ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Клуб деревни Оревичи
	МОЗЫРЬ, 12 сентября. (По телеф. от
себ. корр.). B центре. деревни Суревичи
ХойниЕского района возвышается  зданае
сельского клуба: В клубе хорошо меблиро-
	ванный зрительный зал на четыреста
мест, читальня, комнаты для кружковой
работы. Каждый вечер сюда приходят
	сотни колхозников Деревни Оревичи и
близлежащих деревень.

Недавно при клубь открыт. сельский
лекторий. Заведующий клубом тоз. Бурла-
ченко, учителя Пилиненко, Восарь, Дрозд я
Приходько, врач Романчук, агроном Ком-
натный д другие прочитали  колхозникам
свыше 60 лекиий на политические, есте-
ственно-научные, сельскохозяйственные ий
другие темы.

Десятки колхозников занимаются В
клубных кружках по изучению истории
ВЕП(б), агротехническом и зоотехническом.
В библиотеке клуба более двух тысяч
ЕНИГ.

С большим успехом проходят в деревне
спектакли и концерты местной художе-
ственной самолеятельности. В них уча-
ствуют клубные драматический, хоровой п
танцовальный кружки. Недавно драматиче-
ский кружок показал пьесы «Константин
Заелонов» и «Партизаны».

За образцевую работу оревичекому сель-
скому клубу присуждены переходящее
Красное знамя и первая премия. республя-
канского Комитета, по делам  культурну-
просветительных учреждений.
	Достижение комбайнера
Пономарева
	ПЕТРОПАВЛОВСК, 12 сентября. (По те-
net. or cob. корр.). Стахановскую вахту
мира несут тысячи рабочих и колхозников
Северного Казахстана. На уборке обильно-
го урожая высоких показателей добиваются
механизаторы. Комбайнеры тов. Шигаев из
МТС имени Вильямса, тов. Воропаев из
Пресновекой МТС и многие другие уже име-
ют на своих счетах сотни гектаров убран-
ного хлеба и десятки тысяч пудов намоло-
ченного зерна.
	Рекордного результата по намолоту ло-
стиг комбайнер Интернациональной MTC
Петр Пономарев, работающий на полях кол-
хоза имени Жданова Мамлютекого района.
Сцепом двух «Сталинцев» он убрал за лень
41 гектар и намолотил 1.350 центнеров
пшеницы. }
	Сады в Карело-Финской ССР
	ПЕТРОЗАВОДСВ, 12 сентября. (По те-
ле. от себ. норр.). Лет пятнадцать назад в
Карелии было лишь несколько, небольнтих
фруктовых садов. Существовало ‘мнение,
что суровый климат не позволяет разви-
вать здесь садоводетво в широких разме-
рах.

Применяя на практике мичуринскую
науку, передовые. колхозы республики
сумели доказать, что Карелия является
блатодатным краем для садоводетва. Теперь
фруктовые сады созданы в большинстве
колхозов Сортавальского, Питкярантекого,
Олонецкого и других районов. В республи-
ке организовано несколько плодо-ягодных
питомников.
	Обширные фруктовые сады вырастили
куркийокские колхозы «Труд», имени Ва-
линина и другие. Они ежегодно получают
от садов десятки тысяч рублей дохода.
Урожай яблок достигает здесь полутора
центнеров с каждого дерева.
	Сейчас в республике начата подготовка
к осенней закладке садов.
	По примеру депутата
Лозневой
	РИГА, 12 сентября. (По телеф. ст соб,
Kopp.). Почин депутата Москозского Сове-
та тов. Дозневой нашел горячую поддерж-
ку в городах Латвии. Работники жилищ-
ных управлений Риги, Лиепаи, Даугавиил-
са, Резекне приняли на социалистическую
сохранность сотни домов. Только в Даугав-
пилсе 20 управляющих домами взяли на
сохранность около 250 зданий и обяза-
лись продлить межремонтные сроки экс-
плуатапин их.
	Развертывается движение за сохран-
ность жилищного фонда и среди квартиро-
с’емщиков. Более 400 трудящихся Даугав-
пилеа обязались содержать свои квартиры
в образцовом состоянии.
	Отовсюду
	* Кзыл-Кийский горный техникум окон-
чили экстернами 35 горных мастеров, марк-
шейдеров, начальников участков шахт руд-
ника Кзыл-Кия в Киргизской ССР. Они
получили дипломы горных техников. В но-
вом учебном году в техникуме будет зани-
маться без отрыва от производства около
50 работников шахт.

