ПЯТНИЦА, 8 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 244 (10363)
	‚ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

1 ркое доказательство
созидательного мирного труда
советского народа
	БУХАРЕСТ. 7 сентября. (ТАСС). В ета:
	  тье, озаглавленной «Огромные мирные со-
	оружения сталинской ‘эпохи», газета
«Ромыниа либера» комментирует постанов-
ления Созета Министров СССР о строн-
тельстве Куйбышевской и Сталинградской
	  тидроэдектростанций на Волге.
		Указ Трезиднума Верховного Совета СССР
	О присвоении звания Героя Социапистического Труда
работникам виноградарских совхозов Министерства
	пищевой промышленности СССР по Грузинской ССР
(Окончание, Начало см. «Известия» от 7 сентября).
	.9. Марченко Матрене Ефимовне — звеньевой Бомборского виноградарского COB
хоза, получившей урожай винограда 125.3 центнера с гектара на плошали 5.5 тек-
	TSB.
	Бинограларского —0693%03а
	10. Мирзашвили Сергею _ Артемьевичу — звеньевому
	«Манави» им. Ваиделаки В. А., получившему урожай винограха 102.1 центнера е
	гектара на наощаали 3 гектара.
	Рост. благосостояния
трудящихея Болгарской
‚ народной республики
	СОФИЯ, 7 сентября. (ТАСС). Неувлонно
повышается благосостояние трудящихся в
Болгарской ‘народной республике.

Фонд зарплаты рабэчих. занятых в про-
мышленности, по сравнению с прошлым.
годом в03р0е на 20,3 пропента. .

Значительно повысилась покупательна
епособнесть населения. За 6 месяцев тез
щего. года было продано итерстяных т5а-
ней, обуви и ‘других товаров широкого пэ--
требления в полтора раза больше, чем 3a
тот же период проныого гола. Еще более.
значительно” увеличилась продажа иода
вольетвенных товаров.   2

Осуществляется › постепенный переход. в.
отмене карточной енстемы. Уже ‘отменена, -
нермированная продажа сахара и кони:
терских изделий, яиц. На эти товары, а“
также па хлеб. молоко и молочные pes
хуБты цены снижены.

Ла Конгрессе британогя о.
тред-юнионов
	БРАИТОН, 7 сентября. (ТАСС). Ва. сего-
дняшнем утреннем заседании Конгресса“
британских тред-юняонов в Брайтоне рзав-=
пионное руководство ‘потерпело серьезное-
пора’чение по вопросу о заработной плате.
3.949 тысячами голосов против 3.72 тысячи
голосов конгресс принял внесенную преф-..
с01030м рабочих  электропромьышленности..
резолюцию, призывающую в отказу OT Wo--
литики ограничения требований о повы®--
нии: заработной платы и требующую, что

сы правительство ввело установленный ae=
коном контроль над прибылями. ре

На утреннем заседании генсовет понес
еше одно поражение, корда конгресс отело-
нил предложение передать генсовету резое
люцию, требующую, чтобы правительство.
проводило в жизнь политику равной опла=
ты за равный труд, повысив жалование“
женщинам — государственным  служашим“
хо уровня жалования мужчин. Предетави-®
тельница ассоциации конторских служащих
государственных учреждений Б. Джонс за-
явила, чт профсоюзное движение более
60 лет тому назад приняло нринцит paB-
ной оплаты, но до сих пор ничего не ‘сде=-
лано для претворения его в жизнь, Члены”
налтего профеоюза, сказала Джонс, сыты по.
горло разглагольствованиями 9 равной oil
лате и требуют действий.

Резолюция была принята на самом кон-.
грессе 4.490 тысячами голосов против.
2967 тыгяч. Е
	Затем состоялись выборы в генеовет.
Представитель национального профсоюза
чернерабочих и. коммунальников Хэйлей
заменит уходящего в отетавку Буллока.
Представитель национального профооюза
горняков Джонс избран вместо генерально-
го секретаря ассоциации десятниеоз уголь--
ных шахт Б. Уэлша.

