ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУЛДЯШИХСЯ СССР
	Открытие памятника
павшим советским воинам
в Норвегии
	0040, 6 июня. (ТАСС). В местечке Фо-
берг (вблизи города Лиллехаммер) состоя-
лось торжественное открытие памятника
советским воинам, погибшим при освобож-
дении Норвегии. На открытии ирисутство-
вали советник посольства СССР в Норве-
гии Ф, П. Михайлов, военный атташе
Н. Т. Петренко. С норвежекой стороны
присутствовали команлующий восточным
военным округом генерал-майор Трюгве
Сандвик, генерал-инепектор войск связи
полковник Рольф Пальметрем и начальник
школ войск связи майор Спарр.
	10 миллионов подписей
под Стокгольмским воззванием
в Румынии
	БУХАРЕСТ, 6 июня. (ТАСС); Вчера ве-
Чером в Бухарестеком летнем театре со-
бралось свыше 8 hic, представителей
местных комитетов защиты мира различ-
ных предприятий, учреждений и учебных
заведений.

Председатель Румынекого Постоянного
комитета защиты мира академик Конотан-
тинеску-Яш  вообщил  собравшимея 06
окончании в Румынии сбора подписей под
воззванием Слокгольмекой сессии Постоян-
ного комитета Всемирного конгресса сто-
ронников мира. Под бурные овации при-
сутетвующих он говорит, что под этим
воззванием подписались 10.048.670 че-
ловек.

Подписи миллионов людей, сказал Кон-
стантинеску-Яш, становятся силой, спо-
собной расстроить планы кровавых под-
лзигателей войны.

Раздаются бурные аплодисменты и в03-
гласы: «Мы боремея за мир!», «Да здрав-
ствует бастион мира — СССР!», «Да
здравствует руководитель фронта мира
великий Сталин!».

— Мир можно защитить, и он будет
защищен. — Этими словами закончил свою
речь Конетантинеску-Яш.

Присутствующие встают. Долго не смол-
кают бурные аплодисменты.

Овации вспыхивают ¢ новой силой,
когда член Румынского Постоянного коми-
тета защиты мира профессор Слере огла-
шает текет приветствия Постоянному ко-
митету Всемирного конгресса сторонников
мира, а член Постоянного комитета Елена
Стоя зачитывает текст приветственной те-
леграммы товаришу И. В. Сталину,
	Деятели протестантской церкви
во Франции подписывают
Стокгольмское воззвание
	ПАРИЖ, 6 июня. (ТАСС). Группа. дея-
телей французекой протестантской церкви
выступила © заявлением, в котором при-
соединяетея к воззванию Постоянного ко-
митета Веемирного конгресса сторонников
мира.

«Мы считаем, — говорится в  заявле-
нии, — что благодаря тому широкому рае-
пространению, какое имеет в мире Сток-
гольмское воззвание, и благодаря тому, что
пол ним поднисываются лица самых раз-
личных волитичееких убеждений и рели-
гиозных верований, это воззвание являет-
ея презвычайно важным условием для со-
хранения мира».

Заявление подписали: Пастор Андре
Эшиман (Париж), паетор Франсис Bors
(Париж), пастор Робер Шерадам о (горох
Сен-Кантен в департаменте Эна), пастор
Экебрайа (горол Родез в департаменте Аве-
рон), пастор Жан-Даниэль Фишер (город
Мюлуз в департаменте Верхний Рейн),
	профессор Пьер Гардер (город Родез в де-
партаменте Аверон) и другие.
	СРЕДА, 7 ИЮНЯ 1950 г. № 134 (16283)
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	_Озаренная жизнь
	Хозлева, подлинные хозяева и строите-
ли послевоенной колхозной Адыгеи, — так
кратко можно вазвать героев повести «Аул
Псыбэ» *). Все, что происходит в ауле
Цеыбэ, весь тот светлый, ‘радостный мир,
0 MOTOPOM поведал в своем произведении
адыгейский писатель Декер Евтых, слов-
но солнцем, озарен животворным, вдохнов-
ляющим светом коммунизма,

Аул Нсыбэ... Как в капле воды, отра-
жается в нем ‘судьба всей Адыгеи, про-
шедшей славный путь развития. Канули в
вечность те времена, когда адыги не зна-
ли ни письменности, ни календаря, ни
слова «родина». Жители Пеыбэ говорят:
«На нашем языке можно было сказать:
мой аул, моя река, мой двор... В старину
приезжали сюда турецкие купны ва на-
	шими девушками для султанекого frapema..
	Мы нуждались в соли, в лекарствах, а
туркн привозили коран, болезни... Разве
адыЕ знал тогда, что такое Гюлина? Это
	слова принесла нам Россия в семналцатом
	году, это слово принесла партия».