х Новую пьесу «Коста Хетагуров», по-
вествующую O06 основоположнике осетин-
ской литературы, закончил драматург Се-
верной Осетии Дмитрий Кусов. Пьеса при-
нята к постановке местным драматическим
театром.

* Кинофестиваль агротехнических филь-
мов проведен в колхозах Каменец-Подоль-
ской области. Более 100 тысяч хлеборобов
просмотрели кинокартины «Орошение в
сельском хозяйстве», «Чумиза», «Кок-са-
гыз», «Сады и виноградники», «Зеленый
конвейер» и другие.

Ж Педагогический институт открылся’ в
городе Кременец Тернопольской области.
На первый курс приняты 300 юношей и де-
вушек, среди которых много детей колхоз-
ников.

* 50-netHe педагогической деятельности
учительницы Х. Д. Дмитриевой отметила
общественность -села Ишакн, Ишлейского
района Чувашской АССР. 30 лет она не-
прерывно работает в одной школе, обучая
детей чувашских колхозников.

* Здание детской. библиотеки построено
в селе Ново-Нокровка Нриморского края.
В этом году в селах края только на сред-
	ства выделенные  колхозами, построено
29 новых клубов и биб. иотек.
* Уссурийские еноты были привезены
	пятнадцать лет назад в леса Робруйскоя
области. 50 зверков быстро акклиматизи-
	ровались и начали распространяться по ео-
	  седчим лесам. Геперь немало енотоз встре-
	чается и в соседних областях.
	енскии к:

построить большой Туркменский канал Аму-
Дарья — Врасноволек.

Грандиозные, поистине волнующие це-
ли этого строительства ясно выражены в
опубликованном вчера постановлении Co-
вета Министров.

Тлавный Туркменский канал и все с9-
оружения, связавные с ним, строятея B
пелях обеспечения водоснабжения про-
мышленных предприятий, орошения новых
земель для развития главным образом
хлонководства, обводнения пастбищ и даль-
нейшего развития кормовой базы для жи-
вотноводства В ЮЖНЫХ районах Прикас-
пийской равнины Западной Туркмении, 3
низовьях реки Аму-Дарьи и в западной
части пустыни. Кара-Вумы, получения
гидроэлектроэнертии для промышленноети
и сельского хозяйства в этих районах.

Свое начало главный канал, эта вели-
кал пресноволная артерия через Вара-Ву-
мы до Прикаспийской равнины Западной
Туркмении, возьмет в суженном и проч-
ном участке Аму-Дарьи у местности Та-
хиа-Таш. Здесь будет построена плотина
на Аму-Дарье, при плотине — гидроэлект-
роетанния.

От этой же плотины возьмут начало
несколько новых оросительных каналов по
правому и левому берегам Аму-Дарьи, кото-
рые подадут воду на орошение 500 тысяч
тектаров плодородных земель в Кара-Кал-
накской автономной республике и в север-
ных районах Туркмении и 300 тысяч гек-
таров в районах дельты Аму-Дарьи. дроше-
ние этих земель воскресит давно умершие
районы древнего Хорезма; былая жизнь ко-
торых недавно столь ярко раскрыта совет-
свими учеными-археологами.

Тлавный Туркменский канал от указан-
ного места пойдет несколько сот километ-
ров в занадном направлении в виде искус-
ственного русла. Он пересечет равнинные
пространства. со следами древних ороситель-
вых каналов и, конечно, наполнит их вновь
водою.

В районе малоизвестных пустынных
колоднев Чарышлы, которые скудно поят
своею солоноватой водою проходящие кара-
ваны  верблюдоз, искусственный канал
вольетея в готовое, естественное русло Уз-
бой, по которому Аму-Дарья некогда отда-
вала свои воды в Васпий.

Путь этот для Аму-Дарьи тогда не был
таким, как его сейчас намечает советская
техника. В древности Аму-Дарья многими
протоками вливалась в огромное озеро,
ныне представляющее собою глубокую
сухую Сарыкамышскую впадину. Из этих
протоков в настоящее время хоропю со-
хранилея ‘один — Вуня-Дарья. Из озера
Сары-Камыш аму-дларьинекая вода попала-
ла в Узбой, древнее русло от Сары-Вамы-
ша ло Каспийского моря.