Все остальные члены генсовета были пе=
реизбраны. Генеральный секретарь п0ф-
союза горняков Артур Хорнер и другие про-^
грессивные кандидаты были 8: эбаллотиро-

ВЕНЫ.
	во всех странах растет и крепнет
фронт сторонников мира.
	Сбор ‘подписей под Стокгольмским Воззванием в Китае
		лось с 5 ман, до 9,5 млн., в провинции
Пинюань — с 500 тыс, до 3 млн,

Чиело подписей, собранных под Воззва-
нием в провинции Шаньси, превысило к
29 ‘августа более 2.230 тыс. человек, в
провинции Чахар — 1.400 тыс., в провин-
пии Суйюань — 520 тые.. человек. В Пе-
Roe п: Тяньцзине Воззвание подписали
2.828.343, чедовека..

(50р подписей продолжается.
	на двух станках. “Многие другие рабочие
также отметили этот день крупными нро-
изролственными успехами.

На текетильной фабрике «Поставария
Ромына» ткачиха Элизабета Христя, стаз
нз Почетную ‘вахту, улучшила качество нро-
дукции на 10 процентов.

Завод «Стяуа Рошие» благодаря работе
труляшихея на вахте мира вынолнил евой
пла на 135 прец.; количество отходов в9-
кращено вдвое.
	бег мира»
	‚ПЕКИН, 7 сентября. (ТАСС). Из провин-
ций Северного Витая и Внутренней Мон-
голии сообщают 0б успехе движения по
сбору. подписей под Стоктольмеким Воззва-
нием. В. течение 10 дней — с 25 августа
по 4 сентября -— число подписавшихся под
Воззванием в этих провинциях увеличи-
лось с 12.593 тые. ло 19.798.343 человек.

За этот же период число подпиеей под
Воззванием в нрозинции ХэбзЯ увеличи-
	_ ВУХАРЕСТ, 7 сентября.. (ТАСС), Вак пе-
редает Румынское телеграфное агентство, на
уногих бухарестеких прелприятиях трудя-
щиеся стали на. почетную вахту в честь
предстоящего конгресса сторонников. мира
Румынской народной республики,

Лозунг «Борясь за план, мы беремея за
мир» воодушевляет десятки тысяч трудя-
щихся, ставших на почетную вахту. На за-
воле имени 21 декабря токарь Мен Стефа-
нееку, став на вахту мира. начал работать
	«Велоноо
	В то время, пишет газета, как злобные
	1 Юзжигатели войны пнерзелыи к откоыфьв
	агрессия и пытаются вБергнуть человече-
ство в войну, в 10 время как американские
агрессоры зварвареки бомбят корейские -
рода и села и аесигнуют миллиарды лдол-
ларов на вооружение. большевистская пао-
тия и Советское правительство мобилизуют
советский народ на разрешение задач исто-
рянеской важности, залач, вытекающих 03
илана преобразования природы © целью пэ-
вышения жизненного уровня трулящихея.
	Указав на огремный размах работ. Ko-
торые будут выполнены в евязи с этим
гигантеким строительетвом, газета подчер-
кивает важную роль этих волжеких гилро-
электростанций в осушествлении великого
сталинского плана преобразования приро-
ды. В то время как в капиталистических
странах гидроэлектростанции содействуют
получению огромных прибылей небольцой
группой экеплуататоров, советская энер-
гетика стоит на службе всего народа,
облегчая ем трут, и ведет к созданию
изобилия материальных благ, поднимая
культурный. уровень  наседения и 16м
самым содействуя строительству коммуни-
стического общества,
	Строительство Куйбышевской и Сталин-
гралекой  гидроэлектростанций является
ярким доказательством созидательного ми?-
ного труда  советекого народа и важных
звеном на пути к строительству коммуниз-
ма. В заключение газета пишет, что г-
гантекие шаги, волорые. страна социализма
делает на пути к коммунизму, усиливзт
лагерь мира. Онн доставляют радость
всем проетым людям ‘мира, виляшим в (29-
	ветеком Союзе гарантию мира, огромную
	-Илу, которая двигает вперед истерию
цивилизанию человечества по нути невре-
пывнаго прогресса.
	Грандиозная стройка,
достойкая сталинской
эпохи
	ТИРАНА, 7 сентября. (ТАСС). 1азетз
«Верн и популлит» посвятила свою пере-
10вую статью постановлениям Совета Ми-
нистров СССР % строительстве лвух крут
нейших в мире гидроолектростанций на
Волге — в районах Куйбышева н Оталин-
		[рандиозноеть этого строительства, ло-
	втойного великой сталинекой эпохи, пишет
газета, с большой силой отражает Henccs-
кземую творческую силу советского народа,
мешный потенпиал советской ‘экономики,
	огромную заботу большевиетекой партий н.
	Генералиссимуса Сталина о советских лю-
LAX. .

