СРЕДА, 1 НОЯБРЯ 1950 г. № 260 (10409)
		ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	Об устранении угрозы новой войны и об укреплении мира
	После крушения чанкайшистскотго режи-
ма в Китае и потери Соединенными Штата-
ми Америки ряда баз в Китае (Циндао,
Куньмин, Чэнду, Гуйлинь и другие) прави-
тельство США перебазировало свой воору-
	женные счлы на Тайван, который. как из-
вестно. является неот’емлемой частью тер-
	ритории Витая; и нахождение там иност-
ранных войск против воли, желания и раз-
решения китайского правительства являет-
ся грубым нарушением основных принци-
пов международного права. А таким закон-
ным правительством в Китае является
Центральное народное правительство Китай-
ской народной республики и никакое дру-
ое. США держат свой военные базы на
острове Окинава и на острове Ява в Сура-
байе. То же нужно сказать и об организа-
пии американских баз в Срелиземноморском
бассейне при содействии, в частности, пра-
вительства Франко, которое предоставило в
распоряжение, как это всем известно, аме-
риканского правительства аэропорты, аэрэ-
дромы и базы морской авиации в Испании.
То же надо сказать о Португалии.

Можно было бы также назвать ряд аме-
риканских баз и в других районах мира—
на Ближнем и Срелнем Востоке, в Северной
Атлантике и Арктике, особенно привлекаю-
шей внимание американских правящих
кругов в настоящее время. Тайну этого
0собого интереса еше в 1947 голу раскрыл
генерал Спаате, бывший тогла команлую-
щим американскими военно-воздушными CH-
лами, который слелал следующее заявле-
ние: «Рели ограничиться нынешними ра-
диусами действия, то трансполярные поле-
ты приобретают первостепенное стратегиче-
ское значение. Четырехмоторный самолет,
поднявшись © базы на Крайнем Севере, мо-
жет, пролетев через полюс, атаковать про-
мышленный центр, расположенный по ту
сторону полушария».

Bor Kyla устремлены мысли, стремле-
ния, намерения, чаяния, належлы, планы
американского господства. Я думаю, только
заведомые фальсификаторы или незежды
могут перед лицом таких фактов позволять
себе говорить то, что здесь мы слышали
от представителя США.

Несколько слов о нашем предложения
0 заключении Пакта мира между пятью
державами. В сущности говоря, никаких
возражений, по существу, здесь не было
предетавлено против этого пункта декла-
рации, если не считать только одного:
зачем, мол, нужен этот пакт, когда у нае
есть Устав? Зачем повторять его? Но,
позвольте, зачем принимать тогда резо-
люцию шести или боливийскую резолю-
цию, в которой воспроизводится ряд по-
ложений Устава? Зачем?

Да разве можно так рассуждать, что
раз есть Устав, то все остальное излиш-
не? Разве не требуется те или другие
принципы Устава превращать, претво-
рить в практическую форму сегодняшней
политики и на этой почве организовы-
вать наши 00’единенные силы для того,
чтобы этот принцип, провозглашенный в
„Уставе, был реализован на практике?

Устав, конечно, есть Устав, даже тогда,
когда он плохо исполняется или нару=
шается. Но это неё исключает необходи-
мости принимать решения в соответствии
© теми принципиальными положениями,
которые имеются в Уставе, принятие ко-
торых в данной политической обетановке
подчеркивает только лишний раз значе-
	вие именно этих принципов, выражен-
ных в Уставе.
	В противном случае надо было бы во-
обще отказаться от всякой практической
деятельности на основе Устава или начать
практическую деятельность в противоре-
чии © Уставом, потому что это как-раз
будет не то, что есть в Уставе. Но это
была бы оригинальная рекомендация.
	Мы предлагаем пакт-— пакт между
пятью державами. Почему между пятью?
Потому что эти пять держав несут особую
ответственность, не главную и не един-
ственную (главную несет Совет безопасно-
сти, ответственность вообще за поддержа-
ние мира несем мы все вместе), потому,
ч® эти пять держав по совершенно по-
нятным причинам держат в своих руках и
мир, и войну. От них зависит развязать
мировую войну, от них зависит укрепить
международный мир, потому что они име-
ют в своих руках наибольшие средства
для того и другого. Это же факт, и надо
с этим фактом считаться.

