ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ ‘CCCP
	СРЕДА, 13 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 219
	(10367)
		Выступление Мориса Тореза
_в городе Гап
	Мы боролись также против двухлетнего
срока военной службы в 1935 году. Ника-
кие угрозы, никакие преследования не за-
ставят наз  отказатьея от этой борьбы.
8 марта 1913 года Жюрее выступил в Ниц-
це против установления трехлетнего срока
воснной службы. Он был освистан реакцио-
нерами, которые назвали его иностранным
агентом.

Сегодня подобная же клевета выдвягает-
ся против нае. Одна и та же клевета ведет
в олинаковым преступлениям: в 1914 году
был убит Жорес, в 1950 году — Жульен
Ляо. Но наше празо и наш долг — разобла-
чать провокации американских империали-
стических полжигателей войны. Правитель-
ство осмелилось применить против нас
сверхгнусные законы 1939—1940 гг., ко-
торые означали произвольное лишение де-
путатов-коммунистов их депутатеких прал.
За эти законы, направленные против Пери,
Катла, Шарля, Мишеля, голосовали Анрио
и другие предатели. Правительство вновь
возрождают эти законы. Но сейчас не 1939,
а 1950 гол, сейчас рабочий класс силен,
как никогда. Убедительным примером этому
может послужить оправдательный ‘приговор
18 борцам за мир из терода Реанн. Еще
есть возможность заставить отетупить под-
жигателей войны. Лля этого должен быть
обеспечен союз рабочих и крестьян, союз
трудящихся — коммунистов, социалистов и
католиков. Плевен заявил в Страсбурге в
«временном недовольстве», которое является
якобы причиной роста нашей паргии. Пле-
вен пытается приободрить себя и лиц, на-
холящихся в привилегированном положе-
нии, & Также взяточников. Он прекрасно
понимает, ‘что влияние коммунистической
партии определяется глубокими и постоян-
пыми причинами.
	В глазах все большего числа фразпузов
партия язляется защитницей насущных
требований народных Macc, защитницей
свобод, как это было в 1934 г., защитни-
цей мира и национальной независимости.
	Плевен и его сообщники не могут также
простить нам нашей чистоты. Никогда u
Никто из членов нашей партии не был за-
мешан в каком-нибудь грязном финансовом
скандале. Именно это является причиной
наших успехов на всех выборах. Й, если
бы они состоялись в ближайшее воскре-
сенье, еше больше наших представителей,
чем сейчас, прилью вы в Национальное со-
брание. И они сами так в этом убеждены,
что готовят против нас новые избиратель-
ные махинации, чтобы сократить чиело
прелетавителей рабочего класеа. Но, если бы
	им и удалось отнять некоторое чиюло мест,
они не сумели бы завоевать сердие рабо-
чего класса, ни олно сердце пролетария.
	В заключение Морис Торез выразил уве-
ренность в торжестве дела, за которое 05-
	рется Франпузская коммунистическая пар-
	пузами порту Туран в течение первой не-
дели августа под Стокгольмеким Воззвани-
ем подписались 20 тысяч человек,

Несмотря на преследования французских
войск и полиции, кампания по сбору под-
писёй не прекращается. Только © 5 по 15
августа число подписей под Стоктольм-
ским Воззванием в Туране возросло до 39
тысяч. Китайские и индийские граждане,
прожиРающие в городе, также присоедини-
лись к движению по сбору подписей.
	Все это -— свидетельства уродства капи-
талистической экономики, последетвня ка-
питалистической конкуренции, анархии
производетва и того факта, что тресты и
монополии не заинтересованы в развитии
техники, так как это развитие все чаше
вступает в противоречие с их узкокорыет-
НЫМИ интересами.

Развитие гидрознергетики в СССР вхо-
дит в общую ленинско-сталинскую програм-
му электрификации страны. Создание еди-
ной высоковольтной сети позволит полно-
стью электрифицировать страну и вопло-
тить в жизнь великий завст Ленина: «Ком-
	мунизм — это есть Советекая власть плюс.
	электрификация всей страны». Вуйбышев-
ская и Сталинградская ГЭС явятся важней-
шими звеньями этой единой высоковольт-
ной сети.

