ПЯТНИЦА. 13 ОКТЯБРЯ 1950 г, № 244 (10393)
	Иногда продаем работникам поросят, В тому
же На земле этого подсобного хозяйства
	работники треста имеют индивидуальные
огороды...
	Ц ради этого хозяйство держит пять
	тракторов, две автомашины, свыше 60 ра-
бочих!
	В хозяйстве треста «Сталинместуголь»
	на 200 гектаров имеются три трактора,
	20 рабочих.
_ Три года назад управляющий трестом
«Юзжволетрой» тов. Мильман получил от ио-
	полкома областного Совета 100 гектаров зем-
	ли за счет других. хозяйств. Год эта земля
пусторРала- В прошлом году трест передал
	ее в ведение уцлановекого каменного карь-
ера, контора которого находится за 130
километров от хозяйства. Руководители
карьера в свою очередь перепоручили зем-
лю некоему Ивану ШЮрьевичу Будуру, жи-
телю города ланова, человеку без опреде-
ленных занятий. Вот уже второй год весной
этот Иван Юрьевич появляется на учаетке,
где-то нанимает трактор, плуг, рабочах,
засевает землю кукурузой, подеолнечником,
договаривается с жителями скружаюших
сел 0б обработке посевоз за натуру, сам
расплачивается с ними осенью по произ-
вольным пенам. Так 100 гектаров recy-
дарственной земли оказалиеь по сущестзу
в руках частника.
	Совсем нелепо существование подсобного
хозяйства завода сельхозмашиностроения.
Оно запимзет... 25 гектаров, но тут есть и
директор, D кладовщик, и бухгалтер, и кас-
сир, и огородник, и бригадир, п другле
«штатные единицы». На этом участке зем-
ли иногда «вертятея» по три гусеничных
трактора, присылаемых с завода.
	Астати, Укреадвинтрест несколько Газ
хслатайствовал перед исполкомом област-
ного Совета о передаче ему этой площади
пля организации крулното садоводческого
совхоза. Этот участок вполне подходит для
насаждения фруктовых садов. Во ходатай-
ства были отклонены.
	Около 100 тысяч гектаров земли нахо-
дитея в распоряжении различных ведомств
и предприятий Сталинекой области. Таз
называемые подсобные хозяйства содержат
и те, кому это положено, и те, кому они
вовсе не нужны. Пять хозяйств имет
Южно-Лонепкая железная дорога, четыре—
Северо-Доненцкая. Краматорекий машино-
строительный завод весной передал в Мн-
нистерство совхозов большой coBxo3, 1)
оставил за собой хозяйство на площади в
180 гектаов.
	Ведомства часто без согласия местных
советских органов самовольно изменяюг
назначение подсобных хозяйств, разполо-
женных в пригородной зоне. В восьми ги-
лометрах от крунного гпахтерского города
Горловки, нередко испытывающего иедоста-
тек овошей и вынужденного завозить пх
из дальних райснов. было нзкогда кзрто-
фельно-овошное хозяйство. Однако в прэ-
шлом голу комбинат «Аотемутоль» предал
сго своей кормофуражной конторе, и т3-
перь здесь выращивают травы и 05&е.

Исполкому областного Совета пора серьез-
но занятьея многими ‘подсобкыми хозяй-
ствами. В настоящее время существование.
мелких, разрозненных и не имеющих ‘пер-
спектив подсобных хозяйств различных во-
дометв не только не приносит государству
пользы, но очень часто причиняет убыток.

Созданные на базе этих хозяйств круп-
ные совхозы безусловно принесут больше
пользы, позволят улучшать дело снабже-

ния городов Доибасез овощама, фруктами,
MOTOROM.
	Директор подсобного хозяйства «Па-
рижская Коммуна» И. ПЕРЕГУДА.
	Директор подсобного хозяйства треста
«Сталинметаллургстрой»
	А. ШЕТИНИН.
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ. ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Сибирские металлурги—
великим стройкам
	СТАЛИНОВ, 12 октября. (По телеф. от
соб.  норр.). Па’ Вузнецкий металлургиче-
ский комбинат имени Сталина поступают
ответственные заказы с грандиозных стро-
ек на Волге. Сибирские прокатчики, ста-
левары, доменщики стремятся выполнять
почетные заказы для строек коммунизма
в кратчайние: ереки. .

