ЧЕТВЕРГ, 7 ДЕКАБРЯ 1950 г. № 288 (10437)
	ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
	В городе уральских
металлургов
	ЗЛАТОУСТ, 6 декабря. (Mo renew. or cob.
корр.). Год от rola становитея краше
й благоустроеннее город потометвенных
уральских мегаллургов — Златоуст. У под-
ножья живописных гор вырастают новые
кварталы и улицы многоэтажных жилых
домов, строятся красивые здания культур-
ных и бытовых учреждений.

Co времени предыдущих выборов в
местные Советы в городе построены 34
многоквартирных дома, около 400 индиви-
дуальных домов, два кинотеатра, несколько
школ, клубов, хлебозавод, новое здание ре-
месленного училища, другие учреждения и
предприятия.

Крупные средства из городского бюджета
затрачены на благоустройство Златоуста.
Так, более тридцати миллионов рублей из-
расходовано только на дорожное строитель-
ство. Значительно расширена водопровод-
ная сеть.
	Территория современного олатоуста при-
мерно в пять раз превышает бывшую до
	революции.
м. РОЩИН.
	Защита диссертации в колхозе
	ТАШЬЕНТ, 6 декабря. (По телеф. от соб.
корр.). В Научно-Исследовательском инсти-
туте экономики Академии наук Узбекской
ССР много ‘аспирантов, работающих над
диссертациями на темы об экономическом
развитии` колхозов республики. На-днях на
заседании ученого совета института, вы-
езжавшего в расположенный недалеко от
Ташкента колхоз «Полярная звезда», аспи-
рантка А. Б. Тен защищала диссертацию
		в экономике это колхоза,
		В Поезилиуме Верховного
	(‘овета
		‘Кандидаты сталинского блока
коммунистов и беспартийных
			бирателей и немедленное исправление вы-
явленных ошибок, провести инструктивные
совещания председателей и секретарей
участковых избирательных комиссий по во-
просам организации работы в день выбо-
ров, порядка выдачи избирательных бюлле-
теней, предетавления сведений о явке из-
бирателей на выборы, подсчета поданных
голосов, составления протоколов голосова-
ния и предетавления их в соответствующие
окружные избирательные комисеии.

Президиум предложил  Враснодарекому
крайисполкому, Смоленскому облиеполкому
и Президиуму Верховного Совета Коми
АССР до 15 декабря сего года закончить
оборудование помещений для голосования,
проверить готовность избирательных участ-
ков ко дню выборов и обеспеченноеть их
средствами связи.

Президиум заслушал доклад зам. предсе-
дателя Правления Центросоюза тов. Люби-
мова А. В. о ходе снабжения избиратель-
ных комиссий канцелярскими принадлеж-
ностями и другими материалами, а также
сообщения зам. министра связи СССР тов.
Влокова И. В. и представителя Главного
управления Гражданского воздушного флота
тов. Баранова С. Н. о мероприятиях по под-
готовке органов связи и Гражданского в03=
	душного флота к обслуживанию выборов и
принял по ним соответствующие тешения.
	цию. Сооружена подстанция и в ееле Вле-
чаново Мукачевского округа, где располо-
жена полеводческая бригада укрупненного
колхоза имени Димитрова.

Электроэнергия широко применяелея в
колхозном производстве. В сельхозартели
имени Ленина Береговского округа работают
5 электромоторов, которые приводят в лви-
жение молотилки, свеклорезки, поливные
насосы.

Ко лню выборов вступают в действие
колхозные ‘элеклростанции также в горных
селах Билки, Великий Раховец, Брод на
Иршавщине, в селе Верхне-Водяное Рахов-
ского округа. За три года, прошедшие со
дня прошлых выборов в местные Советы, в
Закарпатье электрифицировано 100 колхоз-
ных сел. К. ДРОК.
	A декабря под председательством тов.
М. П. Тарасова состоялось заседание Пре-
зидиума Верховного Совета РСФСР.

