ЧЕТВЕРГ. 2 НОЯБРЯ 1950 г. № 261 (10410)
	_ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР ЧЕТВ:

Трудящиеся Советскою ‘Союза! Успешным осуществлением великих. строек — Пуйбышевской,
	`Сталинрадской и Каховской шороэлектростанций; Г’лавнотю  Туркменскою, Южно-Украинскойо
		и Северо-Крымското каналов-внесем. новый вклад в дело строительства коммунизма.
	te
	(Из Призывов. ЦК ВКП(б) к 33-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции).
			‚Огни. гобелы
	открыли,
	Микола НАГНИБИЛА
	Пафос созилания
	Шд MYIDHIM водительством великого
Сталина Hall народ осуществил идею
Ленина в невиданно короткие сроки. Была
сооружена самая крупная в Европе Днепров-
ская гидроэлектростанция имени Ленина,
	которая открыла новые широчайшие  воз-
	можности испольэвания днепровсвких Бод.
	Котла началось. строительстве Днепрогэ-  .
	са, У нас еще не было опыта  болыних
	гидротехнических сооружений. На. Днепро-
	строе в качестве консультантов работало
несколько американских специалистов. Они
очень кичились своей американекой сиете-
мой: и старались выискивать недостатки в
нашей советской жизни. Мне особенно за-
помнилея один из них. Он упрекал нас в
отсутствии того, что на его языке звучало,
как «форд-систем». Это был талантливый
инженер-электрик. Фирма; от которой ой
работал, официально гарантировала ему хо-
рошую постоянную должность. Он был .уве-
рен, что по возвращении в Америку займет
видное положение среди специалистов ‘фир-
MHI.
	Через год после его от’езда` мы получили
от него письмо. Американский инженер со-
oun:

..Моя маленькая контора теперь за-
мн совсем, и почти каждый инженер и
чертежник, с кем я работал раньше, те-
перь — безработные. Один вынужден был
стать пекарем, друтой работает в магази-
не, третий живет на иждивении Тодствен-
ников и так далее. А два, которые рабо-
тали с нами, покончили самоубийством, по-
тому что были‘ без работы и без денег...
Счастливая ваша страна! „Передайте всем
№09 приветствие,

Джонс».
	Такова судьба талантливого инженера в
условиях им же когда-то восхвалявшейся
американской системы.
	Совсем иная судьба наших, советских
днепростроевцев, многим из которых Джоне
пророчил «неизбежную безработицу».
Днепрострой, как и все стройки. сталин-
ских. пятилеток, превратился в. замечатель
ный вуз, ще воспитываются специалисты.
Тысячи днепростроевцев стали  талантли-
выми мастерами, техниками, инженерами.
Многие из них ‘теперь сами руководят
стройками и промышленными  предприя-
тиями, Один из рядовых практикантов пер-
вого строительства на Днепре-—Ф. Г. Логи-
нов‘ впоследствии сам ‘руководил восста-
новлением Днепрогэса, а недавно постанов-
лением правительства назначен начальни-
ком грандиозного сооружения на Волге.
	Новые стройки на Волге, наз Аму-Датье,
на Дненре еше’ выше поднимут Фоветскую
строительную науку. Они станут новыми
вузами -— вузами повышенного типа для
воспитания строителей счастливого вит
ниетичеекого общества,
	В то время, вогда правители империали-
стических стран, в первую очередь Амери-
ки и Англии, разрабатывают одно’ за другим
мероприятия, направленные ‘на массовое
уничтожение людей, наше Советское’ ‘пра-
вительетво издает одно за другим поета-
новления 0 ‘новых гигантекях стройках во
	имя. мира, во имя человзечее кого счастья и
	прогветания,
	Сердце народа - преисполнено радости.
Эту радость трудно передать словами.

Советских людей радуют и вдохновля-
ют строки. знаменательных о правитель-
ственных постановлений: о строительстве
величайшей в мире Вуйбышевекой гидро-
станции, © сооружении Сталинградекого
тидроузла, о создании мощной ороситель-
ной системы в пустынях Средней Азии.