Оно является вместе с тем новым ярким
доказательством ‘мирной эталинской поли-
тики, проводимой Советским  правитель-
отвом. Только такой великий народ, каким
является советекий народ, уверенно иду-
ний 5 коммунизму под руководством вели-
кой партии Ленина — Сталина, способен
создать полобные величественные творения,
что совершенно невозможно осуществить в
капиталистических странах,

Наш народ и вее прогрессивное. челове-
чество, пишет в заключение гдзета, обра-
тают свой взовы к Москве, к Сталину, pa-
	11. Нарвушвили Вапитону Нтнатьевичу — бригадиру Бемборского виноградар-
ского говхоза, получившему урожай винограда 139.2 центнера © гектара Ha пло-
	mam 11.8 тектара.
	6.3 гектара.
	SAbKMHOM Татьяне Тригорьевне — звеньевой  Бомборекего виноградарекого
получившей - урожай винограла 131,1 центнера с гектара на плошади
	Румынские трудящиеся на вахте мира
	13. Уталишвили Владимиру Иорлановичу — звеньевому виноградарского совхоза
«Пинанлалн», получившему урожай винограда 103,1 пентнера с гектара на площали
	4.9 гектара.
	14. Хелашвили Георгию Левановичу — бригалиру винограларекого совхоза «Вар-
	тзнахи», получившему урожай винограда 104,2 центнера с гектара на площади
	10.4 гектара.
	15. Хуцаидзе Михаилу Алексанлровнчу — звеньевому винограларского совхоза
	«Нинанлали», пол
шали 3.1 гектара.
	получившему урожай виногрзла 100.7 пентнера с гектара на пло-
	‚ 16. Цуцунашвили Иосифу бахарьевичу — звеньевому винограларского совхоза
«Пенандали», получившему урожай винограда 107,7 центнера с гектара на площади
	3.3) гектара.
	СОФИЯ, Г сентября. (ТАСС). Борьбе за
мир будет посвящен начинающийея сего-
дня большой велопробег болгареких спорте-

менов. Длина маршрута этого пробега—
около 1.900 километров.
	По пути следования велосипезиетов бу-
	дут устраиваться митинги трудящихев. N0-
священные борьбе за мир. Резолюции, при-
нятые участниками митингов, релосипеди-
еты доставят в Софию 20 сентября, в
день открытия  республиканокого с‘езда
сторонников мира.
	17. Эквтимишвили Георгию Иосифовичу — звеньевому винограларского совхоза,
«Маназн» им, Канделаки В. А.. получившему урожай винограла 106,4 нентнера ©
	геклала на плошалн 3,2 гектара.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Секретарь Президиума
Москва, Кремль. 4 сентября 1950 г.
	Населенне Греции подписывается под Стокгольмским
: Воззванием
	заспастие», сообщила, ‘что в Афинах и Пи-
рее. несмотря на’террор властей, нод Оток-
	польмеким Воззванием уже собрано 15.000:
	аи сеи.
	СОФИЯ, 7 сентября. (ТАСО). Бак пере-
дает Болгарское телеграфное агентство, ра-
дистанция «Свободная Греция», ссылаясь
на данные, опубликованные в газете «Ри-
	Указ Президиума Верховного (Совета CCCP
	О награждении Героев Социалистического Труда —
работников виноградареких совха30с Министерства. пищезой
посмышленности СССР по Азербайджанской ССР
	Денина
	OD ACHOM
	Трудящиеся Голландии против американской агрессии в Корее
	ИННА
	держится требование прекратить врозавые
заоленния американцев в Корее и бандит-
скае бомбардировки корейского населения.
	ГААГА, 7 сентября. (ТАСС). Голландская
организация бывших участников войны й
хвяжения сопротивления направила ТрюгГве
Ли и Трумэну телеграммы, в которых ‘65-
	За получение в 1949 roxy высокого урожая винограда, дающего право на при-
своение звания Героя Социалистичеекого Труда, р соответствии с Указом Президиума
Верховного Совета ССОР от 3 марта 1949 года наградить:
	‘ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Абдуллаеву Зари Муталлим кызы — Героя Социалиетического Труда, звенье-
	«Азербайджан»,
	вую  виноградарского —с054023а.
	неолучавштую урожаи виЕотграла
	звеньевую
	209 пентнеров с гектара на площади Г гектаров поливных ‘виноградников.
	). Алиеву Сакнну Али кызы — Героя Социалястического Труда.

