ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕНУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ CCCP
	ВТОРНИИ, 12 СЕНТЯЗРЯ 1350 г. $ 217 (10365)
	ЗМайонны
	Воскресным днем к ребятам, отлдыхав-
шим В детском санатории ВЦСПС, непода-
леку от города Степанавана, приехали в
тости артисты местного театра. Между
двумя голубыми елями протянулея теат-
ральный занавес, несколько сукон поелу-
gaan убранством ецены. Над головой рас-
стилалось небо, особенно синее и глубо-
кое здесь, в горах Армении.
	Это быль самое лучшее оформление
спектакля, о котором только мог мечтагь
требовательный театральный художник,
	если бы ему нужно было изобразить сцену
леса. А именно в лесу, в партизанском от-
ряде, происходит первое действие пьесы
Р. Капланяна и Т. Шамирханяна «Развед-
Чики».

На следующий день театр выехал в 0д-
но из сел своего района. Спектакль на-
чался поздно: пока собрались с поля кол-
хозники, Пока они отужинали... Помеще-
ние зрительного зала в сельском клубе
просторное, но сцена мала, не’ приспособ-
лена для театра. Спектакль шел опять-
таки в сукнах. Зрители должны были до-
полнить обстановку своим воображением.

Степанаванский театр играет на сценах
тринадцати колхозных клубов и дает спек-
такли в соседнем Калининском районе.

Другие девять районных театров pec-
публики также большую чаеть своего вре-
мени проводят в раз’ездах. В самых даль-
них районах, по головокружительным гор-
ным дорогам, обслуживая горняков Raga-
на, колхозников Сисиана и Гориса, путе-
мествуют Кафанский и Горисский театры.

В Араратской долине тысячи колхозни-
ов — хлопкоробов и виноградарей, масте-
ров высоких урожаев — смотрят спектакли
Арташатского и Эчмиалзинского театров.
Есть в Армении и азербайджанский театр
в Басаргечарском районе. Недавно органи-
вованный, он работает очень успешно:

Театр района имени Берия, Кировакан-
ский и Алавердекий театры тоже ведут
большую культурную работу.

Статистика ‘посещаемости спектаклей и
хонференции зрителей показывают, что са-
мыми желанными для зрителей являют-
ся современные советские пьесы. «Эти
звезды наши» Л. Карагезяна и Г. Tep-
Григоряна и комедия Н. Заряна «У род-
ника» идут с особенным уепехом. Но пьес
на современные темы мало. Даже веду-
щий республиканский театр имени Сунду-
rama не поставил в 1949 — 1950 гг. ни
одной оригинальной пьесы.

Сейчас положение в армянской драма-
тургии изменяется к лучшему. Управление
по делам исклеетв Армянской ССР, порабо-
		Памяти Ян
РИГА, 11 сентября. (По телеш. от соб.
	изрр.). Трудящиеся республики широко от-
хетили 85-летие со дня рождения вылаю-
щегося латьниеского’ ‘поэта Яна Райниса,
которое исполнилось 11 сентября.

Большая выставка, посвященная памяти
поэта, открыта на Рижском взморъье— в
Майори, где Райние провел последние гады
жизни. Более Двухсот экспонатов — фото-
трафии, макеты, книги и рукописи —
рассказывают посетителям выставки о

жизни, творческой и революционной дех-
тельности Яна Райниса.
	5а участие в революционном движении,
3а свои стихи, направленные протяв цар-
chon самодержавия, поэт неоднократно
подвергалея преследованиям. На фотоениу-
ках запечатлены места заключения Райнч-
са— рижская и лиепайская тюрьмы, а
также Вятка. гле поэт нахолилея в ссылке.
	Выставка рассказывает о тесных иден-

ных связях Райниса с русекими пиеате-
лями, о плодотворном влиянии русской ли-

тературы на творчество поэта. «Что же ка-
	русские крестьяне оказывают разбойни-
кам-капиталистам Японии и Соединенных
Штатов Северной Америки геройское со-
противление» (стр. 477).

Партия подняла советский народ на оте-
чественную войну против заклятых врагов
Советской республики.