Величественные каналы пересекут и
опояшут огромные безводные  простран-
ства Южной Украины и северной части
_Ерыма. Густой сетью высоковольтных
“линий, поднятых крыльями ажурных
мачт, покроются степи. Плодоносные зем-
ли, вечно страдающие от недостатка вла-
‘ти, будут нашоены живительными водами
‚Днепра. Поднимутся буйные стены лесов.
Утихнут губительные ветры. Совершенно
исчезнут черные бури. Пройдет немного
лет, и вся засушливая часть Украины
вместе с выжигаемым солнцем Северным
	Крымом превратится в богатый,  цвету-
щий край! _
Издавна лучшие умы нашего. народа
	мечтали © покорении Днепра, об исполь“
зовании энергии этой могучей .многовод-
	ной реки. Творческая мысль в самом заро-
	‚дыше глушилась жестокой системой caMo-
державия.

~ Весной 1914 Tora труппа “инженеров
после длительной волокиты, наконец, до-
билась разрешения произвести изыска-
тельские работы в районе  днепровеких
	‘порогов. Но когда изыскательские партии
‘прибыли на место работы, именитый вала-
лелец приднепровских пространств граф
Стенбок-Фермор заломил за право исполь-
зования его владенай баснословный куш
Другие приднепровские помещики, 3a
которыми так же, как и 3a Отенбок- Фер-
мором, еще дарственными грамотами Ека-
терины П закреплялись в вечное  потом-
ственное владение «земля, вода, и воздух»,
‘тоже оказали разведывательным партиям
непреодолимое сопротивление.
	— Ну, хорошю,-— сказал после  дли-
тельных препирательств. Стенбок-Фермор
руководителю изыскательских партий ин-
женеру Белоконь.-— Насчет земли мы еще
как-нибудь с министерством › сторгуемся.
А вот относительно права владеть энер-
гией. заключенной во. воле, деле будет
	«.

— То есть как?’ —— не понял инженер.
	— oa воду придется тоже платить.

— За Днепр?

— Да, и за Днепр. Вы же’ видите, в
грамоте тосударыни совершенно, ясно `ска-
зано: «Земля, вода и воздух!». Если мини-
стерство изобретет и захочет поставить на
моей территории какие-нибудь заводы, ис-
пользующие воздух, я буду требовать B03-
награждения и за воздух. Нал. моим име-
нием и небо ‘мое!   9:

И веками стояли на пути Днепра гроз-
ные, дикие пороги...

Только после Великой Октябрьской ре-
волюции, изгнавшей Стенбок-Ферморов, рас-
чистившей пороги на пути нашего народа,
открылись неограниченные возможности для
творческой мысли, для покорения Днепра,
для широкого преобразования природы на
радость человеку.

Еще шла гражданская война, еще со
всех сторон нашу молодую Советекую стра-
ну осаждали интервенты, а великий Ленин
уже начертал на карте величественные
стройки, облумывал план электрификации
	всей страны.
	KDOBHOe, родное дело.

_С думой о Родине
	С. ГУСЕВ,
	Говорят колхозники—‘строители Куйбышевского гидроузла
	занятые мирным” созидательным TPYTOM,
встречаем мы великий праздник, трудящих-
ся — 33-10 годовщину Великой Октябрь-
ской социалистической резолюции. В честь
	этого праздника наша строительная. орига-
	да сорезнуется 34 досрочное, выполнение
свого производетвенного задания.
		  О, Днепр, тебе ‘мы новый путь

ртр
	Чтоб стал ты счастья нашего рекой!
И кажется, что вырастают крылья
У каждого от радости такой,
	Мы благодарны Сталину. навеки!
Отчизна всюду побеждает с ним —
По новым руслам устремляет реки,
Стапь ожизляет шелестом лесным.
	То подвигами славными своими
Мы приближаем  завтрашние дни,
Чтоб и на Волге и на Украине .
Победы новой вспыхнули огни,
	И верю я, в туркменских знойных
селах
	Услышат люди шум садов веселых,

Увижу я в своем родном краю

Воды покорной щедрую струю,

Что хлынет из Днепра под небо
Крыма,

Как наше счастье широка, светла.

Пред миром всем встают весомо, зримо
Твоя, Отчизна, мирные дела!

