ВТОРНИК. 7 НОЯБРЯ 1950 г. № 265 (10414)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

coy
	Доклад Н.А. БУЛГАНИНА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1950 года
		Товарищи!
Сегодня народы Советского Cowsa празднуют

тридцать третью годовщину Великой Октябрьской со-
циалистической революции, положившей начало новой
эпохи, эпохи освобождения трудящихся от капитали-
	стического рабства.
Октябрьская революция вызвала к жизни небыва-
	лую творческую энергию и инициативу нашего народа.
Руководимые коммунистической партией, советские
люди показали невиданный героизм как в мирном
труде, так и в военной защите своего Отечества. Пре-
одолев серьёзные трулности на своём пути, советский
народ в короткий исторический срок создал советский
социалистический строй и ныне уверенно идёт к вели-
кой  цели — коммунизму, .

Возникший в результате победы Октябрьской рево-
люции наш советский строй оказывает большое пре-
образующее влияние на’развитие всей мировой исто-
рии. Принципы, провозглашённые Октябрьской - рево-
	Успешно развивается наша нефтяная промышлен-
ность. Задание пятилетнего плана по добыче нефти
перевыполнено. Пятилетним планом предусматри-
	валось увеличить в 1950 году добычу нефти против
довоенной на 14 процентов. За десять месяцев этого
	года добыча нефти превысила довоенный уровень на
21 процент.
	Полностью восстановлена и технически перевоору-
	жена разрушенная во время войны нефтяная промыш-
ленность Майкопского и Грозненского нефтяных рай-
	онов и нефтяная промышленность Западной Украины,
	Серьёзно возросло значение новых. нефтяных райо-
нов на востоке. Созданы новые крупные нефтяные
поомысла и нефтеперерабатывающие заводы в Баш
кирии. Быстро развивается добыча и переработка неф-
ти в Куйбышевской области, в Туркменской, Узбек-
ской и Казахской республиках. Открыты новые круп-
ные нефтяные месторождения в Татарской республи-
ке. Ведутся большие работы по развитию добычи неф-
	ти на Сахалине. Удельный вес восточных районов в
	общей добыче нефти по Союзу увеличился до 44 про-
центов против 12 процентов в 1940 году.
	Нефтеперерабатывающая промышленность техниче-
ски перевооружена, освоила и производит новые сор-
та высокооктанового авиабензина и других видов го-
рючего и масел.
	Выработка электроэнергии в последнем году. пяти-
летки должна была увеличиться по сравнению с до-
военной на’ 70 процентов, а фактически она возросла
на 87 процентов. В районах, пострадавших от войны,
где электростаннии были полностью разрушены, мощ-
ность их и выработка электроэнергии в настоящее вре-
мя превысили довоенный уровень.
	Быстрыми темпами развивается машиностроение.
	Успешно выполняются задания пятилетнего плана
по производству машин, механизмов и приборов. Пя-
тилетним планом было предусмотрено увеличить
выпуск оборудования в 1950 году в два раза по
сравнению с довоенным. За десять месяцев теку-
щего года продукция машиностроения превзошла
довоенный уровень в 2,2 раза. При этом производство
металлургического оборудования увеличилось в 5 раз,
выпуск паровых турбин—в 2,5 раза, крупных электро-
моторов —в 5 раз, нефтеаппаратуры — более чем в
3 раза, экскаваторов — в 13 раз.
	За последние годы советские машиностроители,
опираясь на достижения отечественной науки, создали
и освоили много новых современных типов машин и
механизмов.
	за годы пятилетки значительно улучшилось исполь-
	‘зование оборудования в промышленности. Например,
	доменные печи используются лучше, чем в довоенное
время, на 25 процентов, а мартеновские печи — на 32
процента. Скорость эксплуатационного бурения неф-
тескважин по сравнению с довоенной увеличилась на
43 процента. Однако, как показывает опыт передовых
рабочих, передовых предприятий и цехов, имеются ещё
большие резервы и возможности для более производи-
	тельного использования оборудования.
	Успешное внедрение новой техники позволило в
больших масштабах провести дальнейшее техническое
перевооружение народного хозяйства и повысить уро-
вень механизации трудоёмких и тяжёлых работ. На-
ряду с этим, технический прогресс, повышение квали-
фикации наших кадров. и творческая инициатива ра-
бочих, инженеров и техников обеспечили значитель-
	ный рост производительности труда.