Виновата ли Никарагуа в том, что она
не имеет такого воздушного и морского
флота, как Соединенные Штаты Америки?
Не виновата. Но она свою долю. свою лен-
ту в общее дело укрепления мира может
внести, если она примет участие в осу-
ществлении наших общих мероприятий uo
укреплению мира, как это и было с малы-
ми странами во время второй мировой вой-
ны, в которую каждая вносила свою лен-
ту. Так и здесь. Почему же нам не при-
HATh предложение 0 заключении такого
Пакта о мире, если действительно есть
стремление к миру. У нас есть такое стрец-
ление. Мы считаем такой пакт полезным,
Мы знаем, что такой пакт будет иметь
исключительное общественно-политическое
значение, даже с точки зрения укрепления
того доверия, © котором здесь говорили,

Вель каждый простой человек скажет:
«Да, посмотрите, какие бы у них ни има-
лись разногласия, а вот они договорились
0 том, чтобы вместе полдерживать мир!
Значит, мы можем спокойно зарабатывать
свой кусок хлеба, мы можем спокойно
спаль, спокойно воспитывать своих детей;
зная, что они не станут жертвами атомных
бомб». Разве это не будет иметь громадного
политического значения? Безусловно, булет.
	Вот почему делегация CCCP полностью
отстаивает свое предложение о Пакте по
укреплению мира пяти держав, видя в та-
ком пакле одну из важнейших мер по пол-
держанию мира, по устранению угрозы нэ-
Рой BOHULE и л обеспачению безопэевноти
	a TOB,
	и безопасности народов
Речь А. Я. ВЫШИНСКОГО в Политическом комитете 28 октября 1950 года
	борющихея за мир, против сил резкция,
готовящих войну.
	О том, насколько велико уже сейча
влияние сторонников мира, можно судить
по тем грубым нападкам и наткокам, ко-
торым они подверглиеь здесь со стороны
некоторых делегатов. Эти наскоки со ето-
роны некоторых делегатов в нашем комн-
тете показывают, насколько мошным ока-
залея удар, который Стокгольмекое Boa-
звание нанесло по всем заговерщикам про-
тив мира, по полжигателям войны... Воз-
вращаюсь к вопросу о сокращении вбору-
жений.
	Обратимся в военным бюлжетам США.

Спенлер допустил некоторые изврашения,
передержки, касаясь позиции советской де-
легации.
	Говоря о бюлжетах, я не сравнивал бюл-
жеты на военные нужлы СССР и Америки.
Я понимал и понимаю, что тут трудно про-
волить сравнение, потому чю есть спеця-
фика в самой структуре бюджета Советеко-
ry Союза и в структуре бюджета США. Я
говорил о другом. Я сравнивал воённые ра-
схолы каждого государственного бюджета по
голам — СССР отлельно. США — отлельно.
	Относительно бюджета США здесь уже
говорил мой коллега, уважаемый А. М. Ба-
рановскай, правильно отметив. что за вре-
мя трумэновекого президентства военные
расходы оказались большими в несколько
раз, чем за время 32 президентов Соеди-
ненных Штатов Америки. Но я хочу полой-
ти К этому вопросу е другой стороны.
	Раныше всего относительно бюджета
СССР. Я говорил и я полтверждаю, что в
1940 году на военные нужды мы тратили
33.6 прод., в 1946 году мы тратили 23,9
проц. в 1949 голу — 19,2 проц, ав
1950 голу — уже 18,5 проп. Это было
опубликовано в нашей печати. Что же мож-
но против этого возразить?
	Но спендеры возражают. Они говорят:
«Во-первых, никто не знает, сколько CCCP
расходует на военные нужды», но если ни-
кто не знает, то откуда знает это Спенлео?
	«Вю-вторых, — говорит  Спенлер, — они
огромны, эти суммы». Но как же Слендер
может это утверждать, когла он признал,
Что НИКТО Этого не знает?

