ВОСКРЕСЕНЬЕ, 3 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 210 (10359)

ИКОТА Е PAA te И И О

fe]
	Г. РУДЬ
	оды р
	ACH BCTa
	Советская техника, которую щедро на-
		‘правляло в нашу республику Советское
правительство, сыграла в переустройстве
молдавского села огромную‘ роль. Если
раньше крестьяне-единоличники снимали
ео своих полосок но 4—6, максимум по
8 центнеров хлеба с гектара, то колхозы
на этих же землях уже сейчас стали полу-
чать по 20—25 п больше центнеров хлеба
с тектара.

Сегодня мы заняты тем, чтобы органи-
‘зационно укрепить наши молодые колхозе”
и полнее удовлетворять запросы колхозно-
TO села в отношении нё только сложной
сельскохозяйственной техники, но ‘также
электрификации и радиофикации. В селах
Молдавии уже имеется 105 колхозных
	  электростанций: 20 колхозов все свое хо-
	‘зяйство переводят на электромоторы. элек-
трифицированы 55 МТС и 26 совхозов.
Можно привести многочисленные примеры
все расширяющегося всенародного похода
за электрификацию и радиофикацию села.
Это — серьезное достижение.

Местные Советы, партийные организации
и земельные органы республики работают
над тем, чтобы в ближайшие год-два под-
нять уровень агротехники наших колхозов
и культуру села до уровня агротехники и
культуры передовых колхозов Советской
страны. Для того, чтобы этого добиться, мы
должны смелее и шире’ распространять
опыт передовиков сельского хозяйства на-
ших братских республик.

Раныше Молдавия была аграрным при-
датком капиталистических государств. Co-
ветская власть ликвидировала эту зависи-
мость, грабительски связывавшую путами
производительные силы Молдавии. В нашей
республике теперь создана своя металлооб-
рабатывающая, легкая, пищевая и другие
отрасли промышленности. На 600 пред-
приятиях выпускается самая разнообразная
промышленная продукция. Наши фабрики
и заводы дают стране не только вино, ли-
керы, шампанское и консервы, но.и широ-
кий ассортимент обуви, трикотажа, коже-
венных товаров, лесопосадочные машины,
винные пресса, моторы внутреннего сгора-
ния и сотни других изделий.

0б успешном развитии социалистической
промышленности Молдавии говорит тот
факт, что ее валовая продукция еще в
1949 году в полтора раза превысила до-
военный уровень и возросла в послевоен-
ные годы почти в три раза.

Й,— что особенно важно,— у нас есть

теперь свой рабочий класс, своя многочис-
ленная техническая интеллигенция. Воли-
чество рабочих неизмеримо возросло. Сотни,
тысячи молдаван овладели профессиями то-
каря, слесаря, механика, литейшика, авто-
механика и т. д. Среди рабочих — десятки
тыеяч.стахановцев, многие из которых дав-
но. перевыполнили свои пятилетние нормы.
Имена  новаторов производства — токаря
Островекого, завершившего- 16 годовых
норм, мастера Тираспольского консервного
завода, депутата Верховного Совета СССР
тов. Танасевского, мастера детской обуви
‘Фабрики симени Лазо-‘тов. Добре, мастера
‘художественной ‘керамики, ‘депутата Bep-
ховного Совета. СССР. тов. Пояна и многих
других стали известны далеко за предела-
ми Молдавии.
_ Подготовка национальных кадров не
только для промышленности, но и для всех
отраслей народного хозяйства была и
остается решающей проблемой дальнейшего
развития нашей республики.

В моменту воссоединения в Бессарабин
70 процентов населения было неграмотным,
и это, естественно, усложняло подготовку
национальных кадров. Ныне в основном
решен вопрос о всеобщем семилетнем об-
учении детей. В республике широко раз-
вернута подготовка из рабочих, без отрыва
от производства, средних технических кад-
ров для народного хозяйства. Школами,
вузами, ‘техникумами и различными кур-
сами охвачено свыше полумиллиона чело-
век. Эти новые многочисленные кадры бу-
дущих агрономов, зоотехников, врачей, пе-
дагогов, инженеров, композиторов, худож-
ников в ближайшие годы вольются в ар-
мию работников народного хозяйства, нау-
ки, искусства и литературы республивг
		Брату корейцу
	Брат мой, из Кореи опаленной,

