ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУЛДЯШИХСЯ СССР
	ЧЕТВЕРГ, 19 АВГУСТА - 1559
	9): 109 (15

В родной. Москве
	О гастролях театра «Эстония»
	на Каппа. Это первая эстонская опера,
написанная на современную тему. Она по-
казывает героическую борьбу  эстонзвого
	‘народа против фашистских захватчиков й
	несокрушимую волю лучших людей 9ето-
nin к победе нат врагом...
	Недавно эстонский народ радостно от-
праздновал 10-летие Советской сециали-
стической Эстении. На этом празднике
эстонский народ показал расцвет на-
родного искусетва. Замечательные новые
советские несни, посвященные великому
вождю народов И. В. Сталину, яркие тан-
цы народов нашей многонациеснальной Ро-
дины чередовались с превосходными хора-
ми Эстонской республики.  Певческий
праздник явился творческим отчетом  на-
родного искусства в славному 10-летию.
Приезд в Москву театра «Эетония» также
связан в этой замечательной латой.
	Большой интерес для москвичей может
предетевлять первый эстонский балет Эу-
гена Каппа — «Калевиноэг», написанный
по мотивам народного эпоса. Этот балет
	поставлен Хельми Тохвельмаий. дирижиру-
	ет Кирилл Раудееии, декорации а
pa Xaaca.
	Творческий отчет тватра в Москве —
серьезное испытание; это крупный зтап и
новая эпоха в жизни молодого зеатра. Ee-
тественно, что мы выступаем на столичной
сцене с чувством глубокой благодарности за
предоставленную нам возможность пока-
зать искусство музыкальной эЭетоняи в
городе, где живет и работает великий
Сталин. .
		в. _ А. ВИНЕР,

главный режиссер театра «Эстония»,
лауреат Сталинской премии.
	Творческие отчеты крупнейших театров
союзных республик в Москве стали заме-
чательной традицией советского искусетва.
Эти отчеты всегда превращались в знамена-
льные праздники сталинской дружбы на-
родов, волнующие торжества. ‚ демонетри-
рующие достижения культуры народов
CCCP, национальной по форме, социали-
стической по содержанию,

Вот почему приезд театра «Эетония»
в Москву — крунное событие не только в
творческой жизни театра, но и во. всей
рультурной жизни Советской Эстонии.

Театр оперы и балета «Эстония» виер-
рые показывает свои спектакли в Москве.
Таким образом, эти гастроли являются де-
хонстрацией достижений музыкальной
рультуры Советской Эстонии за десять лет
3 области оперы и балета. В репертуар
носковскях гастролей театр включил луч-
шие произведения талантливых эстонеких
светских композиторов — лауреатов Ста-
линской премии Эугена Nanna — «Огни
ущения», «Калевилоэг», «Певец свободы»
п Густава Эрнесакса — «Берег бурь». В
Москве будут также показапы опёра Чай-
мвского «Евгений Онегин». за постанов-
ху которой в 1949 году театру была при-
‘уждена Сталинская премия, и опера Вер-
ja «Травиата».
	В основе творческой деятельности тват-
pa «Эстония» лежит стремление глубже
овладеть методом  социалистического pea-
лизма, стремление к народности и жизнен-
ной правде. Глубокое изучение огромного
опыта русекого оперного театра, достиже-
ний русской вокальной школы помогли те-
атру стать на правильный путь развития.
	Гастроли эстонского театра в Москве
икрылись оперой «Певец свободы» Эуге-
	213 миллиона подписей
под Стокгольмеким Воззванием
	рые еще не прислали сведений. эти цифры
представляют собой первые сведения, со-
бранные различными национальными дви-
жениями и переданные в настоящее время
Постоянному Комитету Всемирного Кон-
Tpécca сторонников мира. т
	«Вампания по сбору подписей под Сток-
гольмеким Воззванием, — подчеркивается в
коммюнике, — охватывает весь мир и про-
холжается в настоящее время более чем в
75 странах. Если принять во внимание,
что в большинетве случаев Воззвание под-
писывали лишь взрослые люди, ‘можно счи-
тать, что в Воззванию присоединилось в
общей сложности 600 млн. людей, что со-
‘ставляет около четверти населения всего
земного шаза.
	Срели подписавитих фигурируют люди пз
` всех стран, люли всех убеждений, весх
верований и различного социального поло-
тения.
	Мы приветствуем всех, от кого поступи-
ди эти подписи и чьи усилия являются
вкладом в борьбу за запрещение оружия
агрессии и массового разрушения, которым
является атомное оружие,
	Мы призываем продолжать и расптирять
лействия, направленные на достижение этой
цели.
	бапрещение атомного оружия является
основным ‘этапом на пути к ослаблению
напряженности международного ноложеняя,
благодаря чему мир во вебм мнре, над ко-
торым навиела серьезная угроза. может
еще быть и должен быть спасен».
	ПАРИ, 9 августа. (ТАСС). Постоянный
Комитет Всемирного Конгресса сторонников
мира передал представителям печати ком-
мюнике председателя Комитста Фредерака
Жолио-Кюри по вопрову о ходе кампания

