ВОСКРЕСЕНЬЕ, 3 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 210 (10359)
	ЕТОН
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ. ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	ства ма

народной
демократии

ФЕЛЬ
	  Протест против запрещения
	распространения _
во Франции советских
журналов
	ПАРИЖ, 2 сентября. (ТАСС). Депутаты
Национального собрания от департамента
Сена Фернан Гренье и Дениза Жиноллэн
посетили министерство внутренних дел-и
заявили статс-секретарю Эжену Тома. про-

тест против запрешения распространения `

во Франции журналов «Советский Союз»,
«Советекая женщина» и «Советская лите-
ратура». ad
Кроме того, Фернан Гренье и Дениза
Жиноллэн ‘указали  статс-секретарю на
недопустимость того факта, что книги, по-
	сланные из Москвы в частные адреса,
были конфисковавы ка французской та-
можне.
	Разпоры между английскими
и американскими
военнослужащими в Англии
	ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Вак .©-
общает корреспондент газеты «Дейли yop-
Rep», английское военное министерство
серьезно обеспокоено усиливающимися раз-
дорами между английскими и американ-
скими военнослужащими, packBapTapoBaul-
НЫми в Англии,

Корреспондент пишет: «Веенные власти
Англии и Америки знают, что в районах
Англии, оккупированных американцами,
отношения между английскими и амери-
канскими военнослужащими в последние
недели настолько ухудшились, что быетро
назревает взрыв. В Восточной Англии,
Ланкашире и южной части центральных
графств драки и ссоры стали обычным яв-
		Рост забастовочного: лвижения
	в Финляндии
	(От собственного корреспондента «Известий»)
	ВИНЕ
	Открытая стачечная борьба в Финлян-
дии не легка, Она требует от рабочах
большого напряжения сил, стойкостя и
материальных жертв. Решающее условие
	для победы в такой борьбе — единство
трудящихся.

— Никакой торговли вокруг требований
повышения зарилаты! — таков лозунг ба-
	стующих. Однако агенты буржуазии в ра-
бочем движении — социал-демократические
лидеры всячески стремятся сорвать заба-
стовку и в 10 же время использовать ее в
своих политических пелях.
	В то время как председатель Централь-
ного об’единения профсоюзов Финляндия
социал-демократ Суму произносит фаря-
сейские речи о том, что вопрос о заработ-
‘ной плате поставлен суровой действитель-
ностью, Фагерхольм и другие руководите-
ли сопиал-демократической партии предла-
гают реакционной буржуазия свои услуги
для срыва забастовочного движения.
	Так, в одной из последних своих речей
в Юливиеска лидер правых социал-демо-
кратов Фатерхольм утверждал, что в насто-
ящее время нет возможности для повыше-
ния жизненного уровня трудящихся. Явно
намекая на то, что именно социал-демо-
краты способны лучше всего расправиться
с бастующими рабочими, Фагерхольм мно-
тозначительно заявил, что социал-демо-
кратическая партия готова «способствовать
расширению правительства Векконена».
	Металлисты справедливо расценили эту
речь Фагерхольма как удар в спину басту-
ющих рабочих. Трудящиеся разгадали тай-
ный замысел правых социал-демократов —
предать бастующих, как только цель —
вступление социал-демократов. в прави-
тельство — будет достигнута.
	Политическая линия финских правых
социал-демократов разрабатывается ими
при помощи английских учителей. В дан-
ное время В Финляндии находятся члены
руководетва английской — лейбористекой
партии Морган Филлипс и Сэм Уотбон.
Как. сообщают, они прибыли в Финляндию
для открытой пропаганды «идеи» уча-
стия Финляндии в антисоветском Северо-
атлантическом военном союзе и перевоору-
жении стран «западной демократии». При-
глашение в страну финскими социал-де-
мократами прямых агентов англо-амерн-
канских поджигателей войны вызвало воз-
мущение и протесты всей демократической
общественности Финляндии.
	Трудящиеся Финляндии понимают, что
их борьба за свои жизненные права не-
разрывно. связана е борьбой за мир, про-
тив происков врагов мира — англо-амери-
канских полжигателей войны и их Фин-
	ских пособников. Е
- р ‚ Н. ДЕДКОВ.
	  ХЕЛЬСИНКИ, сентябрь. (По телефону).
	делегации. общества
оветский Союз“
	ным созидательным трудом и активно 60-
ретея за мир. ,

