ЧЕТВЕРГ, 14 СЕНТЯЕРЯ 1950 г. 3m 919 (10368)
	ИИА
	lO страницам
	Окраина советского
города
	Мрачно, убого выглядели окраины горо-
кв дореволюционной России. Трущобы,
приземистые  хаты-завалюшки, кривые,
грязные улочки и переулки...
	а годы советской власти облик городов
нашей страны неузнаваемо изменился.
	Тазета «Молот» опубликовала большую
педборку писем депутатов под обныгм заго-
зовком «Окранны Ростова» и передозую
статью «Окраина советского города». Га-
зета пишет:

«Вот как выглядит одна из ростовских
окраин, Огромные многоэтажные здания
с удобными квартирами, утопающие в зе-
лени садов дома-коттеджи, в которых
живут  рабочие-стахансвцы, инженеры,
техники; большое, красивое здание сред-
ней школы, поликлиника, парк, скверы,
стадион, детская железная дорога — та-
ково лицо нынешней окраины Ростова —
поселка Сельманю.
	На другой, старейшей окраине торода—
Темернике в послевоенное время были про-
ведены большие работы по блатоустрой-
ству. Рассказывая о них, газета сообщает:
	«Вот крупное сооружение — Темерниц-
кий мост, связывающий район с центром
города. Этот мост является гордостью
всех ростовчан. От него протяженностью
в три километра проложена новая шос-
сейная дорога, а вдоль нее — линия элек.
троосвещения, Красивый мост пролег че-
рез Камышевахинскую балку. Только за
последние два года покрыты асфальтом
семь с половиной тысяч квадратных мет-
роз мостовых и тротуаров, проложено 25
тысяч квадратных метров упрощенных
тротуаров. Превзойден довоенный уро-
вень в электрическом освещении жилых
домов, улиц, в водоснабжении населения,
Шяроко развернута торговая сеть»,
	Огромные изменения произошли также
на окраинах Новочеркасска, Каменска п
тругих городов Ростовской области. Многие
туа, построенные за последние годы на
окраинах этих городов, замечательны и по
архитектурному оформлению, и по удоб-
ствам. Не случайно, пишет газета, трудя-
щиеся называют такие окраинные поселки
‘опиалистическими горолками.
	Освещая достигнутые в преобразовании
окраин успехи, газета вместе © тем пол-
черкивает необходимость настойчиво про-
должать работу по их благоустройству.
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯШИХСЯ СССР
	„Замечательное творение
социалистического ©
строительства“
	ПРАГА, 13 сентября. (ТАСС), Постанов-
ление Совета Министров СССР о строи-
тельстве Главного Туркменского Banana
вызвало живейший отклик чехословацкой
общественности.

Газеты «Руде право» и «Обрана лиду»
полностью опубликовали ‘текст постанов-
ления. Остальные газеты публикуют под-
робное изложение постановления Совета
Министров, а также приводят многочиелен-
ные выдержки из передовой «Правды» за
12 сентября. Газеты публикуют сообщение
0 стронтельстве канала под заголовками:
«По пути мирного строительства. Быстры-
ми шагами к коммунизму». «Главный
Чуркменекий канал —— замечательное тво-
ренне социалистического строительства в
СССР», «Новое гигантское строительство
сталинского плана преобразования приро-
ды».
	Протесты против военкых
приготовлений в Англии
	ЛОНДОН, 13 сентября. (ТАСС). Вак co-
общалось, в связи © созывом чрезвычай-
ной сессии парламента для принятия зако-
на, предусматривающего усиление Boopy-
жения Англии и продление срока обяза-
тельной военной службы, во всех концов
Англии в Лондон прибыли депутации, чт9-
бы заявить протест против военных при-
гоовлений Англии.

Почти пикто из них членами парламен-
та принят не был.

Представительницны комитета матерей
английских юношей, отбывающих обяза-
тельную воинскую повинность, разверну-
ли перед зданием палаты общин плакат с
надписью: «Матери Англии, неужели мы
допустим, чтобы нашу молодежь послали на
бойню? ». Плакат был отнят у них полицией.

В вечеру. очереди прибывших из про-
винции людей, стоявших перед парламен-
том в ожидании, что их примут депутаты
парламента, увеличились еще более. В де-
путациям присоединялись лондонские ра-
бочие, возвращавитиеся с работы.

