соединялись бы с
богатством и красотой формы. Создать’ та-
кие произведения — дело нашей’ чести. №
этому обязывают нас исторические поста-
	новления Центрального Вомитета ВВПСб) в
советском искусстве.
	А. СОЛОДОВНИКОВ.
	Герои спектакля — простые советские лю-
	ди, которые в ARE тяжелых для родины
испытаний поднимаюгея на высоты герои-
ческих военных и трудовых подвигов. Ра-
бота над спектаклем требует преодоления
серьезных трудностей, вызванных необхо-
димоетью менять всю утвердившутося балет-
ную эстетику и подчинять классические‘
выразительные средетва балета новому с0-
держанию и новым образам.

Интересная работа предстоит над новой
релакцией балета «Юность» М. Чулаки.
Сюжет балета посвящен событиям первых
лет совегекой власти. Авторы балета crpe-
мятся показать, как в горниле революцион-
ного переустройства страны и. гражданекой
войны формировались и закалялись харак-
теры будущих строителей коммунизма.

В тезном содружестве с театром над еозда-
нием современных произведений работает
н ряд других композиторов и писателей. —

Два года, истекшие после постановления.
ЦЕ ВЕП(б) 06 опере «Великая хружба»,
были периодом установления тесных TBOD-
ческих связей Большого театра с компози-
торами и писателями. Театр взял на себя
задачу в содружестве с драматургами
создать литературные тексты, которые мог
ли бы стать основой полноценных в идей-
но-художественном отношении новых опер
и балетов.

Театр отказался от прежних, кабинет-
ных форм работы и связей е композитора-
ми и писателями. Весь творческий коллек-
тив Театра теперь принимает деятельное
участие в подготовке новых спектаклей.
В помощь авторам в театре созданы твор-
ческие бригады, в состав которых обычно
входят дирижер, режиссер, ряд ведущих со-
листов оперы или балета, представители ор-
кестра и хора. Эти новые формы работы
над спектаклями, несомненно, окажут бла-
готворное. воздействие на формирование
нового исполнительского стиля театра,

Серьезный поворот к современности
оперного и балетного искусства требует и
новой эстетической формы. Нужно преодо-
леть изжившие себя традиционные взгляды
на оперный или балетный спектакль, как
на прежде всего пышное зрелище, часто
противоречащее жизненноети,  психологи-
ческой и исторической правде образов. Зре-

THING красивое, HO пустое, ве волнующее
своим содержанием, нашему народу не
	УЖНО.
	Ближе к современности
	Известно, какое могучее воздействие на
‘знание и чувства человека оказывает
музыка. Она широко вошла в жизнь нашей
раны. Она-—постоянный спутник труда и
олыха советских людей.
	Достоянием советского народа стала и
оперная музыка — высшая форма музы-
кального творчества. Никогда и нигде не
было такой развернутой сети оперно-балет-
ных театров, как в нашей стране. Даже в
крупнейших капиталистических странах
оперные тгатры насчитываются единицами,
14 и те влачат незавидное существование,
	Среди музыкальных театров нашей стра-
ны Большой театр занимает ведущее поло-
жение. Этот старейший ‘отечественный те-
атр в то же время являегся и самой круп-
ной оперной сценой мира, освященной вы-
Кими традициями ‘замечательных русских
делтелей музыкально - театрального искус-
тва,

Успехи Большого театра за годы социа-
истического строительства определяются ро-
‘ом музыкально-сценической культуры.
Они обусловлены заботами ЦК ВЕЦ(б) о со-
мании советской оперно-балетной классики.
	Советский период творческой леятельно-
ти Большого театра наряду © работой по
‘зданию нового репертуара посвящен вос-
становлению капитальных  проязведений
классического оперного и балетного насле-
ия и прежде всего — русского. Освобож-
ая оперную классику от установившихся
в старое время рутинных приемов исполне-
ния, Большой театр в своих спектаклях
гремится раскрыть гуманистическвую, #е-
чократическую сущность русской нацио-
нальной оперы. Так. постановка на сцене
‹ветского Большого театра гениальной
оперы Глинки «Иван Сусанин» впервые
раскрыла во всей силе патриотизм и глу-
‘@0кую народность этого произведения, опре-
елившего судьбы всего прогрессивного
мирового оперного искусства.