Хорошо потрулилея коллектив рельсо-
балочного цеха над первым заказом ‘строи-
телей Сталинградской ГЭС. Партия сталь-
ных балок поступила для отгрузки на
стройку раныше срока. Смены мастеров
тт. Пшеничного, Демидова и Валова. зна-
чительно перекрыли установлекные нормы
выработки.

Недавно. здесь получили задание на из-
тотовление крупной партии листового п59-
	педавно. здесь получили задание на Из-
готовление epyunol партии листового про-
ката для строительства Куйбышевской
ГЭС. Пять суток — такой срок был уста-
новлен листопрокатчикам.

— Мы беремея сократить срок на сут-
ки.— заявила на собрании смены работ-
ница тов. Куряхова, призвав другие смены

последовать этому,
	полкоме областного Созета до сих пор не
упорялочен.
	Во многих ‘областных учрежлениях боль-
шая часть общих собраний служащих про-
водится по шаблону. Каждый раз по исте+
чении квартала Ha собрание выноситея
вопрос: «Итоги работы и социалистического
соревнования за (такой-то) квартал». Во-
	нечно, постановка таких вопросов завконо-
мерна. Но когла из квартала в квартал ‘со-
брания заслушивают доклады, построенные
на один лал, это неизбежно ведет к сни-
жению активности служащих.

В областном управлении сельского хо-
зяйетва на полобных собраниях, как пра-
вило, выступают «петатные ораторы» (ру-
ководители отделов и секторов), а остальные
служащие остаются в роли пассивных елу-
шателей. На одном из собраний в областном
финансовом отделе обсуждалея вопрос 06
итогах пленума ЦА профсоюза работнияов
государственных учреждений. В прениях
НИКТО не выетуцпил.
	Действенность’ подобных собраняи няз-
кая. На собраниях в областном управле-
‚нии сельского. хозяйбтва обычно в резолю-
ции фиксируются лишь ‘места, занятые 0т-
делами и секторами по итогам работы за
квартал. Предложения, высказанные в пре-
ниях, не суммируются, не обобщаются. В
областном финанеозом отделе решения со-
браний, посвященных итогам работы за
квартал, «оформляются» в виде приказа
заведующего отделом. В приказе опять-таки
указывалотся места, занятые по итогам ра-
боты за квартал, а отдельным сотрудникам
 присваиваетел: ‘звание «отличник» либо
«утарник».

Очень редко Ha собраниях. ставятся. воп-
росы, способствующие идейному росту слу-
	‘жаших. Нолезную. инициативу в`этом UT-
	ношении проявил коллектив олнои O38
групи Госконтроля. Здесь был заслушан
Lokal © моральном облике работника <о-
ветекого контроля. Обсуждение доклала
прошло активно. Но, к сожалению, подоб-
ные примеры еёлиничны.
	Последний пленум Свердловского област-
ного комитета профсоюза работников гогу-
дарственных учреждений признал, что В
ряде учреждений общие собрания cayma-
ших проходят на низком уровне. Редко ста-
вятея доклалы на общественно-политиче-
ские темы; не обеуждаютея факты бюр-
кратизма, волокиты, нарушения  государ-
ственной и трудовой дизциплины.

Hato решительно улучшать практику
проведения общих собраний в советских
учреждениях, . -
: : Вад. САФОНОВ,
	соб. корр. «Известий».
г. СВЕРДЛОВСК.

Успех деятельности любого советского
учреждения зависит от слаженноети аппа-
pata, OT инициативы и дисциплинирован-
ности каждого содрудника. Добиваться это-
го == важнейшая обязанность руководителя
учреждения. Если руководитель мало ин-
тересуется аппаратом, не советуется < ним,
не контролирует его по-настоящему, не-
избежны срывы ий перебои в работе учреж-
дения.