Лондонские докеры принесли с собой за-
явление, алресованное Эттди, которое было
подписано 250 докерами.

Рабочие завода фирмы «Вюдак» в Харроу
(Миддлеекс) подписали петицию на имя
членов парламента, представляющих Хар-
роу. Петиция призывает их «использовать
свое влияние па правительство для Toro,
чтобы добиться заслушания в Совете безо-
пасности представителей Северной и Юж-
ной Кореи, что’ является самым надежным
способом быстрого урегулирования корей-
ского конфликта».

К парламенту для протеста против тон-
ки вооружений пряшли депутации, пред-
ставляющие буквально все районы Лондона.

В то время как вновь прибывающие
депутации продолжали добиваться ветречи
е денутатами, большая групна избирателей
направилась” к зданию америкачекого то-
сольства. Была выбрана  депутация Jaa
передачи письма американскому  поелу.
Олнако здание американского посольства и
весь Гросвенор-сквер, где помещается: я0-
сольство; были оцеплены ‘полицией, кото-
рая отказалась пропустить кого-либо. 0д-
невременно по близлежащим улицам про-
шли сторонникя мира, которые несли пла-
заты: «Отказывайтесь умирать за дикта-
тора’ Макартура», «Руки прочь от Тайва-
на», «Принять Китай в Совет безопаено-
сти», «Не допускать продления обязатель-
ной военной службы в интересах войны,
развязываемой CITA».

Через некоторое время депутация, кото-
рая пыталась передать письмо американ-
скому послу, вернулась и сообщила толне,
собравшейся перед парламентом, что ее ue
только не пропустили к американскому по-
сольству, но даже не разрептили передать
письмо. Члены депутации выступили перед
собравшимися. Как заявил один из них —
цеховой староста авиацнонного завода фир-
мы «Ле Хэвиленд» (Северный Лондон) Пат
Фаррелли, депутация. хотела передать аме-
риканекому послу письмо, в котором заяв-
ляется, что английский народ требует от-
вола американских войск с английской
территории. Английский народ, указывает-
ся в письме, настаивает на том, чтобы
представители Северной и Южной Кореи
были выелушаны в Совете безопасности;
подавляющее большинство английского на-
рода возмущено американской политикой в
отношении Тайвана (Формоза) и отказом
допустить Китай в Совет безопасности.

Председательствовавший на этом сти-
хийно возникшем митинге лондонский не-
чатник Джордж Вулли призвал всех, кто
пришел к депутатам парламента, продол-
жать «бомбардировать их письмами и теле-
граммами и добиться того, чтобы голос на-
рода был услышан».

Участники митинга провозглашали л0-
зунг «Долой войну ради долларов янки».
	Совещание министров
иностранных дел США.
Англии и Франции
	НЬЮ-ЙОРК, 13 сентября. (ТАСС). Вчера
началось совещание министров иностранных
лел США, Англии и Франции; Ачесона,
Бевина и Шумана. Это совещание, каки
предшествовавитие ему переговоры трех
держав, предиринято с целью усилить
военные приготовления стран — участниц
Атлантического пакта под тегемонией США
	против Советского Союза, Витая и BOCcTOU-
ноевропейских  народно - демократических
стран. у

Судя по сообщениям корреспондентов,
тесно связанных < делегацией США, пере-
говоры сводятся в основном к усилиям
США, вопреки международным соглашениям
и в нарушение их, возродить военные силы
в Западной Германии и включить их В
«0б`единенные» западноевропейекие воен-
ные силы. В сообщениях также указывает-
ся, что будут рассматриваться вопресы ©
Тайване, Корее и предстоящей сессии Гене-
ральной Ассамблеи,

НЬЮ-ЙОРК, 13 сентября. (ТАСС). Погле
окончания первого заседания Ачесона, Бе-
вина и Шумана представитель  государ-
ственного департамента США  Макдермотт
зачитал заявление, в котором говорилось,
что министры иностранных дел «начали
анализировать европейские проблемы»,

На междуноародн
	ПЕРЕД ВТОРЫМ
ВСЕМИРНЫМ КОНГРЕССОМ
СТОРОННИКОВ МИРА

Многомиллионная армия борцов за мир
развертывает подготовку ко 2-му Воемир-
ному Конгрессу сторонников мира, кото-
рый назначен на 13 ноября в Англии,
Те два месяца, которые остаются до дня
открытия конгресса, борцы за мир стре-
MATCH использовать в целях еще бэль-
шего расширения массовой базы движения,
БовЛлечения новых миллиовов людей В ЗЕ-
тивную борьбу против преступных планов

