. СРЕДА, 14. ИЮНЯ 1950 г. № 140 (10288)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	В честь сессия
	Верховного Совета
СССР
	КЕМЕРОВО, 13 июня. (По теле. от соб.
корр.). Многотысячный отряд шахтеров
Кузбасса несет стахановскую вахту в честь
сессии Верховного Совета СССР. День от-
крытия сессии коллективы многих уча-
стков и передовых шахт ветретили досроч-
ным выполнением полугодовых планов до-
бычи топлива. Вчера начали выдавать
уголь в счет июльской программы коллек-
тивы шахт № 7-а и «Суртаиха» треста
«Вагановичутоль».
	Торнякя Аиеелевской шахты № 3, где
в июне веё рабочие выполняют и перевы-
полняют установленные нормы выработки,
завершили полуголовую производственную
программу еще 8 июня и за последние че-
тыре дня выдали родине сверх плана нес-
колько эшелонов топлива. °

Более пяти тысяч тонн угля добыли
сверх задания в подарок сессии горняки
шахты «Бутовская» треста  «Кемерово-
Уголь». }

В нашем сибирском колхозе
	Трудно передать ту великую радость,

AARA CT AWWA! seme о АО Пиз
	ьоторая охватила меня, когда я попал, на-
конец, в Москву. Ведь я здесь впервые в
жизни! Но еще труднее передать ту pa-
дость и то огромное волнение, которое
охватило меня, когда я 12 июня, в день от-
крытия сессии Верховного Совета CCCP,
впервые переступил порог Кремлевского
дворца, встретился с членами правитель-
ства, а вчера увидел великого Сталина и
вместе с другими депутатами решаю большие
тосударственные вопросы.

Находясь в Кремлевском дворце, невольно
задумываешься о том, достоин ли ты этой
великой чести, все ли делаешь для того,
чтобы оправдать доверие народа?

На мою долю выпала обязанность руко-
водить одним из сибирских колхозов. Дело
это нелегкое, особенно для человека, ко-
торый еще до войны был простым колхоз-
ным шофером. Но разве в обычае комму-
ниетов уходить от трудных дел? С помощью
партийной организации и при поддержке
всего коллектива колхозников мне удалось
освоить это новое для меня дело и напра-
вить работу колхоза по правильному пути.

Особенно большой перелом в работе кол-
хоза произошел после исторического фев-
ральского Пленума ЦК ВКП(б), когда, сле-
дуя указанию партии, колхозники горячо
взялись за освоение передовой агрономи-
ческой науки.

В этот поворотный год посевные пло-
щади колхоза достигли довоенного уровня:
3a получение высокого урожая большая
труппа колхозников была награждена op-
денами и мелалями. .
	С каждым годом повышается культура
земледелия. Весной этого года наши трак-
торные бригады перешли на часовой гра-
фик работ, качество обработки почвы зна-
чительно певыеилоеь.
	Б прошлом году на площади в 150 гек-
	таров нам удалось добиться небывалого
	для здешних мест урожая — 30 центнеров
с гектара! Теперь наша задача — добиться
того, чтобы получать такой. урожай и на
всех других полях колхоза.
	В Москве я хочу обязательно повидать-
ся с академиком Трофимом Денисовичем
Лысенко и посоветоваться с ним на этот
счет. Думается мне, что, если мы найдем
хорошие, раннеспелые copra зерновых
культур, приспособленные к нашему кли-
мату, и будем применять все указания пе-
редовой агрономической науки, наши си-
бирские колхозы ‘станут собирать на своих

полях не менее 30 центнеров с тектара
вкруговую!

Да, неплохих успехов добилось наше
колхозное крестьянство за последние голы!
	Но разве это предел? Огромные, нобыва-
	лые возможности дальнейшего роста сель-
ского хозяйства открыли перед ним наша
партия, наше социалистическое Советское
государство — первое в мире государетво,
которым управляет трудовой народ.
	$П. МАРЧЕНКО,
депутат Верховного Совета СССР,

председатель колхоза имени К. Е.