Я не видел даже и вдали

Волею твоею обновленной,
Мужеством победным окрыленной,
Славою озеянвой земли.
	Не бывал в садах твоих чудесных,

Не бродил в долинах и в горах, —

Где на жизнь твою, на труд ТБОЙ
честный
	Поднял меч заокеанекии враг.
	Матери он хочет горло стиснуть,
Вторгшийся поработитель злой, —
Над твоей свободою нависнуть

Хочет вечной непроглядной мглой.
	Где впервые жить счастливо стали
Ваши дети, веселясь, любя,

Хищник тониы смертоносной стали
Сбрасывает,
- -ккет огнем хлеба.
	Заменить он виселиц рядами

Хочет те. деревья, что взрастил
Твой отец, боровитийся годами,
В ком огонь свободы не остыл,
	Но твоя победа, друг мой, рядом!
Будет весь народ свободно жить.
Ни чумой, ни атомным снарядом
Солнца над страной не потушить.
	Помни, что родился в славном Гори
	Тот, кто людям указал пути,
Чтоб они не знали в жизни горя,
	Чтоб врагам от кары не уйти.
	Помни, друг мой, что с тобою вместе,
Где ведешь ты свой смертельный бой,
Все, кто в мире справедлив и честен —
Значит, человечество с тобой.
	Веру в сердце берегу одну я:
Никакой на свете Уолл-стрит
Вашу землю, светлую, родную,
Не поработит, не гокорит!
	Не запрячь в ярмо твою Корею,
Мир делам твоим бессмертным рад.
Я со везю силою своею,

С нерушимой верою своею

Говорю тебе:— Навеки брат!
	Озарен ваш путь победной славой,

Вы едины в подвиге святом.
Пусть пред вами ниц падет кровавый,

С черными делами Белый дом!
	Максим РЫЛЬСВКИИ.
	‘Перевел е украинского
Григорий СОЛОВЬЕВ.
	да катастроф с ранними сооружениями бы-
ла’ построена плотина. Однако до сих пор
гидроэлектростанция и оросительная еисте-
ма не вступили еще в эксплуатацию на
полную мошность. Считая, что новая огром-
ная плотина создаст ему славу, заклятый
враг Советского Союза — тогдашний пре-
зидент США Гувер назвал это сооружение
нь Колорадо «плотиной. Гувера». Рузвельт
после избрания 6го президентом США снял
это имя со станции и назвал ее по месту
нахождения — Боулдэр-Дэм.

Но вот прошли годы, и на поверхности
американской политической жизни появил-
ся Трумэн. Очутивиись у власти, он в0с-
становил старое название станции, и уже
несколько лет плотина в американской пе-
чати опять называется позорным именем
Гувера. Построенная руками целой армии
американских безработных на народные
деньги, станция работает в основном н
раны войны. :

Вторая крупнейшая гидроэлектростан-
ция США у Вашингтона на реке Колум-
бия — Грэнд-Вули строится уже почти
20 лет, но все еще не достигла полной
мощности. Из-крупных американских гид-
роэлектростанций здесь можно было бы
назвать также Бонневильскую станцию,
которая строилась почти 15 ger.

Превосходство Куйбышевской и Сталин-
градекой ГЭС над гидроэлектроетанциями
США отнюдь не исчерпывается величиной
мощности и темпами строительства. Следует
учитывать глубокое качественное различие,

При проектировании гидроэяектростан-
ции в СССР исходят из залач наиболее пол-
ного комНлексного использования водных
ресурсов. При. комплексном использовании
тидросооружение служит нескольким народ-
нохозяйственным целям. Следовательно,
капиталовложения в гидростроительство
служат повышению  производительности
труда сразу в нескольких отраслях народ-
ного хозяйства.
	В капиталистических странах гидросо-
оружения создаются в целях удовлетворе-
ния главным образом военных интересов,
для обеспечения энергией военной промы-
шленности. Вместе с этим в США такого
рода «общественные работы» ‘проводятся
для того, чтобы хотя частично занять огром-
ную  социально-опасную армию  безра-
ботных. Главная неамортизируемая часть
крупных гидротехнических сооружений
(плотины, ‘магистральные ирригационные
каналы и прочее) строится часто 3a
счет государства, т. е. за счет трудящих-
ся. Когла эта часть: готова, сооружениеот-
дается частным компаниям, которые ста-
вят турбяны и тенераторы,. строят элек-
трические сети и‘экеплуатируют: затем все
сооружение в личных целях, присваивая
колоссальные нрибыли.

