ЧЕТВЕРГ. 10 АВГУСТА 1350 г. № 189 (10338)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ССОР
	непонятное
равнодушие
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	Четыре года назад по моему проекту В
крупнейшем зерновом районе Кулундинской
степи — йлючах впервые были построены
два трубчатых колодца с дебитом пять
тысяч ведер воды в час. Этим была дока-
зана возможность орошения засушливых
степных земель на местном стоке, возмож-
ность создания в Кулунде мощной сети
прудов и водозмов, наполняемых водой из
трубчатых вололнев.
	‘Инициативу ключевоких . мелиораторов
горячо поддержали во многих стенных рай-
онах, подверженных действию CYXOBGEB.
Теперь уже закончено строительство труб-
чатых колодцев с травийно-проволочными
фильтрами на девяти полевых участках.
Орошаемая площадь достигает 270 гекта-
роз.
	Гидросооружения созданы, HO исполь-
зуются они `варвареви. В том жё Влючев-
ском районе шесть действующих водных
учаетков могут оросить площадь в 206 гек-
таров, а фактически ими орошаетея телькю
26 тектаров. Колхоз «Первая пятилетка»
имеет высокодебитный колодец и свою на-
сосную станцию с часовой производитель-
ностью 10 тыеяч ведер воды. Этой водой
вполне можно орошать 100 гектаров, а
полив ведется на... двух тектарах. Рядом
с орошаемым участком страдалот от жары
кормовые культуры, овощи и картофель.

Нередко добрый почин мелиораторов не
находит поддержки со стороны ‘местных
хозяйственников. Огородная бригада сель-
хозартели «Путиловец» Михайловского рай-
она своими силами закончила строитель-
ство гидросооружения. В прошлом году по-
ливался сад и овощные участки. Урожай
на поливных площадях превзошел все ожи-
дания. Можно было предполагать, что нын-
че орошаемое поле будет значительно рас-
иирено. Но председатель колхоза «Нутило-
Bert» Тов. Кобенко распорядился снять ло-

комобиль е насосной станции и использо-
	вать его для размола зерна.
		Поток приветствий
	ИНО
	Работники аппарата Поставекого раикома
КП(б) Белоруссии Молодечненской обла
сти, :

‚Колхозники и колхозницы колхоза имени
Кирова Бабынинского района’ Калужско!
области:

Колхозники и колхозницы колхоза имен!
Порса Гражданского района Краснодарско:
	го края.
Колхозники и колхозницы ‘колхоза имени
	к ТЕГ Г

Молотова Сабирабадского района Азербайд-
жанской ССР.

Колхозники и колхозницы колхоза им.  7
партс‘езда Зачепиловского района Харьков.
ской области: :

Колхозники и колхозницы колхоза имён
Тельмана Селенгинского аймака Бурят-Мон.
гольской АССР.

Коллектив работников суда и прокурату-

ры Кондинского района Тюменской области, }

}

Трудящиеся Старо-Казацкого района Из.

маильской области.
Работники потребительской   кооперация
	Щигровского района Курской области.
Коллектив работников связи Слонимского
района Барановичской ‚области.

Рабочие. служащие Й колхозники Крини.
	чанского района Днепропетровской области
	Трудящиеся Иловатского района, Сталин.
градской области.
	Коллектив работников ‚ Индусареко
конторы он ть Азербайджанской ССР
Коллектив сотрудников Танюшевског
	врачебного участка Белолуцкого райола,
Ворошиловградской области.

Коллектив медицинских работников гор
Стерлитамака,

Коллектив работников Азербайджанском
телеграфного агентства гор. Баку,

Колхозники и колхозницы колхоза име
ни В. И. Ленина, Кяхтинского аймака, Бу.
рят-Монгольской АССР.

Коллектив работников редакции «Крас
ный маяк» Нижне-Амурской области.

Трудящиеся Синельниковского району
Днепропетровской области.

Коллектив учащихся, преподавателей,
рабочих и служащих Корочанского сель
хозтехникума.

Рабочие, служащие и инженерно-технт.

ческие работники
«Харкоопстрой».

Коллектив артели
с’езда гор. Сызрани.

Коллектив работников

Харьковской

артел

имени ХУШ nap:

Кузедеевско
	центреберкассы Кемеровской области.

Коллектив работникоз Северного ль
треста, гор. Вологда.