	налов вместо ‘постоянных, которые ‘затрудняли при*
менение современной машинной техники земледелия,
	новая система орошения позволит увеличить размеры
поливных участков и значительно повысить произво-
	дительность труда в орошаемом земледелии,
	В текущем году усилия Партии и Правительства
были направлены на решение центральной задачи в
области сельского хозяйства — на всемерное развитие
животноводства. Выполняя трёхлетний план развития
общественного колхозного и совхозного продуктивно-
го животноводства, колхозы и совхозы добились
серьёзного увеличения поголовья скота и повысили
его продуктивность.
	Наше животноводство сильно пострадало во время
войны. В важнейших сельскохозяйственных районах
страны — на Украине, Северном Кавказе, Белоруссии,
в Центрально- -Чернозёмных областях поголовье скота,
кроме небольшой ‘части эвакуированного на восток и
укрытого населением, было полностью уничтожено.
Пострадало вовремя войны животноводство и в дру-
гих районах страны. Несмотря на это, в настоящее
время не только полностью восстановлен довоенный
уровень общественного продуктивного животновод-
ства, но и в значительных. размерах этот уровень
превзойдён. Поголовье крупного рогатого скота в
колхозах в настоящее время больше, чем до войны,
на 38 процентов, овец и коз — на 65 процентов, свич
ней — на 55 процентов. Колхозы и совхозы добились
значительного увеличения поголовья племенного скота.
	В колхозах и совхозах осуществляются, крупные
мероприятия по строительству благоустроенных жи-
вотноводческих помешений и по созданию кормовой
базы для животноводства — осваиваются специаль-
ные кормовые севообороты, расширяется травосеяние,
увеличивается производство. силосных культур и
кормовых корнеплодов, внедряются в производство
новые высокоурожайные кормовые культуры — судан-
ка, сорго и другие. -
	Увеличение производства зерновых и технических
культур и рост продукции животноводства создают
прочную сырьевую базу для дальнейшего под’ёма лёг-
кой и пишевой промышленности.
	Партия a Правительство оказывают большую по-
мощь колхозам, совхозам и машинно-тракторным
станциям, Сельское хозяйство в большом количестве
вооружается разнообразной машинной техникой. На-
ши тракторные заводы и заводы сельскохозяйствен-
ного машиностроения были разрушены во время вой-
ны; теперь они все восстановлены и вместе с вновь
построенными заводами дают в текущем году сель-
скому хозяйству: тракторов в переводе на 15-сильные
— в 4 раза больше, чем в 1940 году, комбайнов —
в 3,8 раза, плугов тракторных —в 4 раза, сеялок
тракторных — почти в 6 раз, культиваторов трактор-
ных — более чем в З`раза.
	Химическая промышленность все в больших разме-
рах снабжает сельское хозяйство минеральными удоб-
рениями. В текущем году сельское хозяйство полу-
чает фосфорных, калийных и азотных удобрений поч-
ти в два раза болыше, чем в 1940 году.
	Ведение крупного коллективного хозяйства, осна-
щённого передовой техникой, требует знания эконо-
мики колхозного производства, знания основ агротех-
ники и механизации. Из среды колхозников выдвину-
лись замечательные организаторы, руководители и
мастера сельского хозяйства. Но на этом нельзя ус-
покаиваться. Поэтому Партия и Правительство ставят
задачу дальнейшего укрепления колхозных `кадров,
внедрения в колхозное производство и в практику ра-
боты машинно-тракторных станций достижений науки
И передового опыта в сельском хозяйстве,
	Под’ем народного хозяйства сопровождается уве-
личением национального дохода и дальнейшим ростом
материального благосостояния и культурного уровня
нашего народа.
	В капиталистических странах львиная доля нацио-
нального дохода, создаваемого трудящимися, присва-
ивается эксплуататорскими классами. В советской со-
циалистической системе хозяйства национальный до-
ход достаётся трудящимся и распределяется не в ин-
тересах обогащения эксплуататорских классов, а в
интересах систематического повышения материально-
го положения рабочих, крестьян и интеллигенции и
расширения социалистического производства. Поэто-
му рост национального дохода в советской стране
является наиболее обобщающим и ярким показателем
роста материального благосостояния трудящихся
масс.