Да, Советская Россия, партия принесли
всем ранее угнетенным народам страны
счастье. Узнали ем и адыги. В ауле воз-
ник колхоз. На крыльях жаток, еноповя-
залов, комбайнов, тракторов адыги чита-
ли: Шюберецкий завод, Сталинградекий
тракторный, «Ростсельмаш», ХТЗ... Свон
успехи, свой труд аул Псыбэ показывал пе-
ред войной в Москве, на Всесоюзной сель-
скохозяйственной выставке. Так’ познали
жители аула силу сталинской дружбы на-
родов, силу трудового коллектива. .

Евтых рисует правдивую, волную-
щую картину под’ема народной жизни в
адыгейском колхозе после войны. Как и
всюду в стране, в ауле Пеыбэ идет бур-
ное строительство. Здесь осваивают за-
брошенный участок «Подкову», прорывают
канал, борются за стопудовый урожай. И
всех захватывает творческий порыв; каж-
дым владеет чувство ответственности за
колхозное дело.

Правда, не сразу жители аула находят
правильный путь. Их первоначальный
план не учитывал многих возможностей,
Помог райком паргии. Не только © хлебе,
9 зерне должен думать аул Пеыбэ. Нало
смотреть далеко вперед. «Колхоз должен
быть всесторонне развитым хозяйством», —
товорит секретарь райкома Рыбачек.

И вот снова собрались жители Пеыбэ.
Пришли бригадиры, огородники, плотникл,
птичницы, старики, женшины, молодежь.
Теперь они ведут разговор не только о
«Подкове», HO и 0 птицеферме, о табуне
лошадей, о строительстве клуба, медпунк-
та, электростанции. Так был составлен
«большой план» Цеыбэ. Борьба за осуще-
ствление этого плана и составляет сюжет-
ную линию повести.

Ero же они, эти жители маленького
аула Псыбь?

Среди старшего поколения аульчан вы-
деляется своим трудолюбием, опытноетью
Темеркан Ханаев. Это живая история Пен-
69. В мололоети ой батрачил у князя, ут-
верждал советекую власть в ауле, потом
возглавил колхоз. Смыел своей жизни, сво-
ето труда Темеркан видит в служении на-
роду, родине. Образ Темеркана — один из
самых интересных ‘и выразительных в 1по-
вести. В нем писателю удалось воплотить
лучшие черты адыгейского крестьянетва.

молодому поколению людей зула
Псыбэ принадлежит парторг Асфар Маков.
Он один из тех, кто прошел в войну слав-
ный путь побед. а ныне стоит в первых
рядах строителей коммунизма. Ходит ли
Аефар по районным учреждениям, требуя
для аула семена высокосортной пшеницы
и сочинения Пушкина, трудится ли в куз-
нице или на току, спорит лин е временным

+) Аскер Евтых. «Аул Псыбэ». Повесть.
Журнал «Знамя» №№ 1, 2 за 1950 г.
	председателем колхоза Исхаком Чутхаку-
мовым, лихим наездником и любителем
штурмовшины,—мы видим: справедливый,
партийный человек Аефар. И понятно, по-
чему именно он становится во главе кол-
хозного коллектива.

Но, разумеется, основная сила в ауле
Цеыбэ— это рядовые труженики колхоза.
Каз не похожи онн на жителей старых,
бесправных, досоветеких селений Адыгеи!
Одному из своих односельчан Асфар заяв-
ляет; «Когда мы составляем планы, я
всегда верю, что они будут выполнены
именно потому, что есть в ауле ты, Гу-
чипе, Катя, Тагир». И они встают перед
нами со страниц повести, кажлый со сво-
им характером, своими индивидуальнымя
чертами.

В повести нет людей, непримиримо
враждебных новому укладу жизни в Пеы-
бэ. H это знаменательно: их нет и в ау-
лах Алыгеи. Правда, писатель изображает
тех, кто ‘еще живет вчерашним, кто еше
не своболен от национальной ограниченно-
сти, «феодальных» замашек, пережитков
прошлого. И естественно, что эти люди,
осознав ошибочность своего поведения,
остаются в коллективе, -— их захватывает
общий трудовой под’ем в ауле.