Ворошилова Канского района Крас-
ноярского края.
	В следующем году Наш колхоз сделал
новый шаг вперед. Посевная площадь на
100 гектаров превысила довоенный уро-
вень, а валовой сбор зерна возрос в пол-
тора раза. Колхозники честно и аккуратно
выполнили свои обязательства перед го-
сударством. И снова правительство отме-
тило наградами самоотверженный труд
хлеборобов.
	Особенно плодотворно потрудились чле-
ны нашей артели в прошлом году. Общая
посевная площадь была уже на 350 гекта-
ров больше, чем в 1940, довоенном году.
Средняя урожайность достигла 17 пентне-
ров с гектара — на 6 центнеров больше,
чем до войны. ‘Колхоз сдал государству
более 15 тысяч центнеров хлеба. Колхоз-
ники получили хорошую оплату трудодней.

Много труда вложили наши колхозникя
и в развитие общественного животновод-
ства. С каждым годом растет колхозное
стадо. Сейчас на наших фермах вчетверо
болыше рогатого скота и овец, чем было
10 BOHHHI.
		3 колхозе развернулось большое строи-
тельство. За послевоенные. годы мы соору-
дхили 42 дома колхозников, клуб на
250 мест, две конюшни, зерносушилку,
	свинарнив, RYDATHER, построили два Ea-
питальных полевых стана. В будущем го-
ду собираемся вместе с еоседними шестью
колхозами выстроить кустовую элеклтро-

станцию.
	Волхозники наши
КУЛЬТУРНО.
	muBYT ЗАЖиИТоОЧНо И
		ереловой опыт борьбы
за экономию
	рики тов. Швецов убедительно показал,
что кожевенные товары можне’ использо-
вать лучше, чем OU использовались дэ
сих пер. Тут же было продемонстрировано,
какую болыпую экономию материала даст
комбинированный раскрой.

После совещания в Совете Министров
республики тов. Макарова была направлена
для передачи своего опыта на обувные
рижекие фабрики. Она провела там боль-
	шую работу по внедрению комплексной
экономии сырья.

Сейчас все обувные фабрики Латвии
	дают большую экономию кожевенных това-
ров. В первом квартале предприятия сэко-
номили 6,9 процента верхних хромовых 90-
варов и 8 процентов подкладочного мате-
риала. А на ведущей фабрике «Рекорд»
экономия хрома за квартал составила почти
11 процентов.
	Передовой опыт борьбы за экономию MAA
териалов показал, что существующие нор-
мы устарели. Новалор Евдокия Макарова
ставит вопрос 0б изменении норм, об уве-
личении пропента использования кожи.
	О своевременности и значении  этогд
предложения свидетельствует опыт всех
обувных фабрик республики, применяющих
комбинированный раскрой.
	Существующие нормы составлены из
расчета раздельного кроя материала. Прак-
тика рижеких обувшиков показывает, что
надо применять комбинированный крой,
как наиболее экономный. Благодаря умело-
му комбинированию кроя стахановцы до-
стигли 80 процентов использования опойка
почти на всех сортах.
	Широкое движение рижских обувщиков за
экономию материала и предложение передо-
вых рабочих о пересмотре норм являются
делом государственной важности. Они сви-
детельствуют о росте мастерства стаханов-
	nes Латвии.

Н. ЧУРАКОВ,
соб. корр. «Известий».
		Два с лишним года назад на рижекую
обувную фабрику «Рекорд» поступила зак=
ройщицей Евдокия Макарова. Опа надела
передник, получила партию кожи и взяла
в руки тонкий, узкий и острый, ках брит-
ва, нож. Новая закройщица была выуче-
ницей ленинградской фабрики «Скороход»,
принесла с собой большой опыт стаханов-
ской работы, относилась в своему труду,
как к святой обязанности перед родиной.

С первых же дней новая закройщица
0б’явила борьбу безразличному отношению
BK расходованию сырья на фабрике, доби-
лась 8 процентов экономии и призвала по-
следовать ее примеру других.

В цехе до этого каждый кроил один фа-
сон и один размер обуви. Макарова ло-
казала,, что этот прием дает низкий mpo-
цент использования верхней кожи. Совсем
другой результат получается, если одно-
временно выкраивать два фасона или два
размера: один большой, другой поменьше.
Ассортимент продукции на фабрике бота-
тый. Применяя различные комбинации,
Макарова достигала 12 процентов эконо-
мии хрома.