Чтобы воспользоваться ныне Вуня-Дарьею
и Сарыкамышекой внадиной, как готовым
водным трактом, пришлось бы последнюю
заполнять примерно в течение полутора
десятков лет, направив сюда большую
часть аму-дарьинекой воды. Такое решение
признано нерациональным, Сары-Камыш
намечено обойти’ от Аму-Дарьи до Узбоя
искусственным каналом. Современная тех-
ника позволит построить такой канал в
несравненно более короткие сроки, нежели
понадобилось бы для наполнения Сарыка-
мышекой котловины. Кроме того, не сле-
дует обрекать большие запасы ценной
аму-дарьинской воды на вечное испарение
из Сарыкамышекого озера.

По Узбою вода пойдет самотеком на рас-
стояние многих сотен километров, не требуя
для своего прохода каких-либо существен-
вых строительных работ. Однако местами
величина падения Узбоя настолько велика,
что возникают. возможность и смысл ис-
пользовать силу падения воды для полу-
чения гидроэлектроэнергии.

Кроме того, чтобы вывести крупные
оросительные и обводнительные каналы в
южные районы Прикаспийской равнины
Западной Туркмении, нужно поднять воду
в Узбое-на возможно большую высоту. 970
желательно прежде всего сделать © пе-
мощью плотин, чтобы вывести воду само-
теком. Там же, гле этого нельзя сделать,
вода в отводные каналы будет поднимать-
ся с помощью насосных станций, для чего
должна быть обеспечена дешевая и устой-
чивая электроэнергия.

Чтобы использовать гидроэнергетические
возможности на Узбое и вывести из него
	ТОНИ НИИ UTT!
	СРЕДА, 13 СЕНТЯБРЯ 1950 г. 13 218 (10367)
	С обетскКоеЕ 61р0и11ельс160
	`` Как не нало обсуждать
	еты
	В мае исполком Тульского ‘облаетного
Conera обсуждал отчет исполкома Bones-
	ского районного Совета.
За восемь лет работы тов. Андриянова
	прелеелателем Веневекого раиибслюлкома это
	был его первый отчет. Вообще оолислолком
редко обсуждает отчеты райисполкомов. За
прошлый год они проверил и обсудил дея-
тельность только одного райисполкома.
Впервые расематривалея такой. вопрос в те-
кущем году. Тем более веневцы вправе бы-
ли рассчитывать на внимательный, вдум-
чивый ‘подход к обсуждению отчета.
Внегтне как будто весе было сделано прз-
вильно. В район ездила бригада облиепол-
кома из шести человек. Она пробыла там
десять хней. Членам облиснолкома была да-
на возможность заранее ознакомиться с ма-
териалами проверки. А по сути дела все
это. носило чисто формальный характер.
	Веневскай район, один из крупнейших
в области, из года в тод не выполняет
тосударетвенных планов сева и развития

животловодства. За последние три года уро-
ААВ, полей не только не возросла, HO
Jase снизилась.
	Сложность вопроса требовала, чтобы
подготовкой к обсуждению отчета руково-
дил один из заместителей председателя обл-
исполкома. Однако подготовку целиком ие-
реперучили организационно-инструкторско-
му отделу, причем He заведующему отде-
лом, а его заместителю. В бригаду эклю-
чили малокомпетентных работников. Перед
выездом в Венев их не инетруктировали.
Вся работа бригады свелась по существу
к ©бору разных сведений. Практической
помощи райисполкому, местным советским
работникам она не оказала.
	Вернувншеь в Тулу, руководитель брига-
ды тов. Лавров принялся. составлять еправ-
ку для членов облисполкома. На это ушло
немало дней и ночей. Справка заняла 37
страниц, а проект решения, который co-
ставлял он же —13. И все же в докумен-
тах не оказалось главного: глубокого ана-
лиза и деловых предложений. «Улучшить
руководство», «перестроить работу», «ует-
ранить отмеченные недостатки» — в таком
стиле был составлен документ, который
должен был лечь в основу будущего реше-
ния. А как весе это сделать? Ответа на
этот вопрос проект решения не давал. 06-
ластные учреждения — управление сель-.
ского хозяйства, отделы народного образо-
вания, здравоохранения, дорожный, комму-
нального хозяйства, финансовый к разра-
ботке предложений привлечены не были.
	Б том, что был предетавлен неполноцен-
ный документ, повинен не только оргин-
структорекий отдел. За пять дней до заседа-
ния проект был вручен предеедателю обл-
исполкома тов. Субботину, его первому за-
местителю тов. Волосевичу и секретарю ис-
полкома тов. Серегину. Нредседатель’ иепол-
кома обратил. было внимание, что в проек-
те, ничего не сказано о том, в какой помо-
ши нуждается район. Но затем примири-

тельзо сказал”
	Интеллигенция
	Малые народности Северо-сападной Си-
бири — ханты, манеи, ненцы, селькупы в
царской России были этнически распыле-
ны, He имели своих национальных
культурных центров. Северные племе-
на лишены были средетв общения с
культурными народами, не было у них и
своей письменности. Советское тосударетво
возродило хантов, манси и ненцев к само-
стоятельному национальному бытию. Сей-
час в тринадцати районах Ямало-Ненецко-
ro wu Ханты-Мансийского национальных
округов выроела евоя интеллигенция, co3-
дается литература.”

