ЧЕТВЕРГ, 14 СЕНТЯБРЯ 1950 г. № 219 (19363)
	2 FIODERUIYIA UVDEITVUD ДАРА АГУР DE et ASIAN AER A A

> 4

Москвичи—туркменским.
	строителям

В обеденные перерывы в цехах, на
участках и в бригадах московского завода
«Динамо» имени С. М. Кирова прошли
читки исторического постановления прави-
тельства о строительстве Главного Турк-
менского канала. Динамовцы выражали
свою искреннюю благодарность большевиет-
ской партии, Советскому правительству
й лично товаряшу Й. В. Сталину за новое
проявление заботы об укреплении могуще-
ства социалистической Родины, 06 улуч-
шении жизни трудящихся.

Бригадир  слесарей-сбортиков первого
машинного пеха Иван Вальков сказал:

— Советские люди дружно отстаивают
дело мира. Новым проявлением миролюбия
налнего государства является решение пра-
вительетва о строительстве Главного Турк-
менского канала. Важлому из нае. хочется
работать е улесятеренной энергией, Наша
бригала собирает мощные моторы для э8с-
каваторов, которые пойдут на строитель-
ство Главного Туркменского канала. Пред-
лагаю закончить выполнение сентябрьско-
го задания по этим машинам к 25 чиеду.

Предложение Ивана Валькова горячо
поддержали слесаря Валентин Кремлев,
Виктор Дедюев и Юрий Збойков. Они ре-
шили ежедневно выполнять норму 42
250 пропентов и сдать заказ на пять дней
раньше срока.

Оживленно прошла читка постановления
правительства на монтажном участке ая-
того аппаратного цеха. Коллектив этого
участка снабжает своей продукцией гидро-
технические сооружения страны.

Монтажники участка, как и весь кол-
лектив завода «Динамо», заявили о свозй
TOTOBHOCTH активно участвовать во взена-
родной стройке.
	bee краше становится
жизнь
	БУЙБЫШЕВ, 13 сентября. (По телеф,
от cob. карр.). С огромным под’емом ветре-
чено на строительных плошадках Куйбы-
шевского гидроузла постановление итави-

менского канала.
Екатерина Сафронова, занятая на добы-
че бутового камня, выполнила вчера свою
норму на 180 процентов. Она заявила:
— Какое счастье жить в замечатель-
ное сталинекое время! Каждый день при-
	носит известие, одно ралдостнее другого.
	  Бее краше и краше становитея жизнь со-
	ветских людей. Аочется работать еше луч-
ше во славу нашей могучей Родины!

— С большой гордостью мы выслуша-
ли сообщение о решении Советского пра-
вительства соорудить Главный Туркмен-
ский канал,— заявил прараб Д. М. Роеля-
ков.— Bee мы каждолневно вилим приме-
ры созилательного труда в нашей миролю-
бивой стране. Англо-американские импе-
риалисты тратят огромные средства на под-
	готовку новой войны, обрекая трудящихоя
		в своих странах на нужду и голод, Гам пра-
вят государством люди, заботящиеся о своей
наживе, им чужды интересы трудового
народа. Наша родная советская власть,
большевистекая партия неустанно пекутся
о народном благе. Поистине замечатель-
ные перспективы сулит обводнение пу-
стынных земель. Все мы, советские люди,
още и еще раз говорим от всего сердца —
спасибо великому Сталину!

ного движения на Волге порядка 4—5 ки-
лометров в чае против течения. Новые
‘требования к скоростному транспорту обя-
зывают ученых разработать  о5оенования
наивыгоднейшего. взаимодействия  тран-
спортных средств и путевых устройетв.
Потребуются энергичная работа в облаети
научного изыскания новых, более мощных
и экономичных тяговых средств; более
смелая реализация богатейших неиспользо-
ванных резервов в части уменьшения ©о-
противления движению поездов, судов и
автомобилей, повышения коэфициентов по-
лезного действия их тяги, изменения и
улучшения конструктивных форм подвиж-
ного состава и пути.