Авторизованный перевод
с украинского Григория Соловьева.
	Турбогенераторы
для волжекой
стройки
	ХАРЬКОВ, 1 ноября. (По телеф, от 630.
корр.). Коллектив Харьковского турбогене-
раторного зазода имени Кирова на дель
раньтие срока изтотовил и закончил испы-
тание мощного турбогенератора для гидро-
электростанции, которая будет снабжать
энеугией. великую стройку Ha Boare.

Па выполнении почетного заказа Куй-
бышевгидростроя особенно отличились
бригады  обмотчиков tr. Бортника и
Царькоза. ‘Свон’ задания они выполнили га
три дня до ерока и сдали работу‘ с отлич-
ной оценкой. Замечательные образцы вы-
сокопроизволительного  стахановского труда
показали сборщики бригады тов. Леонтьева,
которые собрали машину, опередив график,
а также етахановец тов. Сердюк, ежеднос-
но’ выполнявший  нерму па 300 и больно
процентов.

Генератор . на-днях будет оттружен В
	Куйбышев.
А { . A, AHHEHKOB.
	Строительные скобы
для Куйбышевгидростроя
	‚ ВАЛИНИН, Т, ‚ ноября. (По тёлеф. от cs.
Корр.) Коллектив Бологовской промысловой
артели «Кузнец» обратился в правление
Куйбышевгидростроя с письмом, в котором
товорится: «Мы желаем своим трудом уча-
ствовать в великой стройке коммунизма.
Наша артель может изготовить для’ вас
строительные скобы». Ответ из Куйбышева
пришел незамедлительно. Бологовские куз-
нецы получили заказ на 100 тысяч строн-
тельных (KOO.

Патриотическая инициатива кузнецов не-
большой промыеловюй артели сделала пх
активными участниками гигантокого етрой-
тельства. Гордые, почетным закагом, они
стали. на стахановекую вахту у Pop-
нов. С первых же дней вахты CHI выпол-
няют по 3—4 нормы в день. В адрес Куй-
бышевгидростроя отгружены первые 20 ты-
	сяч. строилельных скоб, :
——- Н. КАВСКАЯ.
	вые: и продовольственные базы животно-
водческих хозяйств.
Воды Главного Туркменского канала по;
	MOMAYT BK берегам Ваепия, в. самые суровы **

районы пустыни: `Своеобразна эта стран
‘Значительная часть ее лишь совсем. недав
но’вышна со дна морского и еще хранит
разнообразные: его следы. Гидрографы Дя-
дин и Баранов в 1825 ив 1826 годах,
плавая на судах, вели промеры глубин зали»
Ba Келькор. Сейчас в этих местах по шо-
со ‚проносятся автомобили, а по железной
дороге идут поезда, нагруженные продук-
цией с горы Небит-Лаг, где тогда был
остров, или поваренной солью, добытой в
урочище Баба-Ходжа — на дне прежнего

залива.

’Тлавный Туркменский канал” даст воз-

можность ! снабдить ‹ развивающуюся. -про-

мышленность Западной Туркмении водой,
которую пока приходится возить из3:33.мо-

1ря, получать на опреснителях из. морской

воды. Тысячи ‘километров мощных водо-
проводных. линий оживят каждый рабочий
поселок, дадут каждому населенному пунк-
ту огороды, сады и зеленый заслон от
зноя’ и ветра. *

Обширный почти безморозный субтропи-
ческий район раскинулея вдоль юго-вос-
точных берегов Васпия от границ Ирана
48 востов в отрогам Копет-Дага. Опытная
станция доказала полную возможность раз-
ведения здесь самых различных ‹убтро-
пических культур. Финиковые’ пальмы,
требующие особенно много тепла, дают в
этой местности хорошо  вызревающие
Плоды.

Из Главного. Туркменского ванала, от
‚его водохранилищ будут направлены гро-
мадные отводные каналы. Одни из них, са-
мые большие, будут самотечными, другие
станут. получать воду .от-насосных етан-
ций, энергию для которых дадут дзе гидро-
электростанций, расположенные на Узбое.

Воды Аму-Дарьи растекутся по планта-
‘HUAN — длинноволокнисто хлопчатника,
оросят рощи маслин и финиковых пальм,
сады инжира и граната, виноградники, но-
севы каучуконосов и эфироносов.