Во всех случаях и тосударетво, и част-

ные компании при создании гидротехниче-
ских сооружений сталкиваются с целым
рядом серьезных препятствий. Обычно . те
` труппы капиталистов, которым новое гид-
`ростроительство угрожает снижением при-
были, ведут против него жестокую борьбу.
Железные дороги ведут борьбу против улуч-
шения водных путей и постройки каналов.
Короли угля и нефти, компании, владею-
щие тепловыми электрическими станция-
ми, стараются сорвать строительство гид-
ростанций. Но главное препятствие заклю-
чается в частной собственности на землю,
так как новое гидростроительетво часто
связано с крупными затоплениями, и при-.
ходитея платить столько. денег собствен-
никам затопляемых участков, что нередко
предпочитают отказываться от самого
‘етроительства.
	Услория капиталистического общества.
	делают невозможным рациональное и п9л-
ное использование водных ресурсов. В
тех же случаях, когда. гидроэлектростандин
строятся, они. служат целям подготовки
войны, еще большей эксплуатации и обни-
щанию трудящихся, усилению гнета моно-
полистических компаний.

Советская гидроэнергетика служит `ин-
тересам всего народа, облегчая его. труд,
воздавая изобилие материальных благ, по-
вышая культуру и способствуя. строитель-
ству коммунистического общества.
	Сооружение Куйбышевской и Сталин-
градской ГЭС — яркая демонстрация мир-
ного созидательного труда советских людей.
Какой новый великий под’ем энергии у с0-
ветских патриотов вызвали решения ‘пра-
вительства 0 строительстве гигантов на
Волге! И вместе с тем, как велико возму-
щение народа черными планами поджига-
телей новой войны!
	Американские гидроэлектростанции рабо-
тают на войну. Вому не известно, какую
важную роль в электроснабжении пред-
приятий военной промышленности США
играют правительственные электросисте-
мы — Теннессийская,  Бонневильская и
другие, питающие заводы атомных Goud.
Разжигание военной истерии в США при-
водит к резкому сокращению потребления
эдектроэнергии трудящимися и мирными
отраслями хозяйства. «Энергетика должна
работать на войну!» — вот лозунг амери-
канских империалистов. Никогда еще про-
стые люди США не испытывали столько
нужды и несчастий от безумной растраты
достижений энергетической техники, как в
настоящее время.

Могучей уверенностью в силах и в03-
можностях нашей Родины, подлинным ве-
личием сталинской эпохи веет от постанов-
лений правительства о начале сооружения
величайших в.мире гидроузлов на великой
русской реке Волге.
	‚ Накануне осенних
	посадок леса
		Нельзя 0663  волиения просматривать
листы проектов строительства величайших
в мире — Буйбылевской и Сталинтрадекой
тидроэлектроетанций. Советские люди `06у-
ществляют величественные сталинские пла-
вы преобразования природы. Мир не знал
еще таких темпов под’ема энергетики, про-
мышиленноети, транспорта, сельского хозяй-
ства, роста благосостояния и культуры тру-
дящихся! ,

21 августа 1950 года было опублякова-
но постановление . Совета Министров СССР
о строительстве Куйбышевекой  гилро-
электростанций на реке Волгё. 31`авгута
1950 года опубликовано другое постанов-
ление Совета Министров СССР — о строи-
тельстве Сталинградской гидроэлектростан-
ции. Эти грандиозные сооружения сталийи-
ской эпохи явятея важнейшими звеньями в
деле’ создания  материально-технической
базы коммунистического общества.

0 размерах Куйбышевской и Сталин-
традекой ГЭС дают представление об’емы
строительных работ. Для производства мно-
тих десятков миллионов кубеметров земля-
ных работ, для укладки миллионов кубо-

метров бетона от советской промышлен-
ности потребуются маньины и механизмы ©
небывалой производительностью. Для соору-
жения мощной сети электропередач пона-
добится огромное количество металла. Мы
будем иметь самые длинные и самые мощ-
ные в мире линии электропередач.

Советская тяжелая промышленность долж-
на будет снабдить волжекие гиганты круп-
нейшим энергообсрудованием и сложней-
шей аппаратурой.