В эти /трозные для нашей Родины дни
товарищ Сталин был ближайшим помотни-
ком и главной опорой Ленина в создании
и укреплении Красной Армии, в организа-
ции разгрома зарвавитихся захватчиков.
	17 мая 1919 года, в связи с наступле-
нием Юденича на Петрограх, ЦА партии по
предложению Ленина направляет товарища
(талина на Петроградский фронт. 25 мая
товаринг Сталин по прямому проводу уже
сообщает Владимиру Ильичу о положении
на фронте под Петрогралом: <...Положение
Ha фронте стало стойким, линия фронта
опрепла, и местами наши уже продвига-
югя» (Соч., т. 4, стр. 258). В конце мая
Ленин телеграфирует товарищу Сталину в
Петроград, дает указание принять экстрен-
ные меры для раскрытия и ликвидации
контрреволюционных заговоров (стр. 371).
16 пюня товарищ Сталин сообщает В. И.
Тенину 0 подавлении мятежа на фортах
Ерасная Горка и Серая Лошадь. 18 июня
товарищ Сталин`сообщает Ленину, ‘Что для
окончательного разгрома Юденича we Cae-
хует отвлекать с Восточного фронта более
одной дивизии. «Колчак является наиболее
серьезным противником...» (т. 4, CTD.
262). — пишет он.
	Мастерское военно-политическое руковод-
ство товарища Сталина боевыми операция-
ми, мобилизация тыла на помошь фронту
приводят к успешному завершению 0боро-
ны — к разгрому и изгнанию Юденича из
пределов Советской республики. Но с юга
шел еще более опасный враг — Деникин.
Ленин п UR партии вновь посылают
товариша Сталина на pour.  При-
быв на Южный фронт, товариш Сталин
разоблачает составленный Троцким преда-
тельский план военных операций и раз-
рабатывает новый — основанный нз учете
военно-политического соотношения сил.
Ленин и ПК прянимают стзлинекай план.
Проведение его в жизнь обеспечивает пол-

ный разгром Деникина.
	Ленин и Сталин рука 06 руку, в тес-
пом сотрудничестве строили и укрепляли
славную Красную Армию, которая отетоя-
ла от империалистических агрессоров честь
и свбоболу нашей Родины, а в годы Вели-
	Армении .
	Спасти. жизнь узников
фашистского террора
в Греции
	НЬЮ-ИОРЕ, 9  сентября. (ТАСО). Cerpe-
тариат Организации 0б’единенных наций
(GOH) об’явил, ‘что генеральный секретаоь
ООН Трюгве Ли получил от советского
представителя Я. А. Малика два письма,
в которых советский представитель призы-
вает Организацию  0б’единенных напий
немелленно вмешаться с целью помешать
греческому правительству привести в ис-
пелнение смертные приговоры , заключен-
ным греческим энтифаптистам. В письме
Малика от 30 автуста содержится следую-
шее обращение греческих матерей к И. В.
Сталину:

«Демократу Сталину.

10 августа 1950 года 20 молодых гре-
ков, участвовавших в национальном‘ дви-
жении сопротивления, были’ осуждены
несправелливым и незаконным образом по
приговору афинского военного трибунала.
Этот приговор был основан на ложных ч9-
казаниях лин, которые были обвинены вме-
сте < ними и за своп показания получили
свободу. Мы обращаемся за помошью в
советскому народу я, как матери, горячо
просим Вае вмешаться, чтобы устранить
угрозу срочной казни, нависшую нал ча-
шими детьми, и добиться пересмотра дела
в присутствии иностранных наблюдателей
для установления доказательства вышеупо-
мчнутого факта и полной невиновности на-
ших детей.

Обращение подписали П. Курдаис;
И. Бояджидее, П. Сотиракое, В. Ефтимиу,
Т. Метаксотое, Ц. Мариное, Монстантинезо,
Ронсос, В. Папаяннопу, И. Исарие.

(С уважением от группы матерей —
С. Сотираку, 26 августа 1950 г.».

Во втором письме Малика от 5 сентяб-
ря, переданном Трюгве Ли, содержится
следующее письмо, полученное Маликом 3
Афин:

«19 августа 1950 года специальный
военный трябунал в Афинах вынес емерт-
ные приговоры еше 13 борцам националь-
ного лвижения сопротивления за их поли-
тические убеждения. Мы просим Вашего
вмептательства, чтобы помешать расстрелу
наших детей.