Президиум обсудил вопрос о ходе подго-
товки Е выборам в местные Советы депу-
татов трудящихея в Краснодарском крае,
Смоленской области и Коми АССР. С докла-
дами по этому вопросу выетупили предее-
датель исполнительного комитета RpacHo-
дарского краевого Совета тов. Пантиков
Il. П., предеелатель исполнительного коми-
тета Смоленского областного Совета тов.
Соколов А. Г. и Председатель Президиума
Верховного Совета Roma АССР тов. Ельки-
на А. М.

Президиум Верховного Совета РСФСР от-
метил, что в Краснодарском крае, Смолен-
ской области и Коми АССР проведена боль-
шая работа по подготовке к выборам в
местные Советы депутатов трудящихся.

Президиум Верховного Совета РСФСР об-
ратил внимание исполнительных комитетов
Краснодарского краевого, Смоленского 06-
ластного Советов и Шрезидиума Верховного
Совета Коми АССР на необходимость устра-
нения отдельных недостатков в ходе под-
готовки к выборам.

Президиум обязал Краснодарский край-
исполком, Смоленский облисполком и Пре-
зидиум Верховного Совета Кюми АССР обес-
цечить тщательную проверку еписков из-
	УЖГОРОД, 6 декабря. (По телеф. от cob.
корр.). Ко лню выборов в местные Советы
колхозники горных сел Закарпатья репгили
методом народной стройки закончить соору-
жение нескольких электростанций.

Уже вступила в строй гидроэлектростан-
ция в селе Долгое Иршавското округа. За-
литы ярким светом агитпункт, избиратель-
ный участок, клуб, библиотека, тикола.
Электрифицированы все хозяйственные по-
стройки и животноводческие фермы колхо-
за имени Чкалова. Электроэнергией уже
снабжает свой колхоз и соседние сельхоз-
артели гидроэлектростанция горного села
Драгово Хустекого округа.
	Недавно колхозники сельхозартели име-
ни Чапаева Береговекого округа пустили в
эксплуатацию трансформаторную подстан-
	Встреча в Ново-Михайловке
	Просторное здание сельской школы за-
полняют. колхозники. Входят © мороза,
отряхивают < шапок иней. Женщины раз-
вязывают теплые платки. Все усаживают-
ся. В школе уже тесно и жарко, & подво-
ды Е Ерыльцу продолжают прибывать —
из Красного Раздолья, с Ближнего Высел-
ка. Beem хочется повидаться CO своим
кандидатом в депутаты Локлевекого рай-
онного Совета Татьяной Изосимовной Тка-
чевой.

Татьяна Изосимовна-— известный в этих
местах человек. Когла новомихайловекие
сельхозартели 0б’единились в один круп-
ный колхоз, Т. И. Ткачеву единодушно
избрали председателем правления. Знали
ее энергию, ее качества рачительного хо-
зяйственника. Это она вывела неболь-
шую краснораздольинскую артель «Путь
Сталина» в чиело передовых.
	Начинается ‹обрание. [Говорят доверен-
ные липа Иван Коляда, Иван Удодов; зы-
ступают агитаторы, селъекие коммунисты,
Перед’ присутствующими вырисовывается
облик одаренной сибирской крестьянки.
Двеналнать лет на посту председателя,
	двенадцать лет самоотверженного труда,
новаторства. И вот уже на смену мелкой

артели пришло крупное механизированное
хозяйство.
	—- В Врасном Раздолье из rola в д
росли урожаи, богатели фермы, целые
массивы засевались травами,— рассказы-
вал Иван Коляда. — Теперь, после об’еди-
нения, у нас еще большие просторы от-
крываются. И мы не ошибемся, если по-
шлем в районный Совет нашего вожака
тов. Ткачеву.
	3-38 стола встает невысокая моложа-
вая женщина. Она говорит:
	—щ Буду стремиться оправдать ваше
доверие. Как председатель об’единенного кол-
хоза «Путь Сталина» я приложу все силы,
чтобы наше хозяйство быстро шло в гору,
чтобы краше прежнего зацвела наша земля!
	все собравшиеся ответили на эти
слова коммунистки, кандидата в депутаты
Татьяны Изосимовны Ткачевой дружными
аплодисментами. ,
	с. НОВО-МИХАЙЛОВКА —Алтайского`
края. (По телеф. от соб. корр.).
	Шахтеры - новаторы
	В жизни шахтера Никифора Голуба за
последние годы произошли знаменательные
события. Правительство высоко оценило его
самоотверженный труд, присвоив ему зва-
ние Героя Социалистического Труда. В про-
лом году тов. Голуб из навалоотбойщика
превратился в водителя горного комбайна
«Донбасс». Он не только в совершенстве
овладел комбайном, но внее ряд ценных
предложений, позволивших увеличить про-
изводительность этого нового агрегата.