Улача А. Евтыха B TOM, 979 OR B CBO-
ей повести ярко и правдиво показывает
значение сталинской дружбы наролов. Аул
Пеыбэ постоянно и во всем ощущает под-
держку и помошь соседнего русского ху-
тора. У колхозников-казаков заимствуют
женщины аула. опыт организации птице-
фермы. На полях аула ревностно трулитея
на своем тракторе русская девушка Галя.
Крепкой, лавнишней дружбой связаны
семьи казака Шевченко и адыга Темеркана.

Сердечная благодарность партии, вели-
кому русскому народу, благодарность за
свободный трул, за радость созидания —
вот основной мотив, звучащий в повести
от начала до’кониа. Хорошее знание жиз-
ни и быта адыгейских колхозников, лю-
бовь писателя к труженикам ПШеыбэ, бол-
рый, светлый тон повествования придают
повести А. Евтыха ту правдивость, жиз-
ненноеть, которые покоряют читателя. В
повести все ощутимо, все зримо: мы йул-
то сами живем в ауле Неыбэ, заходим в
дом Темеркана, сидим на собрании женцитн,
присутствуем во время пуска канала.

Писатель хорошо передает особенности
быта и взаимоотношений жителей аула, В
повести немало впечатляющих картин, бы-
товых сцен, нарисованных то строго ред-
листически, 10 с теплым, сдержанным
юмором.

Однако заметны в повести и недостат-
ки. А. Евтыху лучше удаются описания
быта, чем колхозного труда. И не елучай-
HO © главной стройке в ауле — рытье ка-
нала — писатель лишь сообщает, но не по-
казывает ее. Заметна в повести п извест-
ная зависимость от литературных образ-
nos, Tax, Фигура Исхака с его ограничен-
ностью, самовлюбленностью, кичливостью
будте перекочевала в повесть из других
КНИГ.

Вряд ли оправдан в повести и образ
студентки Зуль, которую автор ввел, оче-
вИлНо. для того, чтобы наметить еле олну
«любовную» линию. Межно также отме-
тить очерковость некоторых. глав, замет-
ную торопливость повествования в коние
книги. Но не это главное,

Главное в том, что повесть «Аул ПШеы-
бэ» по-настоящему современна, жизнеут-
верждающа. Она свилетельствует в росте
OLHOH из самых молодых наших литератур
—- адыгейской. До последнего времени в
Адыгее не было своих сколько-нибудь
значительных произведений ao послевоен-
ном строительстве. Повесть А. Евтыха —
первое такое произвеление, притом — про-
изведение многообещающее,
	А. ФЕСЕНКО.
	Перед третьим с’ездом
Социалистической единой
партии Германии
	Коммюнике о пленуме Центрального правления СЕПГ
	Тов. Пауль Фернер внес проект резолю-
ции 06 улучшении организационных мето-
дов партии. Руководящие органы партии
и ее аппарат должны быть более опера-
тивными и боеспособными. В аппарате
должны быть проведены соответствующие
структурные изменения, чтобы обеспечить
контроль за осуществлением решений,
обеспечить лучший подбор кадров и луч-
шую помошь кадрам. В организационной
жизни партии критика и самокритика

должны осуществляться, как закон раз-
вития партии.
	Тов. Герман Аксен остановился на аги-
тационной работе при подготовке к выбо-
рам. Выборы 15 октября являются новой
битвой в борьбе за мир и должны прине-
сти решительную побеху Национальному
фронту демократической Германии. Нужно
решительно предостеречь от недооценки
значения предвыборной кампании, так как
бесспорно англо-американские агенты уси-
лят свою подрызную работу ‘и именно в мо-
мент выборной кампании обостряется клас-
совая борьба. Тов. Аксен остановилея на
политическом  солержании предвыборной
кампании, подчеркнув при этом значение
борьбы за мир, за национальное елинетво,
	  значение лемократичеевуго характера ваше-
	го строя, растущих успехов правитвльства
Германской демократической республика и
перспектив улучшения жизненного положе-
ния населерия.
	Основной формой агитации паряду с це-
чатью и ралио должна быть сиетематиче-
ская, ‘организованная, терпеливая устная
раз‘яснительная работа. Важлый член пар-
тии, особенно во время предвыборной кам-
панки, должен быть агитатором,

В большой дискуссия, в которой приня-
ли участие товарищи Леман, Варнке,
Aéym, Вильгельм Венен, д-р Наас, Кучин-
‘кий, Фивег. Ендренкий. Функе, Зегебрехт,
Мевие, Лалем. Мюкенбергер, Лауб, Юнгман,
Лохаген п Ромпе, были затронуты пробле-
мы борьбы за мир, за единство Германии,
октябрьских выборов и партийного с’езла,

