СУББОТА, 2 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 209 (16535)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
		Город Гори
в творчестве армянских
художников
	ЕРЕВАН, 1 сентября. (По телеф, от
соб. корр.). Сотня рабочих, студентов,
воинов, деятелей культуры ежедневно 38-
полняют залы Ереванского Лома художни-
ка. Здесь открылась выставка работ маете-
ров изобразительного искусства Армании
на тему: «Родина И. В. Сталина — Гори».
	На выетавке предетавлено около 120
картин. Вее они исполнены с натуры. На
своих полотнах живописцы, графики с
большюй любовью воспроизводят историче-
ские места, связанные с детскими годами
товарища Й, В. Сталина. Большюй инте-
рес представляют картины: «Домик И. В.
Сталина в Гори» — народного хуложника
республики Котжеяна, «Дом-музей И. В.
Сталина» — народного художника респуй-
лики Гюрджяна, «Жрепость Гори» — за-
служенвого деятеля искусств Тарьяна, «Па
берегу реки Пханп» — хуложника Neafe-
	кяна, «“Торийевий текстильный  комби-
нат» — хуложника Ферманяна и многие
другие работы, посвященные культуре
	и промышленности Гори, историческим м2-
CTAM.

Выставка пользуется большим уснехом
у трудаящихея столицы Армении.
	Пропаганда технической
книги
	ВИЧУГА Ивансвской области, 1 сентяб-
ря. (По телеф, от соб. корр.). Не так дав-
но. техническая библиотека прядильно-ткац-
кой фабрики имени Ногина провела конфе-
ренцию читателей по книге Б. М. Пм-
кофьева «За высокую призволительность
труда в ткацкой промышленности». С об-
зорным докладом выступал один из актив-
ных читателей — старший нормировиик
ткапкого производства В. Мелентьев. B o6-
суждении приняли участие стахановцы, ма-
стера, начальники отделов, нартийные ра-
ботники. .
	В настоящее время читатели готовятся к
конференциям, посвященным обсуждению
книг © борьбе с браком в хлопкопрялении
и ткачестве. Фабричный актив пропаган-
дирует книгу в цехах и отделах фабрики.
	Гастроли МХАТ в Таллине .
	ТАЛЛИН, 1 сентября. (По Tenet. от
с0б. норр.). Сюда прибыл на гастроли твор-
ческий коллектив Московекого Художеет-
венного Академического театра имени Горь-
кого во главе с главным режиссером тв-
атра народным артистом СССР М. Н. Вед-
ревым,
	До 16 сентября МХАТ покажет в тезтре
«Эстония» 20 спектаклей. Зрители Тал-
лина увидят пьесу «Враги» М. Горького,
«Мертвые души» по поэме П. Гоголя, «Вое-
кресение» Л. Толстого, «Таланты и пэ-
клонники» А. Островекого, «Чужая тень»
В. Симонова.

В концертиом зале Государственной фи-
лармонии состоится ветреча коллеклива
театра со стахановцами, представителями
интеллигенции и работниками искусств
Таллина. Намечены также встреча с морл-
ками флота, несколько выездов на таллин-
ские заводы и встреча режиссуры МХАТ
с работниками эстонских театров.
		Поток приветствии
	Организация Венгерской партии трудя-
щихся села Чахольнц, Венгрия;

Трудящиеся села Самошкер, Венгрия;

Трудящиеся села Пеньиге, Венгрия;

Трудящиеся села Мерк, Венгрия;

Окружной комитет Венгерской партии
трудящихся, гор. Матэзалка, Венгрия;

Сотрудники Бейпинского отделения проф-
союза железной дороги Бейпин-—Тяньцзин
Центрального профсоюза рабочих и служа-
щих дорог Китая;

Работники Пекинского телеграфа, Китай;

Коммунисты газозого завода гор. Рима,
Италия;

Коммунисты, социалисты и демократиче-
ски настроенные трудящиеся завода круп-
ных моторов «Фиат», гор. Турин, Италия;

Конфедерация трудящихся сельского хо-
зяйства провинции Неаполь, Италия;

Коммунисты-трамвайщики гор. Неаполя,
Италия;

Профсоюзная организация пенсионеров
провинции Болонья, Италия;

Секретариат Федерации коммунистической
партии, гор. Генуя, Италия;

