6 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 212 (10361)
		СРЕДА,
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ: СССР
		Состоявшийся Г’ пленум Центрального
Комитета ВЛКСМ обеудил вопросы: «0 со-
стоянии и мерах улучшения культурно-
массовой работы комсомольских организа-
ций среди молодежи» и «0 работе Пере-
яелав-Хмельницкого райкома ЛКСМ Украи-
ны». Пленум принял по обсужденным Bo-
просам соответствующие постановления.

С огромным воодушевлением участни-
ки пленума приняли письмо товарищу
Сталину.   1
	С докладом по первому вопросу выступил
секретарь ЦЕ ВЛЕСМ тов. Михайлов Н. А.

Участники пленума в своих выступле-
ниях говорили о небывалом расцвете со-
циалиетической культуры, науки, искус-
ства в нашей стране, достигнутом совет-
CRUM народом под руководством KOMMYHH-
стической партии. Во всей работе по
культурному строительству активно уча-
ствует комсомол.

Па пленуме отмечались и серьезные не-
достатки в  культурно-массовой работе
комсомольских организаций среди молоде-
жи. Многие комсомольские организации
недооценивают эту работу, зачастую не
интересуются деятельностью  культурно-’
просветительных учреждений, не оказыва-
ют им необходимой помощи, мирятея с
тем, что в некоторых клубах работа ве-
дется на низком идейном и художествен-
ном ‘уровне. Огромные возможности для
ведения разносторонней культурной рабо-
ты на предприятиях, в колхозах, совхозах,
МТО, районах и городах комсомольскими
ортанизациями порой используются плохо.

На пленуме отмечалось, что комсомоль-
ские организации недостаточно занимают-
ся работой по повышению культурно-тех-
нического уровня молодых рабочих и кол-
XO3HUKOB.

Вомеомольские организации плохо свя-
заны © библиотеками, не проявляют часто
должной инициативы в пропаганде книги
среди молодежи. Пленум показал, что неред-
ко комсомольские организации не проявляют
должного внимания развитию художествен-
ной самодеятельности среди молодежи.

Кино—самое массовое из всех искусств,
могучее орулие идеолсгяческого воспитания
молодежи. Многие комсомольские органи-
зации, особенно на селе, не проявляют ак-
тивности в Том, чтобы кинообслуживание
населення непрерывно улучшалоеь.

Серьезной критике были подвергнуты
на пленуме недостатки в работе по физиче-.
скому воспитанию молодежи. Значительная
часть комсомольцев не является членами
добровольных спортивных обществ.

На пленуме подвергались критике нело-
статки в работе Комитета по делам культ-.
просветучреждений при Совете Министров
РСФСР, Комитета по делам физкультуры и
спорта при Совете Министров СССР, Мини-
стерства кинематографии.

В принятой резолюции пленум отметил, .
что бюро ПЕ ВЛЬСМ, обкомы, крайкомы
комсомола, ЦВ ЛЕСМ союзных республик
не уделяют должного внимания руководетву.
культурно-массовой работой комсомольских.
организаций среди молодежи.

Пленум подчеркнул необходимость 0обес-
	печать всемерное улучшение КуУлЬьтТурно-
ций среди молодежи. Вультурно-массовая
работа в комеомоле должна рассматривать-
ся как важнейшая составная часть ком-
мунистического воспитания молодежи. Вом-
сомольские организации призваны. вести
повседневную и многообразную культурную
работу, направленную на воспитание со-
ветской молодежи образованной и культур-
ной, сознающей свои обязанности перед
Родиной, безгранично преданной партий
Ленина— Сталина.