и действий имперналистических поджига-
телей войны.
	Программа подготовки ко 2-му Эсемир-
ному Конгрессу была намечена Ha HeJaB-
ней Пражекой севсни бюро Постоянногь
Комитета Всемирного Конгресса сторонни-
ков мира. Она включает в себя продолже-
ние кампании сбора подписей под Сток-
тольмеким Воззванием о запрещении атом-
ного оружия, проведение национальных
с’ездов, конференций и собраний сторон-
ников мира и различных массовых орга-
низаций, которые изберут делегатов на
2-й Всемирный Конгресс, об’единение всех
людей доброй воли на платформе борьбы
за мир, еформулированной бюро Постоян-
ного Комитета в Праге. В обращении бю-
ро Постоянного Комитета о созыве 2-го
Всемирного Конгресса сторонников мира
подчеркивалось, что, требуя в перзую
	очередь запрешения атомного оружия, ©1)-.
	рюнники мира высказываются также за
	всеобщее ограничение и контроль нал вся-
	кого рода вооружением, рост которото уве-
личивает опасность войны и накладывает
на народы тяжелые жертвы, Сторонники
мира выступают против агрессии, rie бы
она ни происходила, и осуждают воору-
женное вмешательство в дела народов. Они
требуют прекращения американской ин-
тервенции в Корее, поддерживая предло-
жения, направленные к мирному разреше-
нию корейского вопроса. Сторонники ми-
ра поднимают свой голос протеста против
варварских бомбардировок мирного населе-
ния. Они категорически осуждают пропа-
ганду новой войны и требуют запрещения
этой пропаганды. На базе этих требований
продолжает распитрятьея 0б’единение со-
тен миллионов людей доброй воли, начало
которому было положено сбором подниеей
пот Стокгольмеким Воззванием.
	Те немногие недели, которые прошли
после Пражской сессии бюро Постоянно
Комитета и начала подготовки ко 2-му
Всемирному Конгрессу сторонников мира,
убедительно показали, что международное
движение борьбы за мир сплачивает по-
истине все протрессивные силы народов.
	Это находит свое яркое выражение в
дальнейшем росте числа подписей пол
Стокгольмеким Воззванием. По последним
данным, число подписей, собранных в Ви-
тае, превысило 100 миллионов, во Фран-
ции — 15 миллионов, в Италии-——16 мил-
лионов. В США до нападения на корей-
ский народ. было собрано 400 тысяч под-
пиеей, а сейчас числе поднисей достигает
полутора миллионов.
	Составной частью борьбы народов в за-
щиту мира являетея борьба против амерн-
канской агрессии в Корее. В Совет безопас-
ности поступило более 20.000 посланий со
всех концов мира с требованиями прекра-
щения американской агрессии в Корее.
Наряду с отдельными группами трудящих-
ся, видными представителями науки и
искусства такие послания направляют
многомиллионные ‘международные демокра-
тические организации трудящихся. Поела-
ния протеста против американской агрессии
получены Советом безопасности также от
ряда правительств. Заявление в Совет без-