«В-третьих», — говорит  Спендер... А,
в-третьих, он болыне ничего не говорит.
Он считает, что он достаточно сказал. Мне
тут вепоминаетея один анекдот про муллу
Насреддина, который взял у сосела горшок
ий не возвращает. Когда сосед к нему об-
ратилея с претензией, он ответил: «Bo-
первых. я у тебя горшка не брал, во-вто-
рых, этот горшок я разбил, в-третьих. я
этот горнюк, хотя он и был разбит, уже
давно тебе вернул». Вот Снендер, этот но-
воявленный мулла Насреддин из ‘Авотра-
лии, следует точь в точь такой логике.
	Но как же дело обстоит в Соединенных
Штатах Америки с военным потенциалом.
	Нрезидент США Трумэн, защищая аме-
риканский бюлжет на 1950 тол, сказал
буквально слелующее: «Вооруженные  си-
лы, рекомендуемые в этом бюджете, явля-
ются самыми мощными, которые когда-
либо содержала наша страна в мирное вре-
мя». Что из этого следует? Следует то, что
в 1950 голу вооруженные силы США яв-
ляются самыми мошными. которые когла-
	либо существовали в истории Соединенных
	Штатов Америки.
	лей—и только для мирных целей — этой
энергией, а ей будет определено вот такое-
те количество, которое она и может упо-
требить на свой цели. Ясное дело, что меж-
дународный контрольный орган становится
всесильным органом управления, распреде-
ления этой атомной энергии, предназнача-
емой для мирных целей.

Это значит, что международный кон-
трольный орган, действуя по такому прин-
ципу. получит возможность искусственно
ограничивать развитие национального хо-
зяйства, применяющего атомную энергию.
Но это не может не отразиться, как это
всякому понятно, самым отрицательным
образом на жизни всей страны, на благосо-
стоянии народа.

Что дело может свестись именно к этому
на практике, это ясно видно из доклада
американского комитета по вопросам со-
циальных и политических последствий,
возглавлявшегосея профеесором  Джеймеом
Франком. Доклад этот был опубликован B
«Бюллетене ученых-атемников» от 1 мая
1946 года. Он был представлен тогдаашему
военному министру Соединенных Штатов
Америки. В этом докладе содержится прямое
признание, что ограничение при помощи
установления этих квот или так называе-
мого рационирования сырых материалов и
раныше всего урановой руды имело бы тот
недостаток, как говорится в докладе (я ци-
тирую доклад), «что оно сделало бы невоз-
можным развитие атомной энергии для
мирных целей».
	Вели такая авторитетная комиссия в
своем официальном докладе военному ми-
ниетру заявляет, что принятие такого рода
экеплуатирования и радионирования сде-
лало бы невозможным развитие атомной
энергии для мирных целей, то разве можно
тогда соглашаться с таким положением
всем тем, кто дорожит развитием своего на-
родного хозяйства, своей национальной
экономики и кто эту энергию добросовестно
намерен расходовать не на производство
атомных бомб, а на то, чтобы строить свое
мирное новое хозяйство на благо своего
народа, в интересах всей мировой куль-
туры, всей мировой цивилизации.

Между тем  восторгаютея именно этим
планом, не считаясь совершенно с тем, что
этот план, таким образом, может. быть
убийственным для развития мирной эко-
номики лачной страны. Разве можно с9-
гласиться с таким планом при наличии
даже олного такого дефекта, если бы в
этом плане не было и других дефектов?
Но имеются и другие дефекты и не менее
серьезные.

Должно быть ясно, что можно, сло-
рить о разных пределах, нэ, вероятно,
бесспорным должно явитьея для тех,
кто действительно понимают, что ‘озна-
чает суверенитет, и счятаюлея с дей-
ствительными принципами международного
права, чт нельзя итти в ограничении
государственного суверенитета до такой
степени, чтобы исчез сам суверенитет,
чтобы, иначе говоря, ‘это ограничение
суверенитета, поевратило суверенитет в
нуль. а

Между тем, именно этого и хобиваются
те, кто защищает американекий так на-
зываемый план международного контроля
нал атомной энергией. Мы не можем ©о-
тласяться се таким планом.
	Наше предложение исходит из Не00хо0-
димости абсолютного запрещения атомного
оружия и установления строгого междуна-
ролного контроля над выполнением этого
запрещения.