0т имени матерей: А. Марангудахи,
П. Антипас, 0. Дапероглу, П. Прапастама-
тиу. Афины. Август 1950 г.».
	В паеьме Я. А. Малика говорится, что
в вышеупомянутом письме речь идет о
следующих 13 борцах национального дви-
жения сопротивления, приговоренных к
смертной казни: (С. Антипае — один из
лидеров кооперативного движения, Г. Апэ-
столакие — студент медицинского факуль-
тета. страдающий нервным заболеванием.
Г. Мартипеос, Д. Тряферулие, И. Минопу-
лос, № Муцилие, И. Зонтас — все оня
больны туберкулезом. Г. Кавалиератос, яв-
ляющийся единственным кормильцем в
семье. И. Марангудакие — солдат, нахо-
дяшийся на острове Макронисос. Г. Дла-
мантис — член Демократического <оюза,
который во время оккупации был членом
ЭАМ. Амалия  Дапероглу, являющаяся
единственным кормильцем в семье. Анна
Папастаматиу — сирота, на иждивении ко-
торой находится сестра. А. Нотиду — вдо-
ва в возрасте 62 лет.

В обоих письмах Я. А. Малик настойчи-
во просит Трюгве Чи, как генерального
секретаря 0б’единенных наций, «руковод-
ствоваться гуманной процедурой в отно-
шении защиты жертв политического терро-
ра в Греции, принятой на 3-й и 4-й сес-
сиях Генеральной Ассамблеи, и принять
соответствующие срочные меры через
Организацию 0б’единенных наций для
удовлетворения просьбы греческих матерей
помешать расстрелу их детей»,
	Телеграмма Чжоу Энь-лая —
предселателю Совета
безопасности и генеральному
секретарю ООН
	ПЕКИН, 11 сентября. (ТАСС). Вак со-
общает агентетво Синьхуа, министр ино-
странных дел Китайской народной респуб-
лики Чжоу Энь-лай направил следующую
телеграмму председателю Совета безопас-
ности Джеббу и генеральному секретарю
OOH Tprorse Jn:

«31 августа 1950 года Совет безопасно-
сти включил в свою повестку дня обвине-
ние ео стороны Центрального народного
правительства Китайской народной рес-
публики относительно нарушения военны-
ми самолетами американских агрессивных
войск в hopee воздушных границ Китай-
ской народной республики, а также, 06-
стрела, убийства и ранения китайских
граждан и причинения ущерба китайской
собственности. Центральное народное пра-
вительство Китайской народной республи-
ки, являясь единственным законным пра-
вительством, представляющим ‘китайский
народ, и в то же время являясь инициато-
ром постановки этого вопроса и обвинителем
в данном деле, имеет право и должно пос-
лать свою делегацию в Совет безопасности
OOH.

Or имени Центрального народного пра-
вительства Китайской народной республи-
ки я настоящим требую, чтобы в Совете
безопасности, когла он приступит к 05-
суждению вышеупомянутого вопроса о-
веетки дня, присутствовал представитель
Китайской народной республики, который
изложит дело и примет участие в его 0б-
суждении. Это — вопрос, который должен
быть разрешен первым при обсуждении
пропедуры. Если Совет безопасности будет
обсуждать вышеупомянутый вопрос пове-
CTKH дня без присутствия и участия в
обсуждении представителя Китайской на-
родной республики, то все ето решения
будут незаконными и поэтому лишенны-
ми всякой силы.

Чжоу Энь-лай, министр иностранных
дел Центрального народного правительства
Китайской народной республики.

Пекин, 10 сентября, 1950 гола».
	Военные приготовления США
	ВАШИНГТОН, 11 сентября. (ТАСС). Тру-
мэн подписал законопроект, разрешающий
производить призыв в американскую ар-
мию врачей, зубных врачей и людей
«смежных специальностей» в возрасте до
50 лет.
	саявление министра иностранных дел Корейской
наролно- демократической республики Пак Хен Ена_
	ий обстрелов американскими самолетами
все села и мелкие города южной части
Кореи, а также ряд инаселенных пунктов,
расположенных вдоль шоссейных дорог Ce-
верной Кореи, разрушены ло основания.
Для того, чтобы обречь корейский народ
на безработицу, нишету и голод, амерн-
канские вооруженные интервепты методи-
чески разрушают. промышленность Кореи.
Они разрушили мельницы в Саривоне, Гон-
чжине, Вонсане, Нампхо и крупчейший в
стране металлургический завод в провин-
ции ХУванхэ. Они разрушили швейные п
трикотажные фабрики в Пхеньяне, Суна-
не. Вонсане и химический комбинат в
Хыннаме,  производнвший. удобрения для
всей страны. Они разрупшли в Хыннаме и
Пхеньяне завозы резиновой обуви, Koro-
рая является основным. видом обуви, упот-
ребляемой гражданским населением Кореи.
и недавно построенный стекольный завод
в Намихо и другие предприятия.
	На фабрике резиповой обуви в Пхеньяне
разорвалось 20 бомб, в результате чего было
убито. 15 и рапено 23 человека. На ме-
таллургическом заводе в провинпии Хран-
хэ разорвалось 592 бомбы и было убито
73 и ранено 57 чел. На химическом ком-
бинате в Хыннаме разорвалаеь 1.081 боч-
ба, убито 120 и ранено 64 человека. На
заводе цветных металлов в Нампхо разо-
рвалось 759 бомб и убито 67 и ранено
75 человек.
	Б настоящее время все крупные про-
мышленные предприятия Кореи, большая
часть средних и мелких промышленных
предприятий полностью разрущены в 1е-
зультате варварских бомбардировок амери-
канской авиацией и уничтожено народное
имушество на миллиарлы вон.
	. Для того, чтобы увеличить число жертв
среди мирного населения, сбрасывазтся
много бомб замедленного действия в рас-
чете на то, что они будут разрываться,