Члены делегации сообщили, что Е на-
стоящему моменту в Финляндии собрано
700 тысяч подписей под Стокгольмским
Воззванием. Начинающийся сегодня месяч-
ник ‘борьбы за мир преследует цель дове-
CTH число потнисей ло одного миллиона.
	В заключение пресс-конференции деле-
гаты заявили, что по возврашении на ро-
дину они приложат все усилия к тому,
чтобы голое дружбы с советским народом,
голое друзей мира был хорошо слышен
	в Финлянлии.
	Утром 28 августа рабочие многих пред-
приятий металлургической промышленно-
сти Финляндии пришли к своим рабочим
местам только’ затем, чтобы взять из шка-
фов кое-какой личный инструмент или
одежду; и затем разошлись по домам.
этот день почти вся тяжелая металлообрз-
батываюшая промышаенноеть страны оста-
новилась. 50 тысяч металлистов начали
забастовку. Через несколько дней к ним
присоединились рабочие телефонной, ка-
бельной ‘промышленности, рудников, много-
численных  автомастерских и электриче-
ских мастерских  деревообрабатывающей
промышаенности. Забастовка. охватила до
80 тысяч человек.

Так начался новый этап борьбы фин-
ских металлистов за повышение заработ-
ной платы.

Забастовки назревают также. в таких
отраслях промышленноети, как деревообра-
батывающая, лесопильная, фанерная, a
также среди рабочих, занятых на пред-
приятиях HO изттовлению стандартных
деревянных домов. Уже избираются забз-
стовочные комитеты, создаются пикеты,
Улдовлетворения своих справедливых требо-
ваний — увеличения заработной платы
ждут рабочие кожевенной, обувной, рези-
новой, стекольной и фарфоровой промыш-
ленности.

Забаетовочное движение в Финляндии
нарастает с каждым днем. Оно и понят-
HO,— требования, с которыми выступают
финские рабочие, продиктованы острой
нуждой, растущими ценами на предметы
широкого потребления, увеличением нало-
гового бремени, квартирной платы и т. д.

Финские капиталисты давно уже ведут
наступление на жизненный ‘уровень, тру-
хящихся. Прибыли крупных акционерных
обществ и так растут непрерывно, но; как
известно, аппетиты капиталистов безгра-
ничны. Для удовлетворения этих аппетитов
и проводится политика блокирования зара-
ботной платы рабочих и служащих, кото-
рая уже на 20 процентов отетает от роста
цен.

Начавшаяся забастовка металлистов
ставит перед собой две цели: повышение
заработной платы соответственно увеличе-
нию прожиточного минимума и упрощение
чрезвычайно сложной системы оплаты тру-
да, предоставляющей предпринимателям
большие возможности для произвольного
снижения заработка. - :

Буржуазная печать в один голос выету-
пает против забастовщиков, утверждая, что
повышение зарплаты поведет к новой чи-
фляции, Буржуззия требует обуздания за-
бастовочного движения, ханжески болтая
06 «общих интересах». На деле эти «об-
щие интересы» означают увеличение при-
‘былей капиталистов и новое наступление
на жизненный уровень финских трудя-
	ШИХСЯ.
	Пресс-конференция
	„Финляндия—С
	Соавтор Грибоедова
	Грибоедова, — сообщает нам тов. Капитан-
ский,— текст и действие не удовлетвори-
ли театр. и режиссера, и они обратились ко
мне с просьбой написать пролог к спек-
таклю в стиле Грибосдова... Мною написан
	пролог и одиннадцать номеров DOMAHCOB H
куплетов».
	Следует ожилать дальнейших подвигов
на этом участке со стороны Капитанского
и руководителей тамошнего театра. Ведь
«Торе от ума» тоже написана`во «времена
Грибоедова». Того ‘и гляди, что Канитан-
ский добавит к бессмертной комедии cBOn
куплеты в «стиле Грибоедова» и потребу-
ет считать его соавтором — в. противном
случае будет «аппелировать к высшим ин-
станциям».