опасности подписали 13 миллионов корей-
eB.
	Мобилизация  шШирочайших народных
масс под лозунгом «Руки прочь от Кореи!»
сорвала тщательно разработанный во всех
деталях план империалистических агрес-
соров скрыть свои преступления за шир-
мой ООН, за лицемерными криками о мни-
мой агрессии из Северной Кореи и т. д.
Всему миру ясно теперь, что правитель-
ство Соединенных Штатов при поддержке
европейских колониальных держав ведет
агрессивную борьбу против народа Кореи
и других азиатских стран, организует все
новые преступные провокации, грубо по-
пирая международное право.
	Одной из важнейших задач сторонников
мира является контрпропаганда против
пропаганды. новой войны. Последние вы-
ступления Черчилля, Поля Рейно и дру-
тих поджигателей войны на сессии так
называемого «Европейского совета», от-
крытое провозглатение агрессии в ка-
честве основы внетнней политики такими
видными представителями американской
военной клики, как Макартур, Джонсон,
Мэтьюс, вызвали решительное осуждение
международной общественности. Разобла-
чая этих оголтелых реакционеров, сторон-
ники мира разоблачают перед всем миром
и тех, кто вдохновляет разнузданную про-
патанду новой войны своими агрессивными
делами, — правительства США и Англии.
	Б ходе подготовки кю 2-му Всемирному
Жонгрессу сторонников мира проводятся
национальные конгрессы. Состоялись кон-
грессы сторонников мира в Польше и Ру-
мынии, предстоят такие конгрессы в Бол-
гарии, Чехословакии и других странах. Bo
Франции проводятся в’езды борцов за мир
по департаментам. В Финляндии начался
«месяц мира». Все эти мероприятия по-
служат дальнейшему расширению массовой
базы движения сторонников мира, усиле-
нию борьбы против поджигателей войны.
	Второй Всемирный Вонгресе сторонников
мира будет могучей демонстрацией укреп-
ления сил мира и демократии, новым шагом
вперед в борьбе народов за действитель-
ный и прочный мир во всем мире,
	НАГЛАЯ ПРОВОКАЦИЯ
ФРАНЦУЗСКОЙ РЕАКИИИ

В печати уже сообщалось о массовых
арестах иностранных граждан-антифатши-
св, произведенных несколько дней назад
во Франции. В результате специального.
правительственного приказа сотни поли-
цейских и агентов французской охранки
«Сюрте насьональ» в один и тот же час
предприняли в тазличных городах Фран-
пии налеты на квартиры «нежелательных
иностранцев» и на помещения их демокра-
тических . антифашиетских организаций.
Было арестовано около 300 человек, глав-
ным образом испанских антифапгиестов, а
также некоторое число польских, чехосло-
вацких, румынских и советских граждан,
которые затем были высланы из Франции,
в частности, в Алжир и во французскую
зону в Западней Германии. Среди ареето-
ванных — многие  терюи незабываемой
борьбы испанского народа против палача
Франко и итало-германских фашистских
интервентов, такие, как известный гене-
рая Тиетер, Из Франции высланы иност-
ранные граждане-антифалтисты, которые в
годы немецко-фапгистской оккупации вме-
сте с лучшими сыновьями французского
народа с оружием в руках участвовали в
движении сопротивления фашистским за-
хватчикам.

Вслед за этой массовой полицейской
операцией французскими властями были
запрещены, находящиеся во Франции орга-
низации Испанской коммунистической пар-
тии и 0б’единенной социалистической пар-
тии Каталонии, а также газета испанских
коммунистов «Мундо обреро», выходившая
еше на баррикадах Мадрида.

Французская продажная печать — от
право-социалистической «Попюлер» до от-
кровенно фаптистекой «Се матен — ae Tan»
— пыталавь на первых порах изобразить
облаву на иностранцев-антифангистов чуть
ли не как спасение Франции от грозной
опасности... од крикливыми заголовками
реакционные газеты сообщали, что раскрыт
широкий заговор, и уверяли, что с часу на
час поступят известия 0б обнаруженных
складах оружия, тайных радиопередатчиках
ит. д. ит. п. 0... известия поступили пря-
мо противоположные, а именно, что ника-
ких складов оружия и радиопередатчиков
не обнаружено ип что, несмотря на вее ета-
рания французских властей, они не смогли
сфабриковать против иностранцев-антифа-
пгистов никаких конкретных обвинений в
нарушении ими общественного порялка или
	BO вмешательстве BO впутренние Дзаа
страны.