Волгу пересекут массивные бетонные и
земляные громады двух плотин — Куйбы-
шевской и Сталинградской ГЭС. По своим
размерам они будут больше, чем крупней-
ишие в мире плотины: Вильсоновекая (США,
Алабама), Ассуанекая (Египет), Вротонская
(США), плотина Ллойда (Индия).

Величественным сооружением является
Главный Туркменекий канал. 0б’ем земля-
ных работ канала почти в четыре раза пре-
восходит 0б’ем работ Суэцкого канала, при-
чем ‘ероки строительства Туркменского ‘ка-
нала в несколько раз меньшие. Панамекий
канал, который сооружалея 35 лет, также
значительно уступает Главному Туркмен-
скому каналу.

Три еталинекие стройки дадут воду для
орошения и обводнения 22 миллионов гек-
таров. Будут вызваны к жизни территории,
почти в восемь раз большие и ‘более плоло-
родные, чем вся орошаемая долина Нила,
где ирригация имеет тысячелетнюю дав-
ность. Эти территории в’два с’ половиной
раза превышают обводненную плошадь
США; они в 14 раз больше всей посевной
площади Дании, в 25 раз больше посевной
плошахи Голландии, в 45 раз больше по-
севной площади Бельгии.

Общий сбор пшеницы на’ орошенных
землях (не считая других культур и
животноводства) достигнет сбора ишени-
ны Канады, будет значительно большим,
чем во Франции, почти в два раза превы-
сит сбор пшеницы в Аргентине и будет
большим, чем в Италии и Испании, вместе
взятых.

Во всех засушливых штатах США оро-
пено в среднем не более полутора процен-
тов пустынных земель. Остальная часть
	ПАРИЖ, 12 сентября. (ТАСС). Газета.
«Юманите» сообщает о выступлении Мори-
сз Тореза на митинге в городе Гап (депар-
тамент Верхние Альпы). Торез заявил, что
«никакие угрозы, никакие преследования’
не помешают нам вести борьбу против 18-
месячного срока военной службы и за
мир».

Правительство, сказал далее Торез, тре-
бует увеличения срока военной службы до
18 месяцев. Это лишь эташ на пути к
установлению двухлетнего срока службы. В
результате этого решения молодые солдаты,
которые должны были возвратиться в свои
семьи, будут вынуждены провести в армии
епте А месапа.
	Правительство произвольно преследует
трудящихся-иммигрантов, испанских рес-
публиканнев, применяя методы, которые
напоминают методы зловещей гестапо.
	Правительственная печать подчеркивает,
ч10 это лишь предупреждение и начало,
паг к повторению злобного удара 1939 го-
да по рабочим-коммуниетам.
	Вот уже скоро 4. тода, как несправедли-
вая колониальная война ведется против
народа Вьетнама, которому конституция
гарантировала право самому управлять
страной. Два с половиной месяца тому на-
зад новый пожар зажжен на Дальнем Во-
стоке американскими империалистами, ‘ко-
торые Тазвязали  колониальную агрессию
против корейского народа.

Товоря затем о чаяниях народа после ос-
вобожления Франции, Торез отметил, что
народ хотел наказать виновников прела-
тельства и отетранить от управления госу-
даретвом людей, виновных в поражении
Франции. Он хотел глубоких преобразова-
ний экономического, социального и полити-
ческого порядка, которые могли бы обеене-
чить подлинную демократию.

Капиталистические круги и американ-
ские миллиарлеры с помошью руководите-
лей социалистической партии сделали, про-
должал Торез, рсе, чтобы снова расколоть
и ослабить рабочий клаее и предохранить
от уничтожения калры напизма.

Какие результаты это имело для Фран-
ции? Ухудшение условий жизни, упадок
промьииленности и сельского хозяйства с
момента устранения министров-коммунистов
из правительства и проведения в жизнь
«плана Маршалла», а также перепектива
войны, против Советского Союза. Согласно
военной программе, Франция должна поста-
вить 20 дивизий, Англия — 5, США — 4,
Подтверждается т0, о чем мы гозорили мо-
лолежи в апреле этого года на митинге на
стадиопе Буффало: французскую молодежь
хотят превратить. в обреченную на гибель
нехоту.