Коллектив шахты «Ново-Мушкетово»
единодушно назвал Никифора Голуба сво-
им кандидатом в депутаты Сталинского 0б-
ластного Совета. Эту кандидатуру полдер-
жало все население избирательного округа
№ 100.

Второй раз горняки шахты № 5 имени
Ленина выдвинули кандилатом в депутаты
областного Совета беспартийного большеви-
ка забойщика Иосифа Дьячкина, который
оправдал их доверие как депутат, хороший
общественник, стахановец-новатор. За про-
шедшие после предыдущих выборов три
года тов. Дьячкин выполнил более пяти
тодовых норм.

На предвыборном собрании шахты №5
имени Калинина единодушно выдвинута
хандидатура талантливого конструктора,
лауреата Сталинской премии Александра
Сукача, под руководством которого созда-
зался комбайн «Донбасс».

Окружные избирательные комиссии заре-
гистрировали для баллотировки в депутаты
областного Совета более 30 шахтеров-нова-
торов, лучших представителей социалиети-
ческого Донбасса.
	‚ г. СТАЛИНО, (По телеф. от соб. корр.).
	Деятели науки, искусства
и литературы
	Петрозаводск —— столица Карело-Финской
республики — город высокой  культурн.
Здесь готовятся калры педагогов. биологов,
архитекторов, инженеров-геологов. спепиа-
листов для многих отраслей промышленно-
сти. Это город интеллигенции, выросшей
за годы советской власти.

Ректор Карело-Финекого государственно-
го университета И. С. Яковлев зарегистри-
рован кандидатом в депутаты Цетрозавод-
ского’ городского Совета.

В числе канлидатов в депутаты Петро-
ваводекого городского Совета — известные
деятели науки, искусства. литературы.
Студенты, преподаватели и профессора
университета вылвинули кандидатами в де-
путаты городекого Совета декана физихо-
математического факультетз А. А. Райке-
рус и старшего преподавателя 3. В. Туро-
бову. Учащиеся и преподаватели архитек-
турно-строительного техникума назвали
своим канлидатом  зазелующего учебной
частью техникума Р. А. Рооп.

По избирательному округу № 90 кан-
дидатом в лепутаты зарегистрирован В. И.
Машезерский. лиреклор Института истории
языка и литературы Карело-Финского фи-
лиала Академии наук СССР, а по избира-
тельному округу № 46 — старейший пая-
сатель республики В. Г. Чехов. Завелую-
щая кафедрой финекого языка Института
уеовертенетвования учителей Н. И. Хольм
баллотируется по избирательному округу
№ 152.

Зарегистрированы канлидатами в лепу-
таты горолекого Совета заслуженная ap-
тистка Карело-Финской ССР Н. Г. Феляе-
ва, заслуженный артист Карело-Финекой
ССР М. И. Гаврилов. главный режисеер
Карело-Финского государственного театра,
лауреат Сталинской премии В. 9. Суни.
	г. НЕТРОЗАВОДСК. (По телеф. от соб.
KOpp.).
	Электрификация горных сел
		Подвиг Назарали Ниязова
	государству около 50 центнеров хлопка ¢
гектара. Сдача продолжаетея.
	Ниязов не только выращивает рекордные
урожаи’ хлопка. Он велет большую семено-

водческую работу. Волхозник-новатор стал
засевать поля ‘евменами хлопчатника, вы-

ращенными на своем участке. Путем отбора
ему улалось вывести новый весьма перс-
пективный сорт хлопчатника © многочис-
ленными сросшимися двумя и тремя коро-
бочками. L
Ниязов — участник всех республикан-
ских курултаев и совещаний по хлопковод-
ству. Узбекский народ носылал его в дру-
гие республики Средней Азии для провер-
ки договоров социалистического соревнова-
ния за высокие урожан хлопка. В нему,
как опытнейшему мастеру хлопководетва,
обращаются за советами.