Колхозники, рабочие и служащие Во.
ковского сельского Совета,  Подлеснов.
ского района, Саратовской области.

Члены колхоза имени Ворошилова, To
каревского района, Тамбовской области,

Коллектив рабочих, служащих и специ
листоз сельского хозяйства Романозско
МТС, Ростовской области.

Рабочие и служащие  Мартыновского
сельсовета, колхозники, колхозницы и се
циалисты сельского хозяйства колхоз
«Красный путиловец» и имени Калинин
Ново-Анненского района, Сталинградской
области.

Коллектив работников Харьковского 1
щекомбината Горобщепита.

Коллектив работников Харьковской мех:

областной базы Союзопткультторг.
ни Сталина, Борисовского района, Курске
области.
Колхозники и колхозницы сельхозартел
имени Воровского, Близнецовского района
Харьковской области.
	Трудяшиеся  Лозовского района, Харь

ковской области.
Колхозники о и -колхозницы колхоз
	«Красный повстанец», Зачепиловского ра
она, Харьковской области.
	(Продолжение — в следуюших номерах)
	В связи. с семидесятилетием товаряща
И. В. Сталина приветствия с. сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали

Краснобаварский райком КП(б) Украины
гор. Харькова. . у

Рыбянчанский сельский Совет депутатов
трудящихся, Ново-Пековского района Bops-
шиловградской области.

Коллектив учителей и учащихся средней
школы №   гор. Черкассы Киевской 06-
ласти.

Колхозники и колхозницы колхоза име-
ни Кагановича .Зачепиловского района
Харьковской области.

Колхозники и колхозницы колхоза «Нове
життя» Валковского района Харьковской
области.

Коллектив работников  Масаллинского
лесхоза Министерства ‚лесного хозяйства
Азербайджанской ССР.

Рабочие и служащие Хотомлянского лес-
ничества Старо-Салтовского района Харь-
ковской области.

Колхозники и колхозницы колхоза «Шлях
правды» Боровского района Харьковской
области. у
	Колхозники и колхозницы рыболовецкого
колхоза «Память. Чкалова» Астаринского

района Азербайджанской ССР.
	Коллектив работников Сландарянекого
отделения Госбанка гор. Еревана,

Коллектив работников Сальянской шко-
лы механизации сельского хозяйства Азер-
байджанской ССР.

Коллектив работников Евлахской автоба-
зы Министерства автотранспорта Азербайд-
жанской ССР:

Студенты, преподаватели и ‘администра-
тивно-технические работники Нухинского
государственного учительского института.

Работники . коммунальных предприятий
гор. Апшеронска Краснодарского края.

Коллектив работников ДОСАРМ Таш-
кентской области.

Пешковский райком `КП(б) Казахстана
Кустанайской области.

Коллектив исполкома Кизлярского город-
ского Совета депутатов трудящихся.

Коллектив рабочих и служащих редак-
ции и типографии газеты «Сталинский
шлях» Острожского района Ровенской об-
ласти.

Коллектив меднцинских ‘работников 95-
ластной больницы и фельдшерско-акушер-
ской школы города’ Астрахани.

Колхозники, и колхозницы. = колхозов
«Общий труд» и «Красная Лозовка» Лысо-
горского района Тамбовской области.

Трудящиеся города Якутска.

Коллектив математиков Научно-исслело-
вательского института математики и физи-
ки Азербайджанского ‘университета гор.
Баку. :

Трудящиеся Рогнединекого paliona Bpsu-
ской области.

Коллектив рабочих, инженерно-техниче-
  ских работников и служащих Конторы бу-
рения треста «Азизбековнефть», гор. Баку.

Коллектив работников Государственногс
музея гуцульщины в Коломые.

Коллектив рабочих и служащих Харь-
ковского комбикормового завода.

мужской школы № 34 города Краснодара.

`Трудящиеся Тимашевского района Крас-
нодарского края.

Члены профсоюза политпросветработников
Вязовского района. Сталинградской области.

Колхозники и колхозницы колхоза «Ку-
старь» Балахнинского района Горьковской
области.

Учащиеся и учителя Татановской семи-
летней школы Лысогорского района Там-
бовской области.

Колхозники колхоза «Красная Москва»
Лысогорского района Тамбовской области.