Серьезную. роль в улучшении деятель-
ности аппарата призваны играть общие
собрания сотрудников учрежления. На с0б-
раниях вскрываются недостатки в работе
учреждения, вносятся предложения, Kak
лучше и быстрее устранить их. На сойра-
ниях устанавливается живой контакт ру-
ководителя со всеми сотрудниками. Созра-
ния призваны способствовать  идейному
воспитанию советских служащих, повыше-
нию У них чувства ответственности перел
государством, народом.
	Областные советские учреждения в го-
роде Свердловске накопили большюй ONE
организации %бщих собраний служащих.
Там, где собрания проводятея регулярно и
организуются правильно, они BO мнегом
способствуют улучшению работы аппарала.

Вот областной отдел социального обеспе-
чения. Сюда ежедневно обращается боль-
ттое. колнчество. рабочих, служащих, нен-.
снонеров. Обеспечить быстрое рассмотрение
заявлений п ‘правильное назначение пен-
сий — важнейшая’ задача аппарата облео-
беса, Общие собрания служащих созыватот-
ся злесь регулярно, не реже одного раза в
месяц. Заведующий отделом тов. Долгущев:
всегла присутствует на собранаях, высту-
пает ¢ докладами, активно участвует в 05-
суждении” вопросов. Собрания помогают
улучтнать   дело.

На одном из таких собраний выступил.
представитель Министерства  сопиального
обеспечения РСФСР. Обсуждение ео до-
клада о результатах проверки работы от-
дела прошло активно. Выступавигие пред’-
являли много взаимных претензий, векры-
вали и резко критиковали недостатки в ор-
танизации работы. Было установлено, что’
в пенсионном секторе скопилось много жа-
106 и заявлений трудящихея. После собра-
ния в помошь пенсионному сектору были
выделены четыре работника из других сек-
торов. В короткий срок положение было вы-
правлено.

Через’ некоторое время на собрании вновь
был поставлен вопрос о работе по расемот-
рению жалоб и заявлений. Докладывал тдв.
Лелгушев. Он сообщил, что в отделе име-
ются резервы для того, чтобы работать б0-
16 еперативно. Собрание позлержало ру-
	Депутаты Оталинского районного Совета
г. Алма-Ата, заботясь об улучшении cann-
тарного состояния жилиш, предложили
создать на каждый лом санитарный паспорт.
В нем должна содержаться характеристика
санитарного состояния жилиша и указаны
мероприятия, которые необходимо провести
по дому и прилегающей к нему территозии;

3a осуществление этого дела взялись
постоянные комиссии. районного Совета по
здравоохранению (председатель депутат Зи-
кеев) и по коммунальному хозяйству
(председатель депутат Ибрагимов)..
	Пазревший вопрос
	Советское
	CHDOUMCHABCMHE O
	В подсобном хозяйстве «Парижская Воу-
муна» орса треста «Енакиевтяжетрой»
имеется 250 голов крупного рогатого скота,
510 свиней, 4.000 штук птицы. Из года в
год тут собирают хорошие урожаи овошей,
картофеля, зерновых и фуражных культур,
добиваются высокой продуктивности живот-
новодства. Однзко дальнейшее развитие хо-
зайства наталкивается на серьезные труд-
пости. У подсобного хозяйства 1.800 гекта-
ров земли. При соблюдении правильных
севооберстов. (а их. в таком хозяйстве тре-
буется три кормовой, полевой и овощной)
размеры полей будут слишком малыми п
‚и для механизация‘ полевых pa-
от.
	Рядом существует другое хозяйство —
орса треста «Сталинметаллуртегрой», под-
чиненного также Министерству строитель-
ства предприятий тяжелой индустрия. Оно
	имеет всего лишь 142
из которой пахотной —
таров. Это хозяйство д
	лишь (ал Гектара земли,
пахотной — телько 6586 тек-
хозяйство лолжно сеять по
	Собрание сотрудников
	советского учреждения
	ководителя. Теперь в отделе срок обработки
заявления (жалобы) coRpaTHAca, как прави-

Ло, до одного дня:
	Этот пример подтверждает, что правиль-
но организованные общие собрания ©по-
собетвуют повышению уровня Критики и
самокритики, активности служащих и
улучшению работы аппарата.