Мы боремся против продления срока во-
енной службы и сохраняем верность тра-
лициям, за которые боролись социалисты и
	Всеобщая конфедерация труда в 1913 году. тия.
	  ШАНХАИ, 12 сентября. (ТАСС). Как пе-
 редает `Вьетнамекое информационное атент-
ство, за поеледний месяц во веей южной
части Центрального Въетнама усилилась
кампания по сбору подписей пол СОтоктольм-
св Воззванием. В провинции Куанг-Нгай
с 1 по 15 авгуета под Стоктольмеким Воз-
spate подписались 200 тысяч человек
В я Фу-Ен за неделю, окончившу-
ю 7 августа. было собрано почти
	45 тысяч потцисей;: в удерживаемом фран-
	сельское хозяйство и города. электроэнер-
гией будут удовлетворены нужды советской
столицы. Будет электрифицирован весь Мо-
сковский железнодорожный узел.
	А как обетоит дело с электрификацией
городов капиталистических государств?

Энергетичеекое хозяйство Нью-Йорка,
Лондона и Парижа, за исключением отдель-
ных современных электростанций, поражает
своей технической отсталостью и уродли-
востью. ‹Нагромождение энергомошностей,
использование дальнепривозных угля и
нефти, лесятки принятых напряжений и
частот тока, слабая пропускная способность
электрических сетей, высокие тарифы на
электроэнергию — вот что характеризует
энергетику этих центров. Во всех трех горо-
дах нет теплоэлектроцентралей. В районе
Нью-Йорка Манхеттен две электростанция
общей мощностью в‘ 360 тысяч киловатт
имеют 146 старых. котлов! Многие станции
работают изолированно. Чтобы покрыть де-
кабрьский пик электрической нагрузки
(ллящийся веего полчаса ежедневно), спе-
циально построены электростанции большой
мощности. Для решения подобных задач
американцы вынуждены привлекать огром-
ные технические средства или; как они
сами острят, «вызывать пожарную команду,
чтобы потушить епичку».
	Во веех трех городах идет жестокая
борьба между электрическими компаниями,
между электрическими и газовыми компа-
ниями, при чем еще нередко можно уви-
леть газовые рожки в домах, особенно на
окраинах, а в пригородах — и керосиновые
лампы. Жестокая борьба идет между всеми
видами городского и пригородного траие-
перта.
	В Лондоне 40 тепловых электростанний
работают на дальнепривозном топливе. Они
имеют устарелое оборудование и низкий
коэфициент полезного действия. День ‘и
ночь, морем и по железным дорогам в Дон-
дон везут огромное количество угля. Ды-
мят трубы, отравляя воздух города. Чаеть
электроэнергии пезедается в те районы, от-
	 кула привезен уголь. Когла в 1947 голу
	снежные метели занесли железные дороги,
а порты замерзли, Лондон испытал небы-
валый кризис электроснабжения.
	Английская печать недавно известила,
что в Лондоне решено построить крупную
электростанцию ина нефти; Всем известно,
что нефти в Англии нет, Слеловательно,
	новая станция будет работать на дальне-
привозной импортной нефти.
	Бъетнамский народ подписывает
Стокгольмское Воззвавне
	Расцвет грузинской оперы и балета
	Трузия —— страна песен. На богатой и
древней почве народного творчества вырос-
ло и развилось профессиональное музыкаль-
ное искусство Грузии. Любит наш народ и
танцы. В песнях и танцах выражает он евон
чувства — радость, иечаль, любовь, боевой
задор.

Около ста лет назад, в 1851 году, в
Тбилиси было построено первое в Грузии

здание оперного театра. Здесь еще в сере-
дине прошлого столетия грузинский зритель
познакомился с сокровищами русской музы-
БАЛЬНОЙ Культуры.