Колхозники и колхозницы колхоза имени
Ворошилова Борисовского района Курской
области.
		Cocemcrkoe CHPOUMCAKCMEGEO
	О горсоветах, подчиненных
районным Советам
			Большевистская партия и Советское пра-
вительство уделяют исключительное вни-
мание развитию и благоустройству городов.
За годы сталинских пятилеток выстроены
сотни новых социалистических городов. В
старых городах выросли новые жилые до-
ма и общественные здания, появились но-
вые блатоустроенные улицы, улучшилось
снабжение электроэнергией, водой, газом,
раснвели молодые сады; поднялся уровень
культурного, медицинского и коммуналь-
но-бытового обслуживания трудящихся.

Всем сложным комплексом  тородекого
хозяйства занимаютея городские Советы
депутатов трудящихся, Их роль 66060 яено
была отражена в постановлении Пленума
ПК ВКИ(б), обсуждавшего в июне 1931
тода вопрос о московском городском хозяй-
стве и о развитиз городского хозяйства
CCCP. :
	«Рост городекого хозяйства, новые боль-
шие задачи, стоящие в этой области —
говорится в постановлении, —требуют уквре-
пления городского Совета, как хозяина,
отвечающего га всё отрасли городского хо-
зайства».

За тоды, прошедшие после принятия
этого ‘постановления, городские Советы
окрепли и накопили богатый опыт. Ho
если в тородах республиканского, краево-
то или облаетното ‘подчинения городевие
Советы в большинстве своем действитель-
но являются хозяевами, TO этого еще
нельзя сказать о многих городах, подчи-
ненных непосредственно районным испол-
нительным комитетам. А таких тородов
только в олной Ленинградекой области на-
считываетея, около десяти.

Вот что показывает практика работы
торолекого Совета города Жраеное Село
ЛТенингралекой области.
	Красное Село. сильно пострадавшее во
	время немецко-фашистской оккупации,
сейчас благоустраивается. Приводятся в
порядок улины и кварталы, возрастает
	илишное строительство.
	маст решения, подменяя в ряде случа:в
горсовет. То же самое можно сказать и о
николах города, которые находятся в веде-
нии отдела народного образования испол-
кома районного Совета. Между тем ремонт
и содержание их возлагаются на горсовет.
Врасносельский горсовет, по существу,
не может даже распоряжаться жилым @он-
дом и многими зданиями, находящимися на
балансе подчиненного ему отдела комму-
нального -хозяйства. Райисполком не толь-
ко вмешивается в непосредственные функ-
ции горсовета, но принимает решения,
ущемляющие права горвовета.
	Так было, например, с большим двух-
этажным домом № 72 по проснеклу Ле-
нина. До войны этот дом был жилым и
входил в Olio из домохозяйств. В 1948
тоду по прошению исполкома Красносель-
ского районного Совета в нем были разме-
щены различные районные организации.
Почувствовав себя хозхевами, они пере-
стали вносить арендную плату, которая:
полностью идет на ремонт и, содержание:
жилого фонла. Когда исполком горсовета,
попытался взыскать аренлную плату, в!
защиту неплательщиков выступил иенол-
ком районного Совета. Не считаясь с rop-
советом и явно нарушая его права, как
хозяина, отвечающего за все отрасли го-
Толекого хозяйства, исполком районного
Совета принял 1 февраля 1949 года реше-
ние, в котором записал, что поскольку в
доме № 72 размещены отделы исполкома
райсовета, то необходимо передать его на
баланс районного отдела коммунального хо-
зяйства, сняв с баланеа тородекого отдела:
жилишно-коммунального хозяйства.
	Различные организации,  расположен-
ные ‘на территории тородя, прикрываясь
эвторитетом райисполкома, не считаются с
горсоветом. Такое пренебрежительное отно-
шение проявляют, в частности, руководи-
тели БКрасногородской бумажной Фабрики.
Фабрика. выстроила добротные пелакоблоч-
ные дома не на центральной улице, как
намечал горсовет, исходя из плана раззя-
тия города, а там, где руководителям фаб-
рики показалось удобнее.