‚7 а
	РОУ, РИ Зет ЗСРЕ ЧАЕ

винограларского совхоза им. Нязамн, получившую урожай винограда 119,6 пентнера
с гектара на плошали 10,4 гектара поливных виноградников. :

3. Гаванову Марьям `Керим кызы — Героя Социалистического Труда, звенъевую
винограларекого совхоза им. ‘Пизами, получившую урожай вннограла 164,8 центнера
с тектара на плошали 3 гектара полавных виноградников. :

- 4. Горбачеву Наталию Парфеновну — Героя Сониалистичеекого Труда, звеньзву1о
виноградарского совхоза им. Азизбекова, получившую урожай винограда 281,2. цент-
нерз & гектара на плошадя 4 гектара поливных. виногралнивов.. пе
.5. Джавахашвили Варсеник Новосартовну — Героя Социалиетического › Труда,
звеньевую виноградарского совхоза им. Низами, получившую урожай ‹ винограда
254 центнера c гектара на. площади 3,6 гектара поливных виноградников... а
6. Днафарову Амену. Сурхай, кызьь-т` Героя Социалистического Труда, звеньевуч
виноградарекого совхоза им. Берия, получившую урожай винограда 240,7 центнера
с гектара на площади 5.6 гектара полавных виноградников.   Е

_. Т. Каравезян Араженю АйЙказовну — Tepoa Социалистического Труда, звеньевуо
винограларекого ‘совхоза им. Азизбевова, получившую урожай винограда 235,6 цент-
пера с гектара на площади 3,6 гектара поливных виноградников.
	3. Нулизза Эйнулла Асалулла оглы — Героя Социалистического Труда, звеньевого

mani
	265,4 цент-
	винограларекого совхоза им. Азизбекова, получившего урожаи винограда
нера © гектара на площали 3 гектара поливных виноградников.
	кызы — Героя
	9. Мамедову Сугру Мамед  Тасан
	звеньзвую виноградарского совхоза им. Азизбекова, получившую урожай винограда:
203 центнера е гектара ва илощали 3,9 гектара поливных виноградников. ^

10. Мамелову Умай Алекнер кызы — Героя Сониалистического Труда, звеньевую
виноградарекого совхоза им. Азизбекова. получившую урожай винограда 256 центне-
ров @ гектара на пломади 3,4 гектара поливных виноградников.
	`11. Новрузоза Мачела Акпер оглы — Героя Социалистического Трула, звеньевого
виноградарского совхоза им. Азизбекова, получившего урожай винограда 193,1 цент-
нера с гектара на площади 3,3 гектара. поливных виноградников.
	Верховного Севета СССР А, ГОРКИН.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Секретарь Президиума
	На сессии Великого Национального. собрания.
	. Румынской народной’ республики
	онов. Органами государственной власти wa
местах булут областной, районный и сель-
ский народные советы.
	5 городов, имеющих важное экономиче-
ское н политическое значение лля веей
	БУХАРЕСТ, 7 сентября, (ТАСО). Па
вчерашнем заседании 8-Й сесени Великого
Санионального еобъания Румынекой народ-
	  ной республики был пречят завон 09 ад-
	министративно-экопомичееком, районирова-
нии территорин страны,
	По этому вакону территория республи-   страны, рыделепы в разряд городов рес-.
ки делится на 28 областей и 177 рай-   публиканского подчинения.
	яветвовало, что власти используют «566
средетва для нодавления деятельности» про-
греесивных иностраниев, проживающих во
фраиниа.