Она работала бок-0-бок 60 своими това-
рищами, на вилу у всех, и не замечать
того нового, что внесла эта женщина в
производство, было уже просто невозмож-
но. В старых закройшиках заговорила
профессиональная гордость. Соревнование
OXBATHIO коллектив. и вскоре весь цех
стал лавать экономию.
	В газетах появился призыв коллектива
фабрики «Рекорд» ко всем обувщикам
Латвии 0б’явить похол за экономию мале-
риала. Инициаторы сопизлистического со-
ревнования опирались на факты: фабрика
ожемесячно давала по 6—7 процентов
экономии верхнего материала.
	На «Рекорд» пришли закройшики дру-
гих обувных фабрик Риги, чтобы ие-
	пользовать передовой опыт. Была провехе-
на производственно-техническая конферен-
пия. В небольшом цехе собралось свыше
двухсот обувщиков. Главный инженер фаб-
	ТБИЛИСИ, 13 июня. (Пе телеф. от соб.
корр.). Открытие сессии Верховного Совета
СССР коллективы многих предприятий Тби-
лиси ознаменовали новыми производствен-
ными побехами.
	С успехом выполняя июньское задание,
станкостроители завода имени Кирова сверх
плана изготовили несколько металлорежу-
щих станков усовершенствованного образца
и освоили выпуск нового мощного трубо-
резного станка.

Сверхплановую продукцию выпустили
также коллективы обувных и табачных
фабрик. Два образновых цеха первой швей-
ной фабрики сверх плана выдали на пол-
миллиона рублей изделий,
	Книги педагогов
	ГОРЬКИЙ, 13 июня. (Па телеф. от с56.
корр.). Преподаватель биологии С. А. Се-
‘лифонов более десяти лет назад создал при
средней школе села Кантаурово Форекого
района учебно-опытный участок. На нем
учащиеся производят опыты выращивания
зерновых, овошных и других культур.

Недавно Горьковское издательство выпу-
CTHIO книгу тов. Селифонова, в которой
он рассказывает о работе на пришкольном
участке. Весь тираж книги быстро. разо-
meres.

В ближайшее время издательство выпу-
скает сборник «Воспитание советекого .па-
триотизма в школе». В сборнике принима-
ют Участие учительницы М. Молчанова,
Т. Серебрякова и другие.
	На лесосплазе
	АРХАНТЕЛЬСЬ, 13 июня. (По телеф.
ст с0б. корр:). Из Архантельска вверх по
Северной Двине пошел пароход «Север»,
предназначаемый для культурного обелу-
живания рабочих и служащих сплавных
предприятий;

На пароходе имеются библиотека, комна-
ты отдыха и художественной самодеятель-
ности. На нем отплыли лекторы, культорга-
низалоры и коллектив артистов, подгото-
вивший несколько концертных программ.

В течение навигации агитпароход побы-
вает на всех крупных сплоточных запанях
и лесостоянках Северной Двины.
	Южные фрукты в Полесье
	МОЗЫРЬ, 13 июня. (По телеф. от cod.
корр.). Около 300 сельхозартелей Полоцкой,
Пинской и Полесской областей: выращивают
	южные фрукты. 0еобенно широкое разви-
	тие получило здесь виноградарство. В Mo-
зыреком и Василевичеком районах почти
	каждый колхоз имеет сад.
	Соревнование комбайнеров
	Советское государство оказывает огром-
ную помощь колхозной деревне. Из года в
год сюда идет все возрастающий поток ма-
шин. Растет техническая вооруженность
сельского хозяйства. Наряду с машинно-
тракторными станциями появились лесо-
защитные станции, специализированные
МТС в районах животноводства. Сельско-
хозяйственный труд все более превращает-
я в разновидность труда индустриального.
	Это видно и на примере Днепропетров-
щины — одной из крупных зерновых об-
дастей Украины. — Мапшинно-тракторные
станций здесь производят свыше 90 про-
	‚ центов всех работ в колхозах. Вюмбайно-
вый парк в этом году увеличился по срав-
	нению с прошлым глом почти на тысячу
	’ машин. Аомбайны уберут свыше 80 прэ-
	центов площади зерновых культур и зна-
чительные плошади подсолнечника, чуми-
зы и семенников многолетних трав. ;