по сбору подписей под Стокгольмеким
Воззваниех:

Сегодня, указывается в коммюнике, во
всем мире говорят о Воззвании, с которым
выступил в Стокгольме 19 марта с. г. По-
стоянный Комитет Веемирного Конгресса
сторонников мира. Это Воззвание требует
безусловного запрещения атомного ору-
мия, установления строгого международно-
го контроля для обеспечения этого запре:
щения и осуждения как военного престун-

ника TOTO правительства, которое первым
применило бы это озужие.

По устечении трех месяцев кампаний,
проводящейся во всем мире, а в некоторых
странах лишь начинающейся, нол Crox-
гольмеким Воззванием на сегодня поетав-
лено 273.470.566 подписей.
	Далее в коммюнике указываетея, что,
по поступившим в Комитет данным, число
полнисей нод Возаванием распределяется
следующим образом: Албания — 620 тыс.;
Алжир — 266 тые.; ‘Западная Германия —
2 млн.; Германская демократическая pec-
нублика — 17.046 тые; Aprentana —
1 млн.; Авотралия — 50 тые.: Австрия —
578.578; Фельгия — 153.060; Вирма —
1 мли.; Боливия — 20 тыс.;. Болгария—
5.801.346; Камерун-22 тые.; Канада—
300 тые.: Чили-—50 тыс.: Китай—44 млн
	Поммюнике Постоянного Комитета Всемирното
Конгресса ‘сторонников мира
	ВКолумбия—50 тые.; Корея -—— 5.680 тыз.;
Коста-Рика — 4 тыс. Берег Слоновой Ко-
сти — 50 тыс.; Туба — 400 тые.:; Ла-
ния — 100 тые.; Егинет — 12 тыс.; Hp-
ландия — 1.200; Эквадор —20 тые.; Из-

пания (испанцы, находящиеся в эмигра-
ции) — 284.995 поднисей; Соединенные
НИаты Америки —1 mau. 350 тые.;
Финляндия — 616.248: Франция — 12
млн; Англия — 790. 277; Французская
Гвинея — 10 лы ~ Верхняя Вольта
(французекая колония в Африке) — 50
тыс.; Голландия — 229.067; Венгрия—
7.500 тые.; Индия — 127.389: Иран —
25 тые.; Иеландия — 5 -тые.; Израиль —
261.750; Италия 14.631.523; . Яно-
ния — 1.345 тые.; Реюнион — 20 тыб.;
Ливан — 56/ тыс.; Люкеембург — 7 тые.;
Марокко — 19. 581; Меонтольская Народная
республика —686.782: Нигерия —12.500;

Норвегия — 50 тыс.; Филинины — 50

тыс.; Польша — 18 млн.: Румыния —
10.046.670: Caap — 2.600: Cenerar—
	 10.046.670; Саар — 2.600;  Сенегал—
25 тые.; Французекий Судан — 30 тыс.;
’Швепия — 250 тые. Швейцария — 150
	Швеция — 250 ‘тые.; Швейцария — 150
тыс.; Сирия — 60.500; Чад — 16.500;
Чехословакия — 9.500 тыс.: Триест —
50 тыс; Туние —— 50 тыс:  СОСР —
115.275.940; Уругвай — 50 тые.; Вене-
цузла — 12 тые.

