СРЕДА, б СЕНТЯБРЯ
	1950 г. № 212 (16361)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУЛЯШИХСЯ СССР
	Планы английских —
` колонизаторов в Малайе
терпят крах
	ПРАГА, 5 сентября. (ТАСС), Вак пере-
дает корреспондент агентства Телепресс
из Пекина, в совместной  лекларации
Центрального Комитета коммунистической
партии Малайи и штаба малайской нацио-
нально-освоболительной армии говорятея о
том, что нанионально-освоболительное двп-
жение в Малайе сорвало планы англий-
ских колонизаторов, направленные на бы-
строе уничтожение малайской революцион-
ной армии.

В конце декларации Центральный Воми-
тет коммунистической партии Малайн и
штаб  малайской  национально-освоболи-
тельной армии призывают малайский на-
ред героической борьбой добиться еще 80-
лее крупных побед.
	3 Польше закончилась
кампания по борьбе
с колорадским жуком
	ВАРШАВА, 5 сентября. (ТАСС). В свя-
зи с проникновением в западные и север-
ные районы Польши колорадекого жука,
сброшенного американскими самолетами на
территорию Германской демократической
республики и Чехословацкой республики,
служба охраны растений начала 22 мая
с. г. массовую кампанию по ликвидации
колоралского жука в Шепинском, Познань-
ском, Вроцлавском и частично Быдгощ-
ском и Гданьском воеводствах.

Для борьбы с колорадеким жуком было
использовано огромное количество химиче-
ских и технических средств, причем ре-
шающим фактором, обеспечившим успеш-
Hoe проведение этой работы, явилась по-
мощь Советского Союза, который направил
в Польшу специалистов и доставил боль-
moe количество химических средств и
технического оборудования. Для ликвида-
пий колорадского жука было использовано
около 10 тые. различных аппаратов, в том
числе 200 тяжелых моторных и трактор-
ных опрыскивателей, и израсходовано 800
тонн химических средств.

В обнаружении очагов  колорадекого
жука на картофельных полях приняло
участие около 25 тыс. технических групп
службы охраны растений и около 8 мил-
лионов жителей городов и сел.

Всего на территории Польши было обна-
ружено около 10 тыс. очагов колорадского
жука, которые полностью ликвидированы.
	Правительственный кризие
в Ираке
	ЛОНЛОН, 5 сентября. (ТАСО). Вак пере-
дает. корреспондент зтентетва Рейтер из
Багдада, премьер-министр Ирака Тевфик
Сувейди представил заявление 06 отставке
своего правительства исиолняющему обя-
занности регента Ирака эмпру Зайд аль-
Хусейну. Как заявил представитель ирак-
ского министерства иностранных дел, за-
явление of отставке было подано еще
27 августа и направлено регенту Ирака
Абдул Иллаху, находящемуся в настоя-
щее время в Лондоне. Представитель ми-
нистеретва иностранных дел ничего не со-
общил о причинах отставки. `
	Гибель американскего
самолета
	БЕРН, 5 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает швейцарское радио, самолет типа «Да-
кота» разбилея нал штатом Нью-Йорк че-
рез минуту после вылета е аэродрома. Из
23 человек. находившихся на борту. са-
	молета. 14 убито, остальные ранены.
		  ©
		Студенты в борьбе за мир
	с борьбой корейского народа против амеря-
канских интервентов, за свободу, единетво
и независимость своей родины.” Участники
коегоесса тепло приветствовали посланцев
корейского студенчества. прибывших в
Прагу с полей сражений против американ-
ских интервентов. Кюнгреее решительно
заявил: «Руки прочь ot Ropen!».
	рторой конгреесе МСС можно смело на-
звать конгрессом молодых борцов за мир.
Представители прогрессивного студенчеет-
ва капиталистических и  колонпальных
стран рассказывали в своих выступлениях
0 формах и методах борьбы за мир, о своем
опыте участия в кампании по ебору поз-
пиеей под Стокгольмеким  Воззваннем.
Боевой дух парит, например, ереди сту-
денчества Италии, где живут традиции
Гарибальди, традиции борьбы прогив фа-
шизма. Сейчас, когла итальянские марио-
нетки Уолл-стрита пытаются возродить фа-
шизм и впутывают страну в агрэесивные
планы американского империализза, италь-
яиское прогрессивное студенчество вместе
с0 в ем народом особенно активно боретея
за мир и напиональную независимость
етраны. Студенты организуют демонетра-
ции, забастовки, проволят сбор подписей
01 Воззванием о запрешении атомного
оружия.
	Б Англии и США, несмотря на происки
реакционных лидеров студенческих орга-
низаций, все больше и больше юношей и
девушек вступает в ряды великой армии
сторонников мира. Характерно, взпример,
что под Стоктольмеким Воззванием  поста-
вили свои подписи 50 процентов студентов
Оксфорда (Англия). Представители  про-
грессивного студенчества США поиехали в
Прагу, несмотря на препятетвия. которые
чинили им американские власти. Среди
студентов США растет протест против про-
водимой американскими  империалистами
политики войны и агрессии. Лозунг «Руки
прочь от ЁВореи!» подхватывают весе 6o-
	лее широкие массы американской  уча-
щейся мололежи.
	‘Студенты стран народной лемократии
сообщили конгрессу об успехах высшего
образования в этих странах. об активном
	участии студентов в строительстве социз-
ЛИЗМЗ.
	С огромным вниманием прослушал кон-
гресе выступления представителей совет-
ского студенчества. Участники конгресса
горячо встречали сообщения 0 новых
огромных достижениях советского народа в
мирном созидательном труде, в борьбе за
коммунизм. Посланцы демократического
студенчества выразили свое восхищение ус-
пехами советской высшей школы. Каждое
упоминание имени великого Сталина ветре-
чалось бурей аплотисментов.
	О Сталине, о Советском Союзе говорили
в своих выступлениях поляки и китайцы,
немцы и индийцы, корейцы и кубинцы.
Это была волнующая демонстрация любви
и, признательности демократической моло-