Иное положение там, где руководители
чураются общих собраний служащих, иг-
норируют их, не используют для повыше-
ния качества работы аппарата. Взять хотя
бы исполком областного Совета. Ето работа
была полвергнута резкой критике на 06-
ластной партийной конференции, состояв-
шейся в середине июля. Руководители ис-
полкома обязаны были мобилизовать весь
эппарат на ликвидацию векрытых недо-
	статков. Это тем более необходимо, что
председатель исполкома тов. Николеев
ЗЗЯВИЛ*
	— В первый период своей деятельноети
я более активно занимался аппаратом fit-
полкома. но за ‘последнее время еблабил
	эту работу...
Отнако никаких выводов из. евоего при-

знания тов. Миколаев не ‘сделал... Вопрос ©
том, какие выводы следует сделать из кри-
тики, прозвучавшей в выступлениях. деле-
гатозв областной партийной конференции,
даже не обеуждалея на общем собраний
работников исполкома. Последнее общее ео-
брание служащих состоялось более трех
месяцев назад.

За весь 1950 год не было случая, чтобы
т. Николаев, его заместители тт. Горбунов,
Бызов, Стешев, секретарь исполкома т. Ше-
пелев посетили общее себрание служащих,
выступили © докладами, ответили на воп-
росы. Такое пренебрежительное отноше-
ние руководителей к коллективу ничем
нельзя оправдать.

В. своих решениях общие собрания слу-
жащих исполкома призывают «шире раз-
вернуть критику и самокритику недостат-
ков». Призыв правильный, но он повисает
в возлухе, ибо руководителя не прислу-
шиваютея к голосу коллектива.

Несколько раз на вобрании служаших
поднималея вопрос о неудовлетворительной
постановке дела в приемной по жалобам.
В одной небольшой комнате работают заве-
дующий приемной и два исполнителя, сту-
чит пишущая машинка, зРОНЯТ телефоны.
Здесь me дежурный член исполкома при-
нимает трудяшихея, разбирает жалобы a
заявления. Посетители вынуждены ожидать
приема в коридорах. Сами члены исполко-
ма дежурят. крайне нерегулярно, найример,
в течение 18 лней (из 30) в сентябре во-
обще никто из членов исполкома в прием-
ной не дежурил. Прием посетителей в ис-

плану 76 гектаров картофеля и 95 гекта-
nor проттой 0 каком TINSPRIbIIOM CeEG-
	обороте может итти речь в этих усло-
виях? Хозяйство с трудом содержит 260 го-
	лов свиней и 14 коров.
Казалось бы. нет вичего проге,
	Казалось ды, нет ничего проше, Kab
слить эти два хозяйства, благо, они при-
надлежат одному министерству. Однако вот
уже второй год Минтяжетрой никак не мо-
	жет рептить этого проетого` вопроса,
	Мы привели этот частный случай; что-
	бы поставить общую проблему о необхо-
димости елияния подсобных хозяйств. Хо-
зяйство. расположенное вблизи крупного
	промышленного центра, немыслимо 063 боль-
	шото стада выгокопродлуктивного скота, 0ез
крупного сада, виноградника, огорода. Оно
должно быть основано на наиболее пра-
вильном использовании различных земель-
ных угодий и достижений агронауки, wa
высокой механизации всех работ и должно
развиваться всесторонне. Понятно, ‘что та-
кое хозяйство нельзя вести. имея несколь-
	Ко сот, а иногда и всего лишь нескольку
песятков гектаров земли. Не целесообразнее
	ли вместо многих ведомствекных 00д500-
ных хозяйств созлаль в Jlonfacce Ha их
	НЫХ хозяиств создать в WOHDACCe Ha ИА
базе крупные многоотраслевые пригородные
	COBXKO2bI!
	Bb цехе закипела дружная, горячая ра-
бота. Бригады вступили между собою в
сониалиетическое соревнование. Прогрес-
сивные нормы перекрывались на тридцать,
сорок и более процентов. Листки-«м”.-
нии», спеннально выхохдивигяе в эти лни.
060б% отметили ‘‘самботверженный  труз
вальцовщиков тт. Сапарова. Максимова,
Подкорытова, сваршика тов. Врутилова, по
которым равнялся ‘весь коллектив пеха.

Hs прошле и четырех дней, как партия
проката для’ Вуйбышевевой РЭС была го-
това и сразу же отгружена. адресату.