В своем резюмпрующем заключительном
слове тов. Вильгельм Пик полчеркнул, 9то
борьба за мир в тесной дружбе с Совет-
оким (Союзом является центральной зала-
чей, и закончил призывом мобилизовать
всех членов партии на эту борьбу в под!о-
товке партийного с’езда и октябрьеких вы-
боров. .
	Проекты резолюций Политбюро, «Орга-
низанионная подготовка и проведение вы-
боров делегатов на третий партийный
е’езд СЕПГ». «0б улучшении партийной
пропагавлы» и «Меры по улучшению op-
	ганизационной работы партии» были еди-
поглаено пранятых.
	БЕРЛИН, 5 июня. (ТАСС). Газета «Ней-
сс Дейчланд» опубликовала следующее
коммюнике о 26(40) пленуме Централь-
ного правления СЕПГ:
	«2 и 3 июня 1950 года в «Доме
единства» в Берлине под председатель-
ством Отто Гротеволя состоялся 26(40)
пленум Центрального правления Социали-
стической единой партии Германии. Тов.
Вильгельм Пик сообщил о подготовке треть-
его партийного св’ездз СЕПГ, главными
партийными задачами которого являются
организация борьбы по обеспечению мира
и укрепление дружбы с Советским Сою-
ам и странами народной демократии. Оце-
нив значение Обшегерманского слета мо-
лодежн, первомайских демонстраций, де-
ятельности комитетов борьбы за мир и ебора
подписей за запрещение ‘атомной бомбы,
тов. Вильгельм Пик остановилея на зна-
чении дальнейшего строительства нашего
мирного хозяйства для повышения жиз-
ненного уровня народа, а также на подго-
товке к октябрьским выборам. Подготови-
тельная работа к партийному с’езду долж-
на служить главным образом идеологиче-
CKOMY воспитанию членов партпи, чтобы
они смогли решать поставленные перед
ними большие залачя.
	Раз’ясняя проект резолюции партийного
с езда, тов. Вильгельм Пак в качестве
центральной задачи особенно подчеркнуа
необходимость преврашения СЕПГ во пар-
тию нового типа и остановилея в связи с
этим на принципах строительства партии,
изложенных в ироекте устава. .
	Тов. Фред Эльенер раз’яенил проект ре-
золюнии 0б улучшении нашей партийной
пропаганды, В идеологической работе пар-
тия добилась успехов, однако существуют
еще многочисленные недостатки, как, на-
пример, проявление буржуазного об’екти-
визма, практицизма, остатки социал-демо-
кратизма, чаетично ликвидаторекие и сек-
тантекие взгляды, зажим критики и само-
критики в отдельных партийных школах
и слабость нашей печати в идеологиче-
ской работе. Чтобы преодолеть эти чело-
статки и вооружить всю партию в идейно-
политическом отношений аля выполнения
стоящих перед нами задач, необхотимо
коренным образом улучшать партийную
пропаганду. Будет введен единый учеб-
НЫЙ год в системе общего обучения чае-
нов и кандидатов партии и будет раеши-
рено обучение партийных кадров в шко-
лах, при этом выешая партийная школа
им. Карла Маркеа создает заочное отделе-
ние. Основная задача состоит в том, 910-
бы создать в партии атмосферу партий-
ной учебы.
	Американский журнал
признает провал внешней
политики США
	НЬЮ-ИОРВ, 6 июня. (ТАСС). В послед-
нем помере журнала «Юнайтед Crefite
ньюс энд Уорлд рипорт» опубликована
статья, в которой признается тот факт,
что средн населения Европы и Азии уси-
ливается убеждение, что политика США
ведет в войне. В статье говорится: «Аме-
риканское поведение вызывает все боль-
шее раздражение. Популярность США за
границей исчезает».

Далее в статье говорится, что амерн-
канская политика «тотальной холодной
войны» He пользуется популярностью.
«Рядовой человек в Европе или в районе
Азии питает отвращение к войне. Он He
хочет участвовать в ней. И он начинает
обвинять США... в том, что они толкают
мир к третьей мировой войне».