‘Так. идет: большевистское наступление
Ha пустыню. Так осуществляются вековые
мечты .туркменекого народа.
	Б. ФЕДОРОВИЧ,
	старший научный сотрудник Институ-
та географии Академии наук СССР.
	Родионова на строительство ушли . дочь
Лидия и сын Михаил; дочь стала телефо-
нисткой, сын. работает экспедитором.

К нынешнему дню наш небольшой кол-
хоз отиуетил на постоянную таботу в
Вуйбышевгидроетрое около двадцати че-
ловек. В ‘ближайшее. время. эта дифра уве-
личится, потому что тяга колхозников на
гидроузел очень сильна.
	участвуем мы и в строительстве шоссей-
	HOH дороги, которая свяжет гидростанцию
с: городом Куйбышевом. Для этого у нас
рылелена специальная бригада. из. десяти
	человек.
Гидроузел открывает широкие перспек-
	тивы.. Мы будем строить социалистическии
	агрогород. Наряду с производетвенными
зданиями усовершенствованного типа там
будут Дом Советов, клуб, школы, больница,
библиотека, радиоузел, парк, коммунальная
баня с механической прачечной, водопро-
вод. Колхозники создадут себе красивые,
благоустроенные жилища.

Строительство грандиозных тидротсхни-
ческих сооружений сталинской эпохи вы-
звало патриотический под’ем в деревне, Он
самым благотворным образом отражаетел
на колхозных делах. Нынешней осенью. на-
ша артель закончила уборку урожая, вы-
полнила план хлебопоставок, и засыпала
семена первой в Ставропольском районе.
	Сейчас у нае идет распределение. нату-
ральных доходов: колхозники получают на
трудодни хлеб, овощи, мясо и масло. Вее-
народный ‘праздник — 33-ю “ годовиеяну
	Великой Октябрьской социалистической’ рб-
	волюции мы ветречаем полным завершени-
ем сельскохозяйственных работ:
В’эти дни наши колхозники несут трудо-
вую ‘стахановекую вахту мира. Вак и весь
советский народ, мы от всего сердна под-
держиваем миролюбивую` внешнюю полили-
ку Советского правительства и горячо олоб-
ряем Наказ советским делегатам на Второй
Beomupuni Rourpece сторонников мира,
принятый ‘происхоливией в Москве Bee-
союзной конференцией сторонников мира:
Нам, советеким людям, занятым осу-
ществлением великого сталинского плана
преобразования природы, война. не ‘нужна.
Нам нужен мир, и мы будем бороться -3a
	него, самоотверженно трудясь в9 имя Np-
цветания любимой Родины.
	Ty 6e
	«Сталинградгидростроя», сельский ‘Совет
решил уступить. ему на время свой двух-
этажный. дом. Передали строителям также
два склала; большой’ двор... .

Сельский Совет, правление. колхоза
«Большевик», партийная организация раз’-
яенили колхозникам значение. великой
стройки. Большей энтузиазм вызвали эти
беседы. Многие из’явили желание работать
на. строительстве; Когда начали приезжать
инженерно-технические. работники, колхюз-
ники радушно. предложили им ‘квартиры.
Многие, направляясь сюда, предполагали,
что им придется жить в палатках. Верхне-
зхтубинцы гордятся тем, что каждый из
приехавигиих на строительство имеет квар-
тиру и окружен заботой,

А.. АЛЕКСАНДРОВ, -
	соб. корр, «Известий».
	колхозник артели «Боминтерн»
	Много сейчас идет разговоров на селе ©
великих стройках коммунизма. Весь народ
горячо одобряет мудрую сталинскую поли-
THRY дальнейшего  пол’ема могущества ©9-
	циалистической Родины.
У советских людей за. словом всегда сле-
лует дело. Члены нашей артели «Комин-
	терн» активно участвуют в етроительстве--.
	под’ездных путей к площадке Буйбышев-
ског» гидроузла. От зари до зари трудятся
люди, стараясь сделать как’ можно больне
и лучше. Наш колхозник Николай Федоро-
вич Харунов дал наивысшую, выработку
на всей трассе, выполняя 0. TOXTOPLI— Be
нормы ‘ежедневно.