Пленум поставил перед комсомольскими
организациями задачу всемерно укреплять
связи с культурно-просветительными уч-
реждениями, глубоко вникать в содержание
	Волжекие гидроэлектростанции по своей
установленной мощности и годовому произ-
водству энергии явятся самыми крупными
в мире энергетическими узлами.
	В постановлениях правительства указа-
но, что из 10 миллиардов киловатт-часов
одовой выработки Куйбышевской TIC —
6 миллиардов 100 миллионов киловатт-ча-
сов должны передаваться энергосистеме Мо-
сквы; 4 миллиарда киловатт-часов. будет
передавать в Московскую  энергосистему
Сталинградская ГЭС. Остальная часть элек-
троэнергии поступит в системы Поволжья
(от Вуйбышева до Астрахани) и централь-
но-черноземных областей. Эти цифры сви-
детельствуют о высоком совершенстве бу-
дущих установок и чрезвычайно эффектив-
ном использовании машинного оборудова-
НИЯ.
	Следует подчеркнуть, что водохранилища
новых гидроэлектростанций обеспечат про-
изводство электроэнергии в намеченном ко-
пичеетве.
	Вуйбышевская и Сталинградская ГЭС бу-
дут иметь огромные водохранилища, кото-
рые позволят регулировать сток реки и та-
ким образом обеспечат указанную в поета-
новлениях правительства годовую произво-
дительность новых  гидроэлектростанций-

гигантов.

Современная советская строительная тех-
ника располагает вполне достаточными еред-
ствами для того, чтобы высококачественно
ий надежно возвести гидротехнические со-
оружения, построить и оборудовать всеми
мантинами станционные здания, соорудить
жилые дома, коммунально-бытовые устрой-
ства, проложить железнодорожные пути
итд.
	Почти половина всей вырабатываемой
электроэнергии будет передаватьея на
небывало далекое расстояние, еще неизвест-
ное в мировой практике. Перед энергетика-
ми ветает задача исключительной техниче-
ской сложности. Преодолеть такую даль-
ность передачи трехфазным током можно
только при переходе на напряжение, повы-
шенное до 400 тысяч вольт, что потребует
высоковольтной аппаратуры и комнененру-
ющих устройств совершенно нового тина.
Следует поэтому немедленно приступить к
организации солидной экспериментальной
базы для всесторонних испытаний новых
мошных электрических аппаратов.

Отремвые потоки электричееной энергии
от новых [ЭС сыграют больщую роль в
			пленум Центрального помитета
		их работы. Вомеомольцы должны лично уча-
ствовать в деятельности клубов, домов куль-
туры, изб-читален, библиотек, стадионов.

Пленум уделил много внихания вечерним
школам рабочей и сельской молодежи. Вюм-
COMO] должен быть душой этих школ, во-
влекать в них молодежь, не имеющую с3-
милетнего образования. Комсомольские op-
ганизации призваны помогать органам на-
родного образования в выполнении плана
набор» учащихся в вечерние школы, .Ук-
реплении их кадрами квалифицированных
преподавателей, в созлании необходимой
учебно-материальной базы.

Неуклонный технический прогреес всех
отраслей народного хозяйства требует от
комсомольских организаций промышленных
предприятий постоянной заботы о повыше-
нии квалификации, производственной куль-
туры молодых рабочих. Среди рабочей мо-
лолежи необходимо пропагандировать oz
стижения передовой науки и техники, ме-
толы труда новаторов производства. Комео-
мольские организации в деревне должны
хорошо проявить себя в деле пропаганды
агрономических и зоотехнических знаний.
Нужно знакомить молодежь с достижения-
	  ми передовой сельскохозяйетвенной науки,
	популяризировать опыт работы, передови-
ков. сельского хозяйства.

Пленум обязал комсомольекие организа-
ции улучшить лекционную пропаганду,
обеспечить высокое качество лейций и до-
клалов для молодежи.

Енига — источник знаний. Комеомоль-
ские организации должны воспитывать у
молодежи любовь к чтению, добиваться,
чтобы юноши и девушки регулярно чита-
ли политическую, художественную, науч-
но-техническую н сельскохозяйственную
литературу:

Вомсомольским организациям нужно до-
биваться массового вовлечения комсомоль-
цев и молодежи в художественную само-
деятельность, принимать меры к увеличе-
нию числа коллективов самодеятельного
искусства и улучшению их работы. Повее-
дневно интересоваться жизнью, работой,
учебой молодых артистов, музыкантов,
литераторов, художников, вовлекать их
в активную общественную жизнь. В
целях. выявления наиболее способной,
творческой молодежи рекомендуется прово-
дить регулярно конкурсы, смотры, встречи,
выставки, обсуждение творчества молодых
работников литературы и искусства.