Элбму же вопросу, как отмбёчает: «Монд»,
было посвящено совещание миниетров.
	„Маршаллизированная пресеа, стремясь
оправдать незаконные действия охранки,
поднимала необычайный птум вокруг обы-
сков иностранцев, проживающих во Фран-
пии, олнако сегодня эти же газеты вынуж-
дены бить отбой, признавая, что «при обы-
сках у арестованных не было найдено ни
складов оружия, ни радиопербдатчиков».
	Газета «Се суар» подчеркивает провока-
	конный характер. «операции», проведенной
полицией против ‘иностранных граждан,
проживающих во Франции.
	 азета лалее отмечает. что на вчеранием
	совещании министров рассматривался TAb-
	же вопрое о применении против сторонни-
ков мира во Франции закона, изланного в
1939 году. Газета пишет, что этот закон
лавал возможность правительственным ор-
ганам заключать в тюрьму депутатов-ком-
MY HHCTOB,
	тором. «Положение,-—— заявляет он,— 05-
ложняется еще и тем, что множество ин-
хейпев болеет молча и умирает, не тратяеъ
	на врача, а потому истинная смертность

от туберкулеза, вероятно, гораздо выше,

чем показывает статистика».
Уничтежение люхей во имя интересов
	капитализма и планов агрессоров здесь,
	как и всюду в капиталистичесвих государ-
етвах, является законом. Автор книги
«Аляска», глава из которой помещена в
сборнике, признает, что «никто ‘на Аляске
не содрогается от страха перед туберкуле-
зом, свирепетвующим ереди туземцев». —

Дополнением в статье Херрона 0 вы-
мирании местного населения является гла-
ва «Администрация Северо-Занадных rep-
риторий» Ричарда Финни, показывающая
полное нолитическое” бесправие наниональ-
ностей Американского Севера. «Компания
Гухсонова залива» прахтически ‘занимает
монопольное положение в управлении этим
общирным краем. Компания действует по
своему усмотрению. Руководяшим началом
во всей ее деятельноети являетея бизнес,
BO нмя которого закрываются необходимые
лля местного населения жизненно важные
OTPACAH производства и открываются такие,
которые приносят прибыль только самой
компании. °

В условиях капитализма невозможно
улучшение положения трудящихся и всех
угнетенных народов. Превращение Амери-
канского Севера-в военную «базу — один. из
типичных образцов империалистской коло-
ниальной. › политики США, развязавших
ныне. кровавую. агрессию против народов
Азии. Такие выводы сами собою напраши-
ваются ‘после чтения статей сборника.

Географический сборник «Американский
Север», выпущенный издательством ино-
странной литературы по материалам бур-
жуазных ‹ иностранных авторов, страдает
неполнотой освещения вопросов экономи-
ческого ‘и политического положения Север-
ной Америки. Но и помещенные в нем
статьи окажутся полезными для ознаком-
ления с Аляской и Канадеким Севером, ©
той губятельной для малых народов ноли-
тикой, которую проводят здесь правящие
круги США. .
	м. НИКИФОРОВ.
	ПАРИЖ, 7 сентября. (ТАСС), Газеты с9-
общают, что изссовые аресты пностранных
демократических деятелей, проживающих

во; Франдии, были проведены сегодня поли-
uel в Париже, Лионе, Лилле, Марселе, Ту-
лузе, Страсбурге и других горолах. (С000-
шаетея, что власти арестовали 268 чело-
век. в том числе в ’Париже — 50 человек.
Срели арестованных много женщин.