Исключительно дешевые источники
электроэнергии  волжеких  гидростанций
дадут возможность по-новому репгить зада-
чу энергоснабжения транспорта. В первую
очередь предстоит осуществить широкий
перевод на электрическую тягу железных
дорог. Опыт эксплуатации советских элек-
трифицированных участков железных дорог
показал исключительно высокую технико-
экономическую эффективность их по ерав-
нению © дорогами, применяющими паровую
тягу. Особенно высок эффект электрифика-
пии на дорогах с большой насыщенностью
движения, что характерно для ряда ши-
ротных железнодорожных магистралей По-
волжья.

Расход топлива на электровозах; полу-
чающих энергию от тепловых электростан-
ций, уже на 50 —60 процентов меньше,
чем на паровозах. Неизмеримо большая эко-
номия получается на электровозах, питаю-
щихея от гидроэлектростанций.

Пропускная способность электрифициро-
ванных участков в 1,5 раза больше на 91-
нопутных линиях и в 1,2 —1,3 pasa —
на двухпутных линиях, & провозная епо-
собность увеличивается до 250—300 про-
центов против норм железных дорог с па-
ровой тягой. Крайне важно отметить, чм
электрифицированные дороги позволят уве-
личить весовые нормы поездов с одновре-
менным увеличением технических скоро-
стей.

Бельшие перспективы предвилятся в при-
менении электроэнергии также для водного
и автомобильного транепорта, гле настает
пора более решительном перехода на си-
стему электродвижения,

Ознако область применения электроэнер-
гии на транспорте не ограничивается толь-
ко подвижным составом. На ‘электроэнер-
гию, несомненно, выгодно переходить также

АЛечта` становится явью...
	нал пройдет; наверное, через Ташкент. В№0-
гда я захотел внести ясность в географя-
ческие знания моего собеседника, он до-
бавил с той же мудрой стариковской улыб-
кой:

— Я это понимаю, но аромат плодов
из будущих садов Кара-Вумов. донесется и
до Танткента, а мой сын -— мастер Таш-
кентекого текстильного комбината — будет
делать 43 кара-кумекого хлопка новые
сорта ситца для нас!

Много печальных сказаний хранится в
памяти нашего народа об обманчивых ми-
ражах, о караванах, погибших в страш-
ных пустынях, Гектар 3a гектаром уни-
чтожая пустыни, народ создает новую
песнь о победе жизни над смертью.

Начался великий поход против пуеты-
ни. Современные империалистические ди-
кари бредят о том, чтобы весь земной шар
сделать сплошной Сахарой, Наше родное
Советское правительство делает все, что-
бы земля стала огромным цветущим сз-
дом. Народы нашего Советского Востока
получили возможность и силу, чтобы
строить, сажать, выращивать и петь!

Электричество, белые моря хлопка, но-
вые сады,— вот что видим мы, читая ре-
шение Советского правительства о- строи-
тельстве Главного Туркменекого канала.

Наши планы, рассчитанные на’ годы,
говорят 0б уверенности наших народов
в светлом будущем.

Люди, собирающиеся в. военный поход,
не создают многолетних планов стройки,
Каналы и урожаи любят мир!

Пусть злобетвуют наши недруги, & мы
будем самоотверженно строить свой канал,
помня древнюю узбекекую пословицу:
«Собаки лают, ад караван идет своей до-
	рогой».
Максут ШЕЙХЗАДОЭ.
г. ТАШКЕНТ.
	Грандиозный план преобразования при-
роды, начертанный великим Сталиным.
сейчас коснулся и древних пустынь Сред-
ней Азии.

Решение Совета Министров СССР о стро-
ительстве Главного Туркменского канала
начинает новый, еще более активный этап
в нашей постоянной борьбе © песками Ка-
ра-Кумов. Народы Туркменистана, Узбекл-
стана и Кара-Калпакии, через земли кото-
рых пройлет этот ‘канал, отрежут у злых
и бесплодных пустынь огромный кусок, зем-
ли. За всю многовековую историю пески
Кара-Вумов впервые узнают журчание
жизнетворных арыков, сладостную лень
деревьев, веселое пение птиц.