ВКомеомольские организации должны ак-
тивно участвовать в улучшении кинсобелу-
живания. Совместно с управлениями и ©т-
делами кинофикации нужно принять меры
в укреплекию кадров киномехаников, на-
правлять на эту работу лучших комсомоль-
цев, выделить в колхозах из числа комсо-
мольцев и молодежи общественных кино-
организаторов.

Комсомольские организации должны при-
вимать активное участие в подборе, подго-
товке и переподготовке работников куль-
турно-пресветительных учреждений, вы-
двигать на работу в эти учреждения квом-
	сомодьцев, проявляющих активность В
культурно-массовой работе.

Вомеомольскним организацияия нужно
больше” заботиться 60’ укреплении матери-
атьной” базы клубов, изб-читален, домов
культуры, красных уголков. библиотек,
парков культуры и отлыха. Пленум ечел
необходимым веемерно поддержать и ши-
POKO распространить инициативу комео-
мольских организаций по созданию в кол-
хозах, МТС, совхозах клуйов, библиотек с
читальнями, спортивных площадок.

Пленум призвал комсомольские органи-
зации к дальнейшему широкому развитию
массовой физической культуры. ЁКомго-
мольцы должны быть в авангарде Macco-
вого физкультурного движения молодежи,
добиваться повышения спортивного мастер-
ства советских физкультурников. Комго-
	мольские организации должны выетупать
	дальнейшей реконструкции и благоустрой-
стве нашей столицы, в частности, они по-
служат одним из условий предохранения
московского воздуха от дыма и копоти.
	Московская энергосистема займет первое
место в мире, Намного возрастет душевое
потребление электроэнергии. Еще большее
значение приобретет электроэнергия BO
всех сторонах быта и культуры москвичей.
Будут электрифицированы все железноло-
рожные подходы к столице. Полностью
окажется возможным  электрифицировать
промышленность.

Строительство Куйбышевской и Сталин-
градской гидроэлектростанций потребует
крупных капиталовложений. Эти затраты
безусловно себя оправдают. Достаточно
сказать, что 00е гидроэлектростанции бу-
дут экономить около 20 миллионов тонн
топлива ежегодно. Кроме того, их электре-
энергия освободит промышленность от по-
требления большого количества топлива.
Таким образом, общая экономия топлива
достигнет примерно 45 миллионов тонн в
год.

Можно было бы привести также много
других примеров огромной эффективности
сооружаемых на Волге гигантов. Но и без
этого совершенно ясно, что эти гидроэлект-
ростанции будут служить дальнейшему,
еще большему под’ему всех отраслей народ-
ного хозяйства и культуры советского че-
ловека, создавая изобилие продуктов, закла-
дывая мощную  материально-техническую
базу коммунистического общества.
	Куйбышевскзя и Сталинградокая ГЭС
станут важнейшими звеньями будущей
Единой Высоковольтной Сети, которая
об’единит энергетические системы евро:
пейской части Советского Союзё.

Церед нашими учеными, перед инжене-
рами и новаторами-рабочими возникает
больнюе количество задач, которые нужно
рентить быстро, оригинальными советскими
методами. Энергетическая система пред-
ставляет собой об’единение электростанций
высоковольтной сетью © единой ‚службой
управления экоплуатации во главе и с.
общим резервированием мощностей, Огром-
ные масштабы будущего об‘единения поз-
волят наиболее полно и экономично иеё-
пользовать гидроэнертетические ресурсы,
тенлоэлектропентрали, конденсационные и
хругие электростанции.

В системе, которая об’единяет par
	электростанций высоковольтной сетью, до-
	  сродской Совет и союзные предприятия
	BHTY CT H-
предирия-
		Лнепродзержинок, — молодой
зльный город. В нем немало
тий союзного потчинения,
	Вак городекой Совет должен строить свои
взаимоотношения с этими предприятиями?
	Конституция СОСР гласит: Советы 1е-
путатов трудящихся руководят местным
хозяйственным и культурным строитель-
ством.

Значит ли это, что городской Совет не
должен влиять на дела предприятий co-
тозното подчинения? Конечно, Совет ие
может заниматьея планированием деятель-
ности фабрик и заводов, капитальными
работами  производственного характера.
Это — функция министерств. Но есть
большая. область работы, играющая но-
маловажную роль в жизни предприятий.
Это — жилищное и  культурно-бытовое
строительетво, забота 03 удовлетворении
нужд и запросов рабочих, инженерно-тех-
нических работников и служащих. Здесь
зпирокое поприще для приложения сил и
инициативы Совета. депутатов, актива.
	На предприятиях налцего порода работают
тысячи вынуекников школ фабрично-завод-
ского обучения и ремесленных училищ,
Основная масса их занята на металлурги-
ческом заводе имени Дзержинского и в тре-
сте «Дзержинскстрой».