Федерация коммунистической партии, гор.
Венеция, Италия;

Бриндизи, Италия;

Коллектив работников железнодорожной
средней школы станции Арчеда Стёлин-
градской ж. д.;

Комсомольны и несоюзная молодежь По-
кровекого района Днепропетровской обла-
сти;

Коллектив работников городской газеты
«Керченский рабочий»;

Комсомольцы и молодежь Городищенеко-
го района Барановичекой области;
	Коллектив работников электроетанции
станции Филоново Сталинградской ж. д.;
Коллектив работников Архангельского
	оЗлаетного дома крестьянина;

Коллектив работников артели «Детская
обувь», гор. Ростов-на-Дону;

Колхозники колхоза имени Ленина Kyit-
бышевского района Калужской области;

Трулящиеся Ново-Шульбинского района
Семипалатинской облаети;

Томарозский райком ВКП(б) Курской об-
ласти;

Коллектив сотрудников Ивановской обла-
стной санитарно-эпидемиологической стан-
ции;

Трулящиеся Кистендейского района Ca-
ратовской области;

Колхозники колхоза «Красный Восток»
Износковского района Калужской области;

Работники советских учреждений Сосно-
воборского района Пензенской области;

Коллектив работников Вологодской обла-
стной конторы Госбанка СССР;

Коллектив сотрудников Куйбышевского
ботанического сала; ‘

Колхозники колхоза «Пятилетка» Лысо-
горского района Тамбозской области;

Коллектиз рабочих, инженерно-техниче-
ских работников и служащих Онежского
лесозавода Архангельской области;

Трулящиеся Дастафюрского районз Аззр-
байджанской ССР;

Колхозники колхоза имени Ленина Ма-
саллинского района Азербайджанской ССР;

Члены сельхозартели «Победа» Пряжин-
ского района Карело-Финской ССР;

Коллектив лесорубов и возчиков, инже-
нерно-технических работниказ и служащих
Кудамского лесопункта Карело-Финской
ССР;

Коллектив работников Енисейского лес-
промхоза Министерства речного флота;

Рабочие, ниженерно-технические работни-
ки и служашие Вологодской типографии
«Красный север»;

Коллектиз работников Михайлозской кон:
торы сзязи Сталинградской облёсти;

Медицинские работники Бабынинского
райоза Калужекой области.
	(Продолжение — в следнюшщих номграх).
	В связи с семидесятилетием тозаригла
И. В. Сталина призететвия с сердечными
пожеланиями доброго здоровья и долгих
лет жизни товарищу Сталину прислали:

Коллектив рабочих и служащих Балтай-
ской МТС. Саратовской области;
	Трулящиеся Утевекого района, Куйбы-
шевской области,

Колхозники колхоза «Красный маяк», Ко-
лушкинского района, Ростовской области;

Комсомольцы и комсомолки паровозного
депо Батайск, Северо-Кавказской ж. д.;

Колхозники колхоза им. 13-й годовщины
Октября Николо-Пестравского района, Пен-
зенской области;

Коллектив работников здравоохранения
Котельниковского района, Сталинградской
	области; И
Колхозники сельскохозяйственной артели

«Заветы Ильича» Селивановского района,
Ростовской области;

Колхозники колхоза им. Калинина, Ржак-
синского района, Тамбовской области;

Рабочие, колхозники и интеллигенция
Тараклийского района, Молдавской ССР;

Коллектив работников отдела учебных
заведений Московско-Донбасской ж. д.;

Колхозники колхоза «Весна» Киквядзен-
ского района, Сталинградской области;

Колхозники сельхозартели им, Пушкина
Мартыновского района, Ростовской области;

Комсомольцы и молодежь колхоза им
Молотова Ладыжинского района, Киевской
области;

Коллектив работников Харьковской об-
ластной конторы Государственного банка,
сельхозбанка и торгбанка;

Колхозники сельхозартели «Путь Ильича»
Шехманского района, Тамбовской области;

Колхозники колхоза им. Ленина, Улом-
ского района, Вологодской области;

Рабочие и служащие предприятий связи
Сулжанского района, Курской области;

Колхозники колхоза им. Чкалова Голов-
нянекого района, Волынской области;

Колхозники колхоза им. Сталина, Голас-
новского района, Воронежской области;

