Кадры

из фильма

Освобождение

фильме правду, называя эту речушку непроходимым водным пространством, разделявшим народы Украины, потому что эта речушка и была линией границы, отделявшей советскую Украину от порабощенной поляками Украины Западной.
Мы видим нищие деревни. Видим едва движущуюся соху в поле. Видим католические кресты на дорогах. Ви
дим неподвижных, преисполненных отчаяния, голодных и оборванных матерей с детьми на руках.
Но вот раздаются слова главы советского правительства товарища В. М. Молотова о защите жизни и имущества украинцев и белоруссов, живущих на территории развалившегося польского государства. И трагическая неподвижность, мертвенная замедленность жизни на по
рабощенной панами территории сменяется ослепительным натиском лавины танков, самолетов, мото-механизированных частей Красной Армии.
Все оживает, все приходит в движение. Народ, высыпает на улицу, крестьяне забрасывают танки цветами, го
рожане устраивают советским воинским частям овации. Население радостно окружает красноармейцев и обру
шивается на них градом вопросов. Как много вопросов и как они разнообразны! Как они порой смешны! Можно ли в СССР разводиться? Делают ли у нас золотые зубные коронки? Красят ли женщины губы? Можно ли молиться богу? И красноармейцы отвечают на все вопросы с абсолютной серьезностью: разводиться не воспре
щено; золотые коронки делают; женщины, если хотят, губы красят; богу молиться можно... но паны все равно не вернутся...
С гор спускаются рослые и прекрасные гуцулы. Возвращаются в деревню пленные солдаты бывшей польской армии. Идут за работой интеллигенты: врачи, юристы, агрономы, учителя, инженеры — все те, кто давно забыл о работе по своей специальности.
Все оживает. И начинается, растет, ширится народное движение за становление новой жизни, за дальнейшее движение к народному счастью, за включение народов
Западной Украины и Западной Белоруссии в семью народов Советского Союза.
Народы Западной Украины и Западной Белоруссии решают свою судьбу в едином порыве, в едином стремлении сердец. За Советский Союз! За социализм! За великий советский народ! За Сталина!
У памятников Ивана Франко и Адама Мицкевича происходят демонстрации единения украинцев, поляков, евреев и русских — новых советских граждан, готовых строить совместно великую социалистическую культуру, наследующих всю культуру прошлого.
Вторая половина фильма начинается кадрами, зафиксировавшими заседания народных собраний Западной Ук
раины и Западной Белоруссии, где решались судьбы народов и где был избран единственно возможный путь к свободе и счастью — путь единения с народами Советского Союза. Затем в фильме показаны заседания Верховного Совета Союза ССР, где был решен вопрос о прие
ме народов Западной Украины и Западной Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик, в Украинскую и Белорусскую республики, а также заседания верховных советов Украины и Белоруссии, где этот вопрос был окончательно оформлен.
Всю вторую половину фильма занимают заседания, речи. Но в этих речах столько страсти, в этих заседаниях столько подлинного энтузиазма, что невозможно смотреть
эту часть фильма без волнения. Говорит ли убеленный сединами профессор, говорит ли молодая учительница, или измученная непосильным трудом крестьянка или быв
ший политкаторжанин, — все речи полны революционного огня и страсти, какими полон человек, выражаю
щий чувства всего народа, стремления и чаяния своей родины.
Фильм режиссера А. Довженко Освобождение — это действительно историческая хроника, созданная поэ
том, сумевшим показать, как в исторических событиях, начавшихся 17 сентября 1939 года, вновь рождалась земля и новая счастливая жизнь миллионов людей.