Молодые ‘рабочие окружены теплым вни-
манием государства. Им предоставлены об-
шежития, столовые, бытовые учреждения,
клубы. Кое-кто из руководителей, однако,
стал забывать о нуждах молодежи. Сигнал
06 этом поступил к нам.
	Нз предприятия была направлена группа
тенутатов. Вскоре собралась очередная cec-
сия городского Совета. Совет заслушал до-
клады директора завода имени Лзержинеко-
го и управляющего трестом «Дзержинек-
строй» об использовании и бытовом устрой-
стве мололых рабочих, окончивших школы
ФЗО и ремесленные училища.
	Через несколько месяцев исполком городл-
ското Совета вернулея к этому вопросу и
обсудил состояние дел в тресте «Дзер-
жинскстрой», где было особенно много не-

‚ лостатков. Оказалось, что решение ‚Совета
здесь выполнено неполностью. ,

Широкое обсуждение вопроса на соесии
и иополкоме позволило вскрыть и устра-
нить серъезные недостатки в трудоустрой-
стве и КульЬтурно-бытогом обслуживании
молодых рабочих. Коллективы предприятий
были благодарны за это Совету. р
	В нашем городе ведется большюе жилищ-
ное строительство. Это преимущественно
волометвенное строительство. Но Совет —
хозяин города, и ему не безразлично, ге,
когда и какое здание будет воздвигнуто, ка-
кие удобства будут предоставлены жильнам,
	На жилищное строительетво государство
ассигновало нам в нынешнем году 29 мил-
ллонов рублей. Из них освоено за семь ме-
сяцев свыше 19 миллионов. В городе cto-
оружается ‘около трехсот различного типа
зданий. Уже сдано в эксплуатацию двенал-
пать с половиной тысяч квадратных мет-
ров жилой площади.
	Тородекой Совет особенно тщательно эле-
тит за качеством жилипеного етроятелъ-
стра, за осуществлением гонерального пля-
на развития  Дненродзержинека. Приемка
домов производится специальной комиесней
по акту, который утверждаетел исполкомом,

<
	Они помогают нам своевременно и правиль-
но решать вопросы, касающиеся улучшения
деятельности союзных заводов и трестов.

Раз в квартал исполком городского Со-
вета совместно с горкомом партии нолводит
ттоги социзлистического соревновавия про-
мышленных предприятий. Передовому кол-
лективу вручается переходящее Красное
знамя. По итогам второго квартала этого
года победителем в соревновании вышел
трест «Дзержинекстрой». Отмечена нами
хорошая работа коллективов коксохимиче-
ското и цементного заводов, говударетвен-
ной районной электростанции, завода ме-
таллоконетрукций,

Насыщенность Днепродзержинска круп-
ными предприятиями, казалось бы, должна
была заставить союзные министерства вни-
мательно относиться в нуждам города.
	  Правда, кое в чем они оказывают помощь.
	Мы не могли, например, собственными см-
лами разрешить вопрос об увеличении мощ-
ности водопровода и строительства новых
очистных сооружений, о прокладке трам-
вайной линии и поссе, связывающих азот-
но-туковый завод ¢ городом. По нашей
просьбе министерства включили важнейшие
об’екты в титульные списки, и строитель-
ство идет успептно.

Вместе с тем многое еще не сделано.
Промышленные предприятия до сих пор
прололжают спускать неочищенные воды в
Днепр, что угрожает здоровью трудящихся.
(о строительством очистных сооружений
меллят заводы имени Дзержинского, коксо-
химический, азотно-туховый.

Подечеты бригады Академии медицинских
наук СССР, приехавшей по нашему пригла-
шению, показали, что элеклростанция вы-
Фрасывает в возлух каждые сутки большое
количество золы и тем засоряет воздух.
Несмотря на наши настойчивые требо-
вания, Министерство электростанций CCCP
не принимает никзких мер к сооружентю
золоуловителей.