0 том, чтобы воды Аму-Дарьи оживили
бесплодные барханы Черных песков —
Кара-Кумов, веками мечтали наши народы.
Это были мечты трудового дехканина. Они
были и в стихах поэтов, и в напевах на-
родных сказителей — бахши. Эти мечты
теперь становятся явью.

Родной Сталин, партия большевиков,
Советское правительство указали нам путь,
вложили в наши руки оружие для победы
над извечным нашим врагом — песками
огромных пустынь.
	Вся страна, все братские народы будут
строить Главный Туркменский канал так
же, как колхозник из Чиракчинского рай-
она считает себя участником стройки Вуй-
бышевекой и Сталинградекой гилроэлектро-
станций. Младшая сестра Волги — Аму-
Дарья станет важным источником  изо-
билия. сил п красоты нашей земли. Идея
стройки Главного Туркменского канала на-
столько величественна и жизненна, что
она вдохновляет в воодушевляет всех
граждан моей республики. Утром, услы-
шев по радпо решение правительства, я
рассказал его содержание старику-узбеку.
Старик, улыбаясь, заметил, что этот ка-

_ Могучие силы коммунизма
		усматривают реконструкдию 165,5 миллио-
на гектаров пастбищ на основе их обвод-
нения и выборочного орошения. Отроитель-
ство Сталинградской ГЭС даст возможность
обводнить между Волгой п Уралом 6 мил-
лионов гектаров и к западу от Волги в райо-
не Сарпянской низменности, Черных земель
и Ногайской стени — 5,5 миллиона гекта-
ров пустынных земель. При строительстве
Главного Туркменского канала предусмат-
ривается обводнение ло’7 миллионов гекта-
рев в`пустыне Вара-Кумы.
	Обволнение п реконструкпия этой огрем-
ной территории обеспечат быстрые темпы
развития пастбищного животноводства, мпэ-
гократно увеличат поголовье скота, особен-
	но каракульской овцы, знаменитой турк-
менской лошали и высокопродуктивной
	менской лошади и высокопродувтиваов
астраханской породы крупного poraroro
скота.
	Животноводство будет обеспечено не толь-
ко необходимым водоснабжением, но и мош-
	ной коруовой базой путем лиманного оро-
шения сенакосов и создания новых кормо-
	вых угодий в районах выборочного оро-
шения,

Пустынные районы Северного Прикаспия
и западная часть пустыни Кара-Вумы в
недалеком будущем станут одной из круп-
нейших баз советского товарного животно-
волетва.

Таким образом, эти три грандиозные
гилроэнергетические стройки коммунизма
гидроэнергетические стройки коммунизма
являются дальнейшим развитием сталин-
екого плана преобразования природы. Дей-
ствие этого великого плана распростра-
няетея не только на лесостепную и етеп-
	ную зоны, но и НЗ пустынные и полупу-
	стынные зоны европейской и азиатской
частей Советекого Созза. Постановлениями о
строительстве Сталинградекой гидроэлектро-
станции п Главного Туркменского канала
предусмотрено создание защитных лесных
полоё и закрепление песков также в пустын-
ных и полупустынных районах страны. 3а-
щитные лэсонасаждения создаются вдоль 0б-
воднительных каналов Прикаспийской низ-
менности, вдоль Главного Туркменского ка-
нала, а также по границам земель нового
орошения и вокруг промышленных `прел-
приятий и населенных пунктов. В Турк-
мении и Кара-Валпакии эти мероприятия
предусмотрено провести на площади около
500 тысяч гектаров.
		На берегах Волги, в среднем и нижнем
ее течении, по инициативе великого вождя
и учителя И. В. Сталина, начинается
строительство новых гигантских  гилро-
электрических станций — Куйбышевской п
Сталингралекой. Одновременно начинается
строительство Главного Туркменского кана-
ла, который повернет волные потоки мош-
ной среднеазиатской реки Аму-Дарьи от ee
низовьев в сторону Красноволска, в запал-
ную часть пустыни Вара-Вумы и в безвол-
ную Прикаспийскую ‘равнину Западной
Туркмении.
	Эти новые великие стройки знамену-
ют собой дальнейший расцвет производи-
тельных сил страны сониализма. Стреми-
тельное продвижение вперед — характер-
ная особенноеть советской экономической
системы. Советский экономический строй
таит в себе колоссальные силы развития,
	Классики научного сопиализма прелдека-
зывали, что после того, как булут снаты
оковы. капитализма, производительные
силы получат возможность развиваться
безгранично, обеспечивая стремительное
продвижение человеческого общества Е
коммунизму. В. И. Ленин в работе «Госу-
дарство и революция» писал: «..мы впра-
ве с полнейшей уверенностью сказать,
что экспроприация капиталистов неизбеж-
но даст гигантекое развитие ^ производи-
тельных сил человеческого общества».
	Ни на минуту не прекращающаяся твэ)-
	ческая, преовразующая деятельность совет-
ского человека на безбрежных просторах
одной шестой части земного шара ярко
подтверждает эти мудрые ленинские ело-
ва. Освобожденные от оков капитализма,
пспользуя достижения передовой наукя и
техники, народы Советекого Союза умно-
жают производительные силы социализма.
	В нижнем течении Волги ежегодно прэ-
текает сотни мизлиарлов кубических мет-
ров водяного потока. Эти могучие силы
природы ныне булут использованы в
интересах советского общества и дадут еже-