От. прокатчиков стараются не отетать и
сталеплавильщики. В дни. предоктябрьеко-
го соревнования десятки сталеваров марте-
HOBCRUX цехов № 1 и № 2 открыли лич-
ные счеть сверхпланового металла, срарен-
нога ими в фонд строительства Вуйбытев-
ской, Сталинградской, Каховской ТЭС и
Главного Туркменского канала;

м, РОШИН.
	Новые песни =
тапжикского Hanora
	СТАЛИНАБАД, 12 октября. (По телеф.

ст cob. корр.). Богато и многообразно му-
зыкальное и песенное творчество таджик-
ского народа. За годы советской власти на-
родная пееонная музыка Таджикистана 969-
гатилась множеством новых мелодий и тем,
Болхозники Гиссарекой и Вахшекой долин,
высокогорного Памира, горных кишлаков
Гармекой п Вулябекой областей слагают и
поют песни о вожлях народа Ленине п
Сталине, о хлопкоробах — Героях Социали-
стического Трула, о слугах нарола — депу-
татах Верховного Совета СССР. Каждое
значительное событие в стране находит от-
ражение в песенном творчестве народа.
° Много совремелиых таджикекях  цесен-
ных мотивов записано на пленку колаек-
тивом республиканского Дема народного
творчества, Сейчас ‘подготовлен к печати
сборник народного музыкального творчества
Намира.

Omoccwoy
	*® Памятник А. С. Вушкину открыт на-
днях в Шенинграде, во дворе дома № 12 по
набережной реки’ Мойки, где находилась
последняя квартира великого поэта, ныне
превращенная в мемориальный. музей,

* Педагогический институт открывается
в Бресте. Начался прием на факультеты

языка и литературы  физико-математи-
ческий и естествознания:

* Симфоническую увертюру «За мир»
написал молодой грузинский композитор
Шота  Милорава.  Оперно-симфоническая
секция Союза. советских композиторов Гру-
зии обсудила увертюру и дала ей высокую
	оценку.
	В паштем районе на одном массиве рас-
положены четыре подсобных хозяйства.
0 двух уже говорилось. Третье принадлежит
	Orey завола огнеупоров и имеет пемцогим
	белее 1.000 гектаров замли. Четвертое хо-
зайетво — «Врубовщик»—до проталого го:
	да принадлежало Донецкому индуетриаль-
	ному институту п, будучи CRONE запу-
щено, передано Сталинекему тресту при-
городных совхозов. «Втубовшик» имеет
670 ‘гектаров пойменной земли, удобпой
для выращивания высоких урожзев оро-
щей. Остальные три хозяйетга вынуждены
выращивать овоши на обычных землях и
вроизволить болыпие затраты на орошение
	B TO EDEMA, когда на пойменных землях
	«Врубовшика» высевают зерновые и косят
		Подобных примеров в Сталинской 00-
ласти много. Вот наиболее характерные
из пих. В пятнадцати километрах от
города Сталино разместились подряд. пять
подсобных хозяйств-—Сталинекого облает-
ного стройтреста, завода химических ре-
активов, треста «Сталинместуголь», «Юж-
водетроя» и завода сельхозмангиностроепия.
ни занимают 925 гектароз земли,
	факую же пользу приносят эти хозяй-
	ства? Вот хозяйство стройтреета. Оно имеет
300 гектаров земли, G6 коров и 12 свино-
	бухгалтер,
	маток. В штате — директор,
	счетовол, садовник, бригадиры, кладовщики.
Управляющий стройтрестом тов. Кашанский
существование этого подсобного хозяйства
об’аеняет так:
	— Видите ли, у нас есть лошади. От
хозяйства мы получаем для них фура.
	всегда качественные изделия. Но с такими
руководителями необходимо вести реши-
тельную борьбу. Против тех, кто срывает
кооперированные поставки, надо обратить
вею силу советских законоз, ибо такая
недисциплинированность наносит серьезный
	ущерб государству.
	Инициатива постоянных комиссий Совета
	На совместном заседании двух постоян-
ных комиссий был подготовлен план рабо-
	ты. № составлению плана и паспортов сани-
тарного-состояния жилищ. комиссии привле-
кли многих работников городской клиники
санитарии и гигиены, фельдшерско-акушер-
ской школь, и студентоз  медицинекого
института.

