ВТОРНИК, 5 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 211 (10360)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	В местах, где сражался
В И Чапаев
				Лоток приветствий
	В связи с тсемидесятилетием товарища
И.. В. Сталина’ приветствия с сердечными
пожеланиями доброго ‘здоровья и долгих
лет жизни ‘товарищу Сталину прислали:
ЭКолхозники колхоза имени Сталина Ши:
шацкого района Полтавской области;

Исполком, Ружанского районного Совета
депутатов трудящихся Брестской области;

Коллектив трактористов, рабочих и слу:
жащих МЛипковской МТС Сталинградской
области;

Коллектив работников Кленовской МТС
Сталинградской области;
	Рабочие, колхозники и интеллигенция
Приволжского района Куйбышевской обла-
сти;

Знобь-Новгородский райком ЛКСМУ
Сумской области;

Трудящиеся Трубетчинского района Ря-
занской области;

Колхозники колхоза «Заветы Ленина»
Красноярского района’ Куйбышевской обла-
сти;

Колхозники` колхоза имени Фрунзе Лам-
ского района Тамбовской области;

Рабочие, колхозники ий. интеллигенция
Кролевенского района Сумской области;

Колхозники колхоза имени Молотова
Кахского района Азербайджанской ССР;

Коллектив работников промартели «Крас-
ный кирпич» Молотовского района Сталин-
градской области;

Коллектив работников Заплавинской МТС
Сталинградской области;

Колхозники колхоза «Мировой Октябрь»
Исетского района Тюменской области;
	Трудящиеся села Бичура Бурят-Монголь-
ской АССР; .

Коллектив работников Тараксинской MTC
Тамбовской области;

Коллектив сотрулников Украинской науч-
но-исследовательской станции ` пчеловод-
ства, гор. Мерефа Харьковской области;

Партийная ’организация Улан-У дэнской
‘дистанции пути Восточно-Сибирской ж. д.;

Комсомольцы и молодежь города Ново-
российска;

Коллектив работников редакции и типо-
графии газеты «За коммунизм» Чулымско-
го района Новосибирской области;

Комсомольны и молодежь Фатежского
района Курской области;

Коллектив работников Вилегодской МТС
Архангельской области;

Колхозники колхоза имени Сталина Ви-
лейского района Молодечненской области;

Трудяшиеся гор. Хива Хорезмской обла-
сти;

Трудящиеся гор. Белгород-Днестровский
Измаильской области; a

Коллектив работников Погрузинского ре-
монтного завола Куйбышевской области;

Коллектив работников Харьковского хле-
бозавода № 5;

Медицинские работники Антопольского
района Брестской ‘области;
	Участники торжественного заседания пар-
тийных, советских и общественных органи-
заций Петрозского района Саратовской об-
ласти;

Колхозники колкоза имени Ленина Ахсу-
инского района Азербайлжанской ССР;

Колхозники колхоза имени Тельмана Ши-

Работники областных контор госуларст-
венного, коммунального и сельскохозяйст-
венного банков, гор. Полоцк;

Комсомольцы Исетского района Tromen-
ской области;

Коллектив работникоз Y paposckoro лес-
ничества Уваровского лесхоза Тамбовской
области;

Партийная организация Сколевского райо-
	Коллектив работников’ ‘артели инзалидоз
	  «Путь к труду», гор. Тюмень;
	Коллектив работников Краснодарского:
краевого управления сельского хозяйства;
Трудящиеся Ильянского района Мололеч-
ненской области;

Партнйная организация Радунского райо-
на Гролненской области;

Партийная организация Тучинского райо-.
ва Розенской области;

Работники Украинской конторы «Союз-
полшипниксбыт», гор. Харьков;

Рабочие, крестьяне, и служащие Ивьев-
ского района Молодечненской области;
Трудящиеся Котовского района Днепро-
петровской области;

Колхозники колхоза «Красный партизан»
Близнецовского района Харьковской области;
Коммунисты Деражнянской районной пар-
тийной организации Ровенской области;

Коллектив сотрудников аэхитектурно-
	творческой мастерской Белорусского госу-
дарственного проектного института «Бел-
госпроект»;
	в последние годы, здесь со всей площади
посевов снимают по 35—40 и больше
пентнеров зерна с гектара, до 6 пентнеров
семян люцерны и до 80 центнеров зеленой
массы. Урожаи овощей и фруктов—богатей-
шие. И это на землях, которые еще недаз-
но считались. бесплодными. Такова могучая
сила большевистских идей, поднявшая с9-
ветского человека на борьбу за переделку
	природы,
9 *

Ирригаторы Уйбатской системы, кол-
хозники с берегов Таштыпа, Еси, Тон,
Аскиза, Ербы, воодушевленные постановле-
нием Совета Министров СССР о переходе на
новую систему орошения, смело внедряют
временные оросители.