_ Родно. до 20 миллиардов киловатт-часов элек-
троэнергин, а также позволят оросить и 0б-
воднить почти 14 миллионов гектаров за-
сушливых земель.
	1951 голу. закончитея строительство
Тлавного Туркменского канала со всеми
сооружениями. отволными оросительными
	и обволнительными каналами. Болы Аму-
Дарьи в результате этого строительства
позволят оржить И OCBOHTB в селье“-
	хозяйственном отношении 1 миллион 509
тысяч гектаров новых земель Туркмен-
ской СОР и Кара-Калпакской автономпой
республики и обволнить миллионы гекла-
ров пастбит пустыни Вара-Кумы.
	эти три новые гидроэнергетичес кие
строительства булут осуществлены в исто-

-ричееки короткий срок благодаря порази-
``’ тельным успехам советской индустрия,

советского  машинестроения. Наша п09-
мышленность предоставит в распоряжение
..Ггидроэвергетичееких строек новые совер-
шепные технические средства.
	. В процессе строительства возникнет
‚множество сложных задач, требующих
‘срочного решения на основе новейпях
	лостижений передовой науки и техникя.
-‚ Вопросы . передачи огромных потоков элек-
„ траэнергии на тысячи километров, строч-
тельства и эксплуатации многих тысяч
километров обводнительных и ороситель-
ных каналов, механизации строительных
- забот. обеспечения в реке Волге устойчи-
	ВЫХ уеловий среднего по волноети гола. на
	‚которые рассчитаны волжские станции, ме-
	Основатели и вожди Советского государ-
ства В. И. Ленин и И. В. Сталин неодно-
‘кратно указывали на огромное значение
транспорта для народного хозяйства и 060-
роны страны и всегда проявляли неослаб-
ное внимание к развитию транспортной
техники п науки.
	На всех этапах развития Советского го-
сударства И. В. Сталин являлея вдохнови-
телем и организатором всемерного разви-
тия и совершенствования железнолорожно-
°то, речного, морского, автомобильного, в0з-
лушного и трубопроволного транспорта.
Транспорт — главный нерв экономической
жизни страны, Материальная база для
связи города с деревней, промышленности с
земледелием, различных областей нашей
Родины друг с другом.

Судьба ‘развития всех основных отрас-
лей промышаенности и сельского хозяйст-
ва, доставка для предприятий сырья, по-
луфабрикатов, перевозка готовых изделий
промышленности, продуктов питания 4H
проч.-— все это тесно связано с ростом и
правильной эксплуатапией транспортных
средств. Государство затрачивает ежегодно
миллиарды рублей на развитие всех видов
транспорта.