Вопросы автоматизации работы электро-
станций, дальних передач больших мощно-
стей, режима электропотребления в энер-
госистемах, рационального использования
электроэнергии и т. д. потребуют опреде-
1енных ответов от Академии наук СССР
и всех советских ученых.

Так же, как в 1927—1932 гг. Днепро-
rac,— Куйбышевекую и Сталинградекую
гидроэлектростанции будет строить Bech
советский народ.

В отличие от капиталистических стран
использование рек в СССР, имеет плано
вый, комплексный характер. При прое
тировании  гидроэлектростанций учит
ваются одновременно все интересы энер
тики, судоходства, орошения, водоснаб:
ния, рыбного хозяйства. Преследу
цель наиболее рационального хозяйств
ного использования всего бассейна и да
смежных бассейнов.

Использование Волги также осуще
ствляется по единому плану. В годы ета-
линских пятилеток в’ верхнем `течени
Волги уже построены Иваньковская, У
личекая, ШЩербаковская гидроэлектроета
ции. Опыт строительства этих и друг
станций позволил подойти совершенн
оригинально в сооружению двух новых
гигантов гидроэнергетики. Советская тех-
ника и здесь идет впереди мировой инже-
нерной мысли.

Электроэнергия новых станций послу-
жит еще большему росту электрификации
промышленности Москвы и Московской
области, Поволжья, центрально-чернозем-
HBIX областей и юго-востока СССР. Широ-
кое применение найдут совершенные
влектротехнологические пропессы, механи-
зация работ, автоматизация производства
и телемеханизация. .

Большое значение будет иметь элект
энергия в реконструкции Москвы, элек?-
рификации городов, быта-и в общем под’
ме культуры советского народа.

Изобилие электроэнергии явится ва
нейшим средством дальнейшего технич

ского потема железнодорожного транепор-
	та, строительства  электрифицированных
магистралей. Электротяга значительно уве-
личит пропускную способноеть дорог.

Куйбышевская и Сталинградекая гидро-

электростанции будут иметь большое зна-
чение в ‘улучшении условий крупного
судоходства по Волге и Каме благодаря
под’ему уровня реки и созданию  огром-
ных водохранилищ. Значительно возрастут
перевозки нефти, хлеба, леса, рыбы,
фруктов, овощей, машин и других грузов.
Увеличится движение комфортабельных п
быстроходных пассажирских судов.
° Известно, что водный транспорт имеет
ряд. существенных преимуществ перед
сухопутным. Он не требует больших ak-
сплуатационных расходов, постоянной за-
траты труда и службы регулирования двч-
жения. Подвижной состав на волном тран
спорте значительно дешевле, и для ег
производетва нужно гораздо меньше м4-
териалов. Затраты мощности, а еледф-
вательно, энергии и топлива Ha водн
транспорте намного ниже, чем на желез
дорожном. Для продвижения груза весом
две тысячи тонн требуется мощность п
ровоза до 1.200 лошадиных сил. Букси
ный пароход такой же мощности везет д
25 тысяч тонн.

В будущем, при осуществлении всей
схемы Большой Волги, будет создана Ко-
поссальная цепь бассейнов, по которым
трузопотоки примут исключительно массо-
вый характер. Водная магистраль Волги
будет способна пропускать грузов примерно
в 40 раз больше, чем железнодорожная ма-
тистраль.

Чрезвычайно сложной проблемой для
Волги является рыбное хозяйство. Будут
фазвернуты работы по искусственному раз-

эдению рыбы в водохранилищах.

Наконец, колоссальный размах примут
работы по обволионию и орошению огром-

Летний сев в Араратской
долине
	ЕРЕВАН, 2 сентября. (Не тела; от
655. корр.). Eme недавно па. берегах
Аракса шумели густые хлеба. Сейчас
злесь зеленеют молодые веходы пропаш-
ных культур.. Это орденоносный колхоз
имени Парижекой Еоммуны Арташатекого
района, убрав зерновые, на освободивиих-
ся участках выращивает сахарную свеклу.