дежи Советскому Союзу и товарищу
Сталину.
	Большое внимание конгресс уделил борь-
	НОИИИНОИЕИИЕИИИИИИНЕИИИЕИИ
	В августе 1950 года в Прагу со всех
концов земного шара с’ехались посланцы
демократического студенчества, борцы 3a
мир и дружбу между народами.
	Трудно было найти место, более полхо-
дящее для Всемирного конгресса студентов.
Прага — город, олицетворяющий codow
древнюю культуру, и в 10 же время — это
столица молодо народно-демократическогм
государства. Прага знаменита своим Карло-
вым университетом, который был основан
значительно раньше открытия Америки.
Студенты Праги имеют богатые и славные
традиции. Это отсюда осенью 1939 года на
весь мир прозвучал призыв студентов к
борьбе против фашизма. Пражекие сету-
денты, восставшие против гитлеровского
мракобесия, пролили свою кровь за ©в0бо-
ху, науку и прогресс. Передовое студенче-
ство всех стран свято чтит память своих
пражских коллег, погибших в этой борьбе.
	17 ноября — день антифашистского вы-
ступления пражеких студентов отмечается
BO BCeM мире как традиционный Междуна-
родный день студентов. В августе 1946 гч-
да в Праге состоялся первый послевоенный
Всемирный конгресе студентов, на которо\
был основан Международный союз етуден-
тов (МСС). В то время союз об’единял пол-
тора миллиона студентов 38 стран. 3a че-
тыре года своей деятельности МСС прочно
занял свое место в общем строю веемирного
фронта борьбы за мир. Вместе с ростом сил
сторонников мира росло влияние МСС на
широкие массы студентов. В работе второго
конгресса, состоявшегося в Праге 14 — 23
августа 1950 года, приняли участие 452
делегата, 160 наблюлателей и большое ко-
личество гостей, представлявшие 5 миллио-
нов 920 тысяч студентов 78 стран.
	Ha конгрессе были люди самых разлиз-
ных политических взглядов и религиозных
убеждений—коммуниеты, социзлиеты, коя-
серваторы, католики, православные, му-
сульмане. Многие делегаты проявили себя
в борьбе против фашизма, в борьбе за MAD
и свободу народов, многие являются актив-
ными сборщиками полниеей под Стокгольм-
ским Воззваняем.