В статье говоритея, что во Франции,
Западной Германии и в других районая
Европы люди говорят о «нейтралитете»
и не хотят оказывать поддержку холодной
войне и гонке вооружения. «В Японии
намекают на то, что пора прекратить аме-
риканскую оккупанию. Янонцы хотят мир=
ного договора. Они не хотят американеких
баз».
	По фашистскому образцу
	Макартур уничтожает демократические
институты в Японии
	ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Вак пере-
дает токийский  корресподент  afeHTCTES
Рейтер. генерал Макартур сегодня пря-
	казал японскому правительству 00 явить
вне закона всех членов Цевтрального Во-
митета коммунистической партии Японии,

Штаб Макартура опубликовал текст
письма, поеланного сегодня Макартуром
японскому премьер-министру Сигеру Ио-
еида.

В письме перечисляются 24 члена
Центрального Комитета коммунистической
партии и среди них генеральный секретарь
Кюици Токуда

В своем письме генерал Макартур при-
казывает явонекому правительству  при-
нять административные меры е тем. что-
бы устранить членов Центрального’ Коми-
тета Японской коммунистической партии
0 службы в госуларетвенных учреждениях,
а также распространить на них занпрене-
ния, огравичения и’ ответственноеть в соот-
ветствии с так наз. «дарективой о чистке».

ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Вак передает
токийский корреспондент агентетва Рейтер,
японекое правительетво заявило сегодня,
что оно в течение 24 часов проведет в
жизнь директиву Макартура, приказываю-
шую япопекому правительству об’явить
вне закона 24 лидеров Японской коммуни-
стичвекой партий.

Генеральный секретарь японекого каби-
нета Окалдзаки заявил, что правительство
готово использовать полицейские силы
против любой забастовки ип саботажа, орга-
низуемых в знак протеста аротив этэй
меры.

Сегодня в токнйеком полицейском упра-
влении состоялась чрезвычайное совешание
начальников 73 полицейских участков.
Полагают, что это совещание связано 6
директивой Мавартура,
	Назначение Грэйди
американским послом в Иране
	БАШИНГТОН, 6 июня. (ТАСС). Трумэн
назначил нычешнего посла США в Греции
Грэйли послом в Иране.

Заявление государственного департамен-
та лает повять, что назначение Грэйли
свидетельствует о возросшей роли, которая
в планах Соединенных Штатов отвотится
	Ирану.
	Прибытие правительственной делегации Гезманской
демократической республики в Варшаву
	Успехи румынеких нефтяников
	иностранных дел Антон Аккерман, стате-
секретарь миниетеретва — планирования
Бруно Лейшнер и етате-секретарь мини-
стеретва финанеов Вилли Румиф.

5 июня предеелатель Совета министров
Польекой республики Ю. Циранкевич ири-
HA правительственную делегацию Герман-
ской лемократической республики.
	Так, рабочие буровой вышки «Урлаци»
нефтепромыелов  «Мунтения» выполнили
июньский план бурильных работ к 20 мая

и теперь работают в счет июльского пла-
на.
	ВАРШАВА, 6 июня. (ТА\СО). Вак пере-
дает Польское агентство печати, 5 пюня в
Варшаву прибыла правительственная де-
легация Германекой демократической рес-
публики. В составе делегации: замеети-
тель премьер-министра Ульбрихт, миниетр
внутригерманской торговли. внешней тор-
говли и материального ‚обеспечения Георг
Хандке, — стате - секретарь.  министеретва
	БУХАРЕСТ, 6 июня. (ТАСС). Вак перс-
лает Румынское телеграфное агентство, все
шире применяя передовые советские мето-
ды труда, румынские нефтяники добива-
ются новых производственных успехов,
	Даже в тех отраслях, где англо-амери-
канская конкуренция ло войны не играла
особой роли, сейчас она приобрела исклю-
	чительную остроту. Так, до войны почти
	весь экспорт угля из ОША направлялся в
Канаду, Кубу и Мексику; страны Европы
совершенно не импортировали американ-
ского угля; страны Южной Америки им-
портировали из США лишь небольшие ко-
личества угля, Англайекий me экспорт
шел преимушеетвенно в страны Европы и
в Южную Америку. Воспользовавшиеь по-
слевеенными трудностями Англии и других
стран, экепортирующих уголь, США повы-
сили свой экспорт угля © 11 млн. тонн до
войны до 70 млн. тонн в 1947 году. В
1947 голу Англия не вывезла в Бразилию
и Аргентину ни одной тонны угля. В то же
время США поставили Бразилии 1.333 тыс.
тонн ий Аргентине 1.033 тысяч тонн угля.