	Пятилетним планом было определено, что об’ём на-
ционального дохода в 1950 году должен превысить
довоенный уровень на 38 процентов. Уже в 1949 году
национальный доход Советского Союза почти достиг
этого уровня, а в 1950 году национальный доход пре-
высит довоенный уровень в сопоставимых ценах 60-
лее чем на 60 процентов, 10-есть значительно ‚больше,
чем это предусмотрено пятилетним планом.
	Советское Правительство, как известно, осуще-
ствило денежную реформу и в 1950 году произвело
третье по счёту снижение розничных цен на товары
массового потребления. Это привело к ещё большему
укреплению советского рубля, к повышению его по-
купательной способности. Доходы рабочих и служа-
щих, по расчёту на одного работающего, увеличи-
лись в сопоставимых ценах ещё в 1949 году по срав*
нению с довоенным уровнем на 24 процента. Доходы
крестьян увеличились соответственно более чем на
30 процентов. В текущем году происходит дальней-
ший рост реальной заработной платы рабочих и слу+
жащих и увеличение доходов крестьян.
	БВ нашей стране, как известно, нет безработицы:
Численность рабочих и служащих в народном хозяй-
	стве непрерывно растет и в настоящее время превы*
шает довоенную численность на 22 процента,
	(Продолжение ва 3-й стр.).
	люцией, об’единяют ныне могучий лагерь социализма
и демократии, возглавляемый Советским Союзом. Мы
по праву отмечаем это как победу идей марксизма-

ленинизма.

Всем ходом событий подтверждена правильность
марксистско-ленинского учения о неизбежной гибели
капитализма, вступившего на рубеже ХХ и ХХ веков
в последнюю стадию своего развития — стадию имне-
риализма. Подтвердился научный вывод марксизма-
ленинизма о Том, что рабочий класс вс главе с рево-
люционной марксистской партией является силой, спо-
	собной поднять трудящихся на освобождение от капи-
	тализма, взять на себя государственное руководство
обществом и осушествить благородную пель построе-
ния социализма. На опыте строительства Советского
государства, показывающего пример братского со-
	трудничества наций, народы других стран убеждают-
	ся. в превосходстве социализма над капитализмом, 5
	правоте и жизненной силе марксизма-ленинизма.
	Исторические успехи Советского Союза
по линии его внутреннего развития
	Тридцать третью годовщину Великой Октябрьскон
социалистической революции советский народ встре-
нает большими успехами во всех областях политиче-
ской, хозяйственной и культурной жизни.
	Главный итог, с которым мы пришли к годовщине
	Октябрьской революции, состоит в том, что ещё 60-.
	лее возросла и укрепилась политическая 4 SKOHOMH-
ческая сила Советского социалистического государ-
	ства. За послевоенные годы не только среди совет-
	ских людей, но‘и среди трудящихся других стран
ещё более поднялся авторитет советской власти —
самой демократической власти в мире, пользующейся
полным доверием и любовью своего народа. Наш со-
ветский строй обеспечивает активное участие в госу-
дарственной и. общественной жизни широчайиих на-
родных масс и служит наилучшей формой развития
их творческих сил. Руководящей и направляющей
силой нашего государства является коммунистиче-
ская партия, политику которой советские люди счи-
тают своей политикой, видя в ней воплощение своих
интересов. В мире нет ни одного буржуазного прави-
тельства, внутреннее политическое положение кото-
рого было бы так же прочно и незыблемо, как прочно
и незыблемо положение Советского Правительства.

(Аплодисменты).
	Успехи, достигнутые . Советским Союзом в годы
мирного развития, ешё более укрепили в нашем наро-
де чувство советского патриотизма, сила которого,
как учит товарищ Сталин, состоит в том, что он
имеет своей основой не расовые или националисти-
ческие предрассудки, а глубокую преданность и вер-
ность народа своей Родине, братское сотрудничество
трудящихся всех наций нашей страны.
	В созидательном труде на благо социалистической
Родины развиваются и крепнут братское сотрудниче-
ство и дружба народов нашей страны. При поддержке
всего Советского Союза поднялось из руин и быстро
двинулось вперёл хозяйство районов, подвергавшихся
вражеской оккупации. В дружной семье народов все
наши республики добились за последние годы нема-
лых политических, хозяйственных и культурных
успехов.