В составе. делегации созетекомо cryzen-
чества были посланцы всех союзных совет-
ских республик, Герои Советского Союза и
Герои Социалистического Труда, отличники
учебы и активные общественные деятели,
представлявшие многомиллионную армию
советского студенчества.

Можно’ сказать, что конгресс был в
центре внимания международной демокра-
тической общественности. На нем присут-
ствовали представители Постоянного Воми-
тета Всемирного Конгресса сторонников
мира, Всемирной федерации демократиче-
ской молодежи, Международной демократи-
ческой федерация женщин и других орга-
низаций.

В центре работы конгресса находился
вопрос о борьбе за мир. Большое внимание
уделил конгресс корейскому вопросу. 05-
	сужление этого вопроса вылилось в яркую,
	вюлнующую демонстрацию солидарности
демократического студенчества везго мира
	бе за, демократизацию образования и удо-
влетворение насушных нужд студентов.
Делегаты говорили о том, что на кафедрах
университетов и колледжей США, Италии,
Западной Германии и других стран подви-
заютея реакционные профессора и препо-
даватели, проповедуюнгие фашистские «те-
орин», пропагандирующие расизм и нена-
виеть к другим народам. Университетское
образование в капиталиетических странах
‚все больше пронизываетея духом милита-
ризма. Правительства США, Англии, Фран-
non, Италии и других капиталистичееких
стран подчиняют образование преступным
планам подготовки ройны. Делегаты кон-
гресса приводили многочисленные факты и
нримеры, евидетельствующие о росте ас-
сигнований на подготовку к войне и сокра-
щении расходов на образование.

На конгрессе нашлась немногочисленная
группа реакционных делегатов, в состав
которой входили лидеры национальных
союзов студентов Англин, Дании, Шетлан-
дии, США п некоторых других стран. Эта
реакционная группка пыталась сорвать
успешную работу конгресса, увести его от
обсуждения главного вопроса — вопроса о
борьбе за мир. Они выступили против
Стокгольмского Воззвания, заявив, что оно
«недостаточно широко»... Они защишали
фашистский режим Тито, обвиняли МСС в
TOM, что он якобы незаконно порвал отно-
шения с предателями из союза «Народной
молодежи Югославии». и предлагали отме-
нить это решение. Конгресс дал решитель-
ный и елинодущный отпор реакционерам,
заклеймив их как раскольников единетва
стулентов и пособников поджигателей
Войны. : Е
	Главная резолюция конгресса о задачах
МСС в борьбе за мир, национальную неза-
висимость народов и демократизацию обрз-
зования была принята подавляющим боль-
MAHCTBOM голосов. Конгресс единоглаено
принял обращение ко всем студентам мира,
в котором призывает студенчество усилить
борьбу за мир.

В честь второго конгресса МСС в Праге
были проведены различные спортивные я
культурные мероприятия, конкурвы музы-
кантов - исполнителей, была организована
выставка о высшем образовании и стузен-
ческом движении, лемонётрировались кизо-
фильмы многих стран. В спортивных сорев-
нованиях приняли участие 325 спортеме-
нов. Советские” спортсмены заняли первое
командное место и первые места по всем
видам спорта. В артистических конкурсах,
проволившихся в честь конгресса, советские
участники также заняли первые места.
	Бторой Беемирный конгресс студентов
наметил широкие задачи студентов в ботъ-
бе за мир, национальную независимость на-
ролбв и демократизацию образования.

Етинодущие, с которым студенческая мс-
лодежь провела Пражский конгресс, являет-

ся залогом того, что ее борьба увенчается
успехом.
В. ВДОВИН,
	член совета Международного
	союза студентов.
	поселок в лесу
	Кремля
	Совсем недавно здесь был густой лес.
Но явились сотни рабочих и стали валить
вековые леревья, сооружать первые жиля-
ща для строителей. Быстро росли здания,
образуя одну улицу за другой.

Часть домов поетупает сюда в почти
готовом ‘виде,— их необходимо только 6о-
брать. Часть сооружается на месте, Для это-

го был создан стройдвор, оборудованный ма-
пгинами. станками.
	Рано утром большинство жителей пэ-
селка поездом узкоколейки выезжает в
глубь леса, гле находятся передвижные
электростанции, электропилы, «лесные
танки» — трелевочные тракторы «КТ-12»,
лебедки и pyrite механизмы. Оставшиеся
	продолжают строительство поселка. Рабо-
ты ведутся повсюду.