№ этому списку стран, товоритея далее
в коммюнике, необходимо добавить такие
страны, как Цейлон, Кипр, Индонезия,
Ирак, Мексика, Непал, Новая Зеландия,
Пакистан, Перу, Hepto-Puxe, Турция,
Южно-Африканский Союз. Вьетнам, кото-
	заседание руководства
Федерации профсоюзов
Пакистана
	ЬАРАЧИ, 9 августа. (ТАСО). har cood-
щила газета «Пакистан тайме», в Лахоре
бостоялось заседание руководства Федера-
нии профсоюзов Пакистана под предееда-
тельетвом Мохаммеда Ибрагима. Из sace-
хании были расемотрены вопросы, касаю-
щиеся внутреннего ‘и международного 1по-
ложения.

Генеральный секретарь федерации Мо-
хаммед Афзаль выступил с докладом о го-
ложении рабочего класса в Накистане.
Указав на рост рабочего движения. лок-
	ладчик подчеркнул, что за послелние три
месяца положение рабочих  зчачительно
	ухудигилось, что события в Ворее быля
использовалы спекулянтами черного рынка
для вздувания цен на товары птирокого
потребления, в результате чего рабочим
при существующем низком уровне зара-
ботной ‚платы становится все труднее «сво-
дить концы с концами».

В принятой резолюции руководетво фе-
дерации осудило американскую агрессию в
Корее и решение пакистанского правитель-
ства поддержать резолюцию Совета безопаз-
ности по корейскому вопросу.

Руковолетво федерации решило послать
телеграмму председателю Совета безопае-
ности Малику ¢ просьбой включить в по-
вестку дня Совета вопросе о зверствах аме-
риканских империалистов и их пособннкой
в Корее.

В другой резолюции руковолетво федера-
ции заявляет протест против применения в
Накистане реакционного «закона 06 охра-
не общественной безопасности». который
отрицает все демократические свободы.
		Отставка датского
правительства
	КОПЕНГАГЕН, 9 августа. (ТАСС). В
связи с отказом оппозиционных партий
поллержать мероприятия правительства,
направленные на мобилизацию средств для
покрытия расходов, связанных се усилен-
ной гонкой вооружений, правительство ре-
шило уйти в отставку.

Сообщение об этом премьер-миниетр Хед-
тофт сделал сегодня в 5.30 утра на затя-
нувшемся со вчерашнего дня заседании
фолькетинга (нижняя палата парламента).
	Хедтофт заявил также, что правитель-
ство решило провести новые . выборы в
фолькетинг.

На открывшейся 8 августа чрезвычай-
Ной сессии рикедага правительство внесло
ряд законопроектов, направленных на уси-
ление гонки вооружений и установление
валютного баланса. Оно запросило чрез-
вычайные ассигнования на вооружение в
размере 430 млн. крон и предложило
ввести «оборонный налог» на общую евуу-
му в 200 млн. крон и 0себый налогов
сумме 150 млн. крон. Вроме того, прави-
тельство поедложило повысить налоги на
табак, кондитерские изделия, спиртные
напитки, бумагу, бензин и т. д.— веего
на 325 млн. крон де конца будущего фн-
нансового гола и, наконец, сократить им-
порт на сумму в 280 млн. крон.
	Ure касается упомянутых планов гонки
вооружений, то они получили поддержку
со стороны Двух крунных оппозиционных
партий — «Венстре» и консервативной.
Олнако их не устраивает лишь предложен-
ный правительством с1060б  изыекания
срелетв для этой цели. Нартия «Венетре»
и конеервативная партия предложили свой
вариант раепределения военного’ бремени.
	КОПЕНГАГЕН, 9 августа. (TACO). if
сообщению датского радио, датский король
принял сегодня отетавку правительства
Хелтофта и утвердил ето решение 0 рос-
пуске фолькетинга 4 сентября и назначе-
нии выборов на 5 сентября.
	Англии было отменено нормирование бен-
зина, которое английский журнал «9ко-
номист» характеризовал, как «одно из еа-
мых глубоко  укоренившихся... и, каза-
лось, непохолебимых». Нелишне напом-
нить, что еше совсем недавно члены
английского  правительствь самым TOp-
жественным образом заверяли, что норми-
рование бензина в Англии ни при каких
условиях не будет отменено из-за 600бра-
  жений экономии «долларов».