На-днях в селе Усть-Ееь Аскизского
района состоялся торжеетвенный пуск но-
вой системы орошения. У свежего картово-
го ороситёля, проложенного бороздоделом
конструкцин Александра Георгиевича Typ-
бина, собрались колхозники. До этого они
видели, как шла нарезка новой карты,
размечалиеь полосы и уничтожалиеь глу-
бокие межники, заросшие сорняками.
Председатель колхоза «Путь к еоциализ-
му» хакас Топоев говорил:

— Мы мало оротали свои поля и ма-
ло получали хлеба. Комбайны и тракторы
не могли здесь развернуться. Они кружи-
лись На маленьких полосках. Теперь и
‚технике, и человеку открыт большой про-
стор. Это заботятся о нас Советское прави-
тельства, великая большевистекая партия

и родной товарищ Сталин:

Движение за увеличение плодородия
орошаемых зёмель, за новые поливные
	площади захватило трудящихея Хакасеии,
готовящихся в 20-летию своей автономной
области. Созетские и партийные организа-
ции, основываясь на богатейшем практиче-
ском опыте, ‘приступили к составлению
плана ирригационных и мелиоративных
работ.
	Первые намётки плана предусматривают
увеличение поливыых массивов до 200 ты-
сяч гектаров и облесение 186 тысяч гекта-
ров пашни. Будут реконструированы кана-
лы и Насосные станции. И здесь, в развер-
	Члены сельхозартели имени Дзержинско-
го Тамалинского района Ивизенской` обла-
сти; ‘ г ;

‘Коллектив работников 3-й дистанции сиг»
нализации и связи, Северо+Кавказской ж. д.;

Коллектив курсантов; преподавателей и
работников дорбжно-технической школы
станции Вологда Северной Ж. д.;

Коллектив работников 1-й дистанции сиг“
нализации и связи Северной x. да

Коллектив железнодорожников Няндом-
ского отделения Северной ж. д.; /

Коллектив Ташкентского машивнострой
тельного завода Министерства’ путей сооб-
	щения,
Коллёктив pabounxt инжёнерно-техниче-
	ских работников и служащих Вологодской
дистанции пути Северной ж. д.;

Коллектив работников : Даугавпилсского
эксплуатанионного участка малых рек Лат-
вийской ССР; .

Медицинские ‘работники Медведицкого
района Сталинградской области;

Железнодорожники станции Кальмиус
Южно-Донецкой ж. д.;

Железнодорожники Новосибирского отде-
ления Томской ж. д.;

Комсомольцы и молодёжь Котюжанского
района Молдавской ССР;

Коллектив работников вагоноремонтного
завода № 1 трамвайно-троллейбусного уп-
равления Ленгорсовета, гор. Ленинград;

Члены  сельхозартели «Культура» Ок-
тябрьского района Бобруйской области;

Островецкий райком КП(б) Белоруссии
	Мололезненской области;
	Колхозники колхоза «Комсомольский
труд» Ладожского района Краснодарского

края:
Коллектив сотрудников Саратовской
	станции переливания крови, +
Колхозники колхоза «Парижская Комму-

на» Голобского района Волынской области;

Коллектив работников  Богодуховской
электростанции Харьковской области;

Исполком Унгенского районного Совета
депутатов трудящихся Молдавской ССР;

Колхозники колхоза имени Кагановича
Белолункого района  Ворошиловградской
области;

Ояшинский райком ВКП(б) Новосибир-
ской области;

Колхозники сельскохозяйственной артели
имени Чапаева Лемешкинского района
Сталинградской области;

Каратюбинский райком КП(б) Казахстана
Западно-Казахстанской области;

Колхозники колхоза «Первое Мая» Усть*
Калманского района Алтайского края;

Работники артели инвалидов «Труд»
Срелнё-Ахтубинского района Сталинград-
ской области:

Кривцовский райком ВКП(б) Курской
области;

Трудяшиеся Джурунского района `Актю-
бинской области;

Трулящиеся Чапазвского района Западно-
Казахстанской области;

Ганцевичский райком КИ(б) Белоруссия
Пинской области;

Трулящиеся Казанкозского. района Ни-
колаевской области:
	Трудящиеся Килийского района Измаиль-
ской области;

Трудящиеся Шенталинского района Куй-
бышевской области;