Депутаты и активисты обследовали ты-
сячи квартир, побеседовали с жильпами и
работниками домоуправлений. В результа-
те такой подготовительной работы на каж-
	На экономические темн
	дый дом в районе. составлен подробный ca-
нитарный паспорт. В паспортах указаны
установленные исполкомом. сроки. работ по
приведению домов в- образцовое санитарное
состояние.

Инициатива депутатов и активистов
Сталинского райсовета вызвала широкий
интересе и в других районах города Алма-
Ата. Там также приступили Е составлению
санитарных паспортов на каждый лом.
	П. ЗАГОРОДНЫЙ,
	соб. корр. «Известий».
г. АЛМА-АТА.
	Коррэсполдент «Известий» по Сталит-
ской области И. СОПОР.
	димо повести решительную 0орьбу с вэед-
ными тенденциями отдельных руководите-
лей, самовольно устанавлиРающих повы-
	шенные цены на поставляемые в порядке
кооперапии пзделия.
	Следует также потребовать от всех ру-
ководителей предприятий, чтобы коопериро-
ванные поставки производились строго по
графику. Во всех отраслях машиностроения
необходимо повысить качество планирова-
ния кооперированных поставок, укреплять
производственные связи, считать заказы на
косперированные поставки таким же важ-
	ным элементом задания, как и основные
изделия.
	Должна быть повышена договорная дис-
циплина. Еше имеют место факты, когда
хозяйственные договоры носят формальный
характер. Не всегда в договорах предуема-
триваются конкретные обязательства CTO-
рон по об’ему, качеству и ассортименту по-
ставляемой продукции, срокам и условиям
поставок. Не  предусматривается также
материальная ответственность за наруше-
ние договора.

Часто нарушители хозяйственных догово-
ров по кооперированным поставкам не
привлекались к ответственности ни соот-
ветствующими министерствами, ни Госар-
битражем. ;

Совет Министров CCCP своевременно
векрыл ошибки в, работе Госарбитража. В
частности, Госарбитраж не занимался рас-
смотрением преддоговорных споров между
хозяйственными органами по таким вопро-
сам, ‘как установление количества, каче-
ства, ассортимента и сроков поставок.

Начиная с 1950 года, генеральные до-
говоры заключаются в течение 30 дней, а
прямые и локальные — в течение 60 лней
после утверждения правительством государ-
ственного плана снабжения народного хэ-
зяйства. Таким образом, созданы условия
для своевременного выполнения договоров.
	Бесь ход развития социалистического
народного хозяйства, богатый опыт борьбы
за выявление и мобилизацию резервов пед-
тверждает, что правильная организация
производства и, особенно, широкая специ-
ализация и кооперирование на предприя-
тиях машиностроения являютея одним из
надежных путей к новому дальнейшему
расцвету экономикл нашей страны.
	С. СЕМИН,
	органи5ованы специализация и производ-
ственное кооперирование, с выработкой на
однородном заводе, где специализации и ко-
оперированию-не уделено должного внима-
ния, И оказалось, ‘что выработка одного ра-
ботающего на первом заводе выше на 94
прецента, а выработка одного производ-
ственного рабочего выше на 58 процентов.
	При масеовом и: специализированном
производетве вовсе устраняются или по
крайней мере сводятся к минимуму пере-
становки и холостсй ход машин, в ре-
зультате чего не только сокращаются по:
тери рабочего времени, но и достигается
более полное использование оборудования,
площадей, инструмента, приспособлений и
в целом основных бондов предприятий,
	На заводе, где правально организовано
производство и, в частности, специализация
и производственное  кооперирование, с’ем
валовой продукции © одного миллиона ос-
новных средств выше в.2;2 раза, е одного
метра производственной площади — в 1.9
раза и с одной единицы производственного
оборудования — в 1,5 раза, нежели на за-
воде, где вопросы специализации и коопе-
рирования остаются в забвении.
	Следует отметить, что для сравнения на-
ми взяты два машиностроительных завода,
изготовляющих одни и те же машины; оба
завода построены в течение одной пятилет-
ки, следовательно, уровень основных средств
на обоих заволах отинаковый.
	При специализированном и массовом
производстве имеются значительные в03-
можности снижения себестоимости продук-
ции за счет экономии основных и вепо-
могательных материглов, более полной ути-
пизации отходов производетва, сокращения
потерь OT брака, снижения цеховых и
общезаводских расходов.