В этом свете патриотический почин
знатного. комбайнера страны, Героя Социа-
	листического Труда ЁКнстантина Борина,
	приобретает огромное значение.
	Машинную уборку хлебов можно про-
вести быстро, высококачественно, без по-
терь только в том случае, если комбай-
нер и тракторист будут задолго до косови-
пы готовиться к ней. Обработка полей и
уход за посевами должны тревожить .меха-
низатора в такой же мере, как и техни-
цческое состояние машины.
	Днепропетровский обком партин считает
инициаливу тов. Борина важным государ-
ственным делом. Обком обязал райкомы
ЕП(б)У обсудить письмо тов. Борина, нз-
печатанное в «Известиях», в первичных
партийных организациях, на собраниях
комбайнеров, трактористов, рабочих и слу-
хащих МТС и широко’ развернуть социа-
листическое соревнование 34 своевремен-
ную подготовку и проведение уборки уро-
wad.
	Вомбайнеры Днепропетровщины горячо
поддержали почин Константина Борина.
В социалистическое соревнование, начатое
п почину тов. Борина, уже включились
коллективы 725 комбайновых агрегатов
области. с :
	Пароход «Власть Советов» причалил Е
пристани Ставрополь рано утром. Неболь-
шой районный городок средневолжекого ле-
вобережья только-только пробуждался. Про-
буждение было радостным: шел теплый
детний дождь, которого здесь давно и с
нетерпением ожидали. Фюди выбегали на

широкие песчаные улицы, подолгу, не за-
мечая, что мокнут, стояли с непокрытыми

головами, подставляя ладони под тяжелые
капли благодатной влаги, как если бы в
пригоршнях наконлялась не дождевая вода,

a полновесное золотое зерно.
Да, это «шел хлеб», урожай, — хорошо
	возделанная земля была засеяна еще в на-
	чале мая и уже дала густые ровные вехо-
ды, им нужна была влага. И вот дождь
пролился над заволжекими степями, и все
вокруг словно обновилось: зелень стала
ярче, омытые дома — светлее, люди —
даже те, которые, казалось бы, не имели
прямого отношения в земледелию, — Bece-
лее и приветливее...

Словом, дождь поднял настроение обита-
телей Ставрополя, труды и интересы ко-
торых тесно связаны с жизнью деревни.

( одной группой таких ставропольцев
пам пришлось познакомиться в первые же
часы пребывания в городе. Они хлопота-
Ли возле автобуса не совсем обычной фот-
мы и окраски. На голубом кузове его
было напивано: «Библиотека». Проворный
паренек подносил к распахнутой двери ав-
тобуса пачки книг и передавал их такой
же молодой, как и он сам, девушке. Она,
расставляла книги по полкам вдоль внут-
ренних стен кузова, перешагнув порог во-
торого, вы сразу попадали в обстановку
	обычной библиотеки -—— со строгой класеи-.
	фикацией литературы по разделам, с длин-
ным, узким рабочим столиком библиотека-
ря, на котором стояли ящички с чита-
тельскими формулярами и книжными ката-
тогами. Здесь были даже витрины C HO-
винками художественной, политической и
‘пециальной литературы, откидные столы
0 свежими журналами и газетами. Был
тут и радиоприемник.

Короче говоря, перед нами была прекрас-
но обставленная, хорошо укомплектованная
библиотека. Отличало ее от других библио-
Е ЛИШЬ То. что- она была на. колесах.
	Ульяновской  опорно-показательной
МТС каждый комбайнер принял на себя
повышенные обязалельства. Так, комбай-
нер тов. Прижигалицкий обязался сцепом
двух комбайнов «Оталинец-6» убрать за
сезон тысячу гектаров и намолотить
20 тысяч центнеров зерна. Комбайнер тов.
Казимиров решил таким же сцепом убрать
урожай на плошади в 1.200 гектаров.
	Комбайнер этой же МТС Павел Стре-
буль, работающий 11 лет в колхозе имени
Карла Маркса, по совету В. Борина тща-
тельно осмотрел свои участки и вместе с
колхозниками привел их в такое состоя-
ние, которое обеспечивает бесперебойную
работу машины. Тов. Стребуль вызвал нз
социалистическое соревнование комбайне-
ра соседней Павловской МТС Павла Дени-
сенко. 0ба они дали слово убрать комбай-
ном «СОталинен-6» по 500 гектаров. за
18 рабочих дней.

Вызов тов. Борина на социалистическое
соревнование принял и известный комбай-
нер Павлоградской МТС Федор Шевченко.
	Высокие социалистические обязательст-
ва взяли на себя комбайнеры Иван Сова
из Синельниковской МТС, Григорий Байда
из Новомосковской МТС,  Николай Левенец
из Желтокаменекой МТС, Арсений Юнаш
из Просянской МТС и многие другие.
	Сотни комбайнеров во второй и в тре-
тий аз осматривают свои участки, очи-
щают их от посторонних предметов, сле-
Jar за тем, чтобы не было бурьяна.