‘когда население после бомбардировки вы-

ходит из бомбоубежии, ищет убитых и рз-
неных в развалинах и старается собрать
свое оставшееся имущество. Американская
авиация превращает в руины обширные
территории, преднамеренно уничтожает по-
жаром сельскохозяйственные культуры на
полях.

Все эти варварские действия американ-
ских вооруженных интервентов в Ropee
являются грубым нарушением международ-
ного права и всеми признанных норм. Вее
эти факты наглядно свилетельствуют.о том,
насколько циничной ложью было сделан-
ное недавно заявление Ачесона о том, что
все налеты американской авиации в Корее
имеют только военную цель. Преступления
америкалской армии в Корее доказывают,
что американские имперлалиеты, ведя аг-
рессивную войну против корейского наро-
ла, без зазрения совести применяют самые
подлые и жестокие методы.

Сообщая о вышеизложенных фактах,
правительство Порейской народно-демокра-
тической республики еще’ раз решительно
требует принятия‘ неотложных мер для то-
го, чтобы немедленно прекратить эти вар-
вапские действия американеких агрессоров
в Корее. Я прошу вас перздать это заяв-
ление всем членам Совета безопасности
ООН и соэбщить мне о принятых мерах в

этом отвогении».
	школа, народный театр и много других
зданий, которые в основном принадлежа-
ли культурным и государехвенным учреж-
дениям и общественным _ организациям.
Такие бомбартировки повторялись несколь-
ко раз. В результате город. Чхончжинь,
население. которого. составляет 120.000
человек, разрушен на 90 проц.
	Пользуясь подавляющим превосходством
в: воздухе, американская авиация в по-
следнее время усилила терреристические
налеты, днем и ночью обстреливая и б9\-
бардируя мирное население на всей тер-
ритории Кореи. Американская авиация
продолжает ежедневно варварски обетре-
ливать дороги, крестьянские повозки, ав-
тобусы и легковые автомашины, не имею-
щие никакого отношения. в. транспорти-
ровке военных материалов, и расетрели-
вает из пулеметов пассажиров. 27 ав-
густа более 10 американских штурмови-
ков обстреляли. оссейную дорогу Пхень-
ян-—Аньчжу, в провинции Южный Пхень-
ян, ‘разбили 9. легковых автомобилей, пу-
леметным огнем убили 3 пассажиров, раз-
били 10 крестьянских повозок, убили бо-
лее 20 женщин и детей, ехавших в этих
повозках. 16 августа американские штур-
мовики напали на автобус, слеловавигий в
Соньчхонь, в провинции Северный Пхень-
ян, разбили егэ), убили пулеметным огнем
62-летнюю женщину и ее 16-летнюю
внучку, не успевших скрыться.
	августа американские бомбардиров-
шики сбросили бомбы на пассажирский
пароход, курсировавший между Нампхе и
Хванхэ, и потопили его. В результате бы-
ло убито 44 и ранено 8 пассажиров.
20 августа 68 американских. бомбарлиров-
пиков совершили налеты на уезды Тэтон,
Сунчон, Чунхва, . Конео, Ионган, Соньч-
ухонь и КШандон, в провинции Южный
Пхеньян, где, пролетая низко над лерев-
нями, они обстреливали из пулеметов
крестьян, работающих на полях, и ropo-
жан на городском рынке, а также сбра-
веывали бомбы. В результате в этот день
было убито 33 крестьянина и ранено
54 человека,
	Имеется много случаев бандитских 99-
стрелов американскими самолетами кресть-
ян, работающих на рисовых полях. В ре-
зультате таких обстрелов. 6 августа в уез-
де Пхексан, провинции Хванхэ, было убя-
To 6 mw ранено 7 человек, 10 августа в
уезде Анбен, провинции Канвон, убито 9 и
ранено 4 человека, 12 августа в уезде Ry-
сон, провинции Северный Пхеньян; убито
47 человек, 17 августа в уезде Анбен, пю-
винции Канвон, убито 19 человек, в уезде
Мунчен убито 16 человек, в уезде Тхончен
убито 12 человек.