В обоих округах ныне насчитывается
1.362 учителя, из которых 1.066 человек
имеют среднее и высшее педагогическое
образевание. Почти треть этого многочие-
ленного отряда интеллигенции составляют
представители коренных народностей. Сред-
ние специальные учебные заведения 06-
ского Севера выпускают много агрономов,
зоотехников, педагогов, фельдшеров и дру-
гих снециалистов. Сейчас в одном только
Ханты-Манеийском педагогическом учили-
ще насчитывается пятьсот студентов. Сре-
ди них около двухсот хантов.и манеи,

Национальная интеллигенция Обекого
Севера располагает опытными кадрами.
Представителями этой интеллигенции стар-
шего поколения являются манеи Л. Ернов
—= заместитель директора Ханты-Манеий-
ского леспромхоза, №. Пакии — председа-
тель  Ханты-Мансийского горисполкома,
хантэйка А. Тояркова — заведующая ок-
ружным отделом сопиального обеенечения
и другие. В тринадцати средних и выеших
учебных заведениях страны сейчае учат-
ся десятки хантов, манси. В Тобольеком
учительком и Тюменском педагогическом
институтах учатся рыбаки и охотники из
таежных и тундровых просторов этого на-
	1 ционального округа. В Тюменской област-
	Hou партийной школе прошли успешно ro-
дичную программу ханты, манеи, ненцы.
_ Особенно большая труппа хантэйской,
`мансийской, ненецкой молодежи учится в
`Денинградеком университете и в Ленин-
‘градеком пединституте им. Герцена на от-
`делениях Севера. Только Ханты-Манеий-
ский округ ноелал сюда учитьея 34 чело-
век.

Лучших пройзводетвенников — рыбаков,
лесорубов, оленеводов из коренных север-
ных национальностей местные Советы па-
сылают ‘учиться в средние снепиальные
школы, техникумы. Многие из. этих лю-
дей стали специалистами своего дела.
А. Ложев, сын бедняка-ханта, получил
диплом техника рыбной промышленноети,
заведует сейчае промышленным отделом
окружкома партии. Особенно примечатель-
ная черта в росте национальной интелли-
тенции — выдвижение женшин-хантэек на
	Нролиководческие
	лавньйя
	Постановление правительства о строи-
тельстве канала Аму-Дарья-—Араеноводек,
как н знаменательные постановления о
строительстве величайших в мире Вуйбы-
певской и Сталинградской гидрозаектро-
станций, является новым ярким свичетель-
стром растущей мощи и непреклонной во-
ли советокого народа проводить в жизнь
свою мирную, созилательную программу,
последовательно и быстро осуществлять
сталинский план преобразования природы.

Вак известно, обе основные реки Haniel
советской Средней Азии, Сыр-Дарья и Аму-
Дарья, впадают в закрытое Аральское
море.

Сыр-Дарья обладает меньшими водны-
ми ресурсами, нежели Аму-Дарья, но она
значительно больше использована. В пре-

злах ее бассейна находится: долина пеие-
черпаемых богатств, наиболее густо назе-
ленная — Фергана. Водами Сыр-Ларьи пи-
тается культурнейшая сельскохозяйствен-
ная плошаль, бывшая Голодная степь.
Приток Сыр-Дарьи, река Чирчик, является
живительной артерией всего Танщентекого
оззиса.

Аму-Ларья, будучи более мощной рекой,
чем Сыр-Дарья, нока-что использована
очень мало, и ее огромные запасы веды

сполезно вливаются в Аральское море.
Для целей орошения Аму-Дарьл частично
используется лишь в верховьях, по при-
токам Вахшу, Цянджу и Кафирнигану, в
среднем евоем течении орошает преимуще-
ственно узкие полосы земли, а в низовьях
полдерживает многотысячелетнюю культу-
ру древнего Хорезма и Кара-Калпакии.