Колхозники колхоза «Новый мир» Ржак-
сичского района, Тамбовской области;

Медицинские работники  Молотовского
района г. Куйбышева;

Коллектив работников Курского треста
столовых; й

Коллектив ‘работников станции Челбас
Северо-Кавказской ж. д.;

Рабочие, работницы и служащие Клав-
диевского лесничества Первомайского лес-
хоза, Киевского областного управления Ми-
нистерства лесного хозяйства УССР;

Рабочие, работницы, инженерно-техниче-
ские работники и служащие Управления по
транспортному освоению малых рек при
Вологодском облисполкоме;

Коллектиз Вологодской дистанции пути
Северной ж. д.;

Специалисты сельского хозяйства, рабо-
чие и служантие Пичилейской МТС Сосно-
воборского района, Пензенской области;

Колхозники колхоза «Завет Ильича»
Паричекого района, Бобруйской области;

Коллектив учащихся и работников ремес-
ленного училища № 26 Свердловского об-
ластного управления Министерства трудо-
вых резервов;

Колхозники колхоза «Серп и молот»
Ржаксинского района. Тамбовской области.
Трудящиеся села Палины, Болгария;
Трудящиеся Хасковской ‘околни, Болга-

рия;

Лида, пострадавшие от войны и фатиз-
ма, проживающие в гор. Асеновград, Бол-
гария;

Граждане города Поморье, Болгария;

Жители местности Боровец, Самокозской
околии, Болгария;

Профорганизация сотрудников Болгарско-
го Народного Банка;

Служащие кооперации гор. Плевен, Бол-
гария;

Трудящиеся маслобойни гор. Матэзалка,
Венгрия;
	Советское СсШроитеЕЛЬсС 60
	Богатые возможности и безинициативные
руководители
	Ярким свидетельством несеръезного от-
ношения к важному делу может служить
решение исполкома, принятое 2 июня. Ff
этому дню в Мозыре было получено поста-
новхение Совета Министров БОСР, обязы-
ваюшее облисполкомы принять конкретные
меры к развитию районной пищевой про-
мышленности. Надо было разобраться в де-
лаХ предприятий и наметить программу ра-
боты. Этого сделано не, было.
	Справедливость требует отметить, что в
резком отставания Полесья от других обла-
стей Белоруссии повинны не только мест-
ные руководители. Мало заботятся о разви-
THA промышленности. в этой области рес-
публиканские министерства и Совет Мини-
стров БССР. В Мозыре не помнят ни одного
случая, когда вы Совет Министров респуб-
лики обстоятельно обсудил доклад о поло-
жении дел в промышленности Полесья.
Правда, в 1948 году. в Совете Министров
стоял вэпрос 0 еостоянии районной про-
мышленности области, но дело отраничилось
благими пожеланиями.
	Во время Отечественной войны Полес-
скля область лишилась ряда предприятий
республиканского подчинения. Восстанов-
ление их проходит неудовлетворительно.
Возможно, конечно, что не все прежние
предприятия целесообразно восстанавли-
вать. Но возрождение ряда заволов было бы
безусловно оправданным: для них на ме-
сте ееть и сызье, и дешевое топливо.
	Следовало бы обсудить и предложение
облисполкома насчет организации на тер-
ритории области лесохимического комбина-
та, фенолового, авторемонтного и несколь-
ких других новых заводов. № сожалению,
докладные записки по этому вопросу, на-
правленные в Совет Министров БССР и 60-
ответотвующие министерства, остаются по-
ка без ответа.

Л. СУЛИН,
соб. корр. «Известий»,

г. МОЗЫЬЬЬ.
	Лозневой
	половина всего количества запланирован-
ных заводов, да и то неудачно. Некоторые
кирпичные заводы, в частности Доманович-
ский, оказались построенными именио в
тех местах, где нет сырья, и их пришлось
законеервировать.

Чем глубже знакомиться в ресурсами
области, тем больше убеждаешься в безза-
ботноети руководителей облисполкома в от-
ношении использования природных 60-
гатетв.