Трудящиеся Амасийского района Армян-
ской ССР;

Ново-Ушицкий райком КП(б) Украины
Каменен-Полольской области;

Колхозники колхоза «Красная Заря» Ни-
кифоровского района Тамбовской области;

Кировский райком ЛКСМУ гор. Днепро-
петровска;

_Колхозники и колхозницы, тракториеты a
трактористки, специалисты сельского хб-
зяйства и интэллагенция Граждановского
района Тамбовской областй;-

Исполком Октябрьского районного Сове-
та депутатов труляшихся гор. Харькова:

Воложинский РК КП(б) Benopyecua Mo-
лотечненской области;

Медицинские работники Кулундинского
района Алтайского края;

Колхозники колхоза имени Сталина Бо-
летнинского райова Новосибирской области;

Павлоградский райком ЛКСМУ Днепро-
петровской области;

Солодчинский райком ВЛКСМ Сталин-
градской области;

Ново- -Кубанский райком ВЛКСМ Красно-
дарского края;
	Петриковский райком ЛКСМУ Днепро-
петровской области;
	Логовский райком ВКП\б) Сталинград-
ской области.
	(Продолжение — в следующих номерах).
	нувшемся движении за высокую культуру
хозяйства, снова ощущается могучая сила
примера.

Недалеко от опытной станпии начина-
ются земли совхоза «Советская Хакаесия».
Управляет им пожилой кубанский казак
Степан Прокопьевич Ленеха. Не бывает и
дня, чтобы директор совхоза не заехал на
опытные, участки, в сад, не побывал в ла-
бораториях станции.

Несколько лет назад на землях совхоза’
нельзя было увидеть ни деревца, ни пру-
да, ни обводненных подей. Теперь здесь
совсем другая картина. Небольшая про-
тока, перехваченная плотиной, образовала
широкий пруд, где плавают утки и гуси.
На берегах протоки: разбит сад. До 600
гектаров расширена карта полива. Ороше-
ние ведется по-новому — так, как советуют
научные работники станции.

— Все в зачатке, все только в первой
стадии,— говорил тов. Лепеха, когда мы,
осматривая хозяйство «Советской Хакас-
сии», под’езжали к родниковым ключам
Кутень и Булув.

— Посмотрите, — указал он на затяну-
тый ковылями канал.— 970 так называе-
мые Чудекие оросители. им не менее 15
столетий. Используя их, мы оросим две ты-
сячи гектаров лугов я пастбищ. А там за-
ложим искусственное озеро, — кивнул он
седеющей головой в сторону горного Дога.

...Изяревле ‘мечтал кочевник-хакасе 0
воде, которая утолит жажду  опусто-
шенной, выжженной солнцем родной сте-
пи. С востока на запал, от Енисейских
пойм он прокладывал каналы, вырывал
Бамни, отыскивая родники, и не мог отыс-
вать великого волного обилия. В летенлах
И сказаниях запечатлена борьба хавасов 3%
воду, за человеческую озаренную счастьем
жизнь. Н вот настало время, когда из рен
Абакан (что означает: «Be замочил ко-
пыт») хлынули водные потоки. Им про-
ложилн путь на колхозные и совхозные
поля Хакассин советские люди, новатеры
	орошения. ,
В. БИРЮКОВ,
	спец. корр. «Известий».
Хакасская автономная область.
	Люди большого твооческого размаха
		лов. Весной 1948 гола громалное впечат-
ление произвели первые опыты, первые
JICTHECHES таких новаторов-токарей. как
Г. Борткевич, П. Быков, А. Марков,
Н. Угольков. Искусно используя резцы из
твердых сплавов, они доказали возможность
работать ‘на скоростях, казавшихея до тех

пор недоступными.
	В свое время и Николай Кузьмин, спо-
ря © прежним маетером и с ремонтным
слесарем. на свой страх и риск применял
высокие режимы резания на своем мощном
токарно-карусельном станке. Ремонтвый
слесарь говорил. обуреваемый сомненяями:
	— На таких оборотах. работать нельзя,
Не повезет станок> Резец будет гореть, дё-
таль вырвет, станок пойдет вразнос. Не
насилуй станок, говорю!
	Резцы, действительно, ломались, ho
Кузьмин всем своим опытом, веем своим
существом чувствовал возможности стан-
ка и упрямо продолжал искания. Манев-
рировал глубиной резания, величиной по-
дачи, скоростью резания, искал новую гео-
метрию резца. Он просто не мог прими-
ритьея с прежними скоростями. Много не-
удач испытал он, много огорчений пере-
жил,— трудноети были тем более велякм,
что на токарно-карусельном станке часто
приходится работать «на удар», то-есть
при таких условиях, когла обрабатываетгя
деталь не сплошного профиля, а с высту-
пами, и резец испытывает резкую дипл-
мическую нагрузку —— удар. Кузьмин сот-
ни раз перетачивал резцы, искал нужный
угол, при котором резец даст возможность
применить высокую скорость резания. Ра-
бочий, токарь Вузьмин действовал. как на-
BaTop, пробивающий новые пути в разви-
тии техники. Порою было трудно, мучи-
тельно трулно.
	— Шя не мог иначе, — говорит Вузь-
МИН,