Летний пожнивной сев колхоз практи-

кует уже нескольх лет и ежегодно по-
лучает дополнительный доход.
_ Опыт орденоносного колхоза получил
широкое распространение. B atom году
летний сев проводят почти вее колхозы
Араратской ‘долины. Поля, освободившие-
ся из-под хлеба, засеваются сахарной
свеклой, чумизой и другими культурами,
	Академик ,
Г КРЖИЖАНОВСКИЙ
		Председатель Совета Министров Молдавской ССР
	Сегодня молдавский народ отмечает. де=
сятилетие со дня образования Молдавской
Советской Социалистической. Республики:

Десять лет назад, 2 августа 1940 года,
УП сессия Верховного Совета СССР, выра-
жая волю трудящихея Бессарабии и Мол-
давской автономной республики о в06со-
единении молдавского народа в едином го-
сударстве, приняла исторический закон 06
образовании Молдавской Советской Социа-
листической Республики.

Этот день стал традиционным. праздни-
ком молдавского народа и отмечается как
знаменательная дата осуществления мечты
молдаван — жить в едином государстве, в
братском содружестве с великим русским
народом и другими братскими народами Co-

ветского Союза. .
История многострадального молдавекого

народа общеизвестна. Он был одним из
тех народов Европы, которые ’империа-
пистические хищники лишили права на
самоопределение. Таким бесправным он
оставался вплоть до победы Веливой
Октябрьской социалистической революции.
Но’и тогда, при помощи Антанты, румын-
ская военщина вместе с молдавскими бур-
жуазными националистами стала на пути
освобожденного Октябрем молдавского на-
рода. Не желая упустить лакомый кусок и
военный плацдарм для нападения на Crpa-
ну Советов, румынская военщина, подтал-
киваемая империалистами Англии и Фран-
ции, оккупировала Бессарабию.

Но вера в великий русский народ вдох-
новляла, поднимала молдавский народ на
борьбу против каниталистического рабства
и национального угнетення. Эта горячая ве-
ра зародилась в глубокой древности, со вре-
мен походов Ярослава Мудрого, а затем
росла и укреплялась под влиянием таких
событий, как ветреча петровских колонн,
триумфальное шествие суворовских чудо-
богатырей, мир, заключенный русским пол-
ководцем Вутузовым.

Можно привести десятки примеров того,
как русский народ еще со времен Киевской
Руси приходил на помощь молдаванам в
борьбе с ненавиетной султанской Портой.
Свьнпе четырех столетий взоры молдав-
ского народа были обращены за Днестр, к
великому русскому народу. ,

Оказавшись под игом оккупантов, захва-
тивших в 1918 году Бессарабию, молдав-
ский народ не прекращал борьбы за свое
освобождение. за присоединение к Совет-
	  скому Союзу.
	ного, в 14 миллионов гектаров, массива
засушливых земель. Необходимо отметить,
что большая часть этих земель ие нлодо-
родноети превосходит известные земли,
окаймляющие реку Нил. Богалетво  сол-
нечного тепла и света, ценных земель и
воды даст нам. такие урожаи. которые еще
‘не приходилось встречать-в мировей сель-
скохозяйственной ‘ирактике. >

Необходимо отметить, что приволжекая
пшенипа; нродукты животноводетва, ово-
щи и бахчевые культуры отличаются не-
превзойденными вкусовыми’ качествами.
Тонкий аромат и вкус хлеба из гшеницы
Поволжья пользуются всемирной извеетно-
стью. Недаром в прошлом, как это извест-
но из литературы, монархи европейских
государств, в том числе королева Виктория
предночитали иметь на своих «царстве
ных» столах хлеб из пшеницы Поволж

Кроме обводнения и орошения, на бас
электроэнергии Куйбышевской и Сталий-
традекой гидроэлеклростанций будет пров
дена самая широкая электрификация сель“
ского хозяйства, которая значительно  со-
кратит потребление жидкого ‚и . твердого
топлива, облегчит труд колхозников, уве-
личит ‘производительность сельского хозяй-
ства, сделает условия труда и жизни кол-
хозников в полном смысле слова. культур-
НЫМИ.

Каждый киловатт используемой мощно-
сти в сельском хозяйстве освобождает до
восьми рабочих, занятых физическим тру-
дом. .

Большое распространение найдут элек-
тротракторы, электрокомбайны, различные
электромоторы для приведения в действие
многих машин по переработке продуктов
землелелия, животноводетва и т. д. .
	’ 0 маештабах Пуйбышевской и Сталин-
градской гидроэлектростанций можно су-
дить по следующим сопоставлениям. Вы-
работка этих станций будет более чем в 10
раз превышать то количество электроэнер-
тии, которое давали все электростанции
дореволюционной России. Мощность новых
гидроэлектростанций почти в два с поло-
виной раза больше той мощности, которая
была запроектирована известным планом
ГОЭЛРО в 1921 году на срок 10—15 лет,
и в несколько раз больше самой круп-
ной в Евроне — Днепровской ГЭС.