В сельских районах очень много карто-
феля. Значительную его чаеть, предназна-
ченную для спиртовой и крахмало-паточ-
ной промышленноети, приходится вывозить
на заводы за пределы области. До войны
здесь было десять спиртовых и крахмало-
паточных предприятий, а тенерь их толька
два. В некоторых районах сохранились зда-
ния и жилой фонд бывитих заводов, но
прелприятия не нущены.
	Облаеть славится фруктовыми садами,
Но фрукты п ягоды порою некуда девать
потому, что на все 14 районов имеется
лишь один небольшой консервный завод.

Нетронутыми лежат в Нолесъе огромные
запасы торфа, отходы многочисленных лес-
промхозов, гранит и многое другое. А ведь
на этой базе могут быть созданы предприя-
тия местной топливной промышленности,
химической и другие.

Не принимая мер в развитию промыит-
ленностн путем создапия новых предприя-
тий, облисполком слабо руководит уже’ су-
ществующими- фабриками; заводами и рай-
промкомбинатами. В повестке лня его засе-
даний редко стоят вопросы работы отдель-
ных предприятий, Облисполком обсуждзет
главным образом отчеты о работе той или
иной системы в целом. Так «чохом» были
обсуждены в этом году доклады руководя-
телей облместпрома, промкооперации, 0бл-
пищепрома, кооперации инвалидов. Реше-
ния по ним приняты многословные, но
недостаточно конкретные.
	тата
	По. пути в Мозырь — областной центр
Полесекой области — нам довелось беседо-
вать с одним из местных работников. Слово-
охотливый наш спутник, очень любящий
свой край, восторженно рассказывал о кра-
сотах и природных ресурсах Полесья. °

— А какой же промышленной продук-
цией вы славитесь? —- осведомился сосед,
ехавший в Мозырь из Вузбасса.— Я слы-
шал только о лесе.

Рассказчик утратил и прежний уверен-
ный тон, и словоохотливость,

— Ну, как вам сказать... Мебель произ-
водим, еще кое-что...

Позднее, уже в самом Мозыре, такими же
словами («кое-что») охарактеризовал про-
дукцию промышленности области исполня-
ющий обязанности председателя. исполкома
областного Совета депутатов трудящихел
тов. Клименко. И это не случайно. Право-
мерно уделяя много внимания сельскому
хозяйству, полесские руководители неоправ-
данно мало занимаются вопросами развитяя
местной промыпгленности,

Полесская область изобилует лесом. Ra-
кой здесь широкий простор для организации
производства строительных деталей, фане-
ры, гонта, мебели — всего тото, в чем нуж-
даются строительные организации, колхозы,
население! Но в области есть только неболь-
тие лесной и деревообделочный заводы.
Первый выпускает итиалы, второй — доски.

Мебельная промышленность представлена
несколькими полукустарными цехами рай-
промкомбинатов и промыеловых артелей.
Они выпускают лишь то, что легче и вы-
толней производить, — столы, стулья, табу-
ретки, простые шкафы. Попробуйте, напри-
мер, купить в городе буфет, зеркальный
шифоньер или хороший матрац. Их нет.

В свое время было намечено построить
в области несколько кирничных заводов
местной промышленности и промкоопера-
ции. Глины здесь вполне достаточно, Одна-
ко вое сроки пропгяи, а сооружена только
	Лепутат Моесковекого ‘городского Совета
3. И. Лознева проявила ценную инициати-
ву. Работая много лет управляющим дома-
ми, тов. Лознева выступила с предложе-
нием — передать жилые дома коллективам
домоуправлений и жильцов на сопиали-
стическую сохранность. Многочисленные
письма жителей различных советских горо-
дов свидетельетвуют о том, что почин 3. И.
Лозневой нашел живой отклик, что переда-
ча жилых домов на социалистическую со-
хранноеть становится делом большой госу-
дарственной важности.
	Домалиняя хозяйка Р. А. Черенкова при-
слала в редакцию письмо, в котором пи-
шет:

— Заинтересовавшись предложением
3. И. Лозневой, я побывала у нее лично и
убедилась в том, что дома, которыми оча
управляет, содержатся в образповом поряд-
ке. Добилась она этого благодаря тому, что
опирается в своей работе на широкий ак-
тив. Общественные организации в управ-
ляемых Лозневой домах проявляют кипу-
чую деятельность = они строго следят
38 выполнением социалистических 05я-
зательетв и домоуправлением, и жильцами,
Еели кто-либо из жильцов нарушает
правила содиалистического общежития, не-
радиво относится к жилому фонду, против
него сейчас же общественность поднимет
толос. В этом — секрет успеха 3. И, Поз-
невой.