16 августа у побережья в районе села
Синтя, волости Бякнак, уезда Чхольсань,
провинции Северный Пхеньян, два амери-
канских самолета, обстреляли 8 рыбацких
судов. отправлявшихся на рыбную ловлю,
в результате чего было убито 3 человека
и уничтожено 4 рыбацких судна.
	Э) августа два американских бомбарди-
ровщика «В-29» сбросили 9 бомб на село
Мунрери; волости Коан, уезда Тончжу,
провинции Северный Пхеньян. Было убито
2 человека и выжжено в результате воз-
никшего пожара свыше 2.000 квадратных
метров леса.
	5 результате постоянпых бомбалдировок
	ПХЕНЬЯН, 9 сентября: (ТАСС). Миниетв
инострайных дел Корейской народно-демок-
ратической республики Нак Хен Ен 7 сен-
тября направил ‘председателю Совета 6e3-
опасности п тенеральному секретарю 00H
следующее заявление с требованием неза-
медлительно принять меры к прекращению
варварских ‘лействий американеких воору-
женных интервентов и сообщить о приня-
тых мерах:

«5 августа 1950 года правительство Ко-
рейской народно-демократической респу бли-
ки, протестуя против варварских действий,
совершаемых американскими империалиста-
ми в Верее в нарушение международного
права и общепринятых норм человеческой
морали; потребовало. от Совета безопасно-
сти, чтобы последний принял меры к немел-
ленному прекращению преступных  дей-
ствий американских вооруженных интер-
вентов. Отнако предетавители англо-амери-
канского блока в Совете безопасности не
пожелали обеутить заявление ‚правитель-
ства Корейской  народно-лемекратической
республики. В результате этого Совет без-
опаесноети 10 сих пор He принял никаких
мер к прекращению подлых преступлений
американеких вооруженных сил в Ворее.
Более TOTO, американские империалисты,

злобленные своими поражениями на фрон-

те, еше более нагло разрушают премыш-
ленность Кореи и уничтожают мирное на-
селение.
	Поеле` представления перзого заявления
правительства Корейской наротно-лемокра-
тической республики по этому вопросу Bap-
варекие действия американской авиации
против мирного населения Кореи, бомбат-
дировки, обстрелы и разрушение городов и
сел, в которых не было в прошлом. и нет в
настоящее время никаких военных об`ек-
тов, преднамеренные обстрелы невооружен-
ного населения, систематическое уничтоже-
ние имушества корейского народа и другие
злолеяния прохолжаются,
	С Т августа по 7 сентября американские
бомбардировщики и истребители, совершав-
шие налеты на Пхеньян, сбросили бесчие-
ленное количество бомб на жилые дома го-
рода Пхеньян, без разбора обстреливая из
пулеметов жилые кварталы. Так, 7 августа
на Пхеньян совершил налет 51 бомбарти-
ровщик «8-29». Эти бомбардировщики
в течение 6 часов сбросили на южную, гу-
стонаселенную часть Шхеньяна 574 круп-
ных бомбы, в результате чего было разру-
шено 1.945 домов. убито 211 и ранено 75
человек мирного населения. В результате
бомбардировок Пхеньяна о американской
авиацией с 7 августа по 7 сентября в 10-
тюде Пхеньян разрушено 3.232 дома, убито
450 и ранено 235’ человек мирного населе-
ния. Населенные районы южной части го-
рола Пхеньян превращены в руины. Разру-
wenn Политехнический институт, 7 школ,
4 больницы ‘ий много зланий государетвен-
ных учреждений и общественных организа-
ций. .