И Куйбышевская и Сталингралекая ГЭС
будут крупнейшими станциями в Мире.
Они превзойлут такие мощные электро-
станции США, кар Грэнд-Вули и ФБоул-
nap-Hom.

Мошность каждой из крупнейших амери-
канских энергосистем (Нью-Йоркской, Тен-
нессийской, Чикагской, Ниагаро-Гудзонской,
Тихоокванекой и Бонневильской) Намного
уступает суммарной мощности Куйбышев
ской и Сталинградской Tac.

Тодовая выработка электроэнергии Ryit-
	бышевекой и Сталинградекой ГЭС превы-.
	Шает то количество. электроэнергии,  , KOTO-
рое дают ‘все’ электростанции Италии, все
рлектростанция Швейцарии и Швеции.

Новые гиганты на’ Волге явятся=огром-
ными источниками вечно возобновляемой
гидроэнергии. Для того, чтобы выработать
на тенловых электростанциях такое коли-
чество электроэнергии, которое будут да-
вать Куйбышевская и Сталинградская
ГЭС, потребозалось бы. ежегодно добывать,
подвозить и сжигать в течение, года почти
20 тысяч железнодорожных составов топ-
лива. Обеспечение тепловых электростан-
ций таким количеством топлива связано ©
огромными затратами средств и труда.
Сколько людей потребовалось бы для та-
кой работы!

Необходимо добавить, что стоимость од-
ного киловатт-часа гидроэлектроэнергии но-
вых станций будет в три раза дешевле, чем
на тепловых станциях.

Никогда нигде в мире техника не знала
таких темпов‘ строительства. Сооружение
Куйбышевской и Сталинградской ГЭС в те-
чение пяти лет — ярчайшее доказательство
все возрастающей технической мощи vamel
Родины.

На фоне строительства Днепрогэса, а те-

ерь Куйбышевской и Оталинградекой ГЭС
ярко выступает неспособность капитали-
стических стран осуществить у себя собру-
жения аналогичного размаха, значения И
темпов. Например, США и Канада только-
только оказались в состоянии закончить
разрекламированный ими «американский
Днепрострой»—Бохарнуа на реке св. Лав-
рентия, ‘который они строили более 16 лет.
В течение 35 лет американцы никак не
могут закончить строительство  крунного
гидроузла 6 химическим комбинатом
Москл-Шоале на реке Теннесси.

Известно, что значительно меньшие и
несравненно менее сложные инженерные
сооружения в каниталистических странах
осуществлялиеь в гораздо более. длитель-
ные ‘сроки. Плотины в дельте Нила строи-
лись 68 лет, Панамекий канал — 35 лет,
Суэцкий — 22 года. Каждое из этих соору-
жений имело крупные инженерные ошиб-
ки. Каждое строительство сопровождалось
массовой гибелью рабочих — жертв антиса-
нитарных и чудовищно жестоких условий
жизни на строительстве.

Гидросооружение Боулдэр-Дэм на реке
Колорадо в США превозносится американ-
ской печатью: уже более 40 лет: Поеле.ря-
	—6
Новые поселки
на окраинах Киева
	КИЕВ. 2 сентября. (По телеф. cr cod.
	  Верр.). Из гола в год распгиряются грани-
	пы столицы Украины. hile недавно хуто-
ра имени Шевченко, имени Некрасова в
Дарнице, урочища Нивки, Сырец, Ново-Бе-
‘личи,  ДЛегтяри— в Октябрьском районе,
Батринова гора и Забайковье — в Rarauo-
вичском районе и многие другие были ма-
лонаселенными окраинами города или вовсе
пустырями, использовавшимися под инди-
видуальные огороды. Теперь здесь раски-
нулись городки с десятками новых улиц;
магазинами, спортивными площадками. ^

В районе урочиша Нивки стройными ря-
дами стоят десятки особняков. Поселок
электрифицирован, имеет водопровод. На
центральной улице асфальтируются тротуа-
ры, строитея .мостовая.
	Массовое строительство индивидуальных
домов. идет в _Святошине. В одном из райя-
нов этого дачного пригорода строятся 150
трех- и четырехкомнатных типовых доми-
ков. Помики образуют семь новых улин.
Новые поселки строятся также на
Багриновой горе, на Забайковье, в районе
Гвардейской улицы.