За опытом к тов. Лозневой приезжают
жилищные работники других городов. Пе-
давно у нее побывали управляющие домами
гор. Александрова Владимирской области
тт. Е. Соколова и А, Барышева, Они решили
ввести у себя график технического надзора
	Но почину деп
		заявил нам, что квартиру момно ремон-
тировать. Дело у нас закипело. Вскоре pe-
монт быт закончен. Живи да радуйся! Но
недолговечна была наша радость. Полил
дожль,— и в кухне, и в некоторых комна-
тах на потолке появились от дождя огром-
ные нятна,— оказалось, что крышу почи-
НИлЛИ ПЛОХО.
	— 510 не социалистическая охрана op-
щественной — собственности, — возмущенно
пишет т. Шалыгина,— а халтурное отно-
шение работников домоуправления к свопы
прямым обязанностям, ‘
	Надо полагать, что исполком Ленинского
райсовета строго накажет работников, так
безобразно отнесптихея к инициативе со-
ветских люлей.
	Из Тулы коллектив жильцов дома № 27
по улице Коммунаров сообщает, что жил-
управление Центрального района еше не
следует примеру Лозневей. «Наш дом, —
пишут жильцы, — домоуправлением He
взят на социалистическую сохранность. 0
том, как работники жилуправления н упраз-
ллющий домом «заботятся» о социалиети-
ческой еоботвенности, говорит следующий
факт. Еще в мае управаяющий домом на-
чал ремонт в доме, и до сих пор он не закэн-
чен. Ремоит ведется так: пачнут в одной
квартире и, не закончив его, переключаютея
на ремонт другой, питукатурят потолки, а
коьина не покрыта».
	Исполкомам городских Советов необходи-
мо решительно пресекать бюрократические
попытки некоторых жилищных работников
тормозить инициативу, плущую снизу, име-
юшую огромное значение для дальнейшего
улучшения жилишного хозяйства городов.
	TOBOH
	Обзор писем в редакцию _
o ao
	за квартирами и создать из жильцов-спе-
циалистов ремонтные бригады. Своими вие-
чатлениями о поездке в Москву Е. Соко-
лова и А. Барышева поделились на стра-
нилах местной газеты «Голос труда».

Коллектив жильцов квартиры № 21 до-
ма 19 по 1-му Спасоналивковскому пере-
улку гор. Москвы прислал в редакцию
свои обязательства по социалистической
сохранности жилого дома. Товарищи пи-
шут: «Поддерживая широко развернувшее-
ся движение о передаче домоуправлениям
на социалистическую ‘сохранность ‘домов,
мы, бережно обращаясь ес оборудованием п
поддерживая образцовую чистоту, увелизим
период между текущими ремонтами квар-
тиры до 8 лет».

Подобных примеров подлинно хозяйеко-
то отношения жильцов в общественной, го-
сударетвенной собетвенности можно приое-
сти десятки и сотни.

Но, к сожалению, не везде почин Jo3-
невой и инициатива жильцов встречалот
должную поддержку со стороны работни-
ков жилищных органов.

Врач П. Ф. Шалыгина в письме расска-
зывает:

— Прочитав в газетах материалы о за-
мечательном почине 3. И. Дозневой, жильцы
нашей квартиры: дома 18 по Б. Ордынке
репгили за свой. счет провести ремонт всей
квартиры. Мы обратились в домоуправле-
ние с просьбой вначале отремонтировать
крышу. Вровельщик несколько дней чинил
крышу, и управляющий домом т. Клятов
	eatin
10-летие государственного университета
Карело-Финской ССР
	Это —— теолоти, биологи,  поеполарателя
средних школ, молодые ваучные работии-
ки Карело-Финского филиала Академии
наук СССР и других научных организа-
ций.

