ЗЕМЛЯ,

РОЖДЕННАЯ ВНОВЬ

Фильм появился через восемь месяцев после событий, которым он посвящен. 17 сентября 1939 года — дата освобождения народов Западной Белоруссии и Западной Украины от панского ига. Режиссер Александр Довженко создал фильм, посвященный этим событиям. В картине показаны только подлинные кинодокументы, заснятые в те дни операторами Ю. Екельчиком, Г. Александровым, Ю. Тамарским, Н. Быковым и группой операторов Московской и Киевской студий Главкинохроники.
Довженко назвал фильм Освобождение исторической хроникой. Сперва это название вызывает удивление. Восемь месяцев, право же, это слишком маленький срок
для того, чтобы наша действительность начала казаться историей, стала восприниматься как прошлое. И все же Довженко оказался прав. Он проявил великолепное чутье художника, глубокое проникновение в сущность собствен
ного создания. Фильм, который он показал, действительно историческая хроника. И произошло это потому, что Довженко сумел показать настоящее с точки зрения будущего.
Мы привыкли к тому, что хроника фиксирует жизнь, факты, и эти факты говорят сами за себя. Мы бываем благодарны кинематографии за то, что она запечатлела на пленке те или иные события, людей, подлинную действительность.
Настоящие, существующие в действительности люди, события, факты составили содержание фильма Осво
бождение. Но в руках замечательного художника, каким является Довженко, эти факты заговорили языком искусства. Они сопоставлены и обобщены. Жизнь, за
печатленная на пленке, воспринимается не только мыслью, но и чувством. Фильм проникнут подлинной поэзией.
В фильме диктор говорит: «как будто земля рождается вновь». Вот это новое рождение вчера еще порабо
щенной украинской земли — основная тема нового фильма Довженко.

Картина начинается со спокойного лирического пейзажа. Мы видим поле и узенькую речушку. Это даже не речушка, а скорей ручей, и между тем диктор говорит в

Н. Оттен

производство киевской студии
Режиссер засл. деят. искусств А. Довженко
Операторы: Ю. Екельчик, Г. Александров, Ю. Тамар
ский, Н Быков и др.
На снимке: кадр из фильма