Некоторые министерства, нам кажется,
подходят формально к выполнению поета-
вовления правительства о снижении себе-
стоимости строительных работ на 25 про-
центов. Они просто вычеркивают из TH-
тульных списков некоторые крайне необ-
ходимые соцнально-культурные учрежде-
ния. Так, по заводу имени Дзержинского
енято строительство больницы и po-
дильного дома, по цементному заводу -—
электрификация рабочего поселка.

Несколько елов хочется сказать в адрес
Министерства связи СССР. Каждый год
связисты подрезают сотни взрослых де-
ревьев, высаженных здесь и украшающих
улицы. Деревья начинают гибнуть. Мы не
раз просили министеретво на небольшом,
двухкилометровом участке проложить ка-
бель. Но все остается попрежнему.

Взаимоотношения между городским Сове-
TOM и союзными предприятиями не могут
не касаться министерств. которым эти
	прелприятия подчинены. Мы ждем более
	чуткого отношения ео стороны мивистеретв
к претензиям городского Совета об удовле-
творении нужд рабочих, инженеров, техни-
ков и служащих, которыми, собственно, и
населен город Днепролзержинек.
	С. СМИРНОВ,

председатель исполкома Днепро-
дзержинского городского Совета
	депутатов трудящихся,
г. ЛНЕПРОДЛЗЕРЖИНСК.
	Некоторые тресты, не закончив строи-
тельных работ, заселили отдельные мяого-
этажные дома. Исполком принял по этому
поводу решение и довел его до соответ-
ствующих министерств. Положение было
исправлено.

р уководители азотно-тукового завода в9-
преки генеральному плану развития горо-
да настаивали на расширении рабочего по-
селка, находящегося на окраине: Нам при-
шлось войти © ходатайством в правитель-
ство. Теперь завод начинает строить много-
этажные: дома и школу в центре города,
как намечалось по плану.

В начале каждого года на совместном за-
седании исполкома горсовета и горкома пар-
тии утверждаютея детально разработанные
мероприятия по улучшению коммунального
обслуживания населения и благоустройству
торода. Устанавливаются сроки производ-
ства работ, указываются исполнители.
	В течение года Совет и исполком конт-
ролируют выполнение этих мероприятий.
Болыную помошь оказывает нам в этом
постоянная комиссия по коммунальному х9-
зяйству, возглавляемая депутатом Bpyco-
вым. Вопрос 0б осуществлении плана бла-
гоуетройства слушался на сессии геродеко-
то Совета. В подготовке ero участвовало
70 летутатов.
	Так нам удалось добиться значительного
перевыполнения планов жилищного и со-
циально-культурного строительства в прош-
лом году и успешного выполнения наметок
в этом году.

Городской Совет кровно заинтересован в
том, чтобы в учреждениях и на предприя-
тиях было образцово поставлено расемотре-
ние жалоб и заявлений трудящихся. Йс-
полком периодически слушает отчеты руко-
водителей заводов по этому вопросу.

Кое-где обнаружились неприятные фак-
ты: не всегда выдерживались дни и Tach
приема, неправильно велся учет жалоб и
заявлений, не был организован как следует
контроль исполнения.
	После нашего вмешательства положение
‹ приемом посетителей и рассмотрением
жалоб на заводах имени Дзержинского, кок-
сохимическом,  цементном значительно
улучшилось.
	Не проходит ви одного заседания испал-
кома без того, чтобы он н2 касался той
пли иной стороны деятельности заводевих
организаций. Уборка урожая в полеобных
хозяйствах и работа столовых, заготовка
лома черных металлов и расширение тор-
говой сети ореов, закладка коллективного
сада рабочих и организация медицинской
пемоши, выполнение предложений рабочих
и развертывание культурно-просветительной
работы среди населения,—всем этим запи-
мается исполком городского Совета.
	Руководители исполкома бывают на
прелприятиях, знакомятся с состоянием дел,
бесехуют с рабочими, выступают в цехах
© отчетными докладами о деятельности ис-
полкома.