Газета «Се суар» указывает, что в ряхе
мест были произведены не только аресты,
но и учинен лонрое больного числа иноет-
	ранных граждан. Б Марселе, в частноетая,
	з полицию было вызвано около двух тысяч
человек. В числе арестованных польевие,
румынские, чехословацкие, советские и`
гоелавекие граждане и испанские респуб-
		Пелицейекий произвел: во Фханции

БРАЙТОН, 7 сентября. (ТАСС). На
дневном ‘заседанин Конгресса британских.
тред-юнионов 7 сентября была ‘едино.
AVINHO пранята резолюция, выражаюная-
	беспокойство по’ нозолу’ роста ` дороговиз-”
	ны с момента опубликования ‘правитель--
ственной «Белой книги» о личных доходах,
себестоимости и HeHaX и призывающая»
генсовет потребовать от правительства.
энергичных мер, чтобы значительно сви- >
зить цены и прибыли. Резолюция была“
внесена национальным профсоюзом швей-_
ников и ноддержана многими другими
профсоюзами, в том числе национальным
профеоюзем  железнодорожников, нацио-
нальным профеоюзом  сбльскохозяйетвен-
ных рабочих и профсоюзом чернерабочих
я коммунальников. г

На дневном заседании еше один делегат.
от Американской федерации труда Джозеф
Маккэрди выступил с обычной истериче-.
ской. антисоветекой речью. Его выступле-.
ние прерывалось возмущенными. возгла-.
сами. Большинство делегатов нпредночло
вообще покаянуть зал, вместо того, чтобы
выслушивать бесконечные  злопыхатель-”
ские вопли Мавкэрди. : а

Иранские газеты критикуют _
заявление иранского посла в Турщич.
о помощи американским ^ .
агрессорам в Корее _
	ТЕГЕРАН, 7 сентабра. (ТАСС). Тегеран.
ская газета «Эттелаат» опубликовала ва-:
днях заявление иранского посла в Турции
Саеда, сделанное им на mpece- конференции
в Стамбуле. .

Из заявления Саеда следует, что иране”
ское правительство решило предоставить”
	  Финансовую пемошь амерякановим агреосо-
	рам в Цорее и направить в их распоряже-,
ние медицинский стрял. В своем заявления
Саед восхвалял Саалабалекий пакт, заклю27
ченный под диктовку английских имперла-
листов в 1937 г. между Турнией, Правом, 2
Ираком и Абганистанюм, 3

Заявление Саела пэлверглось резкой кри-_
тике еэ стороны ирачеких газет. Орган на-.

ционального фронта газета «Шахел» писа“

ла: «Как может иранское правительство”

овазать финансовую и медицинскую n0-
мошь «Южной Корее», булучи в затрухне--
нии выплачивать даже месячную заработ-
ную плату своим работникам?». «Знает ли
Caea,— указывала газета,— обещающий от
имени иранского правительства мелдпомоть
Корее, что в ем стране, в Сенстане: люли

массами гибнут в что в Шутштаре 99. про---

центов населения ослепло от трахомы?».
Критикуя заявление Саела по . поволу, -

Саалабалского пакта, газета лалее указы- -

вала; «Повихимому, его командировка в Гур-

цию связана с залачей разрыть могилу.
минувших лет и выташить скелет Саад».

абадекого пакта. Но бесспорным являетея

1%, что дружба се Ираком п соседними с.

ним странами ничего общего не имеет с
опасными политическими  заговорами и
втягиванием Ирана в международную аван-
	‘ТюЮру»,
	Сопиалистического Труда.
	Газета «Монд» сообщает, что был произ-
велен обыск на квартире у «бывшего о®и-
	BER RN RIE ER RR AN у 9 259

зы 2  . ‚цера испанской республиканекой армии. ге-
LVIOTCH кажлой побеле строителей KoMMy- Hepa # Waamana ааа Dp CROW apMHH Te
	нерала Листера, которого в момент прибы-
ТИЯ полиции не оказалось ма».