Восстанавливать теперь свой экепорт
угля Англия может, только выбивая аме-
риканекие монополии из захваченных ими
позиций. Английская конкуренция наряду
с увеличением экспорта угля из других
европейских стран была причиной того, что
экспорт угля из США в Европу упал с
36.9 млн. тонн в 1947 г. до 16,1 млн.
тонн в 1948 г. и 9 млн. тонн в 1949 г.
Англо-американская конкуренция особенно
резко ‘проявилась в Аргентине, которая, за-
ключив двустороннее соглашение в Англи-
ей, ввезла оттуда в 1949 году 978 тыс.
тонн угля против’ 28 тые. тонн, ввезенных
ею из США.

В условиях жестокой конкуренции ©
американским экспортом Англия восстанав-
ливает свои позинии и на рынках текети-
ля. В прошлом голу экспорт текстиля из
Англии впервые после войны обогнал аме-
риканский экспорт, хотя еще в 1947 году
поелелний занимал 40 процентов мирового
экспорта (против 4 процентов до войны).

Стоит ли удивляться после этого бур-
ным сценам, недавно разыгравшимея в
конгресве США, когда ставленники тех-
стильных фабрикантов с пеной у рта тре-
бовали принятия решительных мер для
форенрования экспорта американской тек-
стильной пролукции и окончательного за-
крытия для иностранных текстильных 190-
варов американского рынка!

Недаром рупор бити — английский жур-
нал «Экономист» горестно писал петавно,
что «по мере того, как превышение спроса
нал предложением на рынке уменьшается,
становится все труднее различить эконо-
мического конкурента от политического
	друга».
	раетея и на рынках сбыта оборудования.   того основного факта.
	Еели в 19471 году экспорт машин и 959-
руювания из США превышал английский
экспорт’ почти в три раза, то в поеледую-
щие годы эта разница весьма значительно
уменьшилась. Так. в 1947 голу amepa-
канский экспорт машин и оборудования
составил 4.543 миллиона долларов, & ан-
глийекий — 1.625 миллионов; в 1948
году соответственно — 3,749 и 2.329 мил-
лионов долларов и, наконец, в 1949 году—
3.235 и 2.488 миллионов долларов.

Степень напряжения англо-американской
борьбы на рынке машин ярко показывает
скандальная история с торгами на оборудю-
вание лля мунипипальной электростанции
  гор. Сиэттль (США), обнаружившая, с Её-
кой беззастенчивостью отбрасывает амери-
канский империализм пресловутый прин-
EO «равных возможностей», когла этот
принцип угрожает его интересам. Хотя пе-
ны по английским предложениям были на
12—25 пронентов ниже минимальных пен
по прелложениям американских электрогех-
нических монополий, заказ на поставку
оборудования был передан американской
фирме «Дженерал электрик». Известие 06
этом вызвало большое возбуждение не
Только ереди английских деловых кругов,
не и в других запално-европейских стра-
нах. Буржуазная печать Англии, Франции,
Италии раздраженно писала о том, что на
этом примере отчетливо проявилось етрем-
ление крупного капитала США  воспрепят-
ствовать любому расширению западно-ев-
ропейского экспорта в США.

Нарастание экономического кризиса в
странах капитала до крайней степени
обостряет борьбу за рынки сбыта, приме-
ром которой может служить положение на
рынке нефти.

Американский капитал контролирует око-
ло 77 процентов, а английский капитал —
около 19 процентов всей продукции нефти
в Капиталистическом мире. В 1949 году до-
быча. нефти в США и на американских
концессиях в Венецуэле заметно понизи-
лась, в 1950 году, как предполагается,
уменьшится добыча нефти на амерякан-
ской концессии в Саудовской Аравии. Пои-
чина — затруднения со ебытом, Межау тем
лосыча нефтя на английской коннеесии в.
Иране 3a это время увеличнлаеь. 919
яено говорит 0 том, что в ответ на
наступление американских нефтяных мо-
пополий английские нефтяные монополии

при всяком удобном случае наносят
	им весьма ошутимые контрудары.
Однако некоторые успехи Англии в
	  того основного факта. что удельный вес
США в экепоре всех каппталистачееких
етран и в 1949 голу почта в два раза
превышал довоенный (13,2 процента в
1937 году). между тем как Англая лишь
немногим изменила свою долю в общем
экспорте капитали“тических стран по ерав-
нению с 1937 г., когла улельный вес Анг-
лии равнялся 10,3 процента. Следует при
Этом иметь в виду, что Англия уже во мно-
пом исчерпала те преамушества. которые
ей дает существование стерлинговой зоны
A имперских преференций. Чем дальше,
тем в болыней степепи булет лавать себя
знать фактор общий лля английского и лля
американекою экспорта — ограниченноеть
рынков сбыта. А зто значит. что паленае
сбыта, затонувшее пока только некоторые
области английского экспорта. может при-
нять более птирокий характер. что неизбеж-
но привелет к застою. а затем и в паленню
0б’ема английского экспорта. Бороться пв-
тив этой угрозы английские монополии
могут, только усиливая конкурентную борь=
бу с американекими монополиями.