— Назарали Ниязов,—тговорят о нем,—
знает и чувствует хлопок, как своё с05-
ственное серлне.
	Выдвигая кандидатуру Назарали Ниязо-
ва в депутаты Ташкентекого облаетного
Совета, колхозники и колхозницы выражают
уверенность в Том, что он сможет оказать
Совету большую помощь в дальнейшем раз-
витии хлопководства в Ташкентской обла-
сти.
г. ЯНГИ-ЮЛЬ, (По телеф. от соб. корр.).
	пятилетний план, сэкономил много топлива
H емазочных материалов.
	Капитан Гурин двалцать лет плавает на
Днепре, пройдя путь от матроса ло капита-
на. Он научил искусству судовождения де-
сятки молодых речников.
	за внедрение стахановских методов тру-
ха на речном транспорте тов. Гурину при-
своено звание лауреата Сталинской пре-
MHE.
	Коллектив управления Днепровского па-
роходетва. выдвинул капитана буксира «Ма-
тиас Ракоши» П. И. Гурина кандидатом в
депутаты Киевского городского Совета, 8
окружная комиссия зарегистрировала его

для баллотировки по избирательному окру-
гу № 768.
	г. КИЕВ. (По телеф. от соб. корр.).
	действиям.  1итлеровское — командование
предполагало, перейдя к обороне, еохра-
нить в CBOHX руках занимаемые вблизи
Москвы рубежи. привести ‘войска в пора-
док, пополнить резервами и возобновить
наступление в будущем.

В начале декабря под Москвой, в с0от-
вететвии © планом товараша Сталина, за-
кончили сосредоточение крупные свежие
силы советских войск, были созданы все
условия длл перехола Советской Армии в
мошиное контонаступление. Мудрая сталин-
ская стратегия неумолимо ставила аван-
тюристическую стратегию врага перед яо-
ражением п крахом — вначале упорной я
активной‘ 9бороной, а затем путем реши-
тельного контрнаступления.

Сталинский план контрнаступления пре-
дусматривал разгром фланговых ударных
группировок `немецко-фапистских Bolick,
брошенных гитлеровцами для окружения
Москвы, — на первом этапе наших насту-
пательных действий и решительное пора-
жение главных сил всей группировки не-
мецкой армии, действовавшей на москов-
ском направлении, — в послелующем.
	План товарища Сталина был блестяще
выполнен советскими войсками.
	6 декабря немцы были атакованы олно-
	временно на огромном фронте от Валинина
хо Ельца.
	В итоге решительного штурма уже 8 де-
кабря советские войска овладели всемн
важнейшими узлами немецкой обороны, со-
ставлявшими костяк немецкого оборони-
тельного фронта.
	Подвижные части советских войск, вве-
денные в Goli по указанию товарища
Сталина, решительно вторгались на боль-
шую глубину в расположение немецко-фа-
шистеких войск, резали их коммуникации,
раскалывали их боевые порядки, создавали
угрозу окружения.
	Бюонтрнаетупление под Москвой положило
начало мощному наступлению советеких
войск на веех важнейших учаетках еовет-
ско-германского фронта. Удары Советекой
Армия потрясли немецкий фронт зимой
1941—1942 гг. на огромном пространстве
от Ленинграда до Керченского полуострова.
В итоге наступательных операций Совет-
	Лолгие годы Назатали. Ниязов работал
колхозным поливальщиком в колхозе име-
ни Ворошилова Янги-Юльского района. Но
весной 1947 гола он заявил правлению ат-
тели о своем желании выращивать хлоп-
чатник. В общему удивлению Ниязов про-
сил отвести ему участок неудобной, бро-
совой земли. где глубокие ложбины CMCHA-
лись буграми с очень крутыми склонами.
На этой земле никому и в голову не при-
ходило выращивать такую трулоемкую
культуру. как хлопчатник. Ниязов же нз-
стаивал на своем.
	— Хотя мне скоро 80 лет, но я не хо-
чу легкого трула. Ёто любит Родину и хо-
чет лля нее вырастить высокий урожай,
тот сможет это слелать и на такой земле.
	Из уважения к возрасту Ниязова члены
правления уловлетворили его просьбу.