С другой стороны, руководители крупных
заводов принимают непосредственное уча-
етие в работе Совета, присутетвуют на за-
сетаниях исполкома. В составе самого Со-
	вета много представителей коллективов
промышленных предприятий. Так, среди
коллектиРа ‘завода имени Пзержинекого
	69 лепутатов городского Совета. На других
предприятиях тозола-——около. 150 депутатов.
	EYELET TE EE Ea
	инициаторами проведения массовых 6п9р-
тизных соревнований и празлников, опор-

тивных вечеров и встреч мололежи в ма-
стерами спорта. Необходимо веемерно раз-
вивать туризм, проводить массовые выезды
молодежи за город, однодневные экекурейи,

велопробеги, походы на лодках и шлюл-
	ках.

I.
	С длоклалом по второму вонроеу ва пло-
нуме выступил секретарь  Переяслав-
Хмельнинкого райкома JRCM Укратии
тов. Жук Г. Е,

Пленум отметил, что KOMCOMOABUBI If
молодежь района под руководством пат-
тийной организации активно участвуют в
решении хозяйственных и политических
задач, стоящих перед районом. На основе
борьбы за дальнейшее укрепление колхо-
зов, улучшение политико-воспитательной
п культурно-просветительной работы ок-
репли связи комсомольских организаций с
молодежью, численно выросла районная
комсомольская организация.

Вместе с тем пленум отметил, что в ра-
боте райкома комсомола и многих первич-
ных комсомольских организаций района
имеются серьезные недостатки. Комсомоль-
ские организации недостаточно участвуют
в развертывании социалистичеекого еоревно-
вания среди молодежи, в работе по укрупне-
нию колхозов. Врупные недостатки име-
ются в постановке политического проевеще-
ния комсомольцев и молодежи, в культурно-
массовой и физкультурной работе. Райком
комсомола недостаточно руководит первич-
ными комсомольскими организациями.

Пленум подчеркнул, что главной задачей
районной комсомольской организации яв-
ляется дальнейшее улучшение работы по
коммунистическому воспитанию молодежи.

Райком, первичные комсомольские opra-
низации призваны вести умелую и разн»-
сторюннюю политическую и организатор-
скую работу по мобилизации молодежи ча
оказание активной помощи партийным 0)-
танизациям и советским ортанам в борьб
за, дальнейший под’ем социалистического
сельского хозяйства,

Комеомольские организации должны пэи-
нимать автирное учаетие в работе по ук-
рупнению колхозов, оказывать помощь
партийным и советекимх органам в. рад9т®
по пропаганде и внедрению достижений
науки и передового» опыта в сельском х9-
зяйстве, подготовке и переподготовке мас-
совых колхозных и совхозных кадров.

Перед райкомом комсомола поставлена
задача улучшить руководство школьныхи
комсомольскими и пионерекими организа-
пиями, направлять их деятельность на ока-
зание еще более активной помощи дирек-
торам и учителям в борьбе за глубокие и
прочные знания и укрепление дясциплины
учащихся,

Райком комсомола, комеомольские орга-
низации обязаны обеспечить дальнейшее
улучшение постановки политимеского про-
езещения комсомольцев и мололежи. В по-
	литическую учеву нужно вовлекать He
только комеомольцев, но и молодежь, He
состоящую в’ комсомоле, 06060 внимание
надо .уделить., подбору и обучению кэдрсз
пропагандистов кружков и политикол.

Пленум обязал райком улучитить руко-
BOICTBO первичными комсомольскими орга-
низациями. Райком комсомола обязан 06ес-
печить широкое развертывание критики и
самокритики в районной комсомольской ор-
ганизации, всемерно растирять и укрел-
лять свои связи с массами молодежи, улуч-
шать работу по приему в комсомол перело-
вых юношей и девушек.

Пленум обязал Киевский обком комсомо-
ла улучшить руководство районной комго-
мольской организацией, больше помогать
райкому в организации массово-политиче-
ской и культурно-проеветительной работы
	среди молодежи,
	по блЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ
	«Безответственные строители»
	Пот таким заголовком в «Известиях»   товского института повышения квалифика-  вылеляет рабочую силу на строительетво
	августа было
	опубликовано письмо   ции работников меетной промышленности.   основного корпуса здания института, Dee
курсов 0 мелленном Управляющий трестом  «Ростовстрой»   работы, предусмотренные договором на этот
	строительстве жилого дома и злания Рос-   тов. Цибизов сообщил редакции, что трест   год, будут выполнены.
	Новый этап советского
	строить это гигантское сооружение. Неве-
рующие и сомневающиеся, милости просим
убедиться, — Днепровская гидроэлектростан-
ция вступила в строй!»