В борьбе за тегемонию в капитализ
стическом мире американские  монопо-
лии все шире пользуются оружием, котоз
poe AM предоставляет сама Англия. В са-
Mom леле. Еше в 1948 г. Англия заняла
первое место в мнре по ‘экспорту легко-
‚вых машин, а в 1949 г. она вышла на
первое место как экспортер автомобилей,
`перегнав в этом отношения США (351. 7
ThIC, IRCHOPTHPOBAHHLIX H3 ABTAWH aBTOMo-
билей при экепорте из США 268.2 тыс,
автомобилей). Однако самые громкие вос-
торги по поводу такого успеха Англии выз
сказывал не кто иной, как... Форд, который
захватил сильные позиции в английской
автомобильной промышленности,

Пользуяеь угодливой готовностью Анг-
лни раскрывать все двери перед капита-
лом США, американские монополии 3a-
хватывают пелые отрасли английской пра-
мышленности, забирают в свои руки важ-
нейшие рычаги экономики своего империа-
листического соперника.

При том значении. которое имеет для
современного капитализма вывоз капита-
ла, при подавляюшем финансово-экономи=
ческом перевесе американекоге капитализ-
ма нал английским некоторые успехи Анг-
лии в 09рьбе за рынки сбыта ве могут
иметь решающего значения. Олвако они
предвешают дальнейшее усиление имперя-
алистических противоречий, ибо в этой обз
ласти империалиетам труднее всего сгоза-
риваться за чужой счет.

А. МАНУКЯН.
	ABT 0-aMepAKancKHe противоречия
и бопьба за рынки сбыта.
	англо-американской борьбы за рынки сбыта.

Ценой огромных усилий и напряженной
борьбы ‘с американскими  монополиямя
Англии удалось добиться некоторего увели-
чения своего экспорта. Этому в значитель-
ной мере способствовало то обетоятельетво,
ЧТо после окончания войны была устране-
Ha на время немецкая и японская конку-

ренния на рынках:
	Со своей стороны американские монопо-
лини после окончания войны нтироко исполь-
зовали для внешнеторговой экспансии па-
дение производства и экспорта своих ка-
питалистичееких конкурентов, продавая
свои экспортные товары втридорога обни-
шавшим странам Запалной Европы и Азии,
нуждавшимея в продовольствии, сырье,
оборудовании, Когда золотые и валютные
рееуреы этих стран оказалиеь исчерпан-
ными, монополии США стали Bee шире
прибегать к методу финансирования эке-
порта з& счет американского налогонла-
тельщика. Между 1946 и 1949 гг. от 40
де 60 ‘процентов всего экспорта США по-
крывалось или займами, или средствами
по плану Маршалла, аесигнованиями для
«помощи» клике Чан Кай-ши и т. д. Не-
смотря на все эти методы  форенрования
вывоза. экспорт США, начиная с 1947 го-
да, неуклонно падает, тогда как экспорт
Англии растет, Это видно из следующих
данных: в 1947 году экспорт США до-
стиг наивысшей точки и составил 15.169
миллионов лолларов, в 1948 году он упал
до 12.653 миллионов лолларов и в 1949
roxy ло 12.000 миллионов долларов. Mex-
ду тем Англия увеличила вывоз товаров
с 4.584 миллионов долларов в 1947 году
до 6.377 миллионов долларов в 1948 году
и 6.829 мизлионов долларев в 1949 голу