В сфере возможного влияния Аму-Дарьи
можно отнести всею территорию, заключен-
ную между низовьями реки Зеравшана,
предгорьями Копет-Дага, Каспийским морем
и плато Усть-Урт, так как для этой тер-
ритории неоткуда взять достаточно прес-
ную воду для оживления ее, кроме как из
Аму-Дарьи. Запасы земель, годных для
культурного земледелия, ‘но ныне безвод-
ных и пустынных, в сферо влияния Аму-
Дарьи понетине необ’ятны. Климат на
болынинетве ‘этих пространств исключи-
тельно благоприятен для выращивания са-
мых ценных ©ортов хлопчатника и многих
других еельскохозяйственных культур.

Вывод волы из Аму-Дарьи на очерченное
пространство с протяженностью каналов в
тысячи километров представляется задачей
очень сложной, над общим решением кото-
рой немало потрудились советские гидро-
техники, использовав с благодарностью
трулы своих предшественников.

Еще у древних авторов (Геродота, Поли-
бия и др.), за несколько сот лет до нашей
эры, упоминается о якобы недавнем, т. е.
в исторический период, течении Аму-Дарьи
в Каспийское море. В более. позднее время
существование некоего древнего сухого
русла от чизовьев Аму-Дарьи до Каспий-
ского моря все более и более подтвержда-
лось.

Пользуясь такими общими сведениями и
рассказами очевидцев, Петр [ в 1716 году
снарядил целую экспедицию под командо-
ванием Бековича-Черкасского, которому бы-
ло поручено: «Ехать к Хану Хивинскому
послом, а путь держать подле той реки
(имеется в виду предпюлатаемое течение
Аму-Дарьи в Каспийское море.—Н. 3.) и
осмотреть прилежно ‘течение оной реки,
также плотины, ежели возможно оную воду
паки обратить в старый ток».

В пернод 1876—1883 гг: было прове-
дено обеледование района предполатаемого
древнего русла Аму-Дарьи под руководством
теперала Глуховского. Результаты этой
экепедиции ‘оказались весьма ценными
для последующих изысканий, так как ра-
ботами Глуховского быле твердо доказано,
что, лействительно, древнее русло Узбой
существует и что его можно использовать
для пропуска Аму-Дарьинекой воды до ca-
мото Васпийского моря, если в низовьях Те-
ки произвести определенные гидротехниче-
секпе работы. Но осуществить етоль гран-
хиовные работы нечего было и думать в
условиях того времени.

Теперь, когда воды и земли являются
достоянием воето народа, когла экономиче-
ская мощь Советекого государства растет из.
тода в тод, к использованию вод Аму-Дарьи
и; в частноети, ее древнего русла наша
страна приступает, как к задаче огромного
народнохозяйственного значения.  Совет-
ское правительство по инициативе великого
Сталина решило практически осуществить
эту заветную мечту народов Средней Азии—
	большие каналы для орошения и водоснад-
жения, на нем намечается сооружение не
менее двух плотин, при которых будут
образованы. регулирующие водохранилища,
постровны гидроэлектрические станции и
вывелен по меньшей мере один самотечный
	стводной канал.
Волы Главного Туркменского канала,
	пройдя через турбины гидростанций, будут
сброшены в огромную плоскую чашу, по-
крытую песчаными наносами и солонча-
ками. Это пространство сможет погло-
тить вело сбросную воду. Через него прой-
дет до моря только судоходный канал, ко-
торый почти не булет иметь течения.

В южных районах Прикаспийской рав-
нины Западной Туркмения будет орошено
500 тысяч тектаров земли. Это значит, что
на, пространстве от малых Балхан д0
Атрека, между западными  предгорьями
Копет-Дата и песками побережья моря
возникнет новая жизнь. Вместо бесплодной
пустыни образуются зеленые поля, вы-
растут лесные полосы, которые в корне из-
менят условия жизни в существующих по-
селках и, несомненно, приведут к BOSHUBHO-
вению многих и многих новых повелений.

Вдоль огромной по протяженности
трассы Главного Туркменекого канала
оборудуются опорные кормовые базы для
животноводства. Будет обводнено до семи
миллионов гектаров настоищ пустыни
Кара-Кумы.  Обводнение пустыни, обесие-
чивающее питьевую воду и воздание твер-
дых запаеов кормов, регулирующих  сти-
хийное колебание запасов кормов на ест®-
ственных пастбищах, позволит удвоить-
утроить поголовье скота и сделать пу-
стынно-отгонное животноводство  устойчи-
вым.