Словом, есть опасение, что в Вороши-
лове-Уссурийском начнут, недолго думая
(вернее, вовсе не думая), улучшать, ожив-
лять и осовременивать и другие произведе-
ния классиков. Благо, нашелся там специа-
лист по этой части.

Приведем только два примера, чтобы по-
казать, какое рукоприклалство совершил
сей «специалист» по отношению к Грибо-
едову и его друзьям. Вот как выглядят ce-
чиненные им куплеты Любима:
	«Товарищи в полку клянутся
НГ порами гусара,

Чо до добра не доведут
Меня супруги чары»...
	А вот другой «шедевр» — песенка
Максима:
		«Когда к наукам приступаю,

Для бодрости я выпиваю,

Чтоб голова была ясна,

Пью рюмку доброго вина! (выпивает).
Грамматика, пока, не в счет...

Вот к ней селедочка идет,

Нежна должна быть и с икрой, —
Здесь выпиваю по второй (выпиваег)».
	Вот как лихо прогулялея уссурийский
куплетист вокруг «Замужней невесты». И
невольно хочется ‘ему сказать словами из
другой пьесы А. С. Грибоедова, написан-
ной, как это ни странно, без участия ЁВа-
питанского:

«Друг. Нельзя ли для прогулок подаль-
ше выбрать закоулок?»...
			Как-\ известно, комедия «Замужняя не-
веста» написана Шаховским вместе с А. С.
Грибоеловым и Хмельницким.
	Итак, было три автора. Три, a не че-
тыре. ,

Последнее забслоятельство очень обидело
М. М. Капитанского, ныне благополучно
здравствиющето жителя города Воронгилова-
Уссурийского.

Теперь уже твердо установлено, что по-
койный А С. Прибоедов обошел М. М. Ба-
питанского; и не пригласил его четвертым
соазтором. ‚ По’ крайней мере, в завещании
поэта не сказано об этом ни слова. А TO
стоило ему» так много писавшему стиха-
ми, начертить, кде-нибудь две-три строч-
ки в прозе,. что: вот, мол, буде появится
в мире, озаряя крядущее столетие, некто
Капитанский М. М., то обязательно. при-
влечь его в соавторы пьесы «Замужняя
невеста» и за оное выплачивать соответ-
ствующую мзду.

‚ Повторяем —— этого не было сделано.
	И, оскорбленный в лучших своих чув-
ствах, М. М. Капитанский пишет грозное
письмо в Москву, в Управление по охране
автореких прав:
	«Пюшу Башей защиты, в

. противном
случае я буду аппелировать к высшим ин-
станциям».
	Неясно, против кого он будет «аппели-
ровать» — неужели против Грибоедова,
Шаховского и Хмельницкого, которые по-
чему-то не пожелали иметь его в числе
соавторов? Но нам кажется, что, наоборот,
авторы комедии имели бы право привлечь
к ответственности Капитанского за то чде-
новредительство, которое (как мы увидим
дальше) он нанее их произведению.
	Вопрекл воле авторов комедии, стихо-
творец из Ворошилова-Уссурийского само-
лично включил себя в соавторы, о чем он
весьма скромно заявляет в письме, именуя
себя «соавтором почти полпьесы». И на
этом основании требует авторского гонора-
ра— каждой постановки.

Дело было так. Два-три «умника» из
местного театра, в. том числе режиссер
Будашев, решили несколько улучшить,
оживить и «осовременить» пьесу.