Участие В строительстве величайшей в
мире гидростанции — дело чести.

Своим родным, кровным делом считают
колхозники сооружение Куйбышевекого
гидроузла. Все мы хорошо знаем, как
	нужна заволжеким степям вода весной. И
	летом. В нашем колхозе были годы, когда
за все лето не выпало ни капли дождя, и в
результате даже на лучших участках еред-
няя урожайноеть не превышала десяти
центнеров, А имей мы возможность орошать
свои поля, наши плодородные черноземы
наверняка давали бы по 30—35 центнеров
пшеницы с тектара.

Куйбышевский гидроузел. позволит нам
перейти к орошаемому. земледелию. Вместе
с полезащитными лесонасаждениями и тра-
вопольными севооборотами: это навсегда из-
бавит нас от губительного действия засухи
и обеспечит высокие устойчивые урожаи.

Наше село большое, но у нас нет элек-
трической станции. Немного электроэнер-
гии дает учреждениям и организациям Хря-
щевская МТС, — вот и все. А жизнь идет
к тому, чтобы электричество все больше и
болыне внедрялось в производство и быт,
Толькю с помощью этой силы произойдет
полная механизация земледелия и живот-
новодства, благоустроится на, городской лад
деревня, и жизнь наша станет еще крашю
и богаче. Участвуя в сооружении Куйбы-
шевекого гидроузла, мы работаем с думой
0 своем счастливом будущем, о дальнейшем
	процветании нашей любимой Родины.
	Это большое село раскинулось На левом
берегу Волги, немного выше; Сталинграда—
там, где начинается Ахтуба. Здесь-—центр
одного из. районов «Сталинтрадгидростроя»

— На нас падет большая” нагрузка
рассказывает начальник района Лев Вузь-
мич Дукин.— Большую часть етроитель-
ных работ надо выполнить здесь, на
левом берегу. ак известно, строитель-
ство развернется в будущем году, & пока
идет подготовка к нему. Сейчас сюда по-
ступают кирпич, лес, прибывают эшелоны
с машинами, подходят плоты; Со’ всех кон-
цов Советского Союза едут HHEReHEPHO- -тех-
нические работники,

Мы беседуем в комнате двухотажного дома,
расположенного на окраине: села. В окно
видно ровное поле, за которым блестит река.
_ — Вот здесь, почти от этого дома о

эольшое счастье
	С. ЩЕГЛОВБ,

колхозник артели «Ленинский путь»
	Великий Сталин ведет Советскую стра-

ну к коммунизму. © 0. 4 2.
’ Как тигантекие ступени, стоят Ha этом
пути величественные стройки на Волге, в
Средней “Азии, на Днепре и в Врыму. От
Москвы до окраин но зову партии больше-
BHKOB +— : я

По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Соретский простой человек.
	У меня душа заторается, когла я думаю
о больышевистеком плане преобразования
природы, рожденном сталинским гением.
Больнюе счастье жить.в наше время и
быть участником осуществления . гранлиоз-
ной программы гидротехнического етроя-
тельства, какой еще не знало человечество.

Спасибо родному Сталану за ero ведли-
кий труд на благо пооетых людей!
		Долг патриотов