Ралостно ходить по улицам  Чалны.
	Солнце золотит еще не успевшие потем-
неть тесовые крыши; стены домов издают
смолистый запах. На углах прибиты ду-
щечки с названиями улиц: Первомайская,
Тесная, Центральная, Трудовая, Заречная...
	Большими окнами смотрит на площадь
школа: детям лесорубов не нужно никуда
уезжать. для учебы. Строители поселка
особенно торопились построить школу, Ma-
газин, аптеку, врачебный пункт, детские
ясли.

В поселке есть клуб. Но он уже мал.
Сейчас сооружается новый, с большим за-
лом, с комнатами для кружковых занятий,
библиотеки, радиоцентра.

Электростанция поселка приводит в двя-
жение моторы электрокранов и другие ме-
ханизмы, е помощью которых древесяна
разделывается и грузится на платформы и
автоманяны.
	...Вечереет. В лесу за Чалной раздается
гудок паловоза.-— это лесорубы всем кол-
	Реставрация
	Залюнчены основные работы по рестав-
рации стен и башен московского, Кремля—

одного из  драгоценнейших памятников
русского зодчества ХУ века.

Построенный более 450 лет назад, дрэз-
	ний Кремль являлея первоклассным укреп-
	лением, каменной твердыней. Он достигает
в окружности почти трех километров’ и
расположен в виде огромного треугольни-
ка. По красоте и богатству, по величию
архитектувных форм, в которых ярко отра-
жен народный характер, с московоким
Кремлем не может сравниться никакой
друтой исторический ‘архитектурный па-
MATHER,

За истекшие столетия сооружения Крем-
ля неоднократно подвергались реставрации
и переделке. Особенно большие восстачо-
вительные рабты производились после
изгнания в 1812 голу из Москвы Нацолео-
на, по приказу которого были взорваны
несколько башен и часть стен. Однако все
ремонтные и реставрационные работы по-
CHIH поверхностный характер и в боль-
шинетве своем плохо согласовались с. тре-
бованиями исторической ’ точности. 3a
последние же 80 лет крупных работ здесь
вообще не велось.

По решению Советского правительства к
реставрации московского Ёремля было при-
ступлено в 1946 году. За прошедшие че-
тыре года коллективу каменщиков, гра-
нитчиков,  каменотесов,  жестянщиков и
верхолазов пришлось проделать поистине
огромную работу. В стены и башни Иреч-
ля было уложено около 600 тысяч штук
_ кирпича повышенной прочности, специаль-
но изготовленного по сохранившимея 06-
разцам. На покрытие шатров башен из-
	С каждым годом советская художествен-
ная литература все больше обогащается
‘произведениями, смело, по-новаторсеки раз-
рабатывающими острые, жизненно-важные
проблемы современности, Своей боевой це-
леустремленностлью, жизнеутверждающей и
мобилизующей силой эти произведения на-
ходят путь в сердцам миллионов советских
читателей, получают живой, действенный
отклик у нашего варода.

Ё числу таких произведений можно с
полным основанием отнесли роман сибиреко-
го писателя Алексея Кожевникова «Живая
вода»*). Боевой по теме, роман этот поевя-
щен ралостному сегодня и волнующему
завтра, которое создают своими руками
простые люди нашего самого передового в
мире социалистического сельскего хозяй-
ства.

На Белозерский конный завод, табуны
породистых коней которого пасутся в не-
обозрямых хакасских степях, приезжает
новый директор Степан Прокофьевич dy-
тонин. Развитие хозяйства завода тормо-
зится из-за суровых природных условий —
в степи бушуют дикие ветры, зной иссу-
шает землю. Это заставляет коммуниста-
хозяйственника с первых же дней крепко
задуматься над будУним своего завода. dy-
тонин смело вотупает в борьбу со стихией.