«Так как она написана во времена

ТРУДЫ И. В. СТАЛИНА
ПО ЯЗЫНОЗНАНИЮ — HA PYMbIHCHOM
ЯЗЫКЕ
	БУХАРЕСТ, 2 сентября. (ТАСС). В по-
следнем номере теоретического и политиче-
ского органа ЦЕ Румынекой рабочей пар-
тии журнала «Лупта де класс» помещены
труды товарища И. В. Сталина: «К некото-
рым вопросам языкознания» и «Ответ то-

варищам».
oo of
	ЧЕХОСЛОВАКИЯ
	ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ НОВПЕРАЦИЯ
В ДЕРЕВНЕ
	ПРАГА, 2 сентября. (ТАСС). В связи ©
недавним постановлением президиума ЦВ
коммунистической партии Чехословакии 0
завершении уборочных полевых работ и о
подготовке к осеннему севу 2 тыс. единых
сельскохозяйственных кооперативов соста-
вили план совместного проведения осенне-
го сева м осенних полевых работ.

Из ряда областей страны поступают
сообщения, что единые сельскохозяйствен-
ные кооперативы переходят к бюлее вызо-
ким типам коонерации. 437 крестьян с5-
ления Прибета Гурбановекого района (Сле-
вакия) решили с осени 1950 года. совме-
стно обрабатывать землю, а распределение
доходов между членами кооператива про-
извотить главным образом по труду.
		ВЕНГРИЯ
	Корреспондент указывает, что были слу-
чаи, когда происходили стычки между во-
енной полицией тех и других войск. На-
глое поведение американских солдат, отме-
чает корреспондент, в такой ‘же степени
раздражает гражданское население, как и
английских военнослужащих.
	Террор в Греции
	СОФИЯ, 2 сентября. (ТАСС). Болгарское
телеграфное агентство передает сообщение
радиостанции «Свободная Греция» об уси-
лений монархо-фашистекого террора в по-
граничных районах Греции, в частности в
Западной Фракли и Восточной Македонии.

Власти не разрешают крестьянам уда-
ляться дальше чем на 500 метров от свойх
деревень. Престьяне могут покидать де-
ревни только группами в сопровождении
военного патруля. Им не разрешается 10-
купать более 1 килограмма продуктов па-
тания с тем, чтобы они не могли исполь-
зовать эти продукты для снабжения пар-
тизан. С :
	Правительство Саудовской Аравии
отказалось допустить в страну -_
американскую «научную» “
экспедицию
	КАИР, 2 сентября. (ТАСС). Газета
«Cayt- аль-Умма» сообщает, что правитель-
ство Саудовской Аравии запретило Best
в страну американской «научной» экене-
диции, возглавляемой Гардинером. Рассде-
дование, произведенное ‘правительством,
пишет газета, показывает, что эта «науч-
ная» экспедиция состоит’ из шпионов,
деятельность которых явно направлена
против интересов арабских государетв.

Правительство Саудовской Аравии разо-
слало всем арабским государствам специаль-
ную ноту, в которой информирует их о
преступной деятельности указанной «экс-
пелиции» и о своем решении.
	канекие солдаты и японские полицейские
громят помещения местных отделений
компартии, прогрессивных газет и профео-
1030B, избивают участников митингов и де-
монстраций, бросают в тюрьмы бастующих
рабочих.. К началу августа, по приказу
Макартура, в Японии было закрыто 1.212
левых газет. В стране запрещены всякие
собрания и демонстрации, т. е. установлен
поистине фашистский режим, мало чем от-
личаюнтийся от прежнего режима Тодзио.
Охнако Япония 1950 года— это ae
Япония времен Тодзио. Американская и
японская резекция не может уничтожить те
могучие общественные силы, которые про-
буждены в Японии, как и во всей Азии,
после разгрома японского империализма.
Быстрейшее заключение мирного логово
ра при участии Советского Союза ‘и Ви-
тайской народной республики и немедлен-
ный вывод американских оккупационных
войск, борьба против колонизации Японии
и превращения ее в военную базу, дёй-
ствительная демилитаризация страны, отме-
на всех ограничений прав профсоюзов,
демократических партий и общественных
организаций — таковы основные лозунги,
вокруг которых 0б’единяются все прогрес-
сивные силы страны, возглавляемые ком-
мунистической партией Японии. По ‘ини-
циативе компартии в Японии разверну-
лось широкое движение за создание нз-
ционально-демократического фронта, 05 -
единяющего всех японских патриотов.
Японекие трудящиеся оказывают органи-
зованное сопротивление использованию’ их
страны как базы для агрессия в Корее.
Состоявшаяся на-днях конференция“ 0те-
	чественного фронта японской молодежи,
об’единяющего 4 миллиона молодых япон-
ских патриотов, заявила о своей поддерж-
ке освободительной войны корейского на-
рода. НЫ