Выдающиеся композиторы Грузии испы-
тали на сейе благотворное влияние могучего
русского музыкального искусства. Достаточ-
но сказать, что основоположник грузинской
национальной оперы 3. Палиашвили был
учеником русского композитора С. Танеева.
При поддержке Танеева создавал Палиалш-
вили свои, ставшие классическими, оперы
«Абесалом и Этери» и «Данеи». Д. Араки-
шзили, М. Баланчивадзе, В. Долидзе, зало-
жившие своим творчеством фундамент гру-
SICKO национальной профессиональной
оперы, были также учениками русских ком-
лозиторов.
	Большой вклад в развитие грузинской
музыкальной культуры и создание грузин-
ских профессиональных кадров музыкантов
exec M. Инполитов-Иванов, руководивший
в Тбилиси музыкальной школой, а впоелед-
ствии консерваторией. При нем в конце
прошлого столетия на сцене Тбилисского
театра была поставлена опера «Евгений
(негин», организована запись грузинских
натотных песен.
	wun В. Чабуклани. Воспитанник Фенин-
градского балетного училища, он усвопл
блестящие традиции русской балетной
школы. В творчестве В. Чабукиани боль-
Юй талант сочетается © высокой техни-
кой, силой и легкостью. Танцы его благо-
ролны и мужественны.
	В. Чабукиани — не только блестящий
исполнитель танца. Значительна его роль
как постановитика спектаклей и воспитателя
молохых танцоров. Он ставил в нашем те-
атре первый крупный грузинский балет
«Сердце гор» (музыка А. Баланчивадзе,
либретто Г. Леонидзе). Шозднее этот балет
был поставлен во многих театрах страны.
В. Чабукиани заботливо  растил молодых
артистов грузинского балета, таких, как
нынешние лауреаты Сталинской премии
В. Цигналзе и 3. Викалейшвили, талант-
ливые танцоры Р. Маталашвили, Т. Санад-
зе, И. Алеколдзе, В. Геловани, А. Церете-
ли и многие другие.
	Серьезным экзаменом для нашего театра
были годы Великой Отечественной войны.
Поставленные в 10 время оперные и балет-
ные спектакли были насыщены боевым,
пламенным чувством патриотизма, укреп-
ляли в бойцах и тружениках тыла веру в
побелу нашего правого дела.
	В послевоенные годы исторические ре-
шения Центрального Комитета ВЁП(б) по
идеологическим вопросам выдвинули перед
музыкальным искусством страны и в TOM
числе перед нашим театром большие и от-
ветственные задачи. Работая в тесном твор-
ческом содружестве с грузинскими KOMIO-
зиторами, мы стремимся создать современ-
ную оперу, в которой были бы отражены
	повые отношения и чувства советских лю-
	дей, в которой героем был бы новый че-
ловек коммунистического общества. Вместе
с тем мы хотим и дальше овладевать ве-
ликим наследием русской, грузинской и
мировой музыкальной культуры, еще пи-
ре знакомить с ним массы трудящихся
Грузии.

Е 30-летию ©0 дня установления совет-
ской власти в Грузии наш театр готовит
свой творческий отчет грузинскому наро-
ду. Композиторы Ш. Мивелидзе и А. He-
реселилзе создают сейчас оперы на coBpe-
менные темы. Композитор Д. Торадзе гото-
вит новый современный балет, либретто к
которому пишет народный артист респуб-
лики В. Чабукианн.

Сейчас, в дни наших гастролей в
Сочи, коллектив театра работает над по-
становкой оперы Направника «Дубров-
ский». Мы покажем ее тбилисским зрите-
лям сразу после возвращения. Одновремен-
но идет работа над оперой Ш. Азмайпа-
рашвили «Хевисбери Гоча» по произведе-
нию А. Казбеги и над постачовкой балета
Р. Глиэра «Красный Мак».
	будущем году Гбллисскому ордена
Тенина государственному театру оперы и
	балета исполнитея сто лет. Воллектив те-
атра встречает эту дату в расцвете своих
творческих возможностей, воодушевленный
постоянным вниманием, которое нам оказы-
вают ‘партия, правительство пн великий
вежль и учитель товафищ Сталин.
	Ш. АЗМАЙПАРАШВИЛИ, _
заслуженный деятель искусств, лау-
реат Сталинской премии, главный ди-
рижер театра.