Остин заявил, что правительство США
готово рассмотреть любой план в этой 0б-
ласти, но. не хочет рассматривать пустые
слова вместо плана. Конечно, это пра-
Вильно. Кому охота заниматься рассмотре-
нием пустых слов. Но я все же должен
сказать, что (етин aTO смело заявил.
И если он имел в виду предложения ©0-
ветекой делегации. то ему придется по-
	трудиться доказать, что они действитель-
Но — «пустые слова». Ло сих пор этого
	никто не мог сделать и не сделал, на
деюсь, и не сделает. Этого някому не
удавалось и. налеюсь. не удастся.
	Но как бы ни смотреть на это, несо-
мненным является именно то, что амери-
канский план межлунарохного контроля во-
все и не предусматривает запрещения атом-
ного оружия. Это очень характерно выра-
жено и в проекте резолюции шести держав,
которая находится перед’ нашими глазами.
Вы посмотрите на тот пункт. тде говорит-
ся 00 этом. Разве там сказано что-нибудь 0
том, что надо «запретить», или что Гене-
ральная Ассамблея «призывает», или
«об’‘являет», или «декларирует», или «ре-
комендует» — в любой форме, безразлич-
HO,— запретить атомное оружие? Там гово-
рится, что необходимо, чтобы каждое го-
сударетво взяло на себя обязательство уста-
новить эффективный международный конт-
роль © тем, чтобы было эффективно вышол-
нено запрещение атомного оружия. Но лля
того, чтобы выполнить запрещение, надо же
иметь это запрещение, а 06 этом в резолю-
Wan поети нет ни слова!
	Но раз нет этото запрещения, то все во-
просы. все предложения 06 установлении
международного контроля являются действи-
тельно пустыми словами. Это действительно
пустые слова. Какова история этого волро-
са7 Напомним. что Советекий Сот0з рассуж-
дал так: для того, чтобы установить ковт-
рэль над вынолчением запренения, надо
раньше иметь такое запвещение атомного
оружия. Раньше — запрещение, потом —
контроль.