Нионский народ, первым испытавший
на себе ужасы атомной бомбы, горячо под-
держивает Стоктгольмское Воззвание. Е на-
чалу августа Стокгольмское Воззвание под-
писало 5 миллионов японцев.
	Рост демократических сил в Японии,
стимулируемый великой победой китай-
ского народа, под’ем национально-0свойо-
дительного движения во всех азиатеких
странах говорят 06 обреченности авантю-
ристической политики американских ‘коло-
низаторов и поджигателей войны.
	М. МАРКОВ.
	УСПЕХИ НОВАТОРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
	БУДАПЕШТ, 2 сентября. (ТАСС). Раз-
вернувшееея во всех отраслях венгерской
промышленнсети новаторское движение. до-
стигло новых успехов. Внедрение в произ-
волство 5.490 новаторских предложений,
принятых в августе, даст возможность сэко-
номить народному хозяйству страны около
52,5 млн. форинтов в год. В легкой про-
мышленности новаторы за год сэкономили
государству 14 млн. форинтов.

Е
	БОЛГАРИЯ:
	ВЫСТАВКА В СОФИИ, ПОСВЯЩЕННАЯ
СОВЕТСКИМ ПРОФСОЮЗАМ
	СОФИЯ, 2 сентября. (ТАСС). В София в
Доме профсоюзов открылась передвяжная
выставка, посвяшенная деятельности совет-
ских профсоюзов. :

В Софии выставка продлится месяц; а
затем будет направлена в Пловдив, Сталин
и другие крупные промышленные центры
	Болгарии.
o a

АЛБАНИЯ

. АЛБАНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
НА ПОТ’ЕМЕ: -
	ТИРАНА, 2 сентября. (ТАСС). Албан-
ское телеграфное агентство сообщает, что,
по статистическим данным, опубликован-
ным министерством промышленности, в
течение первого полугодия 1950 года се-
бестоиместь изделий кожевенной промыш-
ленности снизилась на ‘7,93 процента, в
цементной ‘ промышленности —— на 7,81
процента, в электрической промышленио-
сти — на 3,58 процента и т.`д. Снижение
себестоимости ‘промышленных изделий бы-
ло достигнуто благодаря значительному
повышению производительности труда и
экономии сырья.
	Гастроли Тбилисского театра
имени 3. Палиашвили в Сочи
	тисты Грузинской СОР, лауреаты Сталин-
ской премии В. Чабукиани, П. Амирана-
швили, Д. Андгулалзе, В. Цигнадзе, заслу-
женные артисты Грузинской ССР Н. Бе-
лакнели, Г. Бархударов, М. Аварелашви-
  ли. Вместе со своими старшими товарища-
ми уснешно выступают в спектаклях мо-
лодые силы коллектива, воспитанники
Тбилисской консерватории J. Георгадзе,
Л. Аракелов, Н. Ованесян и другие. В свя-
зи с огромным интересом зрителей к теат-
ру грузинские артисты дают. по два. спек-
такля в день. Вчера театр показал ‘оперу
Дж. Верди «Риголетто», сегодня состоятся
спектакли — «Доктор Айболит» и ‘«Пико-
вая дама».