Д. АНДГУЛАДЗЕ,
народный артист Грузинской ССР,
лауреат Сталинской премии.
	На сцене русского драматического театра
имени Н. В. Крупской будут поставлены
спектакли — «Два лагеря» лауреата Ста-
линской премии Якобсона, «На бойком
месте» Островского и другие.
	Сталинской премии Г. Григорашвили донес
до слушателей все оттенки роли Кочубея.
	Б работе над образами русских класеи-
ческих опер в нашем театре выросла целая
плеяха замечательных грузинских артистов
и певцов. № их числу можно отнести на-
родную артистку республики, лауреата
Сталинской премии Е. Сохалзе, народную
артистку республики Н. Цомая, народную
артистку республики Н. Харадзе, народного
артиста республики, лауреата Сталинской
премии Il. Амираналивили, заслуженного
артиста республики Н. Белакнели и многих
других. Эти мастера внесли больной вклад
в развитие грузинской оперы и в воспита-
ниё мололых певцов и артистов.
	Грузинские оперы «Абесалом и Этери»
п «Даиси» —3. Палиашвили, «Сказание 9
Шота Руставели» — Д. Аракишвили, «Кето
и Котэ» —В. Долидзе, поставленные Тби-
лисским государственным театром оперы B
балета, сыграли решающую роль в утверж-
дении и росте грузинекого национального
искусства. Они опроделили пути развития
грузинской оперной музыки и напюго те-
атра. Построенные на богатейших мелодиях
грузинского фольклора, эти три оперы и
сегодня пользуются любовью зрителей.
Олеры «Абесалом и Этери», «Даиси», «Ка-
то и Котэ» переведены на русский язык и
се неизменным успехом идут на сценах
оперных театроз в Москве, Киеве, Сверл-
ловске, Ташкенте, Саратове и в других 1го-
родах.

Выдающимися событиями в жизни теат-
ра за последние годы были удостоенные
Сталинской премии постановки оперы
Ш. Мивелидзе «Сказание о Тариэле» и ба-
лета Г. Киладзе «Синатле». а также по-
	В

странах
	народной
демокоатни
		МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ
РЕСПУБЛИКА

ИЗПАНИЕ ТРУДОВ ТОВАРИЩА СТАЛИНА
	УЛАН-БАТОР, 12 сентября. (ТАСО).
Монгольское государственное издательство
выпустило 10-тысячным тиражом на моч-
тольском языке сборник работ товарища
Оталина «Марксизм и вопроеы языкозна-
ния». В сборник вошли работы «Относи-
тельно марксизма в языкознании» и «В нё-
которым вопросам языкознания». Готозит-
ся второе издание сборника, в который бу-
дет включена работа И. В. Сталина «Or-
вет товарищам».
	KHTAH
	ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОМА,
ГЛЕ РОДИЛСЯ МАО ЦЗЕ-ДУН
	ПЕАИН, 12 сентября. (ТАСС). Вак е005-
шает атентетво Синьхуа, местное населе-
ние Хунани в знак уважения и любви к
вождю китайского народа Маю Цзе-дуну
восстанавливает дом, гле родился и провел
ранние голы своей жизни Мао Цзе-дун,

Дом расположен в живописной деревуш-
ке Шаошань уезда Сянтань, провинции
Хунань. В годы  гоминдановского правле-
ния дом пришел в ветхость. После осво-
бождения деревни Нарожно-освободительной
армией в августе прошлого года домик по-
сетило много китайцев и иностранных 1г9-
стей. Предполагается построить новый дом,
который явится точной копией старого. _
	ВЕНГРИЯ
	ПОДГОТОВКА ПРОМЫШЛЕННЫХ
КАЛРОВ :
	БУДАПЕШТ, 12 сентября. (ТАСС). В
новом учебном году на венгерских пред-
приятиях тяжелой промышленности нача-
ли учебу 15.500 учеников-ремесленняков.
9 тысяч рабочих тяжелой промышленио-
сти повышалт свою квалификацию Ha
специальных вечерних курсах. Большое
число курсов по повышению квалифика-
ции открыто для рабочих легкой и других
отраслей промышленности,
	—@—
Подготовка во Франции

ко Второму Всемирному
Конгрессу еторонников мира
	ПАРИЖ, 12 сентября. (ТАСО). Сторон-
ники мира во Франции проводят подготок-
БУ в предстоящим департаментским кон-
ференциям, которые пройдут накануне
Второго Всемирного Конгресса сторонников
мира.