Алминистрация предприятий оказывает
застройщикам помошь материалами, тран-
спортом, техническими советами. Многие
получают от государства денежные ссуды.
	Всего за послевоенные годы на окраи-
нах Виева построено около шести тысяч
индивидуальных домов, тысячи домов сей-
чае строятся.
	Без отрыва от производства
	. ВЛГАВА, Латвийской ССР, 2 сентября.
(По телеф. от соб. корр.). Многие рабочие
предприятий города Елгавы успептно сов-
мещают работу © учебой в заочных учеб-
ных заведениях. Слесарь-стахановец меж-
районной мастерской капитального ремон-
та тракторов Август Жататов являетея
студентом 3-го курса заочного отделения
Выеших курсов иностранных языков в
Москве. Одновременно он изучает технику
ремонтного дела.
	Кочегар паровоза Елгавского депо Павел
Даманов в 1948 году поступил на за9ч-
ное отделение ‘местного техникума желез-
нодорожного транспорта. Сейчас он учится
на третьем курсе и работает помощником
NMATTHAECTS.
	Десятки рабочих и служащих готовят-
ся стать врачами, педагогами, юристами.
	Аниги шахтеров-новаторов
	ТУЛА, 2 сентября. (По телеф. от cob.
корр.). Далеко за пределами Тульской 9б-
ласти известно имя  шахтера-новатора,
Герся Сопиалистического Труда Василия
Пашкевича. Это — один из талантливых
организаторов коллективной стахановской
работы в мапинных лавах.

IT... 3 А А  wete§ovo
	Недавно В. Пашкевич написал Енигу
«Коллективная Стахановская работа ча
участке». Ею открываетея библиотечка
«Горняки 0 своем опыте»,. выпускаемая
областным ° издательством. В этой серии
изданы также брошюры: «Комплексная ме-
ханизация при проходке штреков» — ма-
шиниста универсальной врубовой маптны
В. Башкатова; «Опыт работы но удвоенному
графику» -—— инициатора пового епобоба ор-
ганизации добычи угля Г. Самохина: «Семь-
сот тонн угля с участка в сутки» — на-
чальника одного из передовых участков
М Иванова.
	Авторы с большим знанием дела расска-
зывают © применении организационна-
технических новшеств при добыче угля в
условиях Подмосковья.
	Именно с Бостока, из страны социализ-
ма раздался могучий голос, потребовавший
свободы нашему народу. События 28 июня
1940 года навсегда останутся в памяти
молдаван. Советская страна пришла им на
помощь, неся малому народу не эксплуа-
тацию и порабощение, а братство, дружбу
и счастье.

06 этом особенно уместно напомнить
сейчас, когда Советский Союз, ‘знаменосец
мира; поднял свой могучий голое протеста
против насилия американских интервентов
в: Ворее. И нангу Советскую страну под-
держивают в. этом все свободолюбивые на-
роды. «Руки прочь от Кореи!» — гневно
требует сегодня весь мир!

т { *

Десять лет — исторически небольшой
срок, особенно если учесть, что почти че-
тыре года на молдавской земле хозяйни-
чали гитлеровские оккупанты и их при-
служники. Но и за такой короткий отре-
зок времени неузнаваемо изменилась: Мол-
давия. Она словно пробудилась от сна и
жално потянулась к новой жизни, точно
цветок к теплу и свету солнца.

Истекшее десятилетие войдет в историю
молдавского народа как период его возрож-
дения, решительного под’ема и социали-
стического переустройства экономики, куль-
туры и быта.

Молдавский народ достиг своих успехов
благодаря повседневной помощи и руковод-
ству большевистской партии, Советекого
правительства, гениального вождя и учи-
‘теля товарища Сталина.