Погла гореовет пытается пред’явить те
или иные требования хозяйственным орга-
низациям, находящимея в Красном Селе,
те проето отмахиваются: «Мы, мел, рай-
онного подчинения...».
	Распрелеление жилой площади в гороле
целиком взял в свои руки исполком рай-
онного Совета, опять-таки обходя rojeo-
вет. А

Подобныв примеры можно приводить без
конца. Получается, что исполком Вразно-
сельского районного Совета  приняжает
роль горсовета, как хозяина города, олве-
чающего за развитие и благоустройство
районного центра.

Е сожалению, такая же недооценка роли
горсоветов присуща и исполкомам других
	РИ
	районных Советов ФЛенингралекой  оола-
сти. В Вингисепие, Лодейном Ноле и дру-
гих городах районного подчинения  гор-
советы находятся, по сути дела, на поло-
жении отделов райисполкомов по... город-
	CRHM вопросам.
	В hanrucentie дело дошло ‘до того, что
исполком районного Совета ‘начал отме-
нять правильные и законные решэния
исполкома  гореовета 0 предоставления
жилой площади тому или друтому гражда-
нину. передавая площадь другим лицам. И
	если вплоть до недавнего времени рай-
	исполком не принял ни одното решения о
работе исполкома горсовета, то по жияищ-
ным делам таких решений вынесено бо-
лее чем достаточно.
	har сообщил нам председатель иепол-
кома Кингисениекого горсовета тов. Фи-
липпов, райисполком за четыре года его
работы недавно впервые заслушал доклал
0 работе исполкома горсовета. Но и это
сделано было не по инициативе райиенол-
кома, а после обследования инструктора
облисполкома, высказавшего такое поже-
лание в доклалной записке.
	Б гороле Лодейное Ноле взаимоотноле-
ния между райисполкемом и иснолкомом
горсовета также заставляют желать много
	‘лучиего. Тут работники исполкома район-
‘ного Совета етали давать задания органи-
‚зациям, непосредственно подчиненным гор-
‘совету. минуя последний. Недавно началь-
	ника ремонтно-строительной конторы отде-
ла коммунального хозяйства горсовета
вызвали в райиенолком и предложили ему
занятьея восстановлением здания бывшего
	детекого сала по улице Бевобуча. Преле5-
	датель и секретарь исполкома горбдвета
узнали 0б этом только от начальника кон-
торы. Райиеполком даже не счел нужным
поставить в известность исполком г9рсо-
вета 0 своем решений.
	Организационно-инетрукторекий = отдел
исполкома Ленинградекого областного Сове-
та депутатов  трудящихея (зав. отделом
тов. Каменев), куда не раз поступали еиг-
налы о ненормальных взаимоотношениях
райисполкомев с подчиненными им горсо-
ветами, не принимает мер ‘к тому, чтобы
поднять роль горсоветов. как хозяев горо-
дов. Облисполком в послевоенное время пе
провел ни одного совещания председателей
исполкомов горсоветов районного подчине-
ния. Не балуют председателей исполкомов
TOPCOBETOB и вызовами в облисполком.
	Нужно поднять роль городских Советов,
как полноправных органов, осуще вляю-
щих полноту власти на территории своих
городов. Слелует безотлагательно уточнить
правовое положение исполкомов городских
Советов, подчиненных районным исполко-
мам, и упорядочить их вззимоотношения.
	С. ЩЕТИНИЙН, К. СУХИН,
соб. корр. Е В
г. ЛЕНИНГРАД. :
	Совет Министров. Татарской АССР пре-
дупредил тов. Немшилову, что, если она в
ближайшее время не наведет должного. но-
рядка в рассмотрении жзлоб и заявлений
трудящихся в аппарате. министерства, к
ней будут применены строгие меры взыека-
НИЯ.
	через год — ими не налюбуешься. Г лянепть
вдоль полосы, и в полдень кажется, что ви-
дип четыре цепочки зеленых огоньков,
уходящие в сизое марево. На ветру они
теплятся и мерцают. И лишь почвовед з8-
метит, что эта радостная полоса дуба про-
ходит по трудной земле — по. комплекеным
	солонцеватым почвам.
	Обводнение Кулундинской степи — дело
жизненно важное. Это понимают передовые
люди деревни. Многие степные колхозы со-
ставляют трехлетние планы водохозяйет-
венного н ирригационного строительства.
Вся беда в том, что замечательная ипициа-
тива, в частности инициатива в строитель-
стве трубчатых колодцев, He находит
серьезной поддержки у руководителей мест-
ных советских органов.
	Инженер Ф. БОЯРИНЦЕВ.