Он знает, что борьба будет трудной,
папряженной, что только сильные духом
выдержат зто испытание. Глубоко верит
Тутонйн в творческую силу и разум CO-
ветского коллектива. дпираясь на помощь
опытной станции орошаемого земледелия,
в тесном содружестве с партийной и ком-
сомольской организациями, он строит в
степи водоемы, орогительную систему, ор-
ганизует поливное земледелие, сажает лес-
ные полосы, выращивает сады, парк, нод-
нимает плодородие сенокосных угодий. За-
	*) Алексей Кожевников. «Живая вода»,
	Роман. «Звезда» № 1 и 2— 1350 г.
Изд-во «Советский писатель». . 1950.
	Стр. 512. Тираж 30.000. Ц. 11 р.
	левтивом после трудового дня возвращают-
ся ломой.

Электропильщик Вяйно Сауко после
ужина садится к радиоприемнику и н3-
странвается на Москву. Столяр Карл НаЕ-
ко проводит часы досуга в заботах о своем
хозяйстве. Как и многие лесорубы Шуй-
ско-Виланского леспромхоза, он выстроил
здесь, в Чалне, собственный домик в три
комнаты, получив для этого ссуду в de-
сеять тысяч рублей.

Дома индивидуальных застройщиков ©5-
разовали целую улину. Лесорубы охотно
обзаводятся собственным жильем. Наветрз-
чу их желаниям идут администрация лаз-
промхоза и государство. Десоруб может
приобрести готовый дом, поставленный
леспромхозом, или получить долгосрочную
ссуду на строительство,

Недавно трудящиеся Шуйско-Виданско-
го леспромхоза узнали, что их новый п0-
селок Чална Указом Президиума Верховна-
го Совета Карело-Финской ССР отнесен к
категории рабочих поселков.

И еще одна новость радует жителей
Чалны: сюда из Петрозаводска переводитея
лесотехническая школа мастеров. }

Дорогу в новый ‚лесной поселок знают
уже многие работники лесной промышален-
ности. Трест «Южкареллес» организовал
	здесь свою курсовую базу. одесь же H2-
давно обучались лесные  электромехани-
RH, собирались для пополнения своих знз-
ний инженеры  леспромхозов. Сейчас в
Чалну на учебу прибыли механики’ лесо-
заготовительных предприятий.
	Новый населенный пункт тфеспублики
обрел все права гражданства.
	Ник. КОНОВАЛОЬВ,
соб. корр. «Известий».
	Поселок ЧАЛНА. Карело-Финская ССР.
	МОСКОВСКОГО _
	расходовано более 100 тысяч штук глази-
рованной цветной черепицы, по’форме и
цвету отвечающей древней. Полностью 0б-
новлены белокаменные и кирпичные детз-
ли; восстановлены медные позолоченные
подзоры — металлические кружева; сдела-
ны заново из позолоченной мели Флюгезы.
	эначительные восстановительные радо-
ты произведены в_верхней ходовой части
стен и башен Кремля, в так называемых
«гульбищах». Пришедигий в полную негод-
ность настил пришлось заменить новым
волонепроницаемым покрытием. = Заново
	установлены белокаменные лотки для сто-  .
	Ка воды; на ряде участков обновлен вы-
ветризшийся вирпич.
	Особенно большую трудность предетав-
ляла реставрация одной из наиболее выго-
	ких башен -— Спасской. Бее работы здезь
	нужно было производить так, чтобы ни на
одну минуту не остановилея ход ‘огромных
	золоченых стрелок, не нарушился мелодич-
ный бой часов, который ежедневно слуша-
ют миллионы людей, Реставраторы в ко-

роткий срок успешно справились с этой
залачей.
	На башнях полностью восстановлены все
недостающие белокаменные фигуры зверей,
аллегорические статуи, обелиски. Узкие
стрельницы башен, превращенные еще ири
Петре [ в широкие окна, снова имеют
свой первоначальный вил. Сейчас все
19 башен Кремля приняли нарядный древ-
ний облик. Выделяются своей красотой
Спасская, Сенатекая, Никольская, Арсе-
нальная, Троицкая, Боровицкая, Водовзвод-
ная, Петровская и Набатная башни,
	А. СИНИЦЫН.
	К отказу Полю Робсону`в выдаче заграничного паспорта
	сану и его адвокату во время двухчасовэй
беседы 23 августа в паспортном отделе го-
сударственного департамента.