В том и состоит великая сущность ета-
хановского движения, что тысячи, сотни
тысяч совемких рабочих, добиваясь ново-
го, говорят: «Й ‘не могу иначе». Да, они
не могут иначе, не могут стоять на месте,
не могут задерживаться па том. что аще
вчера казалось смелым новшеством. ПМото-
MY OHH ий стахановцы.
	— И вот однажды что-то произошло, —
говорит Кузьмин,

Что-то произошло... Проявилаеь непоб-
одолимая сила сопиалистического соревно-
вания. Смелый опыт новаторов-екоростаи-
вов подхватили сотни токарей в ЛДенингра-
де, в Москве, на том же заводе «Красный
пролетарий», где раньше вырвались аие-
ред Алексей Марков и Николай Угольков,—
на Урале, па Украине, в Сибири, во всей
нашей стране.  Стахановцы-екоростники
действовали рука 00 руку ¢ инже-
нерами, с учеными. Конструкторы усовер-
шенствовали станки, повышая их мощ-
ность и число оборотов. В технике
резания металлов произошел поллинно pe-
волюционный переворот. Скорости резания
повыенлибь в восемь—десять раз. Это зна-
менует начало новой эпохи в развитии
станкостроения. , ,

Проиеходит дальнейший . глубокий, все-
охватывающий процеее перестройки `веей
системы организации производства. Многое
должно измениться, если на заводе уже ие
один, не два, а около пятисот стаханов-
цев применяют новейшие режимы резания.
Это вызвало необходимость подтянуть к их
темпу работы все звенья производетвенной
Wea, начивая от кузницы, термической
обработка, сборки вплоть ло планированая
	время беседы со знатным токарем
станкостроительного завода «Враеный про-
летарий» Николаем Михайловичем Кузь-
миным я вдруг вепомнил давнюю свою
встречу с вылающимеся хирургом Николаем
Ниловичем Бурденко. В то утро меня но-
разила необычайная тишина, царившая в
квартире Бурденко. Даже в дальних от ка-
бинета комнатах не было слышно движе-
ния, шагов, разговоров. В семье знали:
через несколько часов Николаю Ниловячу
предстоит: сделать сложную операцию;
Как всегда, в эти утренние ‘часы перед
от’ездом в свой институт Бурденко мыс-
ленно прослеживал весь хол предстоящей
операции, каждое ее мгновение, кажтое
движение своей руки, которой доверена ве-
личайшая на земле ценность —— жизнь че-
ловека. И потом, уже в операционной, ну-
жно было видеть, как уверенно, решитель-
по, властно вел Бурденко сражение за чв-
ловеческую жизнь, — и’ побеждал.
	_ Почему же припомнилось это во время
беселы © рабочим-станкоетроителем? Тока-
рю Кузьмину присущи те же черты глубо-
кой сосредоточенности, внутренней собран-
ности —— умение все силы ума и сердца
направить на решение поставленной перед
собой залачи.
	‘В конце каждого рабочего дня Вузьмии
думает уже о будущем дне. Дело не толь-
ко в том, что он заранее узнает задание,
просмотрит чертежи, полготовит нужные
инструменты: ‘завтра никакая неожидан-
HOCTh He должна застигнуть его врасплох.
Он продумывает самый характер задания,
его существо. чтобы найти самые верные.
самые целесообразвые приемы работы, от-
крыть. какую-то новую возможноеть уско-
рения всэх операций,
	— Нет ничего вечного. совершенного. —
говорит он.— Вее можно улучшить. Есть
у меня такие детали, которые я обрабаты-
ваю пять лет подряд. Казалось бы, вге
знакомо, привычно. Но вот этого самого
слова «привычно» я не люблю. Нехорошо
привыкать к старому. Пусть я пять лет
имею лело с этой леталью, все равно каж-
TH день и каждый чае можно искать @
нахолить новые технологические приемы,
ломать «привычное» в самом себе, ятти
вперед. только вперед.
	В канун рабочего дня ВБузьмин отчетли-
в) вилит содержание всех восьми часов
СМЕНЫ -—— во всю глубину, © учетом каж-
той. минуты, го жгучим желанием BLIEpO-
ить еще какие-то секунды полезного вЭе-