Строительство величайших в мире гилро-
узлов. на Волге и каналов Прикаспия, Глав-
ного Туркменского кавала, осуществляемое
по инициативе’ И. В. Сталина, будет
иметь огромное влияние на дальнейшее
развитие производительных сил нашей Ро-
дины и ее транспортной сети. Дело в том,
что ‘транспорт Поволжья и Прикаспия,
например, служит не только для BHYT-
рирайонных сообщений, но является важ-
	ным звеном в транспортных еношениях
	между европейской частью СОФР и ero
огромными восточными территориями.
	В одореволюционном Поволжье с ярко
выраженным аграрным характером его хо-
_зяйства направление грузопотоков было
тлавным образом одностороннее — от Волги
к пентру страны. На всем протяжении
Волги от Твери (Калинина) до Астрахани
до 1908 гола был только один железнодо-
рожный — Сызранский переход.
	Индустриализация. Поволжья и приле-
‚тающих к нему экономических районов вз-
“стока. и запада в годы сталинских пя-
-тилетов вызвала ‚необходимость  огром-
	Акалемик В. НЕМЧИНОВ.
		ры борьбы с засолением почвы и дру-
гие не менее важные вопросы требуют
повеедневного творческого участия пред-
ставителей. науки и техники’ в этих
стройках.

Сталинские стройки на Волге и в Турв-
мении — это дальнейшее укрепление мате-
знальной . основы нашего продвижения к
коммунизму. Завершение  строительетва
Куйбышевской и Сталингралекой ГЭС и
Главного Туркменского канала приведет &
тальнейшему улучшению материального
уровня жизни трудящихся Советского
Союза. г
	Новые волжские гидроэлектростанции,
включенные в Елиную  Высоковольтную
Сеть. преобразуют горола и села Поволжья,
центрально-черноземных областей и райо-
нов Москвы. Возникнут новые производ-
ства, существенно улучитится коммупаль-
ное обслуживание населення огромной
территории. Коренным образом будет пре-
образована природа Заводжья a Прикас-
пийской низменности. я у

Главный Туркменский канал. в резуль-
тате строительства крупных трубопроводов
обеспечит полностью питьевой и техниче-
ской водой промышленные предприятия и
железнодорожный транелорт Западной Турк-
мении. Вдоль обводнительных каналов, —
как между Волгой и Уралом, Волгой и
Тереком, так и в Западной Туркмении,
в обводненной части пустыни Кара-Вумы,—
возникнут многочисленные новые благо-
устроенные населенные пункты.
	Новые стройки позволят PeKOHCTPYEPO-
вать около 14 миллионов гектаров земель
в Нижнем и Среднем. Поволжье п до 8 мил-
лионов 300 тысяч гектаров в районе
Туркмении и Кара-Калпакин. Вновь орэ-
шаемые здесь земли предназначены глав-
вым образом для дальнейшего развития на-
шего среднеазнатекого хлопковолетва.
	В зоне Главного Туркменского канала
поливные земли дадут возможность разво-
дить длинноволокнистые сорта хлопчатника.
Ца основе мичуринской селекции и агротех-
ники на вновь осваиваемых землях может
быть обеспечено получение высоких и
устойчивых урожаев ценных сортов хлоп-
чатника. Новое гидроэнергетическое строп-
тельство в Туркмении, следовательно, зна-
чительно. увеличит возможности дальней-
шего развития советского хлопководства,
снабжение нашей развивающейся  тек-
стильной промышленности высококачест-
венным отечественным сырьем.
	В Поволжье булут орошены исконные
пшеничные районы, в прошлом страдавшие
от пагубного влияния засухи и суховеев.
На базе электроэнергии двух ‘волжеких
гигантов в Заволжье создается орошаемое
зерновое хозяйство“ с! применением электро-
энергии в земледелии, в частности электро-

пахоты.
	Осуществление плана орошения завол-
жья и Туркмении более чем вдвое увели-
чивзет орошаемые, плошали в Советском
Союзе. На этой заново осваиваемой. терри-
тории будет осуществлена не только новая
система орошения, обеспечивающая пол-
ную механизацию и электрификапию сель-
скохозяйственных работ, но, несомненно,
в дальнейшем будет применена новая тех-
ника орошения на базе дождевания.
	Постановления правительства о строп-
тельстве Сталинградской гидроэлектростан-
ции и Главного Туркменского канала прел-
	Преображение пустыни
	канал пройдет по древней дельте Аму-
Дарьи, в прошлом @несколько сот лет на-