Й вот первой же осенью вновь 9бразо-
	ванное звено Ниязова © каждого гектара
бросового участка собрало по 86,7 центне-
	ра хлопка — почти в три раза больше за-
планированнога.

Это был настоящий пюлвиг. Правитель-
ство присвоило Назарали Ниязову звание
Героя Социалистического Труда.

С тех пор. трулясь весе на том же учает-
	ке, звено Ниязова из года в год растит вы-
сокие урожаи. В этом году оно ‘уже слало
	Небольшой, но сильный буксир тащит
вниз fo Днепру длинный караван барж.
Бросаетея в глаза необычная для речных
судов быстрота хода: караван движется по-
чти CO скоростью товарного поезда.

— Гурин повел,—узнают пароход киев-
ляне.

— Он и перед мостами ходу не сбав-
ляет. Мастеретво!

Имя лучшего капитана речного флота
Павла Ивановича Гурина хоропю известно
на Среднем Днепре. Он инициатор ско-
ростных рейсов буксирных судов, которые
сократили путь от Виева до Днепронетров-
ска и обратно на четверо суток. Он один
из инициаторов вождения большегрузных
караванов.

Экипаж буксира под руководством тов.
Гурина зз два с. половиной года выполнил
	Капитан Павел Гурин
		«Полярная звезда» — одян из передовых
колхозов республики. Это хлопково-зерновое
хозяйство с хорошо развитым животновод-
CTBOM.
	За успехи в поднятии урожайности бо-
лее двухсот членов колхоза «Полярная звез-
да» награждены орденами и медалями, a
восемнадцати присвоено высокое звание
Героя Социаллетического Труда.
	В обсуждении диссертации А. Р. Тен
принимали участие и ученые, и колхозники.
	В ближайшее время диссертации об эко-
номике отдельных колхозов Узбекистана
будут защищать аспиранты Гани Миркари-
мов, Кахар Резаков, Бадри Шамеиев и дру-
	гие.
А. КАНАЕВ.
	Смотр произведений
грузинских композиторов
	ЧБИЛИСИ, 6 декабря. (ТАСС). закончил-
ся общественный смотр новых произведений
грузинских композиторов.

Горячий прием y слушателей нашла
«Поэма о Сталине» лауреата Сталинской
премии Сулхана Цинцадзе, написанная для
солиста, хора и оркестра.

Тепло приняла музыкальная обществен-
ность Грузии симфоническую поэму «Мин-
диа» лауреата Сталинской премии Шалвы
Мивелилзе. Поэма написана на сюжет про-
изведения классика грузинской литературы
Важа Пшавела «Змееед». С успехом был
исполнен концерт для скрипки с оркестром
заслуженного деятеля искусств Грузинской
ССР Алексея Мачавариани.
	Бо время смотра были также. исполнены
произведения молодых композиторов — сим-
фоническая поэма «Самгори» Отара Такта-
кишвили и праздничная увертюра Шота
Милорава.

Фортепианный жанр был представлен
произведениями лауреата Сталинской пре-
мии Андрея Баланчивадзе, Николоза Гудиа-
швили, Алексея Мачавариани и других.