Одновременно выяснились некоторые
	весьма существенные, оостоятельства, пред-
шествовавшие и сопутствовавшие «полн-
цейской операция» против иностранных
граждан-антифашиетов; проживающих Bo
Франции. Сигнал к нроведению этой опера-
ции был дан премьер-министром Плевеном,
который, выступая в Страсбурте за несколь-
ко дней до событий, угрожал расправой с
прогроссивнымн иностранными гражданами
и их организаниями. Накануне «операции»
глава правительства созвал специальное со-
вещание с участием министра обороны Жю-
ля Мока, министра внутренних дел Кая, ми-
нистра юстиции Рене Мейера и других.
Состоялось такое же совещание лидеров
парламентских фракций партий большин-
ства. Наконец, массовые аресты во Фран-
ции испанских антифашистов совпали с
поездкой фельдмаршала. Монтгомери по рай-
ону Пиренеев, гле он, как сдобщала печать,
должен был провести совместное совещание
офицеров французского генерального игтаба
с представителями франкистской армии во
главе с генералом Рамиресом.
	Если в этому добавить, что незадолго
то открытия похода против испанских ан-
тифашистов во Франции американский кон-
греес принял решение о предоставлении
франкистской Испании «помощи» по пла-
ну Маршалла и что американская военши-
на открыто ратует за включение Испании
в Атлантический пакт, а американская
дипломатия подготавливает за кулисами
почву для отмены осуждающих франкиет-
ский режим резолюций Генеральной Ассам-
блеи ООН, то все станет ясно. Не прихо-
дитея сомневаться в TOM, что - террори-
стические мероприятия французских пра-
	вящих вругов против испанских анти-
фашистов продиктованы из-за океана
© целью создать своеобразный  альяне
	между французскими агентами американ-
ского. империализма и Франко. Так как им
придется шагать рядом в общей американ-
ской упряжке и так как франкистекие
банды для американских штабов более на-
дежны, чем французская армия, то Пари-
KY приказано устранить все, что может
вызвать недовольство фалтистекото caTpa-
па в Малриде. До чего же при этом дохо-
дит ‘угодливоеть французских правителей!
Ведь они не постеснялись в качестве при-
чины закрытия газеты «Мундо обреро»
выдвинуть «обвинение» в том, что газета
сообщала разоблачающие факты о полити-
ческой и военной ситуации в Испании. Ka-
кую трогательную заботу проявляют фран-
цузские «демократы» о фаптистских тай-
нах Мадрида!

Но цели полицейской операция Плеве-
Ha — Мока — Кэя — Мейера этим не ог-
раничиваются. Они имеют также прямое
отношение к планам создания в самой
Франиии условий, сходных е обстановкой
в испанской фашистской вотчине амери-
канских имперлалистов. Французская де-
	ESVERIYEREVTUELVTET REET TREE ETE ETE НИ
	местных газет
	было сооружено 142 клуба. За последние
месяцы текущего года в сельских. местно-
стях республики открыто 17 библиотек. Те-
перь нет такого селения в Дагестане, ге
бы не было клуба или избы-читальни, биб-
лиотеки или Люма культуры.
	Многие районные лома культуры стали
подлинными центрами всей культурно-про-
светительной работы. Ё таким, пишет гз-
	зета, можно отнести, например, Ново-
Лакский районный Дом культуры. В этом
доме / $
	«имеются хорошо оборудованный  зри-
тельный зал, читальня с большим выбо-
ром книг, просторное фойе и комната от-
дыха. Здесь регулярно демонстрируются
кинофильмы, устраиваются вечера худо-
жественной самодеятельности и читатель-
ские конференции, силами местных лек-
торов читаются лекции. При Доме куль-
туры регулярно работают кружки».
	Работняки Дома культуры и его актив
часто выезжают в селения района в лек-
циями и концертами.

Такую же плодотворную таботу прово-
дят и некоторые другие дома культуры.

Тазета призывает районные комитеты
партии и’ райисполкомы больше интересо-
ваться деятельностью районных домов
культуры и помогать им с каждым днем
улучшать свою работу.
		мократическая общественность расценил
преследования иностранцев-демократов, про-
живающих во Франции, как пробу сил
французвкой реакции, подготавливающей,
Toe по заказу Вашингтона, целую
спетему террористических мероприятий
против французекого рабочего класса и
ого авангарда — коммунистической  пар-
тии, против других демократических орта-
низаций французского народа. Французская
реакционная печать He скрывает, YTD
операция против ностранцев-антифаши-
стов —— это только начало, а наиболее ог-
кровенные погромные листки вроде «Са
матен—лэ Пэзи» нагло требуют «еще од-
ного хорошего удара» уже не по ино-
етранцам-антифалтистам, а по французским
патриотам — борцам за мир и независи-
мость Франции. Газеты сообщают, что из
совещаниях мянистров и лидеров нарла-
ментеких групи большинства расематрн-
валея вопрос о возможности применения в
настоящее время чрезвычайного закону
военного времени, принятого в 1939 году
правительством ДЛалалье и направленного
против коммунистической партии и других
демократических организаций Франции. По
циркулирующим в Париже слухам, Рене
Мейер «изучает» это предложение с юри-
стами министерства юстиции.