Нам говорят: Ну, зачретить — мы за-
претим, а вдруг вы не согласитесь се уста-
новаением контроля, и тогла запрещение
эт0 превратится в пуетые слова, потому что
запрещение без контроля — это тоже пу-
сетов моаето. Надо, говорят, сделать это од-
позременио. Мы пошли на это. Но стоило
только нам пойти на это, как наши парт-
HOVE! попятились пазад, заявив, что это
	Не выходит -—— все-таки раньше нужен
	контроль. Тогда позвольте нам прямо ска-
зать, что мы вас подозреваем в том, что
вы не хотите запрещать атомное оружие,
ибо контроль на пустом месте ничего не
может дать, это есть пустая фраза, это —
ширма. Сказать: «учредить эффективный
контроль для того, чтобы было эффектив-
ным запрещение», и в то же время пред-
варительно не сказать «запретить атомное
оружие и установить контроль, чтобы. это
запрещение было эффективное», — это, ко-
нечно, значит играть словами, это значит
выставлять какие-то очень сомнительные
положения, которые могут всегда дать по-
вод толковать вкривь и вкось то, что 069-
бенно важно в таком случае, когда уста-
навливаетея над чем-нибуль контроль. Еели
контролируют, чтобы не было злоупотреб-
лений, так надо раньше всем указать, что
же считается этим злоупотреблением. Этого
у вас нет, господа американские делегаты
и английские делегаты, защищающие анг-
ло-американекий план международного
контроля. Этого нет в вашем плане.
	Мне тут могут сказать: какие же у вас
имеются основания для такого pola подо-
зрений, мы просто считаем, что это лучше
для самого дела. Основания имеются. Я на
эти основания указывал в прошлом году.
	Я должен WH B 3TOM Poly ЭТО ПОВТОРИТЬ.
	Я имею в виду очень важный доку-
мент — письмо членов американской атом-
ной комиссии 1946 гола, письмо, которое
подписано Ачесоном, Ванневаром Бушем,
Джеймсом Конантом, Макклоем и генералом
Гровсом, письмо от 17 марта 1946 года, в
котором совершенно ясно говорится, что С0-
единенные Штаты Америки не намерены
прекращать производство атомной бомбы,
даже тогда, когда будет установлен между-
народный контрольный орган.
	Bot как обстоит дело, по мнению руко-
водителей американской политики, в обла-
сти атомной энергии с вопросом о запре-
щении атомного оружия. Ни о каком за-
прешении атомного оружия авторы этого
международного контрольного органа по
плану США и не думают даже тогда, ког-
да этот международный контрольный план
ветупит в действие; не думают, что при-
дея запрещать атомное оружие. Говорит-
ся: 9т0 еще мы посмотрим, это еще решат
венат и палата представителей в соответ-
cTBHH © конституцией США и со своими
интересами и общими соображениями внеш-
ней политики, международного положения
ит. д. Это прямое заявление о том; что,
хотя международный контрольный орган,
который создается для того, чтобы контро-
лирозать недопустимость производства
атомного оружия, и булет действовать, тем
не менее американское правительетво во-
все не намерено прекрашать проязводетво
атомного оружия. зачем же тогла устана-
вливать контроль нал прекращением 10105-
ного производства, если вы не хотите его
прекращать? Ясно, что разговоры об этом
международном контроле — это пустые сло-
ва, это — пустые разговоры, это — нтирма
для того, чтобы прикрыть свое нежелание
з действительности запретить атомное ору-
жие — этот страшнейший бич человече-
ства. А мы именно на этом настаиваем. Мы
предлагаем, чтобы охновременно запретить
атомное оружие и установить строгий меж-
дународный контроль.
	Но как обстоит дело се нашими позиция-
ми в атомном вопросе? Я думаю, что не
может быть двух мнений о том, на чьей
же стороне лежит правла и какие предло-
жения булут иметь свое будущее. Я ду-
маю, что это будет сказано не голосова-
нием в том или ином комитете, а голосова-
нием наролов. История скажет свое слово,
на чьей стороне лежит правда. И это ‘ело-
во, я уверен, будет не в пользу американ-
ского плана, который стоит в противоре-
чии с интересами ‘народов, с требованием
народов не допустить использования атом-
ной энергии в военных целях, обеспечить
народам полную возможность использовать
атомную энергию исключительно в мирных
петлях.
	Шерехожу к другим возражениям, пред-
ставленным здесь против нашего проекта.
Здесь возражают и против наших предло-
жений © сокращении в течение 1950—
1951 года пятью державами своих воору-
женных сил на одну треть и резко Halla-
лают на Стокгольмекое Воззвание, веяче-
ски: поносят его, изображая его каким-то
чудовищным трюком или каким-то сплош-
ным обманом. Указывалн на то, что под-
писавшие его люди — это просто невежды,
которые были обмануты и введены в за-
блуждение опытными пропагандистами и
атитаторами, и т. д. Воображали, видимо,
 TO такого рода критикой они хоть на иоту
уменьшат 10 гигантское общественное м9-
рально-политическее значение, — которое
принадлежит историческому Стоктольмеко-
му Воззванию. Все-таки оно Стокгольм-
ское, г-н делегат Швеции, хотя вы и из-
винялись за это. Напрасно вы извинялись,
нужно горлитьея этим!
	Но в чем сила этого Воззвания? Б том,
то оно явилось делом ‘сотен миллионов
людей, тех самых людей, о которых © та-
ким пренебрежением говорили некоторые
заседающие здесь гостюда из верхних C.10-
ев, из руководящих кругов стран англо-
американского блока, тех миллионов лю-
дей, которые дело мира берут в свои соб-
ственные руки, которые отказываются
быть пушечным мясом, орудием осуше-
ствления агрессивных планов. Мадо mo-
нять, 910 пикакие репрессии против сто-
ронников мира, которых, как это делается
теперь в Соединенных Штатах Америки,
федеральное бюро расследований и комис-
вия по расследованию так пазываемой ав-
тиамерикаиекой деятельности уже заносят
в списки сопасных» лин. пя избиения и
	аресты, как это практикуетея в ряде пру-
гих стран, где правяние круги ведут энер-
гачную борьбу против сторонников мира,
ни Травля сторонников мира, которой 3а-
	нимаютея полтениые и шлупочтенные
джентльмены в своих публичных выступ-
дениях, — UHUTO,  кочечно, не остановит
роста и сплочения демократических сил,
	Несмотря на все усилия некоторой части   щихся размерах и в угрожающей форме
				нашего комитета уйти от обсуждения проек-
та «Декларации об устранении угрозы новой
войны и 05 укреплении мира и безопасно-
сти народов», представленного 20 сентября
с. г. делегацией СССР, эта попытка не уда-
лась. Больше того, инициатива делегации
Советского Союза в этом вопросе вынуди-
ла некоторые хелегации co своеей сторо-
ны сделать шаг по тому же пути, внеся
свои проекты резолюций по данному во-
mpocy. Как должен был признать автор 60-
ливийского проекта резолюции и как это
характерно, повидимому, и хля авторов ре-
золюции «шести», основной побудительной
‘причиной явилея страх перед мировых ` 00-
ественным мнением, опасение, что откло-
нение советского проекта вызовет негодо-
вание со стороны всех честных людей, всех
миролюбивых народов, ненавидящих вой-
ну, оужлающих поджигателей войны, жа-