Пойля на отмену нормирования бензи-
на, английское правительство согласилось
на поставку в Англию дополнительных кб-
личеств американской нефти в обмен на
фунты стерлингов. Полученные таким o6-
разом средства американские компании
намерзны расходовать на закупки в Апг-
лии и на отроптельство там танкеров.

Олното этого достаточно, чтобы понять,
что речь илет 6 дальнейшем усилении
американской экспансии за счет Англии.
Английская печать делает хорошую мину
при плохой игре, пытаясь представить
эту меру, как идушую, якобы, на пользу
Англии. Олнако зиглийский журнал «Экд-
номиет», комментируя данное решение анг-
лийского правительства, горестно признает,
что «оно должно было выбросить з& борт
некоторые надежды, которые вынашива-
лись в течение долгого времени».
  В самом деле, теперь американские
монополисты могут с большей смелостью
действовать на английском рынке, тесня
своих партнеров из Сити. Кроме oro,
предполагаемое увеличение строительства
в Англии танкеров для США уже сейчас -
вызывает законное беспокойство англий-
ских судовых компаний.

Вот почему тот же «Экономист» не может
скрыть своей тревоги по поводу дальней-
шего развития англю-американских отно-
шений в области нефти. Комментируя р-
шение правительства 00 увеличении заку-
TOK американской нефти на фунты стер-
лингов, журнал вынужден признать, что
этот шаг «оставляет _неразрешенной боль-
шую часть разногласий».

Американские империалисты, чувствуя,
что в капиталистическом мире сила за
ними, развертывают  беззастенчивое на-
ступление на экономические,  политиче-
ские и стратегические позиции своих
вапиталистических партнеров, а это, неео-
мненно, предвешает дальнейшее усиление
присущих империализму противоречий.

1. ЯСНОВСКИИ.
	Библиотека председателя колхоза
	За последнее время библиотека тов. Джо-
бава пополнилаеь новыми книгами. Среди
них — романы Киачели «Гвади Бигва» и
«Человек гор», повесть Гулия «Весна в
Сакене», «Кавказские записки» Закрутки-
Ha, поэмы Абашидзе.
	В дом председателя колхоза сельский
почтальон аккуратно приносит газеты:
«Правда», «Известия», «Коммунист», «За-
ря Востока», «Советская Абхазия», жур-
налы «Большевик», «Отонек», «Мнатоби».
	Опубликованные в них наиболее важные
материалы в тот же день становятся изве-
етны всем колхозникам, обсуждаются на
собраниях. Для’ бесед по отдельным темам
из города приезжают лекторы.
	‚ — Наш колхоз носит имя великого гру-
зинского классика Шота Руставели, — ro-
ворит тов. Джобава.— Это бессмертное имя
обязывает Hac любить нашу литературу,
неустанно работать на благо советской Ро-
ДИНЫ.
	Слова председателя колхоза не расхо-
дятея © делом. В минувшем году колхоз
имени Руставели значительно перевыпол-
нил план по цитрусовым, винограду и т3-
баку и получил 3.400 тысяч рублей до-
хода; Значительная часть этих о средств
илет на лальнейшее культурчов развитие
	колхозников,
Л. КОНДЫРЕВ.
	нозшик, заслуженпый деятель искусств
РСФСР: Е. А. Простов в содружестве с ав-
тором создали яркий, запоминающийся
спектакль. В нем воспроизведена иеториче-
ская обстановка первых лет революции,
хоронго показана близость М. Вахитова к
народу.

Постановкой «Мулланура Вахитова» театр
им. Качалова положил начало показу пьес
татарских драматургов.
	Председатель колхоза имени Руставели
(ухумекого района Абхазской АССР Роман
Данилович Джобава — культурный, обра-
зованный человек. 0 широте кругозора это-
10 колхозного руководителя ярко говорит
0 личная библиотека, насчитывающая
иного, томов обществонно-политической, на-
учной и художественной литературы.

Показывая нам свои любимые книги,
Роман Данилович вспоминает старую, до-
революционную абхазскую деревню, где
тпрамотные люди насчитывались единицами,

‹ руда. редко проникало печатное слово...