Таким образом, французская реакция,
ВИДЯ свое бессилие остановить движение
французского народа за мир даже при по-
мощи ежедневных полицейских провокаций
и позорных сулов над патриотами, готоват-
ся перейти к открытому фашистскому тер=
popy.

Однако 1950 год—это не 1939 год, И во
всем мире, и во Франции теперь обстанов-
ка иная, определяющаяся гигантским ростом
сил демократии, ростом сознательности на-
родных масе, их бдительности к проиекам
реакции, их активности в борьбе за мир.
Современные французские казвеньяки уже
He раз разбивали себе лбы 0б единую волю
французского народа. Ныне эта воля вы-
ражена в 15 миллионах подписей под Сток-
гольмеким Воззванием, в действенной защи=
те политических и зкономических требова-
ний трудящихся, в их солидарности с теми,
на кого обрушивается полицейский тер-
пор. В связи с арестами иностранцев-анти-
фаптистов по’ всей Франция прокатилажь
мощная волна народных протестов и воз-
мушения. Это была такая «проба сил»,
которая едва ли устраивает реакцию... На-
род Франции бдительно следит за прово-
кациями врагов мира и полон рептимости
отстоять свою свободу и независимость,
свои демократичеекие права.

[УДЕРИАН И АДЕНАУЭР
ЗАЯВЛЯЮТ АВТОРСКИЕ
ПРАВА

Бывший начальник гитлеровского гене-
рального штаба Гудериан, лавно уже з5-
стоящий на американской. службе, дал ин-
терзью, которое 8 сентября было опубли-
ковано в американском журнале «Юнайтед
Стейте ньюс энл Уорлд ринорт». В свази
с тем, что создание в Западной Германия
наемной армии стало реальным делом, Гу-
дернан, этот битый гитлеровский вояка, все
больше набирается наглости и уже снова
мечтает об агрессивном походе.

hak показывает интервью Гудериана, он
нисколько не сомневается в том, что амери-
канские агрессоры нуждаются в его услу-
гах. Более того, он хвастается, что планы
перевооружения Западной Германии и про-
вращения ее в плацдарм новой агрессивной
войны разработаны именно им, Гудериа-
ном, и приняты с благодарностью Ваптинт-
тоном. Интервью Гудериана оставляет виев-
чатление, что он является военным советни-
ком америкачеких правянтих кругов. 910, по
существу, подтвердил п корреспондент аме-
риканского журнала, бравштий интервью у
Гудериана и нопросивиеий его рассказать,
«при каких обстоятельствах он составил
план, который сейчас  расематриваетея
американскими офицерами», т. е. амеря-
канским штабом. Гудериан ответил, что
этот план он составил давно, в американ-
ском лагере для военнопленных, н передал
его американским офицерам. Далее Гудо-
риан сказал буквально следующее: «Моя
рукопись была представаена Вашингтону
в качестве совершенно секретного докумен-
та... Генерал Брэдли, который, как и мно-
гие другие американские генералы, согла-
сился ©0 мной, показал мою рукопись пре-
зиденту Трумэну, который, повидимому,
разлелил его мнение».
	Не успел Гудериан установить эти везь-
ма любопытные обстоятельства разработки
американских агрессивных планов, как
свое авторское празо на них заявил и дру-
гой представитель германских реваниш-
стов — западногерманский «канцлер» Аде-
науэр. Приветствуя ‘заявление Трумэна о
посылке ‘в Западную Германию дополни-
тельных контингентов американских войск,
Аденауэр самодовольно напомнил, что он
неоднократно настаивал на такой посылке
н что «совсем недавно это требование было
еще раз высказано в меморандуме федераль-
ного правительства», как именуют себя
боннские марионетки.