В соревнование комбайнеров включилась
областная и районная печать. Газеты пуб-
ликуют отклики на призыв тов. Борина и
обязательства наших механизаторов.

Почин Константина Борина благотворно
сказался на темпах ремонта комбайнов,
которые значительно выше прошлогодних.
Ремонт комбайнов подходит к концу. Сот-
ни машин уже находятся ‘непосредственно
в колхозах. На корпусах комбайнов алой
краской написаны обязательства, взятые
механизалорами в социалистическом сорев-
новании.
	Успешная работа комбайнов позволит
резкю сократить сроки выполнения планов
сдачи хлеба государству. Именно безотказ-
ная работа комбайнов в значительной сте-
	Сейчас она готовилась в очередной рейс по
району. 06 этом сообщил нам тот же про-
ворный парёнек.

— Хотите с нами? — предложил он.—
	Большой маршрут: Матвеевка — Данилов-
ка — Русские и Татарские выселки —
Верхняя Белозерка — Светлое Озеро —
Анновка и далее. Нас там, небось, ждут —
не дождутся... Очень интересно!..

Миша Егоркин,— так звалн нашего общи-
тельного собеседника,— с увлечением рас-
сказал, что передвижная библиотека - авто-
бус совершает по два рейса в месяц по ompe-
деленным маршрутам и обслуживает около
тридцати сел и деревень, Ставропольского
района, в которых нет еще своих библиотек
и население которых не может пользоваться
услугами районной библиотеки. Многие из
Этих селений расположены в 50—60 кило-
метрах от Ставрополя. А спрос жителей кол-
хозной деревни на книгу велик и все воз-
растает. В передвижном книжном Фонде
библиотеки-автобуса имеется восемь тысяч
томов. Огромная пифра для библиотеки
сельской местности! Да и читателей у нее
столько, что количеству их могут позави-
довать многие крупные стационарные биб-
лиотеки. Миша Егоркин © гордостью назы-
вает цифру читателей библиотеки-автобу-
са: 1.200! Е

(Свой рассказ Михаил Егоркин уснащает
меткими характеристиками колхозных чи-
тателей и активистов, пропагандирующих
книгу в деревне. Он говорит 0 формах и
методах работы с различными группами
населения. Все это позволяло предполагать,
что перед нами библиотечный работник. Но
тут Егоркин нам сказал, что он всего-на-
всего водитель автобуса, что ему пришлись
по душе жизнь библиотекарей-передвиж-
ников, их постоянное общение с народом A
та любовь, которой отвечает им Колхозный
люд.

Из кузова машины Мишу окликнула за-
ведующая передвижкой Валентина Иванов-
на Лементьева. Егоркин занял свое место
за рулем, и «библиотека на. колесах» Tpo-
нулась по своему большому маршруту —
к сельскому читателю.

Дорога вначале шла по’сосновому бору.
затем перед нами открылось степное раз-
	лолье. Изумрудно сверкали омытые дод:-  !
	Пнепропетровшины
	пени помогла Днепропетровщине первой на
Украине рассчитаться с государством по
хлебу в 1948 году и досрочно выполнить
план хлебозалотовок в 1949 году.
	В нашей области несколько лет назал
бригадир тракторной бригады Ульяновекой
МТС депутат областного Совета Яков По-
дольный прицепил к комбайну лущиль-
ник. Нынче свыше половины комбайно-
вых агрегатов у нас оборудуется лущиль-
никами.  Уборочно-лущильные = агрегаты
должны будут обработать свыше $00. ты-
сяч гектаров.
	В подютовке к уборке немало у нас и
неполадок. Kime не все машины имеют
«хозяев»—высококвалифицированных ком-
байнеров и их помощников. Много усилий
надо приложить, чтобы все машины были
снабжены соломокопнителями, электриче-
ским светом... противопожарными средетва-
ми. Надо привести в буевую готовность
тракторы для вождения комбайнов, колхоз-
ные автомашины, арбы, бестарки, весы,
простые уборочные машины.
	Недавно было проведено областное со-
вещание директоров MTC, механиков и
агрюномов. Большую роль в развороте го-
циалистического соревнования сыграло ` ео-
вещание председателей колхозов области,
которое обсулило выполнение обязательств,
данных товарищу И. В. Сталину. Этому
же вопросу было посвящено и областное
совещание секретарей колхозных  комсо-
мольеких организаций. : Ко =
	Вся массовая политическая работа в
деревне в настоящее время у нае подчине-
на главной задаче — уходу за посевами,
подготовке к уборке урожая и хлебозаго-
TOBRAM,

В полеводческих и тракторных брига-
дах, в комбайновых атрегатах работает
свыше 26 тысяч агитаторов.