	В борьбе за осуществление великих целей комму-
нистического строительства неуклонно крепнет мо-
рально-политическое единство советского общества,
тесно сплоченного вокруг партии и советской власти.
Об этом убедительно говорят итоги выборов Верхов-
ного Совета СССР и Верховных Советов националь-
ных республик, происходивших в послевоенный период
и приносивших блестящую победу сталинскому блоку
коммунистов и беспартийных.
	Преимущества советского общественного и госу-
дарственного строя, с исключительной силой сказав-
шиеся в годы войны, столь же плодотворно проявля-
ются и в условиях мирного развития.
	Основой хозяйственной. и культурной. деятельности
советского народа в послевоенный период был пяти-
летний план восстановления и развития народного
хозяйства страны на 1946—1950 годы, принятый
вскоре после окончания Великой Отечественной войны,
самой тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых
нашей Родиной. Материальный ущерб, причинённый
войной нашей стране, был настолько серьёзен, что
назии враги строили на этом свои корыстные расчёты.
Они надеялись, что мы не сможем своими силами
выбраться из послевоенных затруднений. Однако, их
расчёты оказались несостоятельными. Советский
Союз нашёл у себя‘силы и возможности для того,
чтобы не только залечить раны, нанесённые войной,
но и организовать дальнейший мощный под’ём про-
мышленности и транспорта, сельского хозяйства,
культуры и материального благосостояния трудя-
шихся.
	Советский народ воспринял пятилетний план как
боевую программу, отвечающую его кровным интере-
сам, и с воодушевлением взялся за претворение этого
плана в жизнь. Руководимые коммунистической пар-
тией советские люди не жалели сил и труда в борьбе
за выполнёние и перевыполнение послевоенной пяти-
летки. В эти годы вновь проявились замечательные
	качества и творческие силы советского народа, еще
более выросла политическая сознательность и обще-
	ственная активность советских людей.
	Послевоенная пятилетка — это новый славный этап
в развитии нашей страны.
	Основные задачи пятилетнего плана состояли в том,
	чтобы восстановить пострадавшие - районы страны,
	восстановить довоенный уровень промышленности и
сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень
	_в значительных размерах. С чувством гордости за на-
шу великую Родину мы можем сказать сегодня, что
	эти задачи пятилетки успешно выполнены. (Аплодис-
менты).
	Пятилетним планом было установлено, что продук-
ния -всей. промышленности ‚ Советского „Союза в
1950. году должна увеличиться на 48 процентов по
сравнению с предвоенным 1940 годом. Этот уровень
	производства не только достигнут, но и значительно
	превзойдён нашей промышленностью. Как известно,
уже в` четвёртом квартале 1949 года среднемесячный
выпуск валовой продукции превзошёл уровень 1940 го-
да на 53 пронента. В текущем году об’&м промышлен-
ного производства увеличился еще более. Довоенный
уровень по выпуску валовой продукции промышлен-
ности превышен за десять месяцев 1950 года на
70 процентов. (Аплодисменты).
	Высокие темпы роста промышленного производства
и развития всех отраслей народного хозяйства обес-
печиваются значительным  об’6мом капитального
строительства. 3a истекший периол послевоенной пя-
тилетки восстановлено и вновь построено около шести
тысяч промышленных предприятий, не считая мелких
государственных и кооперативных предприятий.
	Промышленность районов, пострадавших от войны,
не только полностью восстановлена, но и значительно
расширена Ha ocHOBe нсвой и более современной тех-
НИКИ.
	Успешно осуществляется задача первоочередного
восстановления и развития тяжёлой промышленности.
	Задания пятилетнего плана по развитию чёрной
металлургии перевыполнейы. По пятилетнему плану
	в 1959 году должно быть произведено чёрных метал-
лов на 35 процентов больше, чем в 1940 году. За 10
месяцев текущего года производство чёрных метал-
лов превысило довоенный уровень на 44 процента, в
том числе выплавка чугуна — на 28 процентов; вы-
	‘плавка стали — на 48 процентов и производство про-
	ката — на э8 процентов.
	Пятилетним планом был предусмотрен рост произ-
водительности труда в промышленности в 1950 году
по сравнению с довоенным уровнем на 36 процентов.