мени. Это он называют «подготозить себя
и смене».
	Вот почему люди, наблюдающие за ним
в часы работы, отущают плавный. упру-
тий ритм во всем поведении знатного то-
каря. Возле него как-то по-новому чузет-
вусшь время, его плотность, вешеетвен-
пость. материальность. Кузьмин спокоен,
как будто нетороплиз, лицо его сохраняет
TOCTOABHOG выражение полнейшего добро-
душия, но все кипит вокруг этого челове-
ка. Он не повинуется времени, тому «тех-
нологическому» времени, что записано в
картах, в инструкциях, — он ведет время
33 coor.
	Вот. обработка очередной детали близат-
ся к концу, осталось три-четыре минуты,
а Кузьмин уже дает знак крановщице. что-
бы Е моменту окончания операция, секун-
ла в секунду, кран подхватил тяжелую за-
тОТОВЕХ и- ноставил на место следующую.
	Кузьмин принадлежит в славной паеяле
токарей-скоровтников. Он Участвует в том
поистине революционном перевороте; кото-
рый ‘проясхолит в технике резания меётал-
	  ДЕРЕВНЯ БЕЛАРУЧИ, Минской области,
Д сентября. (Mo rene. ot cob. корр.). На-
	родный ‘поэт. Белоруссии Янка Купала в
дететве закончил Беларучекое трехклаееное
	училише. Население деревни Беларучи чтит
память великого поэта. Первого сентября
	„Новому. человеку, впервые побывавшему
в степях Енисея, эта местность покажется
унылой, полупустынной. Зимы в Хакасии
холодны и малоснежны, весны сухи, 1670
жаркое. Резкие ветры переваливают через
Кузнецкий Алатау и, теряя остатки влаги,

опаляют хлеба. Осалков выпадает мало. И
пох знойными лучами солнца зеленоватые
скаты. гор, холмы, курганы, ковыльные
степные массивы тускнеют, кажутся без-
дыханными.

Но всюду можно подметить обновление
скупой и неподатливой земли. Под воздей-
CTBHEM человека меняются краски приро-
ды. Там, где еще три десятка лет назад ко-
чёвал одинокий хакас, вспыхнули огни
колхозных поселков; степь украсили оетров-
ки молодых садов и рощ, наполнились во-
дой магистральные каналы, на полях и
степных большаках загудели MoTOpAI тысяч
машин. ‘° .

Хакассия сегодня — крупный произво-
хитель хлеба, шерсти, масла, поставшяк
угля и леса. В районах автономной области
действуют 59 оросительных систем; они
питают влагой массив в 58 тысяч гектаров.

Вся страна знает о замечательном лви-
жении новаторов Хакассии, внедривших но-
вую систему орошения полей. Люли боль-
mor житейского опыта и дерзновенной
мысли приполняли завесу над булущим н

увалели, какие манящие горизонты отЕры-
ваются перед советеким орошаемым зем-

леделием — важной частью системы трз-
Рополья в засушливых степях.
		всего производства. Сегодня на «Ьрасном
пролетарии» тринадцать цехов и тридцать
девять отдельных участков перешли на ско-
ростные методы работы. Ёраснопролетарцы
поставили перед собой сложную, но почет-
ную задачу превратить свой завод в стаха-
новский завод скоростных методов труда.
	Немногим больше двух лет прошло с тех
пер, как в одном из цехов «Краеного проле-
тария» сотнй людей с огромным янтересом
следили за тем, как их гость, ленинградец
Борткевич, демонстрирует невиданные ло
тех пор скорости резания, как, отвечая ему,
показывают свое выдающееся ‘искусство
краснопролетарцы Марков и Угольков.
Пройдите сегодня в’ механический ex,
постойте возле любого из юношей, работаю-
ших злесь.
	Вот олин из них закрепил деталь, пустил
	  станов, Деталь пришла во вращение на ско-
	рости, поистине ошеломляющей.  Выступы
на молотковом патроне исчезли, словно рас-
творились в этом вихре, как это бывает с
винтом летящего самолета. Юноша. подвел
резец к детали.— и Тут же, извиваясь,
мгновенно увеличиваясь в длине, выскольз-
нула из-под резца огненная змейка, прянула
в сторону, обломилась, а за нею, словно го-
нимые бешеной скоростью, стали выскаль-
зывать новые и новые стружки, раскален-
ные до двухсот градусов. Юноша продол-
жает работать без веяких признаков спеш-
ки. Скорость станка— 1.500 оборотов в`ми-
нуту (завод уже создал новый, лучтий в
мире по своему классу станок на 3.000 обо-
ротов в МИНУТУ).
	— Если бы мне три года назад показали
такое, я бы просто не поверил, —скажет вам
мастер Белов. == Подумал бы. что это во
	  сне. честное слово. А ‘теперь на моем учает-!
	ке все так работают. Этот молодой человек
только в прошлом году пришел к нам из ре-
месленного училища.
	Из скромности старший мастер Иван Ти-
мофеевич Белов не скажет, что за это время
он сам вместе с группой новаторов-техноло-
гов улостоилея Сталичекой премпи за ши-
рокое внедрение новых скоростных методов
производственной работы.