Из гообшений печати следует, что эта
полицейская «операния» была прелпранята
после” выступления поемьер-миниетра Пле-
	вена в Отрасбурге 2 сентября, из которого
	Канала является сейчас крупной военной
базой американской агрессии, направленной
	  против Советского Союза.
	`В статьях об Аляске и Северной Ванаде
Д. Сунлборга и Д. Робинсона особенное вни-
мание уделяется климату, трансиортным
условиям и описанию отдельных раёонов.
Авторы уклоняются от разоблачения коло-
ниальной политики имперпалистических
хищников. Но, несмотря на вее усилия ав-
торов замаскировать истинное положение
дел, статья сборника свидетельствуют 06
экономическом упадке этих районов, истреб-
	  зений природных богалетв, безработице, го-
	HOG и вымирании местного коренного На-
селения, о хишнической колонизаторской но-
литике американо-канадеких монополистов.

Суровая природа, голод, нищета, бес-
пощадная эксплуатация способствуют 3а-
болеваниям и огромному росту смертности
среди коренных жителей малых народ-
ностей Севера. Автор статьи «Туберку-
лез среди коренного населения Аляски»
9. Херрон пишет, что «смертность от тубер-
кулеза на Аляске в 13 раз выше, чем в
США!». При этом автор оговаривается, что
статистика до 1943 года на Аляске была
етоль скудна, что © действительном поло-

жении ее жителей почти ничего не было
известно. Автер указывает, что на. громад-
ных пространствах этой земли нет ни вра-
цей. ни больний.
	Бросается в глаза тот факт, что смерт-
ность от туберкулеза среди белого населе-
ния этой территории еоставяяет всего 55
случаев на 100 тысяч человек. Автор спра-
ведливо высмеивает «теорию» некоторых
буржуазных ученых о том, что туберкулез
«предпочитает» темнокожих и в меньшей
степени обрушивается. на белых людей.
якобы более епособчых к сопротиваению
этой болезни.
	Все дело в том, что белые обычно вы-
стро уезжают на юг, а коренные жители
не имеют на это средств. «Как бы To HH
пыло,— пишет автор,— туземцы остаются
на своей Аляске, и болезнь KOCHT их с
ужасающей быстротой. Из 32.457 индей-
пер, эскимосов и алеутов больны тубер-
кулезом почти 4.000».

Эта явно преуменьшениая цифра боль-
	ных туберкулезом опровергается самим aB-
	низма — верного авангарда великого лагеря
мира, демократии и социализма и желают
советскому. народу полного успеха в созла-
нии этих монументальных сооружений
	еталинекой энохи..
	Аляска е планах
	Тосударственное издательство иностран-
ной литературы выпустило в. слет на руе-
скам. языке ‘географический - сборнак
«Американский Север»®). В сборнике пп-
мешены статьн из англо-американской ли-
тературы. посвященные описанию районов
севера’ Америки, Аляски и Северной Ba-
Hain, Bee эти территории вхлючены в сфе-
ру военного управленля Соединенных Шта-
Тов Америки,

Из изтериалов, помещенных в сборнике,
видно, что в результате хишнической экс-
плуатации крупными монополиями при-
родные богатства севера Америки бесио-
шадно иестребляются. Несмотря на стрем-
ление буржуазных авторов замаскировать
истинное положение дел, приводимые Axa
факты разоблачают легенду о «процвета-
нии» этого края.

Для Американского Севера характерно
страшное безлюдье. Коренное население
этих мест, когда-то’ довольно многочислен-
ное, вымирает.‘ «От.Баффиновой Земли до
Большого Невольничьего озера, ——‘пишет
Ричард Финни в статье «Администрация
Северо-Западных территорий», — туземцы
медленно умирают. с голода. Местами оха-
зываетея поверхноетная помошь больным
туберкулезом, недоглающим индейцам и
эекимосам, но коренные основы их безна-
тежного положения остаются нетронутыми».
	Казалось бы, эти дикнези полунустын-
ные места не должны были привлекать
внимзния американских бизнесменов. Но в
действительности это не так. Американ-
ский север принадлежит в числу многих
областей земного шара, куда после окон-
чания второй мировой войны уетремились
	*) Американский Север. Географический
сборник. Издательство иностранной литера-
	туры. М. 1950. Стр. 290. Ц. 16 р. 50 к.
	американских афессоров
	взоры американского империализма, мечта-
ющего о мировом господстве.