зад) исключительно плодородной и плотно
засоленной.
	Далее канал обогнет огромную Сарыка-
мышекую впадину, когда-то предетавляв-
Hiy1o с0б0й озеро. Обойля впадину, канал
войдет в древнее русло Аму-Дарьи, ноея-
щее название Узбой и проходящее между
песками пустыни Вара-Вумы (Черные пес-
ки) и возвышенным плато Усть-Урт. Районы
Кара-Кумов, прилегающие к Узбою, пред-
ставляют собой ценнейшее пастбище гро-
мадных размеров. Использовать его мешало
отсутствие воды. Постройка канала даст
возможность развить здесь животноводство
	H каракулеводство в необычайно широких
размерах.
	Отромное значение для экономики. края
будет иметь тот факт, что новую мощ-
ную реку можно широко использовать для
судоходства. Такие 0б’емные грузы, как
хлопок, пойдут водным путем, Это значи-
тельно разгрузит железные дороги,
	Для строительства грандиознейшего со-
оружения установлен небольшой срок. Та-
кой срок возможен только в условиях
социалистического государетва. Только ему
под силу направить на намеченные об’ек-
ты стройки совершенно исключительные
резервы орудий производства и рабочей
силы, применить в широчайших масшта-
бах механизанию.

ния регулярной и экономичной доставки
пассажиров и грузов.

Большое значение будет иметь железно-
дорожный транспоре как в период строи-
тельства Туркменского канала, так, и в по-
следующее время. В связи с развитием про-
мышаленности и сельского хозяйства в рай-
онах, тяготеющих к Главному Туркменскому
каналу, возникает потребность в строитель-
стве пол’ездных железнодорожных путей в
промышленным предприятиям, а также со-
елинительной линии между каналом и су-
пествующей железной дорогой.

Плановое размещение производительных
сил, основанное на комплекеном развитии
экономических районов Советеком Союза,
на принципе приближения произволетва к
источникам сырья и энергии, & также к
пунктам потребления, создает богатейнгие
возможности AAA рационализации всех
транепоотных процессов.
	Великие народные волжекие и прикас-
пийские стройки войдут в эксплуатацию в
1955—1957 гг. Огромные размеры соору-
жений, небывало быстрые темпы их созда-
ния потребуют серьезнейшей помощи транс-
порта уже в период строительства. Работ-
ники транспорта должны обеспечить свое-
временную, ритмичную доставку в CTPON-
тельным площадкам массовых партий гру-
зов — цемента, металла, леса и других
строительных материалов. Понадобится чет-
кая, согласованная работа железнодорожно-
го, речного и автомобильного транспорта,
создание согласованных технических пла-
вов и графиков использования производ-
ственных средств этих видов транспорта.
Для скорейшего продвижения грузов, тре-
бующихся для осуществления великих на-
родных строек, нужно обвепечить «зеле-
ную улицу» на железнодорожном, водном
и автомобильном транспорте. Долг ученых-
транспортняков — оказать всемерную по-
мощь в строительстве новых транспортных
средств в преобразуемом Поволжье и в
Прикаспии.

При создании плана ГОЭЛРО В. И. Ленип
говорил: «..наше коммунистическое  хо-
зайственное строительство станет образцом

лля грядущей социалистической Европы и
Азии.».

Великий продолжатель дела Ленина —
И. В. Сталин с исключительной гениаль-
ностью направляет советский народ на вы-
полнение этого ленинского завета. Прило-
жим все наши знания, умение и энергию,
чтобы отлично выполнить новые задания
	великого Сталина.
	ЛЕНИНГРАД, 13 сентября. (По телеф. от
соб. корр.). Ученые Ленинграда с чувст-
вом болыной патриотической гордости
ветретили постановление Советского пра-
вительства о новой грапдиозной сталин-
ской стройке.