В продвижении своего экепорта англий-
ские монополии широко иснользуют то 0б-
стоятельство, ч16 импорг Англии BCeria
превышал и сейчае превышает импорт СИТА.
Англия является крупнейшим импортером
вырья и продовольствия. Это создает для
стран, куда Англия вывозит товары, в0з-
мажноеть расплачиваться с ней своими то-
варами. Английская система двусторонних
соглашений как-раз и основана на том, что-
бы заставить иоставщиков Англии в свою
очерель покупать только у нее, что, ра-
		зумеется, вовсе не улыбается американевим
экспортерам. Американские монополисты не
стееняютея в выражениях, негодуя по по-
веду английских методов расширения экс-
порта. Так, например, 10 марта 1950 г.
председатель правления фирмы «Стандард
	ойл компани о® Калифорния» Фоллие эпу-
бликовал в газете «Нью-Йорк геральл три-
бюн» письмо, в котором требовал немедлен-
ного упразднения двусторонних соглаше-
ний, заключенных Англией © Аргентиной.
Швецией, Данией и другими странами. Не-
сколько ранее официальный протест против
англо-аргентинского двустороннего соглаше-
ния был заявлен госдепартаментом СПТА.
	Интересы английских и американских
экспортеров сталкиваютея сейчас тем рез-
че, что структура английского экспорта за
последние годы претерпела значительные из-
менения. Традиционными статьями англий-
ского экепорта е давних пор были уголь,
хлопчатобумажный текстиль, стальной про-
кат (большей частью его проетые вилы). Но
уже перед второй мировой войной вывоз
этих товаров из Англии начал снижаться,
После второй мировой войны, в 1946—
1947 гг., английский экспорт угля факти-
чески совершенно приостановилея, а в
дальнейшем, несмотря на некоторое увели-
чение, вее же ни в какой степени не вос-
становил своего прежнего значения. Значи-
тельно упал но сравнению © довоенным
уровнем экепорт п  \ругих «етарых» англий-
ских экспортных товаров, в отномений про-
изводетва и стоимости которых Англия ока-
залаеь не в состоянии выдержать конвурпен-
цию заокзанских стран. Зато в послевоен-
ные годы сильно возросло в английеком эве-
порте место таких товаров, как машины и
оборудование, автомобили, химикалии, изле-
лия из искусственнего шелка, т.е. товаров,
которые занимают крупнейшее место й в
экспорте США. Естественно, что это вызы-
взет дальнейшее усиление англо-американ-
скай конкуренции на внешних рынках,
	Если в 1957 году улельтый вес одору-
дования и транспортных средств составлял
в английском вывозе 19.8 проненга, то в
1949 году он возрзе до 36.4 процента.
Зкспорт изделий из искусственного шелка
	вырос между 193 и 1949 гг. в семь И
экспорт химикалиев —— почти в 3,5 раза.
	В послевоенный период отношения меж-
ду главными каниталистическими держава-
ми отмечены двумя противоположными, но
отнюдь неё исключающими друг друга тен-
‘денциями: сколачиванием агрессивного бло-
ка капиталистических держав, возглавляе
мого американским империализмом, с одной
етороны, и дальнейшим обострением имие-
риалистических противоречий внутри этого
блока, в другой.
	Анализируя в 1929 году противоречия в
тагере капиталистов, товарищ Сталин ука-
зал на противоречие между капитализмом
американеким и капитализмом английским,
как на основное, И в настоящее время про-
тивоположность интересов английского и
американского капитализма и острая борьба
между этими двумя империалистическими
хишниками налино во всех тех областях,
© которых говорил товарищ Оталин, — B B)-
просее о нефти, в вопросе о рынках ебыта
и рынках для вывоза капитала, в вопросе
о коммуникациях.
	Специфические черты послевоенного раз-
вития английского и американского капи-
тализма делают особенно острой борьбу
между ними за рынки сбыта. Возроешие B
результате второй мировой войны произ-
водственные возможности американской про-
мышленности наталкиваются на узоеть
внутреннего рыниа. Вапиталистические хиш-
ники США рвутся в внешним рынкам сбы-
та. Однако при этом они неизбежно стал-
киваютея с монополиями других стран и,
прежде всего, с английскими монополиями.
	Следует иметь в виду, что ноесле войны
расширение теварного экепорта приобрело
ДлЯ английского капитализма первостепен-
ное значение в связи е сокращением до-
холов Англии от иностранных вложений,
торгового и финанеового посредничества,
судоходства, Возможность разрешения же-
стокого кризиса платежного баланса, ROTO-
petit mpexcrapaser mpamylo yrposy 32a Фи-
пансовых, экономических, политических и
воепных позиций британского империализ-
ма, Англия пытается найти прежде всего
па путях форсирования своего товарного
экспорта. Уже в этэм одном кроется по-
тенциальный источник резкого обострения
	Борьба между Англией и США разго-1 борьбе се США за рынки сбыта не снимают