Газета «Юманите» сообщает о том, что
женщины в департаменте Гар активно го-
товятся к местной конференции сторонни-
ков мира, в которой примут участие 1.200
делегатов.
	Сбор подписей в Швейцарии
под Стокгольмским Воззванием
	БЕРН, 12 сентября. (ТАСО). Но сообтще-
нию газеты «Вуа увриер», вчера в кантоне
	Bo началась «Нелеля мира».
	Творчески усваивая прогрессивные илей-   следние постановки -— балет ОД. Торалзе
	но-эстотические принципы великого русеко-
го оперного и балетного искусства, поетэ-
яино обращаясь к сокрювишам грузинекого
народного песенного и хореографическото
тРорчества, грузинская опера и балет про-
шли большой и интересный путь развития.
Поллинеого расцвета грузинская музыкаль-
ная и хореографическая культура достигла
nocae Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. В советские годы Тбилис-
ский государственный театр оперы и бале-
та стал крупнейшим культурным центром
страны:

Традиции Тбилисского оперного театра,
заложенные корифеями русского музыкаль-
ного покусства, мы бережно храним и ум-
ножаем. Советские грузинские композиторы,
лауреаты Сталинокой премий Ш. Мивелит-
3, А. Валанчивадзе, Г. Киладзе и другие
воспитывались в Шенингралекой  говудар-
ственной консерватории. И ныне ©о сцены
нашего театра не сходят оперы, являющие-
ся высокими образцами русской классиче-
ской музыкальной культуры. В репертуаре
театра -—— «Борис Годунов», «Евгений Оне-
тин», «Пиковая дама», «Русалка», «Цар-
дая невеста» и другие оперы.
	ольшим событием в жизни нашего те-
ата явилась постановка замечательной
оперы И. Чайковского «Мазепа». Мы стре-
мились JOUCCTH JO зрителя основную идею.
произведения — героизм украинского наро-
13, освободившегося при братской помощи
русского народа OT ига чужеземных захват-
чиков. В этом спектакле заслуженный а?-
тит республики Б. Кравейшвили создал
запоминающийся образ Мазепы; народная
артистка республики Е. Гостенина прекрас-
10 спела лирическую партию Марии:
заелуженный артист республики, лауреат
	«Горда» и детская опера А. Букия «Непро-
ненные тости».
	Больпюе значение для развития грузин-
ского оперного искусства имела плодотвор-
ная деятельность первого постановщика на-
циональных о©пер народного артиста Гру-
зинской ССР, лауреата Оталинской премии
А. Цуцунава.

Серьезную работу ведет наш театр по
подготовке молодых кадров певцов — соли-
стев и хористов, а также оркестрантов. В
этом деле театру болыную помощь оказы-
вает Тбилисская государственная конеер-
ватория.
	Прекрасно показала себя молодая, веего
лишь два года назад окончившая Тбилис-
скую консерваторию певица Л. Гоцирилзе-
Георгадзе. Она исполняет партии Амнерис
в опере «Аида», Любаши в «Царской не-
весте», Цолины в «ПШиковой даме», гото-
вится выступить в роли Вармен. Ведущие
партии исполняют тэлантливые молодые
певны Е. Эпиташвили, Ю. Полиашвили,
Ш. — Вашаломидзе, Ш. Табукашвили,
Н. Ованесян и другие.
	оначительное место в искусстве Грузчи
занимает балет. До советской власти ба-
лета как самостоятельного жанра в Гру-
зии ‘не существовало. Лишь в первых на-
циональных операх — «Абесалом и дте-
ри»; «Jancu», «Латавра», «Коварная Да-
реджан» — были введены балетные сце-
ны, отличающиеся необычайной темпера-
ментностью, ярким колоритом и запомина-
юшщимиея оркестроевыми красками.
	Выдающуюся роль в развитии трузин-
ского балета и в воспитании молодых 6a-
летных кадров сыграл народный артист
Грузинской ССР. лаурезт Сталинской пре-
	Открытие театрального сезона во Фрунзе
	ФРУНЗЕ, 12 сентября. (По телеф. от соб.
корр.). Народной музыкальной драмой
«Аджал-Ордуна» («Не смерть, а жизнь»)
Виргизский орлена Денина театр оперы и
балета открыл новый театральный сезон в
толице республики. Спектакль поставлен
	народным артистом Киргизской ССР os.
Куттубаевым. В текущем сезоне коллектив
театра покажет несколько новых опер,
написанных к 25-летнему юбилею респуб-
лики, в том числе оперу «Меэр»—0 борьбе
е фоолальными пережитками.
	Тазета отмечает, что в Лозанне под СтоБ-
гольмским Воззванием собрано 15 тысяч
подписей, в городе Веве — 4.500. Успешно
идет сбор поднисей в городах Прийи, Ивер-
дон и Люцерн.
	территории этих штатов продолжает оста-
ваться пустыней, где встречаются лишь
развалины жилищ и следы ирригационных
каналов. Здесь когда-то жили индейцы,
которых американские н испанские коло-
низаторы «с крестом в руках и жаждой
золота в серлце» ограбили и истребили.
	Сахаре  империалисты-колонизаторы
создали систему необузданной экеплуата-
ции населения. Техника орошения носит
здесь самый примитивный характер.