Поль Робсон и его адвокат обвиняли го-
сударственный департамент в произвольном
нарушении прав Робсона. Робсон просил го-
суларетвенный департамент слелать опреля-
ленное заявление о причинах таких 1ей-
ствий, которые озновавы просто на прел-
положении, что поездка Робеона за грани-
цу принесет ущерб интересам правитель-
ства США. -

Представитель государственного департз-
мента заявил, что если Робсон не согла-
сится воздерживаться от критики обраше-
ния © американскими неграми и внешней
политики американского правительства во
время его пребывания за границей, то госу-
даретвенный департамент не изменит cBoe-
	власть в сибирских oTporax Саян. Весь
путь его жизни — это путь честного, пре-
данного своей Родине, бескорыетного тру-
женика. Он работает главным смотрителем
на конном заводе и пользуется непререкае-
мым авторитетом среди табуншиков. В
этом образе, как в фокусе. сконцентриро-
ваны лучшие качества передовых люлей
старшего поколения Хакассии. В дружной
семье народов ‘Советского Союза хакагы
не чувствуют себя ‘окраинными жителя-
ми — они полноправные граждане велл-
кой социалистической державы, активные
участники строительства коммунизма.

Жена Урсанаха старая Тойза — также
обаятельный образ. Она еше не избави-
лась от пережитков прошлого, часто вету-
пает в спор сама с собой, но это уже не
темная, забитая женщина, уделом которой
в прошлом было  безотчетное,  покорнуе
служение мужу. Рялом со старой Той-
30H — ее дочь Аннычах Вучендаева. Юная,
смелая, она работает бригадиром табун-
manos. Аннычах отлично справляется с
трудным делом. Дочь степей, она любит
суровую природу, быструю. как ветер.
верховую езду.
	Но скоро Аннычах убеждается, что 523
знаний жить и хорошо работать нельзя.
Несмотря на недовольство матери. боящей-
ся отпустить от себя елинственную дочь,
Аннычах уезжает учиться на курсы лего-
волов. Она побывала в Каменной степи
близ Воронежа, в Москве. на берегу моря
и вернулась в родные степи с непоколе-
бимой решимоетью преобразить их. Она
становится первым помощником лиректора
завода Лутонина. В конце романа мы ви-
jam ее зрелой работницей, ясно понимаю-
шей CMBIC] жизни.
	А. Кожевников хорошо знает то, 0 чем
пишет. Роман убеждает читателя, что зв-
тор знаком C жизнью и бытом людей
Хакассии не понаслышке. Зоотехник Павел
Миронович Орешков, молодой агроном Иртэн
Ивкижекова, комеорг Тохпан, ирригаторы
Иван Титыч и Миша Коков, табунщяки
Чудогашев и Боргояков — это живые лю-
ци, каждый со своим характером, со своими
наклонностями. Они ваюблены в свое дело,
увлечены горячим стремлением преобразать
поля родной Xanaccag.
	ПРАГА, 5 сентября. (ТАСС). По сообще-
нию агентства Телепресе из Нью-Йорка,
государственный департамент США инфор-
мировал Поля Робсона, что он не получит
заграничного паспорта, если не полпяшет
заявления с обещанием не выступать за
границей.

Представители паспортного отдела госу-
дарственного департамента заявили также
Полю Робсону, что его заграничный пас-
порт был аннулирован 4 августа, накану-
не его от’езла за гранипу с целью выступ-
ления на митингах и концертах. Государ-
ственный департамент считает, что осуж-
хение Робсоном обращения с американски-
ми неграми должно ограничиваться преде-
лами США, как если бы это было семейное
дело, и оно не должно обсуждаться за гра-
нипей. Все ‚это было сообщено Полю Роб-
	жать сегодняшний день нашей Родины, &
уметь видеть ее завтрашний день, ее ире-
красное будущее — разве не в этом почет-
ная задача писателя, инженера человече-
ских душ!