— В нашем колхозе нет ни одного
человека, который не интересовался бы
литературой, не следил за газетами и жур-
налами,— говорит Роман Данилович. —
(Очень часто за нужной книгой колхозники
обращаются прямо ко мне.

В книжном фонде председателя колхоза
лмеются произведения В. И. Ленина и
Й. В. Сталина, «Капитал» К. Маркса, «Диа-
лектика- природы» Ф. Энгельса. Почетное
место на книжных полках занимают сочи-
нения Тимирязева, Дарвина, философские
произведения Вольтера.

В 050бом разделе представлена совре-
увнная советская литература. Рядом с кни-
там. русских писателей здесь можно встрэ-
тить книги грузинских писателей и поэтов
Лео Киачели, Нико Лордкипанидзе, Симона
Чиковани, Пармена Лория и других.
	КАЗАНЬ, 9 августа. (По телеф. от coo.
корр.). Репертуар Казанского Большого, дра-
уатического театра им. В. И. Качалова
обогатилея новой постановкой — пьесой
татарского драматурга Н. Исанбета «Мул-
танур Вахитов», посвященной пламенному
оеволюционеру, герою гражданской войны
М. Вахитову.

Коллектив театра и режиссер - поета-
	Новая пьеса «Мулланур Вахитов»
	Во Временной Народной палате Германской
демократической республики.
		БЕРЛИН. 9 августа. (ТАСО). Сегодия в
	Берлине состоялось 18-е пленарное засела-
	ние Временной Народной палаты Терман-
ской демократической республики. В нача-
ле заседания выступил премьер-министр
Отто Гротеволь.
	‚ «Для Toro, чтобы “помешать разваятию
миролюбивой, демократической, независимой
и сильной Германии, — сказал он— и
превратить Западную Германию в главный
опорный пункт империалистических поджи-
гателей войны, западные оккупационные
власти раскололи Германию, создав бонн-
ское сепаратное правительство, а затем пу-
тем ряда других. мероприятий усугубили
этот политический. раскол Германии. За по-
следнее время в результате этой престун-
ной политики западных оккупационных
властей создалось чрезвычайно серьезное
положение также и в экономической обла-
сти. В результате мероприятий и распоря-
жений верховных комиссаров серьезно на-
рушены и почти полностью нрекратились
торговые связи Залалной Германии с Гер-
манекой лемократической республикой».
	Устанавливая ограничения во внутригер=
манской торговле, западные оккупационные
власти хотёли помешать развитию Герман-
ской демократической республики. Но, как
заявил Гротеволь, «западные сккупацион-
ные власти должны понять, что им не
‘удастся своим незаконным вмешательством
во внутригерманскую торговлю задержать
гострозние лучшей и обеспеченной жизни
населения Германской демократической рес-
публики».
	После  правительственного заявления
Тротеволя Врёменная Народная’ налата по
совместному предложению всех фракций
елиногласно приняла следующее заявление:
	Германской демократической республики и
представителями заладных зон протокол от
21 февраля 1950 г. 06 устранении трудно-
	стей во внутригерманской топговле и о 195-.
	ширении 00‘ема товарооборота и поепят-
	отвуют заключению и ны других
соглашений.
	Дальнейший роет безработицы в Запад-
ной Германии, сокращение выпуска про-
дукции и увеличивающееся закабаление
западногерманского хозяйства  иностран-
ным капиталом являются следствием этой
политики, направленной против интересов
народа.
	Временная Народная палата Германской
демократической республики заявляет по-
этому решительный протест против веех
мероприятий западных оккупационных вла-
стей и их западногерманевих подручных,
наносящих вред торковым связям межлу
Восточной и Западной Германией. Времен-
ная Народная палата полностью соглашает-
ся с заявлением правительства Германекой
демократической республики и призывает
правительство продолжить свой усилия для
того, чтобы добиться окончательного, соот-
вотетвующего интересам всего немецкого
народа. урегулирования этого вопроез.
	Исходя из этого, Временная Народная
палата Германекой демократической респуб-
лики обращается ко всем. патриотическим
силам нашего отечества, призывая их вы-
ступить против произвольных мероприятий,
направленных на оказание препятствий
развитию экономических связей между эа-
падной Германией и Германской демокра-
тической республикой, и добиться отмены