Около сорока лет безрезультатно обеуж-
даютея проекты Зергеля и других анжене-
ров по орошению Афряки. Олнако колони-
альные державы предпочитают ничего не
строить, продолжая ту практику экеплуа-
тации, которая хороню известна на приме-
ре Бельгийского Конго и Французской Эк-
ваториальной Африки, где в результате
«каучуковой лихорадки» негритянское на-
селение уменьшилось в три раза.

В то время как в Советской стране гид-
роэнергетика полностью поставлена. на
службу задаче созпдания, могучего разви-
тия техники и используется в целях мир-
ного строительства, гидроэнертетика капи-
талистических стран,  подкармливаемая
поджигателями новой мировой войны, вы-
полняет прежде всего функцию снабжения
энергией военной промышленности. Воен-
шина США широко использует гидротех-
нику для подготовки войны.

Тангстеры из американских военных
штабов готовят чудовишное преступление—
	  взрыв в районе горы Дорелей на реке Рейн,
	чтобы, затопив плодородную долину Рейна,
затопив десятки немецких городов, создать
«пгирокий стратегический рубеж».

3a ходом сооружения Куйбышевской и
Сталинградекой  гидроэлектростанций на
Волге, за строительством Главного Турк-
менского канала будет следить с напряжен-
ным вниманием весь мир. Сталинская за-
бота о дальнейшем грандиозном развитии
советской гидрознергетики, об ее мирном
использовании наполняет серлпа советских
людей законной тордоетью. Строительство
гидроэлектрических гигантов на Beare,
строительетво Главного Туременского Ka-.
нала, орошение ий обводнение земель юж
ных районов Прикаспийской равнаны 3a-
падной Туркмении, низовьев Аму-Дарья и
запалной части пустыни Кара-Кумы — но-
вое блестящее свидетельство превосходства
нашей социалистической системы над нпа-
сквозь прогнившей, отживающей свой век
системой капитализма.
	Инженер А. МАРКИН.

История хиииичества, афер
		CHUU
	м nmpec
	Грандиозное строительство Куйбышевской
п Сталинградской гидроэлектростанций, на
Волге вписывает новую блестящую страни-
пу в золотую книгу побед коммунизма.
Гигантсвим комплексным ‘строительством
будет Главный Туркменский канал Аму-
Дарья — Красневодек. Осуществление в
кратчайшие сроки таких величайших co-
оружений по плечу только нашей стране,
стране победившего социализма,  толь-
к нашему народу — народу-всозидателю
и торцу. Ни в одной капиталисти-
ческой стране это совершенно немыслимо.
Там, в капиталистическом мире, где вее
подчинено чистогану и потоне за прибыля-
ми, де капиталистнческие хищники ду-
мат только о собетвенной выгоде, не мо-
жет быть и речи о рациональном использо-
вании энергоресурсов. Энергетика предета-
валет собой одну из тех областей, где про-.
тиворечия капитализма находят свое наи-
более яркое выражение, выступают в ва-
	NOM обнаженном и отвратительном ВИДЕ.
	Приведем несколько примеров.
	Известно, что гидротехники буржуазных
стран не раз становились втупик В связи
с невозможностью комплекеного иснользо-
вания водных ресурсов Западной. Европы.
Альпы, являющиеся источником крупных
здных артерий, разделены между шестью
тапиталистическими государствами, река
Рейн — между пятью. Плановое использо-

вание этих рек невозможно в условиях Ka-
	Питализма.
	наиболее дорогостоящая часть сооружений
заканчивается, правительство остальную
часть строительства передает с торгов чает-
ным компаниям. Эти компании, завершив
строительство, произвольно диктуют тари-
фы на электроэнергию и воду для ороше-
ния и обеспечивают себе, таким образом,
огромные. прибыли. т