В заключительном концерте обществен-
ного смотра была исполнена оратория лау-
реата Сталинской премии Григория Кила-
ase «Дететво и отрочеетво вождя», напи-
санная на текст поэмы лауреата Сталин-
ской премии Георгия Леонидзе.
	ской Армии за нериод с декабря 1941 года
по февраль 1942 года не было ни одной
гитлеровской группировки, которая не была
бы серьезно потрепана.
	Девять лет назал руководимая товарищем
Сталиным Советская Армия одержала под
Москвой крупную победу. Главная ударная
труппировка  немецко-фашистской армии
была разбита, были выбиты из рук гитле-
ровского командования временные воен-
	ные преимущества, которые оно получило
веледетвие внезапности напаления на. С5-
	ветский Союз, была снята угроза, советской
етолице.
	Победа Советской Армии под Москвой
развеяла миф о «непобедимости» фашиет-
ской армии, который создали гитлеровекие
пропагандисты для того. чтобы держать в
страхе народы, полпавигие под иго герман-
ского фашизма. Победа Советской Армии
под Москвой вдохновила народы оккупиро-
ванных фашистскими агрессорами стран на
борьбу с иноземными захватчиками и еше
	раз показала силу Советекого государства,
его способность разбить гитлеровокую Tep-
	манию, спасти мир от Ффашиетского раб-
ства.
	Победа под Москвой является важным
историческим уроком для всяких любите-
лей захвата чужих территорий, всяких
претендентов на мировое господство, по-
конников «молниеносной» войны.
	Ныне в качестве претендента на миро-
вое господетво выступает монополистиче-
ский капитал США. Американские милита-
ристы типа Макартура мечтают о «молние-
HOCHOH» войне против евободолюбивых на-
родов. У поджигателей новой мировой вой-
ны, видимо, короткая память. Но иетория
хала уже внушительный урок всяким пре-
тендентам на мировое госпюдетво.
	Советский ‘народ, занятый выполнением
грандиозной сталинекой программы етроп-
тельства коммунизма, стоит в авангарде
борьбы за мир во всем мире, за демократито
н свободу. Сплоченный вокруг великой пзр-
тии Ленина — Сталина, наш народ уверен-
но идет внеред к заветной цели — комму-
цизму.

. Полковник Л. ДЕСЯТОВ.
	Празднование Дня Сталинской
Конституции за рубежом
			«Сталинская Вонституция, — пишет та-
зета,— основной закон, который стоит па
страже мира, закон страны, в которой
ликвидированы причины, порождающие
войны. Сталинская Конституция является
могучим идеологическим оружием в Gopb-
бе за мир. С особой любовью, признатель-
ностью и уверенностью трудящиеся нашей
страны вместе CO своими братьями во всех
странах обращают сеголня свои взоры Е
творцу этой Конституции, создателю co-
циалистической демократии — к товарищу
И. В. Сталину».

АЛБАНИЯ

ТИРАНА, 5 декабря. (ТАСС). Как, пере
дает Албанекое телеграфное агентство, га-
зеты в своих передовых статьях широко
отмечают День Сталинской Конституции.

Газета «Зери и популлит» в статье,
озаглавленной «Конституция победившего
социализма», пишет, что Сталинская Rou-
ституция отражает успехи, достигнутые
славным советским народом в политиче-
ской, экономической и научной областях,
Она имеет большое международное значе-
ние, так как показывает, что может еле-
лать народ, взявший власть в свои руки.
По примеру Советской Конституции стра-
ны народной демократии ‘укрепляют свой
народно-демократический строй и закладны-
вают основы сопиализма,.
	ГЕРМАНСКАЯ
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
РЕСПУБЛИКА
	БЕРЛИН, 5 декабря. (ТАСС). Сеголня на-
селение Германской лемократической рес-
публики торжественно отмечает День Ста-
линской Конституции. В городах и селах
республики комитеты Общества германо-со-
	ветской дружбы проводят собрания с до-
клалами о Сталинской Конституции.

Газета «Нейес Дейчланд» пишет по по-
воду этой замечательной латы: «Сталин-
ская Конституция, которая провозглашает
равенство всех наций и рас, братекое со-
трудничество народов в качестве CBO
принципов, является сегодня сильнейшим
обвинением против американских агрессо-
ров и мобилизует народы, которым угрожа-
ет американский империализм, на борьбу за
свою национальную независимость. Ona
указывает народам мира путь к свободе,
демократии и социализму».

Газета публикует портрет товарища И. В.
Сталина, а также выдержки из доклада «0
проекте Конституции СССР».
	ФИНЛЯНДИЯ
ХЕЛЬСИНКИ, 5 декабря. (ТАСС) Сето-
	AHH демократическая печать Финдлянлиий
опубликовала передовые статьи, посвящен
ные Дню Сталинской Конетитуции. Газеты
подчеркивают, что Сталинекая Конститу-
ция является самой демократичной в ми-
ре конституцией, предоставившей народам
Советского Союза не только все политиче-

ские права, но также право на труд, ог-
дых и образование.