Фактически производительность труда рабочих в про-
мышленности в третьем квартале 1950 года была выше
довоенного уровня более чем на 40 процентов. В про-
мышленности проводится основательная работа по
экономии сырья, материалов, топлива и электроэнер-
гии, улучшению использования производственных пло-
щадей, по ускорению оборачиваемости оборотных
средств. В результате этого выполняются и перевы-
полняются установленные Правительством планы по
снижению себестоимости промышленной продукции.
	Железнодорожный транспорт так же, как и про-
	мышленность, работает на уровне, превышающем за-
дания: .пятилетнего ‘плана. Пятилетним планом было.
	дания . пятилетнего плана. Пятилетним планом было
предусмотрено на 1950 год увеличить грузооборот
железнодорожного ‘транспорта по сравнению с до-
военным на 98. процентов. За. 10 месяцев текущего
	‘года грузооборот превысил довоенный уровень: более
чем на 40 процентов. Увеличен. и обновлён парк ло-
	комотивов и вагонов и создана база отечественного
электровозо- и тепловозостроения.
	Значительные успехи достигнуты в сельском хозяй-
стве, В текущем году валовой урожай зерновых
культур составит 7 миллиардов 600 миллионов пудов
и превысит уровень. довоенного 1940 года на 300 с
лишним миллионов пудов. При этом валовой урожай
пшеницы превышает урожай 1940 года на 340 мил-
лионов пудов.
	Валовой урожай хлопка превысит урожай 1940 года
более чем на 40 процентов. Увеличилась урожайность
сахарной свёклы. Сахарной свёклы в текущем году
будет собрано, как минимум, на 25 миллионов цент-
неров больше, чем в 1940 году.
	Успешно выполняется принятый в 1946 году план
полезащитных лесонасаждений, внедрения травополь-
ных севооборотов, строительства прудов и водоёмов
в стёпных и в лесостепных районах Европейской ча-
сти Союза. За два года лесные насаждения произве-
дены на площади 1’ миллион 300 тысяч гектаров; в
колхозах и совхозах этих районов построено несколь-
ко тысяч прудов и водоёмов.
	ВБ августе этого года принято важное решение о
переходе на новую систему орошения на площадях,
превышающих 4 миллиона 300 тысяч гектаров. Пре-
дусматривая устройство временных оросительных ка-
	Чтобы добиться этих результатов, нашим металлур-
гам и строителям пришлось немало поработать. Как
известно, во время войны металлургическая промыш»ы
ленность Юга была полностью разрушена. Теперь она
вся восстановлена на новой технической базе и даёт
металла больше, чем до войны. (Аплодисменты). Про-
должалось дальнейшее развитие чёрной металлургии в
восточных районах страны. Уровень производства про-
	ката в этих раионах выше довоенного в два с полови-
ной раза.
	В. соответствии с заданиями пятилетнего плана в
области цветной металлургии значительно расширено
производство цветных и редких металлов: алюминия,
олова, никеля, меди, свинца, цинка, магния, вольфра-
мового и молибденового концентратов.
	Перевыполнено задание пятилетнего плана по добы-
че угля.
	По пятилетнему ‘плану добыча угля ‘в 1950 году
	должна была возрасти на 91  процент против: 1940 го-
	да. За десять месяцев текущего года ‘добыча угля.
	превысила довоенный уровень на 57 процентов, и по
	размерам добычи Советский Союз вышел на второе
место в мире. (Аплодисменты).
	Восстановлена вся угольная промышленность Дон-
басса, полностью разрушенная во время войны. Шах-
ты Донбасса в настоящее. время дают угля больше,
	чем до войны, и больше, ‘чем предусмотрено’ пятилет-
кой, Донбасс вновь является самым крупным и наибо-
лее механизированным угольным бассейном страны.
	Подмосковный бассейн, который также был пол-
ностью разрушен, даёт сейчас угля в три раза больше,
чем до войны. ,

Наряду с восстановлением ‹Донбасса и Мосбасса
продолжалось   развитие угольной промышленности на
Урале, в Кузбассе, в Карагандинском бассейне и в
других восточных районах страны. На востоке в на-
стоящее время добывается угля в два с лишним раза
больше, чем: в довоенное время. Перевыполняется. за-
дание пятилетнего плана по расширению новой уголь-
ной базы. для районов Севера и Ленинграда — Печор-
ского угольного бассейна. Осваиваются новые уголь-
ные месторождения в других районах страны.