Все выше и вышеё поднимает люлей ста-
хановское движение—к новому творчеству,
К смелым исканиям, к великому богатетру
советекой культуры. На заводе учатся все,
нет такого человека, который бы не учился.
Тот же юноша, что работал чае назад у
стачка, по окончании смены страшно куда-
то спептит.

— Куда же?

— В школу, — ответит он на бегу. —
У меня сегодня экзамен по литературе.

Мастера Белова ждут в аудатории Поли-
технического музея; у него лекция.

Группа рабочих и инженеров ветречает-
ся с артистами Московского Художествен-
ного театра: уже не в первый раз, по обы-
чаю традиционной дружбы с театром, они
будут обсуждать новую пьесу, намеченную
Е постановке на сцене МХАТ.
	На столе у токаря Циколая. Михайловича
Кузьмина лежит пакет из Министеретва
станкостроения. Он, как и многие передо-
вые рабочие «Красного пролетария», часто
получает такие. пакеты ‘с информацией о но-
вых достижениях техники, с изложением
опыта передовых. рабочих-станкостронтелей.
	Пакеты из министерства на столе у рабо-

чего. Что же, в этом нет.нячего удивитель-
НОГО.
	Стахановец — это вель человек госудлал-
	ственный.
Евгений КРИГЕР.
	вдова поэта В; Ф. Луцевич, белорусские
поэты“ Петро Глебка и Эди Огнецвет. Кол-
хозник сельхозартели «Искра» Ф. В. Ват-
домский, 50 лет назад учивиеийся вместе
с Янкой Купалой, рассказал учащимся о его
детских годах. В школе открыта выставка,
посвященная жизни и творчеству поэта.

ники. Министерство сельского хозяйства
СССР и Министерство совхозов СССР ‘были
вынуждены для трактористов и комбай-
неров, обслуживающих поливные з6или,
снизить нормы на 30 процентов, а расхол
горючего на столько же процентов увели-
чить. Большинство водопользователей пре-
небрегало предпосевными или осенними
зарядковымн поливами. Широкое pacupe-
странение получил так называемый про-
стой напуск. Вода подавалась на opomae-
мый участок без нарёзки поливных полос.
	в низинах появлялись заболоченные

«блюдца», а бугры оставались неувлаж-
нёзными. :
	Такая порочная система приводила в не-
доиспольЗованию земель, распространению
сорняков, в пестроте урожаев. Хакассия в
результате плохой эксплуатации орошае-
мых массивов ежегодно теряла много зерна.
	Мудрый житейский опыт мастеров ирри-
гации, научный анализ, зоркая наблюда-
тельность освещали путь новаторов. На
Уйбате впервые и широко был. применен

эксперимент с временными оросителями. На
маленьких участках, затем на стогектар-
ных площадях колхозов «Красная заря» и
«Вюминтерн» заравнивали постоянные 0р9-
сители и примитивными орудиями вели
прокладку временных оросителей, вручную
нарезали выводные борозды и выравнива-
ли поливные полосы.

Первые же опыты применения времев-
ных оросителей поставили. проблему меха-
низации самых различных процеесов тру-
да в оротаемом производстве. При культур
HOM использовании сети требуется, напри-
	мер, временный ороситель нарезать, а по-
	том заровнять. Далее, нужно было при наи-
меньшем углублении в почвенный слой
согдать наибольший уровень воды. Преодо-
лев подводящий канал с кренкими шлюза-
ми, оставляя позади „головные выпуски рас-
пределителя, вода должна поступать в кар-
товый ороситель и через выводные борозды
заполнять мельчайшие поливные полосы.
	СРО ЧАПАЕВО ЗАПАДНО-КАЗАХСТАН-
	СВОИ. ОБЛАСТИ. Ровная широкая улица
	идет к крутому бэрегу Урала. Еще издали,
на фбие прибрежной рощи виден высокий
обелиск. Отсюда, с крутизны песчаного
обрыва во время Лбищенского боя раненый
Чапаев спускался в воды бурного Урала.