Новые сооружения на Волге превзойдут
по своим масштабам и темпам все то, что
было раньше. Но многие трудности, которые
когда-то волновали людей Днепростроя и
весь советский народ, теперь благодаря
мощному развитию сталинской индустрии и
огромному опыту выращивания советеках
квалифицированных кадров во многом
отпадают. Советские инженеры, техники и
квалифицированные рабочие изучили И
практически освоили самые разнообразные
строительные механизмы и машины, при-
обрели ценные навыки. На новых стройках
основной костяк составят зрелые работ-
ники. ‘Это отнюдь не снимает вопроса о
форсированной подготовке новых кадров
строителей.
	В совершенно ином свете представляет-
вя сейчас и вопрое об оснащении строи-
тельств механизмами и машинами еще не-
бывалой произродительноети. Их даст наша
могучая промышленность. Мы можем осна-
стить строительства любыми механизмами,
машинами, турбинами, генераторами, вее-
ми видами высоковольтной аппаратуры и
арматуры, изготовленными на отечествен-
ных заводах. ,
	Буйбышевекое и Сталинградское строи-
тельства потребуют 06060 мощных и 00-
вершенных типов оборудования. Широкое
применение получит метод гидромеханиза-
ции, дающий чрезвычайно большой э0-
фект при перемещении и укладке громад-
ных количеств грунта, особенно песчаного.

Работы на обоих строительствах должны
итти круглосуточно и беспрерывно в те-
чение всех пяти лет, по веем производ-
ственным звеньям. Так организовать рабо-
ту — задача очень сложная, но она, несо-
мненно, окажется посильной для крепких
коллективов новых строек.
	[еслогические условия волжеких створов,
несомненно, сложнее днепрорРеких, поэтому
строителям волжеких гидростанций пред-
стоит разрещить сложный вопрос об осно-
ваниях гидротехнических сооружений,
	Строительство Вуйбышевоекой и Сталин-
градской гидроэлектростанций является ог-
ромным событием в жизни нашей Родины.

Новые грандиозные стройки, вдохнов-
ленные гением Сталина, являются вели-
чайшим актом мира, который будет понят
и оценен люльми доброй воли на всём
земном шаре. В то время как монополиеты
США и других капиталистических стран
грабят трудящихся, расходуя огромные сум-
мы на ведение разбойничьей войны в Ворее
и подготовку новой мировой войны, совет-
ский народ начинает строительство двух
гидроэлектростанций с общей установлен-
ной мошноетью почти 4 миллиона киловатт.
Ежегодно около 20 миллиардов  кило-
ваТТ-часов элецтрической энергии будет
направляться на нужды промышленности,
сельского хозяйства, транспорта, городов,
ва орошение обширнейших степных прост-
ранетв, на обслуживание бытовых и куль-
°®Фурных нужт советских людей.
	Постановления правительства о соору-
жении новых электрогигантов на Волге
являются законом и должны, быть вынол-
невы в срок и в полном об’еме. Это тре-
бует неослабного напряжения сил от всех,
кто будет прямо или косвенно участвовать
в предетоящих строительных работах.
	Вав известно, кажлая из строек должна
быть завершена в течение пяти лет. Та-
кой же срок был предоставлен строитель-
ству Лнепровекой ГЭС. Ho Куйбышев-
ская и Сталинградская гидроэлектростан-
ции значительно превосходят Днепрогэс.
Почему же теперь оказалось возможным
установить такой короткай срок для соору-
жения двух новых ‘гигантов на Волге? Or-
вет на этот вопрое мы находим в небыва-
лом прогрессе советской науки и техники.
	бели раньше на наших строительетвах
ебередоточивалиеь. целые армин рабочих,
TG теперь положение резко изменилось. Это
ярке видно на примере тех строек, като-
рымя я руководил.