Партийная организация и Советы обла-
сти при активном участии многотыеячного
коллектива агрономов, несомненно, справят-
CH со сложными, боевыми задачами руко-
BOIcTBA уборкой урожая и выполнением
	плана хлебозаготовок,.
М. КУДИНОВ,
	секретарь  `Днепропетровского обкома
кп(б)у. т   р
	дем яровые хлеба; свежий ветерок гнал
легкие волны по озими, уже выбросившей
колос. Местами, на границах колхозных
полей, росли крохотные деревца молодых
полезащитных. лесных полос. Там и здесь
в стороне от дороги виднелись вагончики
тракторных бригал, и неожиданно близко
от нас возникал вдруг вышедший из лож-
бины Ha пригорок и сам стальной па-
харь — трактор.

Селения в степном Заволжье не часты.
Первое из них на нашем пути — Тимо-
феевка — в пятнадцати километрах от
Ставрополя. Было уже за полдень. Един-
ственная улипа села с двумя рядами нз5
казалась пустынной. Люди, видимо, были
в полях и на огородах. Егоркин сверпул в
	‘проулок возле здания сельского Совега и
	остановил автобуе на просторной зеленой
лужайке. Валентина Ивановна отправилась
на поиски заведующего сельской избой-чи-
тальней. Она еще ‘не успела вернуться, а
к машине начал уже подходить народ. Ви-
димо, библиотека-автобус была в селе же-
ланной и частой гостьей.
	Первыми, как и следовало ожидать, при-
бежали дети. Их было много. Мальчики и
девочки по преимуществу школьного воз-
раста окружили автобус, на дверцах кото-
рого Миша прикалывал кнопками красоч-
ный плакат «Победим засуху». Ребята с
жадным любонытством заглядывали в ку-
зов машины, спрашивали «тетю Baan»,
что она привезла им, просили показать
журналы с «картинками». Старшие, рас-
сматривая плакат, заспорили, где при-
мерно находится их Тимофеевка на карте
размещения государетвенных лесных за-
шитных 10л0с. Заведующая районной биб-
лиотекой Полина Сергеевна Кузьмина, прн-
ехавшая с нами. спросила ребят:

— Кто из вас учится?

— Все учимся! — хором отозвались и
мальчики, и девочки и стали наперебой
сообщать о себе всякие ребячьи новости:
кто как учится, как шли в школе экзаме-
ны. какими делами занимолотся дети сей-
час...

— А хотите, я прочитаю вам книжку 0
Чапаеве?

Согласие было единодушным, и Полина
	 Уральский государственный
народный хор
	колорит. Героически  раздольно звучат
современные песни «Ё нам— в  ураль-
ские села далекие». Богаты по мелодике
и по развитию В фразы ча-
стушки.

Большой труд вложили в организацию
и развитие хора художественный его
руководитель Н. Хлопков,  хормейстер
Н. Мальгинова, руководитель  танцоваль-
цой группы 0. Князева.