Наролная память бережно хранит имя
В. И. Чаиаева. Вокруг обелиска посажены

деревья, разбит цветник. Подолгу стоят
здесь экскурсантьь приезжающие со всех
концов области.

В центре села’ Чапаево (бывший Jén-
щенск) установлен памятник В. И. Чапаеву.
	СохранилеЯ. двухэтажный бревенчатый
лом, ple был расположен штаб Чапаевекой
ливизии. Теперь здесь открыт музей. В
четьгех еветлых. залитых солнцем ком-
натах выставлены фотографии, рисунки,
копии исторических документов периода
гражланекой войны. Хорошо  показая
побелный путь Чапаевекой дивизии.
	В зданий музея  нахолятся районная
библиотека,  читальня. В библиотеке—
4 тысячи томов. По вечерам мебтная ип-
ры выступает злесь с локлалами

H лекциями. Даректор музея, библиотечные
работники собирают и записывают BOAHYIO-
	щие рассказы бывишх чапаевцев.

Б. ОЛЬХОВСКАЯ,
спец. корр. «Известий».
	Донецкий
цкий виноград
	СТАЛИНО, 4 сентября. (По rened. oF
с9б. корр.). На рынках Сталино и других
промышленных городов Донбасса с каж-
дым годом появляется все больше виногра-
да, выращенного на донецких землях,
Теперь виноград растет не только в райэ-
нах, прилегающих к Азовскому морю, но и
много вевернее.
	В колхозах Конестантиновевого района.
	например, — восемьдесят гектаров BHHO-
градников. Виноградники есть в. Харцыз-
ском ‘и других районах. Колхоз «Вомин-
терн» вблизи .горола Дружковка имеет
виноградную плантацию в 32 гектара.
Колхоз ежегодно собирает © гектара no
40—50 пентяеров винограза различных
сортов H получает от этой отрасли хозяй-
ства по 300—350 тысяч рублей лохола.

Несколько лет назал иловайские желзз-
нодорожники создали мичуринекое общше-
ство по разведению винограда. Ныне зто
общество об’елиняет более пятисот люЗл-
телей. Людбнтели-виногралари. применяя
мичуринекие метолы, © успехом выраши-
вают на донецкой . земле. разнообразные
крымские . и. кавказекие софта винограла.
	В этом году в колхозах области pa3in-
ты. новые плантации на’ площади в 215
гезтапов. Виногралные нлантации созланы
	также при больших пригородных совхозах.:
Организуются специальные виноградареюче.
	хозяйства,

Большую помошь колхозам и совхозам в
освоении этой ценной культуры в усло-
виях Донбасса оказывает Донецкая опыт-
ная впнограларекая етанпия, й

Omoce mo y
	> 509-летие механического техникума же-
лезнодорожного транспорта торжественно
отметила ° общественность Саратова. За
голы советской власти техникум выпустил
около‘ 6.000 специалистоз:

% Первый ‘богатый ‘урожай дал болышной
фруктовый сад; посаженный 4 года назал
неподалеку от Гурьева на пустынном бе-
регу Касния работниками Урало-Каспий-
ского рыбтреста. В магазины рыбаков по-
ступили десятки тоны ранних яблок. Co-
зревает виноград.

% Более 2.000 киносеансов дано в селах
и колхозных полевых станах Бобруйской
области только за один месяц уборочных
работ. Колхозников обслуживают 82 кино-
передвижки. Большим успехом у хлеборобов
пользуются короткометражные фильмы,
рассказывающие о достижениях советской
агробиологической науки.
	Сильная и умная рука ирригатора направ-
ляла и регулировала яростный напор водной
струи.