E. BAXPEEBA,
	предесбдатэль колхоза имени Куйбышева
	Великие строики коммунизма — дело
	общенародное. °

Колхозники нашей артели активно помо-
тают строить Куйбышевскую тидростанцию.
Из семьи бригалира Василя Петровича
Безрукова на стройку отправились сыновья
Иван и Василий; один работзет в инже-
нерно-геологической партии, другой — на
подсобном предприятии. Сыновья колхоз-
ницы Марии Ивановны Знамовой — Алек-
сандр и Иран работают в буровых брага-
дах, производящих исследование грунта на
берегах Волги. У ИАонстантина Федоровича
		peku,— поворит тов. Дукин,— протянется
улица длиною около полутора километров.
Опа; как и другие новые улицы, будет за-
строена Трехэтажными домами. Магазины,
школы, клуб, кинотеатр будут выстроены
одновременно с жилыми домами. Улицы мы
покроем асфальтом, озеленим.  Разобьем
скверы, садики. Через год здесь уже будут
жить строители гидроэлектростанции.. Эти
местх скоро. станут пеузнаваемы. Мы; очень
благодарны сельсовету. и колхозникам. Они
	ноззботилиеь O HAC Ha первых порах...
	Верхне-Ахтубинекий сельский Совет рас-.
	положилея в небольшом опрятном домике.
— На. кваотиое. живем. сейчае,— гово-
	ит председатель сельсовета Семен Филип-
	пович Вазаков.— hak только стало изве-
стно, что. у нас будет управление района
	Не оставляя на ней, следов, Всея земля бы-
	41а В мельих трещинал; ине
Казалось бы, нет. ничето. бесплоднее этих
	земель. А между тем почва была покры-
	Ta черенками обожженной гончарной посу-
ды, битым плоским кирпичом, разгорожена
валиками, представляющими собою остат-
ки оросительной сети. Местами поверх-
ность пересекали полотие валы древних
каналов, торчали остатки  глинобитных
стен разрушенных крепостей. Это свиде-
тельствовало 0 том, что когла-то здесь cy-
‘Ществовали обширные оазисы.

Много веков прошло с тех пор, как уш-
Ja отсюда Аму-Дарья. Работы нащих. эк-
спедиций показали, что, постепенно загро-
мождая свои сарыкамышекие русла, река
нашла себе путь на север сперва одним
протоком, потом начала отдавать туда вее
больше воды и, наконец, полностью хлы-
нула в обширную Аральскую котловину.
До того лишь небольшая Часть котловины
была заполнена соленым ‘устьевым озером
Сыр-Дарьй, и только за счет аму-дарьин-
ских вод постепенно разрослось В ней 0б-
пирное Аральское море.

Много столетий прошло с тех о:
человек не. переставал. мечтать 06 ожив-
лении этого края. За последние годы 69-
ветекие ученые исследовали пустыню,
изучили ее почвы и пришли к выводу,
910 значительные массивы Здесь’ вполне
пригодны для орошения. _

В постановлении Совета Министров
CCCP в строительстве. Главного. Туркмен-
ского канала. Аму-Дарья — Краеноводек
предусмотрено, в частности; орошение ‘и
сельскохозяйственное освоение пятисот ты-
сяч гектаров в Кара-Калпакии и север-
ных районах Туркмении и трехсот тысяч
гектарюв — в районе дельты Аму-Дарьи.
Эти земли в основном ещё никогда не ис-
пользовались человеком.
	Тлавный Туркменекий канал будет по-
лучать из Аму-Дарьи or 400 до 600 кубо-
метров воды в секунду, что пряведет ъ ие-
	которому изменению режима’ Аральского мо-
	ря. А море это доставляет немало хлопот че:
ловеку. За период между “1907 ‘и: 1937
годами оно, как показали наши иселедова-
ния, продвинулось В своей’ юго-восточной
части Ha 30—40 километров в глубь пе:
сков пустыни Кызыл-Кумы; В То же вре-
мя благодаря высокому уровню моря Аму-
	Небывалый пол’ем вызвали эти поста-
новления в советском натюоде. Шафосом
	‘созидания проникнуты сердца миллионов.
	Яркое солнце коммунизма ветает нал на-
	Яков БАШ.
	шей страной.

гковая мечта
	лись советские люди при победоносном и
MYIDOM. руководстве. великого Сталина,
	Свыше двух тысяч километров отделяет
хребты Памира от низовьев крупнейшей
реки Средней Азии — Аму-Дарьи. Там, на
памиреких высокогорных ледяных пусты-
HAX, на каменистых кручах его. величай-
ших хребтов, берет Аму свое начало. Она
получает оттуда два дара, которые про-
носит сквозь просторы жарких низменных
пустынь, вплоть до самото“Арала. Первый
дар — это животворящая вода. „Второй дар

— это тончайший плодородный ил. Аму
богаче илом, чем Нил и Ганг. Этот ил да-
ет возможность народам Средней Азий в
течение многих тысячелетий существова-
ния здесь орошаемого земледелия е одних
и тех же полей собирать неоскудевающие
урожаи.