В районе Аляски и Канадского Севера
возводятся военные аэродромы, склады AI
боеприпасов. В американскую область &рк-
тики, гле строятся военные базы, ввлю-
чаются и земли, нахоляшщиеся далеко за
пределами США. Коренное население мно-
гих территорий беспощадно выбрасывается
и переселяется в другие, еше худшие места.

Американские экспансионисты захваты-
вают не только северную часть Банады, но
и Грензазлию, принадлежащую Дании, Из-
ландию п всю Ваналу, Эта империалистиче-
ская, захватническая политика америван-
ских капиталистов прикрываетея лживым
лозунгом «защиты Северной Америки».
Резкционная американская печать хочет
убедить мировое общественное мнение в
мнимой угрозе, якобы существующей для
Американского Севера, .

Эту «угрозу», по мнению агрессоров,
можно предотвратить только организацией
«совместной обороны» Западного. полуша=
рия на основе англо-змерикано-канадекого
союза, строительства крупных ввенных
баз, ‘усиленяя военных гарнизонов. Пра
этом американские агрессоры стремятся л9-
казать, что п на севере Америки сушеству-
ет стратегическая область, будто бы име-
ona «жизненное значение» для обороны
7. whe
	Аляска ин Канала об’являются некиями.
	географическими и стратегическими цент-
рами в сиетеме обороны США. Аляска в
планах американевих агрессоров расемат-
ривается прежде всего как передовой фор-
пост «для удара с севера». Здесь уже
в 1947 голу имелись аэродромы, пригод-
ные для обслуживания тяжелых бомбар-
пировщиков «Б-29», и крупные базы для
	обслуживания бомбардировщиков «5-00» в
	43 километрах к 10го-востоку от. Фер-
	пениса.
	Расширяются авиационные и военно-
морские базы не только на побережье
Аляски, но и на Алеутеких островах, в
Арктике на мысах Барроу, Копебу и Лей,
на острове Бартер, на полуострове Сьюару.
Военно-морские н авпационные базы с03-
даны в Ситхе, на Вальяке, Уналашке и
Атту, Постоянная военно-операционная йа-
за имеется на острове Адах, в заливе Ху-
	лух, На острове Выска сооружена база
	полволных лодок.
	Всего, по данным американской. нечати,
на Аляске только олних аэродромов и. гил-
роаэродромов, крупных и мелких, имеется
свыше 200. Кроме того, к началу 1948
года американекая военная авизиня рас-
полагала 10 базами в Канаде, 2 базами на
северном побережье Лабрадора и в Ньюза-
ундленле, 6 базами в Гренландии и 1 ба-
зой в Исландии.
	Таким. образом, в этом районе создан
крупный военный центр, где часто
	устраиваются разного рода военные Md-
	певры сухопутных, военно-вездушных и
военно-мореких еия США и Канады. За по-
следнее время были проведены крунный
арктический поход линкоров и авиашоснев
США; маневры ua Алеутеких островах, ма-
невры каналекой армни вдоль Аляскинской
	‚автодороги, Построены крупные радиолока-
	ционные станции па мысе Барроу на Аля-
ске и в других пунктах.
	Созданный имперниалистами США «арк-
тический фронт», в который включены Ва-
нала, Аляска, Алеутекие остроза. Гревлан-
дия и Исландия, постоянно посегают раз-
личные комисени генерального нитибз аме-
риканских вооруженных сил. Американ-
ские монополисты н военные деятели пол-
ностью захватили все кл’эчевые экономи-
ческие позиции, важнейшие коммуникапив
и ‘стратегические пункты Ёанады. Вместе
с Аляской и лругими военными базами США
	Консервативная газета «Иран» подчер-
кивала, что заявление Саеда «не нашло’
благоприятного отклика в пранских га-
зетах».