Американская авиация подвергла также
варварской ‘бомбардировке город Чхон-
чжинь. 19 августа более 60 американ-
ских бомбардировщиков сбросили на 19-
род Чхончжинь 1.012 Gomi. B результате
этой бомбарлирозки разрушено 2.626 жи-
лых домов, убито 1.034 и ранено 2.347
человек, разрушены больница,  индуст-
ризльный техникум, женская средняя
	с театоы
	тав с лраматургами, получило несколько
пьес. Беда лишь в том, Что они саишиком
медленно продвигаются на сцену. Райоч-
ные театры, удаленные от центра респуб-
лики, не могут ознакомиться с ковинкеми
драматургии лаже по аннотациям, так как
театральный отдел Управления по делам
искусств таких аннотаций не рассылает.
	Досадно мало делается для повышенмя
общего професелонального уровня работяя-
ков районных театров. Актеры многих те-
атров не имеют возможности бывать на
спектаклях столичных, ереванских театров,
а велушие актёры лучших театров респуб-
ant не приезжают на гастроли в эти райо-

. В районных театрах не бывает nenunth
no ` истории театра, по эстетике, но иску
ству актера.

Для укрепления связи районных тедт-
ров с центром много значат приезлы пред-
ставителей республиканского Управлечтия
по делам искусств на приемку спектаклей.
Но практика показывает, что далеко не все
спектакли принимаются квалифицирован-
ными представителями из Еревана.
	Начинается новый театральный сезон. и
следует сделать все, чтобы старые ошибки
не повторялись.
	Совет Министров Армянской СОР еще в
июле принял решение об итогах работы
театров республика в первом полугодии.
Было отмечено некоторое улучшение в
смысле выполнения планов сиектаклей и
охвата зрителей, но все же работа театров
признана неудовлетворительной. Совет Ми-
нистров обязал псполкомы Алавердекого,
Горисского, Степанаванекого.  Эчмиалзин-
ского и Нор-Баязетского ° Советов оказать
свояам театрам всемерное содействие.
	В этом голу Вомитет по. делам искусств
при Совете Министров СССР выделил на ре-
монт театральных зданий в Армении боль-
mune средства. Надо принять все меры к
тому, чтобы эти средства были освоены.
	Управление по делам иекусетв обязачо
помочь театрам преодолеть отставание. Зна-
чение такой помощи хоропю вилно на прн-
мере Ереванекого русского драматического
театра имени Станиславского. Еше в зро-
шлом голу этот театр работал очень слабо.
Правительство Армении пришло ему на
помошь. Дела театра поправились, он пока-
зал ряд интересных спектаклей и все боль-
ше завоевывает авторитет у зрителей.

Дело чести советских организаций Ap-
мении — добиваться повышения качества
работы театров, в оеобенности районных.
		Л. ТРЕТЬЯКОВА.
	qa PaGHHHCG
	сается русской литературы.— писал Рай-
HAC,— то мы. латыши, всегла ею интере-

совались и учились у великих русеких
писателей». На олном из стендов экспони-

реваны драма «Борие Годунов», изданная
на латышском языке в переводе Райниса,
и рукопись его перевода пушкинской тра-
тедии «Моцарт и Сальери».

Выставка, посвященная Райнису, откры-
вается также в Госуларетвенной библиоте-
ке Латвийской ССР. На предприятиях, в
колхозах и учебных заведениях рэспублики
проволятея беседы о жизни и творчестве

Райниса.
	В гороле Резекне на выездной Hay THT
сессии, организованной Институтом литера-
туры и языка Акалемни наук Латвийской
ССР совместно с музеем Райниса, прочитаны
доклады директора музея тов. 9. Сокоя 0
великом латышеком поэте-революционере и
о книге стихов Яна Райниса «Далекие от-
звуки синего вечера» — научного сотруд-
ника Академии наук Латвийской CCP
тов. А. Слиеде.
	кой Отечественной воины, разгромив гит-
леровских захватчиков и японских импе-
риалистов, освободила народы от фашиет-
ского порабощения и прелетала перед всем
миром как армия-освободительница. ‘`
		К совешанитю министров ипостранных дел трех западных держав
	Во-вторых, планы вооружения западной
Германии и создания немецкой армии под
видом «полиции», которой будут командо-
вать старые нацистские генералы.
	В-третьих, возможностя отказа Англии
от жизненно важной для нее антло-совет-
ской торговли и торговли е Восточной
Европой вообще».
	ди угнетенных и эксплуатируемых масс в®
всех частях света. На Советскую власть,
воплотившую в жизнь самые смелые чая-
ния прогрессивного человечества, с вели-
чайшей надеждой устремлены взоры всех
честных людей, кому дороги мир, свобода
и дружба между народами.