Участниками хора являются бывший
конюх из села Бутки С. Квашнин, слесарь
Новотрубного завода И. Еруцкий, комбай-
Hep 1. Макушина, воспитанницы детского
дома А. Устюжанинова, А. Петрова и дру-
гие, ставшие професонональными артиста-
ми -—— певцами и танподами.
	И. Круцкий и С. Ввашнин в то же время
являются авторами исполняемых хором
песен.
	Хор воспитал и своих композиторов —
В. Иаптева, 1. Лядову и В. Гибалина:
К сожалению, хор пока мало поет песен
советских композиторов. Мало в хоре так-
же исторических песен. Отсутствие басов
сужает диапазон звучания хора.
	Искусство Уральского государственного
народного хора популярно в стране. Хор
уже побывал на Украине, в Белоруссии,
Литве, Латвии, Эстонии, на Кавказе, в.
Крыму. И веюду он пользовался лобовным
вниманием зрителей, всюду его полезная
творческая pacoTa получила хорошую
	мА `А. БЕГИЧЕВА,
	«Повести о настоящем. человеке» Б. Поле-
вого, по романам С. Бабаевского «Кава-
лер Золотой Звезды» и. Е. Мальцева «0т
всего сердца», а также по труду академика
Вильямса 06 основах земледелия. На этих
совещаниях договорились о докладчиках по
отдельным темам, о громких читках намеч
ченных к обсуждению произведений.
	Ветречи с читателями в другях селах
были столь же многолюлными и сердеч-
ными. как и в Тимофеевке.
	Водитель автобуса Миша Егоркин mpa-
Вильно назвал путь передвижной библио-
теки «большим маршрутом». Тут нахо
иметь в виду не только протяженность трех-
дневного рейса по селам и деревням. раз=
бросанным в степях Заволжья. Библиотека
на колесах пользуется огромной’ популяр-
ностью среди сельских жителей потому, что
она не ждет, когда к ней прилет читатель.
Она сама идет ему навстречу, несет ему
нужную книгу, пропагандирует ее живым
словом, пробуждает любовь к книге во вее
более широком круге жителей ‘советской
деревни, подымает их на новую ступевь
культурного развития. Она делает огромное
дело в деревне, население которой стало
сплошь грамотным, охвачено маесовой уче-
бой во всевозможных общеобразовательных,;
политических, агро- и с‹зоотехнических
кружках. куосах и школах.
	Нередко в рейсах библиотеки-автобуса
по району участвуют квалифицированные
лёклоры, снециалиеты по различным от-
раслям знаний, работники советских уч-
реждений, артисты. И право же, эта фор-
ма культурного ‘передвижничеетва заслу=
живает большего внимания и раепроетра-
нения, чем это было до сих пор. Комитету
по делам культурно-просветительных уч-
реждений слеловало бы подумать об учете
и пропаганде опыта работы библиотек-авз
TOOYCOB и о расширении их количества.
	Аорошая, полезная, умная советская
книгу идет к своему многомиллионному чи-
тателю по многим каналам. У нее — боль-
шой маршрут! Й в этом болыном маршру-
те почетное место должно принадлежать
необычайно маневренным библиотекам-ав-
тобусам, несущим книгу непосредственно
в самые отдаленные деревни и села.
	п. БЕЛЯВСКИИ,
	Пышно расцветает народное творчество
в нашей стране. Одним из ярких свиде-
тельств этого являются получившие пи-
рокую популярность самодеятельные  хо-
ры. Многие из них достигли высокого ху-
дожественного мастерства, стали профес-
сиональными. Только в РОФСР присвоено
звание Государственных хоров народной
песни четырем лучшим хорам, организо-
	ванным из Народных  ПевБцов—— имени
Пятницкого, Воронежекому, Северному и
Уральскому. .
	Гастроли в Москве Уральского государ-
ственного народного хора прошли с боль-
шим уенехом.
	Репертуар хора’ разнообразен. Старин-
ные раздольнНые и лирические напевы
об’единяются в его программе с современ-
ными патриотическими песнями, в KOTO-
рых народ славит свою родину, великого
вождя и учителя товарища И. В. Сталина.
	Б уральских песнях передана горячая
любовь людей к своему краю, к красотам
родной природы. Некоторые песни так и
называются: «Ой вы, горы», «Озера»,
«Дубравушка». Слушателя захватывают
содержание песен, искренность и глубина
исполнения.

Уральцы бережно хранят традиции сво-
его шения и танца. Замечательно, с боль-
шим чувством исполняют они «Черемуху»,
«У зари у зореньки». Шуточные песни
«Romapoger», «Семь зятевей» — приобре-
	  тают в исполнении уральцев свой особый
	бригада, в которой работают взрослые чле-
ны той или другой семьи. Была бы только
эта книга «поучительной», удовлетваряла
жажду познания окружающего мира и 3a-
конов. руководящих им.
	Отрадно было наблюдать, что сельский
читатель обращался к библиотекарю не с
общей беспомощной фразой: «Дайте что-ни-
будь поинтересней». Его интересовали
различные книги, он просматривал их, со-
ветовалея, оценивал, выбирал. Спрос его’ на
книгу был активным и сознательным. На
наших глазах разгорелась целая «баталия»
из-за «Угрюм-реки» Вяч. Шишкова. В
библиотеке был всего один экземпляр этой
книги. Это был «заказ» какого-то читате-
ля из Анновки, но один из тимофеевеких
колхозников увидел книгу на полке и на-
стаивал. чтобы ее выдали ему.
	Десятки колхозников всех возрастов, по-
лучив новые книги, долго не уходили с
зеленой лужайки у автобуса. «Библиотека
на колесах» словно вросла в землю рядом
с домами колхозного села Тимофеевки.
Люди оживленно беседовали о прочитанных
ранее книгах них достоинствах, расемат-
ривали взятые книги, читали новые жур-
налы и газеты.