История крупных строительств в капи-
талистических странах — это история 0ез-
удержного хищничества, афер, прямых пре-
ступлений. Почти семидесятилетнее eTpoH-
тельство плотин в дельте Нила стоило
огромного числа человеческих жизней. 5а
многие годы, когда сооружалея Суэцкий
канал, погибли тысячи рабочих, которые
были лишены самых элементарных быто-
вых и санитарных условий. Количество че-
ловеческих жизней, принесенных в жертву
следующему крупному строительству—Сен-
Готтардекому туниелю в Альпах, настолько
велико, что буржуазная статистика избегает
называть нифры. Унсминаетея лишь, что
«великое предприятие чуть не окончилось
неудачей, так как администрация не поза-
ботилась о ИН условиях и рабочие
массами умирали...

Наконец, нельзя “ne упомянуть о Панам-
ском канале, одном из самых дорогостоя-
щих, неорганизованных и жульническах
сооружений. В течение почти 40 лет раз-
личные компаний, сменяя друг друга, раз-
воровывали народные деньги, ассигнован-
ные на строительство. Недаром «панамл»
стала нарицательным словом для определе-
ния всякой аферы. Берега Панамекого ка-
нала без преувеличения могут называться
берегами смерти,—так много людей погиб-
ло там от малярии, изнурительной, тяжелой
работы и нечелозеческих бытовых условий.

Стоивитий огромных затрат труда и на-
родных средетв канал попал в руки круп-
иейших монополий США и служит для них
средством наживы.

Куйбышевская и Сталинградская ГЭС
будут ежегодно давать около. 20 миллиардов
киловатт-часов электрознергии, „что дает
возможность завершить полную электрифи-
кацию промышленности, значительно элек-
трифицировать железнодорожный транспорт,
	Заметки о гидроэнергетике
капиталистических стран
		оружения мощной гидроэлектростанции и
производства миланардов киловатт - часов
электроэнергии не были использованы. Это
не входило в план английских колонизато-
ров — они заинтересованы отнюдь He B
индустриальном развитии Египта, а В ©0-
хранении его экономической отсталости.
Для удовлетворения же острой потребности
Египта в элеклроэнергии были построепы
тепловые электростанции, сжигавитие цен-
ное дальнепривозное топливо, на поставках
которого наживались угольные монополии
Ангтии.
	В течение более сорока лет США и Ёа-
	нада не могут договоритьея 00 уеловиях
	строительства крупной гидроэлектроетан-
ции Бохарнуа № 3„на реке Св. Чаврен-
тия. Больше других строительству препят-
ствуют американские монополии, ведущие
торговлю хлебом. Они срывают строитель-
ство гидроузла, так как боятся, что по но-
вой водной артерии канадская пшеница
хлынет в США и американские хлебные
монополии окажутся под угрозой конку-
ренции CO стороны ишеничных королей
Каналы. ~
	Капиталисты, требующие немедленной
выгоды, не заинтересованы в строительстве
крупных гилроэлектроетанций, сооружение
которых требует много времени, больших
капиталовложений. В тех случаях, когда
такие станции все же строятся, магнаты
капитала предпочитают, чтобы расходы по
строительству брало на себя государство,
изымая средства из карманов налогопла-
тельщиков. В то время как агенты монопо-
лий в правительетвах организуют шумную
рекламу вокруг «общественных работ» по
сооружению гидроэлектростанций на народ-
ные деньги, грубо обманывая простых лю-
дей, дельцы организуют  снекулятив-
ную горячку, вздувая цены на землю в
районе строительства. Когла же главная ип
	Примером хищнического, уродливого ис-
пользования водной энергии является так-
же Ниагарский водопад. Болоссальная мощ-
ность Ниагарского водопада используется
рядом гидростанций, на правом берегу—
СПА, на левом — Канады. Эти станции
напоминают, по признанию самих амерн-
канских строителей, ряд водяных мельниц
на маленьких реках, настолько они не соот-
вотствуют техническим возможностям ис-
пользования этого мошного — источника
	энергии.
	Ассузнская плотина на реке Нил была
запроектирована и построена только для
	орошения. Огромные возможности для Co-