В правительственном решении преду-
смотрено также строительство тысячи
километров крупных трубопроводов для
обеспечения водою промышленных  пред-
приятий и населенных пунктов в районе
канала. Это значит, что в Врасноводеке,
куда до сих пор завозится пресная водз и
где приходится пользоваться невкусною
водою из опреснителей, зазеленеют улицы,
появятся новые парки, пригородные поля
дадут свежме овощи. Вместе с водою по
веей трассе калала, по отходящим от нее
оросительных каналам и по всем BHO3b
орошаемым и обводняемым районам возник-
нет лесная растительность, зацветут сады
и виноградники. Все это в корне преобразит

пубтынто, изменит климат. остановит дви-
жение песков!..`

Только в нашей стране. только при на-
шем, социалистическом строе, только брат-
ской многонациональной семье воветеких
народов, вдохновляемых великим и мудрым
Сталиным, под силу такие гигантского мас-
итгаба дела!

На огромном безводном пространстве
нужно раскинуть строительные площалки
и поселки п организовать пх культурное
снабжение. Нужно построить сотни: кило-
метров под’ездных путей, создать времен-
ные энергобазы, заводы строятельных ма-
терналов и т. нп. Нужно переработать мно-
гие десятки миллионов кубометров земли,
уложить сотни тысяч кубометров бетона и
доставить на большие расстояния необхо-
димое оборудование и материалы. Нужно
ностреить большую плотину на реке, ко-
торая в переводе называется бешеной (аму)
и которая несет в своей воде исключитель-
но большое количество песка и ила. Нуж-
но будет справиться и © этим, т..е. пе
пустить в каналы излишние наносы и, на-
оборот, сохранить и вывести на поля пло-
дородную их чаеть.

Предстоит преодолеть и жару, и. холод,
и ветры, и пески. У нашего народа в из-
бытке хватит. настойчивости и сил, чтобы
преодолеть все трудности и в короткий срок
осуществить величественную стройку ста-
линской энохи.

В ответ на забету товарища Сталина
о счастье народа все трудящиеся нашей
страны — рабочие, колхозники, инжене-
ры и техники. каждый на своем посту,
примут горячее участие в великом завое-
вании пустыни. Трудящиеея Туркмениста-
на, Узбекистана и Кара-Валпакии станут
в первых рядах этого мирного веенародно-
го трудового наступления под мудрым во-
тительством товарища Сталина.
	К. ЗУБРИК,
	— Лално, договоримся ^нз HCHOTRONG...

У других членов облисполвома не ока-
залось никаких замечаний но проекту ре-
шения.
_ Таким образом, на заседании облисполко-
ма обсуждался фактически неподготовлен-
ный вопрос.

Доклад никого не удовлетворил. Тов. Анд-
риянов коротко говорил 0 том, что уже
было известно из справки. Глубокого ана-
тиза положения в районе не было дано.
	Большинство выступавших в Пренлях
основывалось на бумажных данных. 0ра-
торы не жалели черных красок, крятикуя
плохую работу райисполкома п его предсе-
дателя. В то же время они умолчали об от-
ветственности облисполкома и его отделов
за серьезные недостатки в работе веневцев.
Волее года в районе нет главного агронома.
Цехватает десяти агрономов, зоотехнивов,
ветеринарных врачей. Настойчивые прось-
бы реневцев прислать специалистов остают-

ся без внимания.
	06 этом и многом другом совсем не го-
ворилось или упоминалось вскользь. 0 том,
что облисполком недостаточно помогал рай-
ону, ни слова не было сказано. Критикуя
доклад тов. Андриянова, председатель 0бл-
исполкома употреблял такие выражения,
как: «толчете воду в ступе», «мелете, как
мельница», «ваша голова не всегда рабо-
тает в том направлении, в каком надо».
Вряд ли эти неуважительные замечания
принесут пользу председателю райисполкома.
	Решение принято не было, ибо оно тре-
бовало «доработки». Была создана новая
комиссия из двух заместителей председате-
ля и секретаря. Им поручили выполнить ту
работу, какую следовало проделать, гото-
вясь в заседанию. Теперь пришлось по те-
лефону уточнять необходимые данные.
	Вак и к подготовке обсуждения отчета,
так и к организации исполнения своего
решения облисполком подошел формально.
Признав работу райисполкома неудовле-
творительной и ‘указав ему на весьма
существенные недостатки в стиле Ppy-
ководства, облисполком не счел нужным
послать своего представителя в Benes,
чтобы раз`яснить членам исполнительного
комитета пх ошибки и промахи. На cec-
сию районного Совета, где т. Андриянов
вскоре выступил с отчетом, также не по-
ехал никто из области.