` Учение Ленина о Советах нашло свое
тальнейшее развитие в трудах великого
прололжателя его лела товарища Сталина.
	Раскрывая решающие преимущества Co-
ветской власти перед всеми старыми Gop-
мами государственной организапии общест-
ва, товариш Сталин показал, и жизнь под-
твердила, что Советская власть является
наиболее демократической, наиболее мас-
совой и интернационалистекой  государ-
ственной организацией из всех возможных
государственных организаций в условиях
существования классов.
	«Советская  власть,-— учит товарищ
Сталин,— является ‘новой формой государ-
ственной: организации, принципиально от-
личной от. старой, буржуазно-демократиче-
ской и парламентарной формы, новым ти-
пом государства, приноровленным не к за-
дачам эксплуатации и угнетения трудя-
михея масе, а к задачам полного их осво-
бождения от всякого гнета и эксплуата-
ции, к задачам диктатуры пролетариата»
(Соч., т. 6, етр. 120).

Веемирно-исторический опыт созданной
Лениным и Сталиным Советской республи-
ки ‘показывает ныне всем народам мира
единственно ‘правильный, проверенный
жизнью путь избавления их от новых кро-
вопролитных войн, от социального и на-
ционального гнета, от всех народных бед-
ствий, помждлаемых империализмом.
		ЛОНЛОН, 10 сентября. (ТАСО). Дипло-
матический обозреватель «Дейли уоркер»
Рассел пишет, что Бевин, выехавший на
этой неделе в Вашингтон на совешание
министров иностранных дел США, Англии
и Франции, везет с собой планы полного са-
ботажа Организации 0б’единенных наций.

Министры иностранных дел обсудят:

«Во-первых, мобилизацию большего чис-
	теров увидел начало нового, выешето этЗ-
па сопиалистичеекого соревнования.
	Стахановское движение открыло шид9о-
кое поприще для проявления творческой
инициативы и трудового’ героизма милли-
онов и миллионов тружеников Советской
страны, стало могучим фактором непрерыв-
ного роста произволительности труда в с5-
пиалистичееских предприятиях. °
		ла людей в европейских странах для 0су-
ществления военных планов США. Англи-
чане, которые теперь будут два года от-
бывать воинскую повинность, окажутся в
первых рядах мобилизованных. Американ-
цы подчеркнут требование Макартура ©
немедленной отправке большего числа анг-
лийских coazat B Ropow.
	разоблачил это подлое лицемерие наемных
адвокатов разбойничьего эмериканского им-
периализма и заявил, что «нигде власть
капитала, власть кучки миллиарлеров над
всем обществом не проявляется так грубо,
с таким открытым подкуном, как в Аме-
рике» (стр. 449).
	В брошюре «Успехи и трудности Совет-
ской власти» В. И. Ленин указывал, что с
каждым днем для масс становится все яснее,
Что  и в Америке, и во Франции, и в дру-
гих буржуазных государствах «самая де-
мократическая республика есть не что
иное, как наряд для хишника, самого,
зверского. циничного...» (erp. 47).
	Обличительная ленинская характеристи-
ка американского империализма вновь пол-
тверждается событиями наших дней. Зло-
дейское нападение американских _ гангете-
ров на Корею, варварские бомбардировки
мирных городов и сел, убийство тысяч ко-
рейеких женщин, стариков и детей воочию
показали всему человечеству звериный лик
американского имнериализма.
	живой и прогнившей буржуазной демо-
кратии Ленин противопоставил в свойх ра-
ботах подлинную демократию трудянших-
ся — демократию социалистическую, про-
низывающую собой вою’ деятельность (9-
ветской власти, всех общественных орга-
низаций нашей страны. «Нет ни одной
страны в мире, — говорил он,— которая
сделала бы хоть лесятую долю того, что
сделала за истекшие месяцы Советская рес-
публика для рабочих и беднейших крееть-
ян в смысле привлечения их к управле-
нию госуларством» (стр. 162). В речи
	«Что такое Советская власть?», записанной
	на граммофонной пластинке, JeHHH, рас-
крывая источники растущего, авторитета
Советской власти во всем мире, говорил:
	«Первый раз в мире власть государства
построена у нас в России таким образом,
что только рабочие, только трудящиеся
крестьяне, исключая эксплуататоров, с®-
ставляют массовые организации — Советы,
и этим Советам передается вся государет-
венная власть. Вот почему, как ни клеве-
шут на Россию представители буржуазии
BO всех странах, а везде во мире слово
«Совет» стало не только понятным, стало
популярным, стало любимым лля рабочих,
для всех трудящихея» (стр. 224).
	Злобствующая империалистическая 0бу]-
жуазия вот уже более трех десятилетий
клевешет на Советскую власть, Но ее ав-
	торитет неуклонно шюллжает расти Cpe-
	В лваднать девятом томе помещена зна-
менитая ленинекая работа «Великий по-
чин», в которой дана глубокая теоретиче-
ская опенка значения первых коммуниети-
ческих субботников, ознаменовавших нача-
ло созлания новой, социалистической дие-
циплины, нового, социалистического отно-
шения к трулу. <«Коммунистические еуб-
ботника» именно потому имеют громадное
историческое ‘значение. — писал Ленив.—
что они показывают нам сознательный и
добровольный почин рабочих в DasBUTAR
производительности труда, в переходе к но-
вой труловой дисциплине, в творчестве го-
циалистических условий хозяйства и жиз-
ни» (стр. 391).