В составе Карело-Финекого университе-
та — четыре Факультета. Срели его сту-
дентов наряду с уроженцами Карело-Фин-
ской ССР теперь можно ветретить немало
молодых людей из Архангельска, Вологды,
Мурманека и других городов страны.
	Первый широкий научно-производетвен-
ный опыт показывает, что работы по пла-
нировке поливных участков можно произво-
дить на основании схематического проекта,
Каждый проект планировки должен согла-
совываться с правлением колхоза. Me-
лиоративно-планировочную бригаду надо
укомплекловать двумя скреперами «Д-183»
емкостью 2,25 кубометра на тракторе
«СХТЗ—НАТИ» или скрепером «Д-147»
на тракторе «ЧТЗ-С-80», грейдером «Д-20»,
бульдозером «Д-159» на тракторе «CXT3—
HATH», или бульдозером «Д-157» на трак-
торе «ЧТЗ-С-80». двухотвальным канаво-
копателем, палоделателем-арычняком или
универсальной рамой к трактору «СХТЗ—
НАТИ», пятикорпусным плугом, двумя тоак-
торами «ЧТЗ-0-80» и двумя «СХТ —
НАТИ».
	В соответствии с таким оборудованием
мелиоративно-планировочная бригала МТС
должна состоять из двух техников-мелио-
раторов, бригадира, учетчика, грейдериета
и тракториетов.
	Один из техников-мелиораторов обязан
заниматься составлением проекта плани-
ровки поливных участков. Неносрелетвен-
ное руководетро работой бригалы н техни-
ческий контроль, над произволством pader
осуществляет второй техник-мелиоратор.
	Даля нормального ведения работ по пла-
Нирорке поливных участков обходимо
снабдить МТС вееми необходимыми инетру-
ментами и материалами. В ближайшие
три-четыре года в связи C порехолом из
новую систему орошения необходиуо пр.-
извести миллионы кубометров земляных
работ для Планировки Поливпых участказ.
Для выполнения х правительство выт»-
ляет мощные и разнообразные планировоч-
ные механизмы.
	Итрокое использование опыта инетпту-
та и 3-й Уирзачульской МТС по cprauu-
зации и технике проведения планировоз-
ных работ в колхозах поможет добиться
больших успехов в осуществлении реше-
ния правительства, направлечного на даль-
нейший под’ем оротаемото земледелия.
	А. АЛЕКСЕЕВ.
	HETPOSABOACK, 1 сентября. (По те-
nop. of cod. норр.). Общественноеть Петро-
зародека отмечает юбилей первого высшего
учебного заведения республики — Варело-
Финского государственного университета,
вступившего во второе десятилетие сво-
	егэ существования.

За десять лет университет подготовил
большой отряд специалистов. Ето воспи-
танники работают во многих отраелях на-
	родного хозяйства и культуры республики,
	верхности является главной причиной зна-
чительно преувеличенных поливных норм.
На землях, подверженных засолению, это
приводит к усиленному питанию грувто-
вых вод, развитию первоначально пятни-
стой солончаковатости, снижению урожай-
ности, а в дальнейшем —к выпаду земель
Из сельекохозяйственноге производства.
	Наиболее неблатополучно с планировкой
на вновь освоенных и осваиваемых терри-
ториях. Например, в Голодной степи, в
Дальверзине, в центральной Фергане огрим-
ные массивы освоенных земель не под-
вергались планировке и сейчас отлича-
ются плохим микрорельефом, на котором
трудно производить правильный и эконом-
ный полив или  доброкачественную про-
мывку земель.
	да. последние годы в планах MTC eme-
годно предусматриваются планировочные
работы, но оня либо вовсе не выполняют-
ея, либо проводятся Формально и не лают
нужного эффекта. Почему так происхотит?
Прежде всего потому, что очень Maan
опытных планировщиков и недостает под-
ного комплекта мощных современных пта-
	нировочных машин, а Табме не решен рят.
	вопросов, касающихся мегодлики проекти-
рования планировочных работ. °
	Опытные работы, произведенные Средне-
Азлатеким  научно-исследовательским ан-
ститутом ирригации в совхозе «Баяут»
Узбекской ССР, показали высокую эффек-
тивность и пренмущества спланированных
участков. На пих удалось обеспечить вы-
сокое качество похива, правильное исполь-
зование воды, значительное снижение но-
ливных норм. Главное же-—— на этих
участках значительно возросла  урожай-
ность хлопчатника.
	В нынешнем году бригадой научных гоэт-
рудников института совместно с мелиора-
тивно-планировечной бригадой 3-й Миоза-
чульской МТС на землях колхозов «Яш-
Ленинчи» и имени Ленина была произве-
дена плзнировка полей механическим гиз-
собом. На основе этого опыта разработан
технологический процеее планировки полей
механическим способом, выведены нормы
выработки по кажлому виду работ. а так-
me установлен примерный состав мелиз-
ративно-планировочной бригады.
	ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ
<ИЗВЕСТИЙ»
	«Советы — школа управления»
	Исполком Казанского городского Советз
обсудил передовую статью «Советы-—ико-
ла управления», опубликованную в «Из-
вестиях». Критика недостатков в деятель-
ности исполкома признана правильной,
Разработаны мероприятия, направленные
к их устранению.
	расположения их — через $0-—140—200
метров, в зависимости от рельефа местноети.
	Правильную  глазомерную  трассировку
временных оросительных каналов вполне
мсгут провести олытные поливальщики,
изучившие особенности микререльефа поля
при проведении поливов. Практика передо-
вых колхозов и научно-исследовательских
учреждений свидетельствует о высокой эф-
фективности орошения временными ороеи-
тельными каналами на больших площадях.