Но, кроме том, с Памира река уносит
громадное количество тяжелого песка. Ре-
ка волочит ем по дну, перекатывает по
протокам, отлагает на одних берегах и
вновь срывает с других, чтобы нести его
дальше. Страшный  «дегиш» — размыв
песчано-илистых берегов — уносит иногда
за несколько дней полосу берега до полу-
километра шириною со всеми ездами, ви-
ноградниками и поселками. И в to же
время необ’ятные просторы Кара-Кумов —
это детище Аму, это отложенные ‘ею пеб-
ки. Аму-Дарья примерно вчетверо много-
водней Сыр-Дарьи, однако воды ее для
орошения использовались меньше, чем’ во-
ды Сыр-Дарьи.

В одну из экспедиций мы трое суток
шли ‘по еплошным россыпям раковин пре-
сйоводных моллюсков. Все Говорило 0 том,
что мы идем по дну обширного озера. Но
воды нё было нигде вокруг. Эта. безводная
пустыня представляет собой дняще преж-
него обширном Сарыкамышекого озера,
питавиегося водами’ Аму-Дауви.

К концу третьего дня пуфи мы пересек-
ли полосу древних прибрежных дюн и вы-
шли на еще, более  безжизненную, гладкую,
как стол, равнину. Местами’ подковы ло-
шадей со звоном цокали о твердую. блё-
	стевшую на солнце глиняную поверхность,
	на, а сам Узбой в трех местах претражден
высокими скалами прежних водопадов,
Создание. водного пути по Узбою пред-
ставилось делом далеко не легким. Несмот-
ря на весь ажиотаж, возникший вокруг
проекта, от него сразу же отвернулись и
правительство, и промышленный капитал.
Идея создания водного пути через пу-
	стыню представлялась похороненной наве-
	ки. [ак оно и было бы, если бы Закас-
пийская область царской России. по воле
коммунистической партии и народа не пре-
вратилась в цветущую Туркменскую Со-
ватекую Социалистическую Республику,
	‚ уже в начале тридцатых годов Совет-
ское правительство, реорганизовав и рах-
ширив орошаемое хозяйство Средней Азии,
поставило вопрос о поисках новых Земель,
пригодных для ирригации, и новых иеточ-
ников водоснабжения для развивающейся
промышленности,

Были проведены изыскания, чтобы вы-
яенить возможность сооружения искус-
ственного канала в обход Сары-Камыша в
Узбой. Они увенчались успехом, Затем эк-
спедиции Академии наук СССР: исследовав
в 1934—1936 годах район Куня- Дарьи,
Сарыкамышекой впадины, древнего” руела
Узбоя и всей Прикаспийской низменности
юго-западной Туркмении, установили, что
промышленность может быть. на нервое
время обеспечена водой за счет более про-
слых. мероприятий.

Было . доказано, что. обводнение Узбоя
должно производиться пропуском по этому
руслу не тех малых. количеств воды, ко*
торые нужны были промышленности, &
таких, которые одновременно. могли бы
обеспечить и орошение громадных новых
земельных массивов.

Таким образом, обводнение Узбоя было
отодвинуто на несколько лет. Но самая
идея оказалась более илодотворной. Это
была уже не гипотеза создания только пу-
TH для судоходетва или’ только открымюго
водотока для снабжения промышленности
водой, а полноценная идея создания новой
реки с целью удовлетворения веех разно-
сторонних нужд хозяйства.