г. БАРНАУЛ, : 1
eS
	Пневматический перегружатель
зерна
	ТОРЬВИЙ, 9 августа. (По телеф. ст с26.
корр.). В город Горький ежедневно при-
ходят баржи, груженные зерном. Разгрузка
зерна раньше производилась при помощи
обыкновенных транепортеров. Баржи
простаивали по нескольку суток. В насын-
	  ке зерна на транспортерную ленту участво-
	вало более ета рабочих.
	— Слелано у нас поеле войны уже He-
мало,-— говорит председатель исполкома
торсовета тов. Калинин.— Но мы могли бы
сделать гораздо больше. Беда в том, что
торсовет.не чуветвует себя хозяином, пол-
ностью отвечающим за городское хозяйет-
BO. Многие вопросы, касающиеся благо-
устройства, нового жилищного строитель-
ства, распределения жилой площади, и
другие фактически решаются не нами, &
исполкомом районного Совета. Возьмем, в
примеру, городскую больницу. Шо вопросам
снабжения и финансирования она подчи-
нена горсовету, а по вбему остальному —
отделу здравоохранения исполкома райоч-
ного Совета. Что же получается на прак-
тике? Отдел здравоохранения райиенолко-
ма, минуя горсовет, вносит вопросы, евя-
занные с городской больницей, непосред-
ственно в райисполком, который прини-
	„оюрократы из
	По проекту, разработанному инженером
Горьковского треста «Главмука» тов. Да-
выдовым и механиком мельзавода № 2
тов. Беспаловым, создан пловучий пневма-
тический перегружатель зерна. К нему
вплотную ставится груженое судно. В люк
онускаютея восемь шлангов с соплами на
концах, которые засасывают зерно со ско-
ростью 30 метров в секунлу и подают ere
	  в приемочную камеру.
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «ИЗВЕСТИЙ»
	Министерства здравоохранения Татарии“
	тов. Немшилова не установила личного но-
вседневного контроля за прохождением
жалоб и заявлений трудящихся в. аппарате
министерства, допустила формально-бюро-
кратическое отношение к сигналам трудя-
щихся о неудовлетворительной -работе ле-
чебных улреждений в отдельных районах и
городах республики.
	Июльский день зноен. Итти трудно. Ва-
жется, что дышать нечем. Но, птагая в след
агронома, горожане от удивления забывают
про нестерпимый зной.
	На участках полос, где дуб посеян вес-
ной прошлого года, Иван Илларионович ча-
сто останавливается и приседает на кор-
точки: то оправит землю вокруг раскрытой
ветром корневой шейки, то как бы приелу-
шается к затаенной жизни деревца.
	Эту жизнь лесовод Вруглов знает точ-
HO,— не нервый год ее измеряет. Результа-
ты его измерений примечательны. Трехме-
сячный дубок, выроситий здесь из посеян-
ного на место желудя, редко бывает выше
12 сантиметров. Зато его стержневой ко-
рень проникает в почву на 90—120 сан-
тиметров. № четвертому году жизни «еред-
ний» дуб достигает высоты 60 сантимет-
ров, а корень его уходит в землю глубже,
чем на 3.5 метра.
	Среди полос, где дуб сеяли, были разме-
щены и посадки дуба. На многих одномет-
ровых площалках лесоводы посадили по
	5—9-—13 и даже по 40 однолетних дуб-
ков — прекрасных саженцев, выращенных
B питомнике. Предполагалось создать «мно-
голетнее сравнение». Оно состоялось задол-
го ло срока.
	Пронылый год отличался нестернимыми
невзгодами. С января по июль выпало ме-
нее 70 миллиметров осадков. В половине
апреля началась и долго длилась засуха. Су-
ховеи достигали силы урагана. В таком пекле
все весенние посадки дуба высохли вместе с
белой полынью, Но метод выращивания ле-
са в степи путем посева, предложенный
академиком Т. Д. Лысенко, безупречно
оправдал себя и в редкостном пекле. На
полосах, где межлурядное пространство бы-
ло засеяно рожью,. из желудей, посеянных
тнездовым способом, выросли крепкие
Дубки.
	На метровую площадку, окруженную по-
севами ржи, в пать лунок высевалось
35 желудей. Стебельки дубков появились
над землей лишь после того, как стержне-
вые корни проникли в почву на метрьвую
глубину, № половине июля на «средней»
площадке росло от 18 до 30 деревьев вы-
сотою в 8—10 сантиметров. Они одолели
	Издание брошюры И. В. Сталина
«Марксизм и вопросы языкознания»
	Сталина: «Относительно марксизма в мн
кознании», «К некоторым вопросам язык:
знания», «Ответ товаришам».