В условиях засоленных и заболоченных
мест важно сочетать оросительную и дре-
нажную сеть. Работы по укрупнению карт
и планировке орошаемых земель здесь дол-
жны производиться в первую очередь. Они
являются базой для внедрения комплекеной
механизации — основы освоения большого
количества пустующих земель.

Временные оросительные каналы име-
ют ряд преимуществ перед постоянными.
Во-первых, при этом увеличиваются пло-
щади орошаемых земель за счет ликви-
дации постоянных  оросителей, а также
распашки межников и приарычных полос;
во-вторых, обеспечивается полная возмож-
ность широкой механизации сельскохозяй-
ственных работ, повышается производи-
тельность тракторного парка на пахоте и
культивации; в-третьих, уменьшаются по-
тери воды на Фильтрацию из временных
оросительных каналов и значительно
	‚улучшается мелиоративное состояние 019-
	шаемых земель.
	Временные  оросительные каналы —
мероприятие, вполне доступное колхозни-
кам и легко  осуществимое в маесовом
магштаде. >
	В постановлении Совета Министров
СССР о переходе нал новую систему оро-
шения говорится 05 отромных пренмуще-
ствах укруппенных поливных участков и
планировки орошаемых земель.

Крупные, правильно  спланированные
поливные участки позволяют применять
сплошную механизацию сельскохозяйствен-
ных работ н рационально использовать
	‘машины. Спланированная поверхность 979-
	шаемых полей, отсутетвие бугров и ям п
наличие правильного уклона лают возмок-
ность производить доброкачеемвенный по-
лив при небольших поливаы. нормах.
Наоборот, отсутетьке планировки по-
	Опыт применения
	За годы советской власти орошаемое
земледелие достигло значительных разме-
ров. В Средней Азии и Закавказье оно име-
ет решающее значение для получения вы-
соких и устойчивых урожаев и дальней-
шего развития сельского хозяйства.

Волхозы и совхозы унаеледовали от еди-
ноличного хозяйства, с его примитивными
орудиями производства — омачем (сохой),
кетменем (мотытгой), малой (доской дая
разравнивания поля),— чрезвычайно рас-
члененную территорию © мелкими хозяй-
ственными наделами, площадью меньше
одного гектара каждый. Наделы земли от-
делялись друг от друга постоянными ме-
жами. Мелкие делянки, ограниченные ус-
тупами, густая сеть ирригационных ка-
налов, обсаженная деревьями, извилистые
дороги — таковы были орошаемые терри-
торни.

В те времена хлопчатник и все другие
сельскохозяйственные культуры поливались
путем затопления или по «джоякам», созда-
ваемым ручным способом. Применять меха-
низированную обработку на них не было
возможности, все работы производились
ручным способом.

Вот характерный пример. В 1932 году
в колхозе имени Свердлова Янги-Юльско-
то района Узбекской ССР более половины
орошаемых площадей было занято полив-
ными картами (участками) меньше одного
тектара. Карты от одного до трех гектаров
составляли 38 процентов орошаемой площа-
ди, и только 8,2 процента ее было разбито
на поливные участки величиною от трех до
пяти гектаров. № 1949 roly поливные
участки были значительно укрупнены.
Карт размером до одного гектара осталось
лишь 2,3 процента,’ от трех до пяти гек-
таров — 40,6 пронента; остальные учает-
ки равняются пяти, десяти и больше тек-
тарам.