всех самочинных мероприятий запалных
оккупационных властей и западногермач-
евнх исполнителей их приказов».
	убеждая последних в том, что их действия
направлены вовсе не на вытеснение амери-
канской нефти, а имеют своей целью облег-
чение «долларовото голода» Англии. Такого
	рода уверения, разумеется, не могли емяг-
	чить ярость американских дельпов.
Ярость американеких монополий достиг
ла высших градусов, когла стало известно,
что запрет на импорт жидкого топлива
Кенией был введен в соответствии © сек-
ретным меморандумем бывшего английеко-
го министра колоний Крич Джонса. Ви1-
ные американские конгрессмены, выетупая
от имени нефтяных магнатов, потребовали
привести в‘ действие все рычаги амери-
канекого давления на Англию, чтобы за-
ставить ее «смириться». Председатель. се-
натекой комиссии по иностранным делам
конгресса США Коннэли предложил внести
поправку к законопроекту об ассигнованиях
по «плану Маршалла», согласно которой
дальнейшая финансовая «помощь» Англии
будет оказываться только после прекраще-
ния английской дискриминации в отношении
американских нефтепродуктов. Это предло-
жение Коннэли пе было принято, ибо как-
раз.в это время в воздухе стали носитьея
слухи 0 Намечающемея  англо-американ-
свом соглашений 10 вопросу о нефти.
В коние марта государственный депар-
тамент США направил антлийскому пра-
вительству меморандум 6 изложением
«компромисеного» плана разрешения спор-
ного вопроса. Меморандум, в частности,
предлагал разрешить американским нзф-
тяным компаниям продажу нефти в Анг-
лии из долларовых источников, но при
этом взимать платежи ва поставленную
	нефть частично в долларах и частично в
фунтах стерлингов.
	Но существу, в этом «компромиссном»
американеком предложении не содержалоеь
ничего нового. Как известно, еще в июле
прошлого тода правительство США предла-
гало Англии покупать американскую нефть
и на доллары ‘и на фунты стерлинтов. В
связи с этим английский журнал «Эконо-
мист» пйеал, что «подобные предложения
таят в себе массу лазеек для последующе-
то наступления доллара на фунт стерлян-
гов». Между тем усилия американских
нефтяных магнатов в их переговорах ¢
английскими кругами направлялись имен-
но по этей линии.
	Пол давлением из-за океана английские
лельцы были вынуждены пойти на зна-
	чительные уступки. В конце мая с. г. в
	«Временная „Народная палата Герман-
ской демократической республики конета-
тирует, что вследствие враждебных немец-
кому народу действий так называемых
верховных комиссаров и их исполнитель-
ного органа —— боннского сепаратного пра-
вительства — почти полностью нарушены
экономические связи между Германской де-
мократической республикой и Западной
Германией. В интересах веего немецкого
народа Временная Народная палата безого-
ворочно признает правомочными четырех-
сторонние соглашения, заключенные в от=
ношении Германии, в которых недвуемыс-
ленно говорится, что Германия должна рас-
сматриваться как единое экономическое
целое.

Как известно, советские оккупационные
органы точно придерживались этих согла-
шений и делали вее, чтобы содействовать
развитию торговых отношений между Во-
сточной и Западной Германией. Так, быв-
шая Советекая военная ‘администрация на
основании Нью-Йоркского соглашения и
достигнутой В Париже в июне 1949 года
договоренности со своей стороны создала
все предпосылки для беспрепятетвенного
торгового сообщения между Советской зо-
ной оккупации и западными зонами Tep-
мании и оказала действенную поддержку
усилиям немецких органов в деле установ-
ления более тееных экономических связей
между зонами.

В противоположноеть этому западные
оккупационные власти продолжают свою
политику раскола Германии, пользуяеь при
этом поддержкой боннекого еепаратного пра-
вительства, и создают все новые препят-
ствия торговым связям между Восточной
и Западной Германией. Так, они отказались
утвердить составленный представителями
	ляется важным каналом для выхода: ближ-
невосточной нефти в бассейн Средиземного
моря. Английские и американские став-
ленники ‘неоднократно устраивали здесь
государственные перевороты. стремясь. бло-
кировать путь евоим ‘соперникам.