Тирая броппоры — 500 тысяч 980
пляров. (TACC).
	твердят, что производить посадку поле:
щитных лесных полос MOHD только. 1
районе с годовым количеством осадков #
меньше 400 миллиметров.

Самый метод закладки лесных полос, 1
хоротго разработанный пыне последователя:
ми Мичурина, был тогда далеко не совер
нен, изобиловал ошибками. В полосах испи
тывалось более пятидесяти различных пои
деревьев и кустарников. Лишь немногие п
них выдержали все испытания за четвер
века. И все же упорные, терпеливые лил
выходили лес — вырастили 170 текта
лесных полос в районе, где за год вы:
дает менее двухсот миллиметров осадки.
Опытом на площади более чем в тыс
тектаров советские лесоводы  безупречи
доказали, что ка советской земле лесные
нелосы поднимутся и там, где никогда #
росло дерево.

Уже в пятнаднатилетнем возрасте ло
ные полосы невдалеке от озера Васкунуз
поражали лаже видавших виды войнов.

В месяпы бессмертной сталинградекий
эпопеи через опорный пункт прошло нее
ло батальонов, пересекавигих степь и м
шивших в Сталинграду. С каждым 13 ни
проиехолило одно и то же.

В песках. воины видели лес. Вначале и
казался обманчивым миражем. Когда 6
тальоны подходили, а потом втягивалиеь ?
лесные полосы, равнение восстанавливй-
лось в рядах, неутомимые старшины отд.
чались в стороны, — они ‘искали где-то п:
текающую речку, у которой Moai
устроить короткий привал на марше. И Bt
кто сразу не соглашалея поверить, что №
всей территории лесных полос есть толь
один небольшой колодец, что растут п
лосы на безводной земле и что это они 0
здают похожую на речную, манящую пр’.
хладу, сбивают зной,

За годы, миновавшие с той поры, де
ные полосы стали выше и более тенистыми
Уже к двадцатилетиему возрасту дубы пог
нялись на 9,5 метра и в росте оботнали дал
мелколистный вяз. Тополя скоро доститну
дваднатиметровой высоты. Летним ут
в полосах, как под Курском, поют и
ловьи. В эти-то полосы, как в тениетый
плодоносящий вал, и можно войти, чтобы
глянуть на будущее зеленых стежек, ко
торые показывал на снекщейся земле агро
ном Иван Илларионович Круглов.
	Мих. РОГОВ,
	Тосударственное издательство политиче-
ской литературы выпустило в свет брюшю-
ру товарища И. В. Сталина «Марксизм и
вопросы языкознания».

В брошюру вошли труды товарища
	ным плугом впервые вспахана почва под
весенние посадки леса,

Выдающийся русский ученый В. В. До-
кучаев, заложивший свой знаменитый опыт
в Каменной степи, мечтал о закладке опыт-
ного участка и в степях Заволжья. Сделать
это ученому не удалось. Такой опыт был
начат весной 1925 года, как только Co-
ветское государство начало глубокую под-
	готовьу HK веливму наступлению На за-
	суху по сталинскому плану.
	Совет Министров Татарской АССР, обсу-
див корреенонденцию, ‘опубликованную под
таким заголовком в «Известиях» 24 мая,
отметил, что в ней правильно указывается
на серьезные недостатки в работе с жало-
‘бами и заявлениями трудящихся в Мини-
стерстве здравоохранения республики.

Заместитель министра здравоохранения
	«Дика и своеобразна картина этого поч-
ти безводного, геологически деветвенного
края»,— сказано про сухую астраханскую
степь в недавнем описании нашей Родины.

Зима в здешних местах сурова. Летом
поверхность земли частенько накаляется ло
65—75 градусов. За год выпадает меньше
двухеот миллиметров осадков. С апреля по
июль бывает немало суховейных дней.
В такие ‘дни ветер He BeéT,— OH сви-
стит, взвихривая песок, сленя и обжигая.
Шквалистый суховей нередко переходит в
черную бурю. Тогда, затмевая свет, из края
в край движется мгла, а солнце в зените
становится похожим на помятое старинное
оловянное блюдо.