Однако и такие размеры карт не отве-
чают современному уровню развития сель-
ского хозяйства. Существующая  ороси-
	системы орошения
	на хлопчатник и причиняют ему огром-
ный вред. .
	Полевые исследования Средне-Азиатеко-
го научно - исследовательского института
ирригации, проведенные в колхозе «Ок-
тябрь» Мирзачульского района, а также
опыт передовых колхозов других районов
полностью подтвердили целесообразность п

необходимость перехода на новую систему
орошения в целях более полного использо-
	вания орэшаемых земель и улучшения ы6-
ханизации сельекохозяйетвенных работ.
	Организация опытно-показательного по-
ливного участка с применением временных
оросительных каналов была проведена в
колхозе «Оклябрь» на площади в 72 гек-
тара. Вся площадь была разбита на че-
тыре карты полива и обработки. Важдая
карта орошалась тремя временными 6р0-
сительными каналами. Полив карты про-
изродилея одновременно по всем оросите-
лям. Обработка начиналась одновременно
по воей карте.

В целях сохранения влаги временные
оросительные каналы заваливалиеь на вто-
рой день. Перед новым поливом эти каналы
опять восстанавливалиеь. Оныт колхоза
«Октябрь» свидетельствует, Что завалка
временных оросителей на межполивной пе-
рнод сохраняет в дие и откосах оросителя
влагу предыдущего полива, в силу чего
скорость впитывания при последующем по-
ливе уменьшится примерно в два раза. Ре-
щающую роль в уменьшении потерь воды
в оросителе играет своевременноеть его за-
валки и возстановления. Чем раньше будет
завален ороситель и чем меныше булет про-
	межутовь моду егд восставовлением и про-.
	изводством полива, тем оольше сохранится
в дне и откосах канала влаги и тем меньше
будет скорость вилтывания при последую-
щем поливе. Нарезка“и завалка временных
оросительных каналов производилась, начи-
ная с’ первого полива и до тех пор, пока
идет культивация хлопчатника. Частота
	тельная система 59 многих колу6зах имеет
густую сеть постоянных непроходимых для
машин оросительных каналов.

Такая густая сеть постоянных 0роеи-
тельных каналов при малых размерах по-
ливных участков, как показала практика,
служит большим препятствием для даль-
нейшего повышения урожайности и раз-
вития сельского хозяйства в орошаемых
районах. В этих условиях низка произ-
водительность машин,  недоиспользуется
большое количество поливной земли, про-
исходят большие потери урожая, появляет-
ея много сорняков и вредителей сель-
скохозяйственных культур, увеличиваются
потери воды при поливах.

Убедивнгиеь в порочноети старых мето-
дов орошения, передовые колхозы и COB-
х0зы в содружестве с научно-исследова-
тельскими учреждениями сталя на путь
изыскания возможностей замены старой
системы орошения новой. Была проведена
большая работа по засышке мелкой сети,
по планировке поливных земель и укруп-
нению поливных участков. Внутри хлоп-
ковых полей уже применяют культурные
временные оросители, обсаженные до бро-
вок хлопчатником и совершенно не име-
юшщие сорняков.

Некоторые передовые колхозы, как, на-
пример, «Коммунист» Янги-Юльекого рай-
она и «Азыл-Дехкан» Мирзачульского рай-
она, проводили эти работы в крупных
масштабах. Олнако в большинстве колхо-
зов продолжает действовать старая система
орошения. Особенно это относится к внут-
риволхозной мелкой оросительной сети;
хлопковые поля, окаймленные мелкими
оросительными каналами (так называемы-
ми картовыми ороснтелями) с приарычны-
ми полосами, покрыты, как правило, за-
рослями сорняков. Семена сорняков вме-
сте с водой при поливах выносятся на
поле. В. гуще зарослей зимует и размно-
жается масса сельскохозяйственных  вре-
дителей, которые впоследетвии переходят
	заместитель директора по научной чз-
сти Средне-Азиатского научно-иссле-
довательского института нрригации.