жлущих мира.
	Я хочу обратиться непосредственно к
критикам наших предложений, нашего про-
екта лекларации.
	Раньше всего нужно сказать, что 069-
бенностью выступлений, которые можно от-
нести к наиболее значительным, являетея
попытка во что бы то ни стало диекреди-
тировать предложения советской делегации
и заодно вею советскую внешнюю полити-
ху хотя бы ценой извращения и фальси-
фикации Фактов.
	В этом отношений особенно постарался
представитель США. В своем выступлении
26 октября г-н Оетин заявил, что еовет-
ские предложения в этом году вносятся
«на фоне вооруженной агрессии, поддержи-
ваемой и поошряемой, — как он выразил-
ся.—— самими авторами этой резолюции».
	это абсолютно безответетвенное и вызы-
вающее заявление. Оно вынуждает меня
вернуться к вопросу о событиях в Ворее и
напомнить © многочисленных локазатель-
ствах, представленных делегацией СССР
Первому комитету и Генеральной Ассамо-
лее при обсуждении корейских событий,
подтверждающих факт американекой агрес-
сии в Корее. Эти доказательства не были
опровергнуты.

Перед лицом всех этих бесспорных фак-
тов, — я подчеркиваю — бесспорных фак-
тов,— особенно представляются фальши-
выми и лицемерными заявления Остина о
вооруженной агресени, ноошряемой якобы
авторами этой резолюпии.
	Эти факты должны были бы заставить
Остина воздержаться от иноинуапий по
адресу авторов резолюции, внесенной де-
легацией СССР. Но Остин не остановился,
не ограничился подобной выходкой, види-
мэ, стремясь сорвать спокойное обсуждение
важных нредложений Советского Союза.
	Будучи не’в вилах устоять’ против фак-!
	тоз, поедставленных нами при обсуждении
репроса о корейских событиях, неопровер-
имо доказавиих полную несостоятельноеть
кряков 00 ‹агреесии из Северной Кяреи» и
изобличающих американскую агрегсию пр®-
тив корейского народа, Оетин теперь с ©по-
зданием, нои с остервенением набрасывает-
ся на тех, кто зашишает в корейском деле
иразое дело. Он пускаетея на грязные ин-
синуации и клевету. Но он должен знать,
что у клеветы, по народной поговорке, ко-
роткие ноги и что на таких ногах далеко
не уйлешь.
	Переходя непосредственно к дискуссии
по нашему проекту декларации, я хочу ос-
тановиться раньше всего на вопросе © пре-
паганде новой войны.
	Что предлагает делегация СССР, внося
свой проект декларации? Она предлагает
декларировать, она предлагает об’явить, что
Тенеральная Ассамблея осуждает проводи-
мую в ряде стран пропаганду за новую вой-
ну, и призвать все государства воспретить
2 своих странах такую пропаганду, а ви-
-вных привлекать к ответственности.