Не многое изменилось в отношении к
отстающему району и со стороны управле-
ний и отделов облисполкома.

Иславно, после’ приезда в Тулу тов. Ан-
дриянова с жалобой на то, что решение
облисполкома не выполняется областными
учреждениями, в аппарате облисполкома
как будто забеспокоились, запросили 0б’яс-
	нения от отделов. Но бумаги с об’яснения-
ми, присланные облисполкому, нерасемот-
ренными подниты в делу. Й в районе, и
в отношении к району все осталось без
	особых неремен. ;
: ХФ. МАЛЬЦ,
	соб. коро. «Известий».
г ТУЛА.
	Обского Севера
	руководящую работу. А. Нетрушкина pa-
ботает инструктором Кондинского райкома
партии. До выдвижения на эту должность
она возглавляла партийную организацию
Нахрачинекого  экстрактоварочного заво-
да. Мария Ангина — тоже инструктор Сур-
гутекого райкома ВЕШ(б). Она отлично учи-
лась в партийной школе и теперь на прак-
тической работе заслужила уважение ком-
мунистев своего района.  Коммуниетка
А. Кайгородова — инструктор отдела по
работе среди женшин Ханты-Мансийского
окружкома ВКП(б). Недавно молодая хан-
тэйка Елена Сангандукова получила дип-
лом врача в Омском медицинском институ-
те. Она — первый врач из хантэйского на-
рода.

Многочиеленный отряд молодой нациоз
нальной интеллигенции трудится на уча-
стке культиросветработы.

Забытые прежде народности Сезеро-За-
падной Сибири тенерь сами пишут исто-
рию своих народов. Юноша манси Па-
вел Вахрушев, получивший универеитет-
скнй диплом в Ленинграле, преподает сей-
	чае исторню СОСР в Хаяты-Манеийском
	пелучилиие и пишет труд оо историческом
	‘прошлом сроего нарола. Ё№го земляк хант
	Николай Терешкин — ленинградский ва-
учный работник. Он готовит кандидатскую
диссерталито — песледование mo poxHoMy
языку. Мансийевкий прозаик Михаил Ва-
занцев, написавиий и опубликовавиий в
Москве п Ленинграде бпографическую по-
весть «Рассказ о себе», получает высшее
образование в юридическом вузе. В годы
Великой Отечественной войны М. Базанпез
стал капитаном Советской Армии. Многие
хантэйские, манспйские юноши, ставшие
теперь интеллигентами, в голы войны 1я-
довыми солдатами и офицерами с оружием
в руках защищали свою социалистическую
Родину.

Для под’ема и развития малых наролно-
сетей этого дальнего угла Сибири Советевоз
правительство выделило огромные силы и
средства. Русекие учителя сыграли особен-
но почетную роль в возрождении охот-
цичьих племен Обского Севера.” Cefigac Boe
семьдесят русских учителей в северных
районах округа владеют различными ли-
	алектами хантэйского и мансийекого язы-
	ков. В Березовеком районе культиросвет-
отдел для оленеводов — хантов и ненцез
вупил пюсть радиоприемников и научил
колхозников-оленеводов пользоваться радио-
итаратурой.

В местах, где стояли берестяные чумы
и дыхные юрты, поднялись молодые горо-
да н поселки.

М. БУДАРИН,
	JTACTH.
	соб. корр. «Известий».
г. XAHTBI- МАНСИЙСК. Тюменская об-
	лауреат Сталинской премии, началь-
ник отдела ирригации Гидропроекта.
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
	9. Датуашвили Иосифу Васильевичу — звеньевому колхоза
им. Калинина Гурджаанекого района, получившему урожай вино-
града 109,1 центнера с гектара на площади 3 гектара вино-
	10. Дмамалашвили Марии Георгиевне — звеньевой колхоза
им. Берия  Арбошикском — сельсовета  Цителицказойского
района, получившей урожай винограда 110,8 центыера с гек-
тара на площади 7,5 гектара виноградников.