Одновременно с показом старых спек-
таклей артисты, дирижеры, режиссеры и
художники театра имени Палиашвили ра-
ботают нал новыми постановками, кото-
	рые будут показаны в текущем сезоне.
Среди них — оперы «Дубровский» 9. На-
правника, «Хевисбери Toua» Ш. Азмай-
парашвилн, «Иавнана» Т. Шаверзашвили
н балет «Красный Мак» Р. Глиэра.
	г. СОЧИ. (По телефону).
	Около месяца в Сочи с большим успехом
проходят гастроли Тбилисского ордена
Ленина театра оперы и балета имени 3. Па-
лиашвили. : —
	Трудящиеся, прибывшие на отдых во
всесоюзную здравницу со всех концов на-
шей страны, с исключительной ‘теплотой
принимают. спектакли. одного: ‘из лучших
советских оперных театров,
	В Сочи прибыл весь творческий коллек-
тив театра в составе 335 человек. В ре-
пертузр гастрольной поездки, которая про-
длится до 24 сентября, театр включил во-
семнадцать своих лучших спектаклей. `Сре-
ди них — произведения грузинской. класеи-
ческой и современной музыки, а также
выдающиеся творения русской и западно-
европейской классики.
	Хорошо встречают зрители такие спек-
такли, как «Абесалом и Этери» и «Даиси»
Палиашвили, комическая опера. В. Долидзе
«Вето и Котэ», опера Д. Торадзе «Горда»,
«Евгений Онегин», «Пиковая дама» и
«Мазепа» П. Чайковского и другие.
	В этих спектаклях принимают. участие
выдающиеся деятели оперного ‘и балетно-
го искусства республики — народные ар-
	Вчера во Всесоюзном обществе культур-
ной связи с заграницей состоялась пресс-
конференция гостящей в CCCP делетации
общества «Финляндия — Советский Союз».
За время своего пребывания в’ Советском
Союзе делегация побывала на промышлен-
ных предприятиях, в культурно-проевётя-
тельных учреждениях, в колхозах. ^

— Интерес к Советскому Союзу в на-
шем народе огромен, — сказал руководитель
делегании, председатель Совета общества
П. Лекинен.— Здесь, в СССР, ‘мы убеди-
	лись, что вось советский народ занят. мир-
	Японские финансово-промышленные м0-
нополии уцелели и продолжают обогащать-
ся. Им приходится лишь делиться со своими
«старшими партнерами» — американскими
бизнесменами, в карманы которых переко-
чевали солидные пакеты акций дзайбацу.
	Штаб Макартура позаботился 0 сохране-
	нии в Японии и другой опоры реакции ——
помещиков. Куцый закон 0б аграрной pe-
	1 форме, который был сочинен самими япон-
	скими помещиками и проведение которого в
жизнь было поручено их же заботам, остал-
ся на бумаге. Японекое сельское хозяйство
деградирует, что вполне соответствует ин-
тересам американских монополистов, видя-
щих в Японии рынок сбыта для своих
сельскохозяйственных продуктов.

Плоды экономической политики генерала
Макартура для японского народа вырази-
тельно сформулировал. американский жур-
налист Тилтман: «богатые стали еще б-
гаче, а бедные -— еще беднее, чем в до-
военный период». Достаточно сказать, что
уже к началу нынешнего года в Японии
было более 13 миллионов безработных.
	Тлавным требованием Потедамской декла-
рации является демилитаризация Японии.
Между тем американские оккупационные
власти сосредоточили. свои усилия на ре-
милитаризации страны. Даже английская
газета «Обсервер» вынуждена была недав-
но констатировать, что Япония, «находив-
шаяея в жалком состоянии и жаждавшая
мира, 33 это время превращена в главную
американскую военную’ базу на Тихом океа-
не и тем самым оказалась в опасном по-
ложении».

Крупнейшие военные порты Иокасука,
Майдзуру, Курэ, Сасебо, Цуруга не только
не были демилитаризованы, но и подверглись
реконструкции и расширению, став. аме-
риканскими военно - морскими базами. В
Японии создан ряд американских воздуш-
ных баз. Японекие военные компании, пе-
редавшие больше половины своих акций
американским военным трестам, производят
вооружение; Военные заводы модернизи-
рутотея под руководством американских ин-
женеров. По приказу Ваптингтона предири-
пимаютея гаги к восстановлению янонской
армии. В стране производится набор в так
называемый «резервный корпусе государ-
ственной полиции», комплектуемый из
бывших военнослужащих. По признанию
японского правительства, этот корпус чис-
ленностью ‘более 75 тысяч человек «по
	Пятилетие разгр
милитаристской Японии

вит это требование «без внимания...
будет вести войну ло самого конца».
	Однако все планы японской военщины
были сорваны вступлением в войну ве-
ликой Советской державы. Советский Союз
вступил в войну © Японией, движимый
благородным стремлением спасти народы
от новых жертв и приблизить установле-
ние всеобщего мира. Этот акт Советского
правительства вновь  продемонстрировал
всему миру неукоснительную верность Со-
ветского Союза своему  союзническому
долгу.