‚’ Ведь это факт, что в 1947 году, — на
‘ee ссылался в своей речи Спендер,—

огда Советский Союз вносил свои пред-
оеНин 0б осуждении пропаганды за но-
вую войну, в США, Англии и в некото-
рых других странах усиленно велась
пропаганла такой войны. Мы приводили
в то время немало фактов, называя име-
на поджигателей войны и разоблачая. их
агрессивные планы. Факты были на-
столько неопровержимы-и. положение бы-
ло настолько нетерпимо, что Генеральная
Ассамблея вынуждена была принять
свою резолюцию, осуждающую такую
пропаганду. — резолюцию 3 ноября 1947
года; вынуждена была принять, несмот-
ря на истерические крики Остяна о том,
что нужно «убить» советекий проект pe-
SOIL.
	Оказалось, что «убить» этот проект He
удалось. Этот проект отдал свою идею, и
эта идел лежит в основе постановления
3 ноября 1947 года, эта идея живет и
сейчае, ибо на нее и теперь ссылаются
в своих проектах резолюций некоторые
делегации. Эта идея требует того, чтобы
CHa сегодня, в нынешних условиях, бы-
л& подтверждена и реализована в той
форме, которая соответствует смыслу и
содержанию этой идеи. Мы это и предла-
тем.
	Чак было в 1947 голу. Но нас инте-
ресует не то, что было в 1947 году —
нас интересует то, что проиехолит ceif-
час. А 19, что происходит сейчас, по-
зволяет нам утверждать, что поджигате-
ли новой войны не унимаются, что про-
паганда за новую войну He ослабе-
вает, а даже усиливается и принимает
новые, более острые и, слеловательно,
болео опасные для дела мира формы.
Поэтому Организация 0б`’единенных на-
ний не может оставаться в стороне, не
может не замечать этих явлений, как,
например, делает это Остин, и не pearu-
ровать на такие позорные явления, как
полжитательство новой войны, как сея-
ние. постоянное пи неуклонное, система-
	тически во все более и более рзеширято-
	*) Печатается в сокращенном виде.
	Нельзя мириться с таким фактом, как
заявление ректора, — прошу обратить вяи-
мание, — ректора, президента университе-
та в городе Тампа (штат Флорида), какого-
то там Ненса, в котором он говорит, этот
ректор, этот воспитатель мололежи, этот
«деятель» просвещения: «Я считаю, что
мы должны провести тотальную подготовку,
основываясь на законе джунглей. Каждый
должен научиться искусству убивать... Я
одобрил бы, — говорил этот Нене, — бак-
терпологическую ‘войну, применение галов,
атомных и водородных бомб и межконтинен-
тальных ракет. Я не стал бы. проейть о ми-
лосердном отношения к больницам, церк-
вам, учебным заведениям или каким-либо
группам населения...». :
	Что вы скажете, господа, по поводу та-
кого доктора, ректора, профессора, пропо-
ведующего подобный бред се университет-
ской кафедры, от имени честной науки?
Как мы все должны смотреть на такой
университет, который мы называем «аль-
ма матер», нас воспитавшая мать, ректор
которого проповедует такого рода сумасшед-
игий бред? Такого профессора нужно было
бы скорее запрятать в сумасшедший дом.
Пусть он будет ректором сумасшедшего ло-
ма. Среди сумасшедших он будет нормаль-
ным, но среди нормальных — это, конечно,
сумасшедший человек.
	Вот вам еше факт. Председатель комис-
сии палаты представителей по ассигнова-
чиям г-н Мэннон из штата Миссури ot-
крыто подстрекает к нападению на СССР
н тоже с применением атомной бомбы. Он
забывает, конечно, ту простую вещь, что
на бомбы есть бомбы.
	Секретарь Конгресса производетвенных
профеоюзов Кэри в. начале этого года пуб-
лично заявил, что «в минувшей войне мы
об’единились © коммунистами лля TOTO,
чтобы бороться с фашистами; в новой вой-
не мы об’единимся с фашистами для того,
чтобы разгромить коммунистов». Можно
поздравить секретаря Конгресса произвол-
ственных профсоюзов Америки с такого
рода перспективами, которые полностью
подтверждают то; что мы говорили, что на-
правление внешней политики США, кото-
NOC порождает всяких ненсов, всяких кэри,
заключается в том; чтобы об’единиться с
фашистами, п это 0б’единение уже пропс-
ходит, например, в Западной Германии, ге
фашистские генералы ставятся во главе
организуемой американцами, англичанами,
при участии французов западногерманской
армии, для того, чтобы разгромить комму-
HHCTOB.
	Bed внешняя политика некоторых rocy-
даретв к этому сводится, и мы предосте-
регаем против этого. Й мы убежлены, что
честь и AOCTOHHCTBO Организация 06’еди-
ненных наций требуют, чтобы. она подня-
ла свой голос против люлледеких настрое-
ний. такого рода тенденций, планов, наме-
рений н расчетов.

Претставители Соединенных Штатов. Ве-
ликобритании и некоторых других стран
англо-американекого блока встретили враж-
дебно. в штыки, я бы сказал, и ту чаеть
нашей декларации, которая посвящена
предложению о запрещении атомного ору-
жия и 06 установлении межлунаролного
контроля за выполнением этого запреще-
HHA.