11. Дограшвили Левану Ерминиевичу — звеньевому колхоза
пи. Димитрова сельсовета 1 0бча Маяковского района, получив-
шему урожай винограда 100,8 центнера с гектара на площади
3.5 гектара виноградников. ‘
	12. Енделадзе Александру Ивановичу — бригадиру колхоза
им. Ракрадзе Маяковского района, получившему урожай вино-
града 102.5 центнера с гектара на площади 10,5 гектара
	виноградников.
13. Жоржоладзе
	Давиду Георгиевичу —— бригадиру колхоза
	В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР
т пюня 1948 гола за получение высоких урожаев винограда
	при выполнении колхозами обязательных
	тации по всем вилам сельскохозяйственной продукции, натур-
оплаты за работу МТС в 1949 тоду и обеспеченности ееменами
всех культур в размере полной потребности для весеннего сева
1950 тола присвоить звание Героя бСоциалистичесного Труда с
	вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот»:
1. Асанидза Николаю Алексеевичу — звеньевому колхоза

«Мелгаря шрома» Ордженикидзевского района, получившему

урожай винограда 84,6 центнера е гектара на площади 3,1 гек-
	тара виноградников шамнаневих сортов.
	2. Асатиани Гавриилу Бичиевичу-—бригадиру колхоза «Гач-
airy  Tlarenckorn тайона. получившему урожай винограда
	102 центнера с гектара на площади 109 гектаров виноградников.

3. Барбакадзе Григорию Георгиевичу — звеньевому колхоза
им. Сталина Боритского сельсовета Орлженикидзевского района,
получившему урожай винограда 77 центнеров с гектара на ило-
шали 4,6 гектара виноградников шампанских сортов.

4. Бенидзе Ha Платоновне — звеньевой колхоза им, Орджо-
никилзе КЦагерского района, получившей урожай винограда
103.1 центнера с тектара на площади 4,9 гектара виноград-
	ahs.
5. Tenawevunn Влалимиру
	Ивановичу — звеньевому колхоза
	«Имели» Орджоникидзевекого района, получившему урожай вн-
пограла 97.2 пентнера с гектара на площади 5 гектаров вино-
	гралников шампанских сортов.
	6. Гогадзе Исакию Павловичу — звеньевому колхоза «Гза
социализмисакен» Ванекото района, получившему урожай вино-
трада 101.1 пентнера с гектара на нлощади 3,2 гектара вино-
	TOOT HT OS.
	О присвоении звания Героя Социалистического Труда передовикам
сельского хозяйства Грузинской ССР
	поставок и кКонтрак-   града ve
  пролукпии натур-   гралников.
	«Имеди» OpAROHHRATZEBCKOTO района, получившему урожай ви-
пограда 85,5 центнера © гектара на площади 20 гектаров вине-
градников шампанских сортов.
	14. Нараваки ЁАзлистрату Фомичу — боригадиру колхоза им.
Бакрадзе Маяковского района, получившему урожай винограда
103.7 центнера с тектара на площади 10 гектаров винограл-
		15. Карабаки Манавелу Александровичу — звеньевому кол-
хоза им. Бакрадзе Маяковского района, получившему урожай
винограда 110,7 центнера с гектара на площади 3 гектара
	BHHOTDATHAAOS.
	16. Ивирикашзили Варламу Самсоновичу— председателю кол-
хоза«Имели» Орджоникидзевекого района, получившему урожай
винограда 107,1 центнера с гектара на площади 20 тектаров
виногралников шампанеких сортов.
	17. Ноташвили [аврнилу Алексеевичу — бригадиру колхоза
им. Берия Арбошикекого сельсовета Цителицкаройского района,
получившему урожай винограда 120,9 центнера с гектара на
плошали 22.6 геклара виноградников.
	(Грополжекие следует).
	7. Гугенишвили Елене Иосифовне — звеньевой колхоза им.
Берия Арбошикского сельсовета Цителицкаройского района, по-
лучавшей урожай винограда 123,9 центнера с гектара на пло-
	insta 7.0 гектара виноградников.
	TET TEE
	термы в копхозах
	СТАЛИНГРАД, 12 сентября. (По телеф.
ot cof. норр.). Сорок одну кролиководче-
екую ферму обелуживает Сталинградекий
	‚племенной рассадник кролиководства.
Вроликоволетво становнтея доходной от-
	раслью животноводства; 26 колхозов Ми-
хайловекого района имеют сейчае свон
кролиководческие фермы. В вынешикем го-
ду заводят у себя такие фермы колхозы
ряла других районов области,
	8. Датуашвили Ивану эахарьевичу — звеньевому колхоза им.
Калинина Гурджаанского райсна, получившему урожай вино-
maia 103.8 центнера с гектара на площади 3,5 гектара вино-
	градников.