Стремительное наступление советских
войск принудило японских правителей к
безоговорочной капитуляции.

Это наступление спасло также народы
всего мира от ужасов бактериологической
войны, планировавшейся, как это было
установлено на Хабаровском процессе, гла-
варями японской военщины и лично Хиро-
XHTO. :

Советские войска, выполняя план сво-
его великого полководца Генералиссимуса
И. В. Сталина, в войне на Дальнем Во-
‘стоке, как и в войне в Европе, продемон-
стрировали непревзойденное воинское ис-
кусство и массовый героизм. Основная
масса японских сухопутных вооруженных
сил, почти две трети танков и полторы
‘тысячи самолетов были сосредоточены
японским агрессором у советских границ.
Взломав долговременную, глубоко эшело-
нированную оборону противника, преодо-
лев тайгу и болота, высокие горы и ши-
рокие водные преграды, советские войска
в рекордно короткий срок освободили вею
Маньчжурию, Южный Сахалин и острова
Сюмусю и Парамуеир из группы Вуриль-
ских. Иорабли и части Тихоокеанского
флота освободили от японских захватчиков
основные порты Кореи. Корейский народ
никогда не забудет, что Советская Армия
принесла ему избавление от жестокого япон-
ского ира,

Славная побела Советской Армии вернула
	Советскому Соозу его исконные земли —
Южный Сахалин и Курильские острова.
	Товапищ И. В. Сталин указывал 2 сен-
	Сетодня народы отмечают пятилетие
победы над милитаристекой Японией. С
любовью и благодарностью обращают” оня
в этот день свой взоры к Советской стра-
	не и гениальному вожлю советекого Hapo-
	да—-И. В: Сталину, которым человечест-
во обязано своим спасением от смертель-
ной угрозы фашистского порабощения. (о-
ветекий Союз сыграл решающую роль в
разгроме фаптизма, в ликвидации очагов аг-
рессии как на Западе, так и на Востоке.
Разгром советскими армиями гитлеров-
ской военной машины нанее сокрушитель-
ный удар по дальневосточному партнеру
терманского фашизма. Капитуляция Терма-
ний не положила, однако, конца войне на
Востоке. От имени авантюристической пра-
вящей клики Японии глава японского
военного кабинета об’явил, что Япония
будет продолжать «веети вейну вееми суед-
ствами и до конца». Военный потенциал
Ятнии был еще велик, ее сухопутная ар-
мия оставалась нетронутой. Главную став-
KY японские империалисты делали на
Маньчжурию, считая, что эта мощная
тыловая воснно-промышленная база позво-
лит им оказывать длительное сопротив-
ление. . Война могла бы продлиться
еще много месяцев. В докладе начальнйка
американского генерального штаба генера-
ла Маршалла военному министерству, опуб-
ликованном в сентябре 1945 года, сообша-
лось, что высадка американского десанта
на острове Вюсю — так называемая опе-
ранпия «Олимпик» — намечалась на конец
	1945 rola, а следующая операция —
«Коронет» — только на 1946 rox. har
свидетельствует американский журнал
	«Лук», члены об’единенной группы на-
чальников штабов в 1945 году «предви-

дели длительную и трудную войну, KoTO-
рая. лолжна была закончиться примерно в
	1946 году или 1947 году и даже, по од-
ному определению, в 1949 году».
	В ответ на требование правительств
США, Англии и Китая от 26 июля 1945
года 0 безоговорочной капитуляции япон-
	CKO? правительство 90’явило, что оно оста-
	тября 1945 года в обращении к coBeTCKO-
му народу:

«Два очага‘ мирового фашизиа и миро-
рой агрессии образовались накануне ны-
нешней мировой войны: Германия — на
западе и Япония-— на востоке. Это они
развязали вторую мировую войну. Это они
поставили человечество и его цивилиза-
цию на край гибели. Очаг мировой агрес-
сии на западе ‘был ликвидирован четыре
месяца назад, в результате чего Герма-
ния оказалась вынужденной капитуляро-
валь. Через ‘четыре месяца после этого
был ликвидирован очаг мировой агрессии
на востоке, в результете чего Япония,
главная союзница Германии, также ока-
залась BEIM YaeACHHOH подписать акт. капи-
туляции. Loe

‚Это означает, что наступил конец вто-
рой мировой войны.

Теперь мы можем сказать, что условия,
необходимые для мира во всем мире, уже
завоеваны».

На протяжении всего послевоенного пя-
тилетия наша страна упорно и решитель-
но борется за то, чтобы эти завоеванные
народами условия для всеобщего мира бы-
ли использованы в, интересах. народов. Co-
ветекий (Союз последовательно настаивает
на точном выполнений Потедамской декла-
рации, разоблачает планы американо-ан-
глийских поджигателей войны, направлен-
ные к возрождению японского агрессивного
империализма, отстаивает законные демо-
кратические права японского народа.
	Итоги пятилетнего хозяйничания амери-
канских оккупационных властей в Японии
показывают, что Потсдамекая декларация
грубо нарушается ими.

Потедамекая декларация предусматрива-
ет отстранение от власти и от.учаетия в
политической жизни тех, кто толкнул
Японию на путь империалистического раз-
боя,— заправил финанеово-промышленных
монополий, военщины, чиновничьей бюро-
кратии и придворной камарильи. Амери-
канские оккупационные власти стремятся
сохранить позиции и влияние этих групп.
	своему ‘назначению коренным образом от-
личается от ‘государственной и муници-
пальной полиции». По своим задачам,
структуре и вооружению он представляет
с0б0й не что иное, как ядро возрождае-
мой армии. ^^
	Япония He только подготовляется к
роли главной американской “базы” для
агрессии в Азии. Она уже служит 6a-
зой агрессия —— американской  интервен-
ции в Корее. Отсюда американские са-
молеты ‘совершают варварские налеты
на ‘мирные корейские торода и села,
отсюда транспортируются оружие и 60е-
припасы для захватчиков, отсюда руково-
дит преступной войной против корейского
народа генерал Макартур. Только за пе?-
вый месяц агрессии в Корее американские
оккупационные власти разместили в Япо-
нии  «епециальные заказы» на сумму
12.300 миллионов иен. Еще в июле Ма-
картур начал вербовать из бывших янон-
ских . военнослужащих так называемую
«лобровольческую армию» для Кюреи. Уси-
ленно проводятся также вербовка и. пере-
подготовка японских летчиков. В спешно
выпущенной японским атравительством «Бе-
лой книге», написанной явно ‘под диктовку
государственного департамента, говорится о
готовности Японии содействовать американ-
ской интервенции против корейского народа.

Включая Японию в свои агрессивные
планы, правящие крути США отказывают-
ся расематрявать неоднократные предложе-
ния Советского Союза о мирном урегулирэ-
вании для Японии в соответствия @& реше-
ниями Потедамекой конференции. Наряду
с этим; особенно в Последнее время, акти-
визировалась подготовка к заключению се-
паратного мирного договора е Японией. С9-
ветнию Трумэна Гарриман недавно специ-
ально выезжал в ‘Токио для обсуждения
этого вопроса © Макартуром. Проектируе-
мый США «мирный договор» должен 068с-
печить перевооружение Японии и сохра-
нение американских баз на Японских
островах. ‘‘ ^

Курс на ремилитаризацию Японии и прз-
вращение ее в американскую базу опреде-
ляют политику американских властей в от-
ношении демократических сил страны. В то
время как по произволу Макартура воез-
ные преступники пачками освобождаются,
25 тысяч полицейских мобилизованы для

розысков об’явленных вне закона девяти
руководителей Японской компартии. Амери-