В Молдавии уже в 1949 году была в
основном завершена сплошная коллективи-
зация. Сейчае колхозы республики об’еди-
няют 94 процента крестьянских хозяйств,
которые обрабатывают свыше 95 процен-
тов пахотной земли. Такое быстрое преоб-
разование отеталого крестьянского хозяй-
ства Молдавии стало возможно благодаря
опыту, накопленному большевистской пар-
тией и советской властью в годы Wocrpoe-
ния социализма в братских союзных pec-
_публиках. Этот успех стал возможен бла-
_тодаря колоссальному техническому про-
грессу, достигнутому Советской страной за
время сталинских пятилеток.
		Молдавский народ под руководством пар-
тии Ленина — Сталина уверенно идет впе-
ред к коммунизму. Отмечая славный юби-
лей своей республики, народ Молдавии 0б-
ращает свои взоры к рошной Москве, &
большевистской партии, Советскому прави-
тельству, к великому вождю и учителю
товарищу Сталину и приносит им горячую
благодарность за счастливую и радостную
жизнь, обретенную в Стране Советов.
		Премии передовым колхозам
	Такие же премии за достигнутые успе-
хи в развитии общественного животновод-
ства получили  сельхозартели «Красный
труженик» Ивановского района, имени
Сталина Шуйского района, «Путь Ильича»
Гаврилово-Посадекого района и укрупнен-
ный колхоз «Путь к коммунизму» Rowco-
мольского района; 17 колхозов премиро-
ваны грузовыми автомашинами и 18—м0-
тоциклами. ,
	трактористов
	ИВАНОВО, 2 сентября. (По renew. от
соб. норр.). Передовые колхозы Ивановской
области досрочно выполнили свои трехлет-
ние планы развития общественного про-
ДуУкТИвного животноводства.

По всем видам скота и птицы выпол-
нил государственное задание колхоз «Три-
надцатый Октябрь» Ильинского района.
Министерство сельского хозяйства СССР
присудило этому колхозу первую премию—
легковую автомашину «Победа».
	Соревнование
		Интересное начинание
библиотеки
	КУРСК, 2 сентября. (Пз телеф. от соб.
корр.). Работники областной . библиотеки
составляют биографические и библиографи-
ческие справки о знатных своих земляках.
Обетоятельный ‘материал  полготовлен 0
жизни и работе выдающегося деятеля боль-
шевистекой партии И. Ф. Дубровинского,
который здесь учился в реальном училище
п создал первый в городе социал-демовра-
тический кружок.
	Интересные материалы собраны также о
Г. И. Шелехове — известном землепроход-
це, организовавшем в ХУШ веке русские
поселения в Северной Америке; о В. В.
Петрове — знаменитом русском. физике, от-
крывшем явление вольтовой дуги.
	ЛЬВОВ, 2 сентября (По телеф, от с06,
керр.). Ha колхозных полях Львровщины
идут пахота, сев озимых, под’ем зяби.

Трактористы Наварийской МТС М. Вур-
xo и В. Дясак применили почасовой
график работы и в первый же день вепа-
хали трактором «ХТЗ — НАТИ» пол посев
ознмых 33.55 гектара вмеето 12,2 по нор-
		ме. М. Бурдило и В. Лясак призвали веёх
механизаторов области последовать их при-
меру. ;

Этот призыв был горячо поддержан.
Трактористы Наварийской МТС М. Вруб-
левский и И. Панькевич, работая по часо-
BoMy графику, вепахали 39,3 гектара, а
На еледующий день — 41.83 гектара.
			УФА, 2 сентября. (По телеф. от cob.
корр.). Началась подготовка к осенним по-.
садкам полёзащитных лесных полос в кол-
хозах Башкирии. Намечено высадить один-
надцать миллионов саженцев березы, вяза,
клена остролистного, липы, акации и жи-
молости. В каждом из степных районов —
Альшеевском, Чишминеком,  Хайбуллин-
‘ском, Стерлибашевеком, КВушнаренковском
и Мелеузовском — лесопозсадки будут ве-
	CTHCh Ha илощади свыше ета. гектаров. 60-
щая плошадь новых полезащитных лесных
полос займет 2.500 гектаров.

В колхозах развертывается соревнование
за образцовое проведение осенних посадок
леса. д ета РМ
	П.О СЛЕДАМ ВЫТУПЛЕНИЙ
	«Строптивыи
	«застроншик»
	Под таким заголовком в «Известиях»
25 августа была опубликована корреспон-
денция,
	Прокурор Новосибирской области тов,
Гусев сообщил редакции, что критика при-
	знана правильной. са использование своего
служебного ислежения прокурор Колыван-
ского района Преображенский с работы
CHAT.