Некоторые работники машиностроения,
признавая бесспорные выгоды специализа-
нии и кооперирования, тем не менее вы-
двигают догоды, сводящиеся. к тому, что,
мол, при широкой кооперации предприятие
может оказатьея под угрозой нзвыполне-
ния программы; если в ерок не будут по-
ставлены отдельные узлы, детали и полу-
фабрикаты, Такие опаеения не могут. елу-
жить основанием к отказу от кооперации и
специализации, Действительно, бывает еще,
что. отдельные руководители. предприятий в
машиностроительной промышленности не
выполняют кооперированных поставок. в
ерек пли поставляют дорогостоящие и He
	пециализация и производственное
	кооперирование в машиностроении
	водства и кооперировании специализиро-
ванных заволов».
	В машиностроении приходится иметь де-
ло почти co всеми видами материалов,
применять всевозможные технологические
процессы, пользоваться различными вида-
ми оборудования. В таких условиях только
при хорошо поставленной специализации,
при четком коонерировании можно быстро,
с наименьшими затратами времени и средств

осваивать серийное производство новых
изделий.

Так, например, при подготовке произ-
водетва новой модели грузового автомобиля
на заводе имени Сталина была широко
применена организация специализирован-
ных групп конструкторов, технологов, от-
дельных специализированных цехов и ма-
стерских для проектирования изделий, раз-
работки технологических процеёсов и из-
готовления основных деталей, инструмента
и приспособлений. Это дало возможноеть в
исключительно короткие сроки изготовить
более 6.500 приспособлений и 15.000 на-
именований инструмента, общая’ трудоем-
кость которых составляла более 4 милли-
онов нормо-часов.
	Широкая специализация была примене-
на на одном из маптиностроительных заво-
дов при подготовке производства слож-
ной машины. В порядке кооперации
были размещены заказы на изготовление
большого количества инструмента и прп-
способлений на спепиализированных ма-
шиностроительных заводах. Вее это дало
возможность в два раза сократить сроки
внедрения машины в серийное производ-
ство и более чем в 2,5 раза снизить сто-
имость подготовки. производства,
	Специализация производетва позволяет
внедрять ноточные методы заботы, вводить
механизацию и автоматизапию технологи-
ческих процессов, ‘а следовательно, корен-
ным образом улучшать все технико-эконо-
мические показатели работы предприятий
	И ЦЕХОВ.
	Советские  машиностроители добились
серьезных успехов в борьбе за выполнение
послевоенного пятилетнего плана. Осуще-
ствляется поставленная пятилетним планом
задача — обеспечить Во всем народном X6-
	зяйстве ОСОР дальнейший технический
прогресс, являющийся залогом мощного
непрерывного роста  произволительности
	труда и снижения себестоимости продук-
ции. Машиностроители приложили много
усилий, чтобы к 1950 году резко увели-
чить производство машин и оборудования
но сравнению с довоенным ‘уровнем.

Все возрастающий выпуск машинострои-
тельной продукции сопровождается непре-
рывным улучшением ее качества.

Успехи советекого машиностроения в по-
слевоенный период являются результатом
творческого труда рабочих и \ инженеров,
самоотверженно борющихся под туковод-
ством партии Ленина — Сталина 3a лаль-
нейший расцвет нашей Родины.

Олнако было бы ненравильно утверж-
дать, что резервы машиностроения ис-
пользуются в полной мере. В сожалению,
есть еще машиностроительные заводы, где
новые, более прогрессивные технологиче-
ские процессы внедряются медленно, пе-
редовые методы труда лучших стаханов-
цев популяризируются недостаточно.

Одной из серьезных причин неудовлет-
ворительной . работы отдельных мапгино-
стреительных заводов ‘является недооценка
некоторыми работниками заводов и мини-
стерств роли специализации и производ-
ственного кооперирования в мапшинострое-
НИИ.