Полина Сергзевна провела вторую читку
в группе дошкольной детворы, — читала
русские народные сказки. Валентина Ива-
новна вместе с Николаем Макаровичем
Улановым, тимофеевским избачом, отобрала
комплект книг для сельской передвижной
библиотеки и, глядя на изрядно поредев-
шие полки, огорчилась:

—- Ну, вот, набрала я в дорогу новых
книг, ла, видно, мало, почти половину в
Тимофеевке оставила!..

«Огорчение» библиотекаря было понят-
по: маршрут только начинался, впереди
было не менее десяти сел с сотнями не
менее требовательных читателей.

Голубой автобус, напутствуемый поже-
ланиями счастливого пути и скорого воз-

вращения, тронулея дальше.
В некоторых селах Валентина Ивановна

лишь связывалась 60 своими доброволь-
ными помошняками — учителями, избача-
MI,  комеомольцами,— © тем, чтобы сни
оповестили население о дне и часе работы
библиотеки на, обратном пути. В других,
как, например, в Татарских выселках,
библиотекари провели в сельском Совете
совешание сельской интеллигенции о пред-.
	стоящих читательских конференциях по
	Сергеевна увлекла ребят за собой Е зава-
	линке соседнего дома. :
У автобуса тем временем  столпилась
	большая группа взрослых колхозников и
колхознип. Каждый из них принес с собой
две, а то и три-четыре книги. Валентина
Ивановна приступила к выдаче книг. С
ближнего к селу полевого стана пришел
тракторист Владимир Фролов с тремя при-
цепщиками. Фролов был в синем опрятном
комбинезоне, держался солидно. Только этой
зимой он окончил курсы и работал тракто-
ристом первый сезон. Он сдал взятые в
прошлый рейе библиотеки «Мертвые души»
Готоля и «Сына рыбака» В. Лациса.

—- Вся бригада прочитала, — сказал он
и попросил дать книгу об электрооборудо-
вании тракторов и автомобилей. — Hato
поглубже брать!-—пояснил он-—Вуреы—
курсами, а мне хочется дальше итти...

Обменяли свои книги и припепщики.
Они так же, как и Владимир Фролов, ком-
сомольцы, люди новой судьбы. И перед
ними открывается ставший обычным для
жителей колхозной деревни путь совер-
шенствования, роста, учебы, обусловлен-
ный разнородной механизацией земледель-
ческого труда.

Нынененего деревенского читателя инте-
ресует в книге не только и не столько
«занимательность» ее; он прежде всего ищет
и находит в ней источник знаний, которые
расширялот его кругозор, помогают освоить
повую сложную технику, осмыслить новые
явления советской действительности, со-
путетвуют ему в его большой жизни как
добрые друзья и наставники.

0бмен книг в Тимофеевке превратился
в радостное событие. Девушка-колхозница
говорила своим подругам:
	— Мама меня посылает на огород по-
мидоры сажать, а я говорю: «Подожди, би-
блиотека пришла, — сначала пойду за кни-
гами!».

Пришла молодая мать Евдокия Федоров-
на Романова. Ей 22 года. На одной руке
она держит младенна — сына, в другой—
роман 6. Горбатова «Мое поколение».
Книгу брал муж. но читала ее и она. Кил-
хозница Александра Демина сдает «Дво-
рянское гнездо» и «Вешние воды» Typre-
нева. Книги записаны за младшей сестрой
Настей, но та сейчас на работе в поле.
Впрочем, это несущественно. Ёниги чита-
ются злесь не только теми, кому они вы-
	даны. Их читает вся семья, а т0 ився
	. А. РАСПЕБВИН.
г СТАВРОПОЛЬ
	Куйбышевской области.