Газета «Тюэкансан санамат» пишет, что

Сталинская Конституция вызвала смятение
и страх в лагере капитализма.
	Олной из самых замечательных особен-
ностей Сталинской Конституции, указывает
газета, является ее последовательный де-
мократизм. Она не только гаравтирует та-
кие основные Демократические права, Kak
свободу слова, печати, собраний, демон-
страций, но и предоставляет в распоряже-
ние трудящихся и их организапий обще-
ственные здания,. помещения для собраний,
типографии и другие материальные предпо-
сылки, необходимые для осуществления
этих прав.
	Сталинская Конституция, подчеркивает
в заключение «Тюэкансан саномат», яв-
ляется документом победившего социализма.
Ha ее основе советские люли трудятся” для
перехода к еще более высокой форме обще-
ственного развития =— в коммунизму.
	НЕВИН, 5 декабря. (ТАСС). Китайская
печать пгироко отмечает 14-ю годовщину со
дня принятия Сталинской Конституции.

Газета «Женьминьжибао» опубликовала
статью «Великая Сталинская Конститу-
ция», а также сообщение своего московско-
го корреспонлента © ходе подготовки к вы-
борам в местные Советы в Советском Сотозе.
		ФИЯ, 5 декабря. (ТАСС). Болгарская
печать широко отмечает 14-ю годовщину
Великой Сталинской Конституции, с кото-
рой совпадает также третья головщина при-
нятия Великим Народным собранием кон-
ституции Народной республики Болгарии.

«Сталинская Конституция, —пишет газе-
та «Работническо дело»,— является кон-
ституцяей победившего социализма. Гений
Сталина создал документ, увековечивииий
замечательные достижения советекого на-
рода, руководимого непюбедямой . партией
Ленина — Сталина».
		ПРАГА, 5 декабря. (ТАСС). Чехословац-