Если империалисты могут © грехом по-
полам стовариватьея между собой по воп-
pocy о разделе источников нефти, 9 чем,
межлу прочим, свидетельствует недавно
опубликованная совместная декларация
США, Англеи и Франции о Ближнем
Востоке, то гораздо труднее находить им
общий язык по вопросу о разделе рынков
сбыта нефти, ибо это затрагивает более
непосредственно основу основ капиталя-
ств — их прибыли.

Возросшее после второй мировой войны
потребление нефтепродуктов, повлекшее за
с0б0й увеличение лобычи нефти, с конца
1948 г. пошло на убыль. Начавшийся
экономический кризисе в США, неуклонно
нараетающий и в других капиталистиче-
ских странах в уеловиях значительного
сужения сферы господетва капитала, вы-
звал сокращение потребления нефти. —
	В итоге англо-американекая 6б0рьб% за
рынки сбыта нефти еще больше обостри-
лась. Английское правительетво за послед-
ние месяцы провело ряд жестких мер по
сокращению импорта американских нефте-
продуктов в Англию и страны стерлипго-
Бой зоны. В конце 1949 года было об’яв-
дено о сокращении е 1 января 1950 года
на одну треть импорта бензина в Англию
из «долларовых источников» и 0 полном

запрещении импорта тяжелого нефтяного
топлива.
	Иримеру Англии вскоре последовали
английские доминионы. 0 силе нанесенно-
го Англией удара по американским нефтя-
ным монополиям можно судить 10 TOMY,
что из суммы в 710 ман. долларов, раехо-
дусемой ежегодно странами стерлингового
блока па покупку нефти, 340 млн. долларов
выпадало на долю американекой нефта.

Даже в тех странах стерлинговой зопы,
где ограничений на пунорт американской
нефти не введено, нефтяным компаниям
США пе разрешается продавать нефтелро-
дукты на фунты стерлингов с послэлую-
щим обменом на доллары без предрари-
тельной санкции английского казначей-
ства. -

Английские дельцы  тиетио пытались
полеластить горькую Нилюаю.  препэдие-
	  свиную ими американским «собратьям»,
	А №
GC

бострение англо-американской
	наиболее выгодные из еще «неосвоенных»
позиций.

В результате экспансии Соединенных
Штатов удельный вес нефтяных компаний
США в добыче нефти на Ближнем Восту-
ке возрос се 1937 гола по 1949 год более
чем в три раза. В то же время доля анг-
лийских компаний. сократилась соответет-
венно © 78.7 проц. ло. 52.4 проц.
	Таким образом, изменения в соотно-
шении сил на Ближнем Востоке знаменова-
ли с0бой неприкрытый передел сфер влия-
ния в’пользу Соединенных Штатов, посга-
вивших крест на всех прежних соглаите-
ниях по этому вопросу. Олвако  амери-
канские монополии не удовлетворяются
своими «достижениями». Они рвутся к но-
вым источникам нефти, стремятся захва-
тить новые рынки сбыта. В середине
1949 тода американская ‘динломатия дея-
тельно ‘работала над созданием антианглий-
ского блока-в боставе Сирии, Египта и
 Саудовской Аравии. Нланам США не суж-
дено было осуществиться ‘в результате
завулисного вмешательства английских
агентов. Тем не менее США не оставили
своих замыслов пробить новые бреши в
сферах английского влияния на Ближнем
Востоке, главным 0бразом в Иране и Ираке.
0 тайной активноетя CIITA свидетель-
ствуют, в частности, мноточисленные сме-
ны правительств в Иране —— этом jo 119-
слелнего времени «заповеднике» англий-
ских нефтяных магиатов. Свидетельством
подрыва английского влияния в этой
стране явился отказ иранского меджлиса
летом 1949 гола утвердить соглашение,
достигнутое ранее между иранским прави-
тельством и англо-иранской нефтяной ком-
панией © дополнительной эксплуатации
южноиранской нефти. 0 дальнейшем ослаб-
лении позиций Англии в Иране говорит
также недавний приход к власти в Иране
кабинета Размара, провозгласивигего курз
на широкое привлечение амеряканского ка-
питала, что, разумеется, мало устраивает
’ АНГЛИЮ.
	Ожесточенное ангао-американское сопет-
ничество имеет место в Сирии, которая яв-
	Англо-американские противоречия в 06-
тасти нефти продолжают оставаться одни-
ми из наиболее острых империалистиче-
ских противоречий,