Но и в краю таких невзгод советские
люди уверенно выращивают лес, — это сча-
стье в степи, это дальнобойное оружие
неодолимого наступления на «ошибки при-
роты». >
		Теперь баржа разгружается в четыре
раза быстрее, чем раньше. На перегружа-
теле зерна занято не более 30 человек.
	в большей мере эта способность проявляет-
сл с первых дней носле вехода из семян.
Сейчас гнезда ясеней и кленов стоят
на участках, словно чудесные снопы зеле-
ни в два обхвата кругом. Чуть-чуть накло-
нишься к ним,— и спряченть лицо в лепе-
	‚ чущей листве, и забуденть, что вокруг про-
	стирзется содзвоввая солнцем DaBHHtla, 2
над ней — сизое от зноя небо.

Чае, два, три’ ведет нас И. И. Круглов
по зеленым стежкам. Но згроном даже ело-
вом не обмолвится о будущем — о време-
ни, когда деревья в полосах возмужают и
поднимутся во весь рост. Что же свершится
на земле полумертвой равнины, когда по-
	JOCH леса начнут охзъанять ее от извечных
	невзгод’ 0 таком будущем здесь ие надо
гадать, мечтать, строить домыслы. Это бу-
дущее можно здесь же и видеть. В него
можно войти, как в обжитой дом и как в
тенистый сад, давно плодоносящий. Для
Этого не надо далеко итти.

Молоденькие полосы, на которые нас вы-
вел агроном Круглов, посеяны Богдинским
опорным пунктом ‹ Всесоюзного  научно-ис-
следовательского института агролесомелио-
рации. Опорный пункт стоит в полупуеты-
не четверть века. Как зеленый редут, он
защищает тысячу гектаров безводной. сте-
пи. На этой-то земле и можно видеть пре-
образующую сплу, которую излучает вы-
росптая лесная полоса.
		Посадка полезащитных лесных полос не-
вдалеке от озера Баскупчак длилась пять
BeceH. За этот срок разведчики, посланные
в полупуетыню со специальным инстру-
ментом — «мечом Колесова», охватили лес-
ными полосами массив в 1.074 гектара.
Для защиты этой земли опи  высадили 60-
лее миллиона двухсот тысяч деревьев н
кустов — посадили 170 гектаров лесных
полос. Выполнила эту работу горсточка

трудолюбивых, упорных, терпеливых совет-
ских людей. :

Ради того, чтобы сажать лес в безволной
степи, Михаил Федорович Никотин заколо-
тил свою избу в деревне Сокрутовка и с
семьей перебрался в землянку, сделанную
подле полосы, Вместе с отном сажал по-
лосы и Иван Михайлович Никотин, тогда
мальчуган, а сейчас техник-лесовод, здесь
же сеявший дуб минувшей весной.
	етом 1925 года к посадкам полос при-
кочевал казах Ахмед Толпаков. Он запаесал
на зиму колючки для верблюда. Русский
крестьянин Никотин обучил казаха-кочев-
ника владеть «мечом Колесова». С той по-
ры А. Толпаков, сажавший полосы в ме-
стах кочевья, стал в полупустыне лесным
об’ездчиком. Сегодня он работает в зеленом
редуте вместе с семьей, — отцу помогают
шестеро детей, родившихся и выросших
среди лесных полос. Тогда же появилея в
степи и Федор Михайлович Касьянов, сту-
дент из Саратова, ныне ученый комендант
зеленого редута, который он сам и закла-
дывал, ,