кие газеты помещают статьи, носвяшенные
14-й годовщине Сталинской Конституции
СССР. Газеты единодушно подчеркивают,
что советская демократия является демо-
кратией высшего типа, демократией под-
линно народной, демократией, которая елу-
жит примером для угнетенных народов вее-
г мира.
° В статье «Демократия страны социализ-
ма», помещенной в газете «Руде право»,
министр юстиции Ш. Райс подчеркивает
огромное . международное значение Слалин-
ской Конституции.
		Разгром немецко-фашистских
_ войск под Москвой
	Исполнилось девять лет с того дня.
котла по тениальному плану. товарища
Сталина войска Советской Армии перешли
посл Москвой в контрнаступление и наго-
лову разгромили главную ударную группи-
резку немецко-фашиетеких войск.
	Это было первое крупное норажение гит-
лерозской армии во втерей мировой войне,
знаменовавшее собой перэлем в ходе борь-
бы на советско-германеком фронте в пользу
Советских Вооруженных Сил. Это была пер-
вая важнейшая веха на пути советекяго
нарола к полной победе над фашиетской
Германией.
	Вынашивая преступные планы завоева-
ния мирового господетва, немецкие фаши-
CTH болыпую долю своей звериной ненави-
сти ко всему передовому, прогрессивному
сосрелоточили на Москве — столице страны
социализма. В своих авантюристических
расчетах на «молниеносную» войну гитле-
ровцы придавали овладению Москвой перво-
степенное, решающее значение. С захватом
советской столицы гитлеровцы тесно свя-
зывали успешный исход всей войны против
Советского Союза.
	у же в начале войны гитлеровское коман-
дование ‘наносило главный удар на москов-
ском направлении, бросив здесь в наступ-
ление сильнейшую группировку войск.
	‚ Фашистская Германия начала войну про-
тив Советского Союза при вытолных для
нее условиях. Ее армия была полностью
отмобилизована, вооружена огромным ко-
личеством танков и авиации. Гитлеровцы
надеялась одним ударом опрокинуть и рал-
сеять советские войска, прикрывавшие на-
и западные гранины, после чего безоета-
новочно двинуться на Москву. Гитлеровпы
рассчитывали в течение первых трех не-
дель войны овладеть советской столицей.
	Однако Советская Армия, выполняя
сталинский стратегический план активной
сбороны, уже в летних сражениях, развет-
нувшихся на полях Белоруссии, а затем в
	районе Смоленска, решительно сорвала раг-
четы врага. Группировка фашистских
войск, брошенная в наступление на москов-
ском направлении, понесла в этих сраже-
ниях колоссальные потери и в сентябре
1941 года была вынуждена перейти к 060-
pone ua рубежах в 300 километрах запад-
нее Москвы.
	В октябре 1941 года гитлеровцы пред-
принимают новое наступление на Москву.
На этот раз для удара на советскую столи-
цу были брошены главные силы фашист-
ской армии. Враг располагал большим чис-
ленным перевесом в люлях, в танках и
авиации. Верховный Главнокоманлующий
товарищ Сталин поставил перед советеки-
ми войсками, оборонявшими Москву, задз-
чу — в оборонительных боях максимально
истреблять живую силу п технику армии
противника, свести на-нет ее временное
преимущество. Одновременно по указаняю
товарища Сталина в тылу нашей страны
полготовлялись свежие резервные дивизий
и сосрелоточивались под Москвой. Руковоля
обороной столицы, товарищ Сталин в то же
время готовил сокрушательный удар по
врагу.
	В конпе ноября и в начале декабря
1941 года сражение под Москвой достигло
высшего напряжения. Две фланговые
ударные группировки гитлеровских войск
на огромнюм фронте, охватывая Москву
с севера и юга, стремились к столице.
Немпы подошли к каналу имени Москвы,
на юге прорвались к Вашире и на под-
ступы к Рязани. Но это был предел но-
мепкого продвижения к советской столице.
№ этому’ времени советские войска уже
истребили значительную часть людекого со-
става немецких дивизий; враг потерял на
полях Подмосковья многие сотни танков и
самолетов, а также большое количество
другой боевой техники. Немецкая армия,
обескровленная и измотавная. была окон-
чателько остановлена и сказалась неспо-
собной к дальнейшим  наступательным
	ВАРШАВА, 5 декабря. (ТАСС). Сегодня
все газеты на первых страницах поме-
шают портреты великого вождя советеко-
го народа Генералиссимуса Иосифа Burca-
рионовича Стадина и статьи, посвяшен-
ные  Сталинской Конститупии,

Сталинская Конетитуция, пишет газета
«Трибуна люду», является законным под-
тверждением ‘того факта, что социалисти-
ческая система победила в народном хо-
зяйстве Советского Союза как в городз,
так и в деревне.

Сталинская Конституция, пишет далее
«Трибуна люду», это величественный ло-
кумент, подтверждающий превосходство
социалистической системы над капитали-
стической, это самая демократическая
конетитуция в истории человечества.
		БУДАПЕШТ, 5 декабря. (ТАСС). Все
венгерские газеты отмечают ‹егодня 14-ю
годовщину со дня принятия Сталинской
Конституции.

Сталинская Конституция, пишет «Са-
бал неп», «является основным законом
победоноеного  сопиализма.„ Сталинская
Конституция укрепляла и укрепляет веру
советских людей в собственные силы. и мо-
билизует их на борьбу за достижение но-
вых побед. Но ее значение далеко выходит
за пределы Советского Союза».

«Конституция Советского Союза.— пи-
шет в заключение газета.-— уважает пра-
ва каждого народа, — как большого, Tak “i
малого. на независимость и суверенитет.
Тем самым она не только содействует co-
хранению мира, но и указывает всем дру-
THM государствам путь, идя по которому
можю отетоять мир».
		БУХАРЕСТ, 5 декабря. (ТАСС). Румыв-
ские газеты публикуют ‘статьи и другие

материалы, ‘посвященные Дню Сталинской
Вонституции.
	Тазета «Окынтейя» поместила фотомон-
таж о жизни в Советском Союзе — о пра-
ве на труд, на отдых, на образование, об
	изобилии и зажиточной жизни советских
людей.