За последние два года Большой театр
ше более усилил свою работу в обласги
оперной и балетной классики. На его сцене
куществлено 16 новых постановок. Среди
	  НИХ 0600еняо горячо приняты советским зри-
	лях важных тем истории народа, строи-
тельства коммунистичеекого общества, по-
каз созидательного труда советских лю-
дей. ‘

Большой театр стремился к этому на
протяжении всей своей советской истории.
Па его сцене поставлено около двадцати
опер и свыше двадцати балетов советеких
композиторов. Среди этих спектаклей были
такие этапные для советекого оперно-ба-
летного творчества произведения, как «Ти-
хий Дон» й «Поднятая целина» Дзержин-
ского, «Красный Мак» Глиэра, поставлен-
ный впервые в 1927 году и возобновлен-
ный в новой редакции в 1949 году.
	Нельзя, однако. забывать 0 серьезных
ошибках Большюго театра. Именно его по-
становки формалистических. произведений
вызвали в 1936 году статья «Правды»—
«Сумбур вместо музыки» и «Балетная
фальшь», Центральный орган партий по
указанию Центрального Комитета ВЕП(б)
выступил тогда се резкой критикой форма-
листических и. натуралистических извра-
шений в музыке и театральном искусстве.
За этими статьями  послеловала пирокая
очистительная дискуссия, открывшая доро-
гу резлистическому, народному искусству,
развенчавшая многих лженоваторов, под-
давшихея влиянию разлагающей буржуаз-
ной культуры.

Большой театр серьезно воспринял ука-
зания партии, Это привело к новому твор-
ческому под’ему. позволило создать такие
спектакли, как «Иван Сусанин», «Тихий
Дон», «Поднятая целина», «Броненосец
«Потемкин», «Аистенок», «Светлана». По-
становление ЦК ВКП(б) 06 опере «Великая
дружба» В, Муралели развернуло перед
деятелями советской музыки и театра глу-
бокую и ясную программу действий, ука-
зало высокие п благородные цели. Про-
щедние после постановления два года
явились периодом мобилизации творче-
ских сил советекой музыки для создания
новых реалистических опер и балетов. Ско-
	рю можно будет уже подвести первые ито-
ги работы композиторов и музыкальных
	телем такие монументальные постановки,
как «Борис Годунов» и «Хованщина» Му-
соргского, эпическая опера-былина Римеко-
го-Корсакова «Садко», опера Чайковского
«Мазепа».

Постановками «Проданной невесты» чеш-
ского композитора Сметаны и «Гальки»
польского композитора Монюшко  Боль-
шой тватр начал пропаганду классического
оперного искусства стран народной демо-
кратии.

Творческие успехи театра высоко оце-
нены правительством. За два последних го-
да пять спектаклей Большого театра удо-
стоены Сталинских премий, а значительная
группа мастеров оперы и балета — лауреа-
тов Сталинских премий пополнилась новы-
	ми именами. Среди UNA TT SUL золант
ливой творческой молодежи,  обешающей
	стать NOCTOHHOH преемницей выдающихся
	мастеров театра.
Образповая постановка классических
	произведений имеет бесспорно огромное
значение для общего роста музыкальной
культуры в стране, для воспитания худо-
жественных вкусов все новых и новых по-
колений советских людей. Но это не оп-
равдывает одностороннего характера репер-
туара крупнейшей оперной сцены страны.
	Большой театр не может ограничиться
работой только над классическими произ-
ведениями прошлого. Как всякий советский
театр, он обязан быть ближе к современно-
сти, его долг активнее и непосредственнее
участвовать в борьбе за коммунизм, утвер-
ждая средствами искусства великие идеи
большевистской партии. Насущная задача
всех наших музыкальных театров — напол-
нить оперное и балетное искусство иовым
социалистическим содержанием, — созлать
спектакли, проникнутые идеями советской
действительности.
	Опера—лемократический вид искусства.
Она оказывает могучее воздействие на на-
родные массы, она способна увлекать
в мир больших идей и чувств. Именно
Большому театру с его масштабами и пер-
вокласеным творческим коллективом под-
стать решение в монументальных спектак-