Претворить Эту вековую ‘мечту — пз-
править Аму-Дарью в старое русло — взя-
	Дарья ‘слишком. интенсивно отлагает ‘нано-
сы в своих руслах. Поэтому она вечно“ уг-
рожает’ затоплением полей, требует посто-
янной затраты труда на очистку: каналов,
на сооружение и поддержание громадных
обвалований. В дельте Аму-Дарьи есть по-
селки, ‘оказавшиеся расположенными Ha
четыре метра ниже уровня воды в реке,
Boporsea co свирепой рекой трудно. Занрут
ее дамбами, а она просачивается грунто-
выми водами, поднятие которых приводит
Е засолению земель.
	Строительство Тахиа-Ташекой плотины
и из’ятие воды из Аму-Дарьи снизят уро-
вень вод. Это навсегда избавит людей от
угроз наводнения; засоления земелв- и. воз
родит для сельекохозяйственного использо-
вания обширные заболоченные сейчас земли.
	Низовья ‘Аму-Дарьй —— страна ‘ древней-?
шей земледельческой культуры. Советские
археологи раскрыли росписи стен дворцов
хорезмеких ханов, изображавшие сбор ви-
нограда и персиков два тысячелетия на-
зад. За годы советского строительства край
совершенно преобразился. Лабиринты бес-
численных каналов, хаос полей в’ десятые
доли гектара заменены новыми громадны-
ми каналами и крупными, по-новому pat-
планированными полями. Теперь машинам
	стало тесно и на этих полях, и новая ся-
	стема орошения снова изменит поля, даст
возможность использовать их еще ` полно-
ценнее.

В низовьях Аму-Дарьи издревле возде-
лывалея хлопчатник. Хивинекие кустари
вручную перерабатывали хлопок и енаб-
жали ватными ‘халатами туркмен; кара?
калпаков и казахов. То был местный сорт
нераскрывающегося малоурожайного хлоп-
чатника — гуза. Теперь уж и’ забыли о
нем. Пеля Хорезмекой области Узбекистве
на, Ташаузской области Туркмении и Жа-
ра-Калпакской. АССР, расположенные 3
низовьях ‚ Аму-Дарьи, дают невиданные
	урожаи новых советских сортов замеча-
тельного скороспелого хлопчатника.
	(Сооружение Главного Туркменского . ка-
Hala создаст условия для организации в
Rape-RyMax многочисленных крупных’ жиз
отноводческих колхозов и совхозов. На
удучшенных пастбищах будут пастись но-
вые миллионные стада каракульских овен
И табуны верблюдов. Вдоль берегов гро-
	  МАДНЫХ
	водохранилищ раскинутея RKODMO-
				‚Уже вторые сутки ритмично движется
караван одной из’ экспедиций Института
географии Академии наук СССР, Жара за-
	ставляет итти пе ночам.
	Берблюды, нагруженные тяжелой кла-
XBW, медленно шагают по древней карз-
ванной тропе. Пески становятея все сыпу-
чее и выше. И вдруг с вершины самого
высокого бархана открылся незабываемый
вид. Вокруг нас песчаная поверхность по-
крыта тончайшим орнаментом ветровой ря-
би и редкими деревцами саксаула и песча-
ной акации. Внизу, впереди раскинулась
широкая гладь рёки. Ее излучины, озерки
в старицах, крутые откосы ее берегов слов-
но спят в неподвижном ночном воздухе.
Вдали за рекой тянутся - плоские отмели
низменной поймы.
	И. всв же это не река. Это лишь мерт-
в09 ее. русло — Узбой. Оно то занято co-
ляными озерами и соляными залежами, 19
заполнено снесенным с плато’ плодородным
илом, то засыпано песком. Русло, считая
с излучинами, пересекает пустыню Кара-
Кумы на протяжении 775 километров!
	Русло западного Узбоя всегда привлека-
ло внимание туркмен. Веками мечтали они
© том, чтобы повернуть Аму-Дарью по’ ста-
рому пути, добиться, чтобы вновь зацвела
пустыня, орошенная «живой» водой. Наее-
ление верило, что. силы у туркменекого на-
рода найдутся, особенно, если он возьмется
за дело совместно с великим русеким наро-
дом. Еще в Петру Первому туркмены об-
ращались © просьбой помочь им повернуть
Аму-Дарью в Каспию.
	В годы, когда в России стал развивать-
ся капитализм и нарождавшаяея русская
промышленность начала Поиски новых
рынков сбыта, вновь возникла идёя 603-
дания непрерывного водного аму-дарьинеко-
каспийского пути: от границ Афганнетана
по Аму-Дарье, Каспию, Волге и Мариинской
системе до Петербурга и Балтийского mopa.

Особое значение имели десятилетние ис-
следования, проведенные экспедицией ге-
нерала А. И. Глуховекого. $

Было установлено, что Узбой прекрасно
сохранилея. Однако выяснилось, Что на’ пу-
ти к нему лежала Сарыкамышекал внади-