Расценивая коммунистические субботни:
ки как ростки коммунизма, как первый
шаг к созданию более высокого, по срав-
нению с капиталистическим, способа обще-
ственного производства, более высокой про-
изводительноети труда, Ленин писал:

«Капитализм может быть окончательно
побежлен и будет окончательно побежден
тем, что сопиализм создает новую, горазло
более высокую пройзводительноеть труда»
(стр. 394).

Великий Ленин с твердой уверенностью
предсказывал, что при поддержке проле-
тарской государственной власти ростки
коммунизма не зачахнут, а разовьются в
полный коммунизм.

Теперь, когла наша страна прошла ти-
гантекий путь развитля от первых комму-
нистических субботников, в которых учз-
ствовали сотни трудящихся, хо всенарол-
ного социалистического соревнования, сх-
ватившего ныне десятки миллионов совет-
ских людей,— мы видим, как далеко вие-
ред глядел бессмертный Ленин в будущ-
ность Советской страны.

Товариш Сталин в последующие голы,
развивая ленинекие идеи о социалистиче-
стом соревновании, разработал основные
положения о соревновании, как коммуни-
стическом методе строительства социализ-
ма на основе максимальной активности
трудящихся.

Товарищ Сталин в первых выдающихся
	производственных успехах донецких шШах-
	В ряде произведений, вошедших в двад-
цать девятый том, — лекния «0 государет-
ве», речь «Что такое Советская власть? ».
«Речь на Ё Всероссийском с’езде работни-
ков просвещения и социалистической куль-
туры» ин других, -— В. И. Ленин развивает
марксистско-ленинское учение о государет-
ве, ‘о диктатуре пролетариата, показывает
противоположность между подлинно нарол-
ной социалиетической демократией и лжи-
вой буржуазной демократией.

В лекции «0 государстве», прочитанпой
в Свердловском университете 11 июля
1919 года, Ленин, излагая марксистскае
учение о государстве, отмечал, что буржу-
азные идеологи вонрос о государетве за утл-
ли и усложнили, потому что этот вопрос
больше, чем какой-либо другой, затрагива-
ет интересы господетвующих классов.
	Разоблачая лживое буржуазное опреле-
ление государства, как чего-то божествен-
ного и сверх’естественного, призванного
	будто бы защищать «интересы Bes”,
Ленин говорил:
	«...Пока есть ‘чаетная собственность, ва-
пе государство, хотя бы оно было демо-
кратической республикой, есть не что иное,
hak машива в руках каниталистов для по-
давления рабочих... Мы отбросим вое ста-
рые предрассудки, что государство есть
всеобщее равенство; — это обман: пока есть
эксплуатация, не может быть фавенетва.
Помещик не может быть равен рабочему,
голодный — сытому» (стр. 450 — 451).

В обществе эксплуататореком государет-
венный аппарат призван подавлять экепяу-
зтируемых и обелуживать интересы эк-
сплуататоров. Формы государственной вла-
сти в буржуазных странах, указывал Ленин,
бывают разные, но суть их всех одна —
держать в подчинении экенлуатируемых.
Американские империалисты в целях идео-
логического оболванивания трулящихея на-
зывают свою страну демократической рес-
	публикой. Денин еще тогда, в 1919 году,
	Произведения, вошедшие в двадцать де-
вятый том Сочинений В. И. Ленина, явля-
ются документами тероической эпохи на-
шей Родины, когда советский народ пол
руководством партии Ленина — Оталина в
ожесточенных сражениях. гражданской
войны отстаивал свою свободу и закладывал
основы сопиалистического строя. Ленин-
ские произведения являются победоносным
идейным оружием советского народа и всего
прогрессивного человечества в борьбе за
мир, за демократию и социализм, за свобо-
ду и независимость народов.
	А. ЛУКАШЕВ.