В 1914 году была построена под Мо-
сквой первая в России районная электро-
станция на торфе — «Электропередача»
(ныне ГРЭС имени Клаесона в системе Мос-
энерго). Эта’ станция строилась 225 ра-
бочих лней. На каждый уставовленный
	гидоозлевктростроительства
	Академик А, ВИНТЕР
		группы учащихся вуреов 0 медленном
	стигается значительная экономия топлива,
снижаются капитальные затраты и себе-
стоимость электроэнергии; ускоряютеся тем-
пы наращивания мощностей; резко повы-
шаетея надежность электроснабжения и

электрификации всех отраслей народного
хозяйства.
	Перед советскими энергетиками стоит
неотложная задача промышленкого о6вое-
ния- высоковольтных электропередач такой
мощноети и дальности, какие в мировой
технике еше не встречались.
	Предетоит разработать экономические
методы регулирования режимов электропе-
редач, методы повышения их пропускной
способности, изучить новые электрические
явления, которые могут возникнуть в ли-
ниях электропередач столь значительной
протяженноети. найти способы уменьше-
	НИЯ потерь энергии в линиях,
	Советские энергетики должны  разрабо-
тать рациональную структуру - п. режимы
мощного об’единения энергетических си-
стем.
	Широким коллективам специалистов
предстоит решить научные вопросы разви-
тия ‘энергетики промышленности, сельско-
го хозяйства, транспорта и городов. Много
предстоит сделать в области автоматизация
и телеуправления эксплуатацией энергети-
ческого хозяйства, изготовления уникаль-

ных турбин, генераторов н другого энерго-
оборудования.
	Необходимо,. чтобы Академия наук СССР
со вееми своими специализированными
научными институтами в центре и в рес-
публиках об’единила мощные коллективы
учепых и новаторов промышленности для
решения отдельных научных задач, свя-
занных со строительством электрогатантов
на Волге. Каждый воветекий ученый, епе-
циалист обязан тпабематривать волжекие
стройки как свое родное, кровное дело.
	Размах предстоящих работ поистине
грандиозен и потребует огромного напря-
жения сил и воли соватеного народа. Лю-
хи сталинской закалки, советские патрио-
ты, умеющие сочетать науку и практику,
несомненно, совершат новые  гороические
трудовые подвиги во славу нашей Родн-
ны, во имя мира во всем мире.
	паши энергетики, как и все советские
люди, глубоко уверены в том, что вели-
кие сооружения сталинской эпохи — Куй-
бышевекая и Сталинградекая гидроэлектро-
станции будут возведены в срок и буцут
служить советскому народу века, $
	киловатт былое затрачено более 220 чело-
веко-дней.

Шатурскую ГРЭС имени В. И. Ленина
мы построили в 1925 году за 500 дней.
Эта етанция сооружалаеь. в трудных yt-
ловиях. Но вее же установленный кило-
ватт Шатуры потребовал меньше 200 че-
ловеко-дней.

Наконец, в 1932 году Днепрогэе был
построен за 1.500 дней, © затратой всего
37 человеко-дней на один киловатт, несмот-
ря па большую трудоемкость строительетва.
гидроэлектростанции вообще.

На примере этих трех сооружений вид-
на огромная роль механизмов в ускорении
темпов строительства и сокращении числа

занятых рабочих,

Строительство Днепровской гидроэлевктро-
станции испытывало большие трудности
H3-38 недостатка квалифицированных кад-
ров. Нриходилось готовить их в процессе
работы. Очень плохо было е производетвом
строительных машин и механизмов, а так-
же энергооборудования.
	Строительство мощной Днепровекой гид-
роэлектростанции и промышленного ком-
	оината было явлением поразительным В.
	стране, воторая TOTSKO-UTO ветупила He
путь ‘индустриального развития. Поэтому
завершение строительства Днепрогэса было
событием не только для нашей Родины, но
и для всего мира.
	hank издевалась буржуазная печать над
желанием большевиков построить крунней-
шую в мяре гидроэлектростанцию! Верный
соратник великото Сталина, руководивший
в то время созданием тяжелой индустрии,
Серго Орджоникидзе, выступая 10 октября
1932 года на открытии Днепровской гид-
раэлектростанции имени В. И. Ленина,
сказал: «Эта станция построена нашими
силами, и ома самая большая станция EO
всем мире. А сколько было хныканий ере-
ди маловеров, сколько было злорадества по
ту сторону границы, Еогла мы начинали