Академик Д. В. Наливкин в беседе с кор-
респендентом «Известий» сказал:

—- Мы, советские люли, живущие В
величественную сталинскую эпоху, явля-
емея свилетелями и участниками  огром-
ных преобразований природы нашей Роди-
ны. С чувством восхищения прочли мы но-
вый замечательный документ — решение
правительства о строительстве Главного
Туркменского канала, который преобразит
огромный край. Эти колоссальные работы
свидетельствуют о великой созидательной
силе Советского государства, ‘непрерывно
возрастающей мощи нашей экономики и
техники, о горячем стремлении всего совет-

ского народа к миру.
	Идея создания Туркменского канала не-
однократно поднималась русскими учены-
ми. Но то, что казалось раньше несбыточ-
ной мечтой, становится реальностью cell-
час в нашей стране, строящей коммунизм.
Только под руководством сталинского ге-
ния возможно осушествить столь гранди-
озную работу, требующую  огромнейших
средств и сил.

Новый канал возродит в жизни колос-
сальные пространства Туркмении, оживит
пески и пустыни. В первой своей части
	в транспортных узлах (станции и порты),
в транспортных ремонтных предприятиях
ит. д.

Крупное значение в Поволжье имеет
проблема создания наиболее рациональной
сети транспортных узлов путем переустрой-
ства ряда существующих станций и пор-
тов, а также строительства новых транс-
портных узлов.

Гигантекие плотины Куйбышевского и
Сталинградского  гидроузлов значительно
поднимут уровень волжекой воды; создавае-
мые этими подпорами огромные водохрани-
лища заставят переустраивать железнодо-
рожные и автодорожные участки, & также
порты и станции.

Появляются и новые возможности более
эффективного транспортного благоустрой-
ства волжеких городов,
	Электроэнергия волжских гидростанций
явитея мощным стимулом для широкого
развития промышленности и сельского хо-
зяйства Поволжья, в связи с чем ожидает-
ся резкое увеличение грузооборота и пас-
сажирских перевозок.