Неудивительно, что западногерманская
империалистическая реакция поднимает го-
лову, видя, что американские правящие
круги следуют ее советам и идут по ее
проторенной дорожке. Хорошо известно, од-
нако, куда эта дорожка приводит...
	НАБЛЮЛАТЕЛЬ.
	Колхозные библиотеки
В Запорожекой области в течение этого
	года во всех колхозах созланы библиотеки,
	В их книжном фонде 222 тысячи книг. Б
колхозных библиотеках есть произведения
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, клас-
сиков русской и украинской литературы,
книги советеких писателей, сельекохозяй-
ственная и другая литература.
	Рюлхозные библиотеки организуют гром-
кие читки и обсуждения книг, проводят
литературные вечера, устраивают лекции и
доклалы, книжные выставки.
	Газета «Бельшевик Запорожья» расска-
зывает об опыте работы ряда колхозных
библиотек, в частности, © библиотеке сель-
хозартели имени Ворошилова  Каменеко-
Днепровского района.

«Сейчас в библиотеке 1.400 книг. Здесь
более четырехсот постоянных читателей,
При библиотеке создан. совет, который
планирует и практически осуществляет

массовую работу».
	В полевых станах, в бригадах, звеньях
библиотека проводит громкие читки, бесе-
ды, лекции и доклады, устраивает книж-
ные выставки. По вечерам организуются
беседы 0 новых книгах. Читателями этой
библиотеки являются не только молодежь,
но и колхозники старшего возраста. Харак-
теризуя активность читателей, газета при-
водит любопытную ‘деталь: каждый чита-
тель библиотеки в этом году в среднем про-
читал 10—12 книг.
	Районный Дом
культуры
	С каждым днем богаче и содержательнее
становится духовная жизнь колхозной де-
ревни. Растет сеть сельских KYABTYPHO-
просветительных учреждений.
	В колхозах Дагестана, как сообщает
«Дагестансная правда», только в течение
прошлого года методом натюдной стройки
	Осень в лесах Арсланбоба
	`В Джзлал-Абадекой области Киргизии,
уежту цепями скалистых гор Чаткальского,
Баубататинекою и Ферганского хребтов,
раскинулись огромные заросли гречкого
‹реха и фисташкл. Эта красивая и свое-
образная территория называется «Арелан-
fob», Плодовые леса Ареланбоба тянутся
сплошной полосой с востока на запад на
300 километров. Ширина их — около 50
километров. Нитде в мире нет таких круп-
ных и компактных дикорастущих плодовых
лесов, как арсланбобские.

Затели Ароланбоба — остаток древних
лесов доледникового периода. Они сохрани-
лись благодаря особым климатическим ус-
ловиям: горные хребты, уходящие своими
вершинами в заоблачную высь, защищали
лес от влияния северных холодных ветров;
частые осадки смягчали потоки горячего
роздуха из Ферганы. В условиях субтропи-
ческого климата природа и создала чудес-
ный ботанический ‘сад. В центре его нахо-
дитя живописное озеро Кутманкель, что в
переволе означает «озеро добрых предзнаме-
нований». )

В горном ботаническом саду, занимаю-
щем площадь в сорок тысяч гектаров, рас-
тут не только грецкие орехи и фистатка.
Веюду ветречаются большие массивы мин-
аля, груши, алычи, яблони, барбариса и
пругих плодовых растений. Среди дикора-
стущих яблонь в Арсланбобь можно. уви-
леть и шафран, и крымку, и антоновку, и
ранет. По вкусовым качествам, форме и
цвету они не уступают культурным сортам.

На редкость разнообразен здесь травяной
покров. Шафран, гигантские одуванчики,
мальва, вероника, ромашка, колокольчик,
бессмертних -— травы и цветы веех клима-
тических поясов Советского Союза произра-
стают на склонах гор.

Арсланбоб имеет большое научное и
практическое значение. Однако ло Октябрь-
ской революции пеннейптие плодовые леса
хишнически истреблялись, вырубались на
топливо. Только при советской власти Арс-
ланбоб оценен по достоинству. Ныне этот
редкостный уголок является государетвен-
	НЫм лесным заказником всесоюзного значе-
	ния. На его территории работает лесонло-
довая станция Академии наук СССР. Це-
давно здесь организовано Южнокиргиз-
ское управление плодовых лесов Министер-
ства лесного хозяйства СССР.
Южнокиргизекие леса имеют исключи-
тельное  естественно-историческое, — водо-
охранное и почвозащитное значение. Они

являются значительной сырьевой базой пи-
щевой промышленности.
	лега Ареланбоба пришла золотая
осень — горячая пора для здешних орехо-
лесхозов и научных учреждении.
	В полном разгаре сбор яблок и алыча;
начинается ©бор грецкого ореха, фисташ-
ки и других плодов. За короткое время
предстоит собрать свыше 20 тысяч тонн
яблок и алычи, более 5 тысяч тонн грец-
кого ореха, сотни тысяч тонн фисташки.
миндаля, груши и многих других плодов
и ягод.