Не одни слепые силы стихии противо-
стояли лесоводам, по поручению государ-
ства посздившим лес в безлесной и безвод-
ной степи. Против опыта быля все научные
высказывания авторитетов и знатоков
степного” лесоразведения в. России. Зару-
бежная наука и практика даже не мыелилн
о возможности выращивания лесных на-
саждений в подобных условиях. Американ-
ские ученые после тщетных попыток по-
бедить своп равнинные степи Jo сих пор
	—— Дуб не только засухоустойчивый. Он
может произрастать и на солонцеватых поч-
вах. И, как видите, убедительно растет! —
указывает лесовод.
	Столь же убедительны и участки полос,
где ирименен гнездовой посев семян ясеня
и клена. «Эти участки напоминают ряд
шахматных досок, на однометровых квад-
ратах которых яркозелеными букетами чет-
	ко вырисовываются лесные БУЛЬТУВЫ», —
	так образно написал о них в сугубо спе-
циальном документе сам И. И. Круглов,
скупой на слова.
	Посевы клена и ясеня также прошли че-
рез прошлогоднее пекло. Они одолели лю-
тую засуху несравнимо лучше и легче, не-
жели посадки тех же пород сеянцами из
питомников. Посев производилея осенью
1948 года. Лесоводы высевали семена в бо-
роздки—-в пять бороздок на метровом
	квадрате, —— и заделывали их в почву Ha
	глубину 5 сантиметров. Стоимость семян
для гнездового посева оказалась в несколь-
ко раз ниже стоимости. саженцев, необхо-
димых для закладки полос ‘на той же пло-
щади, а посев, даже ручной, позволил сэко-
номить по сравнению с ручной посадкой до
16—18 человекодней на каждом гектаре
полоеы.
	Биологические преимущества посева пе-
ред посадкой сказались’ совершенно . бес-
спорно. В полосах, где применялся гниез-
довой посев, через год на метровом квадра-
те росли 22—25 сеянцев ясеня высотою в
15—18 сантиметров, или 80—100 кленов
выеотою до полуметра — яркозеленые бу-
кеты. Корни их были более мочковаты п
пластичны, а надземная часть сильнее раз-
вита, чем у сеянцев, пересаженных из пи-
томника. И клен, и ясень в полосах зримо
подтвердилн мичуринское учение о том, что
растение способно изменяться в своем
строении, приснособляться к новой среде в
	Иван. Илларионович Вруглов, седеющий
агроном, дочерна загоревший степняк, в
коломянковой тужурке, выводит нас, при-
езжих москвичей, на лесные полосы.

Молоденькие полосы леса заложены не-
вдалеке от’ «всесоюзной солонки» — кило-
метрах в пятнадцати от озера Баскуичак,
	на неоглаядной, из’едленной солонцами рав-
	нине. Отыекать зеленые стежки на полу-
мертвой земле нелегко, но войдешь в по-
LOCY, оглядишься, и надолго она завладеет
и взором, и думой.

Земля на равнине давно спеклась, рас-
трескалась и стала почти нагой. Лишь кое-
тде сохранились серопепельные пятна со-
лончаковой растительности без листьев.
В июне высохла даже белая полынь. А мо-
лолонькие деревца на лесных полосах ра-
стут здоровыми, свежими ий яркозелеными,
rar mor Mocrpot.
	Растут дубки.
Растет ясень.
Растут клены.
Диво?
	В шестом томе Сочинений И. В. Сталина
воспроизведено «Письмо т. Демьяну `Бедно-
му». Оно написано более четверти века на-
зад. Великий Сталин уже в ту пору ука-
	зывал советским людям на необходимость
	«застраховать нашу страну. от елучанно-
стей погоды павсегда». Великий вождь со-
общал поэту о первых репштельных мерах
правительства для борьбы с засухой: «0т-
кладываем на это дело миллионов пятна-
дцать — двадцать».

«Письмо т. Демьяну Бедному» датирова-
Ho: «15.VH.24 r.». Осенью того же года
астраханекий крестьянин М. Ф. Никотин и
агроном М. А. Орлов разведывали.стень на
юго-западном берегу озера Баскунчак. Про-
стые люди выполняли задание. правитель-
етва: им было поручено выбрать место и
посадить нервые полезашитные лесные по-
лосы в районе, где земледелие счита-
лось стоящим на грани своей возможности,
& лесоводство признавалось ‘теоретически
невозможным, Место было выбрано, разбив-
	Нет,— деревья в полосах поссяны THe3-
довым способом, разработанным академиком
Т. Д. Лысенко. Растут они гнездами — на
плонтадках в квадратный метр, размещен-
ных на полосе в четыре ряда.
	спец. корр. «Известий»,
АСТРАХАНСКАЯ область.
	  засуху, до осени подросли, a сейчас —  ранних стадиях своего существования и что   Ra полос сделана, и осенью 1924 года кон-