Сегодня, когда колхозы и совхозы на
основе постановления Совета Министров
СССР переходят на новую систему ороше-
ния, роман А. Кожевникова будет ценным
пособием для советских людей — преобра-
зователей природы.
	Удался А. Вожевникову образ парторга
конезавода Домны Борисовны Аляксиной.
Эвакуированная во время войны в Хакас-
сию, Домна Борисовна скоро полюбила лю-
дей этого степного края, стала их другом
и наставником. Она нетороплива в выво-
дах, но решительна и до конца последова-
тельна, когда речь идет о народных инте-
ресах. Она горячо поддерживает все нове,
беспощадна ко всему старому, что мешает
движению вперед. В период, когла кон-
фликт между Лутониным и Рубцевичем s0-
стигает кульминационного пункта, Домна
Борисовна, не задумываясь, становится на
сторону Лутонина. Она едет в райком пар-
тии, добивается вмешательства обкома пзр-
тии, твердо веря в правоту дела, которое
защищает.

Домна Борисовна хорошо знает, что но-
вая большая жизнь не дается без труда.
«Люди все время илут через нельзя. — го-
ворит она.— Давно ли нельзя было летать?
Когда-то даже обогреться не умели и тоже,
наверно, думали. что нельзя. Нельзя. не-
мыслимо — это всего-навсего трудно. пока
не умеем. А не нас ли Ленин yuu,
Сталин учит, как одолевать трудности!
Мало ли несбыточного сделали советские
люди — Bee время шли через нельзя! В на-
шей стране уже завоевано бесконечное
можно... Больше думайте о несбыточном —
больше и сбулется».

В этих словах — философия произвеле-
ния. Саелуя ей, автор умело показывает.
как советские люли решительно ломают
отживигие традиции. устаревшие нормы и
порядки. И в этом — несомненное хосто-
инство романа «/ивая вода».

Превосходно показана в романе хакас-
ская семья Кученлаевых. Глава этой семьи
старый коммунист Урсанах Кучендаев с
оружием в’ руках боролся за советскую
	то распоряжения 00 аннулировании ето
‘заграничного паспорта. Робеон выразчл
свою глубокую лойяльность ‘Америке, но
заявил о своем намерении прохолжать кри-
тиковать лейетвия, связанные с вчешней н
внутренней политикой, которые во всяком
случае ограничивают конституционные
права американского нарола вбобше или
конкретно нарушают  констатупиовные
свободы и права негритянского  нарола.
	Беседа закончилась отказом госуларет-
венного департамента пересмотреть свои
тействия, если Робеон не подпишет заяв-
ления о том, что он будет молчать.

Робсон и его адвокат единодушно зая-
Вили, Что этот вопрос имеет настолько
важный характер, что должен быть немад-
ленно передан Верховному сулу США.
	Точны и выразительны описания приро-
ды этого далекого края: котловины в степи
«овальной формы, точно выдавлены боль-
шим яйцом»; «холмы мягких округлых
очертаний, будто их долго-долго ласкали,
старательно, любовно разгладили каждый
выступ, морщинку, складочку». А вот оци-
сание лесной полосы на опытной станции:
«Деревья, ограждающие сад, стояли двумя
полосами, меж которых тянулся канал, пол-
ный бегущей воды... Здесь, у внешней —
ветроударной — стороны леса, немилосерл-
по Крутило; не зная, куда деваться, ветер
бешено набрасывался на деревья, выл,
хлопал, налетал вихрем на вихрь, хватал
путников крепкой медвежьей обнимкой, то
не пускал вперед, то, наоборот, так свирено
толкал в спину, что невозможно было оста-
новиться». Природа в романе органически
входит в сюжет. Суровая, капризная, под-
даваясь силе и воле советских людей, она
усиливает напряженность действия.
	«Большой художественной выразительчо-
сти достигает автор. описывая беспокой-
ные, полуликие табуны коней. «Bor
зверь! — восклицает олин из персонажей
романа, любуясь шарахнувиимиея в сто-
рону конями.— Испугалея, побежал. оста-
новилея,— и все у него выходит красн-
BO, поглялеть любо-дорого». Такое же чуз-
ство испытывает и читатель. знакомяесь се
	превосхотными описаниями резвых степ-
ных табунов.
	Вак на недостаток следует указать на
многочисленные повторы в романе. Живо-
писна сцена, когда молодая табуншица
Аннычах седлает полудикого коня Игрель-
ку. А на следующей странице то же самое
делает табунщик Олько Чудогашев. Сцепз
таврения жеребят также повторяется. В
производственных сценах автор допускает
излишнюю детализацию:
	Чем прочнее советский писатель связан
се народом, чем глубже он проникает в
нашу многогранную действительность, тем
ярче и убелительнее его творчество. Ро-
ман Алексея Кожевникова отличается
именно этими качествами. Он займет
достойное место в нашей советской худо-
жестванной литературе.
	Ф. НАСЕЛКИН.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	мечательный дружный коллектив совет-
ских людей, возглавляемый Лутониным,
преобразует суровую и капризную природу
хакасской степи. Это составляет главную
тему романа «Живая вода».