Освоение мощных грузовых потоков по-
требует внедрения более усовершенствован-
ных методов эксплуатации транспорта. Не-
обходимо прежде всего значительно уско-
рить оборачиваемость подвижного состава
для всех основных видов транспорта. Сей-
час нас уже не могут удовлетворить нормы
допускаемых простоев на станциях и в пор-
тах, в особенности на перевалочных тране-
портных пунктах, при стыке нескольких
видов транспорта.
	Туркменский канал протяжением
1.100 км является величайшим в мире co-
оружением, позволяющим по своим габари-
там, расходу воды и ожидаемому об’ему
грузов организовать весьма интенсивное
судоходство по перевозке хлопка, нефтяных
продуктов. хлеба, стройматериалов и т. п.
	Организация транспортного освоения
Главного Туркменского канала —— перво-
очередная задача Министерства речного
	флота СООР, которое должно запросктиро-
вать п осуществить постройку значитель-
ного флота. портовых сооружений, судо-
ремонтных устройств на основах последних
достижений науки ин техники,
	Серьезные задачи стоят перед автотранс-
портом. Одновременно со строительством
канала булет проводиться усиленное азто-
дорожное строительство в районах, тяг-
теющих к каналу. Необходимо приступить
к организации в этих районах автотранс-
	порта. общего пользования. для обеспете-
	1924 голу товариш Сталин писал:
«Мы решили... сделать все возможное для
того, чтобы застраховать себя в будущем
от случайностей засухи... Думаем начать
дело с образования минимально необходи-
мого мелиоративного клина по зоне Са-
мара — Саратов — Царицын — ‚Аетра-
хань — Ставрополь».
	Тогла же были созданы проектные орга-
низации, детально и всесторонне разраба-
тывавшие проект строптельетва Болыной
Волги, Нижне-Волжекого строительства и
среднеазиатского гидростроительства.
	Вели бы не фашистекое нашествие, от-
влекшее наш народ от мирного созидатель-
ного труда, Советское государство значи-
тельно раныше смогло бы приступить к
реализации этих проектов.
	Ныне, воодушевленный задачами мирно-
TO созидания, советский народ под води-
тельством своего мудрого и любимого
вождя товарища И. В. Сталина © огром-
ным под’емом приступает к новым гранли-
озным стройкам для всемерного расптире-
ния и укрепления материальной базы вом
мунизма,
	зитного пути Москва — Астрахань, по ко-
торому теперь в столицу и центральные
промышленные районы доставляются 6a-
кинская нефть, донецкий уголь, баскун-
	 чакская соль, хлеб и многие другие гру-
	зы из Поволжья.
	страли ближайшего
		В. ЗВОНКОВ,
	член-корреспондент Академин
наук СССР
		ного транспортного строительства. Теперь
уже Волга от Калинина до Астрахани
имеет десять железнодорожных переходов,
обеспечивающих важные широтные меж-
районные сообщения. Нарялу с широтны-
ми железнодорожными магистралями в По-
волжье строились меридиональные желез-
ные дороги. Во все районы Советского
Союза через эти магистрали перевозятся
огромные количества лесз, угля, нефти,
хлеба, черных металлов, строительных ма-
терпалов.
	В дореволюционной России автомобиль-
ный транспорт находился, как известно, в
зачаточном: состоянии. Царская Россия в
1913 году имела ничтожно мало автомо-
билей и только 27 тысяч километров
поссейных дорог и мостовых. В годы ста-
линских пятилеток автодорожный транс-
порт получил исключительное развитие.
В 1938 голу Советский Союз по производ-
ству грузовых автомобилей обогнал Анг-
лию, Францию и Германию. В предвоенно-
му периоду в эксплуатацию было введено
до 150 тысяч километров дорог с твёрдым
покрытием и, кроме того, 450 тысяч кило-
метров грунтовых дорог с улучшенным и
профилированным полотном. Преобразился и
автолорожный транспорт Поволжья.
	В транспортной системе Поволжья боль-
шую роль всегда играла Волга — круп-
нейшая водная магистраль Советского
Союза и Европы, Еще задолго до Великой
Отечественной войны советский народ на-
чал строительство грандиозных гидротехни-.
ческих сооружений комплекса Большой
Волги. В 1937 году вошло в эксплуатацию
выдающееся сооружение — канал имени
Москвы; на Волге был построен первый
крупный гидроузел — Иваньковекий п е0з-
дано громадное водохранилище — «Москов-
свое море». В голы Отечествевной войны
на Верхней Волге в экеплуатапию ветупи-
	ли эгличекая п Рыбинская гидроэлектро-
етанпии.
	Строятельством этИ® сооружений было
обеспечено созлание глубоководного тран-
	Благодаря сооружению гигантеких Вуй-
бышевской и Сталинградской гидроэлектро-
станций великая Волжекая магистраль
превращается в каскад водохранилищ и
глубоководных участков, соединяемых са-
мыми совершенными по конструкции шлю-
зами. По своим размерам, пропускной спо-
собности и техническому совершенству
шлюзы Большой Волги являются самыми
мощными и образцовыми в мире.
	Передовая транспортная наука и техни-
ка, учитывая эти новые огромные ре-
сурсы, должна решить сейчас ряд важней-
щих задач в области наиболее эффектив-
ной реконструкции и эксплуатации всех
основных видов транспорта Поволжья
п Прикаспия. Транспорт Поволжья и При-
каспия должен превратиться в образцовую
отрасль народного хозяйства.
	Реконструкцию и улучшение эксплуата-
ции транспорта невозможно рассматривать
изолированно для отдельных видов транс-
порта, как не зависящих друг от друга
звеньев. В советских условиях железные
дороги, автомобильные пути, реки, моря,
трубопроводы, воздушные трассы — звенья
одной неразрывной транспортной системы,
тесно связанной со всеми отраслями народ-
ного хозяйства.
	Поэтому исключительно важным явдяет-
ся научное обоснование комплексного взач-
мосогласованного развития железных, авто-
	мобильных, судоходных магистралей, тру-
	бопроволов п воздушных траее как единон
сети путей сообщения. Необходимо, чтобы
между этими транспортными путями была
достигнута согласованность в отнопении
пропускной и провозной их способности,
чтобы полностью и с наибольтим удобетвом
объепечить возрастающие перевозки гру-
30B.

Советский транепорт должен обеспечить
еще более ускоренную доставку грузов и
пассажиров. Нас уже не может удовлетво-
рять существующая техническая скорость
движения грузовых поездов. Нельзя так-
же тдовлетвориться скоростями  букеир-