„На веех этапах развития сопиалистиче-
ского народного хозяйства партия Ленина—
Сталина и Советское государство послело-
вательно осуществляли и осуществляют
специализацию и кооперирование в про-
мынленности. ХУТ с’езд ВКП(б) подчеркнул,
что «важнейшим направлением рационали-
зации с`езд признает специализацию пред-
приятий при сокращении ассортиментов
продукции, организации массового произ-
	Внедрение поточных линий в специали-
зированном цехе при изготовлении штан-
генциркулей на заводе «Калибр» позволи-
ло за четыре года (с 1944 по 1948) уве-
личить выпуск изделий в 3,5 раза, ения-
зить трудоемкость и себестоимость почти в
3 раза, увеличить производительность тру-
да в 2,5 раза и сократить производетвенный
цикл почти в 8 paz.
	Внедрение. болев прогрессивных техно-
логических процессов и передовой органи-
зации производства на специализированных
заводах по производетву нормалей позволя-
ет резко. снизить трудоемкость: этих изделий.
Возьмем болт с шестигранной‘ головкой.
Если принять трудоемкоеть изготовления
тысячи таких болтов на специализирован-
ном заводе за 100, то на одном неспециа-
лизированном зазоде трудоемкость окажет-
ся в одиннадцать раз выше, на втором —
в двадцать, а на третьем — в тридцать
раз. Тот же метод сравнения трудоемкоети
изготовления тысячи простых гаек показы-
вает, что на неспециализированных пред-
приятиях трудоемкость выше-в 10—13 раз.
	Потребность в оборудовании, площадях и
рабочих на специализированном ‘заводе при
одной и той же программе в 10’ раз мень-
ще, нежели в цехах нормалей неспениали-
зированных машиностроительных предприя-
тий. Нужны ли более убедительные доказа-
тельства огромных преимуществ специали-
зации производства?
производстве  производительность труда
сильно возрастает. Здесь больше возможно-
стей для разработки и внедрения прогрес-
сивных норм, чем в цехах с индивидуаль-
ным производством. Па заводах, где пра-
Вильно организована специализация цехов и
участков; где птироко применяется произзод-
ственное кооперирование, как правило. луч-
ше организовано обслуживание рабочего
места. Мы сравнили выработку (в пронен-
	тах) одного работалощего и одного производ-
	  ственного рабочего на заводе, где правильно
	При всем том кооперирование должно
быть рациональным и не всегда замыкать-
	ся в отраслевых рамках.
	Министерство транспортного  машино-
строения, ‘например, в 1949 году отправля-
ло на свои заволы, расположенные в Запо-
рожье, несколько десятков тысяч тонн
стального литья с предприятий, находящих-
ся на расстоянии более 3.000 километров,
тогда как эту сталь можно и нужно полу-
чать с нахолящихея в Запорожье металауо-
	гических заводов другого министерства. На
заводы Министерства электропромышленно-
	сти более 20 процентов изделий и деталей,
поставляемых в порядке кооперации, посту-
пает с заводов, расположенных на далеких
расстояниях.
	Чтобы более рационально использовать
мощности советского машиностроения и
увеличить выпуск дешевой продукции хо-
рошего качества, нам кажется целесообраз-
ным в ближайшее время организовать не-
сколько новых специализированных пред-
приятий по производству изделий, требую-
щихся в массовом количестве нашему на-
родному хозяйству.

Мы имеем в виду снециализированные
	предприятия по производству всевозможных
шестерен для автомобильной, тракторной,
комбайновой и станкостроительной промынш-
леннести, поршневых колен и коленчатых
валов для ‘двигателей внутреннего сгорания,
различной гидроаппаратуры, роликово-вту-
лочных цепей, нормализованных деталей,
штампов, специального режущего и мери-
тельного инструмента, з также веевозмож-
ной оснастки и более быстро изнашиваю-
щихея.запаеных частей к машинам, обору-
дованию, большое количество которого на-
ходится в эксплуатации во всех отраслях
	Народного хозяйства.
	Создание дополнительно специализиро-
ванных предприятий по производству за-
	пасных частей к действующему парку ав-
томобилей, станков и других видов машин
	томобилен, станков и других видов машин
и оборудования принесет значительные. вы-
годы государству.
	С целью расширения специализации и
кооперирования в машиностроении необхо-
	начальник отдела машиностроения
Госплана СССР.