Инженер-мелиоратор Александр Георгие-
вич Турбин одним ‘из первых на станции
создал несколько фригинальных конструЕ-
ций бороздодела и’ бороздозаравнивателя.
Основанием для этих орудий послужил
обыкновенный плуг, на раму которого
прикреплялись отвалы или грейдерные но-
жи. Плуг можно йыло переоборудовать и
успешно вести заравнивание оросителей.
Ночин Турбина горячо поддержал кандидат
сельскохозяйственных наук Николай Гри-
торьевич Мясников. Он Заметил, что суще-
ствующие планировочные орудия очень не-
устойчивы в работе, при нарезке поливных
полос выходят кривые валики и нет нуж-
ной нивеллировки почвы.
	Но чертежам Мясникова на станции ©9-
орудили массивный полосообразователь. В
один заезд он еразу насыпает два валика,
тщательно регулирует ширину полосы, сре-
зает бугорки, заравнивает выбоины. Поле
становится ровным, вполне готовым к на-
пуску воды. Научные работники и рацио-
нализаторы станции представили в Москву
30 чертежей усовершенствованных агрега-
тов и деталей. Конструкторы сельекохозяй-
ственных машин найдут в них нужный
материал для творческой работы.

Негладка была дорога, по которой шли
открыватели новой системы орошения. В
разбухших напках отдела науки управления
сельскохозяйственной пропаганды Мини-
стерства сельского хозяйства РОФСР и Вее-
союзного института гидротехники и мелио-
рации затерялись многие предложения ра-
ботников Хакасской станции, а также до-
клады и ценные письма, продиктованные
патриотическим долгом, веленнем сердца.
Когда местные мелиораторы предлагали
внедрить систему временных оросителей,
скептики доказывали: «Неизбежны огром-
вые потери воды».
	Все эти «теории» опровергнуты жизнью,
творческим опытом десятков колхозов и
совхозов зоны орошаемого земледелия. Яр-
чайшее доказательство верности пути, во-
торый избрали новаторы орошения, — про-
изводетвенные результаты хозяйства самой
станции. Несколько лет подряд, и особеняо
		KM COonuoB. РЕЛЕ “RF CASEEE CAA ELEN
: 1 ‘  на Дрогобычской области:
	СДАНА ГОАО А ИА//А/А/А/С/А/А”’”’/А’А/УАУА’З’З’ ААА
	1] кола имени янки Купалы

эдесь открылась новая семнлетняя школа,
которой присвоено его имя.

В просторных, светлых классах новой
школы за парты сели 250 детей колхозни-
ков артелей «Искра», «ВБуденновец», «Бе-
ларус». Поздравить ребят и преподавателей
ве открытием школы из Минска прибыли
	нусинекой котловине дубовых лесополос
подсказали писателю работники Хакасекой
опытной станции орошаемого земледелия.
	Прочитав черновую рукопись романа,
директор станции Анатолий Яковлевич
Пантелеев и его заместитель по научной
части П. Ф. Фомин дружески посоветова-
ли А. Кожевникову ярче осветить в новой
книге тему применения временных оросн-
телей, уже испытанных к тому времени во
многих колхозах Аскизского и Усть-Аба-
канского районов, смелее пропагандировать
идею облесения степной полосы Хакассии.

Широко разветвленной системой приле-
гает к левому притоку Енисея -—— реке Аба-
кан — Уйбатская оросительная сеть. Здесь
же расположена опытная станция, со всех
сторон укрытая зеленым заслоном де-
ревьев. № научному центру орошаемого
земледелия сходятся нити всех мелких
приречных систем. По величине поливно-
го массива, по протяженности каналов, рас-
пределителей и картовых оросителей это—
самое мощное ирригационное сооружение
Хакассии.
	Для того, чтобы правильно питать вла-
мй 22 тысячи гектаров степной кашита-
новой почвы, произвести весенние или
осенние зарядковые поливы и три вегета-
ционных, требуется взять из водоема
17—20 миллионов кубических метров
воды. Река Абакан и ее притоки с избыт-
ком покроют этот огромный расход водной
массы. Но правильно ли будут использо-
ваны инженерные сооружения? Рациональ-
по ли будет распределена вода на тех пло-
щадях, которые еще не имеют распредели-
тельной сети?

Глубоко изучая эти насущные вопросы
водного хозяйства Уйбата, научные сотруз-
ники станции с горечью наблюдали низ-
вую культуру орошаемого земледелия. По-
стоянные картовые  оросители  изрезали
поля колхозов И COBXO30B Ha клетки в
100 —200 метров ширины, что мешало
правильному использованию мощной тех-
	`Витатели нового романа Алексея Кожев-
никова «Живая вода» найлут в княге
страницы, где талантливо описывается
борьба коллектива людей за воду, за внед-
рение новых пород деревьев в полезан:ит-
ных лесонасаждениях. Писатель тонко под-
METH TO новое, что уже ‘народилось, но
еще робко давало 0 себе знать. Мысль
< внедрении. на поливных участках вре-
менных оросителей и 0 посадках в Ми-