0браз  Лутонина — безусловная yaaa
автора. Перед читателем предстает опыт-
ный хозяйственник, инициативный рукову-
дитель. Убежденный в своей правоте, он
не отступает даже тогда, когда недальновил-
ный уполномоченный треста Рубцевич сни-
мает его с работы якобы за «срыв посевной,
потраву покосов и нарушение финансо-
вой диспиллины». Своей жене Нине Гри-
горьевне, собравшейся уезжать в другое ме-
сто и удивленной тем, что муж остается
на заводе землекопом, Лутонин говорит с
большевистской убежденностью:

— Ловольно!.. Пойми, куда толкаешь
	меня: ради того, что скажут Окунчиковы,
	погубить завод!., Для завода эти дни ро-
ковые. Завод стоит на острие: бросят
стройку — Погиб, He бросят — спасен.
Сейчас надо копать, копать. А кто же
пойлет, если я, зачинщик, дезертирую?
Нам с тобой принижать честного землеко-
па перед кем бы то ни было, стыдиться ло-
паты — дико, позорно!
	И Лутонин остается рядовым рабочим
на строительстве оросительной сети. Вме-
шательство обкома партии кладет конец
произволу бюрократа Рубцевича. Лутонина
восетанавливают в должности директора
как-раз в тот день, когда построенная оро-
сительная сеть готова дать на иссохшие
поля воду. Торжествует дело, за которое
боролся коммунист Дутонин.

Но Степан Прокофьевич Лутонин не ус-
покаиваетея на достигнутых успехах. Он
нелсволен тем, что много воды Уходит в
Енисей. Чтобы удержать ее, он строит
новые запруды, плотины, зимой наращи-
ва.. лед в руслах речек Бижа и Вамы-
шовка.

Неутомимый новатор обращает внима-
ние на то, что оросительные каналы OT-
	нимают мпого пригодной земли и мэшают
	нормальной работе сельскохозяйственных
машин,

— В самом деле, обидно, — говорит
Степан Прокофьевич своим спутникам,
когда они остановились над каналом, Ео-
торый был сух и густо зарос дикой тра-
вой.— Вот, к примеру, он... Последний
раз поливали из него больше месяца тому
назад. И до весны будет без дела.
Работает всего два-три месяца, а место
занимает круглый год. Уважаемый Ана-
толий Семенович, задайте вашим гидротех-
никам такую задачу: нужен полив — есть
канал, слелали полив — долой канал.
	Анатолий Семенович, . руководитель
вполне разделяет мнение директора коннс-
го завода: «Ведь и верно: каналы наряду
с великим благим делом приносят и вред
— отнимают. много пахотной земли, соз-
дают тесноту для ‘машин, сам канал и
закраины быстро зарастают сорняками,
получается рядом с посевами очаг всякой
заразы... Нужно так перестроить каналы,
чтобы они давали чистую пользу».
	Работники опытной станции сконетруи-
ровали  каналозарыватель, который дает
возможность людям работать по-иному:
«Сев проводили новым способом. Сначала
слелали предпосевной полив, затем по ка-
налам, кроме магистрального, пустили ка-
навозарыватель. Он завалил их, и поле,
раздробленное на маленькие участки, 0б-
ратилось в цельный массив. Тогда его
вопахали, заборонили и засеяли. А по за-
сеянному, где нужно. прошелся канавоко-
патель и сделал борозды для будущих по-
ЛивоВ».

Замена постоянных оросительных кана-
лов временными, широкое внедрение ма-
шин -— это будущее советского орошаемого
земледелия. Й в том, что А. Кожевников в
художественном произведении рассказал чи-
тателю 06 опыте нэваторов — большая за-
слуга писателя. Не только поспевать за
жизнью, не только ярко и правдиво отобра-