В лесах идет большое строительетво.
Уже - работают четыре  гитроэлектроетан-
ции. Электрический ток приводит в движе-
ние механизмы  плодоперерабатывающих
заводов. В эти дни строители спешат сдать
в эконлуатацию новые предприятия. В
скором времени должно начатьея произ-
водство орехового масла, дробленого и де-
сертнотго ореха, витаминов, фруктовых ‘по-
рошков и других ценных продуктов.

Осень — страдная пора и для работип-
ков лесоплолового семеноводства. Им пред-
стоит отобрать и отправить для онытных
посевов в различные уголки страны семе-
на грецкого ореха, фисташки, алычи, мин-
даля и других культур.

Коллектив  лесоплодовой станции Ака-
демии наук СССР во главе с ве руководи-
телем А. Ф. Зарубиным озабочен расши-
рением насаждений и облагораживанием
дикорастущих форм ореховых и ФруЕто-
вых лтеревьев. В этом году должно быть
	посажено более ста тысяч плодовых де-

ревьев.
В. СУРКОВ,
соб. корр. «Известий».
г ФРУНЗЕ.
	Сельские лектории на Украине
	КИЕВ, 13 сентября. (По телеф. от 596.
корр.). Широкой известностью пользуется
на Украине лекторий села Ивановки Алек-
сандровского района Кировоградской ‘обла-
сти. Советские и партийные работники,
учителя местной школы систематически
ведут лекционную пропаганду среди насе-
ления. № последнее время состоялись лек-
ций и беседы о движении в защиту мира, о
борьбе корейского народа за свою независи-
мость. о великом сталинском плане преобра-
	SUBAHTA поиродлы.
	Регулярно работают лектории во многах
селах Киевской, Полтавской, Измаильской

й Иинтомирекой областей.

На Украине сейчас насчитывается око-
ло 10 тысяч сельеких лекториев, в рабо-
те которых принимает участие более 100
тысяч учителей, агрономов, врачей, пере-
довиков сельского хозяйства. В нынешнем
году ими прочитано почти полмиллиона
лекций на  общественно-политические,
сельскохозяйственные и другие темы,
	Тяжелое экономическое положение Индии
	Бомбейской провинции Дживралжа Мехта
	сообщил, что в одном лишь Бомбее не
менее 1.200 тыс. человек не имеет
жилищ.

Газета «Мейл» coodmaer o тололе в
	провинции Майсор и области Малабар.
Газета «Нейшн» указывает, что если не

будут приняты необходимые меры, To B

провинции Западная Бенгалия может по-

вториться голод в еще больших масштабах,
чем это было в 1943 году.
	ДЕЛИ, 12 сентября. (ТАСС). Характери-
зуя экономическое положение Индии, жур-
нал «Блитц» пишет: «В настоящее время
Индия переживает самый тяжелый эконо-
мический кризис в своей истории».

Ухудшение экономического положения
страны констатировал в своем выступле-
нии в Малрасском колледже и бывший мя-
нистр финансов Индии Санмукхан Четти.
	Индийская буржуазная печать пытает-
	сея об’яснить это стихийными бедствиями,
ностигшими некоторые районы Индии.

Однако экономическое положение стра-
ны ухудшается не только в результате
стихийных бедствий. Миллионы людей
страдают от нищеты и голода и в Южной
Индии, где не было ни землетрясений, ни
наводнений.

На конференции жилищно-строительных
кооперативов министр общественных работ
	Памяти К. Э. Циолковского
	КАЛУГА, 13 сентября. (Го телеф. от
с0б. корр.). Трудящиеся Калуги готовятся
отметить исполняющееся 19 сентября
15-летие со дня смерти свосг» знаменитого
вемляка К. 9. Циолковского. На предирия-
тиях и в учреждениях горола, в районах
области читаются доклады о жизни и дея-
	тельности выдающегося русского ученого,
талантливого изобретателя в области воз-
хухоплазания. Ремонтируется Дом-музей,
реставрируетея памятник-обелиск па м9-
гиле К. 9. Циолковского, приводится в по-
рялок ларк его имени.