В настоящее время полностью сохраняет
свою силу высказывание товарища Сталина
0 том, что «борьба межлу нефтяными ком-
паниями Англии.и нофтяными компаная-
ми Америки идет смертельная, не всогла,
правда, имеющая ‘явный характер, но воег-
да существующая и тлеющая... Борьба
происходит в Южной Америке, в Перейи.
в Европе... во всех частях мира то в окры-
той, то в открытой форме» (И. Сталин,
Сочинения, т. 7, erp. 278).

(С американской стороны ведущая роль
в нофтяных делах принадлежит  групие
кохнаний, находящихея под контролем маг-
натов капитала Рокфеллера и Меллона.
Этим компаниям противостоят английские
компании «Ройял датч шелл», Делящая
‹вои акции с голландевим капиталом, и
«Англо-Ираниэн ойл компани». Английские
и американские монополии осуществляют
контроль более чем над 95 процентами
разведанных ресурсов нефти капиталисти-
‘ческих стран.
	За последние десятилетия соотношение
сил между нефтяными мопополиями ‘США
и Англии резко изменилось. Если до
первой мировой войны английские монопо-
лии располатали почти всеми известными
нефтяными месторождениями капиталисти-
ческих стран, за исключением США, то в
настоящее время господствующие позиция
в этой, области занимают американские мо-
нополии.

“” Экопаисия нефтяных монополий США
особенно усилилась после второй мировой
войны. Обладая  отромным перевесом B
силах над своим младшим «партнером»,
американский империализм использует
сложившуюся обстановку для того, чтобы
под флагом «вотрудничества» вытеснить
Англию 13 66 старых «ефер господства».
	_0О масшегабах экспансии СТА в этой 00-
ласти можно судить по тому факту, что к
концу 1948 года американские прямые капи-
таловложения в нефтяную промышленность
	борьбы за нефть
	за границей достигли суммы 3.039 млн. дол-
ларов, причем только 34 тои послевоенных
тода (1945—1948 гг.) США ‘вложили в
эту отрасль промышленности за траницей
столько же, сколько было вложено за все
предыдущее время. Но ‘американским биз-
несменам даже эти темпы их экспанойи
кажутся недостаточными. Следует учиты-
вать, что, несмотря на основательный под-
рыв позиций нефтяных монополий Англии,
последним есть что отстаивать. Так, на-
пример, в 1949 году на долю нефтяных ком-
паний Англии приходилось 54,0 проц. до-
бычи нефти капиталистических стран Вэс-
точного полушария против 43,6 проц., па-
лавших па долю нефтяных компаний США.
Неудивительно, что Англия оказывает
ожесточенное сопротивление попыткам неф-
тяных монополий СПА проникнуть глубже
B ee сферы влияния, не останавливаясь
при этом перед решительными контруда-
рами.

В чем заключается суть англо-амери-
канских противоречий в области нефти?
Речь идет главным образом о захвате во-
вых источников этого воемно-стратегиче-
ското сырья и, во-вторых, о путях и епо-
собах сбыта готового продукта.
	Погоня за новыми источниками нефти
осложняется для империалистических хищ-
ников по мере роста национально- -0680-
бодительного движения в колониальных. и
зависимых странах. Кроме того, -0ба кон-
курента внимательно ‘следят друг за дру-
гом, весьма ревниво относясь ко всем по-
пыткам своего соперника захватить новые
позиции. =
	Интересы английских и американских
нефтяных монополий сталкиваются в Ча-

тинской Америке, на Дальнем Востоке, в
Африке и особенно на Ближнем Востоке.
	Ha Ближнем Востоке сосредоточены 20-
гатейшие месторождения нефти — 44 проц.
разведанных ресурсов капиталистических
стран. Англо-американекие империалисты.
действуя в странах этого района через
свою агентуру, не ‘гнушаются никакими
	ЕВА, a

сролетвами, чтобы закрепить 3% собой