Они против наших предложений по это-
му вопросу, старательно обходя вместе с
тем наше предложение, чтобы Генеральная
Ассамблея об’явила о безусловном запре-
щении атомного оружия и об установлении
строгого международного контроля, как бы-
ло сказано в пункте втором нашей декла-
рации. Они уклоняются от ответа на этот
вопрос, то есть на требование об’явить о
решимости покончить с атомным оружием,
имея в виду, разумеется, что обсуждение
планов‘и других мереприятий, связанных ©
осуществлением такой декларации, должно
быть предметом изучения атомной комисеи-
ей или каким-либо иным органом Органи-
зации ()5’елиненных напий.
	Касаясь пункта второго нашей декла-
ранин, Остин ограничился заявлением, что
американский план международного контро-
ля якобы обеспечивает, как он выразился,
«эффективные принудительные гарантии».
	То, что Остин сказал относительно э9-
фективных гарантий, никак нельзя пои-
нять, потому что мы весе хорошо знаем, что
представляет собой этот знаменитый план
1945 года, изобретенный комиссией Ачесо-
на— Баруха—Шилиенталя. Мы знаем, ка-
кие гарантии предусматривает этот план.
Мы знаем, что главная особенность этого
плана заключается в том, чтобы все атом-
ные ресуреы, все предприятия по обработ-
ке атомных материалов, все смежные пред-
приятия, главные, ключевые отрасли про-
мышленности=—и металлургическая, и хи-
мическая, и целый ряд других, — вот все
это, так же как и научно-исследовательские
работы, передать в полную собетвенноеть
этого так называемого международного кон-
трольного органа. Согласно этому плаау,
правда, в распоряжении отдельных госу-
дарств, которые добывают атомную энер-
гию, оставляются так называемые «неопас-
ные» количества атомной энергии и прад-
приятия так назыраемого второстепенного
значения.

Но важно отметить, что самое   определе-
ние, что является «неопасным» и что яв-
пяется «опасным», опять-таки предостав-
ляется этому самому международному кон-
трольному органу.

Международный контрольный орган по-
лучает право по своему усмотрению огра-
ничивать количество атомной энергии, ка-
кое будет разрешено использовать данному
государству на его мирные нужды, потому
что атомная энергия и будет итти только
па мирные нужды, если будет подписана
состветствующая копвелцня.

Значит. если какзя-нибудь страча лобы-
	раст атомную энеэгию, то она сама из м0- 1
	жет распоряжаться даже для мирпых це-
	Известно также, что Соединенные
Штаты ассигновали на военные цели в
1949—1950 гг. 13 с лишним миллиардов
долларов против одного е лишним милличр-
да долларов довоенного 1938—1939 года,
что превышает, таким образом, эти ассиг-
нования в 12 раз, зв 1950—1951 бюд-
жетном году США предполагают израсходо-
вать около 50 миллиардов, т. е. в 60 раз
больше 1938 — 1939 года.
	И вот появляются люди, которые го-
ворят, что мы, дескать, имеем неболь-
шие вооруженные силы, незначительные,
как сказал Остин, и мы не можем итти
на сокращение «небольших» армий Запа-
да. Это означало бы, говорил Остин, «ли-
шить атлантические державы многого из
их оборонительной мощи». Эти яюди пы-
таются изображать дело так, что у США
такой военный потенциал, что вооружен-
ные силы США нельзя сократить на одну
треть. При этом Сленлер и его коллеги
заявляют, что, с друтой стороны, СССР
имеет армию в четыре миллиона. Таким
образом, им известно, какая y CCCP ap-
мия. Почему же в таком случае они уп-
рекают нас в том, что мы не даем ника-
кой информации о наших Еборуженных
силах, не сообщаем, какая у нас сухопут-
ная армия?
	Мы предлагаем принцип: сократить на
одну треть все вооруженные силы-—военно-
воздушные, военно-морские, сухопутные
армии. Нам говорят: «Дайте нам информа-
цию». Мы отвечаем: «Примите это принци-
пиальное решение о сокрашении вооружен-
пых сил и вооружений, и вы получите
полную информацию о наших вооруженных
силах и вооружении одновременно с тем,
как будут представлены аналогичные сведе-
ния, касающиеся других великих держав».
Но, конечно, когда вы говорите: «Дайте
информацию, а насчет сокращения мы еще
посмотрим», то мы спрашиваем: «3а-
чем же вам тогда эта информация? Taria
мы вправе считать, что это требование ин-
формации преследует какие-то другие це-
ПИ».
	Факты бешеной гонки вооружений в
США, организация новых и новых амери-
канских баз в разных районах мира, ассиг-
нование все новых и новых миллиардов на
военные цели, — все это говорит само за
себя, всё это говорит о том, что действует,
и на полном ходу действует, агрессивный
впенгнеполитический куро правящих кругов
Соетиненных Штатов Америки.
	Вот факты. В 1947 году Соединенные
Штаты заключили соглашение с Филиппи-
нами, по которому получили в аренду на
99 лет свыше 20 баз. США укрепляют Фи-
типнинские острова, строят новые военные
базы, например, в северной части острова
Лусон, Минданао и в других местах,